Иисус Христос суд

1 (4)Великая Пятница – удивительно трогательный день. Все богослужение обставлено так, чтобы мы как можно ближе пережили смерть и погребение Иисуса Христа. В конце вечерни поются умилительные песнопения, и на середину церкви из алтаря выносится плащаница. Так называется большая икона с изображением снятого с креста Тела Спасителя на расшитом узорами покрывале.

В церкви в этот день всегда много людей. Я вспоминаю, как маленький мальчик со слезами на глазах спрашивал маму: «Мама, Он такой был хороший и помогал всем! За что его прибили к кресту?»

Мальчик интуитивно высказал мысль, которая не оставляет в покое многие поколения людей: «За что судили и казнили Христа?».

Однажды в беседе со своими преследователями Он и Сам предсказал причину Своей смерти: «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Ин. 10, 32).

Спор о суде над Христом – давний. Раввинская традиция считала преступления, которые Ему приписывали, достойными смерти. А это — покушение на Храм (Мф. 26, 61; Мр. 14, 58; Деян. 6, 11) , претензии на статус Мессии Сына Божия или Сына Благословенного (Мф. 26, 63-65; Мр. 14, 61-63), несоблюдение священной субботы (Мф. 12, 10; Лк. 6, 7; Ин. 5, 16; 9, 16), богохульство: прощение людям грехов, что может делать только Бог (Мр. 2, 7; Мф. 9, 3; Лк. 5, 21) 1 .

Правда, некоторые исследователи, как правило, еврейские, отрицают, что Иисуса судил официальный иерусалимский синедрион из 71 члена 2. По их мнению, приговор Иисусу в спешном порядке вынесла саддукейская храмовая верхушка, пусть и во главе с первосвященником 3. Вряд ли в суде над Иисусом участвовали фарисеи, которые, будучи патриотами, не одобрили бы выдачу еврея римлянам. А толпа, собравшаяся у Пилата, состояла из саддукейских пособников и приспешников 4.

Но кто бы не судил Христа- синедрион или узкая храмовая группировка, это была реальная иудейская власть 5, которая сознательно шла на нарушение обычных прав и правил еврейского суда 6.

И вот на какие моменты обращают внимание:

  • 1. Христа взяли под стражу прежде, чем было проведено следствие о Его вине.
  • 2. После взятия под стражу в доме первосвященника (у Анны или Каиафы – безразлично) Его тот час же допрашивают, причем ночью. А по свидетельству Мишны (de Synedriis, VI, 1) 7, гражданское судопроизводство начинается только днем и оканчивается до наступления ночи. Уголовное дело разбирается только в течение светового дня. Его нельзя начинать накануне субботы или праздника. Ну, а Христа судили ночью, и притом накануне величайшего праздника Пасхи.

  • 3. Незаконным было и искание свидетелей членами самого суда. По закону евреев суд выступал защитником обвиняемого. Он должен был сделать все для оправдания обвиняемого, и, прежде всего, выслушать свидетелей, которых выставляет сам обвиняемый, а не искать свидетелей против него. И когда суд это правило попрал, Христос замолчал и уже почти ничего не говорил до самого конца разбирательства.
  • 4. По объяснению талмудистов показания свидетелей в уголовных делах только тогда признаются достаточными, когда они вполне согласны между собой или равносильны. Малейшее разногласие в показаниях свидетелей делало их недостаточными для обвинения подсудимого. Но, ведь, именно такими и оказались свидетельства против Иисуса.
  • 5. При допросе свидетелей по уголовному преступлению председатель суда обычно произносил заклинание, чтобы внушить им страх и оградить подсудимого от возможности потерять жизнь из-за неправильного свидетельского показания. Первосвященник же поступил совершенно наоборот. Он употребил заклинание не для ограждения жизни Христа, а против Него. Подсудимый оказался свидетелем Сам против Себя: «Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует; на что нам еще свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они сказали в ответ: повинен смерти» (Мф. 26, 65-66).
  • 6. По свидетельству раввинов и ученых евреев (Маймонид, Кокцей, Бартенора, Сальвадор), закон евреев никого не осуждал на смерть на основании его собственного признания. Но Христа-то осудили именно на основании Его собственных слов.
  • 7. Так и остается неясным, за какую конкретную вину Христа осудили на смерть? Сам первосвященник, вроде бы, приписывал Ему хулу на Бога. Тогда в чем состояло Его богохульство? В признании себя Мессией, Сыном Божиим? Но учение о Мессии было хорошо известно первосвященникам, и в исповедании Себя Мессией не было ничего странного и богохульного. Правда, в то время иудеи еще не совсем отчетливо представляли себе, что их будущий Мессия будет еще и Бог или Сын Божий. Но в таком случае, сначала нужно было бы выяснить вопрос о мессианстве и божестве обвиняемого, и уже только потом признавать или не признавать Его богохульником. К сожалению, такое расследование не входило в планы судей 8.

Эти факты только на первый взгляд могут показаться сухими и не важными. На самом же деле, они помогают нам еще глубже и живее ощутить весь трагизм и накал страстей той страшной ночи.

Примечания:

1. Рассмотрим эти обвинения, — пишет Б. Г. Деревенский в книге «Иисус Христос в документах истории», — с двух сторон: действительно ли Иисус совершал то, в чем Его обвиняли, и имели Его судьи правовое основание выносить Ему смертный приговор?

…Во времена Иисуса почитание субботы было доведено до крайности. Фарисеи в мелочных подробностях регламентировали поведение в субботу, и многие из этих правил перекочевали затем в Талмуд (трактаты Шаббат и Эрубин). Запрещалось, например, в этот день всякая врачебная практика. Исключение представляли лишь операции с теми пациентами, которым без немедленного врачебного вмешательства грозила смерть. Иисус же в большинстве случаев исцелял хронических больных (слепых, хромых, парализованных), и делал это также в субботу, отчего выглядел явным нарушителем раввинских предписаний.

Предусматривалась ли высшая мера наказания за нарушение заповеди о субботнем покое? Да. Как известно из Торы, человека, собиравшего в субботу дрова, Моисей велел забить камнями до смерти (Чис. 15, 32-36). Поведение Моисея служило прецедентом для раввинского законодательства…Другое дело, что, противясь фарисейским правилам, Иисус, в данном случае не был одинок. Он выражал настроение умеренной части еврейского общества. И среди раввинов, кстати, находились такие, которые выступали против мелочного регламента и всякого субботнего ханжества. В Талмуде записано изречение, подобное тому, что говорил Иисус: «Вам дана суббота, а не вы субботе» (Иом 85 а; ср. Мф. 12, 8).

Что касается обвинения в связях с бесами и Веельзевулом, то это легко можно было подверстать под колдовство, запрещенное Торой и также наказуемое смертью (Лев. 20, 27; Втор. 18, 10-11)…Впрочем, судя по Евангелиям , Иисусу удалось отразить обвинение в использовании «бесовской силы» еще в бытность свою в Галилее; оно было снято и на Иерусалимском процессе уже не фигурировало.

Несколько иначе обстоит дело с вмененным Иисусу покушением на Храм. Его образные слова: «Я разрушу Храм сей рукотворный и через три дня воздвигну другой» (Мр. 14, 58; Мф. 26, 61; Ин. 2, 19) были истолкованы обвинителями как призыв к разрушению Иерусалимского храма. Тора недвусмысленно предписывала: «Субботы Мои храните и святилище Мое чтите. Я – Господь» (Чис. 19, 30). ..Конечно, обвинители Иисуса перехлестнули, приписав Ему намерение разрушить Иерусалимский Храм, но в их глазах любое непочтительное отношение к Храму было равнозначным такому намерению…По мнению верующих, каждый, кто покушался на Храм, заслуживал смерти. Имелись на этот счет и конкретные постановления.

В конце прошлого столетия археологи обнаружили в Иерусалиме камень, составлявший часть храмовой ограды, на котором под страхом смертной казни запрещалось нарушать храмовой порядок. Вероятно, нечто подобное было постановлено и относительно Храма в целом…Так что, когда евангелисты рассказывают о поисках судьями Иисуса свидетелей, которые дали бы показания в этой части, надо думать, что судьи имели перед глазами соответствующую статью или норму закона, под которую хотели подвести слова подсудимого. Замечание же Марка, что этих свидетельств оказалось недостаточно для вынесение Иисусу смертного приговора (14, 59), можно понимать так, что судьям не удалось применить статью закона в полной мере. Изречения Иисуса не тянули на призыв или намерение разрушить Храм.

Обратимся к следующим двум обвинениям. Они взаимосвязаны, поскольку оба касаются иудейского вероисповедания и впрямую затрагивают религиозную этику. Перед Пилатом иудеи утверждали, что у них есть закон, по которому Иисус «должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим» (Ин. 19, 7). Это утверждение всегда приводило в негодование апологетов христианства: нет такого закона! В Ветхом Завете не сказано, что назвавшего себя Сыном Божиим следует казнить! Тем самым получалось, что иудеи солгали и обманули Пилата.

Однако не будем торопиться со столь категорическими выводами. Вопрос стоит гораздо шире. Вспомним, что среди иерусалимлян Иисус фигурировал прежде всего как «пророк из Назарета Галилейского» А стих 18, 20 Второзакония гласит: «Но пророка, который дерзнет говорить Моим (Бога) именем то, чего Я не повелел ему говорить…такого пророка предайте смерти» Заметим попутно, что в Мишне лжепророки относятся к категории преступников, подлежащих удушению (Санг. 11, 1)…Под эту статью могли попасть все, кто так или иначе не вписался в раввинские представление о пророках.

Разумеется, норма Вт.18, 20 распространялась и на претендентов на статус Мессии – Сына Божьего…Сомнение в мессианском достоинстве Иисуса вызывало у раввинов Его галилейское происхождение. Иудейские учители были уверены, что из полуязыческой Галилеи никак не может прийти Спаситель Израилев (Ин. 7, 41, 52), потому что галилеяне подобны самарянам (Ин. 8, 48), отъявленным смутьянам и разбойникам.

Уже одно то, что родина Иисуса была известна, в глазах раввинов говорило не в пользу того, что Он Мессия: «Мы знаем, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он» (Ин. 7, 27). Подобное же можно прочесть и в Талмуде: «Три вещи появляются неожиданно: Мессия, то, что находишь, и скорпион»(В. Санг. 97). В другом месте 4-го Евангелия иудеи говорят об Иисусе: «Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9, 29), но в данном случае это относится не к географии, а к теологии. Иудеи хотели сказать, что не знают, кем Иисус послан. Для них Он был е более как самозванец, а все Его чудеса воспринимались как колдовство, дела Веельзевула».

(Деревенский Б. Г. Иисус Христос в документах истории. СПб., 2001. С. 512- 516).

2. Синедрион – «Это учреждение в еврейских источниках носит название Sanhedrin или Synedrin, между тем как у Иосифа (Флавия) и у Евангелистов оно называется синедрион. Греческое слово синедрион имеет разнообразное значение: под это понятие подходит всякое собрание высших должностных лиц для административных целей: особенно часто оно встречается по отношению к городским магистратам. Диодор (16, 41) называл Синедрионом союзный совет финикийских городов, имевших заседания в Триполи. Этим разнообразным значением, которое имеет греческое слово синедрион, объясняется, что в различных источниках по истории еврейского Синедриона в Иерусалиме нет единства относительно его состава и компетенции. По Мишне и Талмуду, Синедрион издавал как юридические, так и религиозно- обрядовые нормы путем интерпретаций Священного Писания. Это было высшее судебное и политическое учреждение.

У Иосифа впервые упоминается о Синедрионе в связи с покорением Палестины Помпеем и с теми изменениями, который провел Габиний в политической жизни страны (Иудейская война, 1, 8, 5; Древности, 14, 9, 3-5)…Трудно сказать, почему Иосиф упоминает о Синедрионе лишь с этого времени, но несомненно, что Синедрион существовал и ранее…Несомненно, что со времен Ездры и Неемии в Иерусалиме существовало известного рода народное представительство…В нем участвовали знатные фамилии (священники, левиты и другие еврейские семьи, принимавшие деятельное участие в восстановлении еврейского государства (Неем. 10, 1-28). Число членов этого собрания народных представителей было 85. Но это число колебалось. Весьма возможно, что с течением времени было установлено число 71. За это говорит не только талмудическая традиция, которая не могла не соответствовать действительности; это число встречается также у Аристея, согласно которому Тора была переведена для Птоломея Филадельфа 72 старцами из Иерусалима. Число 71 легко превратилось здесь в 72 для того, чтобы возможно было выбрать по 6 членов из каждого колена Израиля, хотя во время Птоломея они давно прекратили свое существование…

Высокий Совет (Синедрион) пользовался политическими прерогативами, а так как политическая жизнь иудейского народа была тесно связана с религиозной, то деятельность его была всеобъемлющей. Естественно, что ученые мужи получили доступ в Совет. Очень трудно установить, били ли присущи этому Совету также и судебные функции…Совет мог заниматься…мелкими докучливыми судебными делами, приговаривать сограждан к изгнанию, или даже к смертной казни, в особенности в политических процессах…(Однако) Совет не мог быть законодательным учреждением. Он только применял и интерпретировал законы, записанные в Торе…

В позднейшее время в участию в Синедрионе призывались: священники, исполнявшие служебные функции в Храме, члены магистрата, провинциальные судьи и т. п…В… спокойное время назначение членов Синедриона, как сообщает одна талмудическая традиция, производилось посредством кооптации самим Синедрионом (Мишна, Санг., 4, 4), причем вновь избранные члены Синедриона должны были быть посвящены в сан. Зато в неспокойное время производились насильственные перемены…Так поступил Ирод, умертвив 45 виднейших членов Синедриона (Иосиф, Древности, 15, 1, 2)…

С подчинением Иудеи римлянам начинается новая эпоха в истории Синедриона. Хотя положение евреев с тех пор значительно ухудшилось, но именно благодаря устранению монархической власти, значение Синедриона, несомненно, увеличилось… Синедрион Великий состоял из 71 члена. В руг его компетенции входил суд над первосвященником или над совращенным в язычество городом и лжепророком. Только с согласия могла быть объявлена война. Требовалось его согласие и на расширение территории Иерусалима. Отсюда можно сделать вывод, что именно во время римского владычества Синедрион олицетворял собою народовластие…Следует полагать, что Синедрион служил представителем еврейского народа перед Римской империей и наместником. Когда в 66 году христианской эры разразилось восстание евреев, Синедрион исполнял функции высшего государственного учреждения, которое руководило войной против римлян и защищало политические интересы страны до тех пор, пока зелоты не упразднили его насильственно» (См. подробнее: Еврейская Энциклопедия. Т. 14. М., 1991. С. 282-292).

3. Первосвященник – hiereus megas, archiereus. «Первым, занимавшим пост Первосвященника был Аарон, хотя Библия называет его просто священником «ha Cohen» и лишь редко Первосвященником. Назначение его приписывается Самому Господу (Исх. 28, 1, 2; 29, 4, 5). По наследству достоинство Первосвященника должно было переходить от отца к старшему сыну, создавая, таким образом, династию Первосвященников( Лев. 6, 15; ср. Флавий. Древности, 20, 10) Если у Первосвященника не было сыновей, преемником его являлся брат что и имело место в эпоху Маккавеев… По-видимому, по возвращении из Вавилонского пленения старое престолонаследие продолжало оставаться в силе, но впоследствии светская власть присвоила себе право назначения Первосвященников…Ирод возвел на трон Первосвященника не менее 8 лиц, Архелай троих…Библия не дает никаких указаний относительно возраста, определяющего дееспособность Первосвященника, вероятно, в этом отношении применялся закон о религиозной зрелости. Так, например, из истории известно, что Аристовул был не старше 17 лет, когда Ирод назначил его Первосвященником (Древности, 15, 3). Необходимым условием являлось происхождение от законного брака, почему и велись тщательные генеалогические записи… Другим условием являлся брак с еврейкой – девственницей (Лев. 21, 13-14)..

Первосвященнику запрещалось прикасаться к трупу даже ближайших родственников; запрещались внешние выражения траура (Лев. 21, 10 и сл.) По Флавию (Древности, 15, 3), рождение на чужой территории не лишало кандидата прав на пост Первосвященника.

Согласно…талмудической традиции, посвящение Первосвященника в сан состояло в семикратном (в продолжении 7 дней) облачении посвящаемого в первосвященническую одежду. Помазание же елеем было исключено, так как, согласно традиции, священный елей был приготовлен только один раз Моисеем. Один первосвященник имел право в день Всепрощения вступать во святая святых, где он творил молитву за свою семью, за весь народ и за себя. Ему одному в этот день предоставлялось приносить жертвоприношения за грехи священников, народа и свои собственные (Лев. 4, 3). Никаких других указаний относительно его функций нет. По словам Флавия, он принимал участие во всех торжественных церемониях, связанных с субботой, новолунием и другими праздниками» (См. подробнее: Еврейская Энциклопедия. Т. 12. М., 1991. С. 365- 371).

4. Деревенский Б. Г. Указ. соч. С. 518

5. Там же. С. 218.

6. Судопроизводство. «Судебная в древнейшую эпоху принадлежала главе семьи (Быт. 38, 24). С ростом еврейского народа она перешла к старейшинам…Решения этих старейшин имели лишь нравственное значение, без исполнительной силы, на подобие того, как это было у арабов и бедуинов. С переходом евреев к оседлой жизни судебная организация принимает территориальный характер. Каждый город имеет свой суд из старейшин города ( Втор. 16, 18; 19, 22; 25, 8), при этом окрестные селения, по – видимому, подчинялись суду главного города. Наряду с указанными судами всегда существовали и высшие суды, власть которых простиралась на всю страну и на весь народ…Решения низших, местных судов были также обязательны, как решения высших судов, и также не могли быть обжалованы. Разница была лишь в компетенции: более простые обыденные дела рассматривались низшими судами, — более сложные, более серьезные направлялись в высшие суды.

Формы судопроизводства отличались крайней простотой. Суд творится публично, у ворот города, у храма…Разбор дела производится исключительно устно…На суде чаще всего оба противника являются вместе (1 Цар. 3, 24). Сторонам предлагается изложить перед судом, каждой в отдельности, сущность своих требований, доводы и возражения и приводить доказательства…Обвинитель становится перед судом справа от обвиняемого (Пс. 109, 6; Зах. 3, 1). Обвиняемый, по более позднему обычаю, надевал траурный костюм (Древности, 14, 9, 4)…Закон предписывает тщательную поверку всех доказательств и подробное исследование всех обстоятельств дела (Втор. 13, 15; 17, 4)…

Судопроизводство гражданское в по-библейское время. Как и Библия, Талмуд возносит дело правосудия на…божественную высоту и относится с высочайшим благоговением к лицам, творящим правый суд… Отправляя правосудие, судьи должны соблюдать величайшую осторожность и бдительность. Судья должен помнить перед Кем он судит… Талмуд строго проводит принцип беспристрастия и нелицеприятия суда: ни уважения к высокому общественному положению, ни сострадание к бедным и страждущим, ни безупречная репутация честного человека, ни, наоборот, дурная слава, не должны создавать у суда предубеждения…

Суд должен одинаково относится к обеим сторонам, не только по существу, но и по форме, в смысле вежливости, любезности…

Как первоначальная просьба, начинающая тяжбу, так и все позднейшие заявления, доводы и возражения сторон должны быть изложены перед судом устно, но эти заявления заносятся секретарями в протокол, и эти записи получают то значение, что тяжущиеся не могут отступиться от своих слов…

Суд вправе выслушивать доводы одной стороны не иначе, как в присутствии другой. Свидетели допрашиваются в присутствии тяжущихся…, в зал заседаний допускается посторонняя публика…

Суд предоставляет сторонам собирать доказательства, заявлять доводы и возражения, а сам остается пассивным зрителем и лишь на основании собранного сторонами материала произносить решение…Недостаток доказательств идет в пользу ответчика…

Талмуд считает медленность в рассмотрении тяжб таким же серьезным злом, как и несправедливый суд. Поэтому дела слушаются по мере их поступления…Дела разрешаются тут же, по выслушиванию доводов сторон, и откладываются лишь в том случае, когда требуется предоставление доказательств. Суд назначает определенные сроки для доставления свидетелей, документов и пр., по мере надобности. Нормальным сроком, на который суд может отложить дело, считается 30 дней.

….Если суд чувствует себя достаточно компетентным и авторитетным, он может решить дело по убеждению в пользу истца; если же оно в пользу ответчика, суд может оставить дело не разрешенным и выдать ответчику удостоверение, в силу которого и другие суды не должны разрешать дело (а такое неразрешение идет в пользу ответчика)…

Если ошибки произошли вследствие неправильного понимания судом юридической нормы, то суду предоставляется возможность во всякое время самому изменить свое решение, как только он убедится в ошибочности его…

Так как главным наказанием по Библии является смертная казнь, а в талмудическую эпоху её применение противоречило правосознанию народа, то путем многочисленных норм, главным образом процессуального характера, старались по возможности сократить или даже совсем уничтожить случаи смертных приговоров…

При назначении судей обращали внимание на чистоту происхождения (не допускались неофиты, незаконнорожденные), на внешность (избирались люди с почтенной сединой; не мог быть судьей человек престарелый, с физическими недостатками, или не имеющий детей (предполагается, что такие люди не отличаются милосердием)…

Из уголовных дел подлежали компетенции великого Синедриона дела о массовом идолопоклоничестве, лжепророчестве, неподчинении ученого (мужа) авторитету Синедриона, и всякое дело, если подсудимым был Первосвященник…

Для уголовного дела требовалось согласное показание двух свидетелей очевидцев…Если все (судьи) высказываются единодушно за обвинение, то предполагается заблуждение или предубеждение, общее всем, и подсудимый оправдывается…При подсчете голосов мнения нескольких судей, приводивших одинаковые мотивы, принимаются за один голос…Если в Синедрионе образуется большинство хотя бы одного голоса в пользу подсудимого, выносится оправдательный вердикт. Для обвинительного приговора требуется большинство, по меньшей мере, в два голоса… Когда получается большинство на стороне обвинения, то откладывают приговор до следующего дня; судьи вновь собираются, приводят доводы и соображения и подсчитывают голоса. Тогда лишь выносится приговор.

Приговор приводится в исполнение немедленно. Однако, при обнаружении малейшего нового обстоятельства или довода, суд приступает к вторичному обсуждению дела. На всем пути от суда до казни подсудимого сопровождают двое ученых, чтобы дать ему возможность через них просить о пересмотре дела. Далее глашатай громко возвещает приговор, время и место преступления, имена свидетелей, чтобы дать возможность посторонним приостановить казнь и просить суд выслушать их и пересмотреть дело…» (Еврейская Энциклопедия. Т. 14. М., 1991. С. 607-618).

7. Мишна – от евр. Mishnah ‘учение’ – сборник еврейских религиозных и юридических законов и норм. Его окончательную редакцию связывают с именем раввина Иуды Ганаси (+ок. 220). Состоит из 6 частей. 1- ведение сельского хозяйства, 2- праздники, 3-брачные законы, 4- гражданское и уголовное право, 5- религиозные церемонии, 6- обряды очищения (The Oxford Dictionary of the Christian Church edited by F. L. Cross. Second edition. Oxford, 1974. P. 921).

«Мишну раввина Иуды не следует считать литературным произведением 3-го века, принадлежащим самому Наси… Иуда Ганаси внес в этот сборник всё наиболее важное из обширных древнейших сборников, сохранившихся в его время…всего тринадцать источников… По большей части материал вошел без изменений, так что всегда легко отличить более древние части от позднейших по их форме и стилю… Назначение Мишны он понимал в том смысле, что она должна служить для разрешения практических вопросов, быть авторитетным источником при разрешении вопросов религии и закона…

Нельзя, однако, сказать, чтобы Мишна сохранилась точно в той форме, которую она получила у раввина Иуды. Она подвергалась многократным изменениям, была даже расширена, пока получила свою окончательную форму…

Язык Мишны сильно отличается от языка библейского и называется «ново-еврейским». На этом языке говорили евреи вплоть до второго столетия христианской эры, но он продолжал развиваться, особенно в среде ученых, и позже, почему его порой и называли «Лешон Хахамим» -«язык мудрецов». В язык этот проникли многие корни, не вошедшие в Библию и сохранившиеся в народе, и многие слова их других языков, главным образом, из арамейского, греческого и латинского, для всех тех новых предметов и понятий, которые до тех пор были евреям неизвестны…

Мишна сохранилась в 4-х версиях: 1) рукописи и здания Мишнаиот, 2) вавилонский Талмуд, где Мишна была разбита на параграф, за которыми следует гемара (комментарий)…, 3) иерусалимский Талмуд, в котором гемара следует за каждой отдельной главой Мишны (от этой версии сохранились лишь первые четыре отдела и главы 1-4 трактата Нидда) и 4) Мишна Иерусалимской версии…

Весь кодекс Мишны делится на 6 отделов (седарим)…Каждый отдел заключает в себе известное число трактатов, » массехот». Каждый трактат разделен на главы, «пераким». Глава разбита на параграфы, «мишнаиот» в вавилонском Талмуде или «галахи» в иерусалимском Талмуде…

В Мишне 523 главы, расположенные следующим образом: Зераим – 74 (Биккурим – 3); Моэд – 88; Нашим – 71; Незикин – 73 (Абот – 5); Кодашим – 71; Тогорот – 126. Неккоторые авторитеты принимают 524 главы, прибавляя 6-ю к Абот, другие 525, добавляя одну к Абот и одну к Биккурим.

Деление глав на параграфы тоже древнее, но оно не сохранилось в своем первоначальном виде, и различные версии Мишны отличаются своим делением… (Еврейская Энциклопедия. Т. 11. М., 1991. С. 124 – 137).

Талмуд – первоначальное значение – «учение, изучение или знание, как результат прилежного изучения. Этот термин применялся…древними евреями к прилежному изучению Торы, т. е. еврейского учения в широком смысле слова… В позднейшее время Талмудом называли метод учения, и в этом смысле говорили о методах, принятых в вавилонских высших школах, противопоставляя их методам палестинским…

…Талмуд представляет собой распространительный, изложенный в дискуссионной форме комментарий к Мишне, …комментируя параграф за параграфом последовательно все трактаты Мишны…Талмудическая диалектика занимается также обоснованием Мишны. Последняя в большинстве случаев содержит в себе кратко формулированные положения; ссылки на библейский стих весьма редки. Талмуд, напротив, начинает толкование Мишны с вопроса о том, на что она опирается, формулируя свои нормы, и приводит библейский стих, которым мжно обосновать данную галаху ( главу)…

Другая весьма важная задача Талмуда состояла в установлении окончательного решения в сомнительных случаях. Мишна не всегда дает на это ответ: относительно многих вопросов она приводит два или даже три мнения…

Иерусалимский Талмуд был окончательно отредактирован около 375 г., так как там упоминаются комментаторы, жившие 50 лет после раввина Иосе ( при котором приступили к собиранию талмудического материала)…В настоящее время имеется иерусалимский Талмуд к 39 трактатам Мишны…

В изданиях иерусалимского Талмуда каждой главе предпослана соответствующая часть Мишны целиком с пронумерованными параграфами…В лингвистическом отношении иерусалимский Талмуд является арамейским, так как на этом языке написан текст, да и терминология его по преимуществу арамейская…На еврейском языке даны…изречения законоучителей (таннаев), изречения из сборников «Барайта» («внешнее» учение, не входящее в состав Мишны), многие из дискуссий законоучителей и изречения первых комментаторов (амораев…)

Несколько позднее иерусалимского Талмуда был закончен вавилонский. Около 380 года раввин Аши начал собирать и редактировать колоссальный материал, чем он занимался вплоть до своей смерти (427 г.)…Как вероятный год завершения вавилонского талмуда следует принять 450 г…Особая живость и острота, которыми отличалась вавилонская дискуссия, сохранилась и самой редакции. Талмуд – не мертвый сборник, не архив, в котором, покрытые пылью, лежат отдельные документы, а нечто органическое целое…

С литературной точки зрения вавилонский Талмуд безусловно является удивительным памятником. Более всего разработаны в нем части ритуальная и юридическая; но в нем есть также много элементов медицинских, астрономических, религиозно — исторических и религиозно – философских. Мы встречаем в нем также мудрые поучения на разные случаи жизни и сентенции самой возвышенной этики…

От вавилонского Талмуда имеется, в общем, 37 трактатов к Мишне…» (См. подробнее: Еврейская Энциклопедия. Т. 14. М., 1991. С. 688-723).

Тора. Происхождение и этимология еврейского слова tora неясны. Скорее всего – это слово заимствованное… Первоначальный смысл слова Тора – «научение»…Так Торой могло называться слово пророка (Ис. 8, 16; 30) или поучение мудреца (Притч. 13, 14) и даже указание умной домохозяйки и матери (Притч. 1, 8; 31, 26). В в особой мере оно относилось к поучению священником людей (Втор. 33, 10; Ос. 4, 6; Иер. 18, 18; Иез. 7, 26; Мал. 2, 6).

В Ветхом Завете есть несколько свидетельств о форме такого поучения. Во Второзаконии (31, 10) говорится о том, что определенные части Торы регулярно прочитывались перед собравшимся у святилища народом. А Исаия (33, 14-16) свидетельствует о преподании Торы у врат Храма, возможно, паломникам, пришедшим на праздник. По Аггею (2, 11-13) каждый израильтянин может испросить у священника поучение в законе (Тору). По разным поводам Тора может преподаваться в разной форме: в виде четких изречений (Лев. 7, 23-25), общих рассуждений (Пс. 25, 4) или просто в словах «Да» или «Нет».

Существенное изменение понятия Тора произошло после письменной фиксации законов. Здесь обозначились две тенденции: в священнической письменности и близким к ней текстам Тора означает единый закон ритуального характера (Лев. 6, 2), так что это понятие употребляется как обобщение и во множественном числе (Лев. 26, 46; Иез. 44, 5) Во Второзаконии, напротив, под Торой понимается всё – и не только культовое – законодательство. Обе тенденции сосуществовали в еврейском сознании и в последующие времена…

Тора со временем стала восприниматься как спасительный дар Бога и пользовалась непререкаемым авторитетом. Богословие воспринимало Тору как свидетельство избранничества, а её соблюдение как путь к вечному спасению (Die Religion in Geschichte und Gegenwart. 3. Auflage. Band 6. Tuebingen, 1986. S. 950-951) .

8. Иванов В. А. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. СПб., 2002. С. 332- 335.

Просмотрено: 217

Царь Ирод отдал приказ перебить вифлеемских младенцев, и к Царю Ироду отправил Иисуса Понтий Пилат перед тем, как послать Его на распятие, а еще царь Ирод убил апостола Иакова. Только это были три совершенно разных человека. Более того, в Новом Завете упомянуты еще два Ирода, так что общее их число достигает пяти, а всего царей и правителей с этим именем было семь. Только двое из них не играют никакой роли в библейской истории (да и в мировой истории тоже), так что о них можно и вовсе не упоминать.

C этим стоило бы разобраться, но сначала надо понять, откуда вообще взялись эти цари — пожалуй, самая странная династия во всей Библии.

Менее чем за сто лет до Рождества Христова независимым Иудейским царством правила династия Хасмонеев, которая пришла к власти в результате Маккавейского восстания. Среди прочих своих деяний Хасмонеи завоевали в конце II века соседнюю страну Идумею (Эдом), а потом насильственно обратили в иудаизм всех жителей этой страны, которых считали своими близкими родственниками (их предок Исав был братом-близнецом Иакова, предка израильтян). Став единоверцами иудеев, идумеи растворились в их среде, а знатные люди заняли свое место среди знати иудейского царства.

Когда-то главной задачей Маккавеев было отстоять независимость перед могучими эллинистическими государствами, наследниками Александра Македонского, но к середине I в. до н. э. картина совершенно сменилась. Эллинистические государства сами стремительно теряли независимость под натиском союзного Иудее государства — Рима. Еще недавно иудеям казалось, что в лице римлян они нашли идеальных помощников и покровителей: сами живут далеко, ни во что не вмешиваются, зато наводят страх на старинных недругов, эллинскую династию Селевкидов, и на все окрестные народы.

Но у Рима была своя цель — экспансия. Для них иудеские правители Хасмонеи были слишком ненадежны и независимы, Риму требовался не самостоятельный правитель, а верный наместник, который всем был бы обязан римской поддержке и прекрасно бы помнил об этом. Еще очень желательно, чтобы для иудеев он был не совсем своим, чтобы они никогда не смогли собраться вокруг него и противопоставить себя мощи римских легионов. И тогда на глаза римлянам попался молодой человек по имени Ирод, потомок знатного идумейского рода, который уже верно служил им… Юлий Цезарь, а затем и сенат приняли решение поставить его правителем в Иудее.

Римлянам, собственно, было все равно, как именно назовется правитель этой области, и они ничуть не возражали, когда Ирод присвоил себе звание царя. Он, конечно, не имел на то никакого права, не будучи потомком царя Давида и вообще иудеем по рождению, так ведь и Хасмонеи некогда заняли престол не по закону, а по праву победителей. Так пришла к власти династия Иродов, чье имя станет нарицательным во многих языках. Имя основателя династии Ирода, получившего со временем прозвание «Великого», станет именем и для всей династии, своего рода фамилией для его потомков.

Кстати, тут надо заметить, что римляне как завоеватели вели себя совсем иначе, чем ассирийцы и вавилоняне — видимо, потому их империя и простояла намного дольше. Они оставляли за покоренными народами право жить, как им угодно, а сами лишь назначали верховных правителей, собирали подати и строго следили за лояльностью и соблюдением порядка. Мятежи подавлялись с максимальной жестокостью, но послушным обывателям жилось вполне сносно. К тому же римляне обеспечивали защиту от внешних врагов, завоеванные ими земли включались в единое экономическое и культурное пространство империи.

Но все-таки это были иноземные захватчики, и среди иудеев всегда хватало желающих изгнать их со своей земли. Многие связывали эти ожидания с Мессией, и когда после торжественного входа в Иерусалим Иисус не провозгласил себя царем, не объявил римлянам войны, отвернулись от Него. Видимо, отчасти поэтому люди и кричали Пилату «распни Его!» вскоре после того, как приветствовали Иисуса. В 66-м году будет поднято восстание против Рима, которое окончится катастрофой.

До всего этого в эпоху Ирода Великого было еще далеко, но без знания этих фактов мы многого не поймем в его истории. О ней у нас речь пойдет в следующий раз.

Ирод Великий и его сыновья

Этот человек упоминается в Евангелии в связи с одним-единственным эпизодом – истреблением вифлеемских младенцев после Рождества Иисуса, причем рассказывает об этом только Матфей. Он писал прежде всего для евреев, а уж они-то прекрасно помнили, кто такой царь Ирод Великий! Получается, что именно этот царь не остановился перед явным злодейством, перебил множество невинных детей, чтобы избавиться от мнимого конкурента.

Тут встает такой интересный вопрос: о большинстве героев Нового Завета мы не знаем из исторических источников ничего или почти ничего, тогда как о знаменитом царе Ироде историки древности сообщают нам очень много. И среди этих повествований нет даже упоминаний о вифлеемском злодействе! Почему?

Но прежде чем высказать предположение, поговорим о том, чем прославился Ирод. Он был действительно эффективным правителем и умел добиться своего. Он успешно отразил с римской помощью нападения внешних врагов, парфян и арабов, с внутренней оппозицией расправился без колебаний. Женился на внучке первосвященника Гиркана II, чтобы придать легитимности своей династии. Но больше всего он известен своей строительной программой: при нем возводились новые кварталы Иерусалима, надежные крепости, роскошные дворцы, современные театры (театры, впрочем, оскорбляли крайних ревнителей иудейской религии).

Самое главное, что при нем был перестроен Храм. Когда Ирод пришел к власти, на Храмовой горе в Иерусалиме стояло все то же скромное здание, которое возвели переселенцы из Вавилонии сразу после возвращения в Иерусалим. Стыдно было перед римлянами за это маленькое, обветшавшее здание… Ирод в 22 году до н. э. начинает радикальную перестройку всего храмового комплекса, которая длится девять лет — и всё это время богослужения не прекращаются. Стена Плача, которую и сегодня можно увидеть в Иерусалиме, — это всего лишь часть платформы, возведенной Иродом, чтобы расширить пространство для Храма. Можно представить себе, насколько великолепной была сама его постройка! Именно в этот Храм будет приходить затем Иисус… но простоит Храм меньше века и будет разрушен теми самыми римскими легионами, которые привели Ирода к власти.

Величие не всегда сопряжено с нравственностью, и нередко оказывается, что правители, добившиеся грандиозных успехов, проливали реки крови. Так и при Ироде Великом пытки и казни по самым ничтожным поводам сделались нормой жизни. Он истребил всех потомков предыдущей династии, Хасмонеев. Он приговорил в разное время к казни по одним лишь подозрениям собственную любимую жену и двух сыновей. Будучи тяжело больным, за несколько дней до смерти, он велел собрать в цирке всю иудейскую знать и поголовно ее перебить — правда, это его завещание так и не было исполнено. На фоне таких громких злодейств тихое убийство никому не известных младенцев в небольшом городке Вифлееме могло уже просто не волновать историков того времени, ведь в послужном списке Ирода были куда более яркие преступления. А тут всего лишь младенцы… Но христианская Церковь почитает святыми именно этих младенцев, а не великого царя, отстроившего Храм, и даже не его невинно убитых сыновей —урок для грядущих поколений, которые не раз еще будут тосковать по земному величию и сильной руке.

Точную дату начала правления Ирода назвать трудно, т.к. власть над Иудеей он получал постепенно, обычно началом его единоличного правления считают 37 год до н. э. Дата его смерти нам известна точно: это 4 г. до н. э. Но тогда получается, что Ирод умер еще до Рождества Христова? Только если принять за дату этого Рождества 1-й год н. э. (1-й год от Р. Х., как писали раньше). Действительно, «наша эра» берет свой отсчет от Рождества, но его предполагаемая дата вычислена была в раннем Средневековье неточно — ведь ни в Библии, ни в каких-то других древних авторитетных источниках ясных указаний на нее нет, и подсчеты были весьма приблизительными. А теперь уже все привыкли именно к такому летоисчислению, и даже если кого-то смущает, что Рождество состоялось за несколько лет до начала новой эры, никто не собирается менять систему летоисчисления.

Царство Ирода не пережило своего правителя. Перед смертью он с согласия Рима разделил его между своими сыновьями: Иродом Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Именно поэтому их называли тетрархами, т.е. «четверовластниками». Строго говоря, частей в государстве теперь было четыре, но Архелай получил в управление сразу две, таково было пожелание римского императора Октавиана Августа. Со временем Август обещал даже сделать Архелая царем. Впрочем, настроения правителей переменчивы: довольно скоро Август отправил Архелая в ссылку, а подвластную ему территорию (включая Иерусалим) включил в состав римской провинции Сирия, теперь ею правили римские наместники.

Антипа, которому досталась Галилея и Заиорданье, и Филипп, область которого лежала к востоку от Галилейского озера, правили своими землями намного дольше, хотя и вступали порой в конфликты друг с другом и с римскими назначенцами. Евангелист Лука даже отмечает, что Ирод Антипа и римский наместник Пилат, прежде враждовавшие друг с другом, помирились во время «суда» над Иисусом.

Но об этих правителях и об их наследниках, упомянутых в книге Деяний, мы поговорим в следующий раз.

Ироды: Антипа, Агриппа I, Агриппа II

Именно Ирод Антипа упоминается в Евангелиях (кроме истории Рождества) под именем Ирод. Речь идет об одном из сыновей царя Ирода Великого, который правил Галилеей с 4 по 39 г. н. э. С Римом он ладил и даже назвал свою резиденцию на Галилейском озере Тивериадой в честь римского императора Тиберия (нынешняя Тверия в Израиле).

Его «семейная хроника» тоже довольно характерна для правителей того времени. Ирод Антипа взял себе жену своего сводного брата Филиппа – за обличение этого незаконного союза и поплатился головой Иоанн Креститель. Но не принес этот брак счастья и самому Ироду. Когда на римский престол вместо Тиверия взошел сумасбродный император Калигула, Иродиада вынудила Ирода отправиться к императору в поисках новых почестей и званий. Однако собственный племянник Ирода, Агриппа, тут же отправил донос на него, и вместо почестей тому выпала ссылка в далекую Галлию, где он и умер, возможно, насильственной смертью. Иродиада последовала в ссылку вместе с мужем, а титулы и владения Ирода перешли к его племяннику Агриппе, так вовремя пославшему донос.

Но все это произойдет уже после евангельской истории. Пока у Ирода Антипы всё было благополучно, по крайней мере, на внешний взгляд. Он наслаждается жизнью (Евангелие упоминает, как широко он праздновал свой день рождения), он не прочь послушать проповеди Иоанна Крестителя, и если бы не интриги жены, может быть, он и не велел бы его казнить.

А затем правителю Ироду пришлось решать судьбу еще одного Праведника. Римский наместник Пилат отправил к нему арестованного Иисуса, т. к. Тот был родом из Галилеи и формально был подвластен ему как правителю этой области. Как сообщает евангелист Лука, Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.

Ему очень хотелось, чтобы Иисус тоже как-нибудь украсил его нескончаемый праздник жизни, и когда не получил желаемого, то, по крайней мере, развлекся насмешкой над Ним и отправил Его с глаз долой. Пилат хотя бы совершил жест омовения рук, якобы отстраняясь от принятия решения о неправедной казни, — правитель Ирод не сделал и этого. Всё казалось ему поводом для веселья и насмешки, и совсем скоро новый римский император и собственный его племянник точно так же посмеются над ним самим.

Еще один правитель, в 39 г. н. э. сменивший своего дядю Антипу после грамотно составленного доноса, упоминается в книге Деяний. Его звали Ирод Агриппа, и именно по его приказу был убит апостол Иаков и брошен в тюрьму апостол Петр в самом начале апостольской проповеди. Книга Деяний описывает и его собственную смерть: его языческие подданные стали почитать его как бога (для язычника это вполне нормальная форма лести, римские императоры так и вовсе считались богами по своей должности), а он принял эти почести — и ангел Божий поразил его мучительной болезнью, от которой он и скончался. Что позволено язычнику, никак не подходит человеку, исповедующему веру в Единого Бога, а Агриппа считал себя именно таковым.

Есть одно значимое совпадение в его судьбе: он считал проповедь апостолов богохульством, но… когда в его собственный адрес прозвучали богохульные славословия, он принял их без зазрения совести. Двойные стандарты не вчера были изобретены, это верно, но верно и другое: иногда человек становится жертвой именно того греха, в котором ложно обвиняет других. Умер он в 44 г. н. э.

Еще один проповедник христианства, апостол Павел, тоже беседовал с царем Агриппой, и об этом тоже рассказывает книга Деяний. Речь идет уже об Ироде Агриппе II, сыне Агриппы I и последнем правителе из династии Иродов. Эта встреча произошла в приморском городе Кесарии, видимо, в 59-м г. н. э. Агриппа только что прибыл туда со своей сестрой Вереникой, с которой он был неразлучен (многие говорили, и, судя по всему, не без оснований, что они живут как супруги) в гости к римскому наместнику Фесту. Тот рассказал ему о странном узнике, которого ему предстояло отправить к римскому императору на суд (Павел сам так пожелал, но это особая история), а пока что можно было развлечься беседой с ним.

Книга Деяний приводит проповедь, которую произнес Павел перед Агриппой по этому поводу и даже лично обратился к нему: «Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь» А если так, полагал Павел, то царь должен признать: в Иисусе исполнились самые главные пророчества, данные в Ветхом Завете. Агриппа с усмешкой ответил Павлу, что тот, похоже, и его пытается сделать христианином… Ну как это можно представить себе, чтобы царь присоединился к какой-то малочисленной и к тому же гонимой религиозной группе! В его распоряжении столько философских книг, у него нет недостатка ни в иудейских священниках, ни в греческих ораторах… Зачем, зачем ему еще и новое учение?

Агриппа II, последний в династии Иродов, насколько нам известно, не казнил никого из христиан, но и не препятствовал гнать и убивать их тем, кто того пожелал. А главное, он не обратил особого внимания на речь Павла, показавшуюся ему забавным курьезом. А дальше всё пошло как-то не так… Его подданные вдруг не захотели подчиняться ему и прогнали его вместе с сестрой Вереникой в 66 г., накануне великой войны с римлянами, в которой будут разрушены Иерусалим и храм, построенный Иродом Великим, а еврейский народ утратит всякую возможность распоряжаться на земле Ханаана вплоть до середины XX века, когда будет создано новое государство Израиль. В этой войне Агриппа со своим отрядом участвовал на стороне римлян, после ее окончания он жил в Риме вместе с той же Вереникой и умер около 100 г. н. э.

Почти полтора века правили представители династии Иродов в Иудее, постепенно утрачивая всё, что приобрел такой кровавой ценой ее основатель, и упорно не замечая того главного, что возникло в ней за это время. Оставляется вам дом ваш пуст, —пророчески говорил Иисус о Храме, перестроенном Иродом Великим, но можно отнести те же слова и к государству, которое Ироды стремились всеми силами сохранить, о величии которого они так сильно заботились и которое так быстро разрушилось до основания, в том числе и их усилиями.

На заставке фрагмент картины «Танец Саломеи». Беноццо Гоццоли/Gozzoli, Benozzo (1420-1497).

Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU — Центральный районный суд Новосибирска в пятницу продлил срок содержания под стражей лидеру «Церкви последнего завета» Сергею Торопу (Виссариону) до 15 января, сообщается в телеграм-канале защиты обвиняемых.

Ранее в пятницу, как сообщается на сайте суда, суд продлил до середины января срок содержания под стражей двум другим фигурантам дела «Церкви последнего завета» — Вадиму Редькину и Владимиру Ведерникову.

Заседания состоялось без участия обвиняемых, так как следствие подтвердило, что они находятся в Институте имени Сербского на экспертизе.

Как сообщалось обвиняемых по делу «Церкви последнего завета» ранее доставили в столицу для проведения психиатрической экспертизы, так как следствие отказалось проводить ее в Новосибирске.

Дело «Церкви последнего завета»

«Церковь последнего завета» — религиозное движение, которое в 1991 году основал житель Красноярского края Тороп, называющий себя Виссарионом. В 1995 году организация получила современное название и была зарегистрирована в министерстве юстиции. Последователи движения называют себя также «Общиной Виссариона», они проживают в нескольких населенных пунктах в Курагинском районе края.

21 сентября силовики задержали Торопа, и еще двух руководителей организации — Вадима Редькина и Владимира Ведерникова. Суд арестовал всех троих до 22 ноября. Им предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 239 УК РФ, пп.»а», «б» ч.3 ст.111 УК РФ (создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинение тяжкого вреда здоровью двум и более лицам). При этом Ведерникову обвинение предъявлено только по ч.1 ст.239 УК РФ.

В конце сентября прокуратура Красноярского края направила в суд иск об исключении из Единого госреестра юрлиц и ликвидации Курагинской местной религиозной организации «Церковь последнего завета», так как ее деятельность «угрожает интересам общества и государства, посягает на личность, права и свободы граждан», наносит ущерб «нравственности, здоровью граждан».

Суд приступил к рассмотрению иска 26 октября, продолжение заседания назначено на 14 декабря.

Кроме того, министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в Арбитражный суд региона с иском о расторжении договора безвозмездного пользования лесным участком с «Церковью последнего завета».