Икона божией матери донская

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — православная святыня, одна из немногих чудотворных икон, сохранившихся в оригинале, выдающееся произведение древнерусской живописи XIV века.

Ико­на дву­сто­рон­няя: на ли­це­вой сто­ро­не — об­раз Бо­го­ма­те­ри с Мла­ден­цем, си­дя­щим на её пра­вой ру­ке, на обо­ро­те — Ус­пе­ние Бо­го­ма­те­ри; хра­нит­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи. Дон­ская ико­на при­над­ле­жит к од­но­му из ва­ри­ан­тов ико­но­гра­фического ти­па «Уми­ле­ние», близ­ко­му к Вла­ди­мир­ской ико­не Бо­жи­ей Ма­те­ри.

От­ли­чи­тель­ная ико­но­гра­фическая осо­бен­ность Дон­ской ико­ны — со­гну­тые в ко­ле­нях об­на­жён­ные нож­ки Мла­ден­ца, по­став­лен­ные на за­пя­стье ру­ки Бо­го­ма­те­ри. Ико­на бы­ла соз­да­на для Ус­пен­ско­го со­бо­ра города Ко­лом­на в 1380-1390-е годы. Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют её с твор­че­ст­вом мас­те­ра, на­пи­сав­ше­го ико­ны де­исус­но­го чи­на в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­ро­го ото­жде­ст­в­ля­ют с Фео­фа­ном Гре­ком.

Бла­го­да­ря вы­со­ким ху­дожественным дос­то­ин­ст­вам ико­на ста­ла из­вест­ной вско­ре по­сле её соз­да­ния, о чём сви­де­тель­ст­ву­ют ран­ние умень­шен­ные спи­ски (хра­нят­ся в фон­дах Государственной Третьяковской галереи). Пер­вое упо­ми­на­ние об ико­не, име­нуе­мой «Дон­ская», встре­ча­ет­ся в ле­то­пи­сях второй половины XVI века. Её про­слав­ле­ние бы­ло свя­за­но с во­енными по­хо­да­ми Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча и с вос­по­ми­на­ния­ми о по­бе­де над «ага­ря­на­ми» на До­ну в 1380 году: в цар­ст­во­ва­ние Ива­на IV великий князь мо­с­ков­ский Дмит­рий Ива­но­вич по­лу­чил по­чёт­ное про­зви­ще Дон­ской; ос­но­ван­ная им на­ка­ну­не Ку­ли­ков­ской бит­вы 1380 года церковь Ус­пе­ния в городе Ко­лом­на так­же ста­ла име­но­вать­ся Дон­ской. Этот эпи­тет был пе­ре­не­сён и на хра­нив­шую­ся там ико­ну Бо­го­ма­те­ри.

По­сле по­бе­до­нос­но­го Ка­зан­ско­го по­хо­да 1552 года Иван IV по­мес­тил про­сла­вив­шую­ся Дон­скую ико­ну в при­двор­ный Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Крем­ле (пре­бы­ва­ла в со­бо­ре до 1919 года, за­тем пе­ре­да­на в Ис­то­рический му­зей, в 1930 году — Государственную Третьяковскую галерею). В 1591 году по мо­лит­ве ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча пе­ред Дон­ской ико­ной Мо­ск­ва бы­ла спа­се­на от на­ше­ст­вия ха­на Га­зи-Ги­рея I. В па­мять об этом со­бы­тии ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, для ко­то­ро­го был вы­пол­нен точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны. В по­хваль­ных Сло­вах и Ска­за­ни­ях об ико­не от­ра­зи­лись как ре­аль­ные фак­ты её ис­то­рии XVI века, так и со­чи­нён­ные в XVII веке ле­ген­ды: например, об уча­стии Дон­ской ико­ны в бит­ве на До­ну, во вре­мя ко­то­рой ико­ну буд­то бы по­да­ри­ли князю Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу «дон­ские ка­за­ки». Еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Дон­ской с кре­ст­ным хо­дом в Дон­ской монастырь, со­вер­шае­мое 19 августа (1 сентября по новому стилю), ус­та­нов­ле­но в середине XVII века. По сло­жив­шей­ся c 1995 года тра­ди­ции в день празд­но­ва­ния ико­на пе­ре­но­сит­ся из Государственной Третьяковской галереи в Дон­ской мо­на­стырь.

Иллюстрация:

Дон­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Фео­фан Грек (?). 1380-1390-е годы. Третья­ков­ская га­ле­рея (Мо­ск­ва). Архив БРЭ.

ДЕТАЛЬ

Донская икона Божией Матери

Около 1392, дерево, темпера, 86 х68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Донская икона Божией Матери была написана Феофаном Греком (?).

Принесена донскими казаками, прибывшими на помощь к великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. Она была утверждена на древке, как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась при русском войске. В день Куликовской битвы (21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. После победы икона была перенесена в Москву и поставлена сначала в Успенском соборе, а потом в Благовещенском. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.

В 1591 году крымский царевич Нурадин и его брат Мурат-Гирей вторглись в Россию и подступили к Москве. Для ограждения от врагов в Москве был совершён крестный ход с Донской иконой. В день битвы она находилась в походной церкви среди воинских рядов и обратила татар в бегство. В благодарность Пресвятой Богородице за Её милость, явленную через Донскую икону, в 1592 году на том месте, где она стояла среди воинов, царь Фёдор Иоаннович основал Донской монастырь. Сейчас икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

В летописях икона впервые упомянута под 1552 г. Находилась в Успенском соборе Коломны, в 60-х гг. XVI в. перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля. Раскрыта икона в 1914 и 1919 гг. Г. О. Чириковым. После этого передана в Государственный Исторический музей, позже, в 1930 г. — в ГТГ (инв. № 14244).

Впервые связал Донскую икону с именем Феофана Грека И. Э. Грабарь. На основании этого предположения строятся датировки иконы 1392-м г. — годом росписи собора Коломны, согласно летописям. Атрибуция, происхождение и история иконы вызывают множество споров среди искусствоведов.

Третьяковская галерея

29.11.2002

Всякий, кто впервые заходит в православный храм, обращает внимание на обилие Богородичных икон.

«Всемилостивая Владычице Богородице, Российская страны дивная Заступнице, плачущих утешение, обидимых прибежище, грешных спасение. Отечество наше от враг защити и вселенную миром благослови. Веру православную укрепи, скорби и крест со упованием понести помози. В любви и согласии всех нас соблюди, и в радость Господа внити сподоби, поющих Ему: Аллилуиа».

Всякий человек, впервые переступающий порог православного храма, обращает внимание на обилие Богородичных икон. Трогательные образы Марии с Младенцем на руках создают удивительную атмосферу уюта, покоя и защищенности.

Вовлекая человеческую душу в безмолвный диалог, Богородичные иконы невольно возвращают нас в мир детства, в ту тихую радость, которую испытывает ребенок при виде лица своей матери. Взрослея, мы утрачиваем светлый, открытый, восторженный взгляд на мир, черствеем душой, каменеем сердцем. Господь же заповедал нам иное: «…если не обратитися, и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Богородичные иконы помогает взрослому человеку вернуться в прекрасный мир детской души. Как младенец весь открывается навстречу материнской любви, так и сердце каждого человека способно испытать безмерную радость при встрече с Божественной любовью. Неслучайно святые Отцы говорили, что на Страшном Суде нас, прежде всего, спросят о том, умели ли мы любить. Вечным примером любви для христиан является образ Девы Марии, нежно обнимающей своего единственного Сына Иисуса Христа. На Руси подобный тип Богородичных икон получил название «Умиление», от греческого слова «Элеуса», что означает «Милостивая». К этому типу относится и знаменитый образ Богоматери Донской. Донскую икону Божией Матери почитают, прежде всего, как защитницу Земли русской, через которую Бог не раз даровал русским людям благодатную помощь в переломные периоды истории.

Из летописных источников известно, что именно этот образ, взятый из Благовещенской церкви города Сипотина, находился среди русского воинства на Куликовом поле. Его принесли с собой донские казаки, пришедшие на помощь московскому князю Димитрию Ивановичу, бесстрашно выступившему навстречу татарскому хану Мамаю.

Икону водрузили на древке, как хоругвь. Перед ней молился не только сам князь, но и все его воинство, знавшее о том, что идет на верную смерть. Русские перешли Дон, отрезав тем самым для себя всякую возможность к отступлению.

Что происходило перед боем в душах наших далеких предков, нам неведомо. Возможно, что вглядываясь в удивительно красивый образ, напоенный нежностью и любовью, суровые воины вспоминали оставленный родной дом, своих матерей, жен и детей. Готовые к жертве, всю силу человеческой любви молитвенно возносили они к своей Небесной Матери, Деве Марии, прося ее о помощи и защите. Дух в русских войсках был так высок, что морально противник был покорен еще до начала схватки.

8 сентября 1380 года началась кровопролитная битва. Из передового полка, во главе которого стоял сам московский князь, почти никто не уцелел. Димитрия дважды сбивали с коня. После битвы израненного, в помятых доспехах, но живого великого князя нашли на поле брани. Впервые за полтора века монголо-татарского пленения, в праздник Рождества Богородицы, русские ценой огромных потерь одержали долгожданную победу над сильным и коварным противником.

Московский князь Димитрий Иванович, прославившийся своей храбростью на Куликовом поле, получил титул Донского. Под этим же именем вошла в историю и Богородичная икона, которая во все продолжение боя, находилась среди русского войска. Донские казаки, уцелевшие в схватке, вручили икону Димитрию Донскому. Образ торжественно был перенесен в Благовещенский собор Московского Кремля и поставлен в местном ряду иконостаса рядом с Царскими Вратами.

Позднее с легендарного образа Донской Божией Матери были сделаны списки, один из которых написал знаменитый древнерусский иконописец Феофан Грек для вновь построенного собора в селе Коломенском. Храм был воздвигнут князем Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле. Так как собирание и смотр полков, идущих на битву, состоялся в Коломне в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, то и храм стал именоваться Успенским, а Феофан Грек на обратной стороне прославленного образа написал еще один Богородичный образ в честь праздника Успения. Во время торжественных богослужений и крестного хода его выносили из алтаря для поклонения. Когда в 1591 году в Московское Царство вновь вторглись полчища ордынцев, возглавляемых крымским ханом Казы-Гиреем, сын Ивана Грозного, царь Федор Иоаннович, вспомнил о чудесном образе Донской Божией Матери.

Царь Федор приказал обнести город чудотворным образом, а затем поставить его в походной церкви святого Сергия Радонежского, наспех возведенной в военном лагере, состоящем из немногочисленных войск. Враг шел с юга прямо на Москву, вопреки обычаю даже не грабя и не разоряя русских городов и церквей. Расположив свое войско на Воробьевых горах, хан наслаждался видом Московского Кремля. Себя он уже видел победителем, так как знал о том, что основные части русских воюют на севере со шведами.

Казалось, ничто уже не могло спасти город. Страх охватил жителей Москвы, ведь впервые бои велись не у городских стен, а в самой столице. Спокоен был один царь Федор. Всю ночь он, не смыкая глаз, молился ко Пресвятой Деве Марии, смиренно прося отвести от города верную гибель.

Наутро, уповая на заступничество Царицы Небесной, блаженный царь спокойно уснул под шум боя, сказав своим приближенным: «Завтра не будет хана». Действительно, битва к вечеру прекратилась, а за час до рассвета, устрашенный невидимой силой, хан внезапно отдал приказ об отступлении. Бросив весь свой стан с богатой добычей, оставив на поле сражения множество убитых и раненых, ханское войско в панике бежало, преследуемое незначительным отрядом стрельцов.

В память о чуде на месте, где стояла походная церковь, был воздвигнут вначале храм, а затем вырос и монастырь. В честь прославленного образа был установлен церковный праздник. Каждый год 19 августа по старому стилю из Успенского собора Коломны в Донской монастырь совершался крестный ход с выносным образом Донской Божией Матери. Когда в 1684 году был построен главный храм Донского монастыря, в нем появился еще один список с чудотворного образа.

В 1812 году наполеоновские войска, захватившие столицу, разграбили богатые московские монастыри и церкви. Жертвой разбоя стал и Благовещенский собор Кремля. Французы сорвали с Донской иконы золотой оклад. С тех пор на иконе остались следы, похожие на боевые шрамы, но сам образ уцелел.

После 1917 года Донской монастырь стал центром Русской Православной Церкви. Из монастыря патриарх Тихон управлял Церковью в самый драматичный период ее истории. Под покровом Донской иконы Божией Матери, не покорившись новому безбожному режиму, завершил святитель Тихон свой жизненный подвиг и был похоронен в малом Донском соборе в день праздника Благовещения. К счастью, Донская икона и на сей раз не пострадала. В 1930 году она оказалась в Третьяковской галерее. Древний прославленный образ стал образом присутствия Богородицы в земной жизни, ее неизменной любви к падшему миру и помощи людям.

Лик Девы Марии на иконе, утопающий в мягком, ласкающем свете, излучает любовь к Богомладенцу Христу, которого она бережно держит в своих объятиях, чтобы отдать во спасение людей. Отвечая на ласку, Младенец доверчиво прильнул щекой к щеке Своей Матери.

Считается, что Феофан Грек, написавший русский образ «Умиления» был вдохновлен знаменитой византийской иконой Владимирской Божией Матери. Несмотря на схожесть образов, Донская икона имеет свои запоминающиеся особенности. Младенец Христос изображен на иконе в золотом одеянии с голубым свитком в руке, при этом стопы Его до колен обнаженных ног в легких золотых сандалиях опираются на левую руку Богоматери.

По форме образ предельно лаконичен и прост. Он подобен Евангельскому тексту, только написан не словом, а красками. Перевернув историческую страницу, связанную с судьбой иконы в земном мире, мы обнаруживаем неисчерпаемую духовную глубину образа. Донская икона Божьей Матери относится к мистическому типу Богородичных икон, так как говорит о взаимоотношениях человеческой души с Богом.

Перед нами молитвенный образ огромной духовной силы, помогающий человеку преодолеть земное притяжение, отстраниться хотя бы на время от всего временного и суетного, чтобы подняться в небо, лично соприкоснуться с высшей Божественной реальностью.

Именно так умели молится перед образом наши предки. Убеленные сединами старцы и государственные мужи, их жены и юные отроки с детской непосредственностью, доверием и благоговением возлагали свои надежды на Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь. И Господь, видя искреннюю веру и любовь в их сердцах, даровал через Богородичную икону великую помощь.

Неслучайно на обороте чудотворного образа Донской Божией Матери Феофан Грек изобразил Успение Богородицы. Дева Мария не умерла, а уснула на земле, чтобы обрести бессмертие в Божественном мире.

Донская икона Пресвятой Богородицы

1 сентября (19 августа ст. ст.) Церковь почитает Донскую икону Пресвятой Богородицы. Перед Донской иконой Богородицы молятся о даровании здравия и мира.

  • Донская икона Пресвятой Богородицы. История
  • Донской монастырь в Москве
  • Иконография Донского образа Пресвятой Богородицы

Донская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.

Донской монастырь в Москве

Монастырь во имя Донской иконы Пресвятой Богородицы был основан царем Феодором Иоанновичем в 1591 году в честь победы русских войск во время похода крымского хана Газы-Гирея. Его возвели на месте военного лагеря отряда Бориса Годунова и походной церкви преподобного Сергия Радонежского. Постройка завершала создание оборонительного полукольца на подступах к Москве со стороны южных степей, в которое также входили ранее построенные монастыри-крепости: Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов и Новодевичий.

Донская икона Богородицы
Донской монастырь в 1883 году

Первой постройкой монастыря стал собор Донской иконы Богородицы, называемый Старым или Малым. Его возвели, предположительно, по проекту архитектора Феодора Коня. Это был одноглавый храм с алтарными апсидами, который завершался трехступенчатыми рядами кокошников, скрывающими своды. Он не соответствовал классическому типу монастырского собора и напоминал приходские церкви того времени, например церковь Николы Явленного на Арбате. Позднее собор послужил образцом для строительства храма Покрова в Рубцове, Казанского собора на Красной площади и других церковных сооружений. В Смутное время Малый собор был разграблен. При Михаиле Романове обитель отремонтировали и частично восстановили. В 1650 году она была приписана к Андреевскому монастырю. В 1673 г. к Малому собору пристроили трапезную часть.

Донская икона Богородицы
Малый Донской собор в одноименном монастыре в Москве

Строительство Большого собора в Донском монастыре началось в 1684 году. Храм выполнили в нарышкинском стиле и поставили на высокий подклет, главы установили в направлении сторон света. В течение XVIII века сформировался грандиозный комплекс монастыря. С 1686 по 1711 год возводилась монастырская каменная ограда с двенадцатью башнями. В 1714 году над северными вратами обители построили церковь во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Возведение колокольни над западными вратами началось в 1730 году. В 1758-1760 годах на территории обители поставили одноэтажное каменное здание монастырских келий.

Во время вторжения французов в Москву в Донском монастыре расположилась часть полка второй конной гвардии. В братских кельях поселились рядовые, с некоторыми стояли лошади. Обитель была разграблена: украли венцы с икон, оклады, ризы и все драгоценные украшения. Во многих помещениях были выломаны полы, двери, рамы, перегородки. На пожертвования атамана Донского казачьего войска графа Матвея Платова восстановили обитель и изготовили новые ризы на иконы иконостаса Большого собора. В 1834 году начало работу духовное училище, в котором готовили учеников к поступлению в семинарию.

Донская икона Богородицы
Большой Донской собор

В 1918 году Донской монастырь закрыли. К 1926 году монастырь числился в списках Московского отдела народного образования как открытый для посещения историко-культурный и бытовой музей. В том же году его передали в управление Музейного отдела Главнауки. В 1929 году музей закрыли, общину ликвидировали, а на их месте начал работу Антирелигиозный музей искусств. В 1934 году монастырь был передан Музею архитектуры, относившемуся к Академии архитектуры СССР. С 1946 по 1960 год проводились богослужения в Малом соборе.

30 октября 1990 года решением Мосгорисполкома семь храмов Донского монастыря были переданы РПЦ. В мае 1991 года в монастыре возродилась монашеская жизнь. В 2014–2016 годах была проведена реставрация Малого собора: заменили поздние конструкции крыш объемов трапезной, приделов и собора на новые — исторических форм, восстановили кресты на колокольне и главах приделов. Некрополь русского дворянства и богатого купечества на территории монастыря — единственный в Москве, переживший без существенных потерь советское время. В нем похоронены писатели, поэты, архитекторы, ученые: Александр Сумароков, Михаил Херасков, Василий Пушкин, Петр Чаадаев, Владимир Одоевский, Василий Майков, Осип Бове, Николай и Дмитрий Бантыш-Каменские, Василий Ключевский, Николай Жуковский и другие известные деятели.

Иконография Донского образа Пресвятой Богородицы

На Донской иконе Богородица представлена в иконографическом типе «Умиление» (Елеуса). Изначальный золотой фон иконы утрачен, но лики и одежды фигур имеют хорошую сохранность. Изображение традиционно для данного извода: правой рукой Дева Мария поддерживает Младенца Христа, касающегося лицом ее щеки. Младенец правой рукой двуперстно благословляет, а в левой, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый свиток. Отличительной особенностью данного изображения являются обнаженные до колен ножки Богомладенца, которые поставлены на запястье левой руки Богородицы.

Охряный хитон Младенца Христа украшен сетью изломанных золотых линий и синим клавом. Он, как и гиматий, покрыт густым золотым ассистом. Свиток в руке Исуса перевязан золотым шнурком. Спадающие складки одежд Богомладенца поддерживает левая рука Марии.
Мафорий Богородицы выполнен в вишневых тонах, украшен золотой каймой с бахромой и традиционными тремя золотыми звездами, символом ее приснодевства.

Лицо Богородицы печально, при этом оно отражает внутреннюю просветленность, что придает ему оттенок особой мягкости, несвойственный византийским иконам на эту же тему.

Самый древний из известных списков Донской иконы датируется концом XIV века. Он был украшен серебряным золоченым окладом и поступил как вклад в Троице-Сергиеву Лавру от князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Дмитрия Донского. После перенесения иконы в Москву с нее было сделано два списка. Список, сделанный для Успенского собора, сохранился до настоящего времени. Он отличается белым фоном, во второй половине XVI века при Коломенском епископе Давыде икона была закрыта окладом. После избавления Москвы от войск хана Казы-Гирея с иконы был сделан список для Донского монастыря, основанного на месте походной церкви, где она находилась во время битвы: «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския».

В XVII веке для иконы был изготовлен драгоценный оклад, описание которого в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов. Оклад иконы не сохранился. В 1812 году солдаты Наполеона разграбили с него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза.

Донская икона Богородицы
Богоматерь Донская, 1390-е годы. Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля
Донская икона Богородицы
Донская икона Богоматери, первая половина XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Донская икона Богородицы
Богоматерь Донская (так называемая «голубая»), конец XV — начало XVI вв. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас!