Игры по нравственному воспитанию

1. ОДНО СЛОВО
Играют 3-15 человек.
Загадывается один Библейский герой. Один игрок должен угадать его,
а остальные помогают ему. Все по очереди говорят одно слово, которое связано с этим героем.
Например, загадано Адам. Слова к нему могут быть такими: первый, грех, запрет и т.д. Следующим угадывать идет тот игрок, на чьем слове был дан правильный ответ.
2. БИБЛЕЙСКИЙ ГЕРОЙ
Это игра для детей или для тех, кто только начинает изучать Библию.
Играют 5-10 человек.
Каждый участник пишет на маленьком листочке имя одного Библейского героя, историю про которого он сам хорошо знает. Затем листочки свертываются и перемешиваются. Игроки тянут по одному листочку и по очереди рассказывают про того Библейского героя, имя которого им досталось.
Если игрок затрудняется в рассказе, то ему помочь должен тот, кто писал выпавшее имя.
3. АССОЦИАЦИИ
Для игры требуется 3-10 человек.
Один человек выходит, а остальные загадывают какое-нибудь слово или понятие из Библии, например Вифлеемская звезда. Угадывающий игрок заходит и начинает задавать каждому по очереди вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».
Например:
• это живое?
• это деревянное?
• это съедобное?
• это имел Иисус?
• сейчас мы может это иметь (видеть)?
Когда же, наконец, угадывающий игрок отгадает слово,
то следующим угадывать идет тот, кому последнему был задан вопрос.
4. ТЕСТ «О СЕБЕ»
тематическая игра
Предложите всем присутствующим (5-35 человек) написать 5-10 имен существительных, которые они могут отнести к себе. Например: человек, женщина, студентка и т.д.
После того, как все написали, спросите, кто написал
• о себе, что он — человек
• о своей принадлежности к семье (жена, мать, отец и т.д.)
• о своей принадлежности к профессии (врач, студент)
• о своем отношении к церкви и служению
А кто написал, что он — грешник? Наверняка, об этом забудет большинство.
ВЫВОД: Вы хорошо думаете о себе. Среди вас мало грешников. Но Библия говорит, что Христос пришел, чтобы спасти грешников. Где же будете вы?
5. КОНФЕТА ПОД СТУЛОМ
Тема игры: как услышать голос Божий
Один человек сидит на стуле, у него завязаны глаза. Под стулом закреплена конфета (можно использовать скотч). Три добровольца , находящиеся в разных концах комнаты, пытаются добраться до сидящего и взять у него конфету. Сидящий пытается остановить их, говоря: «СТОП» и показывая в сторону, откуда, по его мнению, слышится шум. Если он правильно показал, пойманный игрок остаётся на месте, остальные продолжают своё опасное путешествие.
6. СЛЕПОЙ ВАРТИМЕЙ
На вступление к уроку о слепом Вартимее.
Одному добровольцу завязываются глаза, предварительно узнав, хорошо ли он ориентируется в помещении. В трудно доступное место положить предмет, человека в повязке раскрутить и послать за предметом.
7. ПРЕКРАСНЫ НОГИ…
На вступление к теме: ” Римл. 10:15 (И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!)
Найти в группе самую большую ступню… самую маленькую… самую оригинальную… и поговорить на тему Римл.10:15
8. СТИХ В ЖЕСТАХ
Игра очень проста. Главное ее преимущество — она помогает учить Библейские стихи в увлекательной форме. Игру хорошо проводить а домашней группе. Могут участвовать от 3-х до 15-ти человек.
Каждый человек (или команда из нескольких людей, если вас много) получает листок с написанным в нем стихом. Через некоторое время игроки по очереди должны показать свой стих в жестах (жесты они придумывают сами), при этом стих должен проговариваться вслух. Можно также объяснить, как понимать этот стих и почему придумали те или иные жесты. Еще можно один и тот же стих дать двум командам. Их выступления сравниваются и оцениваются, чье лучше.
Для примера приведу, как можно жестами показать стих «Ибо так возлюбил бог мир, что отдал сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Иоанна 3:16)
Ибо так возлюбил — два удара кулаком в районе сердца (когда мы влюблены, то сердце бьется у нас часто)
Бог — рука показывает в небо
мир — ладонь открыта, показываем вокруг себя
что отдал — двумя руками отрываем как будто что-то от груди
Сына Своего — рука как будто касается головы маленького ребенка
чтобы всякий — указательным пальцем показываем на одного, второго, третьего человека
верующий — складываем ладони, как для молитвы
в Него — опять показываем на небо,
не погиб — сначала указательным пальце показываем как «нельзя», потом показываем смерть — скрещенные руки на груди
но имел жизнь — щупаем пульс (пульс есть — значит человек жив)
вечную — символ вечности — замкнутый круг, рукой проводим круг в воздухе.
.Обязательно проговорите место священного Писания, откуда взят стих. Стихи лучше всего подбирать такие, которые нетрудно показать. Предлагаю следующие:
• Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. (Осия 6:6)
• В начале сотворил Бог небо и землю. (Бытие 1:1)
• Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим 6:23)
• Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (притчи 17:1)
• Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. (Кол. 3:1-2)
• Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. (Откр. 3:20)
• Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. (1 Иоанна 1:5)
• Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иакова 2:26)
• Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа. (Матф. 28:19)
При хорошей тренировке можно усложнить игру. Пусть кто-то показывает стих (только хорошо известный), а другие отгадывают.
9. ЗВУКОВАЯ ИСТОРИЯ
Эта игра хороша для молодежи и детей, которые уже знают основные Библейские истории. Играют 2-4 команды по 3-10 человек в каждой. Каждой команде дается задание изобразить Библейскую историю в звуках. Другие команды должны прослушать (всем закрыть глаза!) и угадать, что это за история. Предлагаю изобразить звуками следующее:
• Как животные заходят в ковчег
• Падение стен Иерихона
• Притча о заблудшей овце
• Строительство Вавилонской башни
10. СЛОВО НАОБОРОТ
Ведущий быстро называет слова. Дети должны в уме переставить буквы этого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листке бумаги «задом наперед». Например, ведущий говорит слово «пилот», ребенок пишет слово «толип», «саламандра» — «арднамалас». Можно начинать с коротеньких слов и заменять их на более длинные. Можно использовать Библейские термины и слова.
11. БИБЛЕЙСКИЙ СЛОВАРЬ
Играющие делятся на две команды, можно еще выбрать судью для решения спорных вопросов. Случайно выбирается буква алфавита, исключая Ь,Ы,Ъ, для этого можно взять первую попавшуюся книгу и букву, находящуюся на заранее условленном месте строчки с условленным номером на условленной странице. В процессе игры команды просто называют по очереди слова из Писания на выбранную букву. Повторяться нельзя, слова должны быть нарицательными существительными в начальной форме — именительный падеж, единственное число, и достаточно известными, чтобы их существование было неоспоримо. Кто из команды назовет слово, не важно
12. БИБЛЕЙСКИЕ КАРТИНКИ
Пишутся карточки, на одной стороне у них написано слово, а на другой, сколько очков дается за это слово. Из двух команд выходят по одному человеку, выбирают слово и рисуют, чья команда быстрее отгадает, что это за слово, тому эти очки и записываются. Слова можно написать Библейские. Например (для детей):
• Ковчег
• Жертвенник
• Радуга
• Потоп
• Дерево познания добра и зла
• Библия
• Грех
13. СПРЯТАННЫЕ СЛОВА
Играющие делятся на 2-5 команд по 2-7 человек в каждой. Командам раздаются листочки (скачать ЗДЕСЬ) На этих листочках — большая таблица со множеством букв. Нужно найти спрятанные слова (это будут Библейские имена). Слова могут быть написаны по горизонтали (справа налево и слева направо), по вертикали (сверху вниз и снизу вверх), а также по диагонали. кто быстрее найдет 10 спрятанных слов — тот и выиграл.

Презентация на тему: Нравственное воспитание дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Нравственное воспитание дошкольников

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Процесс формирования ценностных ориентаций и установок начинается уже в дошкольном возрасте. Этот период наиболее благоприятный для приобщения детей к моральным ценностям.

Основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи, образовательного учреждения – той среды, в которой происходит становление и развитие. В дошкольном возрасте ребенок овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результат нравственного воспитания – появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = Нравственное качество Механизм нравственного воспитания

Главная особенность этого механизма – отсутствие принципа взаимозаменяемости. Важен каждый компонент и ни один не может быть исключен. Механизм может иметь гибкий характер, где последовательность компонентов может варьироваться в зависимости от особенности нравственного качества и возраста детей.

1 уровень – приобретение дошкольниками социальных знаний, на основе которых у ребенка складываются представления о сущности нравственного качества, о его необходимости; при этом важно, чтобы у ребенка появилось желание овладеть нравственным качеством. Уровни результатов

2 уровень результатов – получение детьми опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. 3 уровень – формирование навыков и привычек. 4 уровень – получение дошкольниками опыта самостоятельного действия, проявляющегося в поступках и поведении.

Механизм нравственного воспитания Уровень результатов Вид деятельности Приобретение знаний и представлений Формирование отношений и чувств Формирование навыков и привычек Формирование поступок и поведения Игровая деятельность Дидактическая игра Создание воспитывающих ситуаций Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Познавательная деятельность Рассказ, чтение произведений для детей Рассматривание картин, иллюстраций Этические беседы экскурсии

Воспитательная доминанта: формирование умения подбирать слова, выраженные прилагательными, характеризующее личностное качество. Дети стоят по кругу и перебрасывают мяч. Тот, кто поймал мяч, говорит какой-нибудь комплемент тому, кому он бросает мяч. После игры поделиться впечатлениями. Осознать, как меняется отношение к нам, когда мы и нам говорят хорошие слова. Игра «Комплимент»

Воспитательная доминанта: формирование умения анализировать свое поведение и давать оценку. Посмотрите на этот круг. В середине стоит человечек. Это вы. Разложите карточки вокруг человека следующим образом: если качество у тебя проявляется часто. Положи карточку рядом с человечком; если качество проявляется реже, положи дальше от себя; а если у тебя таких черт характера нет, карточка должна лежать за пределами круга. Педагог зачитывает качества: добрый, злой, жадный… Затем педагог выясняет у детей, почему они именно сюда поместили карточку. Игра «Мой характер»

Воспитательная доминанта: формирование умения объяснять суть нравственного качества и видеть в нем отличие от других. Объясните, чем отличается дружба от ссоры, добро от зла, правда от лжи. Игра «Объяснялки»

Иметь хороших друзей – одна из лучших ценностей жизни

Уважение и дружба – главный признак воспитанности

Доброта проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды

Нет ничего приятнее, чем радостное лицо друга

Настоящий друг везде Верен, в счастье и беде; Грусть твоя его тревожит, Ты не спишь — он спать не может, И во всем, без дальних слов, Он помочь тебе готов. Да, по действиям несходны Верный друг и льстец негодный. /У.Шекспир/

  • Шарафутдинова Лия ЖамильевнаНаписать 963 29.01.2016

Номер материала: ДВ-390851

    29.01.2016 789
    29.01.2016 421
    29.01.2016 889
    29.01.2016 1435
    29.01.2016 339
    29.01.2016 621
    29.01.2016 302

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Лучший уголок по духовно-нравственному воспитанию

Ирина Баранова
Лучший уголок по духовно-нравственному воспитанию

Дошкольное детство- это важный период в жизни ребёнка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Необходимо сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и приумножая, внести в современный образовательный процесс. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Ещё В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека. «Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Я считаю, что необходимым условием для духовно-нравственного воспитания детей является создание предметно-развивающей среды. В нашем детском саду, прошел смотр-конкурс Лучший уголок по духовно-нравственному воспитанию, цель которого приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, активизация позитивных, гармоничных, отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей, создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка. Наша группа приняла активное участие.

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Из опыта работы МДОУ по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Мы знаем из Евангелия, как Господь любил детей. Он повелел своим апостолам: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко мне, ибо,.

Видеоотчет НОД по духовно-нравственному воспитанию «Добрые дела» НОД по духовно нравственному воспитанию «Добрые дела». Интеграция образовательной области «Познание» (духовно нравственное воспитание,.

Перспективный план работы по духовно-нравственному воспитанию детей Месяцы Содержание работы Возраст детей Ответственные Программные задачи сентябрь Осенины Старшая группа Воспитатели, ст. воспитатель Закреплять.

Презентатция по духовно — нравственному воспитанию посредствам олонхо Результаты проведенного нами исследования показали эффективность развития духовно-нравственных качеств личности детей старшего дошкольного.

Проект по духовно-нравственному воспитанию детей 4–7 лет ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Комплексна система работы с детьми 4-7 лет по формированию духовно-нравственных качеств на основе православной.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Светлая Пасха» Проект по духовно-нравственному воспитанию «Светлая Пасха» Тип проекта: практико-ориентированный, творческий. Продолжительность: краткосрочный.

Проектная деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей 5–6 лет в ДОУ Актуальность проекта. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли большие изменения и в сфере морально — нравственных ценностей и.

Работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию Содержание деятельности детского сада направлено на: -знакомство детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Нам есть чем дорожить» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по духовно- нравственному воспитанию.

Картинки нравственное воспитание

Введение .

Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искусств, или, говоря доступным языком, его содержанием выступает эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Умелое сочетание обще дидактических принципов и методов обучения с принципами и методами художественной педагогики является одной из основ преподавания изобразительного искусства в школе.

Одним их характерных признаков современного урока изобразительного искусства является:

-развитие художественно-творческих способностей учащихся;

-сотворчество ученика и учителя в процессе создания художественного образа;

Слайд 2

Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Духовно-нравственное воспитание — это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных отношений.

В ходе этого процесса осуществляется последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, отечеству и миру в целом.

Слайд 4

Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема.

Искусство тесно переплетается с моралью. В основе этого единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, столкновение добра и зла, интереса и долга, проблемы смысла жизни, решаемые искусством эстетически: в художественной форме и художественными средствами.

Слайд 5

И основной задачей учителя ИЗО, с моей точки зрения, является формирование эстетического вкуса и этических норм у учащихся через общение с искусством. Структура и содержание занятий должны быть направлены на обучение детей творчески мыслить, духовно и культурно общаться с окружающими, любить, понимать и ценить искусство .

Наша задача,- научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской

Слайд 6

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием поля художественно-изобразительной деятельности.

Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами Великих Мастеров, а так же создание и восприятие художественных образов.

Слайд 7

Одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер и ИКТ – технологии: мультимедиа презентации, слайд – фильмы и тестовые задания. Успех применения каждого зависит от правильного определения места в структуре урока, целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами, от типологии урока.

Слайд 8

Преимущества технологии пошагового рисунка:

— получение навыков приемов рисования,

— уверенность повторения линий,

Слайд 8

Ребенок на уроке осваивает работу красками и кистью, графическими материалами, учится пользоваться линией, пятном, т.е. получать те основы навыков, которые позволят ему чувствовать себя более уверенно на следующем этапе обучения.

Слайд 48

Формируя у детей культуру восприятия через искусство, мы создаем тем самым реальные предпосылки для широты эстетического и духовно-нравственного воспитания,

которое должно исходить из естественной радости человека в красоте и пробуждать в нем общее стремление и привычку к творчеству

Что есть духовность?

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу — утверждает духовенство.

Мудрец ответит просто — путь к себе.

Поэт с художником подскажут – вдохновенье.

Певец и композитор — песнь души.

Политик — совесть, физик – убежденье.

И все они по-своему правы.

Духовность — это творчества начало,

Методическая разработка тематического сценария по духовно-нравственному воспитанию дошкольников 5 – 6 лет

Базовая степень вовлеченности в благотворительность: дети слышали и участвовали в благотворительных акциях.

Цель: формирование у детей моральных представлений о положительных и отрицательных поступках, чувствах и эмоциях (добре и зле), на примере поступков людей, сказочных персонажей; формировать у детей внутреннее стремление помогать другим людям.

Задачи:

  • закрепить знания детей о значении слов: добро, доброта;
  • формировать понимание добрых и злых поступков;
  • формировать умение детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи;
  • стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
  • развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
  • развивать моторику, двигательную активность, координацию движений;
  • способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
  • поощрять стремление детей совершать добрые поступки;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, любовь и доброжелательное отношение к окружающему миру, близким людям, животным.

Словарная работа: развитие монологической и диалогической речи, закрепление пословиц о добре «Добро побеждает зло»; активизация словаря «благотворительность».

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений о добрых поступках людей: Е. Пермяк «Пичугин мост», В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное Слово», Ш. Амонашвили «Доброта», А. Лопатина, М. Скребцова. «Беседы и сказки о семье», М. Скребцова. «Сердце матери», «Нежность», А. Лопатина. «Ежиха – портниха».
  • Прослушивание песни «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук»), «Подари улыбку миру». Автор текста Сазонова, музыка А. Варламов. Песня из мультфильма «День рождения Кота Леопольда», «Если добрый ты», «Улыбка» В. Шаинский.
  • Музыка во время прослушивания притчи: EnnioMorricone -LeVent, LeCri (Крик ветра).

Создание детьми творческих работ на тему «Добро и зло в сказках».

Преемственность младшего и старшего дошкольного возраста: помощь в проведении режимных моментов, организации досуга (показ кукольных спектаклей), совместные игры, изготовление атрибутов для игр и подарков своими руками.

Совместное творчество детей и родителей, организация фотовыставки «Я в мире доброты».

Участие в проекте, организованном совместно с Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам.

Форма организации детей: НОД с показом презентации.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня мы будем искать ответ на вопросы: что такое доброта? зачем творить добро? что такое благотворительность. Мы научимся различать добрые и злые поступки, и поймем, какие поступки делают мир лучше.

– Свой рассказ, я хочу начать с притчи:

Слайды со 2 по 7

«Однажды старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.

Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— Дедушка, а какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Дорогой мой, всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Ребята, как вы понимаете эти слова? Ответы детей.

Воспитатель: Да, ребята, если вы совершаете дурные поступки, часто злитесь, обижаетесь, во всем видите плохое – то значит, вы кормите злого волка. А если вы доброжелательные, дарите хорошее настроение, помогаете окружающим, совершаете хорошие добрые поступки – это значит, что вы кормите доброго волка.

Слайд 8 «Добрый волшебник»

Дети, посмотрите, кто появился?– волшебник. Он добрый или злой? Как вы догадались? Хотели бы вы с ним встретиться? Подружиться? Почему?

Воспитатель: Правильно, это добрый волшебник, он может сделать чудо.

Добрый человек, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый, сердечный.

А еще он прислал нам письмо.

Слайд 9 «Злой волшебник»

Воспитатель: Что вы скажете про этого героя? Он вам нравится или нет, почему? А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, грубый, жадный, завистливый.

Воспитатель: Давайте прочтем его письмо.

Ребята, что он нам рассказал про себя, вы встречали таких людей?

А мы можем помочь ему стать добрее?

Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ребята, а доброту можно увидеть? Ответы детей. Увидеть в поступках, чувствах человека.

Слайд 10

Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру! Давайте встанем в круг.

Я вам хочу предложить поиграть в игру с мячом. Будем по очереди кидать мяч и заменять предложенные мной слова на добрые.

Игра «Замени добрыми словами»

Злой – добрый
Грубый – ласковый
Отнять – отдать, подарить
Поругать – похвалить
Ленивый – трудолюбивый
Обидеть – защитить
Огорчить – обрадовать
Грустный – весёлый
Крикливый – молчаливый
Трусливый – храбрый
Жадный – щедрый

Я принесла сегодня вот такой красивый красный клубок ниток. Хочу предложить поиграть в игру…

Игра «Наши нити добра»

Дети становятся в круг, по очереди называют добрые поступки, передавая клубок. Видите ребята – если делать добрые дела, то мы все связываемся друг с другом невидимыми ниточками добра. Желаю вам всегда делать выбор в пользу добра и любви и дружить друг с другом, заботиться о тех кто слабее и младше, помогать людям и быть отзывчивыми и милосердными.

Слайд 10 «Оцени поступок»

А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки, подумать и оценить поступки детей.

Слайд 11

Воспитатель: Посмотрите, какой это поступок. Почему вы так решили ?

Воспитатель: Правильно, это добрый, хороший поступок. Вырастет новое дерево, воздух станет чище, прилетят птицы. Будут радовать нас своим пением.

Слайд 12

Воспитатель: посмотрите, что делает мальчик?

Может он играет? Мальчик стреляет из рогатки, как он поступает? Почему?

Слайд 13

Воспитатель: – Ребята, рассмотрите эту картинку? Что на ней происходит?

– Что делают малыши? (малыши играли, а большой мальчик, их обижает).

– Как играют дети? (ответы детей)

– Ребята, а как вы думаете, получается ли у детей игра? Почему (нет) ?

Ответы детей: потому, что большой мальчик, не попросился в игру к младшим, а без разрешения сломал куличик, и этим обидел малышей. Один не хочет уступить другому, отбирает игрушки, злится и получается ссора. А все это происходит от злости , жадности и зависти.

Слайд 14

Воспитатель: Давайте посмотрим следующий слайд, чем он интересен? Ответы детей.

Бывают ситуации, когда человек сам двигаться не может, и он вынужден находиться в специальном кресле, которое помогает ему передвигаться, гулять, любоваться природой, заводить друзей. Эти люди (с ограниченными возможностями здоровья) тоже хотят жить полной жизнью. Мальчик, который везет девочку в специальной коляске,(возможно, свою сестренку), совершает добрый, милосердный поступок, гуляет с ней, и это ему нравится. Он понимает, что девочке нужна его помощь.

Слайд 15

Воспитатель: Какого человека мы назовём добрым?

Высказывания детей: Добрый человек любит своих родителей и друзей, хорошо относится к окружающим. Добрый – это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших, защищает слабых. Он заботится о природе и сохраняет её. Добрый человек внимательный, отзывчивый, заботливый, щедрый. Он всегда придёт на помощь.

Воспитатель: верно, ребята. Конечно, вы все правы. А, что такое «доброта»? (предполагаемые ответы детей)

Воспитатель: Доброта – это чуткость, отзывчивость по отношению друг к другу. Это помощь людям, животным и растениям. Доброта – это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. Подумайте, о ком или о чём можно сказать «добрый»? (Дети: вечер, путь, рассказ, человек, поступок).

Слайд 17

Воспитатель: А теперь я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам

Слайды с 18 по 20

Дети смотрят на слайды, и отгадывают имя доброго или злого героя.

Воспитатель: Как можно назвать взрослых людей, детей, героев сказок, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными, смелыми, отважными, бескорыстными)

Подумайте, почему люди совершают добрые дела, что они ждут взамен?

По-настоящему добрый человек за свои дела не ждет похвалы или награды, он делает это просто так! То есть он творит добро, благо для окружающих или по-другому это называется благотворительность. «Благо» означает «добро», а «творить» – «делать». Значит слово «Благотворительность» означает «делать добро».

Давайте вспомним, в каких еще сказках борется добро и зло?

Слайды с 21 по 23

Наши добрые дела

Воспитатель: Ребята, а какие добрые дела мы с вами совершали?

Воспитатель: Посмотрите: Лера была в контактном зоопарке и кормила там животных. Илюша в парке Лосиный остров кормил белочку.

Вы кормили птиц в Измайловском лесопарке во время поездки на Царскую пасеку.

Мы с вами участвовали в акции «Покормите птиц зимой».

Игорь во время воскресной прогулке по Яузе кормил уток.

Вика гуляла со своей пробабушкой, у которой слабое зрение. И Вика аккуратно поддерживала ее во время прогулки.

Вы помогали одеваться на прогулку малышам, учили их делать постройки из строительного материала, показывали сказку «Теремок».

В подарок детям средней группы мы с вами сделали игру «Забрось шарик» из пластмассовых бутылок.

Слайд 30

А еще мы с вами собирали крышечки. КРЫШЕЧКИ – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать город Москва чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Рефлексия

Воспитатель: Дети, что нового, интересного и важного для себя Вы сегодня узнали? Какмы можем применить полученные знания?

Дети: Надо быть добрым, заботливым, вежливым. Быть веселым. Помогать людям. Если ты будешь хорошим, то у тебя будет много друзей. Доброта – это украшений нашей жизни.

Воспитатель: Дети, мы с вами тоже можем быть волшебниками: делать добрые дела, помогать другим людям, говорить добрые слова – от этого всем будет лучше, мир будет добрее. Подумайте, кому могут помочь наши добрые дела? Как еще мы можем помочь окружающим людям?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Как много у вас предложений. Очень хорошее предложение порадовать детей из детского дома. Помните, мы с вами делали игрушки своими руками, давайте их подарим ребятам из детского дома для украшения новогодней елки.

Слайд 31

Звучит песня «Дорога добра» (из кинофильма «Маленький Мук»)

А еще мы можем поехать к ним в гости, показать наш спектакль «Кошкин дом», подарить детям хорошее настроение и найти там новых друзей.

Мария Сизова
Картотека бесед «Нравственно-этические беседы с экологическим содержанием для детей 5–7 лет»

1.»Животные – наши друзья».

Цель: Формировать доброжелательное отношение к животным, желание обрести в животном друга.

Ход беседы:

Педагог предлагает детям послушать историю про котенка.

«Котенок»

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал. Может быть, его побили

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

Я взяла его домой,

Накормила досыта…

Скоро стал котенок мой-

Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост – трубой…

До чего хорош собой! (Е. Благинина)

— Что чувствовала девочка, когда увидела брошенного котенка? (жалость, сочувствие).

— Давайте покажем лицо девочки, нашедшей котенка.

— Как чувствовал себя брошенный котенок? (Жалобно мяукал, дрожал. Ему было страшно и холодно.)

— Давайте все вместе покажем брошенного котенка. (Взрослый обращает внимание на точную передачу образа потерявшегося котенка.)

— Как девочка помогла котенку?

— Каким стал котенок после того, как девочка взяла его домой? (Веселым, ухоженным, здоровым.)

— Как бы вы поступили на месте девочки?

2. «Чем отличаются и чем похожи животные и растения».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

— Ребята, вы много раз слышали слово «природа». Что оно, по вашему, означает?

— Что вы понимаете под словами «живая и неживая природа»?

— Мы с вами говорили о том, что в природе нет ничего лишнего, все и всё в ней взаимосвязаны. И если исчезает или вымирает определенный вид животных или растений, это ощущают все, в том числе и человек. Животные, растения и человек должны жить по законам добра, любви, уважения, взаимопомощи, милосердия.

— Какие растения вам известны? Какие растения есть у нас здесь? Какие растения есть у вас дома?

— Как вы думаете, растения живые? Если да, то почему?

— Как, по- вашему, растения дышат, Как они питаются как растут?

— Могут ли растения жить и развиваться в воде? Какие водные растения вы знаете?

— Каких животных вы знаете?

— На какие группы животных можно разделить?

— Какие животные живут у нас здесь, у вас дома?

— Как дышат животные на суше и в воде?

— Чем питаются животные (домашние, дикие, крупные, мелкие?

— У человека есть руки, а что есть у зверей, птиц, рыб?

— У человека есть пальцы, а что есть у животных? У человека есть ногти, а у животных?

— Как передвигаются животные и люди? Как передвигаются растения?

— Что нужно животным для роста и развития? Что нужно для этого растениям?

— Как вы думаете растения болеют? Болеют ли животные? Болеет ли человек?

— Как умываются животные, люди, растения?

— Какую пользу приносят растения? Какую пользу приносят животные? Человек?

— Как реагирую животные, человек, когда их обижают?

— Как реагируют растения, когда за ними не ухаживают постоянно?

-Как вы считаете, любят ли животные и растения музыку? Как они на нее реагируют?

— В каких случаях животные и человек испытывают боль? Когда испытывают боль растения?

— Какие правила поведения животных и людей в природе вы знаете?

— Как вы ухаживаете за растениями и животными в уголке природы детского сада и дома?

— ребята, и растения и животные, и люди- все мы дети планеты Земля, и должны жить дружно, чтобы сохранить ее. Сегодня вы много нового узнали о животных и растениях. Когда придете домой, обязательно расскажите об этом своим близким.

3. «Ты -часть природы».

Цель: Обогатить детей знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии, культуре общения, создавать нравственные основы личности.

— Дети. На нашей планете Земля живут вместе народы разных стран, множество животных и растут разнообразные растения. Все мы дышим одним воздухом, пьем одну воду и все зависим друг от друга. В мире растений и животных нет ничего лишнего. Человек- часть природы, вне ее он не может жить. Растения и животные дают человеку пищу, одежду, кров. Если человек неправильно ведет себя с природой, уничтожает растения и животных, загрязняет реки, моря, землю, для него потом жизнь становится невозможной. Загрязнения воздуха и воды, заражение земли приводят к возникновению разных заболеваний и даже гибели людей. Уничтожение одних видов животных ведет к нарушению экологического баланса и гибели других их видов. Все вы знаете о красной книге.Помните о том: вы всегда должны бережно относится ко всему живому, что вас окружает, чтобы наша Земля не превратилась в пустыню.

— Считаете ли вы животных своими друзьями? Почему?

-Похожа ли жизнь животных и растений на нашу с вами жизнь? Если да, то чем?

— Как за вами ухаживает мама? Надо ли так ухаживать за растениями, чтобы они ралли и цвели?

— Если у вас вдруг не будет мамы, вам будет очень плохо? Если охотник убьет медведицу и медвежонок останется один, как он тогда будет жить?

-Вам бывает больно, когда вам случайно наступят на ногу? Как вы думаете, растению больно, когда вы ломаете ветку, обрываете листок, цветок?

— Если мама вас не будет кормить, забудет вам приготовить завтрак или обед, как вы себя будете чувствовать? Что будет, если не полить растение, не покормить животных, рыбок?

— Если мама вас не будет умывать, мыть, какими вы тогда будете? Что будет с растением, если не протирать ему листочки? Как будет чувствовать попугай, если долгое время не чистить и не мыть ему клетку?

— Как вы думаете, настроение человека и животных зависит от погоды?

— Если бы вы были волшебником, в какого животного или растение вы бы хотели превратиться? Почему? Похожи ли они на вас? Чем?

— Ребята, берегите природу, Берегите животных и растения. Они наши меньшие братья.

4. «Учимся доброжелательности».

Цель: Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим, учить правильно выражать свое эмоциональное состояние в поведении.

Ход беседы: (просмотр мультфильма «Варежка»)

— Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Девочка Маша очень хотела завести себе собачку. Выйдя на улицу, она увидела, как ее друзья играли со своими животными. Маша попросила у своей подружки разрешения немного поиграть с ее щенком. Когда она его привела домой, то мама не разрешила ей оставить щенка. Отдав щенка, Маша загрустила и не заметила, как у нее выпала варежка на снег, которая вдруг превратилась в щенка. Маша очень обрадовалась своему новому – щенку.

— О чем мечтала девочка Маша?

— Почему мама не разрешала ей оставить в квартире щенка?

— Почему Маша загрустила, когда ей пришлось вернуть подруге щенка?

— Какое чудо произошло?

— Как чувствовала себя Маша, когда вместо варежки увидела маленького щенка?

— Как вы думаете,почему говорят: «Собака- друг человека». (Собака охраняет дом человека, спасает от беды. Она никогда не бросает своего хозяина).

5. «Берегите воду».Цель: Учить детей беречь водопроводную воду. Доходчиво объяснять детям, что для получения чистой воды людям приходится затрачивать много сил и средств. Ход беседы: — Ребята, любите ли вы купаться в ванне и под душем? А умеете ли вы плотно закрывать кран? -Понимаете, только тот умеет правильно пользоваться водопроводной водой, кто следит, чтобы кран, когда вода уже не нужна, был плотно закрыт. Ребята, вспомните, для чего мы используем воду? А случалось ли так, что в кране не было воды? -Вот видите, как трудно приходится, если в кране нет воды. Ведь возможность пользоваться ванной, душем-это большое благо. И чтобы в кране всегда была чистая вода, многие люди затрачивают большой труд. Мы с вами уже говорили о том, что в реки и озера попадают грязные стоки, поэтому вода в них перестала быть чистой, и прежде чем она попадет к нам в кран ее приходится очищать. Помните, какие специальные приспособления для этого используют? Правильно, очистные сооружения. -А если кран останется открытым, то текущая из него чистая вода смешивается с грязной и тоже попадает в очистные сооружения, так что они вынуждены перерабатывать еще большее количество воды. С каждым годом качество чистой воды ухудшается, поэтому воду надо беречь и один из способов-не тратить воду попусту, плотно закрывать кран.

6. «Жалейкин».Цель: Расширять знания детей о правилах поведения в природном окружении. Ход беседы: — Ребята, послушайте, что я вам расскажу. Жалейкин — мальчик добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали. — Вот неряхи! — вскричал Жалейкин — Как им не жалко портить такой бережок! Придется навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд. Снова стал бережок чистеньким и красивым.И пруд красивый: мусора на дне никому не видно. Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески к поломали о банки крючки. А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться. Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных! Всякое дело с умом делать надо, и уж если одно делаешь, то другое не порть! (Н. Сладков.) — Как относился Жалейкин к злу? Что возмутило его в поведении туристов? -Как Жалейкин навел порядок на берегу? К чему это привело? -Что следовало бы делать Жалейкину, чтобы вокруг было меньше недовольных? -Как вы оцениваете действия Жалейкина? Как бы поступили вы?

7. «Мальчик с ландышами».Цель: Воспитывать гуманное отношение к растительному миру. Ход беседы: — Ребята, послушайте рассказ. В воскресенье мальчик спешил по дороге из леса к поезду. В руке у мальчика были ландыши. Упругие стебли не помещались в ладони. Они вырывались, как живые, и падали на дорогу. Прохожие осторожно обходили эти нежные колокольчики. Мальчик вошел в вагон. Один пассажир объяснил ему, что губить душистые ландыши нельзя. Сорвешь цветок — погубишь семена. Не появятся новые цветы. С каждым букетом скудеет красота земного шара. Человек должен сохранить зеленый наряд Земли. — Почему ландыши вырывались, как живые, и падали на дорогу? С чем или с кем их можно сравнить? -Какие чувства вызывает у вас мальчик? -Почему некоторые мальчики и девочки да и взрослые, так себя ведут на природе? Дайте оценку такому поведению.

8. «Сурка».

Цель: Вызвать у детей стремление беречь животных. Воспитывать милосердие, сострадание. Ход беседы: — В саду нашли маленького щенка. Мальчику стало жаль щеночка. Он закутал его шарфом. Принесли молоко. Мама ткнула малыша мордочкой в блюдечко. Он начал лакать молоко. Назвали щенка Суркой. Он очень полюбил мальчика и его маму. (По С. Аксакову.) -Почему щенок привязался к мальчику и его матери? — В чем проявилась их забота о нем? -Как поступили бы вы, если бы увидели где-то крошечного, ничейного щенка или котенка?

9. «Старая кепка».Цель: Воспитывать гуманное отношение к птицам. Ход беседы: — Мишутка и Оля спустились в овраг по тропинке. Над оврагом плыла большая черная туча. В кустах затрещало, будто кто-то обламывал ветки. Это из тучи падали тяжелые капли дождя. Дождь шел недолго. Мишутка вышел из-под груши, нагнулся и вытащил из куста старую мокрую кепку. В кустах послышался тихий треск. Показался мальчишка с круглым добродушным лицом. Ребята познакомились. Мальчика звали Вася.Он посмотрел на кепку и сказал:- Это моя. Я ее нарочно на куст положил, а сам спрятался от дождя в дупле вербы. — А кепку, зачем оставил? — спросила Оля. Вася раздвинул ветки куста, где Мишутка нашёл кепку: — Смотрите! Мишутка и Оля увидели гнездо. В нем было трое большеротых птенцов. — Туча видели, какая была, с градом? Вот я и прикрыл их сверху кепкой. — А как же другие птенцы? — спросила Оля. — На другие садятся птицы и прикрывают птенцов. А эти осиротели. Их родителей убил ястреб. — Как же они теперь? — грустно произнесла Оля. — Кормлю. Скоро уже полетят. Я тут все гнездо знаю, и мои птенцы не хуже других. Птенцы уже знали Васю. Когда он нагнулся над гнездом, они сразу же широко раскрыли рты и громко запищали, прося есть. (По Н. Омельченко.) -О чем вы узнали из разговора Васи с Олей и Мишей? -Что вы можете сказать о Васе? О выражении его лица? Как он заботился о птенцах? -Что знал мальчик о своих пт енцах? — Как встречали птенцы Васю? Почему радостно? -Приведите известные вам случаи любовного отношения человека ко всему живому. — Какие чувства вызывает у вас Вася?

10. «Кормушка».Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы: -Сережа прибил за окном кормушку. Первыми стали брать корм воробьи. Однажды мальчик заметил среди них синичку. Сережа стал вешать кусочки сала для синички.

-Каким представляется вам Сережа? Что в нем вызывает симпатию?

— Как бы поступили вы и почему?

— Какую пользу приносят птицы?

11. Птичка.

Цель: Способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представления о добре, милосердии.

Ход беседы: — Поймал Сережа чижа и посадил в клетку. Однажды мальчик забыл закрыть дверцу. Птичка вылетела. Полетел чижик к окошку и ударился в стекло. Поднял Сережа птичку. Чижик тяжело дышал. Скоро он умер. С тех пор Сережа перестал ловить птиц. (По Л. Толстому)

-Почему Сережа больше никогда не ловил птиц?

-Почему ему было тяжело смотреть на страдания и смерть птички?

— В чем был виноват Сережа?

Список использованной литературы:

1. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» -М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

2. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4–7 лет:Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов -М.:ТЦ Сфера,2010г

3. Семенака С. И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.

4. Павлушенко Н. И. «Этические беседы по экологии»Надым: МОУ ДОД «Центр детского творчества», 2005г.

альфия васильева
Картотека бесед с детьми по нравственному воспитанию

Картотека бесед

по воспитанию нравственности

у детей в средней группе

карточка-1

Зачем говорят «здравствуй»?

Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече. Познакомить со способами приветствия. Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

карточка-2

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей, навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.

карточка-3

«Что такое доброта»

Цель:Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.

карточка-4

«Спешите делать добро»

Цель: Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

карточка-5

«Если добрый ты…”

Цель: Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.

карточка-6

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.

карточка-7

«Нечаянно и нарочно «

Цель: развивать нравственные чувства — сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.

карточка-8

» Учимся прощать своих друзей «

Цель: развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов » миролюбивый «, » обидчивый «.

карточка-9

» Почему бывают драки? «

Цель: формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.

карточка-10

» Фантазеры и лгунишки «

Цель: развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.

карточка-11

» Давай помиримся «

Цель: развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-12

» Хороший друг познается в беде «

Цель: формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.

карточка-13

«Как вести себя во время разговора»

Цель: познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах. Во время разговора не следует, есть. Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).

карточка-14

«Добрый – злой»

Цель: Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.

Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.

карточка-15

«Правдивость»

Цель: Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.

карточка-16

«Каким должен быть друг»

Цель: Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе. Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-17

«Будь опрятным и аккуратным»

Цель: Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.

карточка-18

«Правда – неправда»

Цель: Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят. Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.

карточка-19

«Доброжелательность»

Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).

карточка-20

«Игры без ссор»

Цель: Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе. Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего.

карточка-21

«Вежливость»

Цель: Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.

карточка-22

«Бережливость»

Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.

карточка-23

«Взаимопомощь»

Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.

карточка-24

«Стремление помочь»

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие. Учить детей отзывчивости, чуткости.

карточка-25

«Щедрость и жадность»

Цель: Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам. Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.

карточка-26

«Почему нужно уметь уступать»

Цель: учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.

карточка-27

«Ступеньки доброты»

Цель: на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитыватьотрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.

карточка-28

«Лучше добрым быть»

Цель: Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.


Играя, дети не только развлекаются и общаются со сверстниками и взрослыми. Игры еще и полезны: одни способствуют физическому развитию ребенка, другие улучшают его речь и память, а третьи направлены на воспитание лучших душевных качеств. Сегодня, 13 ноября, во многих странах мира празднуется День доброты. О том, какие игры научат ребенка доброте и внимательному отношению к ближним, рассказывает детский психолог Светлана Пятницкая.

Светлана Пятницкая, дошкольный педагог, детский и перинатальный психолог, автор образовательных программ для детей дошкольного возраста

Помните слова современной детской песенки: «Что такое доброта? Что это такое — доброта? И увидеть нельзя, и нельзя потрогать…»? Действительно, многие понятия являются неосязаемыми. Важно объяснить их смысл ребенку: рассказать, кого принято называть добрым, щедрым, отзывчивым, бережными заботливым по отношению к другим людям и миру в целом

Родителю полезно помнить: научиться делиться, жалеть, проявлять заботу и быть добрым ребенок может только тогда, когда сам получил достаточно заботы и сострадания от самых близких и родных людей. Здорово, когда взрослые не только жалеют малыша, но и умеют присоединиться к его состоянию, понять, что вызвало его чувства, помочь изменить его настроение и состояние на доступном ему языке.

В возрасте от трех до пяти лет ребенок начинает понимать: когда он, даже на уровне слов, проявляет заботу к людям и животным, это вызывакт положительную реакцию со стороны взрослых. И тогда малыш начинает все чаще так себя вести. Появляются первые осознанные моральные суждения: «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Ближе к 5−7 годам дошкольник начинает проявлять заботу и сочувствие на действенном уровне. При этом важно отметить, что ребенок пока еще не умеет ставить себя на место другого человека полностью и понимать интересы взрослых. Другими словами, наши восклицания: «Ты делаешь это мне назло? Ты специально? Разве не видишь, что я устала?» в этом возрасте неправомерны.

Обратите внимание на тех сказочных персонажей или мультяшных героев, которые вызывают симпатию вашего малыша. О ком он чаще других просит прочитать, каким мультфильмам отдает предпочтение? В кого он больше всего «превращается» в своих играх? Это даст подсказку, какими качествами он хочет обладать, что становится ценным для него.

Литература, полезная для души

Детям 3−5 лет можно прочитать венгерскую народную сказку «Два жадных медвежонка», стихотворение Эммы Мошковской «Жадина». Малышей чуть постарше познакомьте с творчеством Пушкина: «Сказкой о рыбаке и рыбке», «Сказкой о попе и работнике его Балде». Эти произведения в доступной форме объясняют ребенку, что такое жадность, алчность, скупость, чем неприглядны эти качества.

В 6−7 лет на ту же тему — индийская сказка «Золотая антилопа», басня Ивана Крылова «Ворона и лисица». В 7−8 лет почитайте рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово» — о важности употребления вежливых слов. Другие два рассказа этой писательницы, «Печенье», «Сыновья», рассказывают о заботе и внимании к близким.

После прочтения важно обсуждать черты характера главных героев, понимать мотивы, которые вызвали проявление определенных качеств: «Какой можно назвать лисицу? А ворону? Почему ты так решил?».

Прочтите с ребенком сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик» или посмотрите вместе одноименный мультфильм. Обсудите, какие желания загадывала девочка Женя. Какие из этих желаний понравились ребенку и почему? Какие бы желания загадал маленький слушатель, если бы у него был такой волшебный цветочек? Вместе сделайте вывод: получается, наши желания могут быть связаны как с удовлетворением личных потребностей, так и с пользой для других людей.

Добрые игры

Предложите поиграть в игру «Дерево желаний». Для этого возьмите цветную бумагу, вырежьте из нее полоски, напишите на них вместе, чтобы вы пожелали себе, близким, жителям нашей планеты. Например, так: «Хочу, чтобы все жители Земли были здоровыми», «Хочу, чтобы мои друзья были счастливыми», «Хочу, чтобы был мир во всем мире». После этого привяжите бумажки на веревочки и повесьте на дерево в любимом парке.

Игра «Лягушки и кочки». Перед игрой поупражняйтесь с ребенком в интонации произнесения фразы: «Ква-ква, подвинься!» Как сказать ее вежливо, высказав просьбу?

Разложите по полу подушки на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с небольшим усилием. Это будут кочки. Игроки — лягушки, живущие на болоте. Они прыгают на подушки соседок и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Вместе лягушкам на одной кочке тесно, и тогда одна из них прыгает дальше и ищет себе новую кочку. Также она может столкнуть с кочки свою соседку или же уступить место по ее просьбе. После игры можно обсудить, почему ребенок уступил или не уступил место, с какой интонацией была произнесена просьба, как можно было поступить иначе.

Игра «Ревушка и Злючка». По считалочке выбирается тот, кто будет исполнять роль одной из девочек. Задача ведущего — найти способ, с помощью которого удастся успокоить Ревушку и Злюку. Вы говорите: «Однажды две подружки пошли гулять. Они попали под сильный дождь. И тогда одна из них стала плакать. Покажи, как? Может быть, она перестанет плакать, если ее рассмешить?», — и тут малыш должен придумать, как это сделать. Вы продолжаете: «Может, ее надо переодеть в сухую и чистую одежду? Спеть веселую песенку?», — ребенок пробудет это сделать.

Вы говорите: «Другая стала злиться и ругаться. Покажи, как? Как же помочь Злюке? Может, потопать ногами? Покричать? Умыться, чтобы смыть злость? Рассказать подруге, что ее так рассердило? Посмотреть в зеркало и состроить смешную гримасу, чтобы рассмешить? Подумать о хорошем?» Пусть малыш пробует делать то, что вы предлагаете.

Игра «Скажи наоборот». Взрослый называет поступок или черту характера человека, а ребенок должен назвать слово с противоположным значением. Например: «Плохой поступок — хороший; трудолюбивый — ленивый, жадный — бескорыстный; щедрый — скупой; ласковый — грубый; аккуратный — неряшливый; дружелюбный — враждебный; заботливый — безразличный; трусливый — смелый; злой — добрый; мягкий — черствый».

Игра-соревнование «Кто больше?». В компании детей можно предложить выполнять различные задания. Например: сказать как можно больше вежливых слов, одной команде — вспомнить пословицы, другой — объяснить их смысл, назвать произведения, в которых говорится о каком-либо качестве.

Народная мудрость

Полезно обсуждать пословицы и поговорки о разных человеческих качествах и поступках. Например:

В большом деле и малая помощь дорога.

С добрым словом и черная корка сдобой пахнет.

Нет друга — ищи, нашел — береги.

Судят не по словам, а по делам.

Сам не ест и другим не дает.

Таким образом, важно учитывать условия, в которых формируются положительные качеств детей. Прежде всего это теплое эмоциональное общение с искренним вниманием к чувствам. Не менее важно проявлять сопереживание к чувствам друг друга и малышу, а также давать ему возможность проявлять заботу и внимание к окружающим.