Икона божией матери Владимирской

Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ

Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в., Константинополь (?). Московский Никольский храм в Толмачах при ГТГ

Владимирская икона Божией Матери, одна из самых почитаемых икон Пресвятой Богородицы, по преданию, была написана Евангелистом Лукой.

Празднование 21 мая, 23 июня, 26 августа

По желанию благочестивых современников апостол изобразил кистью на доске лик Богоматери с Младенцем на руках. Когда иконописец принес эту и две другие иконы Богородице, Она повторила пророческие слова, сказанные праведной Елизавете: «Отныне ублажат Мя вси роди», – присовокупив, – «…благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами».

Владимирская икона Божией Матери писана, как гласит предание, на доске того стола, за которым в юности Спасителя трапезовали Иисус Христос, Дева Мария и Иосиф Обручник. Она единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданности. Это не список, не копия, а подлинная святыня, прошедшая сквозь два тысячелетия.

На правой руке Божией Матери сидящий, прильнувший к ней Младенец. Богомладенец тесно прижался щекой к лицу Пресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы (мафория, или омофора) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня (говорят «пяточка»), по которой и узнают Владимирскую икону. Левая рука на уровне груди чуть касается одеяния Спасителя. Образ Богоматери почти лишен движения: голова наклонена к Младенцу, руками Она поддерживает Иисуса Христа. Головы Богоматери и Младенца обращены друг к другу.

До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Царьграде (Константинополе), а далее ее судьба связана с Россией. Цареградский патриарх отправил святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства. Икону поставили у Днепра, в женском монастыре, в прежних владениях равноапостольной княгини Ольги – Вышгороде, который с 1155 года стал уделом князя Андрея Юрьевича Долгорукого. И был в том великий промысел Господа. Князь Андрей, как гласит летопись, был преданным почитателем Богородицы. При нем же и свершилось чудо: однажды икона оказалась повисшей в воздухе посреди храма именно в то время, когда князь собирался ехать на север, в землю Суздальскую, где хотел независимо от Киева основать новые свои владения. Чудо с иконою он растолковал как ниспосланное свыше одобрение плана и знак обязательного участия в нем святого образа. По дороге князь постоянно служил пред иконою молебны. Во Владимире свершилось еще одно чудо – когда отряд князя собрался ехать дальше на север и покинул город, отъехав верст десять, лошади стали. Не помогли ни понукания, ни кнут. Лошадей заменили. Но и новая упряжка стояла, будто вкопанная в землю. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. На ее оклад, согласно преданию, князь отдал больше 30 гривен золота, кроме серебра, драгоценных камней и жемчуга. Великолепный храм был сооружен лишь за два года, в 1160 году его освятили, а на икону Богородицы возложили великолепную ризу с драгоценностями. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.

Чудный образ Богоматери принадлежал к тому типу икон, которые назывались «Елеус», а на Руси это слово перевели как «Умиление». И закрепилось за подобным типом композиции название Богоматерь «Умиление». Эта икона стала национальной святыней земли русской.Икона помогла русским одолеть волжских болгар. В сражение повел воинов князь Андрей Боголюбский (1164 г.) со словами: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет». И русские победили. Свершилось знамение – сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сарацинами в совершенно ином месте – за тысячу верст. И он разбил врага, после чего Андрей Боголюбский и греческий император договорились праздновать 1 августа, утвердив празднику название – «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня».

Летопись вещает нам, что по Владимирской земле прокатилась большая смута. Бояре убили князя Андрея Боголюбского, во Владимире начались грабежи и разбой. Племянники князя Ярополк и Мстислав, присвоившие власть и богатства, решили отдать великую святыню рязанскому князю Глебу. Владимирцы прогнали новоявленных властителей со своей земли, те побросали оружие и позорно бежали. Икона вернулась в свой храм. В 1185 году Владимирский собор сгорел, но икона уцелела. В 1237 году городу Владимиру учинил страшное разорение хан Батый. Летопись повествует об убийствах стариков, детей и женщин, святотатстве орды – степные басурманы въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. Даже после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

Наступил 1380 год. Димитрий Донской собрал войско и одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была божественной вдохновительницей победы. С этого события начинается новый период в жизни святыни.

В 1395 году, когда Тамерлан, разорив Рязань, направился к Москве, уничтожая и опустошая все вокруг, решено было перенести в Москву Владимирскую икону. Московский митрополит Киприан с духовенством, княжеская семья и народ встретили икону за городом, на Кучковом поле, и торжественно перенесли в Успенский собор Кремля (это событие празднуется 26 августа). Тамерлан, простояв с войском две недели на одном месте, внезапно устрашился, повернул на юг и вышел из московских пределов: «Бежал гонимый силою Пресвятой Девы».

Икону во Владимир так и не вернули, оставили в Москве. С тех пор неоднократно великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий. В 1451 году к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но город так и не был захвачен. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осаждаемым. На следующее утро, как повествуют летописцы, врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решив, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед заступницей – иконой Владимирской.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году. Это было хрестоматийное «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русскими войсками произошла на берегу реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери.

Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались друг на друга. Наше войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские войска. Русские воины остановились. А татары отступление продолжили и вдруг помчались без оглядки. Бросая оружие, теряя обозы, – свершилась нежданная победа Заступницы над бесчисленною ордою… В честь этого события празднование иконе совершается 23 июня.

Пред прославленным образом приносили присягу на верность России, пред ним молились, выступая в военные походы, пред ним совершали избрание всероссийских митрополитов, а впоследствии и патриархов.

В последний раз икона покидала Москву в 1812 году — на несколько месяцев ее перенесли во Владимир и Муром, но вскоре она снова вернулась в Успенский собор. Знаменательно, что победа при Бородине была одержана именно 26 августа, в день празднования иконы Богоматери Владимирской. С тех пор икона уже не покидала стен Успенского собора вплоть до передачи ее в собрание Государственной Третьяковской галереи в 1928 году.

В последние столетия присутствия Владимирской в Успенском соборе она находилась в алтаре храма, ее выносили только в честь значительных событий, таких, как коронация императора. В иконостасе храма ее место занимал список «в меру и подобие», который и сейчас можно увидеть в Успенском соборе.

15 декабря 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была окончательно передана Государственной Третьяковской галереей в находящийся при ней храм святителя Николая в Толмачах, с тех пор она постоянно находится в экспозиции храма-музея. Для сохранения иконы в храме были созданы особые условия — изготовлен специальный киот, защищающий святыню от внешних воздействий, в помещении храма поддерживается ровный климат, способствующий защите находящихся в нем святынь. За состоянием иконы следят сотрудники музея.

Тропарь

Днесь светло красуется славнейший град Москва, / яко зарю солнечную восприимши, Владычице, / чудотворную Твою икону, / к нейже ныне мы притекающе и молящеся. Тебе взываем сице: / о, пречудная Владычице Богородице! / Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, / да избавит град сей / и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, / и спасет души наша, яко Милосерд.

Описание иконы Андрея Рублева

Известная всем картина «Богоматерь Владимирская» была создана преподобным Андреем Рублёвым в 1406 году. На картине изображена Богоматерь, которая крепко прижимает к себе дитя. Ребёнок сидит на правой руке матери. Сын, любя, обнял мать за шею. Это Иисус. Правая его рука тянется вперёд к родному материнскому плечу. У ребёнка невинные, широко открытые глазёнки.

На левой руке женщины видны некие смытости. Существует предположение, что изначально фон в иконе был золотистого цвета, подобно золоту. Контуры нимба были белыми. Со временем краски потускнели, выцвели и стали блеклыми.

Это наиболее чтимая русским народом икона Богородицы. Она относится к т. н. типу «Ласкающей». Перед зрителем предстаёт образ любящей матери и её беззаботного совсем ещё маленького сына. Мать ещё не ведает, что придётся пережить и в каких умереть муках её кровинушке. Это будет потом: муки, смерть, воскрешение. А пока она сильно прижимает сына к себе и пытается уберечь его от всех невзгод. Он ещё слишком мал, чтобы понять, что мир вокруг него жесток и тщеславен. Это самый лирический сюжет в истории иконографии.

Эти 2 образа можно толковать по-иному. Икона может заключать в себе богословскую идею. Богородица в этом случае выступает как человеческая душа, которая близко общается с Богом.

Эту икону чтут и как чудотворную. Говорят, что вода, которой была омыта данная икона, становится целебной и способна излечить неисцелимых больных.

Эта святыня всегда принимает участие в важных событиях своего государства. Существует предание, что изначально она была написана святым Лукою. Затем создавались её копии. Икона долго путешествовала. И вот в 1408 году во Владимире А. Рублёв оставил точный список иконы.

Эксперты предполагают, что оригинал был создан ещё в 12 веке. Считается, что эта работа двусторонняя: одна сторона показывает нежный и милый образ Богородицы и Иисуса, вторая же наоборот – престол и орудие Страстей Христа.

В начале XII века икона была привезена из Константинополя в Киев, а затем перенесена во Владимир, отчего получила наименование «Владимирская». В 1395 году для защиты от Тамерлана, образ перенесли в Москву в Успенский собор, а на месте сретения (встречи) Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь. В настоящее время образ находится на постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи.На иконе изображена Богородица с припавшим к Ней Младенцем. Левая щека Господа прижата к правой щеке Пресвятой Девы, что характерно для иконописного типа «Умиление». От первоначальной византийской живописи сохранились только лики — все остальное было переписано при последующих реставрациях. Мафорий Богородицы отмечен звездами, распложенными на плечах и главе, как символ девства до Рождества, в Рождестве и после него. Кроме того, три звезды — символ Святой Троицы. На данной иконе фигура Богомладенца закрывает одну из звезд, символизируя воплощение второй ипостаси Троицы — Бога Слова.
Способ изготовления
Икона изготовлена по специальной методике, сочетающей в себе традиции древних иконописных школ и современные технологии. Последовательность создания образа во многом идентична работе над рукописной иконой и состоит из нескольких этапов. В качестве основы берется доска из натурального дерева (липы), и во избежание деформации укрепляется дубовыми рельефными шпонками. Далее доска покрывается льняным холстом, на который кладется грунтовой слой. Для получения наиболее точной копии старинной иконы, изображение наносится на левкас печатным способом. Область нимба вручную покрывается сусальным золотом, а в целях достижения сходства с подлинником применяются эффекты старения – трещинки и патина. В завершении работы лицевая поверхность иконы обрабатывается лаком, что создает защитный слой для всего изображения.

…Старая монахиня Воскресенского монастыря закончила полунощную молитву и вышла из крошечной кельи во двор: в ночь, в росу ранней травы. Майская ночь светлая, быстрая. Кремлевские стены таяли в неровном тумане. Туман да молитва — вот и вся защита. Близок враг, беспощаден и силен. Непобедим …

От дверей кремлевского Успенского собора тихо, как туман от стен, отделились две фигуры. Кто это в ночь? И как? Двери заперты на тяжелые засовы! Монахиня сделала несколько шагов: теперь всего в считанных локтях от нее стояли два старца, в руках одного из них была чудотворная Владимирская икона Божьей матери — святыня святынь. Монахиня вгляделась в лица и поняла, что знает их. Святые митрополиты Петр и Алексий, почившие больше двух веков назад, медленно и скорбно шли к Фроловским (Спасским) воротам. Святые — из плоти и крови, человеческими тяжелыми шагами — покидали Москву и уносили Ту, что дважды уже спасала город и Русь. «Господи! Помилуй!»…Монахиня старалась не отстать от явившихся во плоти Святых отцов. Закричать? Упасть на колени? Остановить? Молить? Явь это или видение, означало оно одно — конец.

Сергий РадонежскийУ ворот Святых старцев встречали еще две фигуры. Женщина подошла так близко, что могла разглядеть их одеяния и лица. «Господи! Да это же сам святой Сергий Радонежский и святой Варлаам Хутынский с ним». Но нет, эти Святые отцы ждали старцев с иконой не для того, что вывести их из города. «Куда вы, святители?». Петр и Алексий отвечали, что уходят из города. «Люди здесь забыли заповеди Господни».

«…Пали тогда Святые преподобные ниц перед чудотворной иконой Божьей Матери Владимирской и стали молить Владычицу не оставлять собора, не дать произойти беде и не покинуть свой народ. И вернулась тогда наша Заступница в собор Успенский, и святители с Нею также, через дверь закрытую» — так описывают летописцы события ночи 21 мая 1521 года.

…Три иконы Божией матери написал святой евангелист Лука. Посмотрев на них, Пресвятая Богородица сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из них написана была прямо на доске того стола, за которым обедали ИисуОборотная сторона иконы Владимирской Божией Матери с Христос со своей Пречистой матерью и праведным Иосифом. Именно ее через 450 лет перенесли в Константинополь, а потом, в первой половине XII века отправили в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, основателю первопрестольного города Москвы. Князь к дару отнесся с трепетом и благоговением, понимая и предчувствуя роль, которую святыне суждено сыграть в судьбе Руси. Икону поставили в Вышегородском девичьем монастыре, в селе, принадлежавшем святой равноапостольной княгине Ольге, а потом отошедшему набожному и благочестивому князю Андрею Боголюбскому.

Много раз являла икона свои чудеса: сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска.

В 1164 году икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил заступлением Богоматери. Пред сражением молился князь пред чудотворною иконою Богоматери. «Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет». Болгары были разбиты.

Во время пожара, в 1185 году 13 апреля, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его богатством, св. Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Пред Владимирскою иконою древнерусские люди приносили клятву в верности своему отечеству.Литографии XVIII века

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений. Так в 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», — сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

Сретенский мужской монастырь Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

И века не прошло, как в 1480 году хан Золотой Орды Ахмет двинулся на Москву. Он дошел уже до реки Угра. Великий князь Московский Иоанн III ждал хана на другом берегу реки. Летописцы пишут, что неожиданно и без всяких оснований на татар напал животный, необъяснимой природы страх. Он парализовал и физическую силу, и волю татар. Хан Ахмет оказался не в силах совладать с деморализованным войском и вынужден был отступить… В память об этом событии до 1917 года в Москве ежегодно 23 июня совершался крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора в Сретенский монастырь.

Перед этой иконой молились русские князья и цари, выступая в походы. При избрании московских митрополитов, а впоследствии патриархов, жребии избираемых клались в пелену этой иконы. Перед ней приносили присягу на верность своим государям знатнейшие людиУспенский собор Москвы.

В 1547 году в Московском Кремле был сильный пожар. Чудотворную икону собирались вынести: несколько самых сильных и смелых мужей были отправлены снять ее и унести в безопасное место за пределы Кремля. Но никакими силами не смогли сдвинуть святыню с места. По свидетельству очевидцев, в этот момент в небе над Успенским собором появилось видение «светозарной Жены, осенявшей храм»… Вскоре пожар утих. Среди пепелища стоял нетронутый огнем Успенский собор.

С тех пор святая Владимирская икона Божией Матери всегда находилась в кремлевском Успенском соборе. Перед ней помазывались на царство цари и избирались первосвятители. В советское время икону поместили в Третьяковскую галерею, к счастью, она Здание Государственной Третьяковской галереине была утрачена как многие православные святыни в годы гонений на Церковь.

В сентябре 1999 года одна из главных православных святынь России — икона Владимирской Божьей Матери — была передана в храм Святителя Николая при Третьяковской галерее. Там она хранится и поныне под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности…

…С плачем молилась простая монахиня рядом со святыми отцами. Потом, словно опомнившись, кинулась к людям, рассказывая о том, что увидела и услышала в эту ночь. Слух разлетелся по Кремлю и посаду, люди бежали в собор, чтобы долгие часы провести в горячем молитвенном стоянии перед Владимирской иконой Божией Матери…

То, что произошло потом, летописцами описывается сухо и скупо, потому что нет объяснений происшедшему, нет версий и «земных» предположений. Превосходящие многократно по силе и числу сборные татарские войска отступили. Летописцы рассказывают, что утром 21 мая (3 июня) 1521 года татары увидели на другой стороне Оки «несметные войска русские» и с ужасом сообщили об этом хану. Хан не поверил и послал самых верных людей в разведку удостовериться. Посланные действительно увидели множество войска и сказали: «Царь, что же ты медлишь? Побежим скорее, на нас идет безмерное множество войска от Москвы». Жестокий, могущественный Махмет-Гирей отступил. Потрясенные москвичи славили Богородицу и служили благодарственные молебны перед ее чудотворной Владимирской иконой.

Три раза в году совершается празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего отечества от врагов: 3 июня нов. ст./21 мая ст.ст., 6 июля нов. ст./23 июня ст. ст., 8 сентября нов. ст./26 августа ст. ст. Но чудес, связанных с этой иконой и достойных празднования, много больше.

Владимирская икона Божией Матери написана Евангелистом Лукой. Божия Матерь, увидев этот образ, произнесла: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этой иконой да будет».Владимирской иконе Пресвятой Богородицы празднование бывает несколько раз в году. Наиболее торжественное празднование совершается 26 августа ст. ст., установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву. В 1395 году страшный завоеватель хан Тамерлан с огромным войском направлялся к Москве. Тогда во Владимир, где находилась прославленная чудотворная икона, было послано духовенство, чтобы с крестным ходом принести икону в Москву. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величавая Жена. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая Защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно. В память чудесного избавления Русской земли от Тамерлана на Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.