Иисус Христос

Ответ:

Все-таки воплощенный Христос — это Сам Бог или Божий Сын? Это как раз тот вопрос, который большинство верующих в Господа не понимает. Когда воплощенный Господь Иисус пришел совершить труд искупления человечества, Бог стал Сыном Человеческим, Который являлся людям и трудился среди них. Он не только положил начало Периоду Благодати, но и начал новый период, во время которого Бог лично пришел в мир людей, чтобы жить среди них. Люди с большим благоговением называли Господа Иисуса Христом, Сыном Божьим. В то же время и Святой Дух свидетельствовал о том, что Господь Иисус — возлюбленный Сын Божий, а Господь Иисус называл Бога Небесным Отцом. Поэтому люди верили, что Господь Иисус — это Божий Сын. Таким образом сформировалось представление о том, что Они друг другу как Отец и Сын. Давайте задумаемся на минутку. Говорит ли Бог где-либо в книге Бытия, что у Него есть сын? Нет! А на протяжении Периода Закона говорил ли когда-нибудь Бог Иегова, что у Него есть сын? Не говорил! Это доказывает, что существует только один Бог, и нет никакого родства между Отцом и Сыном. Но кто-то может спросить: Почему же во время Периода Благодати Господь Иисус называет Себя Сыном Божьим? Господь Иисус Христос был Божьим Сыном или Самим Богом? Можно сказать, что это вопрос, по поводу которого мы, верующие, спорили во все века. Люди ощущают противоречие в самом вопросе, но не находят объяснения. Господь Иисус — Бог, но также и Божий Сын, так значит, есть еще и Бог-Отец? Этот момент людям еще сложнее объяснить. За два прошлых тысячелетия мало, кто признавал Господа Иисуса Христа Самим Богом, явлением Бога. На самом деле, в Библии ясно написано об этом. В Евангелие от Иоанна 14:8 Филипп спрашивает Господа Иисуса: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». И вот, как же тогда ответил Господь Иисус Филиппу? Господь Иисус сказал Филиппу: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: «покажи нам Отца»? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:9-11). Здесь Господь Иисус говорит очень однозначно: «видевший Меня видел Отца». Как вы видите, Господь Иисус — это явление Самого Бога. Господь Иисус не говорит в этом месте, что у Него с Богом отношения как у Отца с Сыном. Он просто говорит: «Я в Отце и Отец во Мне», «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). И вот, разве не можем мы на основании слов Господа Иисуса подтвердить, что Господь Иисус — это Сам Бог, что есть только один Бог, и нет никакого «родства Отца и Сына»?

Возможно, кто-то спросит, Если Господь Иисус — Сам Бог, то почему же Господь Иисус, когда молится, обращается к Богу-Отцу? Действительно, есть тайна в том, почему Господь Иисус в Своих молитвах называет Бога Небесным Отцом. При воплощении Бога Его Дух сокрыт в плоти, и сама плоть не знает о присутствии Духа. Точно так же, как мы не ощущаем своего духа в себе. Более того, в Своей плоти Божий Дух не делает ничего сверхъестественного. Поэтому несмотря на то, что Господь Иисус был Богом, ставшим плотью, если бы Божий Дух не обратился к Самому Богу и не свидетельствовал Ему, Господь Иисус не узнал бы, что Он воплощение Бога. Поэтому в Библии сказано: «ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Господь Иисус, прежде чем Он стал нести Свое служение, жил в рамках нормальной человеческой природы. Он действительно не знал, что Он — воплощение Бога, потому что Божий Дух во плоти не совершал сверхъестественных действий. Он действовал, оставаясь в рамках естественного, как любой другой человек. Поэтому, естественно, Господь Иисус молился Отцу Небесному, то есть из Своей нормальной человеческой природы Господь Иисус молился Божьему Духу. Это вполне логично. Когда Господь Иисус формально исполнил Свое служение, Святой Дух начал говорить и возвещать, свидетельствуя о том, что Он — воплощенный Бог. Только тогда Господь Иисус понял, Кто Он на самом деле, что Он пришел совершить труд искупления. Но перед распятием Он все еще молился Богу-Отцу. Это говорит о полном повиновении сущности Христа Богу.

Давайте прочитаем еще два отрывка из слова Всемогущего Бога, чтобы еще больше прояснить для себя этот вопрос. Всемогущий Бог говорит: «Когда Иисус называл Бога Небесного Отцом во время молитвы, Он просто делал это с точки зрения сотворенного человека только потому, что Дух Божий облекся во плоть обычного нормального человека и имел наружность сотворенного существа. Даже хотя внутри Него пребывал Дух Божий, Его внешний облик был внешностью обычного человека. Иными словами, Он стал «Сыном Человеческим», о котором говорили все, включая Самого Иисуса. Учитывая то, что Его называли Сыном Человеческим, Он — человек (мужчина или женщина — неважно, в любом случае, это тот, кто обладает внешним обликом человеческого существа), рожденная в обычной семье обычных людей. Следовательно, Иисус называет Бога Небесного Отцом, точно так, как вы вначале называли Его Отцом. Он делает это с позиции человека сотворенного. Помните ли вы молитву «Отче наш», которой учил вас Иисус: «Отче наш, сущий на небесах!»? Он просил всех людей называть Бога Небесного Отцом. И поскольку Он Сам называл Его Отцом, Он делал это с позиции равного вам всем человека. Так как вы называли Бога Небесного Отцом, это говорит о том, что Иисус видел Себя равным вам, земным человеком, который был избран Богом (то есть, Сыном Божьим). Если вы называете Бога «Отцом», то разве это не потому, что вы есть Его творение? Какой бы великой ни была власть Иисуса на земле, до Своего распятия Он был просто Сыном Человеческим, руководимым Святым Духом (то есть, Богом), и одним из сотворенных, так как Ему еще только предстояло выполнить Свою работу. Следовательно, то, что Он называл Бога Небесного Отцом, говорило единственно лишь о Его смирении и повиновении. Однако Его обращение подобным образом к Богу, то есть, к Небесному Духу, не доказывает, что Он является Сыном Духа Бога Небесного. Это говорит, скорее, о Его ином положении, а не о том, что Он иная личность. Существование отдельных личностей — это заблуждение! До Своего распятия Иисус был Человеческим Сыном, связанным ограничениями плоти, и Он не обладал всей властью Духа. Вот почему Он мог лишь искать воли Бога Отца из положения сотворенного. Именно так Он трижды сказал, молясь в Гефсиманском саду: «Не как Я хочу, но как Ты». До того, как Иисуса возложили на крест, Он был лишь Царем иудейским; Он был Христом, Сыном Человеческим, но не телом славы. Вот почему с точки зрения сотворенного Он называл Бога Отцом» («Существует ли Троица?» в книге «Слово является во плоти»).

«Некоторые люди говорят даже так: «Разве Бог не заявил определенным образом, что Иисус — Его возлюбленный Сын»? — «Иисус есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — это несомненно сказал Сам Бог. Это свидетельство Бога о Самом Себе, но с иной позиции — с позиции небесного Духа, свидетельствующего о Своем собственном воплощении. Иисус — это Его воплощение, но не Его Сын на небесах. Понимаешь? Разве слова Иисуса: «Я в Отце и Отец во Мне», — не указывают на то, что Они являются одним Духом? И разве не из-за воплощения Они разделились между небом и землей? В реальности Они остаются одним. Несмотря ни на что, это просто Бог, свидетельствующий о Себе. Из-за смены периодов, требований работы и различающихся этапов Его плана управления, человек также называет Его разными именами. Когда Он пришел для выполнения первого этапа работы, Он мог называться только Иеговой, пастырем израильтян. На втором этапе воплощенного Бога можно называть только Господом и Христом. Но в то время Дух небесный говорил только, что Он есть возлюбленный Сын Божий, но ничего не говорил о том, что Он единственный Сын Божий. Этого просто не было. Как у Бога мог быть единственный ребенок? Разве в таком случае Бог не стал бы человеком? Так как Он был воплощенным, то именовался возлюбленным Сыном Божьим, и исходя из этого, родились отношения между Отцом и Сыном. Они были обусловлены лишь разделением между небесами и землей. Иисус молился с позиции плоти. Поскольку Он облекся в такую плоть нормальной человечности, то именно с позиции этой плоти Он сказал: «Моя внешняя оболочка — это оболочка сотворенного существа. Так как Я облекся во плоть, чтобы прийти на эту землю, Я сейчас далеко, очень далеко от небес». И по этой причине Он мог молиться Богу Отцу с позиции плоти. Это был Его долг, и то, чем должен обладать воплощенный Дух Бога. Мы не можем сказать, что Он не является Богом только потому, что Он молится Отцу с позиции плоти. Хотя Его называют возлюбленным Сыном Божьим, Он все же остается Самим Богом, так как Он есть лишь воплощение Духа, и Его сущность остается Духом» («Существует ли Троица?» в книге «Слово является во плоти»).

Всемогущий Бог так ясно все выразил. Когда Господь Иисус трудился среди людей, на самом деле это был Божий Дух, облаченный в плоть человека, Который совершал труд и являлся людям. Как бы ни изрекал Господь Иисус Свое слово и ни молился Богу-Отцу, сущность Его была божественной, а не человеческой. Бог — это Дух, невидимый для людей. Когда Бог облачается в плоть, люди видят только плоть, они не видят Божьего Духа. Если бы Святой Дух непосредственно свидетельствовал о том, что воплощенный Господь Иисус — это Бог, люди бы этого не приняли. Потому что в то время никто даже не знал, что такое воплощение Бога. Люди просто соприкасались с воплощением Бога, мало что при этом понимая. Они не представляли себе, что этот обычный Сын Человеческий — воплощение Духа Божьего, то есть, явление Бога во плоти. Несмотря на то, что Господь Иисус, совершая Свой труд, изрек много Своего слова, дал людям путь: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» и явил много чудес, в полной мере проявив власть и силу Бога, людям не было понятно из слова и труда Господа Иисуса, что Господь Иисус — Сам Бог, то есть, явление Бога. Так как же люди воспринимали Господа Иисуса в то время? Некоторые говорили, что Он — Иоанн Креститель, некоторые говорили, что Он — Илия. Другие даже называли Его Учителем. Таким образом Бог действовал в соответствии с духовным состоянием людей того времени, Он не требовал от них слишком многого. Святой Дух мог свидетельствовать только в пределах понимания людей того времени, поэтому Он называл Господа Иисуса возлюбленным Сыном Божьим, временно позволяя людям считать Господа Иисуса Божьим Сыном. Эта идея больше соответствовала представлениям людей и ее было легче принять, поскольку в то время Господь Иисус совершал только труд искупления. Не важно, как люди называли Господа Иисуса, самое главное заключалось в том, что они признавали то, что Господь Иисус — Спаситель, их грехи отпущены, и это давало им право наслаждаться Божьей благодатью. Итак, Божий Дух свидетельствовал о Господе Иисусе таким образом, потому что это лучше отвечало духовному состоянию людей того времени. Так полностью сбылось слово Господа Иисуса: «Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:12-13).

Несмотря на то, что мы не можем видеть Дух Божий, когда Он облачается в плоть, Божий характер, все, что Он имеет и чем является, Его всемогущество и мудрость — все это выражалось посредством Его плоти. На основании слова и труда Господа Иисуса Христа, а также характера, выраженного Им, мы можем быть абсолютно уверены, что Господь Иисус — Сам Бог. Слово и труд Господа Иисуса исполнены власти и силы. Все Его слова сбываются, все Его требования выполняются. Стоит Ему сказать что-то, и Его слова воплощаются в реальность. Точно так же одного слова Господа Иисуса было достаточно, чтобы прощать людям их греховность и воскрешать мертвых. Одним словом Он успокаивал ветер и море, и совершал многие другие дела. Разве в слове и труде Господа Иисуса не видно власти и силы Бога, которые правят всем мирозданием? Разве вы не видели всемогущества, мудрости и чудесных деяний Бога? Господь Иисус указал путь в Своих словах: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Он положил начало Периоду Благодати, завершив Период Закона, явил сострадательный и любящий характер Бога и совершил труд искупления человечества. Господь Иисус совершал работу Самого Бога. Слово и труд Господа Иисуса — это прямое выражение Духа Божьего. Разве это не доказывает, что Божий Дух пришел во плоти, чтобы говорить людям, трудиться ради них, чтобы явиться им? Может ли такое быть, чтобы как бы Божий Дух ни говорил и не трудился во плоти, мы все равно неспособны были узнать Его? Может ли внешняя оболочка плоти в самом деле не давать нам узнать божественную сущность Христа? Может ли такое быть, что когда Дух Божий облекается в плоть, чтобы говорить и трудиться, чтобы сколько ни было нами пережито, мы все равно не способны распознать явление и работу Божьи? Если дело действительно обстоит так, то мы слишком глупы в своей вере. Как нам еще заслужить похвалу от Бога?

из «Классические вопросы и ответы на тему избранных отрывков из Евангелия Царства»

Опубликовано 03.11.2017

Что же означает «Иисус Христос»? Многие люди считают, что Иисус Христос — это имя (Иисус) и фамилия (Христос). Вопрос на самом деле очень простой, но многие до сих пор не знают на него правильный ответ.

Значение некоторых библейских имен

Вообще, Бог часто вкладывал смысл в имена, даваемые людям в Библии. В книге Осии, например, мы можем видеть, что Бог просит Осию назвать своих детей Лорухама, что означает «непомилованная» и Лоамми, что означает «не Мой народ». Бог сказал Осии жениться на блуднице и назвать детей «непомилованная» и «не Мой народ», чтобы через это показать, что Бог имеет что-то против Своего избранного народа. В этих поступках и именах заключается очень большой смысл.

Когда Бог решил через Аврама исполнить Свою миссию, то дал ему новое имя. Он назвал его Авраам (с двумя буквами «а»). Его новое имя значило теперь — «отец многих народов».

«Вот Моя часть соглашения: Я сделаю тебя отцом множества народов. Я изменю твоё имя: твоё имя будет не Аврам, а Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. Я дам тебе великую награду — от тебя пойдут новые народы и произойдут цари» (Бытие 17:4-6).

Значение имени Иисуса Христа

«Иисус» звучит на еврейском как «Иешуа». Иешуа, или «Яшуа» — это краткая форма от «Иехошуа», что означает » Яхве (Иегова) — спасение». Христос же с греческого означает «Помазанник». На греческом оно звучит как «Машиах» — Мессия. Таким образом, Иисус Христос означает «Спаситель», «Помазанник», «Мессия». Это имя несет в себе глубокий смысл.

Таким образом, когда Бог посылает на землю Своего единственного Сына, называя Его Иисусом Христом, Он вкладывает в это очень большой смысл. Именно Иисус Христос есть единственный путь к Богу и Спаситель. Именно в этом и была миссия Иисуса Христа — стать Спасителем, Помазанником и Мессией.

«Не для того послал Бог Своего Сына в мир, чтобы осудить его, а для того, чтобы спасти мир через Него. Тот, кто уверует в Сына, не будет осуждён. Но тот, кто не верит, уже осуждён, ибо не уверовал в единственного Сына Божьего» (От Иоанна 3:17-18).

Мы рекомендуем вам так же прочесть статью Иисус Христос: Описание смерти Христа с точки зрения медицины

Так что теперь, когда кто-то спросит у вас, что значит имя Иисус Христос, вы сможете дать достаточно полный ответ.

Другие темы

Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!

Пройти тест

24.12.2001

Младенец Иисус фактом своего сверхприродного рождения, пробил брешь в рациональной логике землян.

Божественное Слово, направленное к духовному центру человеческой личности — сердцу, поражая своей парадоксальностью, неслыханной новизной, изменило всю шкалу человеческих ценностей. Сознание и сердце тех, кто внимал тихому, полному любви Слову Божию стремительно менялось. А человеческая душа восторженно и доверчиво открылась навстречу новому мироощущению.

Таинственное зерно любви, посеянное Христом в душах первого христианского поколения, превратилось за 20 веков в гигантское древо новой цивилизации. Под кроной этого могучего древа поселились многочисленные народы, причисляющие себя к христианской цивилизации.

Живя среди несметных сокровищ христианской культуры, 20 век уподобился богачу, который, каждый день, умножая свои материальные богатства, забыл не только о тех, кто ценой огромных жертв создал эту цивилизацию, но и предал своего благодетеля, Христа. Отбросив веру Отцов, покинув храмы, 20 век, замыкающий двухтысячелетнюю историю христианства, объявил себя постхристианским, изгнав Христа на периферию своих жизненных интересов.

Зная, как никто другой, двойственность человеческой природы, способной на великие подвиги и страшные падения, Господь не оставил нашего мира. Находясь среди своих последователей, христиан, посещая сомневающихся, стучась в души тех, кто утратил веру, Иисус Христос Своей любовью по-прежнему обнимает все человечество.

Как и в Евангельские времена звучит на земле животворящее Слово Божие, бережно сохраняемое и оберегаемое христианской Церковью. Как и в Евангельское время, идя рядом с новым поколением землян, Иисус Христос каждому из нас задает очень простой и одновременно очень важный вопрос:

«За кого ты, человек начала 21 века, почитаешь Меня?».

Уйти от ответа на этот прямой вопрос невозможно, ибо все сферы жизнедеятельности людей пронизаны присутствием Христа. Евангельский дух пропитывает всю нашу материальную и духовную культуру. Язык современных людей содержит в себе сотни выражений, заимствованных из Евангелия, которые стали привычными, крылатыми выражениями. Наш календарь ведет отсчет времени с Рождества Христова. Лучшие произведения искусств имеют в своей основе христианский корень. Понятия красоты, морали, жизненной нормы покоятся на христианских ценностях.

Читая литературные произведения, занимаясь различными областями науки, изучая историю, философию, человек невольно втягивается в дискуссию о путях познания, ищет смысл жизни. При этом он никак не может пройти мимо личности Иисуса Христа.

Без преувеличения можно сказать, что в истории человеческого рода не было более популярной, оригинальной личности, которая вызывала бы столько споров, столкновений, разногласий и одновременно столько восхищения и любви, как личность Христа. Иисус Христос занимает совершенно особое место в нашей цивилизации, ибо является ее родоначальником. Он живо присутствует в каждом поколении ее двухтысячелетней истории, оказывая огромное влияние на все области человеческой жизни, определяя и развивая их.

Вглядываясь в образ Христа, каждое поколение вольно или невольно дает свой ответ на вопрос Спасителя:

«За кого почитают Меня люди?».

Впервые этот вопрос Господь задал своим ближайшим ученикам, апостолам. В нищем проповеднике Иисусе из Назарета, который Своим словом прожигал сердца людей, современники видели великого пророка, мудрого учителя, талантливого целителя. Апостолы разглядели в Нем духовного лидера, равного Которому еще не было на земле. «Ты — Христос, Сын Бога Живого», — так ответил на вопрос Христа апостол Петр. Наше время дает на этот вопрос свои ответы.

Попытки ученых 19 века представить Христа лишь легендарной личностью, мифологической фигурой, рожденной воображением древних, оказались несостоятельными. Благодаря кропотливой работе историков и богословов, новым неожиданным археологическим находкам, уникальным свиткам Мертвого Моря, коптским рукописям из древней египетской библиотеки у людей, живущих в 20 веке, отпали сомнения в том, что человек по имени Иисус жил в Палестине во времена царствования иудейского царя Ирода и римского императора Августа.

Люди современной закваски, рационального склада ума, принимая Христа как выдающуюся историческую личность, крупного религиозного лидера, который своим учением сформировал новое общество и новую культуру, отказывают Ему при этом в Божественном достоинстве. Они не верят в Его сверхприродное рождение, отвергают свидетельства Церкви о Его чудесном Воскресении из мертвых, не разделяют веру в спасительную силу Креста.

Отдельные же представители сегодняшней культурной элиты, писатели, художники, музыканты, выступая под лозунгом, «Христу — да, Церкви — нет», идут еще дальше. Разрушая своим безудержным воображением не только церковную традицию, но и ставя под сомнение тщательно воссозданную учеными земную биографию Иисуса, они изображают Христа то революционером, то экстрасенсом, то вдохновителем женской эмансипации или лидером сексуальных меньшинств.

Причину столь грубых спекуляций многие богословы и просто верующие люди видят в особенностях современного общества, пораженного «культурным СПИДом». Чем сильнее деградируют духовные структуры человеческой личности, тем дальше человеческое сознание и человеческая душа отрывается от традиционного образа Иисуса Христа.

Как и в первые века Христианства, последователи Христа, которых в 20 веке насчитывается более миллиарда человек, свидетельствуют перед Богом и людьми о своей непоколебимой вере в спасительную миссию Богочеловека.

Апостол и евангелист Иоанн Богослов смог одним предложением раскрыть суть христианской веры:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Несмотря на разноголосицу суждений атеистов и агностиков о Христе, бесконечные споры внутри самой Церкви, столкновение мнений представителей различных христианских конфессий и иных вероисповеданий, христиане по-прежнему любят Христа и доверяют ему, обретая в Нем смысл жизни, черпая бесконечную радость и счастье.

В так называемом постхристианском мире огромным тиражом, на всех языках народов земли, издается Евангелие; 60 тысяч наименований книг, непосредственно связанных с личностью Иисуса Христа, вышли в 20 веке в свет и были прочитаны нашими современниками. Западная статистика приводит поистине впечатляющие цифры: каждые 14,5 часов издается книга, в которой рассказывается о Христе или упоминается его имя, 50 книг в месяц, 600 в год. Эти факты свидетельствуют о неугасающем интересе людей к личности Христа.

Если в конце 19 века шла глобальная «демифологизация» христианского учения, беспощадно ниспровергавшая Бога во имя научной картины мира, то конец 20 века ознаменовался новыми поисками Бога. Сегодня все настойчивее говорят о том, что наша цивилизация прошла высшую точку увлечения научно-техническим прогрессом. В будущем науку и религию ждет долгожданное объединение, так как знание окружающей действительности и понимание основ жизни относятся к различным информационным потокам. Предчувствуя наступление нового времени, Нильс Бор говорил: «Наука нужна мне для знания, вера — для действия».

Каким будет 21 век, во многом зависит от того, что мы ответим на вопрос Христа, обращенный сегодня к людям, делающим шаг в третье тысячелетие: «За кого почитаете вы Меня, люди нового века?».

Вглядываясь в тишину Рождественской ночи, прикасаясь душой к тайне воплощения Богочеловека на земле, человеческое сердце хочет верить, что Бог рядом, а, значит, есть надежда, и есть будущее.

Он занимал на небе возвышенное положение. В молитве к Богу Иисус сказал о своем прежнем положении так: «Прославь меня, Отец… той славой, которую я имел у тебя прежде появления мира» (Иоанна 17:5).

Он помогал своему Отцу создавать все остальное. Иисус трудился вместе с Богом и был «при нем искусным мастером» (Притчи 8:30). В Библии об Иисусе говорится: «Посредством его сотворено все остальное на небе и на земле» (Колоссянам 1:16).

При помощи Иисуса Бог создал все существующее, в том числе других духовных созданий и материальную Вселенную (Откровение 5:11). В каком-то смысле сотрудничество Бога и Иисуса можно сравнить с тем, как архитектор работает со строителем. Архитектор создает проект, а строитель претворяет его в жизнь.

Он был «Словом». Говоря о дочеловеческом существовании Иисуса, Библия называет его «Словом» (Иоанна 1:1). Судя по всему, это означает, что через него Бог передавал другим духовным созданиям различные сведения и указания.

Кроме того, Иисус, очевидно, был Представителем Бога перед людьми. Вероятно, именно через Иисуса Бог говорил с Адамом и Евой, когда давал им повеления в саду Эдем (Бытие 2:16, 17). Ангелом, который вел израильтян по пустыне и которому они должны были во всем повиноваться, возможно, тоже был Иисус (Исход 23:20—23) .