Икона святой троицы

Согласно православному вероучению, Бог един в трёх лицах. Изображение Троицы – важная составляющая иконописи. Поэтому практически в любом христианском храме можно найти икону «Святая Троица». В чем помогает эта святыня, кто является автором образа и другие факты об иконе вы найдёте в статье ниже.

Основная информация об иконе «Троица»

Считается, что некоторые образа обязательно должны присутствовать на домашних иконостасах. В их числе – икона Святой Троицы. В чем помогает образ православным верующим? Нельзя сказать, что помощь оказывает святыня. Исполнение прошений исходит от Господа.

Никто не знает, как на самом деле выглядит Святая Троица. Поэтому изображение считается символическим. Люди видели только Бога-Сына, то есть Иисуса Христа. Бога-Отца и Святого Духа не видел никто и никогда (не считая, разумеется, явления Святого Духа во время Крещения Христа в виде голубя).

Итак, повторим: как выглядит Бог-Отец и Святой Дух – нам неведомо. Поэтому иконописцы изображают Святую Троицу символически. Каноническим изображением является изображение Троицы в виде трёх ангелов.

По мнению церковных экспертов, максимально полно и глубоко суть Святой Троицы изобразил на своей иконе преподобный Андрей Рублёв.

Празднование иконы совершается в Пятидесятницу: на 50-й день после Воскресения Христова. Этот праздник переходящий, поэтому постоянной даты празднования нет (она меняется ежегодно).

Где можно поклониться святыне?

Образ, принадлежащий кисти Андрея Рублева, был создан в XV столетии. Эта икона имеет не только церковную, но и художественную ценность. Благодаря ей образ и не был уничтожен в годы правления богоборческой советской власти. После реставрации святыню поместили в Третьяковскую Галерею. Здесь она находится и по сей день.

К счастью, в 1997 году зародилась светлая традиция: на Пятидесятницу образ выносят в храм Святителя Николая в Толмачах.

Два списка с образа, созданного Рублёвым, хранятся в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре (г. Сергиев Посад). Обе копии размещены на иконостасе Троицкого Собора.

Кроме того, список образа расположен и в Даниловом монастыре (Москва).

Приведенный нами список далеко не полон. Всего в России построено более полутора тысяч храмов, освящённых в честь Святой Троицы. Логично, что в каждом таком приходе находится икона Живоначальной Троицы. Кроме того, такие образы часто размещены и в других храмах, освящённых в честь святых или Богородицы. Поэтому, скорее всего, в ближайшем к вам храме также присутствует такая святыня.

Также, разумеется, молиться перед этой святыней можно и дома. Прежде чем заказать этот образ для своего иконостаса, убедитесь в каноничности образа и в том, освящён ли он. К сожалению, иногда в продаже церковных лавках попадаются не каноничные образа. Поэтому будьте внимательны!

икона троица в чем помогает

О чём молиться перед иконой Святой Троицы?

Традиционно исповедальные молитвы читаются перед иконой «Троица». В чем помогает этот образ исповедующимся? Именно так верующие обращаются к Господу, ведь исповедь идёт именно перед Ним и, соответственно, перед Его иконой. Таким образом, каяться можно и нужно именно перед этой святыней.

Также около этого образа можно молиться о следующем:

  • О важных жизненных событиях.
  • В отчаянии.
  • Об обретении надежды в сложной ситуации.

Разумеется, это ещё не всё. Каждый православный верующий может помолиться перед иконой о чём только ему угодно: об исцелении, о помощи в жизненном вопросе, о прекращении конфликтной ситуации и так далее.

Надеемся, Святая Троица поможет Вам в Вашей проблеме!

Молитвы

Тропарь, глас 8

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш,/ И́же прему́дры ловцы́ явле́й,/ низпосла́в им Ду́ха Свята́го,// и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8

Егда́ снизше́л язы́ки слия́,/ разделя́ше язы́ки Вы́шний,/ егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше,/ в соедине́ние вся́ призва́,// и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.
Молитва

Пресвята́я Тро́ице, Единосу́щная Держа́во, всех благи́х Вина́, что воздади́м Тебе́ за вся́, я́же воздала́ еси́ нам, гре́шным и недосто́йным, пре́жде, не́же на свет произыдо́хом, за вся́, я́же воздае́ши коему́ждо нас по вся́ дни и я́же угото́вала еси́ всем нам в ве́це гряду́щем? Подоба́ше у́бо за толи́кия благодея́ния и щедро́ты благодари́ти Тя не словесы́ то́чию, но па́че де́лы, храня́ще и исполня́юще за́поведи Твоя́: мы же, страсте́м на́шим и злым обы́чаем вне́мше, в бесчи́сленные от ю́ности низверго́хомся грехи́ и беззако́ния. Сего́ ра́ди, я́ко нечи́стым и оскверне́нным, не то́чию пред трисве́тлое Лице́ Твое́ безсту́дно яви́теся, но ниже́ И́мене Твоего́ Пресвята́го изрещи́ довле́ше нам, а́ще бы не Ты Сама́ благоизво́лила во отра́ду на́шу возвести́ти, я́ко, чи́стыя и пра́ведныя лю́бящи, и гре́шники ка́ющиеся ми́луеши и благоутро́бне прие́млеши. При́зри у́бо, о Пребоже́ственная Тро́ице, с высоты́ Святы́я Сла́вы Твоея́ на нас, многогре́шных, и благо́е произволе́ние на́ше вме́сто благи́х дел приими́, и пода́ждь нам ду́ха и́стиннаго покая́ния, да возненави́девше всяк грех, в чистоте́ и пра́вде до конца́ дней на́ших поживе́м, творя́ще пресвяту́ю во́лю Твою́ и сла́вяще чи́стыми по́мыслы и благи́ми дея́ньми сладча́йшее и великоле́пое и́мя Твое́. Ами́нь.

3
(2)

В православной религии почитание изображений с ликами святых находится на одном из главных мест после вознесения молитв. На иконах могут быть представлены образы, как одного Святого, так и целые религиозные сюжеты. Встречаются экземпляры, смысл которых понять сразу просто не возможно. Одна из таких икон созданная в честь Святой Троицы.

В православии существует несколько вариантов сюжетных изображений на данную тематику. Догмат о единстве Святой Троицы относится к одним из основополагающих в православном вероисповедании. Согласно ему, мы верим в Единого Бога, который представлен в трех лицах или ипостасях — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Каждая из ипостасей является Богом, а Бог вмещает в себя неразрывно все три лица. Иерархии в Троице нет, Бог Сын в той же степени Бог, что и Бог Отец или Бог Дух Святой.

Икона
Рис 1 Икона представляет собой сюжет с единением Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. В православной религии они все неразрывно связаны между собой и представляют Единого Бога.

Истоки происхождения иконы Святой Троицы датируются несколькими тысячами лет назад. Церковные изображения очень символичные и несут глубокую богословскую нагрузку. На полотне изображены три ангела, сидящих за одним столом, посередине которого стоит чаша с угощением. Ангелы представляют Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Особой мощной силой икона обладает в день празднования Святой Троицы согласно церковному Календарю.

Значение святыни

В центре сюжета изображенного на полотне стоит чаша с жидкостью, олицетворяющей Божью кровь. Тем самым это указывает на нечеловеческие муки и страдания, через которые прошел Иисус Христос, даже искупить все грехи человечества. В абсолютном молчании, со склоненными головами сидят за столом три ангела, символизирующие Божью власть, благословение и смирение перед любыми страданиями.

Икона
Рис 2 Человечеству было явлено чудо лицезреть только Иисуса Христа, в то время как два других лика из Святой Троицы, всегда преподносились в символичных образах (глас с неба Всевышнего и в виде голубя от Святого Духа).

На заднем плане виднеется гора, как символ искупления, но на которую Богу еще придется взойти не один раз. Как известно, Бога Отца и Бога Святого Духа, человеку так и не удалось лицезреть. Согласно православным канонам человеческий облик был только у Иисуса Христа, поэтому его так часто изображают на иконах. Полотно Святая Троица – это только симоволическое представление Небесного царя. Господь только посылал с небес свой глас, а Святой Дух спускался в виде голубя, но не более того.

Когда следует молиться иконе «Святая троица»

Чудотворный образ изображения Святой Троицы среди православных верующих характеризуется своими целебными и защитными свойствами, которые подтверждают множеством уникальных историй. Например, во время правления царя Ивана Грозного произошло событие, которое иначе, как чудом назвать нельзя.

Правитель перед сложным военным походом на Казанское государство отправился для молитвенного вознесения к иконе в Троице-Сергиеву Лавру. Он длительно и слезно молился перед Святыней, взывая в помощи и благословении на боевые действия. В результате, несмотря на малочисленное войско и близкое поражение, Казань была завоевана. Иван Грозный сразу же по приезде из похода горячо молился в многочасовом молебне и благодарил Святыню за помощь.

Икона
Рис 3 Икона Святой Троицы помогает в самых сложных и запутанных жизненных ситуациях. Молитвенное вознесение совершенное возле святыни В Троице-Сергиевой Лавре помогает изменить судьбу и полностью восстановить свои душевные силы.

В церковных летописях и благодарственных книгах зафиксированы тысячи событий подтверждающих чудодейственную силу иконы. Это и спасение целых городов от длительной засухи, исцеление от эпидемий холеры и чумы. Множество историй связано с чудесами выздоровления от смертельных заболеваний и душевных недугов.

В древней реликвии, которая и по сей день находиться в Троице-Сергиевой Лавре приезжают паломники с разных концов света для того, чтобы вознести прошение на изменение своей судьбы. Молиться перед иконой рекомендуется в период сложных жизненных ситуаций, когда справиться без помощи небесных покровителей уже невозможно. Просить о помощи рекомендуется после покаяния и вознесение хвалы Господу.

Куда правильно вешать в доме

Изображение Святой Троицы является одним из самых почитаемых в христианстве. Считается, что ее верховенство должно цениться выше любых других икон, зримо определяя могущество и верховенство Господа. Поэтому при размещении домашнего иконостаса это полотно рекомендуется помещать в центре других изображений. Допускается использование только одной иконы Троицы.

Важно! В православии совершать молитвенные вознесения нужно лицом к востоку. Наши предки по этой причине всегда вешали все церковные изображения в восточной стороне дома. По канонам современной церкви подобных правил не существует, главное чтобы иконостас находился в свободном доступе для молебнов.

Икону Святой Троицы можно вешать в изголовье кровати. Это будет служить дополнительной мощной защитой от темных сил и негатива. У православных также принято помещать церковное полотно вблизи входной двери. Это предотвращает попадание в квартиру негативной или колдовской энергетики. Бытует мнение, что мощная защита, исходящая от иконы нейтрализует даже самого злого гостя и все его черные намерения в отношении семьи или хозяев улетучиваются в один миг.

Икона
Рис 4 Икона Святая Троица может помещаться в любом месте и в любой комнате. Важно, чтобы само помещение было просторным, светлым и чистым. Необходимо расположить иконостас так, чтобы всегда была возможность подойти и прочитать молитву при зажженной свече.

Размешается икона Святой Троицы на полке или в специальном шкафу. При наличии нескольких изображений икону с Троицким сюжетом ставят выше остальных. Опытные прихожане утверждают, что правильный порядок расстановки икон в доме помогает быстрее отрыть истинный путь к Богу и повысить свой духовный уровень.

Не рекомендуется ставить икону вблизи:

  • бытовой техники, телевизора;
  • рядом с фотографиями умерших родных;
  • картин, художественных книг, сувенирной продукции;
  • идолов и икон, относящихся к другому вероисповеданию.

Икону лучше помещать на специальную подставку или на застеленный белой скатертью стол. При возможности используют для этого вышитые в народном или церковном стиле рушники. Помещение для хранения икон должно быть светлым и просторным, чтобы модно было быстро сосредоточиться на прочтении молитвы.

Священники акцентируют внимание верующих на том, что не главное где и как будет висеть икона Святой Троицы в доме. Важное то, насколько искренне человек будет молиться перед ней и соблюдать все заповеди Божие. Главное правило здесь – это благоговейное отношение к месту, где размещаются церковные святыни. Оно не должно выглядеть запущенным и неаккуратным. Тогда любая молитва, даже прочитанная своими словами обязательно будет услышана Небесными Покровителями.

Молитва иконе «Святая троица»

Читать обращение к Святой Троице можно, как в храме, так и в домашних условиях. Перед началом молитвы нужно очистить свои мысли, настроится на понимание глубокого смысла вознесения к Господу, и совершить крестное знамение. Трижды перекреститься нужно и по окончании молитвы.

Сокращенная молитва Святой Троице звучит следующим образом:

«Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради.”

Священные слова из оригинального текста более сложные для восприятия современного человека и требуют длительного заучивания. Поэтому начинающим разрешается использовать переписанный текст на листок.

Икона
Рис 5 Молитва на церковнославянском языке считается сложной для запоминания, поэтому новичкам рекомендуется читать ее с листков, чтобы правильно расставлять ударения и произносить все слова и тем самым не исказив суть святого прошения.

Наши предки заучивали все слова молитвы наизусть, так как многие из них не владели грамотой. Сейчас можно воспользоваться молитвословом, в котором собраны все православные молитвы. В свободной продаже в церковных лавках имеются миниатюрные копии икон с молитвами на обратной стороне. Многие из верующих носят их при себе, как дополнительный оберег и защиту.

Икона
Рис 6 Обращаться за помощью к Святой Троице можно посредством нескольких молитв, каждая из которых является правильной, если от чистого сердца и с искренней верой.

От чего оберегает

Существует мнение, что в православии, молиться тому или иному Святому можно только по строго определенным вопросам. Однако подобный подход не является правильным и в некотором смысле даже противоречит православной вере. В череде неприятностей и жизненных неурядиц человек, прежде всего, обращается за помощью к Господу Богу. Святые, являются небесными покровителями человека и помощниками Бога. При обращении к одному из них, они вместе с прихожанами просят Всевышнего оказать помощь молящемуся.

Вознесение прошений к тому или иному покровителю, не что иное, как сложившаяся традиция на основании многолетнего опыта и мнений самих верующих. Поэтому перед любой иконой можно просить о чем угодно и за каждую просьбу, перед Царем Небесным, будут вступаться Святые.

Важно! Обращаясь к иконе Святой Троицы, верующий человеке может просить о любой помощи или защите. Главное условие – это избавление от греховных и злобных мыслей. Обращение с негативными просьбами во вред другим людям никогда не будет принято Всевышним, а скорее, наоборот, в скором времени за такой проступок можно сильно поплатиться своим благополучием.

К иконе Святой Троице люди идут с просьбами избавления от душевных мук и финансовых проблем. Кому-то требуется поддержка в период решения сложного вопроса, кто-то нуждается в работе. К образу Святой Троицы обращаются за исцелением от рака и бесплодия. Многие просят помощи в борьбе с алкоголизмом и наркоманией.

Икона
Рис 7 Вознесение молитвенного обращение с целью исцеления имеет наибольшую силу в день праздника Святой Троицы.

Молитва перед иконой Святой Троицы помогает очистить и возвысить душу. Человек после молитвы получается успокоение и надежду, избавляется от страхов, тревог и переживаний. Некоторые доверяют святыне свои планы на будущее, с целью получения благословения и поддержки от Всевышнего. В результате регулярных вознесений человек приходит к раскаянию, находит выход из сложных ситуаций и начинает по-новому ценить жизнь, соблюдая все заповеди Божие.

Оцените качество статьи. Нам важно ваше мнение:

Оцените пожалуйста статью ☺

Нажмите по звездочке ↓

Средний 3 / 5. Количество голосов: 2

Проголосуйте первым! :)

Татьяна Черникова, доктор исторических наук

Все лекции цикла можно посмотреть .

Существуют разные типы и типологии икон. Можно классифицировать их как иконы, стоящие в иконостасе, выносные, праздничные иконы. А также можно классифицировать по сюжетам, которые изображены на иконах.

Говоря об образе Бога, мы возьмем типологию сюжетной линии, ее связь с Новым и Ветхим Заветом, на основе которой возникают определенные каноны написания того или иного типа икон.

Образ Бога породил много типов икон. Наверное, один из первоначальных и важнейших среди них – это тип иконы Троица. Связан он с ветхозаветным преданием, рассказывающим нам о том, как родоначальник евреев Авраам со своей супругой Саррой кочевал в районе Мамре. Он остановился под Мамврийским дубом, раскинул свои шатры, рядом с которыми паслись овцы и другие животные. И, сидя под дубом в полуденный страшный зной, он вдруг обнаружил, что перед ним стоят три юноши – три Ангела. Авраам сразу понял, что это не простые ангелы, а в лице этих трех юношей-путников перед ним явился Господь Бог. Кстати, он обратился сразу ко всем троим как к Единому Богу. Он предложил им отдохнуть, зарезал агнца, и это угощение Авраамом трех Ангелов стало сюжетом для так называемой Ветхозаветной Троицы. Понятно, что так она называется потому, что сюжет взят из ветхой, иудейской части Святого Писания.

Вообще, художники по-разному решали этот сюжет. Очень часто Ангелы сидели подряд, и перед каждым из них стояла чаша с угощением. Даже была традиция писать их абсолютно одинаковыми, для того чтобы показать единосущие Троицы, то, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух составляют некое единство. Пожалуй, самой знаменитой, и не только в России, но и вообще в мире, иконой, изображающей ветхозаветную Троицу, является рублевская «Троица».

Андрей Рублев – величайший древнерусский иконописец, живший во второй половине XIV – начале XV века. «Троица», написанная для Троицко-Сергиевского монастыря под Москвой, стала одной из вершин его творчества. При этом Рублев весьма самостоятельно и по-новому решил проблему написания Троицы.

Во-первых, если условно провести овал вокруг трех Ангелов, то они в него совершенно четко попадают, то есть образуется такое круговое движение. Напомню, что овал или круг, шар, который считается в христианской традиции самой совершенной фигурой, олицетворяющей Вселенную. То есть в данном случае это символ того, что перед вами Бог Творец, Предвечный, Существующий всегда, Который был, есть и грядет, Создатель и Творец этой Вселенной.

Рублев написал трех Ангелов по-разному, изображены они в разных одеждах. Но центральное место он уделил Ангелу, олицетворяющему Иисуса Христа. Как мы можем Его узнать? На Нем надета красная туника, красный цвет символизирует в христианской традиции жертву. В то же время по этому хитону идет золотая полоса – символ и Царства Небесного, и царской власти на земле. В данном случае Иисус и Царь Небесный, и Царь иудейский, но только царство Его не от мира сего, как Он ответил на вопрос Понтия Пилата. Все это говорит о том, что центральная фигура – это фигура Иисуса Христа. А Бог Отец и Бог Святой Дух находятся по краям от Него.

И Чаша одна. В то же время мы знаем, что эта Чаша в каком-то смысле может ассоциироваться со святым Граалем, то есть той Чашей, в которую собрал кровь Христа один из Его учеников. Кроме двенадцати главных апостолов у Христа было еще семьдесят учеников, и один из них – Никодим собирал капающую кровь Христа в этот святой Грааль. И в этом святом Граале изображен агнец, то есть жертвенное животное. И боковые Ангелы показывают на эту Чашу, а Иисус соглашается.

То есть этот ветхозаветный сюжет рассказывает о том, что будет дальше: что первородный грех человека, связанный с падением Адама и Евы, которые все-таки подошли к дереву познания и съели плод (понять который, в общем-то, не могли), за что были изгнаны из рая и наказаны. Но их первородный грех Иисус, воплотившись в образе человека, искупит, принеся Самого Себя в жертву, и тем самым освободит от него всех остальных людей после Его жертвоприношения и воскрешения. И дальше судьба человека зависит и от его выбора: каким путем он сам пойдет. И все эти многочисленные идеи переданы через изображение, через сюжет в этой рублевской иконе. Для нее также характерна очень своеобразная палитра пастельных светлых красок, которые не были характерны для живописцев до Рублева. Зачастую любили темные краски.

Кроме Ветхозаветной Троицы, есть и Троица Новозаветная. Вообще, это не совсем канонически верные изображения. Дело в том, что если Ветхозаветная Троица привязана к сюжету в Библии, то основа сюжета, изображающего вместе Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, сидящими на Престоле, как часто изображают Новозаветную Троицу, отсутствует. Поэтому, например, во времена реформы Никона было запрещено подобного рода изображение Троицы. Но потом ее все равно изображали, особенно любили в XVIII веке, когда предписания Священного Собора уже не так действовали, но тоже пытались находить какие-то ухищрения.

Классическая форма Новозаветной Троицы – Бог Отец в виде старца с белыми волосами из видения ветхозаветного пророка Даниила сидит на Престоле, у Него на руках сидит Иисус Эммануил, то есть в виде отрока, и Дух Святой – голубь, который либо парит над Ними, либо находится в шаре, который держит в Своих руках Иисус Эммануил.

Бывают другие изображения Новозаветной Троицы – когда Бог Отец и Бог Сын сидят вдвоем на Престоле, а Ангел парит над Ними. Бога Отца от Бога Сына можно легко отличить по символике: у каждого есть Свой нимб, который прилагается только к Нему. Если нимб имеет внутри крест – крестчатый нимб, это только Сам Иисус Христос, который принес Свою жертву на Кресте. А если нимб со звездой – звездчатый нимб, то это Бог Отец. Но подчеркиваю, что Новозаветная Троица – это, скорее, полет мысли иконописца, художника.

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!»

Бог, почитаемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Троица Святая, облекает Церковь в трисолнечный свет. Трисолнечный свет православия. И в этот триединый свет мы вступаем и сопрягаемся с ним лишь посредством неложного исповедания Святой Троицы. Омраченное, лишенное чистоты исповедание заслоняет от нас божественную трисолнечную славу, становится непроницаемым средостением, не давая нам приобщиться к этому свету и наполниться им, подобно тому, как полон был им Спаситель в Преображении. Можно сказать, что не полное, более искаженное исповедание Святой Троицы лежит непреодолимым препятствием на нашем пути на Фаворскую гору, к источнику трисветлой славы Преображения, к святости, которая одна может быть завершением пути. Исповедание Святой Троицы, выраженное в Символе Веры, в молитвах, в изречениях отцов, во всем богослужебном богатстве святой Церкви, должно быть выражено и в иконе. Икона Святой Троицы должна быть той царской печатью, которая дает этому исповеданию завершающую силу.

Икона Троицы является исповеданием триипостасного единства Бога, не менее полноценным, чем то, которое выражено словом и является источником догматического исповедания Святой Троицы. Словесное выражение истины веры не дается готовым, но хранится и живет в Церкви, заключенное в Священном Писании, и требует особого словесного выражения, как бы совершенного исповедания Церковью этой истины, которое ложится покровом или как бы броней, защищает истину от искажений или полного ее извращения, стремящихся омрачить Церковь, проникая в нее извне. И как в Церкви действием Божиим и соборным единомысленным усилием создается и наконец рождается лишенное всякого порока церковное определение, исповедующее истину, так и в создании иконы мысль не всегда бывает выражена окончательным и совершенно неизменяемым образом, но возводится действием благодати и подвига на одетую немеркнущей белизной высоту.

Такое возвышение и очищение образа можно проследить и в создании иконы Святой Троицы, имеющей бесконечно важное догматическое значение, свидетельствующей о триипостасном единстве Божием, изображающей в той мере, в какой это может быть доступно, Бога в трех Лицах. Думается, что образ Святой Троицы и есть та икона, без которой нет полноты и нет завершения. И она не может быть выражена во всей своей полноте иначе, как в явлении трех Ангелов, ибо в этой иконе, глубоко символической, изображены все три Лица Святой Троицы. И то изображение первого Лица, которое не находит полноты в образе Ветхого Денми, становится, освободившись от тяжести чисто человеческого образа, достойным изображением, в той мере, в которой это мыслимо.

Образ Троицы, печать всего сущего, всякого жизненного устроения, не остается одиноким. Но как Первообраз порождает к жизни бесконечное множество подобий, влекущихся, по своему смыслу, к источнику, так и икона Святой Троицы порождает множество святых изображений, сродных себе, как бы отражающих трисолнечный свет и составляющих Троичное единство. Например, иконы трех Архистратигов, трех Святителей, трех отроков в пещи и икона мучеников, составляющих триаду, Трех царей, пришедших поклониться Христу, а также и все иконы, где не сохранено число три, но которые рождены все тем же триединым источником славы, трисолнечным светом Троицы, которая, изливая этот свет, рождает повсюду нечто подобное себе и влечет все устроить по своему подобию.

Эта устрояющая сила Святой Троицы, заложенная в самую основу мироздания, как говорит об этом Василий Великий в Шестодневе, простирается на все и все ищет сделать причастным своей жизни. В этом смысле икона Святой Троицы должна найти в Церкви свое наиболее полное, наиболее совершенное выражение, чтобы стать источником всякого согласия. Думается, что икона Троицы в образе трех Ангелов и является наиболее совершенным выражением Святой Троицы в тех пределах, какие могут быть доступны.

Образ Святой Троицы никак нельзя понимать прямым или грубо вещественным образом. Та основа почитания икон, которая дана нам Седьмым Вселенским Собором, основа, которая выражена словами: «Почитание образа переходит на Первообразное», в полной мере и даже особым образом относится и к иконе Святой Троицы. Образ этот написан так, чтобы возвести сознание к умопостижению и к созерцанию света Троицы, и самое развитие иконы ведет нас от вполне осязаемого ветхозаветного события к совершенно очищенной, лишенной земных подробностей горней чистоте, возводит ум к небесной нашей родине, к Царству Отца и Сына и Святого Духа. И ангельский характер трех Лиц Троицы является для нас этой ведущей силой, помогает нам взойти на эту высоту, проникнуть к высоте небесной. Ангельский характер изображений сообщает всему ту легкость, которая не была бы мыслима, если бы изображения носили лишь человеческий характер. И действительно, изображение Святой Троицы в образе трех мужей, которое существовало в древности, например, в мозаиках храма в Равенне, в дальнейшем уже не повторяется. Всем трем посланцам придаются ангельские крылья, чтобы подчеркнуть неземную их природу и возвести сознание от ветхозаветного события к образу Троицы, изображенной не в каком-либо явлении, но в приснобытии, освобожденной от всего временного и повествовательного. От явления трех мужей Аврааму сознание возводит к созерцанию Ангелов Великого Совета.

Троица Святая неизобразима в своем существе, и если Церковь и имеет и чтит изображение Святой Троицы, то изображение это никак нельзя почитать как изображение существа Божия, и нельзя это изображение рассматривать как изображение естества Божия, но следует, думается нам, отнестись к этой иконе как к изображению глубочайшим образом символическому, и только так этот образ может быть совершенным. Вне символического разумения иконы Святой Троицы не может быть правильного почитания ее, и, можно сказать, — не может возникнуть самое изображение Святой Троицы. Самая полнота разумения Святой Троицы дана и открыта в Сионской горнице Сошествием Духа Святого, просвещающаго всяческая, и лишь в свете Пятидесятницы могла возникнуть икона Святой Троицы.

Она может быть почитаема только как икона символическая: «Чтобы легче можно было понять символическую природу священных изображений, хотелось бы привести главу из книги св. Иоанна Дамаскина «Точное изложение Православной веры», носящую название: «О том, что говорится о Боге телесным образом». Глава начинается таким определением: «Так как мы находим, что в Божественном Писании весьма многое символически сказано о Боге очень телесным образом, то должно знать, что нам как людям, облеченным этой грубой плотью, невозможно мыслить или говорить о божественных и высоких, невещественных действиях Божества, если бы мы не воспользовались подобиями и образами и символами, соответствующими нашей природе. Поэтому то, что сказано о Боге очень телесным образом, сказано символически и имеет очень возвышенный смысл, ибо Божество просто и не имеет формы». Святой Иоанн Дамаскин далее приводит примеры таких символических и образных определений: «Итак, очи Божий и вежди и зрение да поймем как силу Его созерцательную, с одной стороны, и с другой — как знание Его, от которого ничего не скроется. Да поймем, что у нас при посредстве этого чувства происходит и более совершенное знание и более полное убеждение. Уши же Его и слух — как склонность Его к милости и как расположенность к принятию нашего моления. Уста же и речь — как то, что изъясняет Его Самого, вследствие того, что у нас заключающиеся в сердце помышления показываются через посредство уст и речи. И просто сказать, все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что было с нами, научающий тому, что выше нас».

Слово святого Иоанна Дамаскина вводит в разумение церковного символизма, без которого немыслимо разумение ни православного литургического торжества, ни православной иконографии, ни (если обобщать) самого сокровенного мистического опыта подвижников православной Церкви. Только этот символический язык Церкви и может быть мыслим там, где человеческое знание касается непостижимого.

Символ, по своему основному значению, есть связь. Как же понять этот символизм в жизни Церкви, в особенности в отношении священных изображений — икон, чтимых Церковью? Самое строение мира в своем создании в предвечном Божием совете, несет в себе символическую природу, вернее, символическое устройство. Мир создан так, чтобы таинственным образом свидетельствовать о Создавшем его. Все в сотворенном мире, и каждое отдельное создание в нем, и сочетание этих созданных божественным изволением творений, и все мироздание в его великом и непостижимом целом, носит в себе как бы божественную печать, некий отпечаток Божества, как бы царскую печать, свидетельствующую о том, что мир есть царское достояние. И это как бы иносказание о Боге, заключенное во всем, что создано, делает все сотворенное, все мироздание не затворенным в самом себе, не обособленным в своем бытии, но как бы предвечным божественным замыслом, обращенным лицом своим к Создавшему все премудростью, о чем говорит предначинательный псалом: «Вся премудростию сотворил еси» и «слава силе Твоей Господи».

Святой Василий Великий в Шестодневе говорит: «Мир есть художественное произведение, подлежащее созерцанию всякого, так что через него познается премудрость его Творца…» И далее: «Прославим наилучшего Художника, прещедро и искусно сотворившего мир, и из красоты видимого уразумеем Превосходящего всех красотою, из величия сих чувственных и ограниченных тел поведаем о Бесконечном превыше всякого величия. И целый мир, состоящий из разнородных частей, связал Он (Бог) каким-то неразрывным союзом любви в единое общение и в одну гармонию».

Премудрость сотворения мира заключается в том, что все созданное обращено к Создателю, все является таинственным свидетельством, иносказанием, притчей о Святой Живоначальной Троице, создавшей мир. На всем, что создано, лежит огненная печать предвечного Божественного замысла. Все созданное наделено особым данным ему Богосмыслом, говорящем о Боге, и эта символическая природа творения охватывает весь мир и все создания, от высших творений ипостасных чиноначалий Ангелов и человеческого рода и даже до самых скромных, самых смиренных созданий, которые могут представиться как бы совсем лишенными смысла. И эта божественная печать, почившая на всяком творении, с особенной полнотой, с особой славой отпечатлелась на ипостасных творениях, на Ангелах, как на первенцах Божим, и на последнем, завершающем мироздание творении, на человеке. В книге Бытия указывается, что человек в самом создании своем наделен образом и подобием Божиим.

Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. И в связи с этим и значение этого образа не должно быть лишь относительным, приблизительным, не имеющим основного значения.

Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей иконографии. Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы, неизменно одна — это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов. Прообразом ее было явление Святой Троицы в образе трех путников Аврааму и Сарре у дубравы Мамре.

Образ этот возник в глубокой древности. Так, о нем свидетельствует св. Иоанн Дамаскин как об изображении, задолго до него существовавшем.

Явление Троицы носило таинственный, не вполне изъяснимый характер. Самое явление Посланцев Аврааму иногда представляется в образе чисто человеческом, в образе трех путников, и так изображается в Церкви, особенно в доиконоборческие времена. Такие изображения Троицы мы видим в мозаиках Равенны, в Риме — в храме Святой Марии Маджиоре…

Думается, что именно этот образ (явление трех Ангелов) связан неразрывно с праздником Святой Троицы. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, но потому, что она с наиболее возможной полнотой выражает догматическое исповедание Святой Троицы и, можно сказать, рождена этим исповеданием.

Самая иконография носит двойственный характер. Иногда три Ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, а иногда средний ангел больше и величественнее двух других. Явлению трех Ангелов Аврааму придавалось разное толкование. Одни предполагали, что тремя Ангелами было второе Лицо Святой Троицы в сопровождении двух Ангелов, как бы образно знаменующих первую и третью Ипостась. Другие видели в явлении трех Ангелов явление Самой Пресвятой Живоначальной Троицы, полное и совершенное. И это второе понимание все больше и больше с веками укреплялось в Церкви и утверждалось в изображении праздника. Но было и есть стремление примирить эти, как бы непримиримые, основы в изображении Троицы. Наиболее полно и глубоко такое понимание выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Потому Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы.

Ипостаси Святой Троицы на этой иконе следуют в том порядке, в каком они исповедуются в Символе Веры. Первый Ангел является первой ипостасью — Бога Отца, второй, средний, — Сына, и правый — ипостасью Духа Святого. Все три Ангела благословляют чашу, в которой принесен закланный и приготовленный в снедь телец. Заклание тельца знаменует собою крестную смерть Спасителя и часто изображается на иконе Троицы в нижней ее части, а принесение тельца в снедь является прообразом Таинства Евхаристии. Все три Ангела имеют в руках жезлы в ознаменование их божественной власти.

Первый Ангел, изображенный в левой части иконы, облачен в синее нижнее одеяние, образ божественной, небесной его природы, и светлолиловое верхнее одеяние, — свидетельствующее о божественной непостижимости и царственном достоинстве этого Ангела. Сзади него, над главою, возвышается дом, жилище Авраама, и жертвенник перед жилищем. В толковании этой иконы изображению жилища придавалось символическое значение. Дом является как бы образом домостроительства Божественной благодати, и то, что изображение здания помещено над главою первого Ангела, указывает на него как на начальника (в смысле его отеческой природы) этого домостроительства. Та же отеческая начальственность сказывается и во всем его облике. Глава Его почти не наклонена, стан также не склонен, взгляд обращен к двум другим Ангелам. Все, и черты, и выражение лика, и уложение рук, и то, как Он восседает, все говорит о Его отеческом достоинстве. Два других Ангела склонены главами и обращены взором к первому в глубоком внимании, как бы ведя беседу.

Второй Ангел помещен в средней части иконы. Его серединное положение определяется значением второй ипостаси в недрах Святой Троицы и в деле домостроительства, в промыслительной заботе Бога о мире. Над главою Его простирает свои ветви дуб. Облачение второго Ангела соответствует тому, в каком обычно изображается Спаситель. Нижнее имеет темно-багровый цвет, знаменующий собой воплощение, синий хитон, свободными складками облегающий стан Ангела знаменует своим цветом Его Божественное достоинство, небесность Его природы. Ангел склонен и обращен главою и движением стана к первому Ангелу в сокровенной беседе. Осеняющее Его дерево является напоминанием о древе жизни, бывшем посреди рая, и о древе крестном.

Ангел, помещенный с правой стороны иконы, является третьим Лицом Святой Троицы — ипостасью Святого Духа. Его нижнее облачение темного, прозрачно-синего цвета. Верхнее — легчайшего дымчато-зеленого — прозелень выражает наименование Святого Духа животворящим, является образом неиссякаемого, извечного животворения всего сущего: «Святым Духом всякая душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». Это возвышение чистотою и выражает осеняющая третьего Ангела гора.

Расположение трех Лиц на иконе теснейшим образом связано и соответствует порядку, которым проникнут всякий богослужебный возглас, всякое обращение и исповедание Святой Троицы. Это та же последовательность, которая определяет расположение членов Символа Веры, тот порядок, который заключен в словах молитвы Господней: «Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя». Самое расположение и основное очертание изображений глубочайшим и сокровенным образом сопряжено с порядком храмовой молитвы и с внутренним молитвенным движением. Самые очертания трех сидящих Ангелов, несущих жезлы и благословляющих трапезу, теснейшим образом сопряжены со всеми троекратными образами и со всеми богослужебными обращениями к поклоняемому в Троице Единому Богу.

В празднике Пятидесятницы — сошествии Святого Духа — открывается полнота Боговоплощения. Праздник этот есть откровение трех Лиц Пресвятой Троицы, и в этом смысле икона Троицы является основанием для изображения всех трех Лиц. В иконе Пресвятой Троицы меркнет представление о первом Лице как совершенно неизобразимом. Так же, как золотые Херувимы в скинии над ковчегом Завета были окончанием запрета, наложенного на всякое священное изображение, ибо запрет этот, данный Моисеем, был не запретом по существу, отрицавшим всякую возможность изображения, но мерой воздержания, запретом, подобным посту, воздержанием от того, что может быть не вполне полезно или, вернее всего, несвоевременно. Боговоплощение стало источником света, который, изливаясь на все вокруг, утверждает все в своем видимом бытии, делает все видимым и даже неизобразимое до некоторой степени изобразимым. В свете Боговоплощения, и только в нем, становится возможным и изображение Бога Отца. «Видяй Меня, видяй и Отца» — вот тот свет, который изливается на образ Отца и делает Его как бы лишь отчасти видимым. И этой видимостью лишь отчасти проникнуты и все изображения Бога Отца. Не в полной и окончательной ясности видим мы изображение первой ипостаси в стенной росписи храмов и на изображениях на крестах и на иконах, и не в самодовлеющей силе, но во взаимоотношении с другими Лицами Пресвятой Троицы или как бы выражением Своего благодатного присутствия в Церкви и спасительного действия в мире.

Все три Лица имеют полноту человеческого достоинства, и в изображении ликов, и в одеяниях, которые носят присущий людям характер. Это не служебное одеяние Ангелов, они не облачены в стихари, руки их не охвачены в запястьях, стан их не препоясан поясом, но одеты они так, как приличествует людям — нижнее длинное одеяние, тунику, и верхнее одеяние, лежащее свободными складками, — хитон. Но крылья сплошь испещрены золотыми лучами, и весь облик странников и убранство их волос — все носит печать ангельской славы, все свидетельствует о неземной природе трех посланцев, и все они наделены равными достоинствам, чего нет ни в одном изображении Троицы. И эта полнота и определяет избрание этой иконы, потому что полноценной иконой может быть только личное ипостасное изображение. Святой иконой может быть по праву лишь такой образ, который имеет лицо-лик, и лик человеческий, преображенный божественным изменением. Это та данность, которая легла в основу всякой иконы, это то, что дано нам Самим Спасителем в напечатлении Своего Лика на убрусе, как иконе икон, как источнике всякого изображения.

И даже лики Ангелов мы не можем мыслить или изображать иначе как в человеческом образе. Изображения, например, престолов в виде огненных колес не могут быть самодовлеющей иконой. И символы евангелистов также не являются самостоятельной иконой: орел, держащий евангелие, не может явиться иконой евангелиста Иоанна, но лишь его символом. Таким же символом, но не полномощной иконой, является изображение Духа Святого в виде голубя. И быть может самой неповторимой, самой драгоценной особенностью иконы Троицы в образе трех Ангелов является то, что третье Лицо Святой Троицы — Дух Святой — изображается ипостасно равно с первым и вторым Лицом Святой Троицы и имеет в Своем изображении полноту ангельского и человеческого образа. Эта полнота в изображении всех трех Лиц и определяет ту особенность, которой отмечен образ Троицы в явлении трех Ангелов. Во всех иных изображениях Бог Дух Святой не выражен лично и не имеет полноты изображения. Образ голубя, который благоволил принять на Себя Дух Святой, дает нам некоторое, как бы данное в иносказании, представление о свойствах Духа Святого, но не может быть для нас вполне Его иконой, как не может быть иконой Его явление в образе света, облака, или огненных языков. И это одна из основных причин, в силу которой все иные иконы Троицы не могут до конца осуществиться и стать знамением Святой Троицы.

Ангелам на иконе Троицы приданы человеческие черты, но не следует понимать эту человечность как нечто относящееся к самой природе Божества. Такое понимание не может найти приют в Церкви и освятиться церковным благословением. Черты ангельского и человеческого достоинства ни в какой мере не свидетельствуют о каком-либо человекоподобии, скрытом в самом существе Божием, в его непостижимой сущности. Надо думать, такое понимание, рожденное вне Церкви Христовой, никогда не вольется в чистейший поток истинного отеческого богословия. Образ человеческий и образ ангельский взят для изображения Святой Троицы не потому, что в самой божественной природе есть нечто подобное, но потому, что такой образ (из того, что доступно воображению) указан нам в самом явлении трех Ангелов Аврааму. И лишь предельно символически может пониматься этот образ, и лишь так может быть мыслимо изображение всех трех Лиц. Весь строй этой иконы свидетельствует о крайней сдержанности и крайней осторожности, с которой создавался образ. Образ Святой Троицы помещен в иконостасе в середине, над самыми Царскими вратами, в той части иконостаса, которая носит название сень. Сень обычно расположена не на одном уровне с иконами, но несколько в глубине, и по обычаю бывает особенно тонко и богато украшена. Это особое место, которое отводится сени в общем строе иконостаса, выражает особую ее священность, особую высоту ее назначения. Самое слово «сень» говорит о ее смысле. Это благословение свыше, простертое над святыней, освящающее то, над чем она простирается, и вместе с тем охраняющее святыню, являющееся как бы ее ограждением. Такой нерукотворной сенью, могущей быть прообразом всякого осенения, был облик славы, осенивший скинию Завета. Такой, уже рукотворной, сенью являлись Херувимы славы, осенявшие алтарь. Два Херувима, сотворенных из меди, соприкасаются друг с другом крыльями, как бы образуя сень над ковчегом Завета простертыми крыльями, ограждая ими священный ковчег. В дальнейшем, в храме Соломона, престол, перед которым священник совершал священнодействие, имел над собой некоторый полог, утвержденный на столбах и осенявший престол. Этот полог, ведущий происхождение от ветхозаветного храма, сохранил свое место и в храмах христианских, и так же простерт над престолами христианских храмов, образуя как бы небесный свод. Во внутренней части полога установился обычай изображать заключенный в круг образ Святой Троицы в явлении трех Ангелов. Но Авраам и Сарра обычно не изображаются на иконе. Своей простотой и отсутствием частностей образ стремится выразить Святую Троицу не в явлении Аврааму, но как бы в приснобытии. Внутренний свод сени, или кивория, имеющий изображение Святой Троицы, образует как бы небесный свод, простертый над престолом. В дальнейшем, когда алтарная преграда наполнилась иконами и превратилась в иконостас, над Царскими вратами под тяблом — поперечной перекладиной, поддерживающей деисусный чин, — возникла особая иконостасная часть, носящая, так же как и надпрестольное осенение, название сени. Сень эта, помещающаяся над Царскими вратами иконостаса, связана глубоким родством с сенью, помещенной над престолом.

Образ Троицы преп. Андрея Рублева, отмеченный Стоглавым собором, не погиб, не забылся, но все более становится общим достоянием, общей радостью. Очищенный от потемневшей олифы и позднейших записей, освобожденный от прекрасных, но отягощавших его риз, он покинул церковную ограду и находится сейчас в Третьяковской галерее. Он не в иконостасе Троицкого собора, но обращен к людям, в большинстве своем далеко отстоящим от Церкви. Образ Троицы близок не только людям, никогда не покидавшим Церковь, но и далеко ушедшим от нее, и даже, как это ни странно, враждебным ей. И надо в этом усматривать изволение Самой Живоносной Троицы. Это благовестие, влекущее всех к источнику неиссякаемой жизни…

Инок Григорий Круг

(Круг Георгий Иванович) (1906/1907 — 1969)

Родился 23 декабря 1906 г. / 5 января 1907 г. в Санкт-Петербурге. Был воспитан в лютеранстве. В 1926 принимает Православие. В 1921 г. семья получает эстонское гражданство. Г. Круг поступает в школу прикладного искусства в Таллине (1927), затем учится в г. Тарту. В 1931 г. эмигрирует в Париж, учится у Милиотти и Сомова. Член братства св. Фотия в Париже. а также общества «Икона» в Париже (до 1950 г.). Большое влияние на духовное становление Г. Круга оказывает его духовный отец архимандрит Сергий (Шевич). В 1948 г. принимает постриг в ските Св. Духа в Ле-Мениль-Сен-Дени и посвящает себя иконописанию. Особенно выделяется иконостас церкви в Нуази-ле-Гран (основанной матерью Марией (Скобцовой)). Скончался 12 июня 1969 г. в ските Святого Духа в мест. Мениль-Сен-Дени во Франции.

Словарь Правмира — Святая Троица