Иконы апостола луки

07.09.2004

06.09.2004

«Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящиеся рабы Своя».

Удивительная и во многом загадочная история иконы Казанской Божией Матери начинается в глубокой древности и доходит до наших дней.

Мы не знаем, кем и когда была написана икона русской Божией Матери Одигитрии, что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Именно к этому типу икон относится образ Казанской Богоматери. Древнерусский монах-иконописец, вдохновлённый образом византийской Одигитрии, написанным, как считается, евангелистом Лукой ещё при жизни Богородицы, пишет свой вариант этой иконы. Её иконография, по сравнению с византийской, чуть-чуть изменена. Русский вариант всегда можно узнать по едва заметной теплоте, смягчающей царственную строгость византийских оригиналов.

На иконе русской Одигитрии мы видим не поясное, а оплечное изображение Богоматери и Младенца Христа, благодаря чему их лики как бы вплотную приближаются к молящимся. Лёгкий поворот головы Богородицы направляет наше внимание на Её Божественного Сына, который маленькой ручкой благословляет Богоматерь, а в её лице – и всех христиан. Мария становится Богоматерью через рождение Иисуса от Святого Духа. Мы видим перед собой не просто мать и дитя. Мы прикасаемся в этот момент к тайне Боговоплощения. Принимая в себя Божественный свет, ибо «Бог есть свет, и нет в нём никакой тьмы», Дева Мария достигает высшей степени святости и обретает бессмертие.

Много пережив и испытав на земле, пройдя своим материнским страданием вместе с Сыном путь на Голгофу и разделив Его Голгофу, Богородица и после Своего Успения остаётся рядом с Иисусом Христом. Она предстоит в Божественном мире перед престолом Его Славы, является заступницей всего христианского рода, несёт наши молитвы ко Христу и ходатайствует за нас перед Ним. Между Богом и духовно преображённым человеком устанавливается прочная связь, которую мы видим на богородичных иконах. Явлена она и в иконе Казанской Божией Матери. Скольких людей привела Богоматерь через свой образ к вере! Церковное предание бережно сохраняет и доносит до нас наиболее значительные события, связанные с этим чудотворным образом.

Первое чудесное явление иконы произошло в Казани в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный присоединяет Казань к своему царству. При этом были освобождены 60 тысяч православных, томившихся в рабстве. Опустошительные набеги татар на русские приграничные области прекратились. Теперь на этих землях наступает расцвет христианства. Там строятся многочисленные церкви и монастыри. В 1579 году в Казани вспыхивает страшный пожар. Татарская часть населения видит причину несчастья в переходе многих мусульман в христианскую веру. Пожар воспринимается как кара небесная. Именно в этот драматический момент и происходит явление иконы казанской Божией Матери.

Богородица приходит во сне к маленькой девочке Матроне и рассказывает, что под обломками сгоревшего дома, где жила семья девочки, находится Её образ. Богоматерь утешает девочку и просит поведать об этом не только близким, но и архиепископу и властям города. Наутро Матрона спешит пересказать сон родителям, но те убиты горем и её не слушают. Сон повторяется снова и снова. Встревоженная мать рассказывает о случившемся епископу, но тот не воспринимает её слова всерьёз. Мать Матроны решается пойти на пепелище вместе с прихожанами и молодым священником церкви святого Николая. Поиски ни к чему не приводят. Тогда девочка сама начинает искать икону и находит её, завёрнутую в обгоревшее сукно, под печью дома.

Предполагают, что икона была зарыта в землю ещё во времена владычества татар в Казани, когда православным приходилось скрывать свою веру. Вновь обретённая икона была перенесена в храм. Список, сделанный с этой иконы, был послан царю Ивану Грозному, который повелел построить на месте обретения иконы женский монастырь. Матрона вместе с матерью приняла монашеский постриг и спустя годы стала настоятельницей обители, в которой с тех пор и находилась главная святыня города – икона, получившая название Казанской.

После этого события, потрясшего умы и сердца жителей Казани, целые семьи принимали крещение, многие укрепились в своей вере, а многие по вере получили не только духовное, но и физическое прозрение. От иконы произошли многочисленные исцеления слепых людей. В честь чудотворного образа 8 июля был установлен местный праздник, который впоследствии стал отмечаться всей Русской православной Церковью.

Спустя 30 лет икона вновь оказывается в центре сложных исторических событий. Русское царство переживает глубокий кризис, так называемое «смутное время». Поляки мечтают о захвате русского престола, царь Василий Шуйский не пользуется поддержкой народа и правящей боярской верхушки. В это время Русскую Церковь возглавлял патриарх Гермоген, бывший митрополит Казанский, свидетель явления Казанской святыни, который сам перенёс в храм образ Казанской Божией Матери. Будучи непримиримым противником поляков, святитель в своих проповедях открыто выступал против их господства, рассылал по всей стране грамоты с призывами встать на защиту православной Руси.

Гермоген духовно возглавил русское сопротивление, поднял ополчение, которое возглавили нижегородцы – торговый староста Минин и живший в отставке князь Пожарский. Возможно, именно патриарх был инициатором того, что из Казани в ополчение прислали список чудотворной иконы как знак его пастырской поддержки и освящения похода против врагов. Под ружьё встали, в основном, вовсе не военные люди, но с ополченцами теперь была икона Казанской Божией Матери, тогда как другие прославленные чудотворные иконы – Владимирская и Донская – находились в Москве, в плену у неприятеля.

Ополченцы 3 дня постились и молились перед святым образом и получили необыкновенную внутреннюю стойкость и силу. Враг был разбит. Русское войско с иконой вошло в Китай-город и двинулось к Красной площади. Их движение напоминало крестный ход. Навстречу освободителям вышло кремлёвское духовенство, находившееся при поляках в заточении. Священнослужители несли икону Владимирской Божией Матери. Многие плакали, ибо думали, что не увидят больше этого образа, ведь все храмы Кремля были разорены и осквернены. Событие это произошло 22 октября 1612 года. Именно в этот день установлено второе празднование иконе Казанской Божией материи. На Красной площади в честь иконы Казанской Богоматери и в честь победы над врагом был возведён, по обету князя Пожарского, храм.

Вообще, в России существовали как бы три основные чудотворные иконы Казанской Богоматери. Первая – это явленный в Казани первообраз, хранившийся там в Богородичном монастыре до начала 20 века. В 1904 году монастырь был разорён, а икона была украдена.

Вторая икона Казанской Богоматери – это список, присланный в своё время Ивану Грозному. Эта икона находилась в Москве до 1721 года, когда Пётр Первый перенёс её в Санкт-Петербург, где она первоначально была поставлена в небольшой каменной церкви на Васильевском острове, а затем передана в Александро-Невскую лавру. При императрице Анне Иоанновне на Невском проспекте неподалёку от нынешнего Казанского собора был сооружён деревянный храм в честь Рождества Богородицы, и в 1737 году туда была перенесена чудотворная икона, богато украшенная драгоценными камнями. При Павле Первом эта церковь стала называться Казанским собором, нынешний же Казанский собор был сооружён в начале 19 века при Александре Первом. В день его освящения 15 сентября 1811 года сюда была перенесена Казанская икона Божией Матери и поставлена в иконостасе по левую сторону царских врат в главном приделе. Кстати, иконостас Казанского собора тонкой чеканной работы был сделан из 100 пудов серебра. Причём 40 пудов из них были даром донских казаков после победы над французами в 1812 году. Это серебро (в основном, церковная утварь) было отбито казаками у французов, разграбивших церкви в Москве и окрестностях.

Третья чудотворная икона Казанской Богоматери – это список, присланный патриархом Гермогеном в ополчение. Этот образ принадлежал князю Пожарскому. Ныне он хранится в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Кроме этих трёх главных икон Казанской Божией Матери существовало и существует множество её чудотворных списков, что свидетельствует об особом почитании этой святыни. Вопрос возраста того или иного списка интересен для искусствоведов и историков, для верующих же важно то, что любой список, сделанный с чудотворной иконы, обладает теми же благодатью и силой, что и оригинал. Не случайно перед многочисленными списками чудотворного образа приносили и приносят свои молитвы жители всех уголков России. Один такой список находится даже на Аляске.

Казанская икона Божией Матери вдохновляла воинов Петра Первого перед Полтавской битвой. Многие до сих пор убеждены, что именно этот образ спас Москву в трагические дни 1941 года, когда после поражения советской армии на Волоколамском шоссе путь в столицу был открыт для врага. Рассказывают, что во время блокады Ленинграда икону Казанской Богоматери обнесли вокруг городских стен, и свершилось чудо – город стал неприступной крепостью. Да и знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этим чудотворным образом.

Сегодня, когда в Москве на Красной площади восстановлен Казанский собор и в нём ежедневно совершаются богослужения, к Казанской иконе Божьей Матери обращаются взоры верующих, взывающих:

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о, Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Франс Хальс - Святой Лука - около 1625.jpg
Франс Хальс — Святой Лука — около 1625

Франс Хальс (Frans Hals), (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем), — художник, портретист Золотого века голландской живописи, известный своей свободной манерой письма. Хальс сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.
«Святой Лука» — картина была похищена в 1965-ом году с выставки, проводившейся в залах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, затем возвращена в Одесский музей западного и восточного искусства.

Одесский музей западного и восточного искусства.jpg
Одесский музей западного и восточного искусства

Одесский музей западного и восточного искусства — один из крупнейших художественных музеев Украины, коллекция которого обладает рядом произведений высокой художественной и культурной ценности. В экспозиции музея представлены произведения западноевропейского искусства XV-XX веков, искусство стран востока и античное искусство. Музей расположен в бывшем дворце графа Александра Михайловича Абазы по адресу: ул. Пушкинская, 9.

Музей был основан в 1924-ом году на базе коллекций Государственного художественного музея, Одесского музея красных искусств, кабинета истории искусств Новороссийского университета и частных собраний. Восточный отдел музея был открыт в 1951-ом году.
Коллекция пополнялась ценными экспонатами за счёт поступлений из Государственного Эрмитажа, ГМИИ им. Пушкина, Киевского музея западного и восточного искусства и других собраний.
Об упоминавшемся одесском Государственном художественном музее во дню сегодняшнем речь пойдёт впереди.
Среди самых ценных экспонатов Одесского музея западного и восточного искусства:
«Святой Лука» Франса Хальса;
«Святой Матфей» Франса Хальса;
«Поцелуй Иуды» Караваджо.


Франс Хальс - Святой Матфей.jpg
Франс Хальс — Святой Матфей
Поцелуй Иуды.jpg
Караваджо — Поцелуй Иуды

Две из этих трёх картин в разное время были украдены, потом найдены и возвращены в музей.

Первая история с кражей

Изначально картина «Святой Лука» была частью цикла изображений четырёх Евангелистов. До XVIII века полотна находились на родине художника. Первое письменное упоминание о цикле картин относится к 1760-ому году. Затем они были приобретены в Голландии для Эрмитажа Екатериной Великой.
В 1771-ом году корабли, на борту которых находились картины в числе других приобретений императрицы, попали в шторм: один из них затонул, а второй, получив пробоину, с трудом добрался до Петербурга. В Эрмитаже картины попали в запасники как «не очень выдающиеся».
В 1812-ом году куратор Эрмитажа Франц Лабенский по распоряжению Александра I отобрал тридцать картин «для украшения католических храмов Таврической губернии».
30 марта 1812-го года картины были отправлены на юг Российской империи. Возможно, в середине XIX века, во время неразберихи Крымской войны, цикл картин был разделён.
В революционные годы, потрясшие Россию начала ХΧ века, след работ был утерян. Только в 1958-ом году «Святой Лука» вновь объявился. Картины Святой Лука» и «Святой Матфей» поступили в Одесский музей западного и восточного искусства из Одесской картинной галереи русского искусства, поскольку их автором до того времени считался неизвестный русский художник XIX века.
Но есть у «Святого Луки» и своя легенда. В который уже раз сталкиваюсь с тем, что за многими произведениями искусства тянется длинный шлейф легенд. Не обошла эта традиция стороной и «Святого Луку».
Легенда гласит, что картину увидел на одесском «Привозе» местный коллекционер и сообщил об этом в музей. Полотно было куплено у старушки, продававшей его, за 9 рублей, хотя та просила за него 6 рублей. No comments.))) А параллельно с этим в запасниках Одесского музея западного и восточного искусства было найдено ещё одно подобное полотно.

Хотя нет, комментарии всё же есть. В 1958-ом году 9 рублей это 90 копеек после денежной реформы 1961-го года. Тащила это значит бабка старинную картину 70 × 55 см, написанную маслом, на базар с тем, чтобы за неё попросить 6 рублей? Ну, если бы это было во время войны или в послевоенные годы, когда повсюду царила ещё разруха и люди меняли на хлеб всё, что придётся, то можно было бы понять и не такое. Но в 1958-ом году да ещё и в Одессе… И музей, заплативший за картину 9 рублей, это тоже из области фантастики. Да, легенды они разные бывают.
Две недостающие картины цикла — «Святой Марк» и «Святой Иоанн» — оказались на Западе, в частных коллекциях (последний — с 1997-го года в Музее Гетти (Калифорния, США)).
Сотрудница Эрмитажа Ирина Владимировна Линник, известная своими открытиями, осенью 1958-го года, просматривая запасные фонды Одесского Государственного Музея западного и восточного искусства, обратила внимание на две необычные картины. В углу полотен сохранились крупные красные цифры — фирменный знак старинной эрмитажной каталогизации (№ 1895 — у Луки и № 1896 — у Матфея). Уже при первом осмотре картин Ирина Владимировна убедилась, что «беспримерная по своей смелости манера живописи, широкая и энергичная могла принадлежать только самому гениальному новатору живописной техники — Франсу Хальсу». Так картина была идентифицирована как работа Хальса, известная по источникам.
Весной 1965-го года обе картины — «Святого Луку» и «Святого Матфея» — привезли из Одессы в московский Пушкинский музей на выставку шедевров искусства из украинских музеев. 9 марта был санитарный день и музей был закрыт для посетителей. Утром следующего дня была обнаружена пропажа картины. Её варварски вырезали из рамы тупым ножом, вместо того, чтобы отделить раму сначала от подрамника, а затем полотно — по внешнему периметру.
Розыск картины поручили оперативникам МУРа. Дело находилось на контроле в Прокуратуре СССР.
По иронии судьбы преступление было совершено через несколько недель после заявления тогдашнего министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, находящейся в заграничной командировке:
«В Советском Союзе, в отличие от Запада, музеи не грабят».
Эта кража была первым крупным случаем преступления подобного рода в СССР и она едва не стоила Фурцевой министерского кресла.
Милицией отрабатывалась версия похищения на заказ, основанная на том, что собственная коллекция Пушкинского музея обладала не менее ценными картинами, но вор выбрал именно эту. Несколько месяцев дело не могло сдвинуться с мёртвой точки. Проверялись все иностранцы, которые интересовались произведениями искусства, но всё было напрасно. А ларчик просто открывался: вором оказался некий Валерий Волков двадцати семи лет, который работал в самом Пушкинском музее помощником реставратора и совершил кражу, конечно же, по заказу, но не иностранного, а московского коллекционера Валерия Алексеева, только доказать это, к сожалению, не удалось, так как почуяв опасность, заказчик отказался от своего намерения платить за украденную картину. Кроме того, коллекционер этот на поверку оказался психически больным человеком, что подтвердила экспертиза в институте Сербского.

Незадачливый вор помаялся-помаялся с картиной и решил её пристроить самостоятельно какому-нибудь богатому иностранцу. Но, поскольку в круг его общения такие не входили))), то он крутился около больших центральных магазинов и высматривал подходящую, с его точки зрения, кандидатуру. Вы не поверите, но вор сам выбрал из толпы сотрудника КГБ, который служил в советском посольстве в ФРГ и совершенно случайно оказался около магазина граммпластинок и, соответственно, в поле зрения нашего героя. Но профессионализм не пропьёшь, поэтому доблестный КГБ-ист сразу сообразил, что к чему и дело, что называется, было в шляпе.
Причина, толкнувшая Валерия Волкова на кражу, оказалась не вполне банальной. Оказалось, что Волков, мечтавший поступить в Суриковское училище, не смог этого сделать из-за прежней судимости. Волков же испытывал тягу к прекрасному до такой степени, что устроился в ГМИИ помощником реставратора. Но для этого нужно было иметь высшее образование, поэтому Волкову понадобился фальшивый диплом. Кроме того, у Волкова были долги, связанные с бурной личной жизнью. И именно в это время с ним познакомился коллекционер Валерий Алексеев и пообещал помочь с дипломом за сумму в 1000 рублей.
По словам Волкова, Алексеев тщательно подготовил его к краже: рассказал, как правильно вырезать и хранить картину, дал новую обувь, чтобы его не могли выследить собаки-ищейки. Он же и забрал у Волкова украденную картину и держал её у себя несколько месяцев, пока шёл безрезультатный поиск. Когда отдел кадров ГМИИ в ультимативной форме потребовал от Волкова диплом, тот пришёл к Алексееву за деньгами и документами, но, не получив ни того ни другого, забрал «Святого Луку». Дальнейшие нелепые шаги по продаже шедевра завершили эту историю.
Холст оказался сильно повреждённым из-за плохих условий хранения. Бесценное полотно было свернуто похитителем в трубку, отчего по всему его красочному слою пошли горизонтальные трещины. Картина почти полгода пролежала в таком виде в деревянном доме за печкой в сухости и тепле. Согласно выводу специалистов, проводивших осмотр, фактически полотно было утеряно безвозвратно.
Для спасения шедевра была проведена его реставрация, продлившаяся больше двух с половиной лет. Её провёл один из лучших реставраторов страны Степан Чураков, успешно реставрирующий полотна, принадлежащие Дрезденской картинной галерее. После реставрации картина «Святой Лука» была возращена Одесскому музею западного и восточного искусства.
По мотивам этого происшествия на киностудии «Мосфильм» был снят художественный фильм «Возвращение Святого Луки». Кроме самого похищения картины в фильме мало что осталось от действительных фактов. Но фильм получился хороший. Снимались в фильме замечательные советские актёры Владислав Дворжецкий и Всеволод Санаев.


Возвращение Святого Луки, 1970, СССР
Режиссёр — Анатолий Бобровский
Композитор — Исаак Шварц

Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери_5292

Иконография: Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери. Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 89 см, ширина 63 см. Евангелист Лука представлен пишущим икону Богоматери (зеркальный вариант иконографии Богоматерь Тихвинская). За ним изображена Премудрость в виде крылатого ангела. Евангелисту позирует Богоматерь. Перед Ее грудью помещено поясное изображение Младенца Христа. Инв. № 2241. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Литература: Васильева О.С. Иконы Пскова. М., 2003. № 95. С. 210

Чем дальше во времени первые века юной Церкви, тем дороже все, что с ней связано. Вот места, где ступали ноги Апостолов Христовых, вот иконописный образ, к которому прикасались их руки, или даже руки Самой Пречистой. Такова природа особого почитания икон кисти, как считается, первого иконописца – Апостола Луки.

Был ли евангелист первым иконописцем

Основная статья о житии святого: «Апостол Лука: евангелист, иконописец, мученик»

Апостол, автор Евангелия, спутник и ученик великого Павла, называемый им «врачом возлюбленным» — все это Лука. По имени Апостола и тексту Евангелия многие предполагают его греческое происхождение. Другие говорят о том, что Лука был иудеем, ведь он стал Апостолом из семидесяти. Во всяком случае, это человек умный, образованный, судя по всему, обладающий многими дарованиями, от литературных талантов до обширных медицинских познаний. Церковное предание как Востока, так и Запада, приписывает Луке еще один талант – художника-иконописца, запечатлевшего для нас облик Пресвятой Богородицы.

Исторические сведения

Русский литургист и историк А. П. Голубцов пишет, что первые сведения о Луке-иконописце дошли до нас по источникам времени византийского императора Юстиниана (VI в.). Византийский историк, известный под именем Феодора Чтеца, пишет об иконе Богородицы св. Луки. Ее царица Евдокия привезла из паломничества на Святую Землю.

АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ЛУКА

1. Житие апостола Луки
2. Молитвы апостолу Луке
3. Акафист апостолу Луке

По преданию, апостолом Лукою было написано много икон.

Тропарь, глас 5 апостолу Луке (перевод на современный русский язык)

Апостольских деяний повествователя, светлого Евангелия Христова писателя, Луку воспеваемого, пребывающего в славе Христовой Церкви, песнями священными святого апостола восхвалим, как врача, человеческие немощи, болезни тела и душевные раны исцеляющего и молящегося непрестанно о душах наших.

Кондак, глас 2 апостолу Луке (перевод на современный русский язык)

Истинного благочестия проповедника и неизреченных тайн сказателя, звезду церковную, Луку Божественного восхвалим, ибо его с мудрым Павлом избрал Слово учителем язычников, как Единый знающий сокровенное.
Апостол и евангелист Лука
Апостол Симон Зилот
Семь отроков во Ефесе
Преподобный Силуан Афонский
Молитвы ввиду смертельной опасности
Православные старцы: пророчества и о спасении в последние дни часть 2
Славословия Господу и Богородице
Молитвы Ангелу-хранителю на каждый день месяца
Мч.Неофит
Вмч.Екатерина