Икона божией матери касперовская

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.
… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Касперовская икона Божией Матери считается самой большой святыней для двух городов Украины: Одессы и Херсона. Именно здесь она находится около полугода. В остальное время образ путешествует по южной территории Украины, таким образом, давая верующим людям возможность прикоснуться к святому изображению.


Почитают эту святыню трижды за год: 12 июля, 14 октября и среду светлой Седмицы. В этой статье вы узнаете историю этого образа и о чем молятся ему.

История появления чудотворного лика

Согласно преданию, христианская святыня попала в Херсонскую губернию из местности, находящейся под правлением турок, ныне это территория Румынии. Она была привезена неким сербом и передалась по наследству от родителей к детям. В результате постаревшая, потемневшая икона Богородицы, на которой уже было трудно различать образа, оказалась в доме богатой помещицы, владелицы имения Касперовка.

Касперовская икона Божией Матери

Благочестивая женщина установила святыню в центральное место домашнего иконостаса, несмотря на ее неблагоприятный вид, и постоянно молилась перед ним. 1840 год стал для Улиании Касперовой периодом невзгод, она на коленях проводила ночи в молитвах, прося у Господа выхода из сложившейся ситуации.

Чудо обновления святого образа произошло на рассвете одного дня, краски на иконе обновились, образа стали светлыми и чистыми. Чудодейственное восстановление святого лика молниеносно распространилась по округе, приходящие поклониться святыне получали исцеления, что стало еще одним поводом для паломничества к ней.

Касперовская икона божией матери — в чем помогает

Православие объединяет разные народы, общая у нас не только вера, но и святыни. Например, Касперовская икона находится в Одессе, но помогает всем верующим, независимо от того, где они проживают.

По одной из версий, образ был привезен из Европы, затем начал передаваться по наследству в семье Касперовых. Небольшого размера, написана на холсте, который наклеен на доску. Одно из первых известных чудес — обновление иконы. Это случилось, когда ее владелица стояла на молитве. Касперовская икона внезапно посветлела.

Хозяева решили сохранить происшествие в секрете, чтобы не вызвать сплетен. Однако, многие во сне стали слышать призыв Богородицы — она сама отправляла больных в дом Касперовых. В середине 19 в. начались исцеления:

  • мальчик, страдавший параличом, стал ходить;
  • одна местная женщина излечилась от слабоумия.

Происходили и другие случаи, вести дошли до правящего архиерея. Он отправил своего представителя для расследования, а Касперовскую икону Божией Матери велел забрать. Однако хозяйка наотрез отказалась расставаться со святыней.

Вести о том, что Касперовская икона помогает избавиться от недугов, разлетелись по всему краю. Его стали носить по праздничным дням в соседние города, со временем появились крестные ходы, а икона была официально признана чудотворной. Молятся перед ней о том, чтобы получить выздоровление от телесных болезней, защиту в тяжелых жизненных обстоятельствах, заступничество от нападений врагов.

Какие чудеса сотворила Касперовская икона Божией Матери

Вот только несколько фактор зафиксированных реальных исцелений:

Дворянке Бурлеевой, жившей по соседству, явившаяся во сне Богоматерь повелела отправить в дом Касперовой и там помолиться перед иконой. Женщина так и сделала, после чего у нее прошел паралич руки. Парализованную неходячую мещанку из Очакова привезли в Касперовку, и после молитвы она самостоятельно встала и пошла. 13-летний крестьянский мальчик, страдавший от эпилепсии, выздоровел после молитвы перед иконой. Местная крестьянка, сошедшая с ума, исцелилась после молитвы и того, как ее помазали маслом из лампадки, стоявшей перед иконой.

Известие о чудотворной иконе распространилось настолько широко, что дошло до Святейшего Синода, который, выяснив все обстоятельства, признал икону чудотворной.

Паломники шли сплошным потоком, и Касперовы, понимая, что чудотворная икона – это всеобщее достояние, в 1844 году передали ее в местный храм, где продолжались чудесные исцеления. В 1852 году верующие города Херсона добились того, чтобы на празднование Вознесения Господня икону крестным ходом доставляли в их город. Эта традиция соблюдается и по сей день.

Роль Касперовской иконы Божией Матери в Крымской войне

Земли Святой Руси часто не давали покоя завоевателям. И всегда, в минуты наибольшего напряжения сил, Пресвятая Богородица посылала свою помощь верующему народу. Велико для православных христиан значение иконы Божией Матери Касперовской, 160-летие которой будет отмечать Русская Православная Церковь в 2015 году.

Вот как описывает обстоятельства обретения этого образа церковный историк протоиерей Сергий Петровский: «В царствование блаженной памяти императрицы Елисаветы Петровны по нынешним уездам Херсонской губернии, Елисаветградскому и Александрийскому, раскинуты были славяно-сербские поселения. Жили тут выходцы из Трансильвании, Сербии и иных славянских земель, прибывшие в Новороссию по вызову русского правительства для защиты южных границ империи от набега татарских и турецких орд. Государственная власть дала им возможность соорудить небольшие крепости, учредила здесь для православного населения особую, так называемую Славянскую епархию, и дала этой пограничной полосе название Славяно-Сербии, — Ново-Сербии.

Вслед за завоеваниями, которые последовали в XVIII столетии при царствовании императрицы Екатерины II, сербские полки были распущены. Вокруг бывших крепостей были устроены мирные города и местечки; а люди, жившие в них, занялись земледелием, торговлей и скотоводством. В царствование государя Александра Благословенного много было в Херсонском крае русско-сербских семей, хранивших добрые нравы, старые обычаи и крепкую привязанность к Православной вере. И наш чудотворный Касперовский образ Богоматери принадлежал именно сербской семье. Предок ее, какой-то благородный серб, в середине XVIII века поселившийся в Херсонской губернии, вынес из Трансильвании родовой образ Пресвятой Богородицы. Святыня, как благословение, переходила из рода в род и в 1809 году была получена херсонской помещицей, женой штабс-капитана Николая Касперова Иулианией Ионовной. Кто, когда и где именно писал этот образ, никто не знал и не помнил. И вот, недалеко от Херсона, в небольшом селе Касперово (которое ныне называется Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области) в семье незнатной и по мирскому положению далеко не превознесенной, благоугодно было Матери Божией просиять знамениями и чудесами».

Чудное обновление образа произошло без свидетелей, среди глубокой ночи, в феврале 1840 года. Для семьи Касперовых неизвестно по каким обстоятельствам настали скорбные времена, и помещица Иулиания часто обращалась с горячей молитвой к Заступнице Усердной перед своим родовым образом. Однажды во время молитвы, в третьем часу за полночь, Касперова с удивлением обнаружила, что образ вдруг «стал столь светлым и живым», что после этого взволнованная женщина не смогла уже уснуть до самого утра и провела ночь в молитвах к Божией Матери.

Супруги Касперовы по взаимном совещании решили не разглашать о чуде, но преблагая воля Божия судила иначе! Образ обновился чудесным образом, и с тех пор у иконы начинают происходить многочисленные и явные исцеления…

В соседстве с селом Касперовкой в то время находилась деревня Кизим. Жила там мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева; женщина была долгое время больна, с омертвевшей левой рукой. После напрасных попыток излечиться слышит она по весне 1840 года в сонном видении голос Богоматери, посылающий ее в Касперовку помолиться святому образу. Бурлееву, по ее настойчивому желанию, привезли в дом Иулиании Ионовны, где она усердно помолилась и получила совершенное исцеление.

«От сего случая, — говорила г-жа Касперова, — в народе начала происходить молва, многие стали приходить ко мне на дом, многие приезжали, молились в образной комнате и получали исцеление».

На лето 1843 года падают три выдающихся исцеления. Получил совершенное здравие после молитв пред образом Божией Матери крестьянский 13-летний мальчик из города Херсона Иван Шумяков, который страдал припадками падучей болезни, не владел руками, ногами, языком и часто терял сознание. Ушла домой из Касперовки вполне здоровой очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом госпожи Касперовой привезли, так как, разбитая параличом, она не владела половиной своего тела и двигаться сама была не в силах. Наконец, после молитвы пред образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Параскеве Семипудовой, которая долгое время пред тем была одержима сумасшествием…

Слухи об исцелениях от иконы заставили Новоивановского священника Зелинкевича предложить владелице Касперовки перенести икону в церковь. В последних числах января 1844 года, семь месяцев спустя после первого предложения священника, Касперовa лично перенесла образ в приходской Свято-Никольский храм.

В 1846 году Херсонское духовное правление поручает благочинному города Херсона исследовaть факты исцелений и чудес, происшедших, якобы, от иконы из села Касперовки. С одной стороны скептически настроенное, ибо в то время не было недостатка в шарлатанах, которые из корыстных целей сообщали о явлении мнимых «святынь», а с другой стороны надеявшееся, что через этот образ действительно является промысел Божий в отношении молодых южнорусских земель. После окончания работы комиссия приходит к выводу о действительной чудодейственной силе исходящей от лика Богородицы.

К этому времени о чудотворном лике знает уже весь Причерноморский край, приезжают из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест. Множество чудес и исцелений происходило от чудотворного образа как в прошлом, так и в настоящее время. Множество из них описаны, многие остались в тайне. Искренняя чистосердечная молитва не оставалась не услышанной Заступницей Усердной.

Вот заслуживающий внимания случай, произошедший весной 1922 года в селе Гниляково (ныне Дачное) Одесской области. На село обрушилась сильная эпидемия холеры. Были случаи, когда в течение суток умирало до 30-ти человек. Сельский священник, выбиваясь из сил, с утра до поздней ночи совершал отпевания. Тогда по рекомендации батюшки группа местных жителей отправилась в Одессу к правящему архиерею с просьбой принести в село Касперовский образ Богоматери. 13 июля, в день праздника Собора Архангела Гавриила, в сопровождении городского духовенства икона была доставлена в центр села прямо на площадь, перед ней был совершен молебен, потом икона была внесена в местный Свято-Покровский храм. После молебна не умер ни один человек. В память этого события в благодарность Богу и Божией Матери за избавление от тяжкой эпидемии местные жители установили день Святого Архангела Гавриила почитать особым днем милости Божией.

В 50-х годах XIX столетия, по благословению Святейшего Синода с иконой совершаются крестные хода в главные города Херсонской епархии — Херсон, Николаев, Одессу.

12 января 1852 года, по разрешению императора Николая I, в Херсоне учрежден крестный ход.

Для того чтобы приблизиться к пониманию, каким торжественным было это событие для жизни города, приведем краткое его описание, взятое из записей замечательных дат Херсона. «В 1852 году, 8 мая в день праздника Вознесения крестный ход был совершен впервые, при самой торжественной обстановке. По Высочайше утвержденному церемониалу, в нем участвовал весь гарнизон, учебные заведения и все власти. Из находившихся в то время на крепостных валах орудий производился беспрерывный салют. Для участия в крестном ходе нарочно прибыл из Одессы Владыка Иннокентий1. С того времени образ Богоматери ежегодно в день Вознесения торжественно вносится в Херсон и остается здесь до 29 июня».

В 1854 году во время Крымской войны граждане города Одессы отправили депутацию к Преосвященному Иннокентию с письмом такого содержания: «При настоящих обстоятельствах, когда город наш находится в облежании от врагов, мы обращаемся с покорнейшей просьбой к Вашему Высокопреосвященству исходатайствовать дозволение принести Касперовскую икону Богоматери в соборный храм наш на все время блокады нашего города. От всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения».

Просьба жителей Одессы была удовлетворена, и 6 августа 1854 года икону крестным ходом принесли из села Касперовки в кафедральный собор города Одессы, где она и оставалась до 20 мая 1856 года.

26 сентября 1855 года на Одесском рейде появился неприятельский флот из 120 вымпелов. Ежедневно в эти тяжелые дни православные вместе со святителем Иннокентием возносили молитвы перед чудотворным образом о спасении города. Можно себе только представить состояние горожан, целую неделю находившихся под дулами смертоносных орудий эскадры. Все недоумевали, что же мешает неприятелю напасть на практически беззащитный город.

Накануне 1 октября, перед соборной площадью собралось почти все население Одессы, служили молебны, перед Касперовским чудотворным образом. По благословению Владыки, стали читать покаянный канон — все просили Царицу Небесную пощадить город. Вид этой небольшой иконы

(7 вершков вышины и 6 ширины), писанной масляными красками на холсте, наклеенном на доску, производит сильное впечатление. Владычица и Богомладенец изображены только по верхнюю часть груди. Богоматерь со скорбными очами на грустном лице прижимает к ланите Своей Младенца Христа, придерживая голову Его обеими руками. Прильнув к Пречистой, Младенец левой рукой схватился за плат, покрывающий главу Приснодевы.

В день Покрова Божией Матери на море опустился густой, почти непроницаемый туман. Вражеские суда в этом тумане сбились с курса и не могли определить верное направление предполагаемого удара. Еще один день — и флот внезапно ушел.

Одни считали это избавление случайностью, другие — незнанием врагом наших наличных сил и страхом перед огнем приморских батарей. Но верующие жители Одессы в те дни от мала до велика благодарили Пресвятую Богородицу. Воистину Ее омофор был распростерт в эти дни над городом и спас его от неминуемой гибели. День этот стал особенно памятным для жителей Одессы, в этот же день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, установлен и один из дней чествования Касперовской иконы Божией Матери.

Великой опорой и укреплением духовных сил и веры нашего народа послужила эта икона во времена бедствий, которые обрушивались на наше Отечество в периоды испытаний, когда к границам нашим подступали иноземные вражеские полчища. Она являлась свидетельством присутствия Покрова Царицы Небесной и для одесситов, и для херсонцев, и для защитников Севастополя, — для всех, кто требовал Ее материнской помощи.

В молитве перед чудотворным образом находили все и ободрение, и утешение, и надежду на безопасный исход войны. Им благословлял святитель Иннокентий проходившие через Одессу в Севастополь войска. Им осенялись устроенные на нашем морском берегу батареи и благословлялись приставленные к ним для защиты порта и города отряды. Этот образ носили по госпиталям и лазаретам. Перед ним давали обет и им напутствовали сестер милосердия, принимавших на себя нелегкое дело служения в войсках.

Благодаря благодатной помощи, которая являлась на морских рубежах нашей державы по молитвам у этого образа, Касперовская икона Божией Матери считается покровительницей флота, причем не только морского, но и воздушного.

Любопытен один факт из истории Крымской войны, также связанный с чудотворным образом. Когда святитель Иннокентий во время осады Севастополя прибыл с Касперовской иконой Божией Матери в город для духовной поддержки войска, то послал предупредить главнокомандующего А. С. Меншикова с просьбой встретить икону как подобает, у врат севастопольских и велел сказать: «Се Царица Небесная грядет спасти Севастополь».

На что высокомерный вельможа дал такой ответ: «Так передай архиепископу, что он напрасно беспокоил Царицу Небесную — мы и без Нее обойдемся!…» Вскоре Севастополь пал…

В мирное время традиция прохождения крестных ходов по Херсонской губернии неукоснительно соблюдалась вплоть до пришествия богоборческой власти. Как об этом свидетельствуют описания того времени, чудотворная икона ежегодно крестным ходом приносилась из Касперовки в Одессу и оставалась там с 1 октября до четвертого дня Пасхи. С праздника Вознесения пребывала до 29 июня в Херсоне; с 1 июля по

1 августа — в Николаеве. Во всех этих городах пред чудотворною иконою по пятницам читался акафист Пресвятой Богородице. Последний крестный ход был совершен в 1918 году. С приходом советской власти традиция совершения крестных ходов была прервана и возобновлена только в 1990-х годах.

Официальным местом нахождения иконы считалось селение Касперовка, однако большее время года она проводила в Одессе и в данное время образ этот находится в Свято-Успенском соборе города и является главной его святыней.

Дни празднования: 12 июля (29 июня) и 14 октября (1 октября), в среду Светлой седмицы.

Игумен Феофан (Замесов)

  1. Святитель Иннокентий (Борисов, 1800–1857), архиепископ Херсонский и Таврический.

Используемые источники:

  1. Сайт www.deva-maria.ru
  2. Е.Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон, 1914 г.

Появление чудотворного образа

На территорию Херсонской области эта икона попала в конце 16 века, привез ее неизвестный человек сербского происхождения. Ее передавали из поколения в поколение, как семейную реликвию. В 18 веке этот святой образ стал собственностью помещицы Касперовой.

До этого времени изображение изрядно потемнело и облики Богоматери и Младенца почти не различались. Когда женщина переживала жизненные трудности, оно подолгу молилась перед иконой. И через время заметила, что образ обновился. После этого от святого Лика стали исходить чудесные исцеления. Когда к иконе начали приезжать паломники, Касперовская отнесла ее в храм.

Во время военных действий в конце 19 века этот чудотворный образ защитил Одессу от захватчиков. В этот трудный период святое изображение принесли в город крестным ходом, и его никто не тронул.

Большое значение икона Божией Матери «Касперовская» имеет для всех жителей деревни Касперовка. Они ее по праву считают своей заступницей и святыней. Касперовская икона Богородицы очень почитается во всем православном христианском мире. Многие патриархи наведывались к святыне и молились ей о помощи.

Дорогие братья и сестры! Предлагаем вам посетить уникальный ресурс https://www.slovo-pomoshi.ru/. С его помощью вы можете передать ваши чаяния в Петербургские храмы, часовни, монастыри, также обратиться к праведникам на месте их захоронения. Мы сами напишем записку, отнесем её в храм и отправим вам на почту фотоотчёт. Обращение к Богу с помощью треб помогло многим людям пережить горе, вернуть здоровье и радость мирской жизни.

(празд. 29 июня, 1 окт., среда Светлой седмицы), чудотворная, святыня Одессы, покровительница морского флота. Первые сведения об иконе относятся к 1809 г., когда она досталась в наследство девице Иулиании Иоанновне, буд. жене штабс-капитана Николая Касперова и владелице имения Касперовка (Ново-Ивановка; ныне с. Кизомыс Белозёрского р-на Херсонской обл. Украины). К тому времени иконная доска была уже ветхой, а живопись потемнела. По свидетельству Касперовой, ее родители умерли рано, при их жизни она не интересовалась происхождением образа, поэтому его история ей неизвестна (Петровский. 1889. С. 8). Свящ. Сергий Петровский, основываясь на том, что Касперова принадлежала к русско-сербской семье, предположил, что образ мог быть привезен в Россию неким благородным сербом, приехавшим из Трансильвании по приглашению русского правительства, и передавался в семье из поколения в поколение в качестве святыни (Там же). Согласно этому предположению, икона могла оказаться в России не ранее 1751 г., когда первые переселенцы приехали в Нов. Сербию на территории Украины.

Икона (31×26,5 см) написана красками по холсту, наклеенному на доску, «на манер икон единоверческих или старогреческих и есть… изображение Богоматери, именуемой Корсунской… по сторонам его ниже лика Богородицы и Младенца Иисуса имеются изображения с одной стороны Иоанна Предтечи и с другой великомученицы Татианы» (Там же. С. 9).

Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы)

Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы)

Касперовская икона Божией Матери (Успенский собор г. Одессы)

В февр. 1840 г. Касперова ночью молилась перед иконой и просила помощи, когда лик Божией Матери просветлел и икона обновилась. Иулиания и ее муж решили не рассказывать о случившемся, однако мн. болящие из окрестных сел стали слышать во сне голос Богоматери, Которая посылала их испросить исцеление у принадлежавшего Касперовым образа. Так, после молитвы перед иконой весной 1840 г. излечилась от паралича левой руки дворянка В. Бурлеева, летом 1843 г.- от падучей болезни 13-летний крестьянский мальчик И. Шумяков и от паралича мещанка М. Смешная, возвратился рассудок крестьянке П. Семипудовой. Овдовев, Иулиания решила полностью посвятить себя молитве и служению иконе, предоставляя приют приезжающим в село паломникам. После того как образ прославился целым рядом чудес, свящ. Зелинкевич предложил перенести его в местную Никольскую ц., что Касперова и исполнила в янв. 1844 г.

Свящ. Зелинкевич сообщил о чудесах от иконы херсонскому благочинному прот. Максиму Перепелицыну, а тот через духовную консисторию доложил Святейшему Синоду. Указом Синода было назначено расследование; 5 окт. 1845 г. духовная консистория предписала Перепелицыну отправиться в Касперовку, исследовать факты исцелений и чудес, происшедших от находящейся там иконы, а саму икону изъять. Расследование подтвердило случаи исцелений от иконы, однако Касперова и жители села решительно отказались отдавать образ, к-рый остался в деревенской церкви. Икону официально признали чудотворной, она получила название по имени своих владельцев и месту обретения — «Касперовская».

С 1852 г. по ходатайству жителей Херсона икону стали ежегодно приносить в город в праздник Вознесения Господня. Первый крестный ход был совершен 8 мая 1852 г. с особой торжественностью в присутствии свт. Иннокентия (Борисова), архиеп. Херсонского и Таврического, к-рый особо почитал К. и. Позднее было получено разрешение на учреждение крестного хода с иконой из Херсона в Николаев (29 июня). Маршрут крестного хода, часть которого пролегала по рекам Днепр и Буг на пароходе, разработал свт. Иннокентий. Икона оставалась в Николаеве до 1 авг., когда ее переносили к р. Буг для освящения воды, а затем «прежним порядком» перевозили в Херсон и Касперовку.

В 1854 г., во время Крымской войны, жители Одессы, блокированной вражеской эскадрой, обратились к свт. Иннокентию с просьбой перенести К. и. в городской Спасо-Преображенский собор: «…от всего сердца веруем в чудную помощь Богоматери и уповаем, что пребывание Ее Лика в нашем городе будет непреоборимым оплотом против вражеских нападений и надежнейшим залогом нашего спасения» (Там же. С. 20). Просьба была удовлетворена; икона находилась в Одессе с 6 авг. 1854 по 20 мая 1856 г. Каждую пятницу перед литургией свт. Иннокентий читал перед иконой составленный им акафист Покрову Пресв. Богородицы; этой иконой он благословлял войска, отправлявшиеся оборонять Севастополь. Перед К. и. давали обет сестры милосердия Крестовоздвиженской общины.

После взятия Севастополя англо-франц. эскадра направилась к Одессе. 1 окт. 1855 г. свт. Иннокентий совершил молебен на Соборной пл. и осенил город иконой. На следующий день неприятельский флот без видимых причин ушел. В благодарность за избавление города свт. Иннокентий решил «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября — праздником священнейшим» (Там же. С. 23). По окончании войны икона была возвращена в Касперовку, а с 1858 г. ежегодно 1 окт. ее переносили в Одессу, где она находилась до среды Пасхальной седмицы. Затем К. и. возвращали в Касперовку, в праздник Вознесения Господня по-прежнему ее носили в Херсон и Николаев. В благодарность за чудесное спасение Одессы иконе были пожертвованы драгоценные камни на ризу, к-рая была заказана московскому худож. Сазикову и стоила 7 тыс. р. (Яций. 2003. С. 18).

Во время пребывания в одесском соборе К. и. находилась близ правого клироса в Никольском приделе. В ночь на 29 февр. 1872 г. икона была похищена из запертого собора и найдена лишь 20 марта на приморской даче ресторатора Донати, где преступники закопали святыню (Херсонские ЕВ. 1872. № 6. С. 168). Подлинность обнаруженной иконы была удостоверена по «золотой дщице» на свитке Младенца, листу слюды на лике Богоматери и малиновому бархату на оборотной стороне (Петровский. 1889. С. 24). Похитителей не нашли, была сделана новая риза. В 1878 г. обществом Красного Креста в Одессе была создана община сестер милосердия, названная в честь чудотворного образа.

Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы

Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы

Касперовская икона Божией Матери в нижней ц. Успенского собора г. Одессы

С К. и. связывают избавление Одессы от тур. флота в окт. 1914 и марте 1915 г., в период первой мировой войны. В 1915 г. состоялся крупнейший крестный ход с иконой по железной дороге, во время к-рого она впервые посетила мн. населенные пункты Херсонской епархии (Иванов. 1915). Крестные ходы с К. и. были прекращены в 1918 г., с тех пор чудотворный образ постоянно пребывал в одесском Спасо-Преображенском соборе.

В 1922 г. в с. Гнилякове (ныне с. Дачное Одесской обл. Украины) и соседних деревнях началась эпидемия холеры. Настоятель Покровской ц. с. Гнилякова прот. Михаил Федотьев посоветовал местным жителям испросить помощь у К. и. 13 июля икона была принесена в Гниляково крестным ходом, на центральной площади был совершен молебен, после чего эпидемия прекратилась (Яций. 2003. С. 32). В 1936 г. Спасо-Преображенский собор Одессы был разрушен и К. и. перенесена в Успенский собор города.

С сер. XIX в. К. и. стали посвящать храмы. Первой была церковь в г. Ананьеве Ананьевского у. Херсонской губ. Украины, построенная по инициативе свт. Иннокентия и освященная уже после его смерти, 12 нояб. 1857 г. Ныне в честь иконы освящены собор в Николаеве, церкви в Екатеринбурге, Иркутске; в 1997 г. основан мон-рь в пос. Грузско-Ломовка Донецкой обл. Украины.

В настоящее время образ пребывает в кафедральном Успенском соборе Одессы: с пятницы по воскресенье и в праздничные дни — в мраморном киоте в юж. Покровском приделе верхнего храма, с понедельника по четверг — в киоте на месте сев. придела в нижнем храме. Возобновлена традиция совершения крестных ходов. Чудотворные списки К. и. находятся в Свято-Духовом соборе Херсона, в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Кулевча Саратского р-на Одесской обл. Украины, в Тервеническом Покровском мон-ре Ленинградской обл.

Лит.: Знаменский И. М., прот. О Касперовской иконе Божией Матери. Од., 1877; Петровский С. В., свящ. Касперовский чудотворный образ Богоматери. Од., 1889; . Касперовская чудотворная икона Божией Матери: Сост. по сведениям шнуровой книги в Касперовской ц. и из брошюры прот. И. Знаменского. Од., 1890; Иванов В. А., свящ. Св. чудотворная Касперовская икона Божией Матери: Следование ее по Херсонской епархии с 22 авг. по 28 сент. 1915 г. Од., 1915; Поселянин Е. Богоматерь. С. 626-627; Яций А. М. Чудотворная икона Божией Матери Касперовская. М., 2003; он же. Чудотворные иконы Божией Матери Одесской епархии. Од., 2008. С. 343; Чудотворные и местночтимые иконы Св. Руси, на земле Украинской просиявшие / Авт.-сост.: игум. Алипий (Светличный) и др. К., 2006. Ч. 1. С. 98-101.

А. А. Климкова