Илорский храм абхазия

Храм Святого Георгия Победоносца в течение столетий имел особое значение в Абхазии. В сложных жизненных ситуациях люди обращались к этому святому месту. Здесь приносили очистительную присягу, чтобы снять с себя подозрения в постыдных поступках или преступлениях. Считалось, что молитвы, произнесенные в Илоре, всегда доходили до Бога.

О реликвиях, главных событиях истории храма Святого Георгия Победоносца в селе Илор и легендах, связанных с ним, читайте в материале Sputnik.

Исключение из правил

Илорский храм возведен на месте одного из семи главных абхазских святилищ Елыр-ныха. Название происходит от абхазского слова «аилыргара», что можно перевести как «правосудие». Как рассказал глава Абхазской православной церкви иерей Виссарион, во времена становления христианства в Абхазии духовенство разворачивало строительство храмов в местах, которые особо почитались местным населением.

Храм Амбара в поселке Мюссера
© Sputnik / Томас Тхайцук

В XI веке христианство на территории Абхазии уже твердо закрепилось, и в большинстве случаев духовные власти не особо считались с языческими представлениями населения. Храмы строились просто в удобных и подходящих местах.

«Однако, это положение не распространилось на Илор. Церковь была построена в священном, по языческим представлениям, но болотистом месте, окруженном густой растительностью. Дубовый лес в Илоре считался местом пребывания божества Елыр-ныха, в честь которого в древности совершались моления с жертвоприношениями», — рассказал отец Виссарион.

Русский ботаник Николай Альбов, путешествовавший по Абхазии в XIX веке, писал о том, что у населения Самурзакана и Абжуа самой важной считается присяга, данная перед образом Святого Георгия Илорского.

Король, олень и Святой Георгий

До сегодняшнего дня дошло немало народных легенд и преданий, связанных с Илорским храмом. Согласно одной из них, однажды местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, олень скрылся в густых зарослях. Охотник преследовал его, пока следы крови не привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненого оленя, положившего голову на каменный престол с высеченным посередине крестом, и понял, что животное находится под покровительством самого Святого Георгия. Князь пощадил оленя и приказал воздвигнуть на том месте храм в честь Святого Георгия Победоносца.

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор.
© Фото : предоставлено Александром Скаковым
Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор.

Строители Илорского храма поставили его на невысокой террасе, продумав это так, чтобы здание было видно издалека. Церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение перекрыто каменным сводом на арках и освещается пятью окнами. На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи.

Бык внутри церкви

С XVII века фантастический рассказ об «Илорском чуде» встречается у многих авторов. Его описали в своих заметках итальянские миссионеры Джузеппе Джудичи, Христофор Кастелли и Арканджело Ламберти. Связано это было с праздником Святого Георгия, во время которого возле храма устраивались большие ярмарки.

Храм Амбара в поселке Мюссера
© Sputnik / Томас Тхайцук

По сообщениям итальянцев, на них съезжалось до 20 тысяч человек из Абхазии и Западной Грузии. Морем даже прибывали купцы из Турции. Накануне праздника двери церкви закрывали, и царь собственноручно опечатывал их царской печатью. В следующее утро после внимательного осмотра печати и замков двери открывались, и внутри уже находился бык. Люди верили, что его неведомым путем приводил сам Святой Георгий. Бык по велению князя закалывался, а его мясо раздавалось по маленькому кусочку. Есть его имели право только мужчины.

Наталья Милованова в книге «Абхазия христианская » приводит свидетельства русских послов Федота Елчина и Павла Захарьева. Местный священник Гавриил сообщил им, что ранее (но когда именно он не знал) Святой Георгий в свой праздник приводил в храм не быка, а белого оленя. Так было до тех пор, пока какой-то человек не дал своей жене попробовать священное мясо.

Сила Святого

В 1733 году храм в Илоре разорили турки.

«Турки разрушали все и брали в плен всех, кого находили. Турки ворвались в Илор. Иконы, кресты и другие реликвии удалось спрятать. Подложили огонь, сожгли церковь, сорвали крышу, уничтожили фрески и после направились дальше», — описывал эти события царевич Вахушти.

Храм Ипатия Гангрского в Гагре.
© Sputnik / Томас Тхайцук

Решающее сражение между абхазами и турками состоялось в том же году: «…абхазы напали и уничтожили лагерь осмалов, обратили их в бегство; паша бежал морем, большую часть их истребили, либо утонули в море и в реке, взяли много добычи и оставили магометанство и вернули свою веру». Как отмечал Вахушти, эта победа была «чудом, сотворенным Святым Георгием, так как в ту ночь он велел абхазам выступить и придавал силу в сражении.»

В поисках святынь

В Илорском храме хранились древние иконы и различные приношения покровителю церкви и окрестных земель. Во второй половине XIX века в ризнице еще оставалось множество предметов старины, включая знаменитую золотую чашу из Бедийского собора. В храме было несколько глубоко почитаемых древних икон Cвятого Георгия, сообщает историк Наталья Милованова. Одна из них была известна за пределами Самурзакана как чудотворная. Илорская чаша из серебра X века, похожая на Бедийскую, утеряна.

Христиане держат свечи, зажженные от Благодатного огня в храме Гроба Господня в Старом городе Иерусалима. Архивное фото.
© AFP 2019 / AHMAD GHARABLI

В 2015 году, застрелившийся в Москве предприниматель Шервашидзе завещал Абхазии две иконы с изображением Cвятого Георгия Победоносца, архангелов и одного из представителей княжеского рода Дадиани. Как рассказал в интервью Sputnik заместитель министра культуры и охраны историко-культурного наследия Абхазии Батал Кобахия, Министерство культуры обращалось в Государственный архив музея, для того чтобы узнать, числятся ли завещанные иконы в списках украденных во время войны реликвий.

«Мы делали запросы в музей, чтобы узнать, хранились ли они в запасниках. Нам сказали, что в списке украденных вещей их нет, из чего мы можем сделать вывод, что, возможно, они хранились в Илорском храме», – предположил Батал Кобахия.

© Фото : Life News
Завещанные Абхазии иконы

Сегодня в Илорском храме ежедневно проводятся богослужения. В церкви хранятся частицы мощей Cвятого Георгия Победоносца, мироточащие и даже кровоточащие иконы. Каждую неделю в храм приезжают паломники из-за рубежа, из России, США и многих европейских стран.

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор

Храм Святого Георгия Победоносца в селе Илор

фото: maxsolis.ru

Архитектура храма
Храм Святого Георгия Победоносца, возведенный в XI веке, находится в селе Илор (Елыр) в нескольких километрах от Очамчыры. Белокаменная церковь окружена оградой из булыжника с воротами, вблизи храма находится небольшая колокольня. Илорская церковь относится к типу однозальных с внутренним алтарным полукружием. Зал храма перекрыт арочным каменным сводом, опирающимся на массивные выступающие пилястры. В зал ведут три входа – с севера, запада и юга, с этих же сторон к нему примыкают построенные в разное время приделы.
На внутренних стенах храма сохранились фрагменты средневековой росписи, элементы чеканного искусства. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста.

Внутренне убранство храма
Илорский храм всегда отличался богатством внутреннего убранства. В ризнице хранилась коллекция золотых и серебряных литургических сосудов, напрестольная массивная чаша из золота, пожертвованная Бедийскому храму царем Багратом III, серебряный складень с изображением святых воинов Дмитрия, Георгия и Феодора.

Особо почитались народом две кованные из серебра чудотворные иконы, которые пожертвовал церкви мегрельский князь Леван Дадиани. Клятва перед ними считалась священной и нерушимой. В народе ходили предания о том, как за измену клятве, данной перед иконой великомученика Георгия Илорского, клятвопреступника постигало суровое наказание. Слава о чудесах от икон Святого Георгия облетела всю страну.

В настоящее время в храме среди икон находится и икона абхазского великомученика – святого Евстафия Апсильского. В 738 году, будучи правителем Апсилии, он был пленен арабским полководцем Сулейманом ибн-Исамом и мученически пострадал в городе Харане. Впоследствии у мощей Евстафия Апсильского происходили чудеса исцеления.

Илорское чудо
Церковь Святого Георгия была известна не только в Абхазии, но и далеко за ее пределами. Паломники и путешественники со всего света стремились попасть в Илорский храм: считалась, что любая просьба, произнесенная там, исполнится. Многие из них оставили интересные заметки о жизни храма. Так, по свидетельству итальянских миссионеров Арканджело Ламберти и Кристофоро Кастелли, посетивших Илорский храм в первой половине XVII века, возле него устраивались большие ярмарки, на которые стекались жители разных районов Западного Кавказа. Миссионеры также описывали праздник, посвященный покровителю Илорской церкви Святому Георгию. Праздники в Илорском храме всегда сопровождались «чудесным» появлением жертвенного быка внутри запертой на ночь ограды храма.

Один из самых посещаемых храмов Абхазии
В XVII веке Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал. В середине XIX века последний владетель Абхазии князь Михаил Шервашидзе покрыл церковь железом, оштукатурил стены внутри и снаружи, сохранив надписи и рельефы фасада, восстановил древнюю ограду из булыжника. Вскоре во внутреннем дворе храма возвели деревянную школу, учрежденную Обществом восстановления православного христианства на Кавказе.

Обновленный храм постепенно начал возвращать былое величие, однако процесс этот был прерван революцией. В 20-е годы ХХ века храм закрыли, что, впрочем, не отразилось на его популярности среди паломников. Даже в эти годы здесь не прекращалось богослужение.
Илорский храм и поныне один из самых посещаемых действующих храмов Абхазии. Ежегодно в день Святого Георгия в нем совершается торжественная служба, на которую собираются многие жители Абхазии.

По материалам Сухумо-Абхазской епархии.

Успенский собор в селе Моква

Успенский собор в селе Моква

фото: nicko.ru

В конце X века, в селе Моква, царь Леон III возвел знаменитый собор Успения Божией Матери. Моквский собор стоит на возвышении у места слияния рек Моква и Дуаб.

Моквский собор — единственный в Абхазии пятинефный крестово-купольный храм. Собор завершает развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII-X веках в Пицунде. По планировке и пропорциям Моквский храм близок к древнерусским (Киевская София).

Собор отличался великолепным внутренним убранством. Поражали редкие по мастерству исполнения фресковые росписи, мраморный иконостас с колоннами, прекрасные резные карнизы. В центре напольного орнамента был выложен круг из красного мрамора с узором в виде спускающихся лучей. Посетивший Мокву в 1659 году иерусалимский патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при великом Абхазском царе Давиде», то есть в конце XI — начале XII века.

Гнет и разгром
В 1640 году в Моквском соборе побывали русские послы и священник Павел Захариев. В своем отчете они написали: «февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с епископами Андреем и Максимом; показывали нам мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят».

В XVII веке, когда турки захватили Абхазию и стали насильно насаждать ислам, грандиозный Моквский храм опустел и был разграблен. Исчезли напольные орнаменты, иконостас. Много драгоценностей и святынь было вывезено из Абхазии и разошлось по разным местам. Так, серебряная икона Моквского храма оказалась в Хобском Успенском монастыре, старинное Евангелие и Псалтырь XI века на пергаменте — в Мартвильском монастыре, архиепископский посох — в Мцхетском соборе.

Реставрация
В XIX веке дорогу к храму приходилось прокладывать через густые девственные леса. Известный кавказовед академик М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848 году, писал: «Обширные размеры церковного корпуса, опутанного сетью ползучих растений, кровля, превращенная в воздушный сад, прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев — все это приводит зрителя в удивление. Однако осколки цветного стекла, куски карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние».

В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В результате этой реставрации сильно пострадал наружный облик храма — исчезли резные карнизы, черепичную кровлю заменили железной. Внутри храма тесаный камень стен покрыли штукатуркой, а росписи и мозаику в алтаре забелили. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, многие абхазские военачальники.

Возрождение Моквского собора
В 1902 году монахини из Богодуховского монастыря Харьковской губернии основали Кавказский (Моквский) Успенский женский монастырь, а в 1920 году храм вновь подвергся разграблению. Было похищено и вывезено за границу принадлежавшее Моквской Архиепископской кафедре ценное Евангелие, написанное на 328 листах и украшенное уникальными миниатюрами и орнаментом, выполненными моквским иноком Ефремом при Моквском архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века моквское Евангелие было возвращено в СССР.

В 1968 году широко отмечалось 1000-летие Моквского собора. К этой дате была проведена частичная реставрация, убраны наслоения XIX века, восстановлена древняя черепичная кровля.

В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. При официальном открытии были отслужены всенощное бдение и Божественная литургия.

На сегодняшний день службы в Моквском соборе проходят редко, однако двери храма всегда открыты.

По материалам Сухумо-Абхазской епархии.

Пещера Абрскила в селе Отап

Пещера Абрскила в селе Отап

фото: drive2.co

Пещера Абрскила в селе Отап находится в менее популярной для туристов Восточной Абхазии, в Очамчырском районе. Прежде, чем попасть в пещеру, уступающей Новоафонской по масштабам, но не по ощущениям, вам надо проехать крупнейшие села Очамчырского района – Мокву и Члоу, дорога к которым сворачивает на 50 км трассы от Сухума.

Эти села расположены по обе стороны асфальтированного шоссе, которое ведет к моквскому храму Х века – Собору Успения Божией Матери. Этот Собор – одна из значимых христианских святынь Абхазии. Увидеть храм, близкий по планировке и пропорциям Софийскому собору в Киеве, приезжают множество паломников и туристов.

По дороге к Абраскилу
Путь в Отап лежит дальше по шоссе. На 10 км шоссе нужно свернуть направо по указателю к селу Тхина. Спустя километр не пропустите еще поворот, и далее, не сворачивая, надо ехать до двухэтажного здания – под одной крышей соседствуют школа и администрация. Пещера совсем близко – в 1,2 км далее по дороге. По пути обратите внимание на маленькую водяную мельницу, примостившуюся справа на самом берегу речки. Мельница рабочая, сельчане до сих пор мелят на ней кукурузу. Мамалыга — традиционна абхазская каша — из такой муки особенно вкусна. Здесь же, рядом с мельницей – остатки Великой абхазской стены, еще одни руины сохранились на поляне у самой крепости.

Экскурсия в пещеру Абрскила начинается с резиновых сапог – весь маршрут по пещере «протекает» по речушке, уровень которой колеблется от 20 до 50 см, а весной поднимается и до метровой высоты. Название речки в переводе с абхазского означает «выносящая конский навоз» – дань легенде об Абрскиле и его верном помощнике – крылатом коне Араше.

Не забудьте взять с собой легкую верхнюю одежду – как и в любой пещере, температура там постоянная и сохраняется на уровне плюс 12-14 градусов. Экскурсия длится около часа, в течение которого вы пройдете 800 метров, увидите 4 подземных зала и сможете прикоснуться к настоящей, нерукотворной красоте.

Легенда об Абрскиле
Абрскил – главное действующее лицо абхазского героического эпоса о богатыре-богоборце. Абрскил – носитель добра и справедливости, борец за счастье народа. Абрскил был рожден чудесным образом — девой, которой был дан обет безбрачия. У героя был друг и помощник — крылатый конь Араш, на котором он летал по небу. Он обладал огромной физической силой, богатырь одним ударом меча рассекал пополам стопудовые камни, уничтожал мешающие земледельцам папоротники, колючки, дикую виноградную лозу, воевал с великанами — врагами человечества. Решив доказать, что он способен на то, что под силу лишь богу, Абрскил вступил в состязание с верховным богом Анцва. Привязав к седлу кожаные мешки, наполненные огромными валунами, Абрскил поднимался на крылатом коне Араше в поднебесье. Сбрасывая камни, он производил шум, подобный небесному грому, а рассекая саблей облака, извлекал молнию. Разгневанный Анцва велел поймать Абрскила и заточить его в пещеру.

Много раз Абрскил пытался бежать, но как только он достаточно расшатывает столб, к которому привязан, на столб садится птица (орел, трясогузка). Богатырь ударяет по столбу, но птичка успевает улететь, а столб вновь уходит в землю.

Красоты пещеры
Пещера Абрскил относится к сталактитовым пещерам галерейного типа. Вы встретите весь набор пещерных достопримечательностей – потолки, покрытые тысячами молодых сталактитов, галереи сталагмитов, сросшиеся колонны сталагнатов. Экскурсовод расскажет о легендах, которые объясняют самые причудливые карстовые формы, похожие на фигуры животных, птиц, людей, предметы быта и прочее. Поражает своими масштабами огромный сталагмит высотой около 10 м — по преданию, именно к нему и был привязан наказанный Абрскил.

Пещера исследована в длину более, чем на 2 км. В советское время половина 800-метрового маршрута был электрифицирована, сейчас ведутся работы по восстановлению освещения, но пока экскурсии проходят при свете фонарей экскурсовода.

использованы материалы сайта abkhazia.travel

Греция Израиль Италия Абхазия Черногория

Примерная программа паломнического тура в Абхазию (25.09-04.10.2020)

Согласно церковному преданию, в 55 году н.э. в Абхазию пришли проповедовать христианство ученики Иисуса Христа — апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный. Симон Кананит принял мученическую смерть на берегу реки Псырдзха и был здесь погребен. Христианство проникало в Абхазию вместе с римскими солдатами, три когорты (когорта — отряд численностью до 500 воинов) которых квартировали в Питиунте, Себастополисе и в Зиганисе (ныне село Гудава Очамчырского района). К концу III — началу IV вв. в Питиунте образовалась самая древняя христианская община на Кавказе. В 325 году епископ питиунтский Стратофил представлял ее на 1-м Вселенском соборе в Никее. Известно, что православие утвердилось в Абхазии в V-VI веках и стало государственной религией, но через тысячу лет сменилось мусульманством. Но в этот период здесь не относились к христианству враждебно, а древние храмы почитались по-прежнему. Abhazia-novi-Afon

Лыхны .

Один из старейших храмов Абхазии находится в историческом селе Лыхны, где когда-то жили князья Абхазии и до сих пор сохранились развалины их усадьбы. Лыхненский храм Успения Богородицы (фото) сооружен в VIII-X веке в эпоху наивысшего подъема Абхазского царства, которое тогда было оплотом распространения Христианства на Северном и Западном Кавказе.

Регуляные службы в этом храме никогда не останавливались. И это 12 веков подряд! Местные служители церкви утверждают, что внутри храма «намолена» необыкновенная энергетика . Порой, когда идет служба и поет хор, с молящимися чужестранцами случаются странные вещи, приходят необычные ощущения.

Abhazia-Lyhny

Илорский храм

Это самый почитаемый храм Абхазии с мироточащими иконами. По размерам невелик – однозальный, построен в XI веке на священном для абхазов месте Елыр-ныха, сюда веками приходили вершить суд и давать клятвы. В Абхазии говорят, что любая просьба, произнесенная в молитвах перед иконами внутри храма — обязательно исполнится. Покровителем храма считается святой Георгий. В храме строгие правила: вести фотосессии и съёмки внутри строго запрещено, женщинам простоволосым и в брюках, мужчинам в шортах и кепках нельзя. Во время службы мужчина стоят по правую сторону, а женщины по левую. В этом храме отец Сергий изгоняет бесов, поэтому именно сюда целенаправленно съезжаются люди с особо тяжелыми духовными проблем

Abhazia-Ilory

Каманы.

Это настоящая православная святыня. О нем есть упоминание в Святом писании, в житии Иоана Златоуста. Очень намоленное и благодатное место с красивыми легендами. Там находится Каманский мужской монастырь, действующий. Вот что пишут об истории Каман:

«История Каман тесно связана с именем святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Констатинопольского и одного из трех Вселенских святителей. Святитель Иоанн Златоуст, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 г. Златоустом святого Иоанна прозвали за небывалое красноречие, привлекавшее к нему не только христиан, но даже еретиков и язычников. В марте 404 г. в Константинополе состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. Зимой 406 г. святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Каманах силы оставили его. У склепа святого Василиска , утешенный явлением мученика (”Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе”), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами «Слава Богу за всё!” отошел к Господу 14 сентября 407 г. в Каманах.

Самые почитаемые святые в Абхазии – это Пантелеймон Целитель, Симон Кананит и Андрей Первозванный. В Абхазии сейчас 18 действующих храмов, и нет ни одной мечети. Новоафонский монастырь считается самым крупным культовым сооружением Кавказа. На территории Абхазской республики сохранился языческий пантеон и семь языческих святилищ.

Abhazia-Kamany

Илорский храм

Церковь. Действует.
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:между приблизительно 1000 и 1100.
Адрес:Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.
Координаты:42.696138, 41.499492
Проезд:На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей … нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).2. Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).3. С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.

Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Фатинья
10 марта 2014
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Вид с юго-востока: слева — колокольня, справа — Георгиевский храм.
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Основной объем храма, вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Вид с востока
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Колокольня, вид с запада
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Основной объем храма, вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Вид с юго-запада: слева — храм, справа — отдельно стоящая колокольня
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Евгений Спиваковский
24 августа 2014
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Турбаев Роман
31 декабря 2013
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Фрагмент северного фасада
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Основной объем храма
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Трапезная, вид с севера
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012
Церковь Георгия Победоносца - Илор (Илори, Елыр) - Абхазия - Прочие страны
Завершение храма
Иванов Дмитрий
13 сентября 2012

Карта и ближайшие объекты

Показать только действующие