Икона святой сильвестр

Дни памяти: 25 апреля, 23 мая (Ростов.)
Сильвестр Обнорский
Сильвестр Обнорский

Преподобный Сильвестр Обнорский был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского (+ 1392; память 25 сентября и 5 июля). После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.

В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.

Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. . Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.

Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия (1354 — 1378; память 12 февраля) благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.

Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля 1479 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.

Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев). Поучительно чудо, совершившееся в 1645 году. Иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.

Преподобный Сильвестр Обнорский

8 мая (25 апреля ст. ст.) Церковь чтит память преподобного Сильвестра Обнорского, вологодского чудотворца.

Житие преподобного Сильвестра Обнорского

Древнее Житие Сильвестра Обнорского не дошло до наших дней, потому что рукопись погибла в пожаре в конце XVIII века. В сохранившихся рукописях XVII века содержатся лишь указание на дату кончины, сведения об основании монастыря и о посмертных чудесах, а также литургические тексты, свидетельствующие о почитании Сильвестра как святого. В середине XIX века профессор Московской духовной академии Сергий Смирнов, составляя краткое житие Сильвестра, руководствовался как этими источниками, так и устным преданием.

О происхождении преподобного Сильвестра сведений нет. Он принял иноческий постриг в обители преподобного Сергия Радонежского и, подобно многим его ученикам, покинул ее в поисках уединения. Местом его монашеских подвигов стали берега реки Обноры. Позже на Обноре и в ее окрестностях селилось множество иноков-отшельников; из них известны святые Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Корнилий Комельский, Геннадий Любимоградский. После многих лет уединенной жизни к преподобному Сильвестру стали приходить ученики, желающие иноческой жизни, и он, получив благословенную грамоту от московского митрополита Алексия, построил Воскресенский храм, положив начало будущему монастырю. Преставился Сильвестр 25 апреля 1379 года.

Почитание преподобного Сильвестра Обнорского

Воскресенский Обнорский монастырь в 1764 году был упразднен и преобразован в приход. В 1825 году все деревянные постройки монастыря были снесены, и на его месте был выстроен большой каменный храм. В 1860 году, по свидетельству настоятеля храма и нескольких прихожан, в храме произошло чудесное знамение: крышка гроба преподобного Сильвестра сама собой отворилась, стало видно нетленное тело святого. После этого события к мощам преподобного Сильвестра стали во множестве приходить паломники. Сохранились сведения о многочисленных чудесах, происходивших у его гроба.

Мощи преподобного были утрачены в 1920-е годы, во время кампании по вскрытию мощей. Вскоре после этого храм был закрыт. В настоящее время он возвращен церкви, в нем совершаются богослужения и идут восстановительные работы.

Тропарь и кондак преподобному Сильвестру Обнорскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Сильвестре, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Сильвестре, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Преподобный Сильвестр Обнорский. Иконы

Преподобный Сильвестр Обнорский традиционно на иконах изображается в иноческом облачении, с благословляющей правой десницей, в левой руке преподобный держит свиток.

Преподобный Сильвестр Обнорский
Пелена XVII века, лицевое шитье, происходит из села Воскресенского, самое раннее из известных изображений преподобного Сильвестра Обнорского
Преподобный Сильвестр Обнорский
Преподобный Сильвестр Обнорский. XIX век. Москва, ГИМ
Преподобный Сильвестр Обнорский
Преподобный Сильвестр Обнорский. Монахиня Иулиания (Соколова). Икона для столбиков сени над ракой мощей преподобного Никона Радонежского. Сергиев Посад, начало 1950-х годов. Никоновский придел Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры
Преподобный Сильвестр Обнорский
Преподобный Сильвестр Обнорский. Собор Ярославских святых (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад, 1962-73 годы. Фотография из альбома игумена Марка (Лозинского)

Пре­по­доб­ный Силь­вестр Об­нор­ский жил в XIV ве­ке и был совре­мен­ни­ком свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, и од­ним из уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го. Про­стран­но­го жиз­не­опи­са­ния пре­по­доб­но­го Силь­вест­ра не со­хра­ни­лось. Из­вест­но, что лю­бовь к мо­лит­вен­но­му уеди­не­нию жи­ла в нем с юных лет. По­лу­чив бла­го­сло­ве­ние сво­е­го на­став­ни­ка – игу­ме­на Тро­иц­кой оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, инок Силь­вестр от­пра­вил­ся ис­кать пу­стын­ное ме­сто для пре­бы­ва­ния в без­мол­вии. На по­кры­том дре­му­чим ле­сом бе­ре­гу ре­ки Об­но­ры, при­мер­но в 20-ти ки­ло­мет­рах от преж­не­го го­ро­да Лю­би­ма в Яро­слав­ской зем­ле, в глу­хой, без­люд­ной пу­стынь­ке пре­по­доб­ный во­дру­зил крест. По­стро­ив неболь­шую кел­лию, свя­той от­шель­ник стал дни и но­чи про­во­дить в неустан­ной мо­лит­ве и стро­гом по­сте. Со­хра­ни­лось пре­да­ние, что од­на­жды, идя за во­дой на ре­ку, пре­по­доб­ный по­лу­чил от­кро­ве­ние о том, что пу­стынь, изб­ран­ная им для по­движ­ни­че­ских тру­дов, станет из­вест­ной и со­бе­рет нема­ло ино­ков.

Через неко­то­рое вре­мя уеди­не­ние пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра бы­ло от­кры­то жи­те­ля­ми окрест­ных се­ле­ний, и к от­шель­ни­ку ста­ли при­хо­дить лю­ди за со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем, ища ду­хов­но­го ру­ко­вод­ства. Пре­по­доб­ный Силь­вестр всех встре­чал с лю­бо­вью и каж­до­го же­лав­ше­го под­ви­зать­ся в сов­мест­ных тру­дах бла­го­слов­лял на устрой­ство от­дель­ной кел­лии. Ко­гда ко­ли­че­ство пу­стын­но­жи­те­лей за­мет­но воз­рос­ло, пре­по­доб­ный Силь­вестр ре­шил ос­но­вать в этом ме­сте храм и при нем мо­на­стырь. Бла­го­сло­ве­ние на это, а так­же ан­ти­минс для хра­ма он по­лу­чил у свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го († 1378). Пре­по­доб­ный Силь­вестр стал пер­вым игу­ме­ном это­го мо­на­сты­ря на ре­ке Об­но­ре, ко­то­рый впо­след­ствии про­сла­ви­ли сво­и­ми ду­хов­ны­ми по­дви­га­ми пре­по­доб­ные Па­вел Об­нор­ский и Сер­гий Ну­ром­ский. Де­ре­вян­ный храм в оби­те­ли был освя­щен в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, по­это­му и сам мо­на­стырь стал име­но­вать­ся Вос­кре­сен­ским. Как игу­мен, пре­по­доб­ный Силь­вестр яв­лял бра­тии по­сто­ян­ный при­мер мо­лит­вен­но­го по­дви­га и неустан­но­го тру­да. Лю­бовь к без­мол­вию по-преж­не­му жи­ла в серд­це по­движ­ни­ка. Вре­мя от вре­ме­ни он остав­лял мо­на­стырь и ухо­дил вглубь ле­са для уеди­нен­ной мо­лит­вы. Здесь пре­по­доб­ный Силь­вестр соб­ствен­но­руч­но вы­ко­пал че­ты­ре ко­лод­ца (один из ко­то­рых еще в про­шлом сто­ле­тии был из­ве­стен и чтим).

Стрем­ле­ние по­учать­ся на­став­ле­ни­я­ми муд­ро­го стар­ца за­став­ля­ло на­род при­хо­дить и к ме­сту его от­шель­ни­че­ства. Пре­по­доб­ный Силь­вестр, не от­ка­зы­вая ни­ко­му, вы­хо­дил из убе­жи­ща, бла­го­слов­лял бо­го­моль­цев и вел с ни­ми дол­гие бе­се­ды. Ме­сто, где уеди­нял­ся пре­по­доб­ный, еще при его жиз­ни по­лу­чи­ло на­зва­ние «за­по­вед­ной» ро­щи, к ко­то­рой мест­ные жи­те­ли от­но­си­лись бла­го­го­вей­но, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­вая на­каз свя­то­го стар­ца не ру­бить в ней де­ре­вья. В глу­бине этой ро­щи пре­по­доб­ный сам вы­рыл три ко­лод­ца, а чет­вер­тый – на склоне го­ры у ре­ки Об­но­ры.

В 1645 го­ду стро­и­тель Вос­кре­сен­ской оби­те­ли иеро­мо­нах Иов пре­не­брег за­по­ведь чу­до­твор­ца и взду­мал ру­бить ро­щу. За это и он был на­ка­зан сле­по­той, от ко­то­рой ис­це­лил­ся при гро­бе Силь­ве­ст­ра. С то­го вре­ме­ни и до­ныне ни­кто не сме­ет сру­бить де­ре­во в за­по­вед­ной ро­ще. Несмот­ря на то, ве­ко­вых де­ре­вьев там ма­ло; вре­мя ис­треб­ля­ет их.

Ко­гда свя­той впал в пред­смерт­ную бо­лезнь, бра­тия, го­ре­вав­шие, ко­гда он ухо­дил в уеди­не­ние, тем бо­лее скор­бе­ли о пред­сто­я­щей кон­чине свя­то­го. «Не скор­би­те об этом, бра­тия мои воз­люб­лен­ные, – го­во­рил им в уте­ше­ние пре­по­доб­ный, – на все во­ля Бо­жия. Со­хра­няй­те за­по­ве­ди Гос­под­ни и не бой­тесь в этой жиз­ни по­тер­петь бе­ды, чтобы по­лу­чить на­гра­ду на небе­сах. Ес­ли же я бу­ду иметь дерз­но­ве­ние у Бо­га и де­ло мое бу­дет Ему угод­но, то это свя­тое ме­сто не оску­де­ет и по мо­ем от­ше­ствии. Мо­ли­тесь толь­ко Гос­по­ду Бо­гу и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри, чтобы из­ба­вить­ся вам от ис­ку­ше­ний лу­ка­во­го». Пре­по­доб­ный скон­чал­ся 25 ап­ре­ля и был по­гре­бен спра­ва от де­ре­вян­но­го Вос­кре­сен­ско­го хра­ма.

Из­вест­на ико­на XVII ве­ка, на ко­то­рой прп. Силь­вестр изо­бра­жен дер­жа­щим в ру­ке сви­ток; на свит­ке по­ме­ще­на часть тек­ста его за­ве­ща­ния, до­шед­шая та­ким об­ра­зом до нас.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го на ме­сте его ду­хов­ных бе­сед бы­ла со­ору­же­на ча­сов­ня, во­круг ко­то­рой еже­год­но в день па­мя­ти свя­то­го по­движ­ни­ка со­вер­ша­лись крест­ные хо­ды. Осо­бо по­чи­та­лось ме­сто по­гре­бе­ния пре­по­доб­но­го, так как от гро­ба его про­ис­хо­ди­ли чу­дес­ные ис­це­ле­ния. Как и дру­гие се­вер­ные мо­нас­ты­ри, Вос­кре­сен­ская оби­тель неод­но­крат­но под­вер­га­лась ра­зо­ре­нию: в 1538 го­ду во вре­мя на­ше­ствия ка­зан­ских та­тар, в 1612 го­ду поль­ски­ми за­хват­чи­ка­ми. К 1647 го­ду раз­ру­шен­ный мо­на­стырь был вос­ста­нов­лен. В 1656 го­ду по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Ни­ко­на вме­сто де­ре­вян­ной ча­сов­ни над гроб­ни­цей пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра со­ору­жен храм в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В 1764 го­ду мо­на­стырь был упразд­нен, а его со­бор­ный храм пре­вра­щен в при­ход­скую цер­ковь. В 1821 го­ду ар­хи­епи­скоп Яро­слав­ский Фила­рет (впо­след­ст­вии мит­ро­по­лит Мос­ков­ский) дал бла­го­сло­вен­ную гра­мо­ту на стро­и­тель­ство вме­сто де­ре­вян­ной По­кров­ской церк­ви ка­мен­но­го Вос­кре­сен­ско­го хра­ма, ко­то­рое бы­ло за­кон­че­но в 1825 го­ду. В од­ном из при­де­лов Вос­кре­сен­ско­го хра­ма в брон­зо­вой по­се­реб­рен­ной гроб­ни­це уста­но­ви­ли об­ре­тен­ные нетлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Силь­ве­ст­ра. В 1860 го­ду пре­по­доб­ный Силь­вестр вновь на­пом­нил о се­бе несколь­ки­ми чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми, опи­са­ние ко­то­рых по­ме­ще­но в Ярос­лав­ских и Во­ло­год­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях за 1860–1870 гг.

См. так­же: «Па­мять пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Силь­ве­ст­ра Об­нор­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Маленькая намоленная старинная икона святого Преподобного Сильвестра Чудотворца, игумена обнорского. Икона написана во второй половине XIX века на маленькой дощечке размером: 7х5 см. Икона без каких либо вмешательств и поновлений, отличная сохранность иконки обусловлена бережным хранением и почитанием святого образа на протяжении более чем 100 лет.

Икона с документом. Подлинность и почтенный возраст этой старинной иконы подтвержден сертификатом, заверенным экспертом Министерства культуры РФ. Внимание. Данная икона является культурной ценностью и не подлежит свободному перемещению через таможенную границу Российской Федерации согласно Закону РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Молитва перед иконой святого Сильвестра чудотворца помогает при исцелении от беснования, одержимости, исступления ума и болезни глаз. Память 25 апреля, 23 мая в Соборах Радонежских и Ростово-Ярославских святых.
Преподобный Сильвестр был учеником и пострижеником преподобного Сергия Радонежского. После прохождения послушаний в Троицкой обители преподобный Сильвестр получил благословение на пустынножительство.
В глухом лесу на реке Обноре, впадающей в реку Кострому, он поставил на избранном месте крест и начал подвизаться. Долго никто не знал о святом отшельнике. Его келью случайно обнаружил сбившийся с пути крестьянин. Он рассказал смущенному отшельнику, как попал в это место, над которым ранее видел то светлые лучи, то облачный столп. Преподобный прослезился от скорби, что место его уединения открыто. Путник упросил святого рассказать о себе.
Преподобный Сильвестр сказал, что живет тут уже немалое время, питается древесной корой и кореньями. Сначала он обессиливал без хлеба и падал от изнеможения на землю. Но однажды ему явился Ангел в виде чудного мужа и прикоснулся к нему рукой. С тех пор преподобный Сильвестр не испытывал бедственного состояния. Тогда крестьянин еще раз, уже специально, пришел к преподобному и принес ему хлеба и муки на запас. Достаточно было одной встречи, чтобы о подвигах отшельника стало известно многим. Вскоре к нему начали приходить крестьяне из окрестных, хотя и неблизких селений. Преподобный Сильвестр не возбранял им строить кельи рядом с ним.
Когда собралась братия, преподобный сам отправился в Москву и испросил у святителя Алексия благословение на создание храма в честь Воскресения Христова. Святитель вручил ему антиминс и поставил игуменом обители, также впоследствии получившей название Воскресенской. Как игумен, преподобный Сильвестр являл братии постоянный пример молитвенного подвига и неустанного труда. С построением храма число братии быстро выросло, и преподобный часто удалялся для молитвы в дремучий лес. Это место получило название «заповедной рощи», так как преподобный Сильвестр запретил рубить там деревья. В глубине этой рощи преподобный сам вырыл три колодца, а четвертый — на склоне горы у реки Обноры. Когда преподобный возвращался из уединения, около монастыря его обычно ждало много народа, каждый хотел получить его благословение и услышать поучение.
Когда святой впал в предсмертную болезнь, братия, горевавшие, когда он уходил в уединение, тем более скорбели о предстоящей кончине святого. «Не скорбите об этом, братия мои возлюбленные, — говорил им в утешение преподобный, — на все воля Божия. Сохраняйте заповеди Господни и не бойтесь в этой жизни потерпеть беды, чтобы получить награду на Небесах. Если же я буду иметь дерзновение у Бога и дело мое будет Ему угодно, то это святое место не оскудеет и по моем отшествии. Молитесь только Господу Богу и Его Пречистой Матери, чтобы избавиться вам от искушений лукавого». Преподобный скончался 25 апреля 1379 года и был погребен справа от деревянного Воскресенского храма.
Чудеса и почитание
Вскоре после кончины преподобного на месте его духовных бесед была сооружена часовня, вокруг которой ежегодно в день памяти святого подвижника совершались крестные ходы. Особо почиталось место погребения преподобного, так как от гроба его происходили чудесные исцеления.
Сохранилась запись чудес преподобного от 1645 года, в которой описано 23 чуда. Особенно многих преподобный исцелил от беснования (12 случаев) и исступления ума, болезни глаз (6 случаев).
В 1645 году иеромонах обители Иов приказал крестьянам рубить заповедную рощу на дрова и был за это поражен слепотой. Через четыре недели он осознал грех, покаялся и дал обещание не поступать по своей воле, а все делать по совету братии. Иеромонах отслужил молебен в церкви, приложился к раке преподобного и прозрел.
Почитание святого неоскудевало в его родном краю. Богомольцы благоговейно черпали воду из колодца вырытого преподобным на склоне горы у Обноры, а вокруг обители со временем выросло село. Воскресенская обитель неоднократно подвергалась разорению, но её история продолжалась вплоть до закрытия во время секуляризации церковных земель 1764 года, когда соборный храм был превращен в приходскую церковь. Со временем, в одном из приделов Воскресенского храма в бронзовой посеребренной гробнице установили обретенные нетленные мощи преподобного Сильвестра.
В 1860 году преподобный Сильвестр вновь напомнил о себе несколькими чудесными знамениями, описание которых было помещено в Ярославских и Вологодских епархиальных ведомостях за 1860-1870 годы. Мощи его и поныне пребывают под спудом в приходской церкви села Воскресенского. http://drevo-info.ru