Имманентный это в философии

имманентно (наречие)Править

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

им-ма-не́нт-но

Наречие; неизменяемое.

Корень: -имманентн-; суффикс: -о.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. книжн. нареч. к имманентный; неотъемлемо, в силу внутренней природы чего-либо ◆ Непосредственно, имманентно нам дана только эта жизнь, и только в ней и через неё мы можем родиться к новой, лишь в ней её перерастая. С. Н. Булгаков, «Апокалиптика и социализм», 1910 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

СинонимыПравить

  1. частичн.: неотъемлемо

АнтонимыПравить

  1. трансцендентно

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: имманентность
  • прилагательные: имманентный

ЭтимологияПравить

Происходит от прил. имманентный, из лат. immanens (род. п. immanentis) «пребывающий», от гл. immanere «пребывать», далее из in- «в» + manēre «оставаться; длиться», из праиндоевр. *men- «оставаться».

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      имманентно (прилагательное)Править

      им-ма-не́нт-но

      ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета. Имманентная критика строится как анализ последовательности проведения в доктрине ее собственных посылок.

      Термин «имманентное» впервые появляется в схоластике в противопоставлении actio immanens и actio transiens, которое воспроизводило аристотелевское различение действия, результат которого остается целиком в нем самом (мышление), и действия, изменяющего внешний объект. Средневековая теология использовала понятие имманентного действия для характеристики познавательной деятельности бога (Отца), направленной на себя (Сына), в отличие от транзитивного действия сотворения мира.

      Контроверза «имманентное – трансцендентное» в теологии и метафизике задает каркас для решения проблемы отношения бога к миру. Христианские теологические доктрины вынуждены балансировать между этими противоположностями, так как элиминация одной из них влечет выводы, разрушительные для догмы. Признание бога имманентным миру определяет позицию пантеизма. Спиноза различает causa immanens и causa transiens. Бог, считает Спиноза, тождествен миру и поэтому является его имманентной, внутренней, причиной (causa sui), a causa transiens понимается им как причина, действующая извне, внешняя. В науке универсум рассматривается как сам из себя развивающийся и сам себя определяющий, самодостаточный и не нуждающийся во внешней силе. В теории познания имманентное означает ограниченное пределами возможного опыта. В этом смысле понятие «имманентное» было использовано И.Кантом. В качестве одной из причин заблуждения он видит попытку распространить действие познавательных способностей – рассудка и разума – за границы их применимости. Основоположения рассудка и принципы разума могут быть отнесены только к предмета нашего опыта – феноменам; именно на этом основана законодательная сила рассудка и регулятивная сила разума. Эмпирическое применение рассудка и разума он считает имманентным, правомерным. Соответственно, эмпирически ориентированные основоположения рассудка и идеи разума Кант называет имманентными, а идеи, заставляющие нас выходить за границы возможного опыта и судить о вещах в себе (ноуменах), – трансцендентными.

      Имманентное также имеет значение содержания сознания. Имманентная философия считает единственным бытием предмета его мыслимость, данность в сознании. Феноменология рассматривает предметы только как имманентные сознанию – как феномены; ее интересуют не сами предметы, а возможность их познания и способы их данности сознанию. Смысл предмета (ноэма) не является непосредственно данным сознанию, поэтому выступает как трансцендентный по отношению к нему. Имманентен только сам интенциональный акт (ноэсис) и его материал – гилетические данные, однако, трансцендентный интенциональный объект имманентен сознанию, потому что он конституируется трансцендентальной субъективностью – сферой сущностного содержания сознания.

      О.В.Вышегородцева

      В словаре Ожегова

      ИММАНЕНТНЫЙ, -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.) Присущий природе самого предмета, внутренний. Имманентное развитие. || сущ. имманентность, -и, ж.

      В словаре Ефремовой

      Ударение: иммане́нтный прил.

  1. Внутренне присущий предмету, явлению, проистекающий из его природы.

В словаре Д.Н. Ушакова

ИММАНЕ́НТНЫЙ, имманентная, имманентное; имманентен, имманентна, имманентно (·лат. immanens) (филос.). Присущий природе самого предмета, обусловленный ею независимо от внешних воздействий. Имманентные причины. По имманентным законам.

В словаре Синонимов

базисный, базовый; свойственный, присущий, внутренний

В словаре Энциклопедии

(от лат. immanens — пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположность имманентному — трансцендентный.

В словаре Синонимы 4

внутренний, присущий, свойственный

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

иммане́нтный,
иммане́нтная,
иммане́нтное,
иммане́нтные,
иммане́нтного,
иммане́нтной,
иммане́нтного,
иммане́нтных,
иммане́нтному,
иммане́нтной,
иммане́нтному,
иммане́нтным,
иммане́нтный,
иммане́нтную,
иммане́нтное,
иммане́нтные,
иммане́нтного,
иммане́нтную,
иммане́нтное,
иммане́нтных,
иммане́нтным,
иммане́нтной,
иммане́нтною,
иммане́нтным,
иммане́нтными,
иммане́нтном,
иммане́нтной,
иммане́нтном,
иммане́нтных,
иммане́нтен,
иммане́нтна,
иммане́нтно,
иммане́нтны,
иммане́нтнее,
поиммане́нтнее,
иммане́нтней,
поиммане́нтней

В словаре Словарь иностранных слов

ая, ое, тен, филос.

Внутренне присущий какому-нибудь предмету, явлению, проистекающий из его природы. Имманентное свойство. Имманентность — свойство имманентного.

Похожие слова

Имманентно Имманентность Имманентная философия

logo

2. Древнегреческая философия

Другим значением имманентности является качество внутреннего содержимого, остающегося в границах человека, мира или разума. Это значение более распространено в христианской и другой монотеистической теологии, в которой считается, что единый Бог превосходит свое творение.

Пифагореизм говорит, что нус — это разумный принцип мира, действующего с определенным намерением. Это божественная причина, рассматриваемая в неоплатонизме как первая эманация божественного. Из Нус возникает мировая душа, которая декларирует рождение царства. Далее пифагореизм говорит, что Бог — это Отец, Мать и Сын Зевс. В сознании Зевса идеи четко сформулированы и становятся Логосом, с помощью которого он создает мир. Эти идеи становятся активными в сознании Нус Зевса. С ним сила, а от него нус. Теология также объясняет, что Зевса называют Демиургом Dêmiourgos, Создатель, Создателем Poiêtês и Мастером Technitês. Нус Демиурга выходит наружу и проявляет себя как живые идеи. А они в свою очередь порождают род человеческих душ. Компонентами души являются: 1) высшая душа, обитель интуитивного ума божественного нуса; 2) разумная душа logistikoместо дискурсивного разума/ дианоия; 3) нерациональная душа алогия, ответственная за чувства, аппетиты и движения. Зевс мыслит сформулированные идеи Логос. Идея идей Eidos — Eidon обеспечивает модель Парадигмы Вселенной, которую Демиург рассматривает в своем изложении идей и создании мира в соответствии с Логосом.

Тантрический буддизм и Дзогчен создают недвойственную основу как для опыта, так и для реальности, которую можно рассматривать как экспозицию философии имманентности, которая имеет историю на субконтиненте Индии с начала нашей эры до настоящего времени. Парадоксальное недвойственное осознание или ригпа тибетский — видья на санскрите — считается «самосовершенствованным состоянием» всех существ. Научные работы отличают эти традиции от монизма. Говорят, что недвойственный не является имманентным и не трансцендентным, ни тем, ни другим. Одна классическая экспозиция — опровержение Мадхьямака крайностей, которые выдвигал адепт-философ Нагарджуна.

Экспоненты этой недвойственной традиции подчеркивают важность непосредственного опыта недвойственности посредством медитативной практики и философских исследований. В одной версии, человек поддерживает осознанность, когда мысли возникают и растворяются в «поле» ума, он не принимает и не отвергает их, скорее он позволяет уму блуждать, как будет, пока не возникнет тонкое чувство имманентности. Випассана или прозрение — это интеграция «присутствия осознанности» с тем, что возникает в уме. Говорят, что недвойственность или ригпа — это признание того, что как тихое, спокойное пребывание в состоянии, которое встречается в саматхе, так и движение или возникновение явлений, обнаруживаемых в випассане, не являются отдельными. Таким образом, можно утверждать, что Дзогчен — это метод признания «чистой имманентности», аналогичный тому, о чем теоретизировал Делёз.