Иконы божьей матери все

Все иконы Божией Матери можно условно разделить на 6 типов. Пять различаются по тому, как Богородица держит Младенца, шестой тип — иконы Праздников.

Далее приведены описания каждого типа икон с изображениями. Алфавитный порядок икон ниже.

Молящаяся, Оранта

Икона Божией Матери Оранта с латинского переводится, как «молящаяся». Данная икона так называется оттого, что на ней Богородица изображена в молитве с воздетыми к небу руками. Изображение Богородицы может быть по пояс, а также в полный рост.

История

Образ Богоматери, с руками, которые в молитве воздеты к небу, известен издревле. Он встречается в росписях катакомб древних христиан, в убранстве византийских храмов и в средневековой русской иконописи. Само изображение воздетых к небу рук имеет свое начало от Ветхозаветных молений, что также соотносится наименованию данного образа Божией Матери Молящаяся. В русской православной традиции к образу Оранта, Молящаяся, относятся такие иконы, как Знамение, Курская, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша, Живоносный Источник. Среди иконографии Знамения широко известна Курская-Коренная. Курская икона всегда была весьма почитаема на Руси.

Чудеса

Икона Оранта, Молящаяся, с давних времен известна своими чудесами. На Руси этот образ именуется «Знамение». С ним связано такое чудо. 27 ноября 1169 г., когда дружина Андрея Боголюбского штурмовала Новгород, новгородцы вынесли икону на городскую стену и тогда одна из стрел попала в этот образ. И вдруг все увидели, что Богородица своим ликом повернулась к городу и заплакала. Ее слезы попали на священническое одеяние епископа новгородского Иоанна, который вскричал: «О чудо дивное! Как же может быть, что из сухого иконного дерева слезы текут? Это Ты Царица-Богородица даешь нам Свое знамение в том, что молишься за нас пред Твоим Сыном о избавлении Новгород-града». И тогда воодушевленные новгородцы, отбили полки суздальские…

Данный образ по молитве верующих защищает их от напастей и бед, от врагов и недоброжелателей. Чудесные случаи и исцеления говорят нам, что Матерь Божья внемлет нашим молитвам, произносимым пред иконой Оранта. При этом разный тип иконографии помогает при различных просьбах о помощи.

От чего помогает, дни празднования

Икона Божией Матери Курская («Знамение» Курская-Коренная) имеет свойство помогать в исцелении глазных болезней и слепоты.

Нерушимая стена помогает в сохранении жилища от природных катаклизмов и от вторжения в дом злонамеренных людей. Пред иконой Знамение, в иконографии которой особое место занимает образ Божией Матери. Пред этим образом молятся верующие об избавлении от наркомании, алкоголизма и курения.

Дни празднования икон, относящихся к категории «Оранта, Молящаяся» определяются соответственно наименованию. Иконам Знамение и Неупиваемая чаша празднование определено 10 декабря.

Путеводительница, Одигитрия

«Путеводительница» («Одигитрия») — представляет изображение Богоматери, которая одной рукой показывает на Христа-Богомладенца, который изображен сидящим на другой руке Богоматери. Таким образом Пресвятая Богородица указывает человеческому роду путь ко Христу Богу и потому именуется путеводительницей.

Особенно из икон данного типа известны Казанская икона, Смоленская, а также Иверская, Тихвинская, Всех скорбящих радость и Скоропослушница.

История

По преданию первое написание данного образа принадлежит святому апостолу Луке. Через некоторое время она перешла из Иерусалима-града в Константинополь-град и помещена во храм Влахернский. Таким образом Путеводительница, Одигитрия стала охранительницей Константинополя и её при нападении врагов выставляли на стену, а каждый вторник с ней совершался крестный ход.

Чудеса

Когда в 626 году враги осаждали Константинополь Патриарх Сергий взял икону «Путеводительница» («Одигитрия»), обнес ей стены и враги, увидев на стене не икону, а саму Богородицу, отступили. Известны также случаи избавления от заболеваний людей и даже целых городов и сёл во время эпидемий чумы и холеры. Много чудес свершалось при опасностях в путешествиях.

От чего помогает, дни празднования

Иконе Божией матери Путеводительница, Одигитрия молятся о безопасном путешествии, вразумлении, об укреплении в вере, об утешении в печали, о разрешении трудных жизненных вопросов.

Празднования иконам, относящимся к категории Путеводительница, Одигитрия следующие: Казанская (4 ноября), Смоленская (10 августа), Иверская (25 февраля), Тихвинская (9 июля), Всех скорбящих радость (6 ноября), Скоропослушница (22 ноября).

Умиление, Елеуса

На иконе Умиление или Елеу́са (с греч. милостивая, милующая) Богоматерь изображена со Христом-младенцем, который сидит у Неё на руке и прижимается к Её щеке своей щекой. Это изображение умиляет людей выражением любви Божией Матери к своему сыну и ко всему роду человеческому, оттого и называется Умиление.

История

Сюжет иконы Пресвятая Богородица Елеуса появился в XI веке в Византии. Первым дошедшим до наших дней образом Умиление считается икона Гликофилуса (Сладкое лобзание), что ныне находится на Афоне, в Филофеевском монастыре. Он, согласно преданию, написан евангелистом Лукой.

К числу икон Богоматери Елеуса относятся также Владимирская, Феодоровская, Неувядаемый свет.

Чудеса

В летописи Киккского монастыря записаны многие чудеса от иконы Умиление, Елеуса. По молитвам пред ней прекращалась засуха и начинались дожди, происходили чудесные исцеления, дарование бесплодным супругам детей, прекращались эпидемии различных болезней. Однажды усиленная молитва перед этим образом Богоматери устроила судьбу детей-сирот.

От чего помогает, дни празднования

Молятся пред иконой Умиление, Елеуса о даровании детей, об устроении их судьбы, об избавлении от страданий.

Празднования иконе Умиление (10 августа), Владимирская (8 сентября), Феодоровская (27 марта), Неувядаемый свет (16 апреля).

Всемилостивая, Панахранта

Всемилостивая, Панахранта (с греч. Пречистая, Всенепорочная), это икона Божией Матери. Изображена Богоматерь сидя на престоле Царском. А у нее на коленях изображен Христос-Младенец. В данном случае Престол есть символ царственной славы Пресвятой Богоматери, что является самой совершенной изо всех людей.

История

Впервые изображения Богородицы Всемилостивая, (Панахранта) появились еще в XI—XII веках в Византии. По своему типу данный образ можно отнести к иконам «Одигитрия». Другими наименованиями Всемилостивой, (Панахранты) являются Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная. Первые упоминания об иконе Всецарица можно отнести к семнадцатому столетию, когда она была явлена на горе Афон.

Чудеса

Широко известен случай, происшедший в XVII веке на Афоне. Однажды к образу Богоматери Всецарица пришел один человек и стал бормотать что-то невнятное. И в это время лик Богоматери блеснул, словно молния, и невидимая сила заставила пасть молодого человека, а когда он очнулся, то сразу пошел на исповедь к священнику. Оказалось, что он занимался магией, но чудотворная сила от иконы Всецарица убедила его переменить свою жизнь и прийти к Богу. Так Пресвятая Богородица спасла человека от духовной погибели.

От чего помогает, дни празднования

Пред иконами Пресвятой Богородицы Всемилостивой, Панахранты, Всецарица, Экономисса, Домостроительница, Державная молятся в различных обстоятельствах.

Например, известны случаи, когда Богоматерь чрез свою икону «Всецарица» посылала исцеление больным злокачественными опухолями, потому данному образу молятся от раковых заболеваний. Домостроительнице молятся об обретении жилища и устроении домашних дел, а Державной Божией Матери молятся об укреплении государства российского, о мире, о предотвращении войны, а в случае нападения врагов — о даровании победы.

День празднования образам Пресвятой Богородицы Всемилостивая, Панахранта, Всецарица относится к 31 августа (Экономисса, Домостроительница 18 июля; Державная 15 марта).

Заступница, Агиосоритисса

Икона Заступница, Агиосоритисса (с греч. название часовни Агиа Сорос — т.е. святая Рака) это тип иконописи Божией Матери без Христа-Младенца. Название Заступница происходит от того, что на данной иконе Богородица обращена с молением за всех людей. На данном образе Богоматерь пишется в пол-оборота с воздетыми в молитве ладонями. Иногда Божия Матерь пишется в рост со свитком в руках. Такой вид иконы Агиосоритисса по русской традиции называется Боголюбская (от этого образа князю Андрею Боголюбскому были явлены чудеса). Распространены и другие именования образа Божией Матери Агиосоритисса: Семистрельная, Остробрамская, Умягчение злых сердец.

История

Самые ранние иконы Заступница, Агиосоритисса известны по византийским источникам IX–X веков, а всеобщее распространение они получили в XII—XV веках. Особое почитание иконы Заступница в России стало распространятся после чудесного избавления Великого Новгорода от осады неприятеля.

Чудеса

Иконы Заступница, Агиосоритисса особенно прославились чудесами при нападении неприятелей. Изветны случаи исцеления по молитвам к ним. Однажды византийский юноша Викентий тяжко заболел и стал молиться коленопреклоненно иконе Божией Матери Агиосоритисса. Он неустанно молился Богородице и был исцелён.

От чего помогает, дни празднования

Образу Богоматери Заступница молятся об умиротворении, об избавлении от вражды. На многих изображениях икон, относящихся к типу Агиосоритисса пишется, что они помогают от ветров тлетворных (инфекций), от озноба и судорог, расслабления, хромоты.

Празднование иконе Заступница совершают 1 июля (Семистрельная 13 августа, Остробрамская 8 января, Умягчение злых сердец 26 августа).

Богородичные праздники

Богородичные праздники — это дни памяти о жизни Пресвятой Богоматери и чудесах, свершавшихся после Её успения.

Такие праздники отмечались издревле. Их формирование сложилось по источникам евангелий, которые называют апокрифическими, а в особенности «Протоевангелия» апостола Иакова. Кроме того, установление Богородичных праздников связано с особым почитанием мест земной жизни Богоматери. Так во II веке почиталось христианами место в Назарете, там, где случилось чудо Благовещения. Потому Благовещение относят к самым ранним праздникам в память Девы Марии. Успение стали праздновать с VI в., Рождество Богоматери с VII в., а Введение в храм с VIII в. Православная русская Церковь к Богородичному празднику также относит и Покров Богоматери.

Особые празднования установлены для богородичных икон. Некоторые дни, отмечаемые в память Богоматери имеют предпразднства, а также попразднства.

В наше временя Богородичными праздниками являются:

Рождество Пресвятой Богоматери (пр. 8 сентября);

Праздник почитания Её родителей, а именно прав. Иоакима (отца) и Анны (матери) (пр. 9 сентября);

Введение во храм Богоизбранной Марии Девы (пр. 21 ноября);

Благословенное Зачатие праведной Анной Приснодевы Марии (пр. 9 декабря);

Собор в честь Пресвятой Богородицы (пр. 26 декабря);

Благовещение (пр. 25 марта);

Благословенная Суббота Акафиста (пр. в 5-ю субб. Великого поста);

Положение во Влахерне ризы Пресвятой Богоматери (2 июля);

Успение Богоматери (пр. 15 августа);

Положение в Халкопратии пояса Богородицы (пр. 31 августа);

Праздники всех чудотворных икон Богоматери.

Иконы Божией Матери по алфавиту:

A

Абалацкая

Августовская

Азовская

Албазинская

Александрийская

Арматийская

Ахтырская

Б

Балыкинская

Барловская

Барская

Бахчисарайская

Белыничская

Беседная

Благовещение

Благодатное Небо

Боголюбская

Богородско-Уфимская

Борколабовская

В

В скорбех и печалех Утешение

Валаамская

Валанасская

Ватопедская

Вертоград заключенный

Взыграние Младенца

Взыскание погибших

Византийская

Виленская

Владимирская

Волоколамская

Всех Скорбящих Радость

Всецарица

Вутиванская

Г

Галичская

Гербовецкая

Геронтисса

Гора Нерукосечная

Гребневская

Греческая Андроникова

Грузинская

Д

Дамасская

Дегтярёвская

Далматская

Державная

Долинская

Донская

Достойно есть

Дубенская Красногорская

Е

Елецкая

Ж

Живоносный Источник

Жировицкая

З

Заступница

Знамение

И

Иверская

Игоревская

Иерусалимская

Избавление от бед страждущих

К

Казанская

Калужская

Касперовская

Киево-Печерская (Успение)

Козельщанская

Колочская

Коневская

Корсунская

Купятицкая

Курско-Коренная

Л

Лиддская

М

Максимовская

Милостивая

Млекопитательница

Молдаванская

Молдавская

Моневмасийская

Молченская

Монреальская Иверская

Муромская

Н

Неопалимая Купина

Нерушимая Стена

Неувядаемый Цвет

Неупиваемая Чаша

Неустанная Помощь

Нечаянная Радость

Никопея

О

О Тебе радуется

Огневидная

Одигитрия

Озерянская

Оранта

Остробрамская

П

Параклесис

Песчанская

Петровская

Печерская-Свенская

Пименовская

Писидийская (Писийская)

Подкубенская

Поможение родам

Порт-Артурская

Почаевская

Прибавление ума

Призри на смирение

Психосострия (Психосостра)

Р

Равенсбрюкская

С

Сайданайская

Свенская

Святогорская

Свято-Крестовская

Святорачица

Седмиезерная

Семистрельная

Скоропослушница

Смоленская

Спорительница хлебов

Споручница грешных

Старорусская

Страстная

Т

Табынская

Тервеническая

Тихвинская

Толгская

Торопецкая

Троеручица

Тучная Гора

У

Умиление

«Умиление» Псково-Печерская

Умягчение злых сердец

Уральская

«Утоли Моя Печали»

Ф

Феодоровская

Филермская

Х

Халкопратийская

Холмская

Основные производители икон Богородицы, представленных в магазине Зёрна — это Тиль и Софрино. Есть также и менее известные мастерские, где иконы вырезают из дерева или расписывают красками.

Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.

Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».

Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.

Не имея возможности помочь близкому, молясь, мы вверяем его жизнь Богородице, зная, что Ее любовь и милосердие выше наших

С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.

Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!

Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.

Я, Матерь Божия, ныне

с молитвою

Пред твоим образом

ярким сиянием,

Не о спасении, не перед битвою,

Не с благодарностью

иль покаянием,

Не за свою молю душу

пустынную,

За душу странника

в свете безродного;

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой Заступнице

мира холодного.

Окружи счастием душу

достойную;

Дай ей сопутников,

полных внимания,

Молодость светлую,

старость покойную,

Сердцу незлобному мир

упования.

Оставив на потом осмысление красоты шедевра любовной лирики, обратим внимание на то, как поэт обращается к Богородице: «Теплая Заступница мира холодного». И сравниваем, какие имена Божией Матери звучат в молитвах, посвященных образу Богородицы «Взыскание погибших», — в тех, что были написаны по следам упомянутой выше повести «О покаянии Феофила», и в тех, что были созданы позже. Оказывается, точная фраза «Теплая Заступница мира холодного» не встречается нигде. Хотя среди обилия обращений к Богородице «Заступница» встречается часто. А вот «Теплая Заступница» лишь раз, но именно этот эпитет из всего множества именований Богородицы оказался ближе всего сердцу поэта. Значит, восприятие Богородицы Лермонтовым было личностным. Теперь про холодный мир. То, что Лермонтов воспринимал мир именно так, — не новость, это сквозная тема поэта. Неожиданно то, что заносчивый, мятежный Лермонтов, которого так часто знали злым, Лермонтов, после смерти которого свет беспощадно изрек: «Туда ему и дорога», вверяет дорогое ему существо Теплой Заступнице мира холодного!

Но, может, тут просто литературный дар, умение красиво складывать строчки? Нет, и вы сейчас убедитесь в этом сами. Читаем последнее четверостишие:

Срок ли приблизится часу

прощальному

В утро ли шумное,

в ночь ли безгласную —

Ты восприять пошли к ложу

печальному

Лучшего ангела душу

прекрасную.

Вас ничто не смущает в последней строке? Ну, конечно, фраза «пошли… лучшего ангела»! Будто ангелы бывают лучше и хуже! Но разве эта по-детски наивная просьба послать любимой «лучшего ангела» не есть сама искренность?

Думаю, подробный анализ стиха объяснил бы это удивительное сочетание нежности с горячностью мольбы (попробуйте не просто пробежать стихотворение глазами, а прочитать его!), но главное в другом. Разве не чудо, когда одно сердце — своенравное, гордое, эгоистичное, часто недоброе, — обычное человеческое сердце, как у всех нас, забыв о себе, забыв себя, начинает горячо и искренне молиться о счастье и спасении другого — того, кто ему дорог! И что это, как не взыскание погибшего?