Иконы мироточат

В храмах и монастырях, в домах православных верующих, в других местах люди сталкиваются с удивительным событием: замироточила икона! Что это такое? Как понимать такое явление? От Бога оно или от Диавола? Давайте попробуем разобраться.

Начать стоит с того, что же собой представляет мироточение икон. Что это за явление? Речь идёт о том, когда на святынях появляется жидкость. Она может быть разного цвета, вида и консистенции.

Количество исходящей жидкости тоже бывает различным. На некоторых образах появляются небольшие капли, на других – жидкость течёт потоком.

Как правило, жидкость благоухает, как и священное миро. Запахи бывают различными. Иногда явственно ощущается запах тех или иных цветов, иногда – пахнет карамелью, в ряде случаев – чувствуется запах ладана. Впрочем, все запахи, источаемые иконами, достаточно приятны. Бывает, что запаха от жидкости нет.

Зачастую запах от святынь схож на благоухание мира, применяемого при таинстве миропомазания. Однако стоит отличать священное миро от жидкости при мироточении. Миро, используемое в православных храмах, состоит из растительных масел, благовонных смол и душистых трав. Количество ингредиентов зачастую доходит до 50 единиц.

Состав жидкости, исходящей от святыни, отличен от мира. Поэтому название «мироточение» условно.

Версии скептиков

Многие скептики считают, что существуют вполне объяснимые причины, почему мироточит икона. Что это значит, на их взгляд? Скептические настроенные люди утверждают, что жидкость, источаемая образами, это:

  • Древесная смола.
  • Конденсат.

Вероятно, какая-то доля истины есть и в словах скептиков и не всегда появление жидкости обусловлено необъяснимыми причинами. Но как можно объяснить мироточение фресок, металлических образов, литографий и даже бумажных ксерокопий?

История мироточения

Любопытно, что до XX века такие явления были большой редкостью. Историкам известно всего лишь о шести (!) случаях мироточения икон Пресвятой Богородицы в период с Рождества Христова до конца XIX века.

В XX столетии ситуация кардинально изменилась. По непонятным причинам, количество мироточений возросло в разы. Мироточат иконы в храмах и домах по всей России. Значительно больше случаев мироточения наблюдается и в других странах.

Как и ранее, так и сейчас иконы обычно начинают мироточение в основном в постные дни. Кроме того, считается, что мироточение икон – не к добру. Существует множество свидетельств о массовом мироточении икон перед мировыми трагедиями.

мироточение икон что это замироточила икона что это такое

Как относиться к мироточению

Как относятся верующие к тому, что замироточила икона? Что это такое? Многие относятся благовейно, такое явление для них – очередной знак благодати Божией. Другие относятся к такому явлению потребительски, возможно, даже оккультно. Они надеются, что именно это миро поможет исцелиться от болезни или достичь иной цели. Третьи относятся к этому вопросу с любопытством, но с некоторой отстранённостью.

Как правильно относиться к тому, если в доме или храме мироточит икона? Что это значит? Главное – осторожность. Не стоит торопиться с выводами. Известно, что диавол также может творить чудеса. Внешне они выглядят так же, как и явления от Бога, но их последствия могут быть весьма печальными и привести к погибели души. Простой пример: владельцы мироточащих икон нередко начинают страдать от тщеславия и затем гордыни.

замироточила икона что это такое

Кроме того, святые отцы утверждают, что не стоит стремиться к чуду. Наша вера должна быть сильна сама по себе, независимо от того, соприкасаемся ли мы с чудесным явлением или нет. Осторожность в случае мироточения – лучший выход.

— К чудесам надо относиться весьма осторожно. Богу это не нужно — доказывать людям факт своего существования. А если необъяснимое и случается, так большей частью от лукавого, он на подобное мастак, — весьма скептически заметил один мой знакомый архиепископ.

— Но разве…

— Не смей спорить. За мной стоит двухтысячелетняя история Церкви. А за тобой только твое глупое невежество. Церковь не может ошибаться.

Каждое чудо давно запротоколировано и изучено. Не подкопаешься. Как возникновение из воздуха пасхального огня в Иерусалиме.

Чудес «просто так” не бывает. Каждое чему-нибудь полезному да служит. Спасению человечества в целом и отдельного человека в частности, укреплению в вере.

Поэтому любое новое чудо, возможное, потенциальное, рассматривается через призму неверия и прикладного скептицизма. И почти всегда в итоге отвергается. Иначе нельзя. Позволь чудесам твориться как и когда они хотят — никакого порядка не будет.

Я не смела спорить с архиепископом. Он знал Святое Писание наизусть, я же едва помнила «Отче наш”.

В одном мы с ним сошлись воедино: в чудесах должен быть порядок. Система. И по возможности строгий учет.

Необыкновенное чудо

Осенние листья падали на грязный плац.

Раз-два — солдатики сметали их в сторону длинными метлами, но на место старых листьев тут же сыпались новые, и получалось, что мальчишки в военной форме и вовсе не двигаются, застыли на месте, как в игре «замри-отомри”, только метлы сами по себе ходят туда и сюда, вот чудеса.

Это городок Клин-9.

Путь к пятиэтажке Валентины Жучковой лежит через мусорные баки и кривую дорожку, через деревянную церковь в сторонке. Дом простой, потрепанный жизнью и военным бытом. Тысячи и тысячи таких домов, не надеясь на лучшую участь, стоят по всей России.

Мамочки гуляют с колясками. Лейтенантики, больше похожие на рядовых в своих потрепанных камуфляжных бушлатах, смотрят не в небеса, а себе под ноги — чтобы в лужу не упасть. Сто километров от Москвы.

Гарнизонный быт. Гарнизонная скука.

Все как положено. Все по законам физики.

Но два года назад, когда поток страждущих припасть к мироточащим клинским иконам еще не иссяк, говорят, чуть ли не до самого КПП доносился из дома Валентины Жучковой сладостный необъяснимый аромат. Это пахли заплакавшие ни с того и ни с сего иконы.

И кто их об этом просил?

— Вообще-то Валентина — очень хорошая женщина была, добрая, душевная, честная, последнее снимет с себя и отдаст, — вспоминают местные. — Муж у нее военный. Дочку они растили, сына. Короче, нормальная семья была — кто бы мог подумать, что такая проблема приключится?

В этом доме жила Валентина Жучкова.

…По одной из версий, Валентина, как женщина верующая, в Великий четверг ставила заплаты на старинную плащаницу для храма, настоятелем которого был ее духовный отец. В полночь она закончила свою работу и обратилась к Богу с молитвой, сказала, что сделала для Него все что смогла. После чего вышла из комнаты, а вернувшись, ощутила едва заметное благоухание: на Иверской иконе Пресвятой Богородицы, что висела у нее в спальне, проступили вдруг загадочные капли.

По другой версии, Валентина была тяжело больна и — опять же, — обратившись к Всевышнему, попросила Его о выздоровлении. А в итоге получила такой вот неожиданный результат.

Как бы там ни было, но однажды в стандартной хрущевке Жучковых на втором этаже дома №11 действительно произошло нечто…

Через короткое время уже не на одной, а на всех иконах в маленькой комнате странным образом материализовалось масло. Причем не едва заметными капельками, как прилично и должно, — выступало масло щедро, святое изображение оказывалось полностью покрыто им, хоть в бутылку сливай.

Вот так проступают капли на картинах.

При этом пахли иконы по-разному. Иверская — лилиями. Что попроще — карамелью.

Как рассказывала сама хозяйка, миро не проявлялось на досках изнутри — а возникало будто из воздуха, легким невесомым облачком, и оседало на поверхности божественным конденсатом.

В странную квартиру стал захаживать местный люд. Весть о чуде разнеслась по всей округе. Приезжало телевидение, слетались журналисты. Весть дошла и до Церкви.

Как и положено, была создана комиссия по изучению клинского чуда. В нее вошли весьма уважаемые специалисты из синодальной богословской комиссии Московского патриархата под председательством Павла Флоренского. Саму Валентину позвали на собрание, где она должна была по фактам изложить, что же такое происходит у нее дома.

Часовенка, которую Валентина поставила на свои деньги.

Но, услышав, что в вопросе мироточения ее домашних икон Церковь займет выжидательную позицию — до прояснения ситуации и результатов специальной экспертизы, — Валентина вспылила и ушла прочь.

— Она обрушилась на священников с возмущением: почему они не хотят признать ее иконы? Почему ищут каких-то доказательств? Ведь настоящее чудо доказательств как раз не требует, оно просто есть, и все, — вспоминают старожилы.

С другой стороны, церковников тоже можно понять — эдак каждый будет лить на иконы купленное в магазине оливковое масло и называть их мироточивыми.

Все шло очень разумно и правильно, как должно. Но добрая, мягкая, богопослушная воспитательница детского садика неожиданно возроптала.

Божий дар по часам

— Если бы вы знали, как резко переменился ее характер, — качают головами знакомые. — Она стала называть себя хранительницей чуда — раз именно ее, а не кого-нибудь еще Бог для этого избрал. Она почитала себя за уникальную и избранную личность. Возгордилась она, вот что мы скажем, отошла ото всех. Куда нам — избранница Божья, а мы-то обычные, смертные.

Но даже подруги, переменившие свое отношение к Жучковой, сошлись в одном: подделывать иконы специально она бы не стала. Экспертиза, впрочем, показала, что мошенничества действительно нет. А что есть?

«ХЕЗ” — то есть «хрен его знает”.

«Мы можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это не так, что это подделка, у нас нет оснований”, — заявили в комиссии по изучению чуда. При этом обтекаемо назвав божественное «миро” непоэтической «маслянистой жидкостью”.

«Отдай главную икону церкви, рано или поздно все прояснится, если чудо воистину существует, то оно должно принадлежать не одному конкретному дилетанту, а организации, профессионально сведущей в таких вопросах”, — советовали ей.

Чудо — тяжелая ноша. Неудобно нести одной. Тяжело.

«Не отдам, — будто бы категорично заявила Валентина Михайловна. — Мое чудо — мой крест. Сама и потащу. А остальные тут ни при чем”.

Впрочем, однажды она все же отнесла Иверскую икону на богослужение в местную церковь, но сразу после молебна вернула ее домой. Люди верующие поговаривали, что, как только хозяйка выпустила реликвию из рук, та мироточить сразу перестала. Хотя, возможно, это были только слухи, подогреваемые духовенством…

Отношения между Жучковой и Церковью стремительно портились. «Чудеса-то не только от Бога бывают, но чаще всего от его полной противоположности”, — не найдя доказательств обмана и так и не заставив Жучкову отдать иконы «куда следует”, вынесла Церковь свой официальный вердикт

А как же иначе — конечно, лукавый озорует. Сковырнул с пути истинного порядочную женщину, вон и на причастие она перестала ходить, и на исповедь, и совета у духовного отца испрашивать.

Вот так проступают капли на ликах святых.

«Я лично с Богом разговариваю, мне посредники в общении с ним не нужны”, — а сама на картинки свои любуется. Церковь ей, стало быть, и вовсе не нужна?
Прелесть это. Искушение и грех.

Квартира Валентины между тем превратилась в настоящий храм. Всякий приезжающий, не помолившись даже в местной обители, нес свои иконы прямо туда — старинные, дедовы, освященные и купленные в ближайшем ларьке. Все они тут же начинали волшебно мироточить.

Во дворе своего дома женщина соорудила деревянную часовенку. Рассказывают, что командир местной воинской части сперва сопротивлялся внеплановому строительству на территории.

Но Валентина Михайловна быстро поставила его на место, пообещав нажаловаться куда следует — у нее, дескать, на самом-самом верху связи.

Очереди к Жучковой выстраивались аж до середины улицы. Так как направить в организованное русло поток жаждущего чуда народа не было сил, назначили даже специальные часы приема. В понедельник и в среду.

Хозяйка раздавала гостям пузырьки с миром. Иногда, правда, разбавляла его в пропорции 1:1 подсолнечным маслом, для увеличения количества, — но об этом без обмана сообщала сама.

Знакомая моя, побывав в те времена в Клину-9, говорит, что производила мироточащая комната действительно необъяснимое впечатление.

— Здесь кружилась голова и вдруг становилось так хорошо на душе, чисто, легко. Выходила на улицу и будто заново родилась. Как будто ты приобщилась к чему-то настоящему. И чудесный запах стоял вокруг.

Есть многое на свете, друг Горацио…

Мироточило все. Лики великомучеников, святых, физиономия совсем даже не святого Гришки Распутина. Фотографии просто хороших и честных граждан, приносимые в этот дом, мироточили тоже.

И если прежде были какие-то сомнения в честности Валентины, теперь они отпали совсем. Никто в здравом уме и трезвой памяти не стал бы поливать маслом картонные коробки из-под обуви и бумажные обои. Да еще и заявлять, что все это происходит по божьему промыслу.

Да, даже обои в этой квартире, по словам очевидцев, плакали праведными, божественными слезами.

Окружающие сходились на еще одной странности — мироточение становилось сильнее в присутствии самой Валентины Михайловны. Стоило Жучковой уехать на несколько дней из дома, как маслянистые капли, как говорят, высохли.

— И ведь нет чтобы смириться, обрадоваться, что небеса освободили ее от этой ноши, так она на колени рухнула и давай просить: «Верни мне мое чудо, Господи!” — и иконы опять покрылись свежими каплями, — говорят соседи.

Выходит, чудом была сама Валентина? И именно ее веру в возможность невозможного надо было изучать?

Или и правда бес попутал?

Хрен его знает.

В толпе жаждущего зрелищ народа начали мелькать болезненные лица: то ли сектанты, то ли фанатики. Эти люди кидались на колени, увидев чудесные иконы, впадали в экстаз, кто-то после этого исцелялся, кто-то лаял на все лады. Непонятные, приехавшие неизвестно откуда батюшки проводили на квартире свои, альтернативные, молебны. Осуществляли отчитки, изгоняли дьявола. Было это к добру или напротив? Действовал ли на исцеляющихся эффект плацебо?

Валентина же изгоняла из своей квартиры очередную комиссию, требовавшую объяснить, отчего покрылась маслом копия портрета Иоанна Грозного. «Характер происходящего дома у Жучковой абсолютно нецерковный”, — писали в те времена в православных газетах. Чур нас! Чур!

Справка «МК»

<p><strong>Сами священники говорят, что подлинные явления мироточения икон обладают следующими признаками:</strong></p><p>1) мироточения никогда не были связаны с конкретным местом, иконы мироточили в разных местах;</p><p>2) мироточения не были связаны с присутствием определенного человека;</p><p>3) мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.</p><p>Кроме того, как полагает православная церковь, явление подлинного чуда благотворно сказывалось на душе человека, которому оно было явлено. Верующие при этом вспоминают явление Казанской иконы Божией Матери девочке Матроне. Она не считала себя собственницей чудотворной иконы, а отдала сразу же икону церкви, а сама стала монахиней…</p>

— Это был, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность, — в одном из интервью заявил благочинный округа протоиерей Борис Балашов. — К Валентине Михайловне в «паломничество” стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы”, к которым на «лечение” она стала водить знакомых ей женщин.

— Вам повезло, что вы не попали в Клин-9, когда у нас началась та свистопляска, — вспоминают сами горожане. — Какие-то службы служили, постоянно вертелись разные люди, многие неприятные, неизведанное ведь всегда притягивает к себе всякого рода аферистов. Молились, проклинали, обожествляли, судачили…

Кое-кто, особенно из верующих, как конферансье из «Мастера и Маргариты”, требовал все же обязательного разоблачения клинского чуда. Чудо либо должно было лопнуть как мыльный пузырь, либо перерасти в нечто большее, духовно значимое и морально воспитывающее, как того требуют христианские каноны.

А ничего такого не происходило.

По всей комнате у Валентины кроме икон лежали теперь тряпочки-ваточки для того, чтобы странная жидкость не стекала на пол, не портила линолеум.

Жить в аварийном режиме чуда, среди толп фанатиков и аферистов, видимо, становилось невозможным. В конце концов, устав от неверия одних и слепого фанатизма других, в один прекрасный день Валентина Жучкова закрыла свою квартиру на замок и перебралась со всей семьей в Тверь.

Теперь она наведывается в родной гарнизон лишь по личной договоренности с кем-то, крайне редко. «И все вроде бы пришло в норму, но осадок остался, — рассказала мне певчая храма Серафима Клинского, что расположен неподалеку. — Как-то раз у нас загорелась воскресная школа, рядом с храмом. Пожар быстро потушили. Там икона стояла — смотрим, а с нее какие-то капли стекают. Как же мы перепугались, что это может быть снова миро — не надо нам больше таких чудес, мы так боимся теперь всего необыкновенного”.

Клин-9 опять стал обычным скучным гарнизоном. Часовенка Валентины во дворе пришла в запустение — одна-единственная иконка косо висит на ее запертой двери.

Солдатики машут метлой отсюда и до обеда. Мамаши прогуливаются со своими колясками. Все идет по уставу. После осени обязательно наступит зима.

Нет больше чудес — и слава богу!

Клин-9 — Москва

Не плачь о нём

Не так давно в биологических лабораториях Киевского университета был сделан анализ мира, источаемого мощами святых, покоящихся в Киево-Печерской лавре. Миро оказалось веществом с большим содержанием белка. Биологи затруднились классифицировать его, сказав наверняка лишь одно: такое вещество может источать только живой организм. А ещё одно «чудо», только уже подстроенное фанатиками, было недавно разоблачено Ватиканом. Статуя падре Пио, одного из самых почитаемых святых в современной Италии, с мая плакала кровавыми слезами, привлекая в храм массы паломников. И только анализ крови, капавшей из глаз статуи, показал, что она принадлежит… женщине.

Представители католического духовенства полагают, что статую падре Пио втайне «подкрашивала» некая ревностная прихожанка. За последнее столетие Ватикан признал чудесами всего лишь 12 удивительных явлений, произошедших в католическом мире. А ещё 284 «чуда» Святой престол отверг как надувательство.

Что интересно, в мужском монастыре острова Русского в Приморском крае в конце сентября, пока разоблачали падре Пио, заплакала икона Серафима Саровского. При этом она не является даже рукописной: это всего лишь типографская копия. Сейчас в монастыре замироточили ещё три иконы: Иова Почаевского, Сергия Радонежского и Архангела Гавриила, после чего на остров началось безудержное нашествие верующих.

Плачут даже ксерокопии икон

В прежние времена мироточение иконы или мощей считалось грозным знаком свыше, повергавшим в трепет целые поколения людей. В католической культуре подобные явления и сейчас крайне редки. Однако тысячи икон рыдают одновременно в сотнях православных церквей в России и за рубежом. И если прежде считалось что «право» мироточить имеют только старые, намоленные иконы, то сейчас плачут не только деревянные, но и пластиковые, а также репродукции, фотографии, ксерокопии. Мироточат металлические оклады и стеклянные поверхности киотов. Рыдают и кровоточат образа Христа Спасителя, Божьей Матери, святителя Николая Мирликийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, святых Царственных мучеников, некоторых местночтимых святых. В общий поток влились даже слёзы с портретов официально не канонизированного Иоанна Грозного и Григория Распутина. Порой доходит до абсурда. Так, например, в Саратовской области в доме пенсионеров недавно закровоточила гипсовая поделка — рок-оперный бородач, отдалённо напоминающий Иисуса, с подписью Super Star.

«Плач святых» начался в начале 90-х годов прошлого столетия с единичных случаев, но уже к 1999 году приобрёл такие масштабы, что духовенство вынуждено было учредить специальную Комиссию по описанию чудесных явлений, происходящих в Русской православной церкви. В комиссию входят как богословы, так и учёные абсолютно атеистического профиля — физики и химики. Предварительные выводы комиссии, именно предварительные, так как вал церковных чудес стремительно нарастает, таковы: происходит нечто небывалое в истории России, а может быть, и во всей двухтысячелетней истории Церкви. Разумеется, сейчас, как и в прошлом, существует проблема достоверности сообщений о чудесах. Но об этом позже, а пока давайте проясним вопрос: что же представляет собой это самое миро?

«Небесное» миро не имеет ничего общего с церковным

Феномен, когда гробница святого, икона или распятие начинали источать благоухающую жидкость — миро, известен давно. В то же время обычное миро — это не что иное, как деревянное масло с красным вином и благовониями, употребляемое в христианских обрядах. По преданию, обряд мироварения установлен апостолами. Основные компоненты — масло и вино — заливают в котлы и варят на медленном огне. В конце процесса в загустевшую смесь добавляют благовония, полученное вещество разливают по освящённым сосудам, запечатывают и рассылают по епархиям. Миро хранится в алтарях на престолах, применяется церковью при совершении таинств помазания христиан после крещения, при коронации, а также при освящении престолов храмов. Сразу скажем: истекающее, или «небесное», миро ничего общего с церковным не имеет и названо так только по аналогии, хотя оно такое же маслянистое и может даже пахнуть розами или сиренью. Различается оно и по консистенции, и по химическому составу.

Неоднократно плачущие миром иконы удавалось заснять на фото или видеокамеру. Вот лишь несколько примеров:

В Свято-Троицком монастыре Тюмени замироточила икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца. На ней заметили слёзы — маслянистые капельки: миро истекало из самой иконы, причём иконы бумажной.

Под Оренбургом, в Никольской церкви села Нижняя Павловка, находятся пять подобных икон. Первой заплакала икона Табынской Божьей Матери. Произошло явление на святых ключах Башкирии, куда с иконой совершали паломничество прихожане храма. Чудо зафиксировано в летописи местного монастыря.

«На горе во время божественной литургии яркий луч солнца упал на Богоматерь, — рассказал нам настоятель храма иеромонах Анатолий. — И икона стала мироточить. Одна капля струилась из правой руки Спасителя, другая — с правого плеча Богородицы, а третья появилась внизу. Икона мироточила весь день, мы подставили к ней блюдца, положили вату. Когда вата пропитывалась маслянистой жидкостью, разделяли её на маленькие кусочки и раздавали верующим».

Потом заплакали иконы Божьей Матери «Неупиваемая чаша» и Владимирская. «Неупиваемая чаша» — личная икона отца Анатолия. В селе слишком много людей, страдающих алкоголизмом, и он частенько приносит её в храм. Далее начала рыдать Минская икона Божьей Матери, а за ней изображение Тихона Задонского — чудотворца. Кстати, обычно к Тихону обращаются с просьбой решить какие-то бытовые проблемы, помогает он и в устройстве на работу.

Лик Спасителя из села Державина покрылся струпьями

Все иконы во время мироточения благоухают по-разному. Так, икона Тихона Задонского источает сладковатый запах, чем-то напоминающий карамель. Некоторые пахнут розами. А Минская Богоматерь — хвойным лесом.

В екатеринбургском Храме-на-Крови наблюдается необычное, точнее, уже привычное для России, явление с иконой святого преподобного Серафима Саровского, находящейся над ракой от мощей святого. По словам помощника настоятеля священника Александра Пилосова, между красочным слоем и стеклом, покрывающим икону, проявились капли маслянистой жидкости крупного размера. С обратной же стороны образ был полностью сухим и чистым, повреждений и иных посторонних следов на тыльной поверхности обнаружено не было. От иконы исходило явственное благоухание. Вскоре мироточение усилилось и нижняя часть иконы пропиталась ароматной маслянистой жидкостью примерно на четверть. Это не первый такой случай в Екатеринбургской епархии. В 2001 году плакала икона «Отрада» («Утешение») в Иоанно-Предтеченском кафедральном соборе Екатеринбурга.

А не так давно по всей России провозили кровоточащую икону Спасителя, которая принадлежит жительнице села Державина Оренбургской области Антонине Ефимовой. Образ стал источать кровяные капли с характерным запахом крови больше четырёх лет назад. Да так сильно, что лик Спасителя словно покрылся высохшими струпьями и стал почти неразличим. Вот что думает по этому поводу самарский владыка Сергий:

«Услыхав об этом первый раз, я засомневался. Церковь всегда очень щепетильно относится к подобного рода чудесам, тщательнейшим образом проверяя их правдивость. Но, когда я увидел этот образ, сомнения отпали. На иконе с головы Спасителя, прямо от шипов тернового венца, стекали красные струйки, и я ощутил натуральный запах крови. Когда же эту источающуюся красную жидкость самарские эксперты взяли на химический анализ, то оказалось, что это — настоящая плазма человеческой крови четвёртой группы».

Между прочим, на Туринской плащанице также найдены следы крови четвёртой группы.

Ещё один случай произошёл в Клину. Там, в офицерском жилгородке, в скромной квартире семьи военнослужащих находится более 40 образов, и почти все мироточат. Большинство из них не писаные, а напечатанные на бумаге фотографические копии. Благоухание исходит от всех икон, но каждый образ пахнет по-своему. Запахи различаются и по силе, и они не похожи на аромат цветов или духов. Солдаты, по нескольку человек, постоянно приходят посмотреть на чудеса. Так забегались, что командование части было вынуждено построить для обильно рыдающих икон отдельную часовню.

И конечно же все знают о знаменитых московских плачущих иконах: Царя-мученика Николая II в Никольском храме на Большой Ордынке и миро-кровоточащей иконе Богородицы «Семистрельной», которая, хоть и хранится в частной коллекции, успела с крестными ходами обойти полстраны.

Православные епархии проводят экспертизы не хуже ватиканских

Естественно, и у церковных иерархов, и у учёных возникают определённые вопросы по поводу стольких явленных чудес. Мысль о фальсификации, как в случае с падре Пио, можно отмести сразу. Перед тем как признать икону подлинно мироточивой, проводится скрупулёзная проверка чуда епархией, с проведением экспертизы не хуже ватиканской. Многочисленные исследования показали, что миро осаждается на иконах и крестах как конденсат, так что шутки насчёт дырочек, просверленных хитрыми попами, тут неуместны.

Вот мнение Владимира Павлова, доктора физико-математических наук, ведущего научного сотрудника Математического института им. В.А. Стеклова РАН:

«Мироточащая икона, на которой из ничего образуется священное миро, нарушает классическое научное представление о Вселенной. Ведь что происходит при этом? «Из ничего» образуется материя — миро, слёзы, капли крови на иконах. Для учёного это потрясающее открытие! С позиции современной науки, такое может происходить только путём превращения энергии в вещество — процесс, обратный тому, в ходе которого на атомной электростанции вещество превращается в энергию. Проще усомниться и посчитать себя обманутым… Я думаю, что мироточение — это одно из подтверждений корпускулярно-волновой теории, что единая материя может проявлять себя как волна, энергия и как материя, частица. Возможно. Надо только помнить: не все знания в мире получены научным путём. Есть знание, про которое мы вообще не можем сказать, откуда оно. Мы просто знаем, что это так. Но есть в проявлениях чудес и такие аспекты, которые можно изучать в рамках науки. Например, химический состав мира. Наша экспертиза показала, что в Клину на иконах выступает органическое масло, по составу близкое к подсолнечному. Но, разумеется, знание его химического состава ничуть не приближает нас к разгадке самого феномена».

Тем не менее православных христиан всего мира волнует совсем не научный аспект проблемы, их больше интересует, к добру или нет заплакали иконы. Официальную позицию Церкви нам ёмко выразили в Московской патриархии: «Считать «плачущие» иконы предвестием войн, стихий, напастей — суеверие! Мироточение свидетельствует, что Бог с нами!»

Сергей Плотников

Икона XVIII века — образ Богоматери «Знамение» — замироточила в Михаило-Архангельском храме в Тульской области. Об этом сообщается на сайте Русской православной церкви.

Храм располагается в селе Урусове. В сообщении отмечается, что мироточение наблюдается с 8 февраля с периодичностью раз в несколько дней.

«Факт мироточения иконы подтвердил благочинный Веневского округа протоиерей Николай Дудин», — отметили в РПЦ.

Сама икона была найдена 30 лет назад на чердаке заброшенного дома жителем села Островки. Мужчину находка заинтересовала тем, что на ее обратной стороне был написан образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Мироточение — явление, связанное с появлением благоухающей маслянистой влаги (миро) на иконах и мощах святых. Христиане верят в чудесное и нерукотворное происхождение явления.

14 марта «Известия» сообщали, что впервые за всю историю Эрмитажа в музее открылась постоянная экспозиция русской иконописи. В нескольких маленьких залах разместились артефакты, которые пережили революции, войны, блокаду, застали осквернение и запустение храмов в эпоху воинствующего атеизма.