Икона собор

«Последователи» запрещенного в служении российского иеросхимонаха Димитрия (Баканина) были замечены в Беларуси, сообщили БЕЛТА в информационном центре преподобного Макария Пинского при миссионерском отделе Пинской епархии БПЦ. «Их видели в Пинской епархии. Люди в монашеской одежде собирают пожертвования якобы на строительство храма в Шуйском районе Ивановской области России и обители Собора Богородицы в деревне Абрамцево Московской области. Это мошенники», — рассказали в Пинской епархии.

Псевдосборщиками руководит запрещенный в служении иеросхимонах Димитрий — в миру Баканин Владимир Васильевич. То есть фактически сейчас он не является священнослужителем. Соответствующий указ издан епископом Никоном — управляющим Шуйской епархией РПЦ — еще в 2013 году.

— Владимир Баканин 1951 года рождения, который выдает себя за православного клирика иеросхимонаха Димитрия и является руководителем псевдоправославной организации «Православный странноприимный дом собор всех икон Пресвятой Богородицы, при фонде милосердия и поддержки инвалидов, престарелых и детей-сирот — Наш Дом». По имеющейся информации, иеросхимонах Димитрий Баканин самочинно (без благословения священноначалия РПЦ) организовал строительство «храма» в честь блаженного Симона Юрьевецкого в своем частном владении в доме №34 в селе Кузнецово Шуйского района Ивановской области, — сообщает сайт Шуйской епархии. — Организованная данными лицами деятельность по сбору пожертвований имеет мошеннический характер, а все собираемые средства передаются лично иеросхимонаху Димитрию Баканину и расходуются им по его собственному разумению. Иеросхимонах Димитрий Баканин и лица, находящиеся в общении с ним, не имеют никакого отношения к Шуйской епархии Ивановской Митрополии Русской Православной Церкви. Все богослужения и таинства, совершаемые ими в принадлежащих им домовых храмах, — неканоничны и безблагодатны.

В 1210-30 гг. на месте старой романской церкви начались работы по строительству новой церкви в стиле «шельдская готика”.

Центральный неф выше боковых, над трифориумом расположен ряд небольших окон со стрельчатыми, готическими арками. Построенная из голубого камня западная часть является почти точной копией собора в Турне.

Из-за отсутствия средств работы были приостановлены, но около 127O-80 гг. алтарь, деамбулаторий и боковые капеллы были завершены. Элегантные контрфорсы и аркбутаны выдают влияние французской «высокой готики”.

Между 1250 и 1340 годами была построена кирпичная башня, высотой 122,3 метра. Высокие кирпичные ниши и слепые окна сглаживают ее огромные размеры и делают элегантной. Квадратное основание башни покоится на врытых глубоко в землю сваях, а ее восемь контрфорсов, поддерживают увенчанный золотой короной 45 метровый шпиль. Его строительство было завершено в 1440 году.

Это одна из самых высоких башен в городе, вместе с башней собора Спасителя (80 м) и Белфортом (83 м). Раннеготический центральный неф возведен в форме базилики с пятью арками, он был изначально отделен от боковых рядом каменных колонн, поддерживающих готические арки. В западном конце нефа еще можно видеть частично встроенные колонны XIII века.

В XIV веке колонны были заменены огромными композитными пилястрами и новыми нервюрами. Над трифориумом маленькие тройные окна в верхнем ряду окон, в сочетании с вогнутыми арками, обеспечивают нужный свет.

Центральный неф, дополненный двумя боковыми нефами, был покрыт крестообразным сводом.

В основном алтаре находятся пять арок, заканчивающихся трехсторонней апсидой. Алтарь содержит асимметрические пилястры, колонны и украшенные орнаментом капители. А в трифории располагаются белокаменные пилястры, которые служат опорой для состоящих из трех створок, арок.

Во второй половине XIV века боковой неф присоединили к северной стороне главного нефа. Каменная кладка из камня города Турне до сих пор видна на северной стороне.

Капелла Креста была построена в XV веке, кирпичный боковой неф на северной стороне датируется 1450 годом. А ее контрфорсы, служившие ранее внешней стеной, были обрезаны и встроены в интерьер церкви.

В 1465 году перестроили восточный вход. В этом же году изготовлены великолепные Райские Врата в стиле «высокой Готики» из белого песчаника провинции Брабант. Именно через эти двери проходила процессия во время заупокойной службы на пути к ближайшему кладбищу, исполняя песню «In paradisium» (In paradisum deducant te Angeli – Ангелы приведут Вас в Рай). В 1830 году врата были закрыты.

Капелла Lanckhals и капелла семьи Overtvelt были добавлены в 1480 году.

После грабежей и бесчинств иконоборцев в XVI веке, церковь была полностью восстановлена. Первоначальный деревянный цилиндрический свод нефа и алтаря был переделан в крестообразный свод, который можно видеть и сегодня.

Большие окна в западной части датируются 1588 годом.

В конце XIX века проект по восстановлению западной части был поручен архитектору из Брюгге, Луи Деласенсере (Louis Delacenserie, 1838-1909 гг.), который оформил проект в стиле «Шельдская Готика».

Под руководством архитектора Шарля де Вульфа (Charles de Wulf, 1865-1904 гг.) неф, трансепт и алтарь приобрели свой первоначальный вид.

Интерьер церкви Богоматери

Теории основания храма и некоторые исторические данные

Сегодня среди мечетей и рынков, возвышаясь на склоне около залива Халич, в консервативном районе Стамбула стоит некогда «жемчужина» византийской культуры. Это старинная церковь Богородицы Паммакаристос, что в переводе означает «радующаяся» Матерь Божья.

Религиозная постройка, начавшаяся примерно 700 лет назад, была приурочена к библейскому событию. Основанием для такого названия стали слова архангела Гавриила, который принес Марии радостную весть, и фразой «Дева, радуйся…» сообщил о божественном зачатии Иисуса.

Современные специалисты расходятся во мнении о точной дате постройки церкви Паммакаристы. Но очевидно одно, что фундамент был заложен народом, имеющим христианскую веру. Об этом свидетельствует форма самого здания, а также многочисленные образы святых мучеников, поклонение которым недопустимо у мусульман.

Поэтому современники пришли к выводу, что решение о сооружении церкви принадлежит последней династии императоров Византии – Палеологам (греческого происхождения), правившим в течение двух веков перед завоеванием Константинополя Османами. Эта эпоха известна, как времена возрождения и стремительного развития византийского искусства, но примечательна также и упадком государственности, началом крушения Византии.

Многие археологи и историки, основываясь на собственных исследованиях, считают, что исходную конструкцию храма можно отнести к 1071-1078 годам, когда правителем был Михаил VII Дука. Учёный Э. Мамбури выдвинул предположение о том, что церковь Паммакаристы появилась на территории современного Стамбула не позже VIII века. Основателями также считают Иоанна II Комнина с женой Анной (1092-1143 годы правления). Но наружное оформление фасадов здания демонстрирует типичный дизайн, присущий поздневизантийской архитектуре.

В начале XIV века по приказу вдовы византийского правителя и военачальника Михаила было достроено помещение с юго-восточной стороны церкви, которое назвали Спасский придел. Там в дальнейшем она с мужем и была захоронена. Позже с 1456 по 1586 года в церкви Паммакаристы функционировала главная резиденция Греческой Православной Патриархии.

Во времена правления Мурата III (вторая половина XVI века) христианский храм переименовали в мечеть Фетхие Джами. Это событие ознаменовало победу султана в завоевании территорий, принадлежащих современным Грузии и Азербайджану. Незначительно видоизменив и отреставрировав сооружение, османы стали пользоваться им как мусульманской мечетью.

Современное предназначение

В средине XX века действующая мечеть, которая является частью здания, принадлежащего церкви Паммакаристы в Стамбуле, была отреставрирована местными властями. Пятиглавое здание незначительно изменило свой внешний вид, сохранив присущие христианской православной церкви архитектурные особенности.

В описание типичных религиозных характеристик храма Паммакаристы включены:

  • придел – часовня, примыкающая к зданию с южной стороны, посвященная Иисусу Христу, как основному лику в религии;
  • многочисленные мозаики, исполненные в виде панорам со святыми мучениками;
  • пареклесий исполнен в виде креста;
  • высокий купол внутри носовой части церкви возвышается над головами прихожан на 2,3 м;
  • галерея из образов;
  • наличие нартекса – пристройки у входа в храм, отделяемой от основного сооружения стеной и дверным проемом;
  • на южной стене нанесено рельефное изображение эпитафия, которое сочинил известный византийский придворный поэт Фил;
  • на центральной части купола видны 12 пророков, а сбоку можно рассмотреть сцену Крещения.

Сегодня церковь Богородицы Паммакаристы – это мечеть Фетхие, которая служит во благо турецкому народу. Часть здания занимает музей Фетхие, который пользуется высокой популярностью у туристов, желающих посмотреть, как выглядит «православный островок» в турецкой столице.

Как лучше добраться и во сколько обойдется экскурсия

Церковь богородицы Паммакаристы в Стамбуле расположена не в центральной части города. Чтобы ее посетить самостоятельно, надо знать, где находится достопримечательность. Найти ее можно в микрорайоне с названием Чаршамбе. Это район столицы – Фатих, который расположен недалеко от более популярного Карие Джами.

Точный адрес: Balat Mahallesi, Фатих, 34087, Стамбул. На официальном сайте городских достопримечательностей можно найти место расположения объекта на карте, интересные исторические факты, иную информацию о примечательном для туристов месте. Там же можно увидеть несколько фотографий здания, как внутри, так и снаружи, рассмотреть стилевое оформление, знаменитые мозаики и аутентичные элементы храма.

Определившись с удаленностью объекта от собственного местонахождения, необходимо выбрать наиболее подходящий маршрут. Мы опишем, как доехать до церкви Паммакаристы на маршрутном транспорте Стамбула:

  • автобусы 90 и 90В доставят до остановок Draman или Fethiye, которые являются ближайшими до музея;
  • метро (линии М1В, М1А) довезет вас до станции Emniyet-Fatih, расположенной в километровой удаленности от церкви Паммакаристы;
  • трамваи T4, 1453 (конечная остановка Edirnekapi), а также 39C (доступны маршруты Hamidiye-Beyazit и Hamidiye Mahallesi-Aksaray), а из района Таксим следуют: 46 E, 46 C, 74 A, 74FE, 74;
  • такси;
  • арендованное авто;
  • паром, если вы находитесь на противоположном берегу Стамбула.

От автобусной остановки Edirnekapi до музея близко пешком. Надо дойти по улице до развилки и свернуть вправо. Так вы окажетесь у входа в Фетхие.

Цена на маршрутный транспорт, как и стоимость такси, зависит от удаленности от места назначения. Билеты на рейсовые виды транспорта можно приобрести на остановках, в специальных киосках по городу. Расписание и режим работы доступны там же либо в информационных пунктах Стамбула. Часы работы музея: с 9 утра до 17.00. Выходной – воскресенье.

По отзывам туристов, самостоятельно приезжавшим осмотреть достопримечательность, могут возникать прецеденты, когда музей оказывается закрытым в рабочее время. Чтобы избежать подобных неприятностей, следует предварительно осведомиться о работе достопримечательности во время вашего пребывания в Стамбуле. Это можно сделать на доступных сайтах столицы, в экскурсионных пунктах, информационных стойках.

Стоимость одного входного билета составит примерно 1,5 евро. Владельцы музейной карты входят бесплатно.

Церковь Паммакаристы Стамбул удивляет и впечатляет гостей музея сохранившимися до наших дней панелями из мозаики и скрупулезностью творения древних мастеров. Панно открылись вновь взору людей после недавней реставрации храма. Работники, занимавшиеся преображением сооружения, обнаружили древние украшения в виде фресок, размещенных в разных частях церкви.

И хотя эти орнаменты нетрадиционны для турецкой архитектуры, они были сохранены и отремонтированы. Такое отношение местного населения к культурному наследию других народов вызывает глубокое уважение и благодарность у людей, исповедующих христианство.