Иконы параскевы пятницы

Многие слышали о такой великой святой как Параскева Пятница.

Именно она считается покровительницей женщин и ей нужно молиться об удачном замужестве и благополучии в семейной жизни.

Вот что сегодня известно об этой великой святой.

Житие Параскевы Пятницы

Параскева родилась в азиатской христианской семье. Её родители настолько чтили святую пятницу, в которую распяли Иисуса Христа, что даже дочери дали греческое имя, которое переводится как пятница – Параскева.

Дело в том, что главным христианским центром в то время считалась Византия, расположенная на современной греческой территории. Именно из этой страны и пришло христианство в Россию.

Параскева рано потеряла родителей и ради христианства поклялась посвятить себя богу и не выходить замуж. Во времена ее юности, правил языческий император, который пытался заставить Параскеву принести жертву языческим богам. Она отказалась это сделать, за что подверглась истязаниям и большим мучениям.

После издевательств Параскеву бросили в тюрьму, однако христианский бог пощадил её и после того, как к ней заглянули язычники, на ней уже не было ни одной раны и Параскева полностью была здорова. Однако император не поверил в это чудо и убил Параскеву, обезглавив и зажигая факелами.

Тело Параскевы было погребено по-христиански и от него шли исцеления больным. Затем её призвали к лику святых.

При жизни Параскевы совершались удивительные чудеса – когда её истязали перед тем, как отправить в тюрьму едва живую, она продолжала молиться и к утру ни одной раны на её теле не осталось и она была жива и здорова.

Тогда император приказал её сжечь факелами, если она не согласится помолиться языческим богам, но пламя всё шло на язычников, а статуи богов тут же обратились в прах. Тогда император отрубил ей голову и на этом земные мучения Параскевы кончились.

Но даже мощи её давали чудесные исцеления. А сам император после казни погиб во время охоты – его растоптал собственный конь.

О чем молятся и в чем помогает икона Параскевы

На Руси имя Параскева было любимым у крестьян. Считалось, что молитва Параскеве помогает взойти посевам и предохраняет урожай от всякой нечисти. Поэтому в день памяти Параскевы приносили к её иконе фрукты и плоды, которые удалось сохранить до ноября (день памяти Параскевы – 10 ноября).

Сегодня Параскеве молятся для здоровья и благополучия в семье, для появления детей и об удачном замужестве. Параскева помогает и при домашних ссорах, негативных отношениях с родственниками мужа и свекровью.

Вот о чем молятся перед иконой святой Параскевы:

  • о хорошем урожае, посевах, появлении плодов;
  • об удачном замужестве, поиске хорошего человека в жизни;
  • о целомудрии взрослеющих детей, что в современном мире особенно важно;
  • о прекращении ссор в семье;
  • о появлении детей, если их не было долгие годы;
  • если муж или жена страдают от пьянства, развратничают и ведут себя не как семейные люди;
  • от пожаров;
  • земной опасности, бандитов и нападения;
  • о налаживании отношений со свекровью и родственниками мужа.

Где находятся мощи Параскевы Пятницы

Сегодня мощи Параскевы находятся в Румынии, практически неделимыми. Однако ступни Параскевы хранятся в Константинополе, в храме святых Елены и Константина. К ним ездят со всего мира паломники.

Молитва Параскеве Пятнице о здоровье

Мощи Параскевы практически сразу стали давать чудесные исцеления. Поэтому Параскеве молятся, если есть проблемы со здоровьем, причем любого характера.

Параскева помогает при лечении ран, женских болезней, при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, мышечной слабости. Именно по этой причине перед иконой Параскевы принято читать акафисты, каноны и молитвы, чтобы она помогла во всех проблемах и заболеваниях, особенно если болеют женщины и дети в семье.

Параскева помогает при заболеваниях кожи, ранах, кровопотерях и многих других заболеваниях, но это вовсе не означает, что нужно отказываться от медицинской помощи.

Кстати, очень часто по молитвам святой Параскевы происходят исцеления при помощи официальной медицины, правильно оказанной помощи или встречи с хорошим доктором.

Молитва Параскеве Пятнице о женихе

Параскева помогает и в личной жизни. Достаточно просто помолиться перед её иконой своими словами.

Личное прошение святой мученице Параскеве Пятнице

Параскева помогает не только обрести собственное семейное счастье, но и найти хорошего человека или даже подождать некоторое время, а не выбирать вариант один хуже другого, что не редкость в современном мире. Поэтому Параскеве стоит помолиться, если вы сомневаетесь в женихе или имеете несколько возможностей выйти замуж, но не знаете, кому лучше отдать предпочтение.

Обычно после молитвы Параскева даёт какой-то знак, который позволяет определиться, кому отдать предпочтение и стоит ли выходить замуж. Это может быть знакомство, встреча, какая-то важная деталь, на которую вы раньше не обращали внимание и которой не придавали никакого значения.

Молитва Параскеве Пятнице о детях

Если у супругов нет детей, то стоит читать молитвы и акафисты Параскеве перед её иконой. И тогда может получиться удачная попытка забеременеть и родить здорового малыша или малышку. Были случаи даже, когда после молитвы Параскеве рождалась двойня.

Но и после рождения детей стоит помолиться об их здоровье и благополучии Параскеве. Тогда дети будут и гармонично развиваться, и могут стать прекрасными людьми, когда вырастут.

Стоит помолиться Параскеве и тогда, когда взрослеющие дети начинают делать свой выбор в пользу любви. Считается, что Параскева поможет им избежать ранней внебрачной беременности или неправильного выбора.

Молятся ей и об удачном браке уже взрослых детей.

Чудотворная икона Параскевы Пятницы в москве

Её можно найти практически в каждом православном храме.

Есть и храм Параскевы Пятницы в Москве в Качалове.

Великомученица Параскева жила на рубеже III-IV веков в Иконии — древнем городе Малой Азии(ныне г.Коний в Турции). Родители ее особо почитали день крестных страданий Господних — пятницу. По пятницам они особенно строго постились, много молились и творили милостыню. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей, что по-гречески звучит как «Параскева», а по-русски — «Прасковья». Рано осиротев, Параскева приняла обет девства и все помыслы и чаяния свои видела только в сеянии веры Христовой среди язычников. По поручению императора Параскева была схвачена и подвергнута истязаниям за отказ принести жертву идолам. Ее беспощадно, до крови избили и едва живую бросили в темницу (ок. 303г.). Но Господь не оставил ее и чудесно исцелил страдалицу.

Император не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить ее на дереве и жечь ее тело горящими факелами. Палимая огнем, святая великомученица стала молиться. И чудо свершилось: огонь, направленный на Параскеву, устремился на ее мучителей и пожег многих из них, оставив святую невредимой!
Когда Параскеве мечом отсекли голову, христиане с благоговением похоронили Святую. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. Впоследствии мощи великомученицы были розданы по многим монастырям и храмам, прежде всего — тем, что на Святой Горе Афон.

Частицы ее святых мощей хранятся и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой лавре; в Московском храме Воскресения Господня в Сокольниках в ларце, доставленном с Афона в XIX веке, и в других местах.

Святая Параскева почитается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Память святой Параскевы совершается 28 октября(10 ноября по новому стилю).

Молитвы Святой Параскеве

Святой мученице Параскеве молятся в болезнях младенцев. Ей же молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах.

Молитва Святой мученице Параскеве, нареченной Пятница

Тропарь, глас 4-й:

Премудрая и всехвальная Христова мученица Параскева, мужескую крепость приемши, женскую же немощь отвергши, диавола победи, и мучителя посрами, вопиющи и глаголющи: приидите, тело мое мечем ссецыте и огнем сожгите, аз бо радующися иду ко Христу, Жениху моему. Тоя молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3-й:

Всесвятое и непорочное мучение принесши, яко вино пречестное, безсмертному Жениху Христу, ангельское ликостояние возвеселила еси и победила еси демонския козни: сего ради тя честно верою чтим, мученице Параскево, многострадальная.

Молитва:

О, святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу, Егоже преблаженнейшим зрением присно веселитися. Моли Всемилостиваго, Егоже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак, прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О, великая угодница Божия!

О, мужественнейшая дево! О, крепкая мученице святая Параскево! Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешнецех, ускори на помощь нам, ибо зело немощни есмы. Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствовавши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми небесными силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Cвятая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних — пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает — Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия.

Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу.

С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившисьэтим

Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову. (1)

«Господи, Иисусе Христе, Боже мой, всяк же призываяйТя мною, рабою Твоею, избави его от всякия беды и отпусти ему грехи его».Слова этой молитвы можно прочесть на свитке, который держит в левой руке великомученицаПараскева, именуемаяПятницей. Правой рукой святая прижимает к груди крест. Ее стройный девичий стан охватывает алая мантия, а голову покрывает белый плат, ниспадающий на плечи.

Икона, изображающая великомученицу Параскеву, не только свидетельствует о ее мученическом подвиге, но и языком символов раскрывает суть мученического служения на земле.

Крест, багряная риза и белый покров являются зримыми этапами этого пути. «Истекая кровью телом, святая духом убелилась» — поет Церковь в богослужебном гимне, словом подтверждая то, что красками являет иконописец. Лишь добровольное принятие креста, отказ от всех земных ценностей ради Божественной любви возжигает в человеческой душе небесный свет. Когда вспыхивает свет, побеждается греховный мрак человеческой природы и наступает преображение.

На иконах состояние преображения передается блеском славы. Голова святой Параскевы утопает в светоносном нимбе, а небесные силы в образе летящих ангелов, любуясь красотой ее личности, венчают святую не только золотым венцом, но и драгоценной короной.

По сей день в городах и селах можно встретить бесчисленные Пятницкие улицы и площади.

В сотнях вариантов дошли до наших дней древние рукописи Житий святой, вдохновлявшие на протяжении веков гимнографов и иконописцев, которые стремились увековечить память «общницы страстей Христовых» в слове, звуке и цвете.

На многочисленных иконах великомученицу Параскеву изображали то в образе прекрасной юной русской девушки, то аскетической подвижницей и строгой наставницей. Часто она предстает рядом со святыми Отцами ранней Церкви, святителями Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом или девами-великомученицами Варварой, Екатериной, Анастасией.

Начиная с 15 века особую популярность приобретают житийные иконы. Они изображают не только саму святую, но и рассказывают через небольшие иконки-клеймы, обрамляющие центральный образ святой, об основных этапах ее земной жизни.

На клеймах можно видеть рассыпающиеся в прах по молитве юной гречанки мраморные статуи языческих богов. Страшные сцены бичевания и пыток, которым подвергли двадцатилетнюю деву по приказу игемона, местного правителя Малой Азии, оскорбленного безучастностью прекрасной Параскевы к его грубым проявлениям страсти. Зрителя завораживала сцена чуда, на которой полуживая мученица получала чудесное исцеление от «светоносной жены», посетившей ее в темнице. Христиан восхищала сила духа святой, радовало обращение в христианскую веру сотен язычников.

Короткая и яркая жизнь не закончилась для Параскевы усекновением главы. Преданная на смерть в самом конце 3 века, в дни страшных гонений на христиан, развернутых императором-язычником Диоклетианом, великомученица Параскева становится высоко почитаемой святой православного Востока.

Ее подвиг заносится в мартирологи(перечень христианских мучеников помесяцам и дням с кратким описанием их мученичества), послужившие в дальнейшем основой для церковных календарей, в ее честь в Византии возводятся храмы и пишутся иконы.

Она стучится в сердца не только своих соплеменников, но и славянских народов Македонии, Болгарии Сербии, а также христиан Румынии. В 10 веке святая переступает границу Киевской Руси, возжигая любовь ко Христу в душах древних русичей.

Переписывая кондак, который пелся в день памяти великомученицы в Церкви, летописец 12 века нарекает святую двойным именем. Сохранив без изменений ее греческое имя Параскева, он добавляет к нему русский аналог «Пятница». Так святая Параскева Пятница, жившая в небольшом городе Малой Азии Иконии, становится одной из самых любимых святых на русской земле.

Ее путь свидетельства и проповеди христианства не был простым.

Почитание ПараскевыИконийской постепенно входило в традиционный языческий быт древних славян, вытесняя из их сознания веру в женское божество, в руках которого находились нити человеческой жизни. В славянской мифологии таинственную женщину представляли в двух ипостасях: либо прекрасной девой в белых одеждах, олицетворяющей счастливую земную долю; либо скорбной, обнаженной, растрепанной женщиной, истекающей кровью от уколов веретеном, которым пряли женщины, нарушая тем самым строгий запрет на работу в пятницу.

С принятием христианства вошло в русский быт почитание так называемых «святых пятниц», двенадцати пятниц перед главными христианскими праздниками, соблюдению которых приписывалась особая чудотворная сила. Если в деревне начинались бедствия, крестьяне шли в пятницу в Церковь, где приносили совместные обеты, добровольно налагая на себя строгий пост и телесное воздержание. Вымаливая у Бога прощение, люди обещали каждый год в этот день возобновлять свои обеты, посвящая «обетные пятницы» Всевышнему.

Со временем образ великомученицы Параскевы Пятницы вытеснил и эту полуязыческую веру русичей во всемогущество «обетных пятниц», подняв религиозное сознание на новую духовную высоту. Святая Параскева стала для нового поколения верующих олицетворением той единственной, самой страшной, Страстной Пятницы, в которую был предан смерти Сын Божий, Иисус Христос. Ей удалось подвести русского человека к самому подножию голгофского Креста, чтобы человек, наконец, понял смысл добровольной жертвы, без которой нет очищения, нет преображения, нет пасхальной встречи с воскресшим Спасителем.

Неслучайно каждая пятница является для современных христиан днем добровольного поста, а Церковь в этот день напоминает верующим не только о муках Христа, но и о мужественном несении креста собственного.

Образ великомученицы Параскевы был особенно близок и дорог верующим в годы жестоких испытаний, помогая пережить тяжкое монголо-татарское пленение. Сбросив иго, русский народ не только не забыл помощи греческой святой, но и поставил ее в один ряд с прославленными в те годы русскими чудотворцами. Ее житие оказалось рядом с житием Сергия Радонежского и его учеников.

Приняв в конце 14 века по инициативе Московского митрополита Киприана новый Иерусалимский устав, Церковь дала возможность русской душе излить в высоком богослужебном творчестве всю накопившуюся любовь к Богу и Его святым. Пришедшая на смену скорби и печали радость нашла свое выражение в гимнах и песнопениях, каждое из которых по сей день поражает своим совершенством. Новые богослужебные тексты не просто украсили церковные службы, но и богословски точно отразили огромный духовный опыт, накопленный Греческой Матерью-Церковью, преемницей которой, начиная с 15 века, все более и более осознавала себя Русь.

Крушение Византии, падение Константинополя, захват турками Сербии и Болгарии русские переживали как свою личную трагедию. Стремясь духовно укрепить и возвысить поднимающуюся с колен страну, помешать наметившемуся расколу Церкви на две митрополии – южную и северную, святитель Киприан ввел в Церковный календарь наряду с греческими и русскими святыми, святых Болгарии и Сербии. Зримому внешнему унижению Православия он противопоставил сонм святых торжествующей Небесной Церкви.

Так рядом с великомученицей Параскевой встала ее тезка, сербская святая 11 века, преподобная Параскева Петка, которая прославилась среди южных славян своими аскетическими подвигами и суровой отшельнической жизнью. Образ ПараскевыИконийской, традиционно распространенный в северных областях Руси, прежде всего в Новгороде и Пскове, соединившись с образом Параскевы Сербской, становится любимым образом всей страны.

Расширяясь и углубляясь он вбирает в себя к 17 веку образы уже четырех святых, носящих имя Параскевы. К ПараскевамИконийской и Сербской присоединяется святая Параскева апостольского века, принявшая одной из первых мученический венец. Традиционно имя мученицы ранней Церкви связывают с именем ее сестры ФотиныСамарянки, с которой у колодца Господь беседовал о смысле жизни. Во 2 веке неразделенная Церковь прославляет преподобномученицуПараскеву, яркую проповедницу Евангельской Вести, пострадавшую в Риме.

Так четыре святые жены, четыре пути женского служения соединяются в единый образ Параскевы, именуемой Пятницей, возводя его на предельную высоту обобщения. В это время появляются выносные богородичные иконы, на оборотной стороне которых пишется образ святой Параскевы. При этом Богоматерь олицетворяет собой Церковь Христову, а Параскева Пятница ее крестный путь в мире.

По всей Руси Великой, на бесконечных ее просторах, особенно на распутье дорог, возводятся часовни в честь любимой святой, которые никогда не пустовали. Ей молились странники и путешественники; к ней обращались купцы, почитавшие святую Параскеву помощницей в торговых делах; крестьяне, видевшие в ней свою кормилицу; женщины, почитавшие святую охранительницей семьи и детей.

К ее заступничеству прибегали находившиеся в тяжких обстоятельствах христиане 20 века, пострадавшие за веру в годы страшных гонений, по масштабу и разрушительной силе не имеющих аналогов в церковной истории.

Когда не выдерживали мужчины, сгибаясь под тяжестью репрессий, обрушившихся на страну в переломный момент ее истории, Церковь продолжали удерживать на своих хрупких плечах женщины. Это они, невзирая на преследования и угрозы, продолжали приходить в опустевшие храмы, чтобы свидетельствовать о своей вере, надежде и любви.

Белоснежный плат, покрывающий на иконах голову святой Параскевы Пятницы, превратился в символ русской Церкви 20 века, ставшей Церковью белых платочков на головах женщин.

Житие и страдания святой Параскевы Пятницы.

В то время как нечестивый царь Диоклетиан воздвиг гонения на христиан, в городе Иконии проживала одна благородная и красивая девица по имени Параскева. Родители ея, христиане, воспитав и научив дочь свою хранению святой веры и заповедей Господних, отошли ко Господу. Они оставили свою блаженную дочь наследницею большого имущества. Достигнув совершеннолетнего возраста, девица Параскева стала подражать вере и делам своих родителей. Она начала тратить свое имущество не на украшение своей юной красоты и молодости и не на роскошную жизнь, но на одеяние нагих, пропитание голодающих, угощение странников. Параскева не обращала никакого внимания на своих женихов, домогавшихся сожительства с нею: она скоро соделалась невестою Единаго безсмертнаго Жениха, Единороднаго Сына Божия, для котораго и жила в святости и праведности. Пресвятое Имя Его она исповедывала пред людьми непрестанно, всякий день, приводя их тем к познанию истины.

Некоторые из людей уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, а другие, неверующие, злословили святую. Параскева же смело проповедывала пред ними слово Божие и изобличала суету бездушных идолов. Не желая слушать от нея таковых обличений, неверующие граждане схватили ее и предали побоям, а потом ввергли в темницу.

В то время в Иконию пришел некий военачальник, присланный в эту страну императором Диоклетианом с целию истребить там всех христиан. Граждане, приступив к нему, сказали: «Светлейший военачальник, в сем городе есть девица, которая верует в Распятаго Христа и проповедует Его; она занимается волшебством и немало уже людей отвратила своим чародейством от принесения жертв нашим богам. Она не перестает произносить хуления на изображения наших богов и на самодержца. Услышав царское приказание о том, что должны быть казнены все не покланяющиеся богам, мы схватили сию девицу и держим ее в темнице».

Выслушав сие, военачальник приказал представить святую девицу к себе на суд; когда святая мученица шла на судилище, ее осенил Святый Дух, и лицо ея сделалось светлым, так что все взирающие на нее удивлялись и говорили: «Посмотри! Она нисколько не удручена печалию, лицо ея даже как будто сияет». Когда она стала пред судьями, военачальник посмотрел на нее и, удивившись красоте и благородству ея лица, сказал предстоявшим: «Вы напрасно оклеветали сию прекраснейшую девицу: ведь невозможно погубить такую солнцеобразную красоту». И он сказал ей: «Девица, скажи нам твое имя!» Святая Параскева отвечала: «Я христианка, раба Христова». Военачальник сказал: «Созерцание красоты твоего лица склоняет меня к кротости, а исходящия из твоих уст слова возмущают до глубины души: я не желаю слышать таких речей». Святая отвечала: «Всякий правитель, производящий справедливый суд, слыша правду радуется, а ты, выслушав сказанную мною истину, прогневался».

Мучитель на это сказал: «Я потому гневаюсь, что не получил от тебя ответа; ведь я спросил тебя о твоем имени, а ты мне его не сказала». Святая отвечала: «Прежде всего мне надлежало сказать мое имя по вечной жизни, а потом уже объявить имя по жизни временной. Итак, я сказала свое имя по жизни вечной, что я христианка, Христова раба, а по временной жизни я родителями наречена Параскевою, так как родилась в день Параскевы (параскева по-гречески значит пятница)».

«Родители мои, — продолжала святая, — шестой день, который есть день вольных и животворящих страстей Господа нашего Иисуса Христа, всегда почитали постом, молитвами и милостынями. Так они делали в честь Христа, веруя, что из-за любви к роду человеческому в этот день Он излил Свою кровь и положил за нас на крест Свою жизнь. Бог и даровал им плод честнаго их супружества — меня, недостойную Свою рабу, в тот именно день, который они добродетельно почитали, воспоминая страсти своего Владыки. Им заблагорассудилось дать мне то имя, которым называется этот день, и вот от дня Параскевы и я именуюсь Параскевою, я — общница страстям Христовым». Военачальник сказал: «Перестань говорить сии безумныя слова и принеси жертву нашим богам; тогда я возьму тебя в жены, и ты сделаешься обладательницею большого богатства, и многие тебя будут величать на земле». На сие святая Параскева ответила: «Я имею Жениха на небе, Иисуса Христа, и в ином муже не нуждаюсь. Тогда Военачальник сказал: «Я помилую твою красоту и пощажу юность твою. «Не щади временной красоты: — сказала святая, — ныне она цветет, а на утро увянет; помилуй лучше себя, ибо тебя ожидает вечное мучение».

После сего военачальник разгневался и приказал разодрать на ней одежды и бить ее суровыми жилами. В то время как били святую, она не испустила ни одного звука, но молча устами, сердцем взывала ко Христу, испрашивая у Него помощи в мучениях. Военачальник же, все еще щадя красоту ея (ведь он поражался и соблазнялся ея красотою), приказал перестать бить ее и стал кротко говорить ей: «Девица! Пощади свою юность, не губи своей прекраснейшей молодости! Принеси жертву богам и ты будешь жива и удостоишься еще большаго от нас почета». Она ничего не отвечала ему на это. Тогда военачальник, разгневавшись, сказал: «Мне ли ты, злое христианское отродье, не отвечаешь?» Святая на это плюнула ему в лицо. После того мучитель страшно приказал повесить ее на дереве и нещадно драть ея ребра железными когтями и растирать власяницей ея раны; ея плоть таким образом была изодрана до костей.

Правитель, думая, что мученица скоро умрет, так как она едва уже дышала, снял ее с дерева и ввергнул в темницу. Когда она лежала еле живая и уже безгласная от жестоких ран, в полночь явился ей ангел; плечи и грудь его были перепоясаны крестообразно золотым поясом, а в руках своих он держал орудия Христовых страданий: крест, терновый венец, копие, трость и губу. Ангел сказал ей: «Девица, общница Христовым страстям, возстань! Я прислан посетить тебя; в утешение же твое в страданиях, я принес орудия страстей Господа нашего. Взгляни на честныя орудия: крест и терновый венец нетленнаго Жениха; посмотри на копие, прободшее животворящия ребра, на трость, написавшую прощение грехов всего мира, и на губу, которая стерла Адамов грех. Итак, возстань! Христос Господь исцеляет тебя».

И вот мученица возстала как бы от сна, а явившийся ангел, приступив, отер губою все раны святой мученицы, и все тело ея стало крепким и здоровым, а красота ея лица стала еще более поразительною. Она облобызала орудия Христовых страстей, а равно также поцеловала и явившагося к ней ангела и прославила Бога. Небожитель после сего стал невидим.

С наступлением утра пришли темничные стражи и нашли Параскеву здоровою и стоявшею на молитве; на ея теле не было ни одной раны. Испугавшись, они возвестили о том военачальнику. Последний приказал привести ее к себе и, увидев ее здоровою, удивился: он не ожидал, чтобы она осталась живой от ужасных ран. Снова удивляясь необыкновенной ея красоте, он сказал ей:»Параскева, ты видишь, как наши боги пощадили твою красоту и сохранили тебя, даровав тебе жизнь». Святая на это сказала: «О, военачальник, покажи мне даровавших мне жизнь»!

Военачальник послал ее в храм своих богов, чтобы она посмотрела на их идолов. С ней пошли также идольские жрецы и множество народа; они все думали, что Параскева желает поклониться их богам. Когда они вошли в храм, в котором было множество идолов, Параскева мысленно помолилась Единому Истинному, пребывающему в вышних Богу и, схватив за ногу идола Аполлона, сказала: «Я тебе, бездушному, и всем вместе с тобою находящимся тленным идолам говорю: так приказывает вам Господь мой Иисус Христос — падите все вы на землю и превратитесь в прах». И вот, по слову святой, пали и разсыпались все идолы. Тогда все выбежали из идольскаго храма и стали взывать: «Велик Бог христианский!» Скверные жрецы, увидев разрушение и гибель своих идолов, пришли к военачальнику и плача сказали ему: «Военачальник! Мы говорили тебе — умертви сию волшебницу, так как она обольщает наш город, а ты не послушал нас, и вот она ныне своим волхвованием сокрушила всех наших богов».

Исполнившись ярости, военачальник с гневом стал так допрашивать святую Параскеву: «Какими волхвованиями ты сделала сие»? Святая отвечала: «С именем Господа нашего Иисуса Христа на устах я вошла в храм богов ваших и так помолилась моему Господу: Явись мне Спаситель мой,-Ты, Который даровал мне жизнь. И вот Сам Господь мой и Бог мой явился мне, а твои боги, лишь только увидели Его, от страха затрепетали и, упавши на землю, разбились, показывая тем, что если они не могут помочь себе, то как помогут другим!»

Тогда военачальник приказал вновь повесить Параскеву на древе и палить ея ребра свечами. И палимая огнем, святая воздохнула к Богу и сказала: «Господь и Бог мой, Создатель и Промыслитель всей твари! Ты прохладил горящую печь трем отрокам, Ты избавил от огня первомученицу Феклу, спаси же и меня, недостойную, от рук этих мучителей».

И внезапно явился ангел, прикоснулся к свечам и запылал весьма сильный огонь, истребивший множество боззаконников. А народ взывал: «Велик Бог христианский»!

И уверовало во Христа тогда множество народа; военачальник же, заметив волнение в народе, боялся, как-бы на него не возстал народ, и приказал усекнуть святую мечем. В то время как отсечена была ея голова, некоторые слышали голос на небе произносящий: «Радуйтесь праведники, так как венчается мученица Параскева!»

Христиане с благоговением похоронили тело святой в ея доме. Так, окончив подвиг мучения, прекраснейшая девица отошла к своему Жениху, неся вместо елея кровь: она ныне вселилась с мудрыми девами в чертоге Христовом.

На другой день утром беззаконный военачальник выехал на охоту, но конь его внезапно разсвирипел и сбросил его в овраг; упавши военачальник разбился и так злосчастно испустил свою окаянную душу.

Святая же и чистая душа великомученицы Параскевы отошла к Господу, и от честных ея мощей подавались болящим многие исцеления, во славу Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Духом Святым да будет честь, и поклонение во веки, аминь.

Святая Параскева Пятница родилась в III веке в христианской семье, проживавшей в городе Иконии Римской империи. Ее рождение пришлось на тяжкие для христиан времена правления римского императора Диоклетиана – жестокого и безжалостного гонителя и истребителя первых христиан. Ее родители особо почитали день Распятия Христова – пятницу. Поэтому при рождении дочери дали ей имя Параскева, что в переводе с греческого языка означает – пятница.

Святая Параскева Пятница росла красавицей, отчего многие из молодых людей сватались к ней, но девушка всем сердцем возлюбила Господа, принесла Ему обет девственности, потому все сватовства оказывались бесполезны. Возлюбив Бога, святая Параскева Пятница свидетельствовала о Христе среди населения своего города, и многие были обращены ею в истинную веру.

Из исторических источников известно, что в 300 году Диоклетианом в Иконию и ее окрестности был назначен его доверенный наместник Максимиан – также жестокий и ревностный гонитель последователей христианской веры – с поручением извести христиан, а тех, кто слабей, – запугать и вернуть в языческую веру. Узнав о проповеднической деятельности святой Параскевы Пятницы, наместник велел доставить девушку к себе.

Увидев ее красоту, он потребовал от нее принести жертву идолам, отказаться от Христовой веры, а взамен предложил замужество, благополучие и все почести, какими обладала супруга наместника императора. Любящая Бога, воспитанная в святой христианской вере, девушка отказалась, за что разгневанный правитель велел подвергнуть ее тяжелым мукам. Трижды правитель пытался пошатнуть в святой Параскеве ее твердую веру и трижды терпел постыдную неудачу и впадал в гнев. Трижды подвергали мукам святую Параскеву ее изобретательные палачи, а по вечерам бросали ее в темницу, но посланный Господом ангел до рассвета исцелял ее, и к утру она оказывалась здорова, свежа и прекрасна. Но эти чудеса не вразумили Максимиана – он казнил святую усекновением головы.

Скорбя, христиане похоронили останки ее, а от ее святых мощей начались чудесные исцеления.

Какое чудо произошло

Нам известны чудесные исцеления святой Параскевы Пятницы от Господа в темнице во время принятия ею мук во имя Его. Сегодня почитание иконы Святой Параскевы Пятницы существенно отошло в прошлое. А жаль. Доброта и сила этой святой остались теми же. Но святые не вмешиваются в нашу жизнь, если мы не обратимся к ним. Много святых готовы помочь нам, но святая Параскева – женская и девичья помощница, хранительница семейного очага и всего, что связано с домом, с хозяйством. И она только ждет просьбы нашей перед ее иконой, чтобы иметь радость донести свою молитву до Божьего престола и ходатайствовать перед Матушкой-Богородицей и Сыном Ее обо всех наших духовных и земных потребностях.

Значение иконы

С историей иконы Святой Параскевы Пятницы связаны многие русские славянские традиции, восходящие к древним дохристовым верованиям. И здесь священники призывают верующих быть очень аккуратными и не путать светлый образ святой мученицы с языческим божеством богини Макоши, образ которой хранится в народной мифологической памяти.

В русской иконописи на известных иконах Святой Параскевы Пятницы ее изображали высокой, строгой, голова ее была обрамлена сияющим венцом, в руках святая держала свиток с начертанным на нем «Символом веры».

В старину по пятницам женщинам запрещалось прясть – только шить, поскольку во время прядения на пряжу приходилось поплевывать. Эта традиция устоялась в память о Страстной пятнице – дне Крестного пути Христа на Голгофу, когда Спаситель, неся по улицам Иерусалима свой Крест, подвергался оскорблениям, а из толпы, которая еще совсем недавно кричала ему: «Осанна!», в него летели камни и плевки, что было принято в то время среди иудеев как знак, выражающий презрение к осужденному преступнику.

Святая Параскева Пятница была столь почитаема нашими христианскими предками, что в честь нее на Руси соблюдали 12 пятниц, приуроченных к главным праздникам годичного церковного круга, их называли временными: в первую неделю Великого поста, перед Благовещением, на Вербной неделе, перед Вознесением, перед Троицыным днем, перед Рождеством Иоанна Предтечи, перед Ильиным днем, перед Успением Пресвятой Богородицы, перед празднованием дня архангела Михаила, перед осенним празднованием Косьмы и Дамиана, перед Рождеством Христовым, перед праздником Богоявления. Еще в честь святой Параскевы Пятницы праздновались девять торговых пятниц, которые обыкновенно следовали одна за другой в продолжение девяти недель после Пасхи. Более того, все 52 пятницы, как в древности, так и вплоть до XIX века, считались очень важными.

Какие отзывы оставляют об иконах кузнецовского письма
Благодарю Марину за прекрасные иконы»Святая праведная Праматерь Лия» и «Святая мученица Параскева Пятница», которые Вы только что написали для меня и моей дочери. От них исходит Божественный свет, красота, покой, радость. Добра Вам, еще большего развития таланта и мастерства, любви и веры!
Храни Вас Господь!

Муниципальное образование села Прасковея Будённовского района Ставропольского края создано в октябре 1997 года. По официально признанной версии село было основано крестьянами-переселенцами из различных губерний Российской империи в 1781 году. Но есть источники, указывающие на 1764 год. Основное направление ведения хозяйства было полеводство, садоводство и виноградарство. Позднее, с 1820 годов, стало развиваться виноделие.

Село располагается в юго-восточной зоне Ставропольского края, на правом берегу реки Кума в 220 километрах от административного центра края г. Ставрополя. Муниципальное образование представлено одним населённым пунктом — селом Прасковея и занимает территорию 144 кв. км, из них в ведении муниципального образования 24 кв.км.

В селе проживает 11,7 тыс. чел., из них русские — 85,5 %, армяне — 8,0 %, даргинцы — 2,8 %, всего 30 национальностей.

Село Прасковея известно тем, что со времени своего основания является центром виноделия в Ставропольской губернии. Святая великомученица Параскева является покровительницей виноградарей.

Герб села Прасковея отражает: в серебряном поле щита образ великомученицы Параскевы естественных цветов в червлёном одеянии, сопровождаемый справа пурпурной, слева зелёной гроздьями винограда.

Символика села Прасковея утверждена Геральдической комиссией Российской Федерации.

На территории села расположены около 110 предприятий, организаций и учреждений. В формировании местного бюджета преобладают налоговые поступления предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию (СПК «Прасковея», ЗАО «Прасковейское») и нефтедобывающее подразделение ОАО «НК-Роснефть-Ставропольнефтегаз».

ЗАО «Прасковейское» является крупнейшим в Ставропольском крае производителем высококачественных вин и коньяков. Его продукция реализуется на всей территории Российской Федерации. Нефть на территории села добывается с 60-х годов прошлого столетия. Малый бизнес представлен ремонтно-строительными предприятиями, по производству мебели, переработке сельскохозяйственной продукции.

Система образования представлена сельскохозяйственным техникумом, основанным в 1904 году на 1600 обучаемых, двумя школами на 1330 мест, дошкольными образовательными учреждениями на 275 мест, детской музыкальной школой. Медицинское обслуживание население осуществляет сельская амбулатория. Торговое и бытовое обслуживание населения осуществляют более 50 торговых точек, хлебозавод, 2 пекарни, 2 парикмахерских и иные предприятия бытового обслуживания.

Дата по старому стилю: 28 октября.

В этот день отмечается день святой Параскевы, христианской великомученицы, жившей в 3 веке в Малой Азии. Как гласит предание, Параскева родилась в семье богатого сенатора, но уже в юности решила вести аскетическую жизнь. Когда император Диоклетиан начал гонения на христиан, святую Параскеву схватили, подвергли жестоким мучениям и обезглавили.

Прозвище Пятница — перевод имени Параскева (родители назвали дочь так, потому что почитали пятницу — день крестных страданий Господних). Кроме того, почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Если именины святой выпадали на пятый день недели, это считалось особенным праздником. В любом случае неделю, на которую приходился день Параскевы, называли Пятницкой неделей.

С пятницей, как с днем недели, было связано множество примет. Например, говорили, что тот, кто в пятницу много смеется, в старости будет много плакать. В этот день нельзя было ни мыть голову, ни купать детей. В то же время если ребенок болел, его на Параскеву приводили к роднику, чтобы смыть все недуги.

Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ей девушки задавали в своих молитвах вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помочь этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». Также Параскеве молились о домашнем благополучии и защите от болезней.

Святая была помощницей в женских делах и заботах. Обыкновенно в ее день не работали, особенно запрещалось также стирать белье и прясть нитки. Можно было лишь мять и трепать лен. Устраивали даже специальные льняные смотрины: вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвастаясь мастерством. Девушки старались показать свои умения женихам и будущим свекровям.

Именины в этот день

Анна, Арсений, Афанасий, Георгий, Дмитрий, Иван, Кузьма, Максим, Неонила, Николай, Павел, Прасковья, Степан, Терентий

Пророк Мухаммад (благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в раю, в этот день его изгнали из рая, и судный День настанет именно в этот день – в пятницу». Вот почему к пятнице у мусульман особое отношение.

Пророк также сказал (благословит его Аллах и приветствует): «Есть в пятницу такой час, когда Аллах обязательно дарует рабу, исповедующему ислам и постоянно обращающемуся с мольбами к Аллаху, то, о чём он попросит». В этот день, многократно увеличивая воздаяния за богослужение и добрые деяния, Аллах Всевышний по Своей милости дает верующим возможность перевесить чашу весов в судный день в сторону добра.

Считается, что мусульманин обязан хотя бы раз в неделю посетить мечеть, прочитать джумга-намаз, послушать хутбу. Оставление пятничной молитвы без уважительной причины – большой грех. Коллективная пятничная молитва объединяет и сближает мусульман. Дает возможность каждому стоящему на намазе почувствовать себя частью сплочённой и сильной уммы.

Пятница является более благим днем, чем даже такие праздничные дни, как Курбан-байрам, Ураза-байрам, день Ашура. Поэтому в этот день многократно увеличиваются не только воздаяния за добрые деяния, но и наказание за грехи.

Как следует провести пятницу и ночь накануне? Начиная с предзакатного намаза (аль-Аср) в четверг желательно приготовиться к пятнице. С рассвета совершить гусль (полное ритуальное омовение), постричь волосы (поправить бороду) и ногти, надеть чистую одежду.

В ночь на пятницу и днем желательно читать суру «Аль-Кяхф», а также салават пророку Мухаммаду (благословит его Аллах и приветствует). В хадисе сказано: «Самым ценным днем является пятница, читайте больше салават в мою честь, ибо это доходит до меня».

Также приветствуется в этот день раздавать садака (милостыню), радовать близких, готовить для себя и гостей вкусную пищу, посещать родственников, особенно родителей, навещать больных и могилы близких.

Для дееспособных, свободных, достигших половой зрелости и проживающих в населенном пункте, где совершают пятничную молитву мужчин является фардом (обязательным) участвовать в коллективной пятничной молитве – Джума-намазе. Согласно хадису, того, кто без уважительной причины (болезнь и т.п.) пропустит три пятничных намаза, причисляют к мунафикам (лицемерам).

Тем, на кого возложена обязанность джума-намаза, категорически порицается заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит азан (призыв) на пятничную молитву и до ее окончания. На пятничную молитву лучше отправиться пораньше, а для совершения намаза желательно занять место в первом ряду.

Богоугодные дела в пятницу могут стать каффаратом (очищением) за грехи.

Истинный мусульманин не упустит возможности воспользоваться благословениями Аллаха, которые Он посылает своим рабам в пятницу, и стать ближе к Всевышнему.