Икона флор и лавр

СЕГОДНЯ ДЕНЬ ИХ ПАМЯТИ

С давних времен на Руси святые мученики Флор и Лавр почитались как небесные покровители домашних животных, в особенности лошадей. Свидетельства о чудесных исцелениях, исходящих от их мощей описывал новгородский паломник Антоний уже в 1200 году. С тех пор в Новгороде бытовало предание о прекращении падежа скота и врачевание животных через молитвы Флору и Лавру.
Икона святых Флора и Лавра была в каждой крестьянской семье потому что лошадь являлась основной кормилицей. Ко дню памяти мучеников-братьев, крестьяне старались закончить все работы в поле, чтобы освободить животных от работы.

Фрагмент иконы «Флор и Лавр, Власий Севастийский, Спиридон Тримифунтский»»

Лошадей приводили на церковные паперти, украшали яркими попонами, вплетали в гривы различные ленты и цветы. После праздничного богослужения коней окропляли освященной водой. Сейчас эту икону часто можно встретить на конюшнях и в ветеринарных клиниках.

31 августа 1380 года Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на битву с полчищем Мамая именно в день памяти святых Флора и Лавра (18 августа по старому стилю). После великой победы на Куликовом поле, эта дата навсегда вошла в список исторических дат нашей страны.

Братья-близнецы Флор и Лавр жили в далёком II веке…

Обратимся к «Житию Святых» Святителя Димитрия Ростовского:
«Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу, так как оба единодушно веровали во Христа и угождали Ему добрыми делами. По занятию они были каменщиками. Учителями их были благочестивые мужи Прокл и Максим, от которых вместе с ремеслом они научились и богоугодной жизни по правилам христианской веры. За веру во Христа сперва преданы были смерти их учителя, а потом, спустя некоторое время, вслед за учителями своими и они унаследовали мученические венцы, приняв страдальческую смерть от правителя Иллирии Ликиона. Поводом к страданию их был следующий случай.

Некий правитель соседней страны обратился к правителю Иллирии с просьбою прислать ему искусных каменщиков для построения великолепного каменного храма языческим богам. Так как самыми искусными в стране знатоками этого дела были святые Флор и Лавр, то Ликион и отправил их к этому правителю. Сооружая согласно воле последнего храм, святые братья раздавали бедным плату, получаемую ими за свой труд, и при этом учили бедных святой вере во Христа. Сами они всегда проводили время в посте, молитве и трудах: ночью молились, а днем производили свои работы; пищу принимали в малом количестве, зато обильно кормили голодных и бедных. Действуя таким образом, они обратили к христианской вере не только призреваемых ими бедняков, но и одного языческого жреца с его сыном. Случилось это так.

В один день, когда святые братья тесали камень, к ним подошел сын жреца, молодой юноша, и, ставши близко, смотрел на их работу. Вдруг от камня отскочил осколок, ударил юношу в глаз и выбил его. От боли юноша закричал; на его крик прибежал отец его, языческий жрец. Видя, что лицо сына окровавлено и глаз выпал, он разорвал от горя на себе одежды, стал бранить святых работников и бросился было на них, чтобы их побить, но его удержали бывшие тут же другие рабочие. Удостоверяя невинность святых братьев, они говорили, что виноват в своем несчастии сам юноша, потому что он близко подошел к ним в то время, когда они тесали камень и смотрел на их работу, не принимая мер предосторожности. Святые угодники Божии Флор и Лавр, стараясь успокоить жреца, обещали скоро исцелить глаз его сыну и сделать его настолько же зрячим, как и прежде.

После сего они взяли юношу на ночь к себе в дом и стали учить его познанию Единого Истинного Бога, Иисуса Христа, причем говорили ему:

— Если будешь всем сердцем веровать в Того Бога, о Котором мы возвещаем тебе, то глаз той скоро будет здоров.

— Если глаз мой станет таким же, как был прежде, — ответил юноша, — то я уверую в вашего Бога и буду чтить Его. Без сомнения больше надлежит веровать в Того Бога, Который исцеляет больных и возвращает зрение слепым, нежели в тех богов, которые не только больных не исцеляют, но и здоровых делают больными.

При этом юноша рассказал святым о таком происшествии:

— Есть, — сказал он, — среди наших жрецов один жрец по имени Ерм. Когда за несколько лет пред этим хотели поставить его в жреческое звание, то привели к идолу Зевса, чтобы возложить руку идола на его голову. Такой существует у нас обряд при поставлении в жречество. Он состоит в том, что руку идола, приделанную к плечам и движущуюся в суставе, жрецы при помощи серебряной цепи поднимают кверху, а потом спускают на голову поставляемого. Когда эту руку спускали на голову Ерма, то серебряная цепь случайно выскользнула из рук держащих ее, и рука идола, упав на лицо Ерма, ободрала его ногтями вплоть до костей так, что до сего дня издалека видны зубы его. И ни один бог не оказал ему помощи, напротив ему делается всё хуже.

Когда юноша рассказал об этом происшествии, святые Флор и Лавр со слезами начали молиться Богу о том, чтобы Он исцелил юношу и просветил не только его телесный глаз, но и душевные его очи. После усердной молитвы они осенили больной глаз юноши крестным знамением, и глаз немедленно зажил, сделался совершенно здоровым и так же хорошо видел, как и прежде. Вследствие такого чуда уверовал во Христа не только исцеленный юноша, но и отец его, языческий жрец. Имя этому жрецу было Мемертин, и он с этого времени из служителя демонов стал рабом Господа нашего Иисуса Христа вместе с сыном своим.

После сего святые работники Флор и Лавр, получая в своей работе помощь от ангела Божия, в короткое время окончили постройкой сооружаемый храм, но не оставили его для жилища идолов, а освятили его для прославления пресвятого имени Иисуса Христа. Они поставили в нем к востоку честной крест и, собрав до трехсот человек бедняков, братьев своих по вере, совершили всенощную молитву, прославляя Христа Бога. Во время молитвы сошел свыше свет неизреченной небесной славы и наполнил храм дивным сиянием. По окончании всенощной молитвы все бывшие в храме отправились к стоявшему неподалеку зданию, в котором находились приготовленные для нового храма идолы и, обвязав шеи этих идолов своими поясами, стали влачить их по земле, бить и ломать, и таким образом раздробили их на мелкие части.

Узнав обо всём этом, областеначальник велел схватить Флора и Лавра и всех тех, кто были с ними, и в числе последних Мамертина и сына его. Всех, бывших со святыми, он приговорил к сожжению, а их самих, предав жестокому избиению, велел связать и отослал к правителю Иллирии Ликиону. Ликион обстоятельно расспросил их обо всём и, узнав, что они — христиане и остаются непоколебимыми в своей вере, велел бросить их в глубокий колодец и засыпать землею.


Спустя много лет были обретены их святые и многоцелебные мощи и с честью перенесены в Константинополь во славу Христа, Бога нашего.

Святитель Димитрий Ростовский
31 августа 2015 г.
https://pravoslavie.ru/81734.html

Далее:
Почему мученики Флор и Лавр изображены на старинной русской иконе XV века рядом с Архангелом Михаилом, священномучеником Власием Севастийским и святителем Спиридоном Тримифунтским?

Сведения об иконе: Реставрирована в 1993 году в МСНРПМ В.Д.Сарабьяновым. Размер: 56,7 х 42 см. Автор не известен. Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Мученик Флор, мученик Лавр, священномученик Власий Севастийский, святитель Спиридон Тримифунтский.
Уточняющая датировка: 15 в., конец. Страна: Россия. Место хранения: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. Иконография, категория: Святые. Тип изображения: Многофигурное

Иконографическая справка

Композиция иконы состоит из трех ярусов:
— в верхнем представлен сюжет, известный под условным названием «Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре»;
— в среднем — традиционно объединявшиеся с ним изображения трех мучеников-близнецов Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа на конях;
— в нижнем помещены фигуры святителей Власия и Спиридона, которые благословляют стада домашнего скота.
В центре верхней части иконы, на невысокой горке, изображен архангел Михаил с распростертыми крыльями, а по сторонам от него, на таких же горках — мученики флор и Лавр в молитвенных позах. В обеих руках, разведенных в стороны в благословляющем жесте, архангел держит поводья двух коней, словно вручая их святым. Ниже представлен табун лошадей и пасущие его три конных брата-мученика.
Стилистическая справка
Художественные особенности публикуемой иконы позволяют предположить, что она была создана на Русском Севере в конце XV века провинциальным мастером под воздействием новгородских традиций. Помимо происхождения, об этом свидетельствуют архаизм стиля, выражающийся, в частности, в укороченных пропорциях большеголовых фигур, упрощенность рисунка и несогласованность масштабов отдельных элементов композиции (ср., например, размеры фигур святителей Спиридона и Власия). Характерными признаками многих произведений мастеров новгородской провинции является также желтоватый цвет фона и широкая светло-коричневая опушь на полях. Влияние новгородской живописи более всего сказывается в колорите, в котором соединяются зеленые, красные, белые и охристые цвета.
«Иконография восточно-христианского искусства. Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета».

«Изображать лошадей на иконах святых принято только в русской православной традиции. У других народов, исповедующих православие такой особенности, нет.
Интересный факт

В иконописных подлинниках Древней Руси прямо говорится писать святых вместе с лошадьми. Такая традиция, скорее всего, восходит к поверью, пришедшему к нам с Балканского полуострова, о том, что Архангел Михаил научил Флора и Лавра мастерству верховой езды.
Чудо Архангела Михаила

Это же предание легло в основу сюжета самой известной иконы, посвященной мученикам «Чудо о Флоре и Лавре». Сюжет иконы рассказывает о том, как святые пришли на выручку пастуху, лишившемуся своих коней и помогли отыскать утерянных животных.

На иконе на золотом фоне изображены Архангел Михаил, стоящий на вершине холма, лицом к молящимся, а по сторонам, страстотерпцы Флор и Лавр. Ниже – два коня: белый и вороной под красивыми седлами. Архангел Михаил передает братьям поводья этих коней».


Шедевры русской иконописи. Чудо о Флоре и Лавре. XV век.
Государственная Третьяковская галерея. Москва.
http://art.liim.ru/galleries_hr/hr0m/hr0m-1-6.html

Часто ли вы видели на иконах… животных? Корреспондентам «РП» довелось полюбоваться необычной церковной картиной в Художественной галерее – сокровищнице живописных шедевров. Приглашаем и вас в мистическое историческое путешествие в XVI век. А сопровождать нас будет старший научный сотрудник этого отдела Смоленского музея-заповедника Дарья ИВАНОВА.

— Все самое ценное, что есть в нашей галерее, представлено именно в зале древнерусской живописи, — уверена Дарья Александровна. — Здесь собраны уникальные подлинники образцов искусства XV — XVIII веков различных иконописных школ: псковской, новгородской, московской, северной. Выстроенные в хронологические ряды, они представляют огромный пласт культуры наших предков.

Один из таких шедевров – икона «Чудо о Флоре и Лавре» (XVI век), написанная по классическим канонам новгородской школы. Ее отличают четкий изысканный рисунок, «мажорная», праздничная палитра, основу которой составляют ярко-красный, густо-зеленый, золотой. Чтобы понять ее сюжет (Архангел Михаил вручает Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы), нужно знать не столько житие святых, сколько народные верования жителей северных широт, на которых основывается «картина».

На Руси Флора и Лавра широко почитали как целителей и покровителей лошадей и конного воинства. Вот почему эти животные — неотъемлемая часть всех икон, на которых изображены братья-святые.

— Истоки сложения этой иконографии не ясны. По мнению ряда исследователей, изначально она бытовала только на Севере Руси. По устному преданию, сохранившемуся там, с открытием мощей мучеников прекратился падеж скота, — рассказала Дарья Иванова.

В композицию иконы включены изображения трех святых всадников – близнецов Спевсиппа, Мелевсиппа и Елевсиппа. В переводе с греческого их имена означают «ускоряющий бег коня», «заботящийся о коне» и «гоняющий коня».

Живость и непосредственность всему изображению придает нижняя часть композиции, которая оттеняет неторопливость и торжественность главной темы. На этом фрагменте мы видим пришедший на водопой табун разномастных коней.

Икона замечательно сохранилась. Деревянная доска, на которой она написана, была очень хорошо высушена и обработана мастерами древности. А темперные краски на основе яичного желтка такие же яркие, как и пять столетий назад.

— «Чудо о Флоре и Лавре», как и большинство других икон галереи, восходит к собранию Марии Клавдиевны Тенишевой, которая на рубеже XIX и XX веков занималась сохранением древнерусской живописи. Ее коллекция — настоящая хрестоматия церковного искусства. Долгие годы княгиня и ее помощник историк и фотограф Иван Федорович Борщевский целенаправленно искали редкие экспонаты. Теперь их мечта сбылась — увидеть уникальные иконы могут все смоляне и гости города, — отметила Дарья Александровна.

В последний день лета все любители лошадей отмечают праздник Фрола и Лавра. Телеканал «Санкт-Петербург» подготовил материал об истории и традициях праздника.

Святые великомученики были покровителями лошадей. Они жили во II веке в провинции Римской империи Иллирике и работали каменотесами. На одном из языческих храмов они поставили крест.

Местный правитель, узнав об этом, приказал измучить их, а затем бросить в пустой колодец и закопать. Несмотря на истязания, великомученики не прекращали «и в муках славить Бога». Мощи святых позже перенесли в Константинополь, где тут же прекратился падеж скота.

У русских православных бытует легенда, согласно которой Фрол и Лавр рыли колодцы. Один из них обвалился, и братья оказались заживо погребены. Сюда стала сочиться вода, которую выпила больная худая лошадь. Через некоторое время она выздоровела и раздобрела.

Узнав о чуде, люди стали приводить к месту погребения Фрора и Лавра своих лошадей, страдающих разными недугами и вылечивать их. Позже произошло еще одно чудо: святые были обнаружены с железными лопатами в руках.

Православный День ветеринара появился в России в 2011 году. Работники Российской сельскохозяйственной академии наук направили Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу ходатайство, в котором предложили считать день памяти святых мучеников — 31 августа — церковным праздником ветеринаров.

В этот день принято лошадей вволю поить и кормить, купать и украшать. На празднике Фрора и Лавра было запрещено седлать лошадей и заставлять их работать.

Подписывайтесь на нас: