Иисус и самарянка

Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в. Беседа Христа с самарянкой. Монастырь Карея, Афон, XIII в.

Иисус пробыл со Своими учениками в Иудее еще некоторое время. Многие тогда хотели послушать Его проповедь и стать Его учениками. Но когда Иисус узнал, что это начинает вызывать волнение у иудейских фарисеев, Он решил оставить Иудею и вернуться в Галилею, где прошли Его детство и юность. Прямой путь из Иудеи в Галилею лежал через Самарию — область, которую населяли потомки смешанных браков между израильтянами и язычниками. Самаряне признавали Пятикнижие Моисея как Священное Писание, но в их религии были и элементы язычества. Главным предметом спора между самарянами и иудеями был вопрос о том, где поклоняться Богу: иудеи со времен Давида приносили жертвы в Иерусалиме, а самаряне поставили жертвенник на горе Гаризим. Между самарянами и иудеями существовала вражда, так что само слово самарянин считалось у иудеев бранным и презрительным.

В полдень Господь и ученики остановились у колодца близ самарянского селения Сихарь. Зной мешал продолжать путь, и ученики, оставив Учителя у колодца, пошли в селение купить еды. В это время к колодцу пришла самарянка. Иисус обратился к ней: «Дай мне пить». Видя по одежде и речи, что перед ней иудей, она удивилась: «Как же ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит с тобой, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Женщина не поняла духовного смысла слов Иисуса и возразила: «Тебе и почерпнуть-то нечем, а колодец глубок. Откуда же у Тебя живая вода?» Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, кто пьет эту воду, захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, эта вода сделается для него источником, текущим в вечную жизнь». Иисус говорил о даре Святого Духа, но женщина Его вновь не поняла: «Тогда дай же мне такой воды, чтобы я больше не хотела пить и мне не нужно было приходить сюда за водой». Иисус сказал ей: «Пойди, позови мужа твоего», на что самарянка ответила, что у нее нет мужа. Господу не было нужды знать о человеке по рассказам, Он видел насквозь каждого человека и поэтому сказал: «Ты права, сказав, что у тебя нет мужа. Ведь у тебя было пять мужей, и тот, с кем ты сейчас живешь, не муж тебе». Женщина удивилась Ему: «Господин! Я вижу, что Ты пророк. Тогда скажи, где должно поклоняться Богу — на горе Гаризим, как говорят наши отцы, или в Иерусалимском храме, как учат иудеи?» Иисус ответил ей: «Поверь Мне, настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине везде, где бы они ни находились».

Фреска Живоносный Источник Фреска Живоносный Источник

В Пятикнижии Моисей говорил о Христе как о великом пророке и наставнике народа, поэтому самарянка спросила Иисуса: «Я знаю, что должен прийти Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». И тут Иисус открыл ей великую тайну: «Это Я, Который говорю с тобою». В это время вернулись ученики Его с пищей, а женщина, бросив водонос, побежала в селение, чтобы рассказать всем людям о своей удивительной встрече. Между тем ученики предложили Господу еду, на что Он сказал им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». Господь пробыл в этом самарянском селении два дня, и за это время многие самаряне из Сихаря с охотой слушали Его и уверовали в Него. После этого Иисус и ученики продолжили свой путь в Галилею.

Придя в город Кану, где Он некогда претворил воду в вино, Иисус совершил Свое второе чудо в Галилее. К нему обратился придворный, у которого в Капернауме лежал при смерти больной сын. Услышав о том, что Иисус совершал в Иудее, он просил Его прийти и исцелить мальчика. «Иди, сын твой здоров», — сказал Иисус. Поверив этому, придворный поспешил домой и узнал, что болезнь оставила ребенка именно в тот момент, когда он говорил с Иисусом.

Христос и самаритянка — Генрих Ипполитович Семирадский. Холст, масло. 101 x 183 см

В пик своей известности и популярности Генрих Ипполитович Семирадский пишет картину «Христос и самаритянка». Самая, пожалуй, известная притча из Евангелия о женщине-самаритянке, пришедшей к колодцу. Ее считают грешницей, «имевшей в прошлом пять мужей и сейчас живущей с тем, кто не муж ей». Поэтому она приходит за водой в полдень одна, чтобы не встречаться с другими жителями из города Сихарь.
На этот сюжет писали многие художники. Но новаторство Семирадского состоит в том, что он изображает сцену на фоне необыкновенно живого, почти реального пейзажа. Он умело объединяет евангелистский сюжет и эффект пленэра. Благодаря этому создается естественность и достоверность изображенного в картине.
В каком уютном, тенистом месте находится колодец. Здесь действительно хочется отдохнуть душой и телом после долгих странствий по жаркой самарянской земле. Какая реалистичная игра света и теней при написании вековых платанов в левой части полотна.

Вдалеке легкая дымка из воздуха, которая предполагает знойный день. С большим знанием эпохи автор рисует костюм девушки со всеми украшениями – кистями, ленточками, браслетом, а также прекрасно расписанный кувшин в ее руках.
В центре полотна – Иисус Христос. Он вместе со своими учениками возвращается в Галилею из Иудеи. Он уставший, но лицо его и глаза с добрым пониманием обращены к этой заблудшей женщине. Иисус беседует с ней открыто, говорит о своем предназначении мессии, они ведут разговоры на духовные темы и в сердце той самаритянки возникает любовь и искра Божия.
Эта работа Семирадского откликается тем, что она без назидательности и поучительности, которые всегда подразумеваются при исполнении религиозных сюжетов. В ней почти и не осталось ничего от евангельской мифологии. В адрес художника было много критики именно по этому поводу. Но у публики, у нас – зрителей, картина вызывает только восхищение и восторг от мастерства и таланта живописца.

Самарянка у колодца
Искандер Алиев
Беседа Иисуса с самарянкой у колодца описана в четвертой главе Евангелия от Иоанна. В целом эта история никогда не вызывала каких-либо споров, хотя различные мнения возникали в связи со следующим отрывком: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:16-18). Действительно, для чего Иисус попросил самарянку привести ее мужа, зная, что у нее его нет? Большинство толкований этого отрывка не придают этому вопросу большого значения. Но всегда ли мы правильно понимаем эти слова евангелиста Иоанна? Ниже читателям будет предложено новое толкование всей этой истории.
Историческая справка
Самария как столица Северного царства Израиля была построена Амврием около 880 г. до Р.Х. на горе, купленной им у Семира (3 Цар. 16:24). Само это название представляет собой греческое произношение еврейского слова «Шомром», означающего «сторожевая крепость». Это подтверждается библейскими данными (3 Цар. 20:1; 4 Цар. 6:24; Ам. 6:1). Позже город был значительно расширен и укреплен царями Иеровоамом II и Ахавом. Царь Ииуй уничтожил здесь только капище Ваала, сооруженное Ахавом. Вскоре этот город стал одним из крупных городов в Израиле.
В 722 г. до Р.Х. Самария после трехлетней осады оказалась под властью ассирийских царей Салманасара, а потом и Саргона. Одноименная столица была разрушена, его жители уведены в плен, а их место заняли иноземные переселенцы (4 Цар. 17:24; Ездр. 4:9-10). Ирод Великий обнес город новой стеной, которая теперь окружала площадь в 80 гектар. Он возвел на крепостной площади храм Августа и переименовал Самарию в Себастию в честь титула римского императора (греч. Себастос означает «достопочтенный»). Этот эллинистический город был чужд еврейскому сознанию, поскольку его украшали не только рыночная площадь и торговые ряды, но и языческие колоннады, храмы и даже, вероятно, гимназия с беговой дорожкой.
Это та причина, по которой Самария (Себастия) ни разу не упоминается в Новом Завете (ср. Мф. 10:5; Лк. 9:52; Ин. 8:48), тем не менее, наиболее вероятно, что именно здесь евангелист Филипп противостоял Симону-волхву (Деян. 8). Себастия находилась примерно в 12 километрах северо-западнее Сихема – того самого города, который в новозаветное время стал носить название «Сихарь» (с иврита — «плечо»), и в котором жила самарянка (Ин. 4). Это было святое для всех евреев место, но даже его они перестали почитать из-за того, что оно находилось уже на оскверненной территории. Кстати, ученики Иисуса тогда пошли искать именно «кошерную» пищу, которой во всей этой округе совсем не было. Иисус должен был исполнять этот еврейский закон, чтобы не соблазнить никого из иудеев.
Примерно, в IV в. до н. э. самаряне построили себе храм на горе Гаризим, который был разрушен в 129 году до Р.Х. Иоанном Гирканом и с тех пор не восстанавливался. Поскольку самаряне признавали Пятикнижие Моисея в качестве Священного Писания, то в этом храме они поклонялись Господу. Главный спор между евреями и самарянами во времена Иисуса велся в связи с вопросом о месте, где следовало поклоняться Господу — в Иерусалиме или на горе Гаризим (Ин. 4:20; ср. Лк. 9:52-54), иначе говоря, признавать ли за Иерусалимским храмом право быть единственным святилищем Господа.
При всех противоречиях с официальным иудаизмом самаряне нередко показывали себя более открытыми для Иисуса и Его вести (Лк. 17:15-16; Ин. 4:39), чем жители других областей. Именно среди самарян появились первые христиане-неевреи (Деян. 8:5-25; 9:31). Милосердный самарянин в притче Иисуса (Лк. 10:33-35) смог исполнить заповедь любви (Лев. 19:18), так как не был, подобно иудейскому священнику или левиту, скован заповедями о культовой чистоте (Лев. 21:1) и предписаниями об их исполнении. Таким образом, мы видим, что Иисус сознательно противопоставляет добрых самарян погрязшим в ритуалах иудеям.
Грешница или пожилая женщина?
Известный комментатор Нового Завета Уильям Баркли комментирует отрывок Ин. 4:16-21 таким образом: «Мы уже видели, как самарянка насмешливо просила Иисуса дать ей живой воды, чтобы ей не хотелось больше пить и не нужно было ходить каждый день за водой к колодцу. Но Иисус внезапно и резко образумил ее. «Пойди, — сказал Он, — позови мужа твоего и приди сюда». Женщина застыла, как будто ее охватила внезапная боль; она отскочила, как будто ее чем-то стукнули, она побледнела, как будто вдруг увидела призрак: да так оно и было, потому что она вдруг увидела себя.
Она вдруг была вынуждена посмотреть на себя и увидела распущенность, безнравственность и несостоятельность своей жизни. В христианстве есть два откровения — откровение Божие и наше собственное откровение. Человек не видит себя, пока он не увидит себя в присутствии Христа, и тогда он ужасается от одного вида своего. Это можно выразить и иначе — христианство приходит с осознанием греха. Все начинается с внезапного понимания, что дальше так жить нельзя. Мы просыпаемся сами и в нас просыпается потребность в Боге.
Что касается пяти мужей, то некоторые богословы считали, что это был не реальный случай, а аллегория. Мы видели, что после угона коренного населения Самарии в рабство в Ассирию, в Самарию были пригнаны люди из пяти других мест, и эти пять народов принесли пять своих богов с собой (4 Цар. 17:29). Некоторые богословы полагали, что женщина символизирует Самарию, а пять мужей — пять богов, которых исповедовали народы, с которыми самаряне вступали в браки. Шестой муж символизирует, по их мнению, истинного Бога, Которому самаряне поклоняются не по-настоящему, а по своему незнанию, и потому вовсе не вступили с Ним в брак. Может быть, в рассказе и есть напоминание об этом неверии Самарян по отношению к Богу, но рассказ слишком ярок, чтобы быть аллегорией; он слишком похож на жизнь.
Кто-то сказал, что пророчество — это критика, основанная на вере. Пророк указывает человеку или нации на недостатки, но он не приводит их в отчаяние, а указывает путь к исцелению, исправлению и к праведной жизни. Иисус начал с того, что открыл этой женщине ее грешную жизнь, а потом сказал ей о подлинном почитании Бога, через которое наши души могут встречаться с Ним. Вопрос женщины кажется нам странным. Она, по-видимому, в замешательстве говорит…» (Толкование Евангелия от Иоанна. Том. 1, Всемирный союз баптистов, 1985, с. 170-171).
Мною выделены слова комментатора, которые иначе, как надуманными не назвать. Откуда взята вся та картина, которую нарисовал здесь уважаемый богослов? Из самого текста не видно ни насмешки женщины над словами Иисуса, ни ее смущения или испуга от просьбы Иисуса привести мужа. Почему же кто-то решил, что Иисус резко образумил ее просьбой привести своего мужа? И откуда взялись здесь глаголы «застыла, отскочила, побледнела». Это уже не толкование библейского текста, а целый художественный роман. И далее еще более странный вывод Баркли: «распущенность, безнравственность, несостоятельность». Данной мыслью о самарянке, как о женщине легкого поведения, пропитано все современное богословие, независимо от различия, к какой христианской деноминации оно относится.
Но, ничего подобного не присутствует в самих словах Иисуса и в тексте повествования. Иисус просто соблюл правила восточного этикета при разговоре с взрослой женщиной. Пока разговор нес бытовой характер, присутствие мужа не требовалось. Но, когда разговор повернулся в серьезное русло, Иисус в согласии с древним еврейским обычаем, описанном в тексте Числ. 30:9-10, предложил ей привести того, кто имеет право нести ответственность за ее слова. «Обет же вдовы и разведенной, какой бы она ни возложила зарок на душу свою, состоится» (ст. 10). Оказывается, серьезный разговор между мужчиной и женщиной мог состояться лишь в присутствии мужа или отца, ответственного за слова этой женщины. Когда же выяснилось, что у самарянской женщины нет мужа или другого ответственного мужчины, все возражения или смущения исчезли.
Но, кому-то пришло в голову придумать, что эти слова Иисуса указывают на распущенность этой женщины, поскольку она поменяла пятерых мужей, да и теперь в ее доме находится не иначе, как любовник, с которым она не состоит в браке. Ни в одном суде не пройдет в качестве «свидетеля» человек с такими домыслами. Неужели можно приписать такое поведение пожилой и уважаемой в городе женщине, пережившей за сорок лет пятерых мужей, и имеющей в своем доме мужские руки по хозяйству? Какую фантазию нужно иметь, чтобы из этих слов Иисуса придумать рассказ о молодой распутнице?
Очень странно, но такого же мнения об этой женщине-самарянке придерживается комментарий А.П. Лопухина и комментарий Платона Харчлаа. Косвенно этой же мысли придерживается комментарий Дональда Карсона и комментарий к Женевской Библии. А Жан Кальвин и известный современный комментатор Уильям МакДональд в своих комментариях прямо называет эту женщину блудницей и грешницей. Версию про пятерых самарийских божков поддерживает и распространяет современный адвентистский богослов Александр Болотников. А о «непорядочности» самой этой самарянской женщины можно услышать в каждой второй проповеди о поклонении.
Но давайте обратим внимание на дальнейший текст: эта женщина разбирается в религиозных вопросах; ученики, вернувшись из города, удивлены фактом разговора Иисуса с нею один на один. Женщина приходит в город к воротам и говорит людям о необычном человеке у колодца, и ей верят. Кто бы стал верить парии или опустившейся низко женщине?! После двух дней общения с Иисусом женщине докладывают, что уже не по ее словам они поверили, что Иисус есть Христос, а сами в этом убедились. Итак, мы видим, что жители ее родного города уважают эту женщину, а некоторые современные проповедники усматривают в ней одного из первых благовестников о Христе. Да и Сам Иисус до начала разговора с женщиной уже знал, во что выльется эта беседа. Когда Он показывал ученикам на толпу народа идущего к Нему из города, то назвал это духовной «жатвой» (Ин. 4:35-38).
Обсуждение предложенного толкования
Конечно, к данному комментарию на текст Ин. 4:16-18 возникает множество вопросов:

  1. Почему Иисус отметил: «Это ты справедливо сказала». Почему для Него важно было подчеркнуть, что у нее не было мужа?
  2. Почему сама женщина говорит самарянам: «(Он) сказал мне все, что я сделала». Что она такое сделала, что об этом нужно было упомянуть?
  3. Если у нее было пять законных мужей, так что она была уже в возрасте, тогда почему нет никаких упоминаний о детях?

Однако со всеми этими вопросами несложно справиться. Так, в доме самарянки находился мужчина, вероятно, сын или родственник, который мог бы выступить в роли того, кто должен был подтвердить любое ее решение. Но поскольку он не был ее мужем, Иисус подчеркивает «справедливость» такого указания. Иисус не испытывает ее, скажет ли она правду или неправду, а хвалит за честность. Слова же «что я сделала» можно понимать просто как «рассказал мне все о моей жизни». По большому счету, что в этой фразе было такого, что могло шокировать ее сограждан? Они тоже знали, что она пережила пять мужей, но ныне пока еще не замужем. И, даже знают, что в ее доме есть мужчина, который ей не муж и не несет за нее никакой ответственности. Впрочем, им мог быть даже ее законный муж, но неспособный выполнять эту роль, так что она не могла положиться на него в этом вопросе, за что и похвалил ее Иисус. Дети могла находиться дома, но о них не упоминается по той простой причине, что они не несли ответственность за действия или убеждения матери.
Но на чем основано предположение о том, что ее пятый муж был жив? Разве Иисус называет мужем или любовником того, который ныне находился в ее доме? Разве Иисус упрекает ее в том, что у нее было пять мужей, а тот, которого ныне имеет, не муж ей? Нет! Иисус только констатирует факт отсутствия у нее мужа или кого-либо другого мужчины, который имел право и был способен нести за нее ответственность. Иисусу нужно было констатировать этот факт для того, чтобы Он, согласно восточному этикету, мог продолжать с нею разговор на серьезную тему: где и как поклоняться Богу. До этого вопроса они вели разговор на бытовую тему об обычной воде, но когда женщина изъявила желание получать «живую воду», о которой сказал Иисус, тогда появилась необходимость привлечь к такому разговору ответственное лицо из семьи той женщины. Но когда выяснилось, что такового мужчины у нее не было, разговор был продолжен.
Ученики, вернувшись из города, весьма удивились тому, что Иисус вообще о чем-то говорит с женщиной. Во-первых, потому, что иудеи с самарянами не сообщались. И, во-вторых, потому что не положено мужчине говорить с замужней женщиной в отсутствие ее мужа, который несет ответственность за ее слова. Одним словом, Иисус следовал обычаям восточного этикета, пригласив к серьезному разговору мужчину, ответственного за слова и убеждения этой женщины. Когда же официально выяснилось, что такового у нее нет, им можно было продолжить начатый разговор о поклонении.
Но некоторые комментаторы настаивают на том, что она была в любовной связи с тем мужчиной, который находился в ее доме. Если бы он был ее мужем, тогда Иисус и назвал бы его ее мужем, таким же как и все остальные. А если бы она состояла с ним в т.н. «гражданском браке», тогда это вскрылось бы если не людьми, то Сам Иисус сказал бы ей об этом прямо, как некогда Иоанн Креститель обличил царя Ирода Антипу. Однако, Иисус говорит, что у нее БЫЛО пять мужей, и этот не муж ей. Иными словами, у нее на данный момент не было никакого мужа: ни пятого, ни шестого, ни любовника, никого, кто бы мог нести ответственность за ее действия и убеждения.
Часто задается вопрос о необходимости прихода самарянки к колодцу в жаркий полдень. Если ее сограждане сочувствовали ей в ее одиночестве, то ей совсем не нужно было их избегать? А в какое время ходить по воду, так это вопрос чисто индивидуальный. Молодым людям может быть и удобно утром наносить домой воды, а потом они свободны до вечера. А пожилым и жара не помеха. Им чем теплее, тем лучше. Но если жара была столь большой помехой, тогда почему жители этого города вышли, чтобы увидеть Иисуса, не обращая на жару никакого внимания?
Далее Иисуса пригласили в город и учились от Него целых два дня. Иисус не пренебрег приглашением войти под кров самарян и разделить с ними трапезу. После всего эти новые ученики Христа докладывают женщине: «Уже не по твоим словам мы поверили, что Иисус есть Христос, а сами это увидели». Из этого мы делаем вывод: если эта женщина была маргиналкой или грешницей, то кто бы ей поверил? И кто бы потом стал бы перед нею отчитываться? Значит, она была не маргинальной грешницей, а уважаемой в городе старицей, которая достойно пережила пятерых мужей, и, даже имея в доме работников, не ленится сама сходить по воду до колодца. И как можно подумать о том, что молодая распутница, какой обычно рисуют в комментариях эту самарянскую женщину, заинтересовалась разговором о живой воде и о поклонении Богу? Неужели женщине легкого поведения было к лицу проявить столь высокую осведомленность в религиозных вопросах?
Кроме того, у нас имеются и дополнительные доводы в пользу данного мнения. Например, совершенно очевидно, что самарянка представляет собой в этом эпизоде всех самарян, а не только жителей того города, в котором она жила. А какое отношение всех евангелистов к самарянам? Явно положительное. Почему, например, евангелист Иоанн ввел этот эпизод в свое Евангелие? С его помощью он противопоставляет самарян, т.е. тех, кто считался в глазах евреев нечистыми, иудеям, т.е. тем, кто считали себя благочестивыми людьми: «ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44).
Одна из сильнейших мыслей в пользу данного толкования – это то, что Христос нигде не выставлял самарян и других язычников в отрицательном свете. Обычно Он это делал лишь с Израилем. Для их позора было сделано так много, что подчеркивать еще какой-либо из них было бы очень жестоко. Показательно, что настоящее название города, откуда была самарянка, не упоминается евангелистом именно по той причине, что это был оскверненный для каждого еврея город Сихем. По той же причине нигде в Новом Завете не упоминаются такие видные в те времена города, как Сепфорис, а другие, как например Тивериада, упомянуты только вскользь.
К тому же смерть пятерых (последовавших один за другим) мужей для того беспокойного времени не видится невероятной. Поскольку самаряне имели не одного, а двух врагов (евреев и римлян), с ними у них происходили частые вооруженные столкновения. Например, однажды Пилат учинил кровавую расправу над самарянами, собравшимися на горе Гаризим и отмечавшими какой-то свой праздник. А это было как раз та местность, в которой жила самарянка.
Если самарянка была красивой женщиной, то она вполне могла быстро выйти замуж после смерти каждого из ее многочисленных мужей. При этом в те дни данное обстоятельство ничем не отличалось от нашего времени. Кстати, в Книгу рекордов Гиннеса по числу заключенных браков попала 68-летняя американка Линда Вулф из штата Индиана, которая к этому времени успела произнести клятву верности 23 раза. Самый долгий брак Линды длился семь лет, самый короткий — 36 часов. Конечно, Линда не хоронила своих мужей, а просто разводилась с ними, но все же смогла успешно заключить столько новых браков.
Наконец, евангельская самарянка могла быть в каком-либо разводе по неоправданным причинам, поскольку в то время была широко распространена практика разводов «по любому поводу». Таким было популярное тогда мнение раввина Гиллеля, который жил в Вавилоне приблизительно в 112 г. до Р.X. Если принять за основание, что самарянка разводилась и заключала новый брак один раз в пять лет, то для заключения пятерых таких браков ей хватило бы двадцати пяти лет. Конечно, нам более важно объяснить пять причин для такого развода или гибели ее мужей, чем пять причин для заключения нового брака, но все равно данное обстоятельство является естественной частью этого вопроса. В любом случае мы не обязаны видеть в самарянской женщине крайнюю распутницу.
Некоторые считают, что самарянка просто обязана быть грешницей, поскольку она принадлежала к смешанному народу. Но и в этом случае таковым не на что надеяться во свете следующих слов Христа: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле, и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:25-27). Получается, что вера язычников иногда превосходила веру евреев. Поэтому вместо того, чтобы изображать себе самарянку великой грешницей, не легче ли предположить, что она оказалась во всех разводах пострадавшей стороной, поскольку в те времена женщины не могли развестись по собственной инициативе, а мужья могли развестись как по оправданным, так и не по оправданным причинам.
А вот интересная мысль о том, как ученики Иисуса Христа из города Сихарь, проявили себя в последующее время. Хотя самого Иисуса обзывали Самарянином (Ин. 8:48), в одной из Своих притч Он уподобил себя этому самарянину. Скорее всего, Иисус привел живой пример из Своей жизни, когда давал ответ на вопрос о том, «А кто мой ближний?» Часто эту историю называют притчей, и пытаются ее истолковать, как аллегорический рассказ. «Некий человек» двинулся в путь от духовной высоты — Иерусалима, в плотскую низину — Иерихон. Естественно на таком пути его встретили нечестивые люди, которые сделали с ним все, что захотели. О толковании священника и левита, которые прошли мимо, лишь всплеснув руками и поцокав языком, я ничего не знаю, но остальное мне известно хорошо.
Нашел самарянин на дороге избитого, сжалился над ним и оказал ему первую медицинскую помощь, омыв вином рану и смазав ее елеем. Что символизируют Елей и Вино — известно каждому школьнику воскресной школы. Без сомнения — это Дух Святой и Слово Божье — лучшие исцеляющие средства. Перевязка — это Божья забота о несчастном, ставшем счастливым. Кальвинисты даже могут похвалиться в таком толковании тем, что Господь спасает человека, не спрашивая у него разрешения. Правда, в реальности здесь идет речь скорее о предварительном действии Божьей благодати, ведущем грешника к покаянию, чем об окончательном и спасающем, под которым лучше видеть не елей и вино, а гостиницу.
Гостиница — это, разумеется, Церковь Христа, которой Господь поручает заботу о тех, кого Бог приводит в Тело Христово. Господь уходит с обетованием вернуться, не указав срока возвращения. Но по двум динариям, оставленным хозяину гостиницы, можно сделать предположительный вывод, что возвращения следует ожидать не ранее, чем через два дня. Мы все прекрасно знаем Божье летосчисление — один день тысяча лет, а два дня — две тысячи лет. Ну, вроде бы, и вся история. Но в таком толковании остался нерасшифрованным лишь один персонаж притчи — это ослик. Кого же символизирует ослик в данной притче? Вы удивитесь, но он символизирует самого толкователя, который таким образом толкует эту историю, рассказанную Иисусом. Это, конечно, шутка, но главное в этой притче то, что она описывает в роли Господа самарянина, а не иудея, левита или священника. Иисусу действительно не нужно было ничего придумывать для того, чтобы показать нам, как ученики Христа на деле проявляют Божью заботу в мире, становясь «ближними» полумертвым людям, которые мертвы духовно, но пока еще живы физически.
Другой известный «самарянин» — это диакон Филипп. После начала гонений на первую Иерусалимскую церковь, те, кто не был родом из Иерусалима, отправились по повелению Господа рассеяться по всей земле, т.е. по своим домам и в свои земли, распространяя Благую весть о Жертвенной Смерти и Воскресении Господа Иисуса Христа. А Филипп пошел в родную Самарию. Там его приняли, как своего, а еще вероятнее, что он там и был своим, местным, одним из тех, кто стал учеником Иисуса Христа в городе Сихарь. Некоторые самаряне уже знали учение Христа в сравнении с учением Торы. Осталось только донести до них Евангелие. Самаряне поверили Филиппу, но это – уже другая история. Вот так история про самарянку у колодца, вероятно, имела свое продолжение в виде еще двух историй про самарян.
Заключение
Мы только что познакомились с альтернативным толкованием истории о беседе Иисуса Христа с самарянкой у сихарьского колодца. Общепринятым толкованием личности этой женщины было приписывание ей негативного образа чуть ли ни профессиональной блудницы. Но сам евангельский текст нигде не дает оснований для такого толкования. Напротив, он скорее может свидетельствовать в пользу того, что эта женщина оказалась жертвой нескольких разводов, чем вела разгульный образ жизни, одновременно самым серьезным образом интересуясь духовными вопросами. Создавая каждый раз новый брак, она искала простого семейного счастья, которое, однако, нашла только в своей вере в Иисуса. Именно об этом свидетельствуют слова Иисуса, сказанные ей: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14)? Евангелист Иоанн специально поместил этот рассказ в свое повествование о жизни Иисуса Христа, чтобы описать тот контраст, который существовал между обратившимися к Христу полуязычниками и сопротивляющимися этому «благочестивыми» иудеями.
При этом естественно возникает вопрос, а кто из толкователей этой истории рискует больше, в случае если он ошибся – сторонник общепризнанной теории или альтернативной ей, приведенной в данной статье. К сожалению, это — не единичный случай, когда какой-либо авторитет, не разобравшись, как следует, в сути дела, принимает какое-то решение, которое после него подхватывают другие и несут эту ошибочную мысль по умам людей в противность Господу. Так было и в истории народа Израиля, когда на просьбу жителей Гаваона заключить с ними союз, Иисус Навин и старейшины, на слово поверив гаваонитянам, заключили с ними союз вопреки повелению Бога. А позже, через столетия, Саул решил исправить эту ошибку, и пошел с геноцидом на гаваонитян. Прошло еще некоторое время — и Бог поразил Израиль засухой и голодом, за нарушение союза между евреями и гаваонитянами. Пришлось Давиду отдать гаваонитянам на повешение двух сыновей Саула и пятерых внуков от дочери Меровы. А кто ныне будет нести ответственность за клевету, возведенную на женщину-самарянку у колодца, в случае, если он окажется не правым? Давайте подумаем над этим.

ХРИСТОС ИСАМАРЯНКА

(Иоанн, 4:4 — 42)

(4) Надлежало же Ему проходить через Самарию. (5) Итак,приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участказемли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. (6) Там был колодезь Иаковлев.Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. (7)Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: Дай мне пить.(8) Ибо ученики Егоотлучились в город купить пищи. (9) Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня,Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами несообщаются. (10) Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий иКто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебеводу живую. (11) Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? (12) Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этотколодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? (13) Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,(14) а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждатьвовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей вжизнь вечную. (15) Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мнене иметь жажды и не приходить сюда черпать.(16) Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. (17)Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала,что у тебя нет мужа, (18) ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого нынеимеешь, не муж. тебе; это справедливо ты сказала. (19) Женщина говорит Ему:Господи! вижу, что Ты пророк. (20) Отцы наши поклонялись на этой горе, а выговорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. (21) Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступаетвремя, когда и не на горе сей, и нев Иерусалиме будете поклоняться Отцу. (22) Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибоспасение от Иудеев. (23) Но настанет время и настало уже, когда истинныепоклонники будут покло­няться Отцу в духе и истине, ибо такихпоклонников Отец ищет Себе. (24) Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должныпоклоняться в духе и истине. (25) Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия,то есть Христос; когда Он придет, товозвестит нам все. (26) Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.(27) В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал сженщиною; однако ж ни один не сказал: чегоТы требуешь ? или: о чем говоришь с нею ? (28) Тогда женщина оставила водоноссвой и пошла в город, и говорит людям: (29) пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала:не Он ли Христос ? (30) Они вышли из города и пошли к Нему. (31) Междутем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. (32) Но Он сказал им: У Меня естьпища, которой выне знаете. (33) Посему ученики говорили между собою: разве ктопринес Ему есть? (34) Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю ПославшегоМеня и совершить дело Его. (35) Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, инаступит жатва ? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, какони побелели и поспели к жатве. (36) Жнущий получает награду и собирает плод вжизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, (37) ибо вэтом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. (38) Я послал васжать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. (39)И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины,свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. (40) И потому,когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там двадня. (41) И еще большее число уверовали по Его слову. (42) А женщине тойговорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Онистинно Спаситель мира, Христос.

(Ин. 4:4 – 42)

Глубокое толкование смысла этой истории дает англиканскийэкзегет Ф. Фаррар: «Рождение Его впервые было открыто ночью немногим безвестными невежественным пастухам; первое полное объяснение Им своего мессианства былосделано у колодца в томный полдень одинокой безвестной самарянке. И этой беднойгрешной невежественной чужестранке изречены были бессмертныемногознаменательные слова, которые все последующие века должны были слушать,так сказать, с затаенным дыханием, коленопреклоненно!» (Фаррар Ф., с. 121).

В разговоре Христа с самарянкой затронуты по крайней мере дветемы: 1) о воде живой и 2) о спасении через поклонение Богу-Отцу.

В разные периоды истории христианского искусства этотбиблейский рассказ возбуждал то больший, то меньший интерес у художников,всегда испытывав­ших значительное влияние теологов и разрабатывавшихся имиконцепций. Так, этот сюжет часто встречается в искусстве первых вековхристианства, поскольку в тот период в словах Христа о живой воде усматривалинамек на Крещение, а в пище, принесенной из города учениками, — метафору дляпищи вечной.

Первое изображение этого периода — фреска катакомбПретекстата (II— III века).Сюжет трактован здесь в античном стиле: самарянка — стройная молодая женщина втунике и паллиуме с красивой прической стоит у бассейна, в руках у нее большаячаша с водою. Перед самарянкой Спаситель в образе молодого человека, красивого,с короткими волосами, в короткой тунике и плаще, накинутом на левое плечо; егоправая рука простерта к самарянке.

В эпоху Средневековья тот первоначальный смысл, которымнаделяли эту историю ранние христианские художники, отходит на задний план, ипотому этот сюжет некоторое время остается редким у художников. В эпохуВозрожде­ния — особенно Высокого — он наделяется новым смыслом, вернее сказать,на первый план выступает вторая тема, связанная с Христом: спасение черезпоклонение Богу-Отцу, причем греховность здесь символизируется иперсонифицируется образом женщины-грешницы (грех прелюбодеяия).

Сцена представляет собою местность за городской стеной, чтообъясняется мимоходом сделанным уточнением Иоанна: «ученики Его отлучились вгород купить пищи» (Ин. 4:8) (Дуччо, Марторелл).

Дуччо. Христос и самарянка (1309—1311). Лугано. Собрание баронаТиссен-Борнемиса.

Бернардо Марторелл. Христос и самарянка. (Середина XV века).

Барселона. Кафедраль­ный собор.

У колодца, часто расположенного в тени дерева (Карраччи,Рембрандт), Христом беседует с женщиной, пришедшей за водой, чтобы отолитьвизическую жажду.

Аннибале Карраччи. Христос и самарянка. (Ок. 1590).

Будапешт. Музей изобразитель­ных искусств.

Рембрандт. Христос и самарянка (1655). Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

сидит У нее в руках кувшин. Иногдаженщина преднаме­ренно изображается как грешница (блудница), в богатых одеждах,с заплетен­ными в косу волосами (Карраччи) и с обнаженной грудью — типичныйоблик куртизанки («…у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, немуж тебе» — Ин. 4:18) (ср. ХРИСТОСИ ГРЕШНИЦА). На заднем плане – возвращающиеся из города ученики, у нихв руках купленная в городе провизия (Марторелл).

Учеников в этой сцене никогда не бывает двенадцать, посколькук этому моменту евангельской истории еще не все они были призваны Иисусом кслужению. Обычно их четверо. Если следовать рассказу Иоанна, который только иизлагает историю с самарянкой, то учениками Иисуса (из поименованных вЕвангелии) были две пары братьев — Андрей и Симон (Петр), а также Иаков иИоанн. Их-то мы часто и видим на картинах (во всяком случае всегда присутствуетИоанн, которого можно признать в самом младшем из спутников Христа). Лица ижесты учеников могут выражать удивление и осуждение Христа за Его беседу сженщиной-самарянкой, поскольку к самарянам иудеи испокон веку питали презрениеи ненависть как к полуевреям (ср. ДОБРЫЙ САМАРЯНИН) (Дуччо, Марторелл, Карраччи).

Жест Иисуса, указующего вдаль (Рембрандт, Карраччи), заимствованиз более позднего эпизода этой истории — из Его разговора уже не с самарянкой,а с возвратившимися учениками: «А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотритена нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35).

ПРИМЕРЫ И ИЛЛЮСТРАЦИИ:

Дуччо.Христос и самарянка (1309—1311). Лугано. Собрание барона Тиссен-Борнемиса.

БернардоМарторелл. Христос и самарянка. (Середина XV века). Барселона. Кафедраль­ный собор.

Рембрандт.Христос и самарянка (1655). Нью-Йорк. Метрополитен-музей.

АннибалеКарраччи. Христос и самарянка. (Ок. 1590). Будапешт. Музей изобразитель­ныхискусств.

ПитерАртсен. Христос и самарянка. (Ок. 1543 — 1545). Москва. Государственный мкзейизобразительных искусств имени А. С.Пушкина.