Именины у аполлинарии

Житие преподобной Аполлинарии

Пре­по­доб­ная Апол­ли­на­рия бы­ла до­че­рью Ан­фе­мия, быв­ше­го пра­ви­те­ля Гре­че­ской им­пе­рии во вре­мя ма­ло­лет­ства Фе­о­до­сия Млад­ше­го (408–450). От­ка­зав­шись от бра­ка, она вы­про­си­ла у сво­их бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей раз­ре­ше­ние по­кло­нить­ся свя­тым ме­стам Во­сто­ка. При­быв из Иеру­са­ли­ма в Алек­сан­дрию, она тай­но от слуг пе­ре­оде­лась в одеж­ду ино­ка и скры­лась в од­но бо­ло­ти­стое ме­сто, где несколь­ко лет под­ви­за­лась в стро­гом по­сте и мо­лит­вах. По от­кро­ве­нию свы­ше она на­пра­ви­лась в скит к свя­то­му Ма­ка­рию Еги­пет­ско­му, на­звав се­бя ино­ком До­ро­фе­ем. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял ее в чис­ло сво­ей бра­тии, и там она вско­ре про­сла­ви­лась сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью. У ро­ди­те­лей Апол­ли­на­рии бы­ла дру­гая дочь, стра­дав­шая бес­но­ва­ни­ем. Они от­пу­сти­ли ее в скит к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, ко­то­рый при­вел боль­ную к ино­ку До­ро­фею (бла­жен­ной Апол­ли­на­рии), по мо­лит­ве ко­то­ро­го де­ви­ца по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. По воз­вра­ще­нии до­мой де­ви­ца вновь под­верг­лась на­си­лию диа­во­ла, ко­то­рый дал ей вид жен­щи­ны, но­ся­щей во чре­ве. Этот слу­чай при­вел в силь­ный гнев ро­ди­те­лей ее, ко­то­рые по­сла­ли в скит во­и­нов и тре­бо­ва­ли вы­дать ви­нов­ни­ка оскорб­ле­ния до­че­ри.

Свя­тая Апол­ли­на­рия взя­ла на се­бя ви­ну и по­шла с по­слан­ны­ми в дом сво­их ро­ди­те­лей. Там она от­кры­ла ро­ди­те­лям свою тай­ну, ис­це­ли­ла сест­ру, воз­вра­ти­лась в скит, где в ско­ром вре­ме­ни мир­но скон­ча­лась в 470 го­ду. Толь­ко по­сле смер­ти ино­ка До­ро­фея от­кры­лось, что это бы­ла жен­щи­на. Те­ло свя­той бы­ло по­гре­бе­но в пе­ще­ре, в церк­ви оби­те­ли свя­то­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го.

См. так­же: «Жи­тие пре­по­доб­ной Апол­ли­на­рии» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Сентября 10 (23) Мученица Татиана (Гримблит)

Сентября 10 (23) Мученица Татиана (Гримблит)Составитель игумен Дамаскин (Орловский)Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в Томской гимназии, которую она окончила

Октября 18 (31) Мученица Елизавета (Крымова)

Октября 18 (31) Мученица Елизавета (Крымова)Составитель священник Максим МаксимовМученица Елизавета родилась в 1877 году в городе Серпухове Московской губернии в семье рабочего Николая Крымова. Семья была бедная. Отец вскоре умер, мать, работая прачкой, не могла прокормить

Сентября 16 (29) Священномученик Сергий и мученица Варвара (Лосевы)

Сентября 16 (29) Священномученик Сергий и мученица Варвара (Лосевы)Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Сергий родился 20 сентября 1893 года в селе Ванилово Московской губернии в семье псаломщика Александра Лосева.В 1908 году Сергей Александрович окончил

Мученица Параскева Пятница (28 октября /10 ноября)

Мученица Параскева Пятница (28 октября /10 ноября)Родители святой великомученицы Параскевы жили в III веке, они особенно чтили пятницу – тот день в неделе, в который пострадал Господь наш Иисус Христос, и потому свою дочь назвали Параскевой, что означает «Пятница». Девушка

Преподобный Антоний Великий (10/23 июля, 2/15 сентября и 28 сентября/11 октября)

Преподобный Антоний Великий (10/23 июля, 2/15 сентября и 28 сентября/11 октября)Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова. Сначала он отправился странствовать и на святой горе Афон принял иноческий постриг. Вернувшись на Русь, Антоний начал

Иоанн Креститель (7/20 января, 24 февраля/9 марта, 25 мая/7 июня, 24 июня/7 июля, 29 августа/11 сентября, 23 сентября/6 октября и 12/25 октября)

Иоанн Креститель (7/20 января, 24 февраля/9 марта, 25 мая/7 июня, 24 июня/7 июля, 29 августа/11 сентября, 23 сентября/6 октября и 12/25 октября)Иоанн Креститель – Пророк и Предтеча Господень. Его рождение было чудесным образом предсказано его отцу пророку Захарии и матери Елизавете. Он

Мученица Параскева Пятница (28 октября/10 ноября)

Мученица Параскева Пятница (28 октября/10 ноября)Святая великомученица Параскева, прозванная Пятницей, жила в III веке в Римской империи, в городе Иконии. Родители назвали ее в честь дня, в который пострадал Господь Иисус Христос. Девушка бережно хранила благочестие и веру,

1 октября (18 сентября ст. ст.)

1 октября (18 сентября ст. ст.)Прп. Евменпя, еп. Гортпнского (VII). Прославление прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1698). Прп. Илариона Оптинского (1873).Сщмчч. Алексия и Петра пресвитеров (1918). Сщмч. Амфилохия, еп. Красноярского, Иоанна, Бориса, Михаила, Владимира,

2 октября (19 сентября ст. ст.)

2 октября (19 сентября ст. ст.)Блгвв. князей Феодора Смоленского (1299) и чад его Давида (1321) и Константина, Ярославских чудотворцев.Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта (276). Прп. Алексия Зосимовсого (1928). Сщмч. Константина и с ним двух мучеников (1918). Сщмч. Николая пресвитера (1919).

5 октября (22 сентября ст. ст.)

5 октября (22 сентября ст. ст.)Прор. Ионы (VIII до Р.Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера, отца (IX) свв. Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).Сщмч. Вениамина, еп. Романовского (1930). Мч. Фоки вертоградаря (ок. 320). Прав. Петра,

6 октября (23 сентября ст. ст.)

6 октября (23 сентября ст. ст.)Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.Прославление свт. Иннокентия, митр. Московского (1977).Сщмч. Иоанна пресвитера (1937). Прпп. жен Ксанфиппы и Поликсении (109). Мц. Ираиды девы (ок. 308). Мчч. Андрея, Иоанна и чад

7 октября (24 сентября ст. ст.)

7 октября (24 сентября ст. ст.)Первомц. равноап. Феклы (I).Сщмч. Василия диакона (1918). Сщмчч. Андрея и Павла пресвитеров, прмч. Виталия и мчч. Василия, Сергия и Спиридона (1937). Сщмч. Никандра пресвитера (1939). Прп. Коприя (530). Св. царя Стефана Сербского (1224) и сына его св. царя

8 октября (25 сентября ст. ст.)

8 октября (25 сентября ст. ст.)Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392).Св. Николая исп., пресвитера (1941). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III). Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии

9 октября (26 сентября ст. ст.)

9 октября (26 сентября ст. ст.)Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989). Сщмч. Афанасия, Александра и Димитрия пресвитеров, мчч. Иоанна и Николая (1937). Сщмч.Владимира пресвитера (1939). Прп.

Имя Полина в разные времена привлекало родителей девочек своим благозвучием, навевающим покой и умиротворение. Будучи довольно старым, оно никогда не исчезало из обихода.

История его происхождения достаточно противоречива. Одни специалисты считают, что Полина – это полное самостоятельное имя, поскольку греческая «поли» имеет значение «много». Следовательно, Полина – «многозначительная». Другие относят имя к производным от французского Паулина (Павлина), то есть «маленькая», а третьи сходятся во мнении, что Полина – это сокращенная форма от Аполлонии или Аполлинарии. В русской версии чаще встречается разговорное Полинария, что с греческого переводится как «освобожденная».

Хотя за многовековую историю церковного календаря перечень имен существенно расширился, ни Полины, ни Паулины, ни Аполлонии, ни Полинарии в нем нет. Дело в том, что Полиной на Руси именовали Аполлинарию или Пелагею. Именно эти имена и есть в святцах. Если девочка еще слишком мала, чтобы самостоятельно сделать выбор при крещении, то решать предстоит родителям. Оба имени имеют греческое происхождение и обладают огромной внутренней энергетикой.

Аполлинария – посвященная Аполлону

Поскольку имя происходит от златокудрого Бога Солнца — Аполлона, а Apollinaris обозначает принадлежность – Аполлонова, то Аполлинария может трактоваться и как «принадлежащая Аполлону», «солнечная». Аполлинария, как правило, не обладает кротким нравом, который зачастую предрекают девочке с именем Полина. В детстве она весела и отзывчива, любит участвовать в делах взрослых и ждет от них похвалы и признания своих заслуг. В зрелом возрасте это женщина с высоким интеллектом, трудолюбива и предана своей работе и семейному очагу. По типу темперамента – холерик. Обидчива, но не злопамятна. Не терпит давления.

Если при обряде крещения Полину нарекут Аполлинарией, то ей будут покровительствовать:
— святая Аполлинария, день памяти которой приходится на 4 апреля;
— святая мученица Аполлинария (Тупицина), приговоренная к расстрелу 13 октября 1937 года за принадлежность к церковной группе;
— преподобная Аполлинария, которая была дочерью Анфемия, правителя Греческой империи. Она долгое время скрывалась под мужским монашеским одеянием и носила имя Дорофей. День памяти Святой отмечается накануне Крещения, 18 января.

Пелагея – «морская»

Своему появлению имя обязано греческому Пелагиос, что в женском варианте звучит как Пелагиа – «морская». Оно тождественно Марине, имеющей латинское происхождение. Возможно, Полина и Пелагея покажутся некоторым не идеально созвучными именами, но в христианстве зачастую Полин крестят именем Пелагея. К тому же изобилуют именами почитаемых святых мучениц и преподобномучениц с таким именем:
— 5 апреля почитается святая мученица Пелагия;
— 17 мая — Пелагия Тарсийская;
— 26 июня — преподобномученица Пелагия (Жидко);
— 30 июня — Пелагия (Балакирева);
— 21 октября — святая мученица Пелагия Антиохийская, которая была ученицей священномученика Лукиана Антиохийского, и Пелагия Антиохийская Палестинская;
— 3 ноября — преподобномученица Пелагия (Тестова);
— 12 февраля — Пелагия Дивеевская.

Несмотря на то что в нежном имени Полина окружающим «слышится» уравновешенность, носящие его женщины обладают зачастую холеричным характером и не умеют сдерживать долго внутреннее напряжение. Девочка, нареченная именем Пелагея, на первый взгляд флегматична, но с возрастом ее терпимости тоже приходит конец.»Солнечная» или «морская» Полина порядочна, скромна, но импульсивна.

  • Значение имени Полина
  • Полина — от имени Аполлинария
  • Значение имени Пелагея
  • Как быть, если человек не знает, с каким он был крещен именем?

Владимира I, младшего сына Святослава, называют в былинах Красное Солнышко. Будучи новгородским и великим киевским князем он усилил международный авторитет Руси и ввел в качестве государственной религии христианство. Владимир Святославич канонизирован русской православной церковью.

Князь Владимир Святославич до крещения Руси

Древнерусские хроники не донесли до нас даты рождения князя Владимира. Известно только, что в 969 году после кончины Ольги Святослав раздал земли своим сыновьям, и младшему, Владимиру, достался Новгород.

При разделе земель Святослав отдал Ярополку Киев, а Олегу – древлянскую землю, которая располагалась в украинском Полесье (на западе Киевской и в Житомирской области).

Вскоре между потомками Святослава разгорелась вражда. В борьбе киевского, древлянского и новгородского князей победу одержал Владимир, который занялся обустройством Русской земли.

В городах он посадил своих наместников, провел религиозную , возведя в Киеве и Новгороде языческие капища, а в 981-985 годы вел успешные войны с вятичами, ятвигами, радимичами и волжскими булгарами. Своими победами он расширил пределы Русского княжества.

Когда крестили Русь

Важнейшим деянием князя Владимира Святославича было принятие христианства в качестве государственной религии Киевской Руси.
Сначала Владимир был язычником. В Киеве перед княжеским стояла сделанная из дерева бога Перуна с серебряной головой и золотыми глазами и усами. Этому идолу приносились жертвоприношения.

К X веку Русь стала сильным феодальным государством с очень высоким уровнем развития торговли, ремесел и духовной культуры. Поднятие государства на еще более высокий уровень требовало дополнительной консолидации сил внутри страны. Принятие христианства колоссальное значение для русского народа.

После принятия христианства Владимир упорядочил внутреннюю жизнь Руси: ввел новые законы, заменил кровную месть штрафами, которые называли вирами.

Прежде всего, установилась принадлежность Руси к определенному типу цивилизации. Кроме этого, через религию Русь приобщилась к высочайшим достижениям христианского мира, что способствовало формированию новых нравственных ценностей, распространению письменности и искусств.

Но помимо религиозной, вопрос принятия новой веры имел и политическую сторону, Византийский император Василий II обещал отдать за Владимира свою Анну. Когда он стал уклоняться от выполнения этого обещания, Владимир взял византийский город Корсунь в Крыму, который вернул императору только после исполнения им обещанного.

Годом крещения Руси принято считать 988 год, когда в Корсуни Владимир, и следом новую религию приняли киевляне, в городе были разорены языческие капища. Через год был крещен Новгород, причем принятие новой веры сопровождалось вооруженными столкновениями язычников и христиан. Процесс распространения православия по всей Русской занял многие годы.

Но последние десятилетия наблюдается возрастающий интерес к традициям и, в том числе, к нареканию детей .

Что такое святцы

Святцы, месяцеслов – это своеобразный календарь святых. На каждый день приходится по нескольку имен. Считается, что в день рождения ребенка к нему спускается один из этих святых и готовится стать его ангелом хранителем. Поэтому важно, чтобы имя ребенка соответствовало одному из имен святых великомучеников этого дня.

На протяжении всей истории христианства святцы пополнялись новыми именами, но преимущественно греческого, латинского, еврейского происхождения. Своих святых на Руси не было, так как язычники не могли стать христианскими-великомучениками. Но старославянские имена, тем не менее, встречаются, например, Людмила упоминается даже дважды.

Как подобрать крестильное имя?

Проблема не самая простая, если учесть, что очень многих современных светских имен или нет в святцах, или они приведены в первоначальном своем звучании, то есть без перевода.

Получается парадоксальная ситуация, когда девочки, названные в честь самых известных великомучениц – Веры, Надежды и Любови, не могут получить это имя при крещении, так как в есть только их не совсем благозвучные греческие оригиналы — Пистис, Элпис и Агапэ. И только оригинал имени матери из Софьи (Мудрость) оказался более приемлем в качестве имени.

Среди священнослужителей нет единого мнения по этому поводу. Некоторые охотно нарекают ребенка его светским именем, другие дают при крещении имя ближайшего святого, третьи предлагают родителям на выбор несколько вариантов, максимально подходящих по созвучию.

И как же теперь нарекать Светлану?

Светлана – старославянское имя, которому по значению «светлая» в святцах соответствует Фотиния (26 февраля) или Фотина (2 апреля).

  • Как назвать ребенка по святцам
  • Преподобная Аполлинария
  • Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и бабка их Леонилла
  • Мученики Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и прочих, числом 377, с ними пострадавших
  • Cвященномученик Климент, Святой мученик Агафангел и прочие с ними
  • Мученики Вавила Сицилийский и ученики его Тимофей и Агапий
  • Преподобные Ксенофонт и Мария и сыновья их Иоанн и Аркадий
  • Мученики Анания пресвитер, Петр темничный ключарь и с ним семь воинов
  • Мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий
  • Мученики Ипполит, Кенсорин, Савин, Хрисия девица и прочие двадцать мучеников
  • Чудотворцы и бессребреники Кир и Иоанн и Святая мученица Афанасия и три дочери ее Феоктиста, Феодотия и Евдоксия
  • Мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий
  • Мученица Трифена
  • Другие разделы

    • Святые по именам

    Вам может быть интересно

    Житие: «Преподобная Аполлинария»

    По смерти греческого царя Аркадия , сын его Феодосий остался малым, восьмилетним отроком и не мог управлять царством; поэтому брат Аркадия, римский император Гонорий вручил попечительство над юным царем и управление всем греческим царством одному из важнейших сановников, анфипату по имени Анфемию , мужу мудрому и весьма благочестивому. Этот анфипат до тех пор, пока Феодосий вырос, всеми в то время почитался как царь, почему и святой Симеон Метафраст, начиная писать сие житие, говорит: «в царствование благочестивого царя Анфемия», — и во всей этой истории называет его царем. У сего Анфемия было две дочери, из коих одна, младшая, с самых детских лет имела в себе нечистого духа, а старшая от юности проводила время в святых церквах и молитвах. Имя сей последней было Аполлинария. Когда она достигла совершеннолетия, родители ее стали помышлять о том, как бы выдать ее замуж, но она отказывалась от этого и говорила им:

    Я хочу уйти в монастырь, слушать там Божественное писание и видеть чин монастырской жизни.

    Родители говорили ей:

    Мы хотим выдать тебя замуж.

    Она же отвечала им:

    Не хочу идти замуж, но надеюсь, что Бог и меня сохранит в страхе пред Ним чистою, как Он соблюдает в непорочности Своих святых дев!

    Родителям ее казалось весьма удивительным, что она говорила так, будучи еще столь юною, и что до такой степени она была объята любовью к Божественному. Но Аполлинария снова стала умолять своих родителей, чтобы они привели к ней какую-нибудь инокиню, которая бы научила ее псалтири и чтению святых писаний. Анфемий же не мало скорбел о ее намерении, потому что ему хотелось выдать ее замуж. Когда же девица не изменила своего желания и отказалась от всяких подарков, которые предлагались ей искавшими ее руки знатными юношами, родители сказали ей:

    Чего же ты хочешь, дочь?

    Она отвечала им:

    Прошу вас отдайте меня Богу — и вы получите награду за мое девство!

    Видя, что намерение ее непоколебимо, крепко и благочестиво, они сказали:

    Да будет воля Господня!

    И привели к ней опытную инокиню, которая научила ее читать божественные книги. После сего она сказала родителям:

    Прошу вас отпустите меня в путешествие, чтобы я могла увидеть святые места в Иерусалим. Там я помолюсь и поклонюсь честному Кресту и Святому Воскресенью Христову!

    Они не хотели отпустить ее, потому что она была для них в доме единственной утехою, и они сильно любили ее, так как другая ее сестра была одержима бесом. Аполлинария же в течение долгого времени умоляла родителей своими просьбами, и вот они, против желания своего, согласились, наконец, отпустить ее, Они дали ей многих рабов и рабынь, немало золота и серебра и сказали:

    Возьми это, дочь, и ступай, исполни обет свой, ибо Бог хочет, чтобы ты была его рабою!

    Посадив ее на корабль, они простились с нею и сказали:

    Помяни и нас дочь, в молитвах на святых местах!

    Она же сказала им:

    Как вы исполняете желание моего сердца, так пусть и Бог исполнит ваши прошения и избавит вас в день скорби!
    Итак, разлучившись с родителями, она отправилась в плавание. Достигнув Аскалона , она пробыла тут несколько дней из-за волнения морского и обошла там все церкви и монастыри, молясь и подавая милостыню нуждающимся. Здесь же нашла она себе спутников для путешествия в Иерусалим и, придя во святой город поклонилась Воскресению Господнему и Честному Кресту, совершая усердную молитву за родителей своих. В эти дни своего богомолья Аполлинарии посещала и женские монастыри, жертвуя большие суммы на нужды их. В то же время она стала отпускать на свободу излишних рабов и рабынь, причем давала им щедрою рукою награду за их службу и поручала себя их молитвам. Чрез несколько дней, по окончании своих молитв на святых местах Аполлинария, посетив Иордан, сказала оставшимся с нею:

    Братия мои, я хочу освободить и вас, но сначала отправимся в Александрию и поклонимся святому Мине .

    Они же сказали:

    Пусть будет так, как ты, госпожа, повелеваешь!

    Когда они приближались к Александрии, о ее прибытий узнал проконсул и послал почетных людей, встретить ее и приветствовать ее, как дочь царскую. Она же, не желая приготовленных ей почестей, ночью вошла в город и, сама, явившись в дом проконсула, приветствовала его и его супругу. Проконсул же с супругой упали ей в ноги, говоря:

    Зачем ты так поступила, госпожа? мы послали приветствовать тебя, а ты, наша госпожа, пришла к нам сама с поклоном.

    Блаженная Аполлинария сказала им:

    Хотите ли вы сделать мне приятное?

    Они же отвечали:

    Конечно, госпожа!

    Тогда святая сказала им:

    Отпустите же меня немедленно, не докучайте мне почестями, ибо я хочу идти и помолиться святому мученику Мине.

    И они, почтив ее драгоценными дарами, отпустили. Блаженная же раздала те дары нищим. После того она в течение нескольких дней оставалась в Александрии, обходя церкви и монастыри. При этом она нашла в том доме, где имела пребывание, одну старицу, которой Аполлинария подала щедрую милостыню и упросила тайно купить ей мантию, параманде , клобук и кожаный пояс, и все мужские одежды иноческого чина. Старица же, согласившись, купила все это и, принеся к блаженной, сказала:

    Да поможет тебе Бог мать моя!

    Получив монашеские одежды, Аполлинария сокрыла их у себя, чтобы про то не узнали ее спутники. Потом она отпустила оставшихся при ней рабов и рабынь, кроме двоих — одного старого раба и другого евнуха, и, севши, на корабль, отплыла в Лимне. Оттуда наняла она четырех животных и отправилась к гробу святого мученика Мины. Поклонившись мощам святого и совершив свои молитвы, Аполлинария в закрытой колеснице поехала в скит поклониться жившим там святым отцам. Был вечер, когда она отправилась в путь, и она велела евнуху находиться позади колесницы, а раб находившийся впереди, правил животными. Блаженная, же сидя в закрытой колеснице и имея с собою иноческие одежды, совершала тайную молитву, испрашивая у Господа помощи в предпринятом ею деле. Наступила темнота и приближалась полночь; приблизилась и колесница к одному болоту, находившемуся при источнике, который после стал называться источником Аполлинарии. Откинув покрывало колесницы, блаженная Аполлинария увидала, что оба ее служителя, евнух и возница, задремали. Тогда она сняла с себя мирские одежды и облеклась в иноческое мужское одеяние, обращаясь при сем к Богу с такими словами:

    Ты, Господи, дал мне начаток сего образа, сподоби же меня до конца понести его, по Твоей Святой воли!

    Потом осенив себя крестным знамением она тихо сошла с колесницы, между тем как слуги ее спали, и, войдя в болото, скрывалась здесь До тех пор пока колесница не уехала дальше. Святая поселилась в той пустыне при болоте и жила одна пред лицом Единого Бога, Которого она возлюбила. Бог же, видя ее сердечное к Нему влечение, покрывал ее Своею десницею, помогая ей в борьбе с невидимыми врагами, и подавая ей телесное пропитание в виде плодов с финикового дерева.

    Когда же колесница, с коей тайно сошла святая, двинулась дальше, слуги, евнух и старец проснулись при свете наступавшего дня, заметив, что колесница пуста, очень испугались; они видели только одежды своей госпожи, а ее самой не находили. Они удивлялись, не зная, когда сошла она, куда отправилась и с какою целью, сняв притом с себя все одежды. Долго они искали ее, звали ее громким голосом но, не найдя, решили возвратиться назад, не зная, что другое им сделать. Итак, вернувшись в Александрию, они объявили обо всем проконсулу Александрийскому, а тот чрезвычайно удивленный сделанным ему донесением тотчас обо всем с подробностями написал анфипату Анфемию, отцу Аполлинарии и отослал ему с евнухом и старцем оставшиеся в колеснице ее одежды. Анфемий, почитав письмо проконсула, вместе с супругою своею, матерью Аполлинарии, долго и неутешно рыдали вместе, рассматривая одежды любимой своей дочери, а с ними плакали и все вельможи. Потом Анфемий молитвенно воскликнул:

    Боже! Ты избрал ее, Ты и утверди ее в страхе Твоем!

    Когда вслед за этим все снова зарыдали, то некоторые из вельмож стали утешать царя такими словами:

    Вот истинная дочь добродетельного отца, вот истинная отрасль благочестивого царя! В этом государь, получила свидетельство пред всеми твоя добродетель, за которую Бог благословил тебя такою дочерью!

    Говоря это и многое другое, они несколько успокаивали горькую скорбь царя. И все молились Богу за Аполлинарию, чтобы Он укрепил ее в таком житии, ибо поняли, что она ушла на трудное пустынническое житие, как это и случилось на самом деле.

    Святая же дева несколько лет прожила на том месте, где она сошла с колесницы, пребывая в пустыне около болота, из которого поднимались целые облака язвительных комаров. Там вела она борьбу с дьяволом и с телом своим, которое было прежде нежно; как тело девицы, выросшей в царской роскоши, а потом стало похожим как бы на броню черепахи, ибо она иссушала его трудами, постом и бдением и отдавала на съедение комарам, а кроме того, ее опалял и зной солнца. Когда же Господь восхотел, чтобы она нашла себе приют среди святых отцов пустынников, и чтобы о ней увидали люди, для своей пользы, то вывел ее из того болота. Ей явился во сне ангел и повелел идти в скит и именоваться Дорофеем. И она вышла из своего местопребывания, имея такую наружность, что никто не мог бы сказать, наверное, мужчина ли пред ним или женщина. Когда она однажды рано утром шла по пустыне, ее встретил святой пустынник Макарий и сказал ей:

    Благослови, отче!

    Она же испрашивала у него благословения, и потом, благословив друг друга, они пошли вместе к скиту. На вопрос святой:

    Кто ты, отче?

    Он отвечал:

    Я — Макарий.

    Тогда она сказала ему:

    Будь добр отче, позволь мне остаться с братией твоею!

    Старец приведя ее в скит отвел ей келью, не зная о том, что она женщина, и считая ее скопцом. Бог не открыл ему этой тайны, для того чтобы впоследствии все получили от того большую пользу и для славы Своего святого имени. На вопрос же Макария: как ее зовут? она отвечала:

    Имя мое — Дорофей. Слыша о пребывающих здесь святых отцах, я пришел сюда пожить с ними, если только окажусь этого достойным.

    Старец спросил ее тогда:

    Что ты можешь делать, брат?

    И Дорофей отвечал, что он согласен делать то, что ему будет повелено. Тогда старец указал ей делать цыновки из тростника. И святая дева стала жить, как муж, в особой кельи, посреди мужей, как живут пустынные отцы: Бог не давал никому проникнуть в тайну ее. Дни и ночи проводила она, в непрестанной молитве и занятии рукодельем. С течением времени она стала выделяться среди отцов строгостью своей жизни; сверх того, ей дана была от Бога благодать исцеления недугов и имя Дорофея было у всех на устах, ибо все любили сего мнимого Дорофея и почитали его великим отцом.

    Прошло довольно времени, и злой дух которым была одержима младшая дочь царя Анфемия, сестра Аполлинарии, стал сильнее мучить ее и кричал:

    Если вы не отведете меня в пустыню, то я не оставлю ее.

    К этой хитрости дьявол прибег, для того, чтобы обнаружилось, что Аполлинария живет среди мужчин и чтобы изгнать ее из скита. А так, как Бог не допускал дьяволу говорить что-нибудь об Аполлинарии, то он мучил ее сестру, чтобы ее отправили в пустыню. Вельможи советовали царю послать ее к святым отцам в скит, чтобы те помолились о ней. Царь так и сделал, послав к пустынным отцам свою бесноватую с множеством слуг.

    Когда все прибыли в скит, на встречу им вышел святой Макарий и спросил их:

    Зачем, чада, вы пришли сюда?

    Они же сказали:

    Благочестивый государь наш Анфемий прислал свою дочь, чтобы вы, помолившись Богу, исцелили ее от болезни.

    Старец, приняв ее из рук царского сановника, отвел ее к авве Дорофею, или иначе к Аполлинарии, и сказал:

    Вот это царская дочь, которая нуждается в молитвах здесь живущих отцов и в твоей молитве. Помолись о ней и исцели ее, так как тебе от Господа дарована сия способность исцеления.

    Аполлинария же, услышав это, стала плакать и говорила:

    Кто такое я, грешный, что вы приписываете мне власть изгонять бесов?

    И, склонившись на колена, умоляла старца такими словами:

    Оставь меня, отец плакать о многочисленных грехах моих; я немощен, и не в силах сделать что-либо в таком деле.

    Но Макарий сказал ей:

    Разве другие отцы не творят знамений силою Божьей? И тебе также предоставлено это дело.

    Тогда Аполлинария сказала:

    Да будет воля Господня!

    И, умилосердившись над бесноватой, взяла ее в свою келью. Узнав в ней свою сестру, преподобная со слезами радости обняла ее и сказала:

    Хорошо, что ты пришла сюда, сестра!

    Бог же запретил бесу объявлять об Аполлинарии, которая продолжала скрывать свой пол под видом и именем мужчины, и святая боролась с дьяволом молитвою. Однажды, когда дьявол стал особенно сильно мучить девицу, блаженная Аполлинария, воздев руки к Богу, со слезами молилась о сестре своей. Тогда дьявол, не будучи в состоянии противиться силе молитвы, громко закричал:
    — Беда мне! меня гонят отсюда, и я удаляюсь!

    И, повергши девицу на землю, вышел из нее. Святая же Аполлинария, взявши с собою выздоровевшую сестру свою, привела ее в церковь, и, припадав к ногам святых отцов, говорила:

    Простите мне, грешному! Я много грешу, живя посреди вас.

    Они же, призвав посланных от царя, отдали им исцеленную царскую дочь и отпустили ее с молитвами и благословением к царю. Родители весьма обрадовались, когда увидели свою дочь здоровою, и все вельможи обрадовались счастью царя своего и прославляли Бога за столь великую его милость, ибо видели, что девица стала здорова, прекрасна лицом и тиха. Святая же Аполлинария еще более смиряла себя среди отцов, принимая на себя все новые и новые подвиги.

    Потом дьявол снова прибег к хитрости, чтобы огорчить царя и обесчестить его дом, а также обесславить и причинить зло мнимому Дорофею. Он снова вошел в царскую дочь, но не мучил ее как прежде, а дал ей вид зачавшей женщины. Увидев ее в таком положении, родители ее чрезвычайно смутились и стали допрашивать ее, с кем она согрешила, Девица же, будучи чиста телом и душою, отвечала, что она сама не знает, как это с нею случилось. Когда родители побоями стали принуждать ее к тому, чтобы она сказала, с кем пала, дьявол сказал ее устами:

    Тот черноризец в кельи, у которого я жила в скиту, виновен в моем падении.

    Царь пришел в сильное раздражение и повелел разрушить тот скит. Царские воеводы пришли с воинами в скит и с гневом требовали выдать им черноризца, оскорбившего так жестоко царскую дочь, а в случае противления угрожали истребить всех скитников. Услышав это, все отцы пришли в чрезвычайное смятение, но блаженный Дорофей, выйдя к слугам царским, сказал:
    — Я тот, кого вы ищете; возьмите меня одного, как виновного, а прочих отцов как невинных оставьте в покое.

    Отцы, услышав это, огорчились и говорили Дорофею: «и мы пойдем с тобою!» — потому что они не считали его виновным том грехе! Но блаженный Дорофей говорил им:

    Господа мои! вы только молитесь обо мне, я же надеюсь на Бога и на ваши молитвы, и думаю, что скоро благополучно вернусь к вам.

    Тогда они повели его всем собором в церковь и, сотворив о нем молитву и поручив его Богу, отдали его посланным от Анфемия; авва Макарий и другие отцы были однако же уверены в том, что Дорофей ни в чем неповинен. Когда Дорофея привели к Анфемию, он упал к его ногам и сказал:

    Умоляю тебя, благочестивый государь, терпеливо и в молчании выслушать то, что я скажу о твоей дочери; но я скажу вам все только наедине. Девица же чиста и не потерпела никакого насилия.

    Когда же святая вознамерилась уйти в свое местопребывание, родители стали молить ее о том, чтобы она осталась у них. Но они не могли упросить ее, а притом и не хотели нарушить царское свое слово, данное ей, что отпустят ее на место ее жительства, ранее открытия тайны ее. Итак, они, против собственного желания, отпускали свою любимую дочь, плача и рыдая, но в то же время радуясь в душе такой добродетельной дочери, которая предала себя на служение Богу. Блаженная же Аполлинария просила своих родителей молиться о ней, и они сказали ей:

    Бог, Которому ты уневестила себя, да довершит тебя в страхе и любви к Нему и да покроет тебя Своего милостью; а ты, возлюбленная дочерь, поминай нас в своих святых молитвах.

    Ей хотели дать много золота, чтобы она отнесла его в скит на нужды святых отцов, но она не захотела взять его.

    Отцы мои, — говорила она, — не имеют нужды в богатствах сего мира; мы заботимся только о том, чтобы не лишиться благ небесных.

    Итак, сотворив молитву и долго проплакав, обнимая и лобзая свою любимую дочь, царь и царица отпустили ее на место ее жительства. Блаженная же радовалась и веселилась о Господе.

    Когда же она пришла в скит, отцы и братия возрадовались тому, что брат их Дорофей, вернулся к ним невредим и здрав, и устроили в тот день празднество, в благодарение Господу. Никто так и не узнал, что приключилось с нею у царя, а равно осталось в безвестности и то, что Дорофей женщина. И жила святая Аполлинария, этот мнимый Дорофей, среди братии, как и прежде, пребывая в своей кельи. Чрез некоторое время, провидя свое отшествие к Богу, она сказала авве Макарию:

    Сделай мне милость, отче: когда мне наступит время отойти в иную жизнь, то пусть братия не омывают и не опрастывают моего тела.

    Старец, же сказал:

    Как же это возможно?

    Когда она преставилась к Господу , братии пришли омыть ее и, увидев, что пред ними женщина, громогласно восклицали:
    — Слава Тебе, Христе Боже, имеющий много сокровенных святых у Себя!

    Святой же Макарий удивлялся тому, что ему не была открыта эта тайна. Но в сонном видении он увидел одного человека, который говорил ему:

    Не скорби о том, что от тебя была сокрыта эта тайна и тебе подобает быть увенчанным со святыми отцами, жившими в древние времена.

    Явившийся сказал при сем о происхождений и жизни блаженной Аполлинарии и назвал ее имя. Воспрянув от сна, старец созвал братию и рассказал им о том, что видел и все дивились и славили Бога, дивного во святых Своих. Украсив тело святой, братия с почетом погребли его на восточной стороне храма, в гробнице святого Макария. От святых мощей сих совершались многие исцеления, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки, аминь.

    1Аркадий, по разделе Римской империи отцом его Феодосием I Великим, царствовал в Восточной Римской империи, или в Византии с 395 — 408 г.
    2Феодосий II-й — сын Аркадия, названный Младшим, в отличие от деда своего Феодосия I Великого; царствовал в Византии с 408-450 г.
    3Гонорий — другой сын Феодосия Великого — получил, при разделе империи, Запад и царствовал с 395-423 г.
    4Анфипат или проконсул (греч. сановник в Византийской империи, занимавший государственную должность правителя отдельной области или провинции.
    5Анфемий — отец Аполлинарии — был проконсулом или анфипатом с 405 г. И пользовался влиянием при дворе, так что по смерти императора Аркадия в 408 г. Брат его Гонорий, император Западной империи, назначил сего Анфемия опекуном к 8-ми летнему сыну Аркадия Феодосию и доверил ему временное правление всей Восточной империей. Поэтому Анфемий в житии называется царем. О нем упоминает блаженный Феодорит, и сохранилось письмо к нему св. Иоанна Златоуста.
    6Аскалон — один из пяти главных филистимских городов в Палестине на берегу Средиземного моря, между Газою и Азотом. Назначенный в уделе колену Иудину и завоеванный им, он, однако, после был независим и, подобно другим филистимским городам был во вражде с Израилем.
    7Здесь разумеется св. великомученик Мина, память коего празднуется 11-го ноября. Мученическая кончина святого Мины последовала в 304 г. и останки его верующими были перенесены в Александрию, где на месте погребения их был воздвигнут Храм; сюда то и стекались многочисленные поклонники, так как по молитвам святого совершалось здесь множество чудес.
    8Проконсул — правитель области.
    9Параманда, иначе называемый аналав, — это принадлежность монашеского одеяния. В древности параманда состояла из двух ремней, надеваемых поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи, в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Иначе параманда устроялся из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, на подобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параманду поверх одежды монашеской, иные не только сверх хитона, или рубахи, как носят и теперь, В настоящее же время поверх одежды носят удлиненный параманд или аналав только схимники.
    10Около 470 года.

    У женщин, девушек и девочек с именем Аполлинария именины отмечают трижды в год. Церковное имя полностью совпадает с мирским – Аполлинария.

    • 18.01 – преподобная Аполлинария;
    • 04.04 – мученица Аполлинария;
    • 13.10 – мученица Аполлинария Тупицына.

    Характеристики и значение имени

    Женское имя Аполлинария пришло к нам из Древнего Рима. Оно было образовано от мужского имени Аполлинарий (по-латински Apollinaris), которое в свою очередь было образовано от имени бога Аполлона, бога искусств, света и предсказания. Значит, женское имя обозначает «принадлежащая Аполлону», «посвященная Аполлону». На ряду с этой версией существует мнение, что имя могло образоваться от слов polyusis («освобожденная») или polis («городская»).

    Аполлинария – интересная личность, для которой характерны отзывчивость, забота и доброта. Ее личностные качества формируются еще в раннем возрасте и с возрастом не меняются. Аполлинария весьма ранимая и чуткая натура. Она остро реагирует на критику и замечания в свой адрес, считая, что этим ее укорили и оскорбили. Все дела делает старательно и усердно, ожидая, что окружающие это оценят.

    Аполлинарию нельзя назвать «белой и пушистой». Если кто-нибудь посмеет задеть ее или ее близких, она вступится не раздумывая. В этой ситуации она может быть жесткой и жестокой. весьма злопамятная личность и с трудом идет на примирение. Она достаточно своенравная, давлением от нее ничего не добиться. Но существует один секрет. Чтобы она пошла навстречу, нужно быть с нею ласковым и добрым. Она чувствует себя окрылено, когда ощущает от окружающих душевное тепло и заботу.

    Аполлинария всегда поступает с присущей ей импульсивностью. Ее решения всегда зависят от ее настроения. Однако она обладает особенной дисциплинированностью и педантичностью. Ее можно охарактеризовать как обязательную и организованную. Общение с ней временами бывает очень тяжелое. За ее педантичность, чрезмерную порядочность и пунктуальность некоторые считают ее занудой.

    У Аполлинарии большое количество друзей, к которым она относится трепетно и заботливо. Она всегда предложит свою помощь. Проблемы друзей она воспринимает как свои собственные и со всей присущей ей ответственностью пытается их решить.

    В работе Полина прекрасный исполнитель. Начальство ценит такого надежного работника за обязательность и ответственность. Из нее выйдет хороший и грамотный специалист – психолог, учитель, социальный работник.

    Семья для Аполлинарии занимает особое место в жизни, хотя она не готова жертвовать работой ради семьи. Она отлично умудряется сочетать и семью, и профессию. Для супруга она будет и женой, и любовницей, и другом, при условии, что они будут полностью доверять друг другу. Если узнает о неверности мужа, без сожалений будет разводиться. Полина – заботливая мама, даже чересчур. Жизнь детей, даже взрослых, она будет держать под контролем. Дома она прекрасная хозяйка, у которой все по своим местам. В ее доме царит атмосфера уюта, тепла и доверия.

    Покровители имени

    Одной из трех покровительниц имени была святая Аполлинария (Дорофей), дочь царя Анфелия. Девушка наотрез отказалась выходить замуж, так как хотела посвятить свою жизнь Богу. Сначала отец был против, но в конце концов принял выбор дочери и хотел отправить ее в монастырь. Перед этим она отправилась в Иерусалим, хотела посетить святые места. Все золото и серебро, которые родители ей дали с собой, она раздала нуждающимся. Всех сопровождающих ее рабов она отпустила на волю. По пути в скит ее свита остановились на ночлег. Ночью она переоделась в монашеские одеяния и спряталась на болоте, где жила отшельником следующие 7 лет. Господь охранял Аполлинарию и помогал ей. Однажды к ней пришел Ангел и велел пойти в скит под мужским именем Дорофей. Аполлинария беспрекословно подчинилась. В ските монаха Дорофея отмечали строгостью поста и молитв. За это она стала обладать даром исцеления. В образе Дорофея она даже пришла к себе домой и исцелила свою сестру. Родители узнали дочь, но ни слова не сказали. Они поняли участь и подвиг, который совершала их Аполлинария. Только после смерти все поняли, что Дорофей на самом деле был женщиной.

    В Российской истории известна мученица Аполлинария Тупицына (1878 – 1937). До 1917 года она жила в Волгоградской области и служила медсестрой. Затем она начала странствие по стране, много времени проводила на службах в разных храмах. На жизнь она зарабатывала стиркой, уборкой, присмотром за детьми. В 1937 году ее оговорили и арестовали. Ее посчитали контрреволюционеркой и расстреляли.

    Именины Полины празднуются три раза в год.

    Каждая обладательница этого имени празднует свои именины, в зависимости от того, в честь какой святой она была названа.

    Разберемся поподробнее.

    Когда день ангела Полины по православному календарю

    Каждой представительницы имени Полина нужно знать о дне почитания ангела, имя которого она носит.

    В отличие от других имен, Полина отмечает праздник накануне Крещения. По приметам, в этот день убирается снег и бросается в колодец.

    Обычно Полина празднует именины 18 января, если она названа в честь преподобной Аполлинарии. Если же она была названа в честь мученицы, то ее праздник приходится на 4 апреля. Если в честь новомученицы Тупицыной, то праздник проходит 13 октября.

    Свой праздник Полина может провести в церкви, исповедавшись, приняв причастие, очистившись от грехов с мыслями, а после отпраздновать торжество вместе с родными, организовав маленький праздник.

    Именины Полины

    Каждый крещеный человек нарекается именем святого. После данного события, он получает ангела, в честь которого он назван.

    Ангел, чье имя носит человек, молит Бога спасти душу этого человека, отмаливая его грехи у Бога. Поэтому каждому верующему человеку нужно вспоминать и почитать своего покровительственного ангела в день именин.

    Так, Полина должна один раз в год праздновать именины и почитать святого, в честь которого она названа.

    Значение имени Апполинария в православии

    Полина в православии это Апполинария. Это имя имеет древнеримское происхождение и обознает покровительство Апполону, который в Древней Греции был богом Солнца и наставником искусства.

    Имя Апполинария произошло из мужского Апполинарий, обозначающий освобожденный. Сегодня имя обозначает житель города. Просторечной формой имени является Полинария.

    Девочка Полина или Апполинария отличается добротой и отзывчивостью. Она всегда заботится об окружающих и с удовольствием играет с другими детьми с детства. Любит стремиться к совершенству в хозяйстве и учебе. Замечания воспринимает тяжело, особенно касаемо ее деятельности. Воспринимает их с жестокостью и суровостью, если было задето ее «я».

    Апполинарии нравится получать тепло и ласку. Она сама любит ее дарить всем вокруг. Является очень ответственным человеком, который не бросает слов на ветер. Отличается самодисциплинированностью, пунктуальностью и некой педантичностью, которая иногда может сильно злить ее друзей и знакомых, поскольку она может так увлечься делом, что может с легкостью превратиться в зануду.

    В учебе неприхотлива. Может с легкостью выполнить любое задание, однако ждет похвалы за проделанную работу.

    На самом деле, Полина является добродушным и отзывчивым человеком, не мелочным. Чужая беда для нее не чужая. Она всегда готова придти на помощь и оказать любую поддержку. Она часто при жизни становится психологом, учителем, спасателем, доктором и человеком такой профессии, где на первый план выходит общение с людьми и помощь. Также она любит животным и часто помогает им.

    Легко общается с незнакомыми людьми, находит общие интересы и заводит полезные контакты. Из нее получается преданный друг, который всегда придет в трудную минуту.

    Является очень заботливым и любящим человеком, надежным и верным другом для близких. На здоровье не жалуется, но у нее могут возникнуть проблемы с органами дыхания. Поэтому Полине следует следить за собой, за своим питанием, образом жизни, в частности, ей нельзя переохлаждаться.

    Аполлинария Тупицына мученица житие

    Апполинария Тупицына — одна из новомучениц, канонизированных русской православной церковью. Родилась в 1878 г. в Волгоградской области.

    Жила просто, но смогла получить хорошее образование в вельской гимназии. После нее была медсестрой, а затем домработницей и няней. Свободные минуты посвящала своему духовному развитию, молясь в храме.

    Свидетели называли ее активно настроенной против советов личностью, поскольку с 1936 года она сколачивала вокруг себя людей и митинговала против советов. Во время своей пропаганды она молилась, лечила людей словом и делом.

    Через год она была задержана и заключена в московской Бутырской камере. Выяснив то, чем она занимается, следователю было достаточно показателей лжесвидетелей и так она была расстреляна. Ее тело было захоронено в месте, где находились тысячи монахов и священнослужителей.

    В 2009 году она была причислена к новомученикам, которым не раз обращаются обычные люди за помощью. Как и при жизни, сегодня к ней обращаются не только для исцеления души и тела, но и за помощью в восстановлении несправедливости, борьбе со властью.

    Апполинария или Полина празднует свои именины трижды в церковном православном календаре, в честь святых, пострадавших за веру и причисленных к мученикам.

    Преподобная Аполлинария была дочерью Анфемия, бывшего правителя Греческой империи во время малолетства Феодосия Младшего (408-450). Отказавшись от брака, она выпросила у своих благочестивых родителей разрешение поклониться святым местам Востока. Прибыв из Иерусалима в Александрию, она тайно от слуг переоделась в одежду инока и скрылась в одно болотистое место, где несколько лет подвизалась в строгом посте и молитвах. По откровению свыше, она направилась в скит к , назвав себя иноком Дорофеем. Преподобный Макарий принял ее в число своей братии, и там она вскоре прославилась своей подвижнической жизнью.

    У родителей Аполлинарии была другая дочь, страдавшая беснованием. Они отпустили ее в скит к преподобному Макарию, который привел больную к иноку Дорофею (блаженной Аполлинарии), по молитве которого девица получила исцеление. По возвращении домой девица вновь подверглась насилию диавола, который дал ей вид женщины, носящей во чреве. Этот случай привел в сильный гнев родителей ее, которые послали в скит воинов и требовали выдать виновника оскорбления дочери.

    Святая Аполлинария взяла на себя вину и пошла с посланными в дом своих родителей. Там она открыла родителям свою тайну, исцелила сестру, возвратилась в скит, где в скором времени мирно скончалась в 470 году. Только после смерти инока Дорофея открылось, что это была женщина. Тело святой было погребено в пещере, в церкви обители святого Макария Египетского.

    Иконописный подлинник