Интеллектуальные игры для детей дошкольного возраста

Игра «Созвездие умников».
Сценарий познавательной интеллектуальной игры для учащихся начальной школы «Созвездие умников»

Цели:
1.Развитие у школьников интереса к научной и поисковой деятельности.
2.Создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых детей, их дальнейшего интеллектуального развития.
Возраст: 9-10 лет
Оборудование: звезды, плакаты с названиями команд, нагрудные значки с именами, ножницы, скотч, часы.
Ход праздника:
Ведущий:
Добрый день, уважаемые ребята и учителя! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие на Созвездие Умников. Но чтобы нам отправиться в путь дорогу, необходимо произнести следующие волшебные слова:
Ра – ра – ра – начинается игра. (Хором).
Ведущий:
А кто из вас знает, что нужно взять с собой в дорогу? (ответы участников).
А что еще мы с вами можем взять в дорогу? Вы узнаете, если прослушаете стихотворение:
Здравствуй, Разум!
Здравствуй, Ум!
Как здоровье?
Справно, кум!
Что слыхать, какие вести?
Ум да разум нынче в чести.
С нами дружбу поведешь –
Так нигде не пропадешь!
Ум тебя согреет в стужу,
Разум даст обед и ужин.
Со сноровкой и с охотой
Справимся с любой работой,
С нами горе – не беда,
С нами дружба – навсегда.
Так, что же мы с вами должны взять в дорогу? (Ум, разум, сноровку, дружбу).
Ведущий:
В путешествие с нами на Созвездие Умников отправятся две команды. Встречайте их.
1 команда «Звездочёты» (представление участников).
2 команда «Лучики» (представление участников).
Ведущий:
Наши космические путешественники хотят школьные премудрости постигнуть, завоевать звание «Умников и умниц», побывать на Созвездии Умников.
Ведущий:
Перед вами наш маршрут путешествия. В начале пути двум командам необходимо побывать на созвездии «Блиц-опрос», где нужно будет ответить на 10 вопросов. Время на обдумывание вопроса 10 секунд. Если команда правильно отвечает на вопрос, то зарабатывает звездочку, которую мы прикрепляем к таблице. Если команда не отвечает на вопрос, то на него имеет право ответить команда соперница, а если и она не отвечает, то мы будем просить помощи от болельщиков, которые за правильный ответ также получат звезду. Болельщики, заработавшие большое количество звезд, будут приглашены в наш клуб «Эрудит».
После созвездия «Блиц – опрос» каждая команда имеет право отправиться дальше, выбирая то созвездие, которое захочет посетить, а именно:
Созвездие Математическое,
Созвездие Русского языка,
Созвездие Литературного чтения,
Созвездие Окружающего мира,
Созвездие Спортивное,
Созвездие Музыкальное.
В каждом из этих созвездий команды имеют право выбрать и ответить на любые три вопроса. Но выбирать вопросы команды будут по очереди. Время на обдумывание задания — 20 секунд.

Итак, готовы отправиться в путь?
(Жеребьевка команд).
Ведущий:
Произнесем волшебные слова:
Ра – ра – ра, начинается игра! (Хором).

Игра.
БЛИЦ – ОПРОС (1 команда).

1.Отгадайте о чём идет речь: милицейский, садовый, земельный, избирательный … (Участок).
2.Что может быть общего у мальчика и сосны? (Шишки).
3.Названия каких напитков можно увидеть в меню столовой? (Чай кофе, какао, компот, кисель).
4.Назовите овощ, который выращивают на Руси с давних пор, название происходит от латинского слова «голова». (Капуста).
5.Какая цифра всегда катается в электричке? (Три – электричка).
6. Отгадайте загадку:
Первый на шее козлёнка звенит,
Звонко второй нам в оркестре звучит.
Третий в саду, на поляне цветёт,
Синий, лиловый – в букет нам пойдет. (Колокольчик).
7.Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «К» — фигура без углов,
С буквой «Д» — дружить с тобой готов. (Круг – друг).
8. Зачем звери зализывают раны:
* чтобы быстрее заживали
* просто от боли
* с гигиенической целью
9. Какая птица откладывает яйца в чужие гнёзда:
Кукушка
Птица- говорун
Страус
Куропатка
10 «Узнай животное»:
У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. (Заяц).

БЛИЦ – ОПРОС (2 команда).

1.Отгадайте, о чём идёт речь: ледяная, тонкая, подгорелая, румяная, арбузная …(Корка).
2.У какого зайчика ушки не растут на макушке? (Солнечный).
3.Какие бывают каши? (Перловая, рисовая, манная, гречневая, овсяная, кукурузная).
4.Изготовление какого продукта никогда не удаётся с первой попытки? (Первый блин комом).
5.Какого хищного зверя всегда можно увидеть даже в выключенном телевизоре? (Лев – телевизор).
6.Отгадайте загадку:
Первый замки на дверях открывает,
Жажду второй нам в жару утоляет,
Третий встречается в нотной тетрадке,
Даст вам четвёртый разгадку к загадке,
Пятый закрутит – открутит вам гайку.
Что же такое? Скорей отгадай – ка! (Ключ).
7.Отгадайте зашифрованные слова:
С буквой «П» я часть велосипеда,
А вот с «М» — награда на груди у деда. (Педали – медали) .
8. Зачем зайцу большие уши?
* чтобы лучше слышать,
* чтобы не перегреться (ими потеет),
* для торможения на поворотах.
9. Как зовётся популярный зверёк, который бегает в колесе?
Хомяк
Белка
Мышь
Бурундук
10. «Узнай животное»:
Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверёк чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей. (Еж).

Созвездие Литературное.

1.Дополните пословицу:
Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).
2.Кто это? Веселый пёсик с черной шерстью, остренькими ушками и маленькими, забавно блестевшими глазками, из-за которого девочка попала в волшебную страну. (Тотошка).
3.С помощью этого предмета главный герой сказки нашёл свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела).
4. Какой страны не было в сказке «Волшебник Изумрудного города»?
а) Бирюзовой
б) Малиновой
в) Сиреневый
г) Фиолетовый
5. Из названия этой сказки Г.Х. Андерсена убежали все согласные буквы. О какой сказке идет речь?
ЕАЯ ООЕА (Снежная королева).
6. Историю этой трудолюбивой девушки описали в сказке и французский писатель Шарль Перро, и немецкие сказочники братья Гримм. Кто главная героиня этой сказки? (Золушка).
7. Сказка немецких писателей братьев Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С. Пушкина с похожим сюжетом?
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях).
8. Закончите крылатое выражение, взятое из сказки:
Скоро сказка сказывается, …(да не скоро дело делается).
9. На каком по счету балу потеряла свой хрустальный башмачок Золушка? (На втором).
10. Какое ученое звание имел директор кукольного театра «Карабас- Барабас»? (Доктор кукольных наук).
11. О чем идет речь?
Ёе заваривают, затевая неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; ее «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это? (Каша.)
12. Поставьте пропущенные слова, обозначающие разные цвета – красный, синий и серый, — в названия книг.
Сказки Ш. Перро «… Шапочка» и «… борода» и рассказ Д. Мамина-Сибиряка «…шейка». («Красная шапочка», «Синяя борода», «Серая шейка»).

Созвездие Спортивное.

1.Как называется сооружение для прыжков на лыжах. (Трамплин).
2.Бег по пересеченной местности. (Кросс).
3.Начало любого состязания на быстроту передвижения. (Старт).
4.Как называется площадка для игры в теннис? (Корт).
5.Как называется форма каратиста? (Кимоно).
6.Сколько игроков в футбольной команде во время игры? (11 человек).
7.Какой из названных мячей самый тяжелый: футбольный, волейбольный или баскетбольный? (Баскетбольный).
8.К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»? (Фигурное катание).

Созвездие Музыкальное.

1.Дайте точный ответ строчками песни:
Что можно делать в сказке?
(В сказке можно покачаться на луне,
И по радуге промчаться на коне).
2.Дайте точный ответ строчками песни:
Что делали гуси в луже у канавки?
(Мыли гуси лапки в луже у канавки).
3.Дайте точный ответ строчками песни:
С кем дружил кузнечик?

(Не трогал и козявку и с мухами дружил).
4.Дайте точный ответ строчками песни:
Что в голове у Винни — Пуха?
( В голове моей опилки, да, да, да!).
5.Дайте точный ответ строчками песни:
С чего начинается дружба?
(Ну, а дружба начинается с улыбки).
6.Дайте точный ответ строчками песни:
Раз иголка, два иголка – что будет?
(Будет ёлочка).
7.Дайте точный ответ строчками песни:
Скорый поезд набирает ход.
Какие у него вагончики?
(Голубой вагон бежит, качается).
8.Дайте точный ответ строчками песни:
Если долго топать, ехать и бежать по дорожке, то куда можно прийти?
(Можно в Африку прийти).
9.Песня о трагической гибели маленького насекомого.
(В траве сидел кузнечик…).
10.Песня об ежедневных занятиях детей в течение 10-11 лет.
(Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе).
Музыкальная пауза:
В каждой в новой стране,
В каждом новом краю,
Чтобы правильно выбрать дорогу,
Я веселую песню свою запою
И друзей позову на подмогу.
(Исполнение песни).

Созвездие Окружающего мира.

1.Какое озеро на Земле является самым глубоким?
Байкал
Ладожское
Эри
2.Узнай растение по описанию:
«Древние греки считали это растение пищей бедняков. Воины Древнего Рима жевали его перед боем. В Англии его давали клевать петухам перед петушиными боями, чтобы они задорнее дрались. В Древнем Египте им лечили все болезни: от насморка и зубной боли до безумия. Это растение содержит летучие вещества – фитонциды, которые за 1 — 2 минуты уничтожают возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулёз, дифтерия, грипп и т.д. (Чеснок).
3.Что без боли и печали вызывает слёзы? (Лук).
4.Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые. (Крапива).
5.Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? (Грязный).
6.Это растение на разных языках называется почти одинаково. У поляков оно – «поземка», у немцев – «земляная ягода». По–русски название этой ароматной ягоды звучит очень похоже. (Земляника).
7.Какое свойство воды используется, когда кладут соль в суп?
а) прозрачность
б) отсутствие вкуса
в) способность растворять некоторые вещества
8.Почему ласточки и стрижи в хорошую погоду летают высоко, а в сырую – над самой землёй?
а) боятся дождя
б) намокают крылья от влажного воздуха
в) ищут пищу
9.Где можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш? (Тундра).
10.Житель засушливых пустынь – кактус запасает в своем стволе большой запас воды, а листья его превратились в колючки. А для чего кактусу колючки? (Чтобы испарялось меньше воды).
11.Назовите «цветные» моря. (Черное, Белое, Красное, Желтое).
12.Подорожник получил свое название за то, что он растет вдоль дорог или прямо на дорожках. Почему он облюбовал себе такие многолюдные места? (Распространяется семенами, которые переносятся, прилипнув к обуви человека).

Созвездие Русского языка.

1.Прочитайте «заколдованные» слова, зачеркнув в каждом из них лишний слог:
сапохар васуренье оребрихи балиранки
(Сахар, варенье, орехи, баранки).
2.В каком слове есть только твердые согласные звуки?
водит, пашешь, верит. (Пашешь).
3.Какое существительное имеет в И. п. множественного числа окончание – ы?
мастер доктор герб (Гербы).
4.Какими частями речи являются выделенные слова?
Столовая закрыта. На столе лежала столовая ложка.
(Существительное, прилагательное).
5.Назовите среди данных слов существительные женского рода:
шампунь вермишель тополь (Вермишель).
6.Укажите существительное, которое не имеет формы множественного числа:
пузырь еда степь (Еда).
7.Какую букву надо заменить в существительном ПЕНАЛ, чтобы оно стало глаголом? (Пенал – пинал).
8.Отгадайте слово — существительное, загаданное тройками пословиц – подсказок:
Оно пуще стрелы ранит.
Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.
Оно – серебро, а молчание – золото.
(Слово).
9.Даны три слова. Назовите в каждом ряду четвёртое, которое относится к третьему, так же, как второе к первому:
яйцо – скорлупа, картофель – …. (Кожура).
10.Вставьте названия животных в известные фразеологизмы:
_________на ухо наступил.
Писать как _______лапой.
(Медведь, курица).
11.Разгадайте метаграмму:
С я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С — от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
(Карта – парта).
12.Отгадайте шараду:
Я велик и мал бываю,
Крепко всё я запираю,
Измените ударенье –
Обращусь и я в строенье.
(Замок – замок).

Созвездие Математическое.

1.У трёх братьев по 2 сестры. Сколько всего детей в семье? (5 детей).
2.Горело 7 лампочек. 3 из них погасили. Сколько лампочек осталось?
(7 лампочек).
3.Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8 лет).
4.Бревно распилили на 3 части. Сколько распилов сделали? (2 распила).
5.Сколько получается, если число 1 умножить само на себя тысячу раз? (1).
6.Как, не совершая математических действий, увеличить 66 на 33?
(Перевернуть).
7.Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули – тянули и, наконец, вытянули репку. Сколько пар глаз увидело эту репку? (6 пар глаз).
8.Если бы вчерашний день был завтрашним, то следующий день был бы воскресенье. Какой сегодня день? (Пятница).
9.Сколько концов у трёх с половиной палок? (8 концов).
10.6 картофелин сварились за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (30 минут).
11.В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4 кошки).
12.Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят 13 судаков?
(13 рублей).
Подведение итогов:
1.Подсчет звездочек по командам.
2.Награждение победителей.
3.Подведение итогов игры с болельщиками.
Ведущий:
А сейчас давайте произнесем клятву клуба «Эрудит»
(участники команд произносят вместе с ведущим следующие слова):
Решать готовы любые задачи,
Идти готовы вперед и вперед,
Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,
Тот никогда и нигде не пропадет.
Мы все добудем, поймем и откроем.
Нам незнакомы усталость и лень.
Лишь тот становится в жизни героем,
Кто сам себя побеждает каждый день.
Ведущий:
Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для детей 8-9 летИнтеллектуальная викторина о растениях и животных леса для 2-4 классовВикторина с ответами «Животные леса» для учащихся начальной школы, 2 классИнтеллектуальная игра «Эрудиты» для учащихся 2-3 класса с презентацией

Логические игры для старших дошкольников и младших школьников

Как часто это бывает: ребенок успешно читает, пишет и считает, но почему-то плохо успевает в школе. В чем же причина? Оказывается, в том, что у него не вполне развито логическое мышление. Это сравнительно просто: механически читать, писать и считать. Намного сложнее — анализировать ситуации, делать на их основе свои выводы, сопоставлять, делать собственные умозаключения. Вот почему логические игры так полезны: они дают пишу для размышлений, учат думать, делать выводы на основе полученной информации. Думать, творить, получать удовольствие от новых знаний — вот что требуется ребенку для того, чтобы он был не просто «бегло читающим» или «математически натасканным».

Мы лишь описываем некоторые из подобных игр, но на самом деле арсенал их куда богаче. Игры «Найди отличия между картинками», «Закончи рисунок», «Найди лишнее», «Помоги мышке (или какому-нибудь другому персонажу) выйти из лабиринта», «Разгадай шифр» непосредственно влияют на логическое мышление и развивают его.

Одна из самых популярных игр подобного рода — это так называемый логический квадрат. Это обычный квадрат, расчерченный на девять клеток, в каждой из которых что-то нарисовано, кроме одной клетки, которая остается пустой. Между картинками в каждом ряду квадрата есть определенная связь: если в верхнем ряду, например, последовательно нарисованы круги — маленький, побольше и большой, в среднем тех же размеров треугольники, а в нижнем — квадраты (маленький и побольше), то естественно, что в пустующей клетке ребенок должен будет дорисовать большой квадрат. И мы привели лишь самый простой пример. На самом деле задания логических квадратов можно и нужно постоянно усложнять, оставляя пустующими не одну, а несколько клеток.

Когда ваш ребенок подрастет, то, надеемся, его верными друзьями станут шашки и шахматы — ставшие уже классическими игры, помогающие развить логическое мышление.

Вариантов игр, тренирующих логическое мышление, повторяем, очень много. Предлагаем самые эффективные из них.

Угадай предмет

Возраст: 4 — 8 лет.

Цель игры: развить логическое мышление у детей, научить их точно формулировать свои вопросы и делать умозаключения.

Необходимое оборудование: несколько предметов небольшого размера (таких, чтобы их можно было свободно удерживать в руке): колечко, катушка ниток, зажим для бумаги, маленькие ножницы, мелок и т. д.

Ход игры (можно играть группой). Ведущий незаметно от детей прячет в руке один из предметов и предлагает угадать, что у него в руке. Дети должны задавать наводящие вопросы, на которые можно дать ответ «Да» или «Нет». Выигрывает тот, кто угадает, что спрятано в руке ведущего.

Примечание. Ведущий (лучше, если это будет взрослый) должен правильно «фильтровать» вопросы, обращая внимание остальных участников игры на наиболее толковые из них.

По тому же принципу можно играть и в тематические игры, такие, например, как «Угадай животное»: ведущий загадывает название животного, после чего участники игры задают ему наводящие вопросы, стараясь по признакам (как это животное ест, как ходит и т. д.) угадать «имя» зверя.

Усложняя ход и направленность игры от младшего дошкольного к школьному возрасту ребенка, родители тем самым легко и естественно развивают ум своего малыша, тренируют его способности и навыки, помогают адаптироваться к школе (к новым для него условиям).

Кто на кого похож

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей основам анализа (искать сходные черты у внешне совершенно различных предметов и живых существ).

Необходимое оборудование: картинки с изображением различных предметов (живых и неживых). Картинки эти должны разбираться на пары по определенному сходству. Так, например, пару будут составлять картинки с изображением елки и ежа, потому что и то и другое колючее.

Ход игры (игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей воспитателем или учителем). Ведущий объясняет, что даже у самых разных предметов есть общие черты. Например, ежик не похож на елку (еж — животное, а елка — дерево), но между ними есть общее: их колючки.

Затем, разложив картинки попарно на столе или прикрепив их к доске, ведущий просит игроков найти общее в каждой паре картинок. Побеждает тот, кто сможет найти как можно больше таких аналогичных черт.

Примечание. Для детей постарше задачу можно усложнить. Например, можно предложить им самим расположить картинки попарно и объяснить, чем был обусловлен их выбор.

В качестве предварительной работы предлагаем поручить детям аккуратно раскрасить картинки, которые потом послужат оборудованием для игры. Предлагаем включить в игру следующие изображения:

1) зебра — моряк (зебра полосатая, а у моряка полосатая тельняшка);

2) карандаш — краски (и то и другое служит для рисования);

3) книга — блокнот (и то и другое сделано из бумаги, имеет страницы);

4) дед — кот (и у того и у другого есть усы);

5) тарелка — кастрюля (и то и другое — посуда);

6) улитка — черепаха (и то и другое передвигается медленно).

Можно придумывать и свои варианты парных картинок — по одному или по нескольким разнотипным признакам сходства.

Третий лишний

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: развивать у детей умение анализировать, видеть различия среди сходств.

Необходимое оборудование: картинки с изображением различных предметов, растений и животных. Важно, чтобы эти картинки группировались по три, причем две картинки объединялись по какому-то признаку, а одна была лишней, например: тарелка (посуда), чашка (посуда), хлеб (продукт).

Ход игры (в игре может принимать участие неограниченное количество игроков). Ведущий показывает участникам игры по три картинки и просит определить, что из показанного является лишним и почему.

Правильно—неправильно

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей различать истинные и ложные суждения.

Ход игры (в игре может принимать участие практически неограниченное количество участников; ее удобно проводить в группе или в классе). Ведущий (воспитатель или учитель) читает фразы, а дети говорят, верно ли то, о чем в них говорится, или неверно.

Предлагаем следующие фразы.

1. Зебра полосатая.

2. Слон умеет танцевать.

3. Дети водят мам и пап в детский сад (школу).

4. Собаки умеют мяукать.

5. Бегемоты не умеют читать.

6. Завтракают утром.

7. Кошки не носят шляпы.

8. Зимой нет снега.

9. Карандашами можно рисовать.

10. Заяц умеет быстро бегать.

Выигрывает тот, кто дает как можно больше правильных ответов.

Примечание. Подобных утверждений можно составить много. Важно, чтобы они были понятны и связывались в сознании детей со знакомыми им реалиями. Если вам захочется самим придумать такие фразы, то обратите внимание на то, что среди них обязательно должны быть высказывания с отрицательной частицей «не»: это слово в нашем сознании, как правило, связывается с понятием «неправильно», хотя на самом деле далеко не всегда частица «не» заключает в себе ложную информацию. Например, заявление «бегемоты не умеют читать» истинно, хоть в нем и есть «не». Суждения, подобные приведенному, помогают избавиться от стереотипного мышления.

Листочки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развить такие свойства логического мышления, как восприятие целостности предмета.

Необходимое оборудование: вырезанные из плотной цветной бумаги или картона листья. Они должны быть довольно большого размера (примерно 20 х 20 см), разных форм (например лист березы, клена, дуба) и цветов (зеленый, желтый, красный). Заготовки нужно заранее разрезать на равное количество частей (желательно неправильной формы). Всего можно сделать четыре—пять таких заготовок-листьев.

Ход игры. Ведущий (им должен быть кто-то из взрослых) предлагает детям сесть в круг, после чего выкладывает на середину круга разрезанные листочки, перемешав предварительно их части. С помощью считалки или произвольно он выбирает 4—5 (по количеству листьев-заготовок) игроков и дает каждому из них задание. Например, кто-то из игроков будет собирать зеленый листочек, кто-то — желтый, кто-то — красный и т. д. После этого игра начинается. На счет «три» игроки стараются как можно быстрее найти «свои» части и собрать листочек. Выигрывает тот, кто делает это быстрее и правильнее всех. После этого ведущий обязательно подводит итоги, хвалит игрока, первым справившегося с заданием, затем дает команду: «Рассыпались листочки!» По этой команде дети вновь перемешивают листочки, после чего ведущий выбирает новых игроков, и игра возобновляется.

Примечание. Во время игры дети, стоящие вне круга, не должны оставаться пассивными. Их дело — активно «болеть» за игроков.

Такая игра может проводиться на занятиях (или утреннике), посвященных осени. В качестве предварительной работы воспитатель рассказывает об осени, ее основных приметах, о том, как по-разному меняют свою окраску листья дуба, березы, клена и т. д.

В качестве предварительной работы предлагается выучить с детьми стихотворения об осени. Это могут быть и отрывки из классических произведений, например романа «Евгений Онегин», где можно найти немало описаний природы. Можно использовать и стихи детских поэтов. В качестве примера таких «учебных заготовок» предлагаем следующие стихотворения Т. Белозерова.

Сентябрь

По алым перьям снегиря

Течет прохлада сентября.

В сухом бору дремота сосен,

Покоем веет от полей…

На юг уходит наша осень,

Держась за нитку журавлей.

Осень

Осень, осень …

Солнце

В тучах отсырело —

Даже в полдень светит

Тускло и несмело.

Из холодной рощи

В поле, на тропинку,

Выдуло зайчонка —

Первую снежинку.

Карта острова сокровищ

Возраст: 5—8 лет.

Цели игры: развить у детей абстрактное мышление, научить их соотносить схематическое изображение с реальной местностью.

Необходимое оборудование: карта (схематическое изображение площадки или комнаты, где будут спрятаны «сокровища»), сами «сокровища» (содержание «клада» может быть самым разным: это и игрушки, и сладости).

Ход игры (в игру лучше всего играть родителям со своим ребенком). Кто-то из взрослых дает ребенку карту и объясняет, что если правильно по ней сориентироваться, то можно найти сокровища. Дальше все просто: ребенок отыскивает сокровища, руководствуясь картой. Когда ему это удается, он находит спрятанный мешочек с сокровищами.

Примечание. Эту игру можно проводить и в детском саду или школе. В этом случае в игру можно добавить элемент соревнования. Например, разделите детей на две команды и дайте каждой команде по карте (естественно, карты должны быть одинаковыми). Можно также предложить детям искать сокровища не по карте, а по запискам с загадками (отгадка — намек на название места, где лежит следующая записка) или зашифрованными словами. И еще: если игра командная, то ведущему (воспитателю или учителю) важно проследить за тем, чтобы в игре все обошлось без обид: пусть победители поделятся «сокровищами» с побежденными, ведь доброту и щедрость тоже нужно воспитывать.

Вагончики

Возраст: 5—6 лет.

Цель игры: научить детей находить логическую связь между предметами.

Необходимое оборудование: вагончики от игрушечного паровоза (их можно заменить обычными кубиками), на которых наклеены картинки. Картинки эти должны объединяться в тематические группы. На каждую тематическую группу слов должно быть по одинаковому количеству вагончиков.

Ход игры. Ведущий (старший) произвольно раскладывает на столе вагончики, после чего дает каждому из игроков (одновременно играют 5—6 человек) индивидуальное задание: собрать паровозик из вагончиков-картинок, которые объединены между собой единой темой. После этого игра начинается: игроки ищут среди расставленных в беспорядке вагончиков «свои» и прицепляют их один к другому (или просто выстраивают их в ряд, если картинки наклеены на кубики). Побеждает тот игрок, который сумеет быстрее и правильнее всех выстроить свой паровозик из вагончиков.

Предлагаем следующие темы, объединяющие вагончики «логического поезда».

♦ Овощи — на вагончики наклеиваются картинки с изображением капусты, моркови, свеклы и т. д.

♦ Инструменты — картинки, изображающие пилу, молоток и т. д.

♦ Домашние животные — наклеиваются картинки, изображающие корову, лошадь, козу и т. д.

Можно придумать и другие темы: «Игрушки», «Времена года», «Хорошие поступки» и т. п.

Примечание. Для детей старшего возраста задание можно усложнить. Например, картинки, наклеенные на вагончики, могут изображать различные этапы рисования какого-либо предмета. В этом случае задача ребенка не просто найти объединенные одной темой рисунки, но и расположить их так, чтобы каждый из них являлся логическим продолжением другого.

Желательно, чтобы ребенок не просто правильно расположил вагончики относительно друг друга, но и сумел четко объяснить связь между ними.

Найди тень

Возраст: 5—7 лет.

Цель игры: научить детей видеть аналогии между разными предметами.

Необходимое оборудование: вырезанные из картона и раскрашенные фигурки (например, сказочных героев) и их «тени» — силуэты этих же фигур, вырезанные из темной бумаги.

Ход игры. Ведущий (старший) раскладывает на столе фигурки сказочных персонажей и объясняет детям, что все они потеряли свою тень. Задача игроков — подобрать «тень» (силуэт из черной бумаги) к каждому сказочному персонажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее и аккуратнее всех.

Примечание. Для этой игры можно придумать немало вариантов.

1. Фигурки могут быть самыми разными. Мы выбрали тему «Сказочные персонажи», но на самом деле можно предложить детям и другие фигурки, к которым нужно будет подобрать тень. Например, детям помладше можно предложить подобрать «тень» к геометрическим фигурам.

2. Игру можно варьировать, заранее приложив к каждой фигурке «не свою» тень. Для занимательности можно придумать историю о том, как персонажи игры чем-то обидели свою тень, а если ее обидеть, то она начинает показывать «неправильно». После этого можно предложить игрокам переставить тени так, чтобы каждая из них нашла своего хозяина.

3. В эту игру может играть как один ребенок, так и несколько. Игроки могут работать и в паре, помогая друг другу. В последнем случае игра помогает ребенку научиться работать в команде, воспитывает чувство товарищества.

Подумай и ответь

Возраст: 6—7 лет.

Цель игры: учить детей таким логическим действиям, как анализ и синтез. Игра развивает мышление и сообразительность.

Ход игры (в нее может играть неограниченное количество участников). Ведущий загадывает слово. Обязательное условие: слово это должно обозначать материальный предмет (то есть являться конкретным существительным), который состоит из нескольких частей.

После этого ведущий, не называя обозначение предмета, называет его части.

Так, например, загадав слово «чайник», ведущий, не называя его, говорит: «носик», «ручка». Загадав слово «поезд», он перечисляет: «вагоны», «колеса» и т. д.

Задача игроков — догадаться, какое слово загадал ведущий. Выигрывает тот, кто отгадывает название предмета.

Примечание. Если загаданное слово слишком сложно для детей, они могут воспользоваться одной подсказкой (например, спросить, для чего предназначен этот предмет).

Если в игру играют дети старшего возраста, тогда функцию ведущего может взять на себя один из игроков. После того как загаданное им слово было отгадано, игрок может занять место среди других участников, а победивший становится ведущим и загадывает свое слово.

Футбол

Возраст: 7—8 лет.

Цель игры: научить детей логически мыслить, предвидеть ситуацию, просчитывая возможные варианты ходов.

Необходимое оборудование: двойной тетрадный лист в клетку, два карандаша (ручки, фломастера).

Ход игры. Несмотря на название, игра не является ни командной, ни подвижной. По своей сути эта игра ближе к шахматам и шашкам, только проще. Играть в нее могут двое игроков, каждый играет за себя.

Перед началом игры на листке бумаги надо начертить игровое поле. Весь лист бумаги представляет собой «футбольное поле». На расстоянии одной клетки от каждого края листа следует провести четкие линии — это «борта». На двух менее широких противоположных сторонах поля рисуют «ворота» шириной в 8—10 клеток. Затем вычисляют центр поля и на пересечении клеток ставят точку — «мяч». Жребием определяют, кто из игроков будет ходить первым, и после этого игра начинается.

Цель каждого игрока — загнать мяч в ворота противника. При этом необходимо соблюдать определенные правила.

1. Ходить нужно строго по клеткам, очерчивая либо одну сторону клетки, либо пересекая ее по диагонали. Каждый ход игрока состоит из трех таких линий. Следовательно, игрок может двигаться либо по прямой (начертить отрезок, равный длине трех клеток), либо по диагонали (начертить диагональную линию, проходящую через три клетки), либо ломаной линией (например, две прямых, одна диагональная или две диагональных и одна прямая, или прямая + диагональная + прямая).

2. Сделав ход, игрок передает лист противнику.

3. Очерчивая очередной ход, ни в коем случае нельзя пересекать уже имеющиеся линии.

4. Делая ход, нельзя касаться «мячом» бортов, при этом ни одна из трех линий хода также не должна проходить по линиям, ограничивающим поле. Если же игрок «врезался» в борт, то игра начинается с самого начала — от центра игрового поля.

5. Игрок считается победителем в двух случаях: если ему удается загнать мяч в ворота противника и если он делает ход таким образом, что его противнику уже нельзя никуда идти, не нарушив при этом правил игры. Примечание. Время, проведенное за игрой, напрямую зависит от умения противников. Если игроки опытные, то игра может длиться не один час. В целом игра прекрасно развивает смекалку. Освоив ее с ребенком, можно перейти и к более сложным логическим играм — шашкам и шахматам.

Волки и овечки

Возраст: 7—8 лет.

Цель игры: развить у детей логическое мышление и выработать умение заранее просчитывать ходы.

Необходимое оборудование: игровое поле (квадрат со стороной в 30 см, расчерченный на 12 клеток) и 4 игровые фишки (2 светлые и 2 темные).

Ход игры. Для начала ведущий (кто-либо из взрослых) разъясняет детям правила игры. Они достаточно просты: две темные фишки изображают волков, а две светлые — овечек. Игровое поле — это их поляна. Известно, что волкам и овцам вместе делать нечего, поэтому они должны попытаться выгнать друг друга с поляны. Кто останется, тот и победил.

В игре принимают участие два человека: один берет себе две светлые фишки и играет за овечек, а другой берет фишки темного цвета и играет за волков. Таким образом, на поляне оказываются сразу две овцы и два волка.

И волки, и овцы могут передвигаться по игровому полю совершенно одинаково: на одну клетку вперед, назад, влево или вправо (перемещаться по диагонали ни те ни другие не могут). Однако если какая-нибудь неосторожная «овечка» зазевается и окажется на соседней с волком клетке по диагонали от нее, то следующим ходом волк имеет право «съесть» ее, то есть удалить светлую фишку с поляны и самому занять ее место на игровом поле. То же самое относится и к овце: если волк зазевался и оказался на соседней с ней (по диагонали) клетке, то уже овца в праве «забодать» волка, выгнать его с поляны.

Оба игрока делают ходы по очереди, за исключением случая, когда одна из фишек «съедается»: в этом случае игрок, сумевший удалить фишку противника с поля, имеет право на дополнительный ход.

Примечание. Игра «Волки и овечки» не только увлекательна, но и является серьезной тренировкой, готовящей детей к более сложным логическим играм — шашкам и шахматам. Кстати говоря, играть в эту игру можно и в одиночестве, играя одновременно за волков и за овец и не давая одним съесть других.

Как сделать из мухи слона

Возраст: 7—8 лет.

Цель игры: научить детей выстраивать логические цепочки слов. Игра развивает сообразительность и абстрактное мышление.

Необходимое оборудование: лист бумаги, карандаш (шариковая ручка, фломастер).

Ход игры. В эту игру можно играть как одному, так и нескольким игрокам. Количество их может быть практически неограниченным, так как каждый играет за себя. Ведущий (взрослый) объясняет правила, которые достаточно просты. Суть игры состоит в том, чтобы одно слово превратить в другое, последовательно заменяя в нем одну букву на другую. При этом буквы можно и переставлять местами. Оба слова (и начальное, и то, в которое его надо превратить) должны содержать одинаковое количество букв. Все слова цепочки должны быть именами существительными.

Задания могут быть, например, такими: как сделать из мухи слона (слово «муха» преобразуется в слово «слон»), как превратить зиму в лето и т. д.

Выигрывает тот, кто сможет выполнить задание быстрее всех, не забывая при этом и о грамотности.

Примечание. В качестве образца приводим цепочку слов, последовательно превращающих зиму в лето: зима — мина — тина — нить — тень — лень — ноль — толь — лето.

В игру могут играть и двое игроков: один пишет первое слово, другой продолжает, и так по очереди, пока одно слово не преобразуется в другое.

Законченные цепочки из слов получаются не во всех случаях, но такому «превращению» поддаются очень многие слова, особенно если они состоят из небольшого количества букв (четырех—пяти).

Игры на развитие цветовосприятия у дошкольников 5-7 лет

Игры на развитие цветового восприятия у детей 4-7 лет

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Игры на развитие восприятия формы для старших дошкольников

Малоподвижные игры для детей 5-7 лет в детском саду

Первое время после начала школьной жизни большинство детей испытывают стресс. Поэтому развивающие игры для детей помогут ребёнку в игровом формате усвоить различные навыки и лучше включиться в процесс новой для малыша деятельности.

Виды развивающих игр для младших школьников

В зависимости от задач, которые выполняет та или иная игра, игры для младших школьников делятся на несколько видов:

  • Ролевые игры помогают воссоздать конкретную ситуацию, разыграв её по ролям. В процессе ролевой игры ребёнок получает необходимые знания, навыки и опыт поведения в определённой ситуации.
  • Словесные игры способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию грамотной и красивой речи. Ребёнок учится правильно выражать свои мысли и чувства.
  • Интерактивные игры помогают ребёнку лучше погрузиться в процесс, воспринимать информацию с помощью всех органов чувств. В интерактивных используется компьютер и другие мультимедийные средства.
  • Настольные игры развивают мышление, аналитические и математические способности, воображение, логику, концентрацию внимания, речь, навыки социального взаимодействия.

Игры для развития младших школьников можно использовать практически в любой обстановке — дома, в дороге, в школе, играть вдвоём с ребёнком или в большой компании.

Развивающие игры для младших школьников

Примеры развивающих игр для школьников младших классов

Давайте остановимся подробнее на примерах развивающих игр, в которые вы можете поиграть с ребёнком.

«Договори слово»

Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.

«Рисунки мыльными пузырями»

Игра развивает творческое мышление и фантазию. Смешайте пять столовых ложек гуаши, одну столовую ложку шампуня или жидкости для мытья посуды и одну чайную ложку воды. В полученную смесь опустите трубочку для сока и взбейте, чтобы получилась пена. Поднесите к этой пене лист бумаги, на нём появятся необычные формы. Закончить рисунок можно с помощью фломастеров и красок.

Игры на развитие творческого мышления и фантазии
Рисование мыльными пузырями

«Автомобиль»

Игра на развитие ориентации в пространстве. Необходимо расставить по комнате разные предметы (столы, стулья и так далее), сказав ребёнку, чтобы он представил, что он автомобиль. После этого ребёнку надо завязать глаза, и с помощью подсказок взрослого он будет «ехать» по маршруту, огибая препятствия.

«Викторина»

Игры в формате викторин для младших школьников помогают расширить кругозор, развить внимание, быстроту реакции и командный дух. Можно сделать общую викторину с вопросами из разных сфер или на конкретную тему. Вопросы легко найти в свободном доступе в интернете или в книгах про дидактические игры для младших школьников. Например:

  • Какую процедуру заменяет одно яблоко? (Чистка зубов)
  • Самая популярная кличка дворовых собак? (Жучка)
  • Какое блюдо олицетворяло солнце для древних славян? (Блины)
  • Кого называют королём пустыни? (Верблюд)
  • Как называются мужские штаны у казаков? (Шаровары)

Школьникам очень нравится отгадывать варианты ответов, а если собрать несколько команд и сделать небольшое соревнование, то положительных эмоций и пользы от викторины будет ещё больше.

«Меморадо»

Среди интерактивных игр для младших школьников можно выделяют игру «Меморадо». Играть в неё можно с помощью одноимённого приложения, которое скачивается в App Store или Google Play. Игра запрашивает у ребёнка, какие способности он хочет прокачать, и на основе этого предлагает ему задания. Эта интеллектуальная игра для младших школьников развивает мышление, память, логику и математические способности.

<<Блок перелинковки>>

Развивающие игры — прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и легче адаптируется в первые годы школьной жизни.

Наида Абдуллаева
Интеллектуальная игра «Весенний КВН» с родителями и детьми средней группы

Интеллектуальная игра, квн,

с родителями и детьми средней группы.

«Весенний КВН»

Абдуллаева Наида Апасовна.

Организация: МБДОУ № 25 «золушка»

Населенный пункт: Республика Дагестан г. Дербент.

Материал: эмблемы для команд, конверты с геометрическими фигурами и с разрезными картинками, обручи, маркеры разных цветов, карточки, два ватмана, фишки, коробки, награда.

Оборудование: столы, стулья, 2 магнитные доски.

Оформление зала. Зал украшен шарами. На центральной стене надпись – КВН.

Цель: Развивать педагогическое сотрудничество между дошкольным учреждением и родителями, установить контакт, между ними, сделать более разнообразными совместную деятельность и общение. Формировать интерес к интеллектуальным играм. Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, творчество, любознательность.

Ход работы.

Под музыку дети заходят в музыкальный зал.

1 РЕБ. Как радостно на сердце, как светло,

Ведь настроение зимнее прошло.

Теперь на небе солнышко сияет

И тёплую весну нам обещает.

2 РЕБ. Стая птиц в саду распелась.

Хлоп, и стая разлетелась.

Эту песенку для вас

Дружно мы споём сейчас.

3РЕБ. Пусть услышат наши мамы,

Как мы песенку поём,

Вас,родные наши мамы,

Все дети: поздравляем с женским Днем!

Песня «Песенка о маме» — в конце песни дети садятся на свои места.

Ведущий: Дорогие гости сегодня праздник не простой,

Сегодня праздник озорной.

И вы не думали, не знали,

На КВН вы к нам попали!

Принять в нем участие, всех приглашаем, команды участников мы представляем.

Вот первая команда – мальчиков- «солнышко»!

(дети встают около стульев)

Наш девиз:

Нам на месте не сидится,

Нам бы целый день резвиться,

Ноги сами рвутся в пляс-

Не обгоните вы нас! (Аплодисменты)

Вед:Прошу приветствовать команду девочек – «ромашка!

(дети встают около стульев)

Наш девиз:

Мы красавицы –милашки

Веселушки – обаяшки

Улыбнемся, подмигнем

И победу заберем. (Аплодисменты)

Ведущий: У нас сегодня необычный праздник, у нас сегодня интеллектуальная игра- весенний КВН! В котором принимают участие наши дети и родители. И как у каждого настоящего соревнования у нашего «КВН» тоже есть жюри.

Познакомимся с ними: Председатель нашего жюри Заведующая д\с 25

Старший воспитатель д\с25

И психолог д\с. 25

Вед: Две команды хотят узнать, кто же из них самый находчивый, самый внимательный, самый музыкальный, самый умный и веселый! Для каждой команды приготовлено две коробки, в котором жюри будет складывать фишки. Капитаны получайте свои таблички. Ставьте их на стол жюри рядом со своими коробками. В конце конкурса подсчитаем количество фишек, заработанных каждой командой и узнаем, кто же победил.

Итак, начинаем наш конкурс.

1. Конкурс «РАЗМИНКА – ГИМНАСТИКА УМА!»

Этот конкурс состоит из нескольких заданий.

1. Первое задание. «Геометрические фигуры

Вед:Дорогие родители и дети, прежде, чем проверить ваши знания, проведем сначала физминутку. Увидев фигуры – движенья творите!

— Увидев треугольник – на месте побежим!

— Увидев квадрат – приседаем

— А заметив круг – прыгаем вокруг.

(играем 3 раза с каждой командой в разных комбинациях и последний раз- без слов).Команда допустивший ошибок меньше становится победителем.

Начинаем с команды «Ромашка» На разминку выходите свою ловкость покажите.

А теперь команда «Солнышко»

2. Второе задание «Словесная»

Вед:На этом конкурсе мы проведем словесную разминку между командами. Надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос,говорите: дальше.

ВОПРОСЫ 1 КОМАНДЕ:»Солнышко»

1. Апельсин, лимон, банан, груша – это

2. Как называется страна, в котором мы живем?-

3. Ворона, сорока, воробей –это

4. .какое животное называют всеядным?-

5. роза, ромашка, ландыш- это

6. брюки, юбка, платье, шарф –это

7. на столе лежат 2 яблока и 3 груши. Сколько овощей лежат на столе?

8. где можно купить лекарство?

9. сова летает, а лягушка?-

10. ворона каркает, а сорока?-

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЫ: «Ромашка»

1. картошка, редиска, помидор, лук –это

2. столица России? –

3. синица, сорока, сова – это

4. какие хищники живут семьями?-

5. тополь, дуб, береза – это

6. рубашка, кофта, юбка, плащ –это

7. на дереве сидели 3 птички. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?

8. где можно купить очки?

9. олень бежит, а змея?-

10. воробей чирикает, а голубь? –

3. Задание «Рифмоплет»

Вед:В этом конкурсе принимают участье только родители. Нужно придумать рифмы к предлагаемым словам. Как вы знаете рифмами считаются слова, у которых совпадают три или четыре последних буквы.Например: точка – строчка. Для каждой команды предлагаем определенное количество слов, вы должны придумать рифму к словам. Команда, которой придумает большее количество слов за одну минуту получает очко.

4. Задание «Собери картинку»

Вед:В этом конкурсе принимает участье и родители и дети. У меня в руках два конверта они адресованы вам ребята командам «солнышко» и «ромашка». Пожалуйста, выходите, возьмите конверты, откройте их и узнаем, что надо делать.

Читает ребенок из команды «ромашка»

Я веселая лиса,

Мне вцепилась в хвост оса.

Я бедняжка, так вертелась,

Что на части разлетелась!

Три сороки возле пня

Стали собирать меня.

Между ними вспыхнул спор:

Получился мухомор!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

Читает ребенок из команды «солнышко»

Я веселый серый гусь,

Ничего я не боюсь!

Но вчера упал я с кочки,

Развалился на кусочки.

Собирал меня енот-

Получился пароход!

Помогите! Помогите!

Из кусков меня сложите.

Вед:Ребята наши друзья попали в беду. Надо им помочь. Ну, что ж, поможем! Выходите, и стройтесь в две команды. Вот наши друзья которые разлетелись на куски, их необходимо собрать в картинку. Каждый участник должен добежать до коробки вытянуть один листик и поставить на стол своим мамам. После этого передать эстафету, бежат обратно прикасаться рукой другого участника. А вы дорогие мамы должны собрать картинку. Команда справившаяся, с заданием быстрее становится победителем.

5. задание «Расскажи скороговорку»

Вед:В этом конкурсе принимает участье только родители — нужно произносить скороговорку дважды в начале старта и добежав до финиша второй раз. Играем с каждой командой по очереди на время.

Начнем с команды «солнышко»ваша скороговорка:

«Электропила пилила, пилила да не выпилила»

Теперь команда «ромашка»

«электротопор рубил, рубил, да не перерубил»

Вед: А теперь пока жюри подводит итоги за конкурс смешные загадки для детей.

1.Говорит нам папа басом:

«Я люблю конфеты с мясом (не с мясом, а с орехами)

2. Просит бабушка Аркашу

Из редиски скушать кашу (не кашу, а салат)

3. Попрасила мама Юлю

Ей чайку налить в кастрюлю (не кастрюлю, а в чашку)

4. Чинят крыши, мебель, рамы,

На рыбалку ходят мамы (не мамы, а папы)

5. И капризна, и упряма,

В детский сад не хочет мама (не мама, а дочка)

6. На базар идут старушки

Покупать себе игрушки (не игрушки, а продукты).

Вед: Молодцы! Ребята!

Слово жюри! Оценки за конкурс «Разминка – гимнастика ума».

2. конкурс. «Творческая»

1. Задание «ТАНЦЕВАЛЬНАЯ»Вед: Перед вами юные леди! Они готовились к модному показу. Давайте посмотрим, что у них получилось!

1. Мы вальс станцуем от души

На наши платье бросьте взгляд

От Славы Зайцева наряд

Прически тоже высший класс

Их выполняли на заказ.

2. Мы каблучками постучим,

Вам понравиться, хотим

За платье, туфли и за грим

Мы пап и мам благодарим.

Танец: «Модницы»

Вед: А наши мальчики – будущие защитники, посмотрите вы на них, подтянулись, подросли, мышцы подкачали.

Все мальчики: Пусть мы ростом маловаты,

Но отважны, как солдаты.

Танец: «Капитан».

2. «ХУДОЖНИКИ»

вед: «салон красоты» .

Пока наши дети ещё маленькие, то в салон красоты всё — таки ходят мамы. Предлагаем мамам посетить салон красоты, где юные парикмахеры сделают им необыкновенные прически.

(Мамы -5 человека с каждой команды, садятся на стульчики и держат в руках листок ватмана, в котором вырезано отверстие для лица, и нарисован контур шеи. Дети при помощи маркера рисуют прически).

Дефиле модных причесок.

Вед: 2 Задание в конкурсе «общая картина» задания для родителей.

Представьте, что на этом листочке художник пытался нарисовать картину. Но к нему пришел в гости друг, и художник забыл, что хотел нарисовать. И когда вернулся к своей работе, то увидел незаконченную картину. Сейчас дорогие родители вам надо помочь художнику нарисовать картину, используя фигуры, которые уже нарисовал художник. Рисовать нужно всей командой одновременно за одну минуту. Команда, у которой получится красивая картина получает очко.

Ведущий: Слово жюри!

3. конкурс «ПРИЗНАНИЕ»

Вед: В этом конкурсе надо признаваться в любви детей к мамам, а мам к детям.

Посмотрим, как это сделает команда мальчиков «солнышко»

1 ребёнок:

Кто открыл мне этот мир,

Не жалея своих сил?

И всегда оберегала?

Лучшая на свете МАМА.

2 ребёнок:

Кто на свете всех милее

И теплом своим согреет,

Любит больше, чем себя?

Это МАМОЧКА моя.

3 ребёнок:

Книжки вечером читает

И всегда все понимает,

Даже если я упряма,

Знаю, любит меня МАМА.

4 ребёнок:

Никогда не унывает.

Что мне надо, точно знает.

Если, вдруг, случится драма,

Кто поддержит? Моя МАМА

Дети (хором):

Вы самые добрые мамы на свете,

А мы — ваши самые лучшие дети!

Вед :А теперь посмотрим, как это сделает команда девочек «ромашка»

1. Моя мама лучше всех,

У нее хрустальный смех,

Кудри — словно золотые,

Глазки — сине – голубые!

2. Моя мама, как царевна,

Не идет она – плывет,

По плечу любое дело,

Лишь рукой она взмахнет!

3. Моя мама красотою

Удивила белый свет.

Как береза над водою,

Как ромашковый букет.

4. Люблю тебя, мама, за что, я не знаю

Наверное, за то, что дышу и мечтаю,

За небо, за ветер, за воздух вокруг…

Люблю тебя, мама, ты – лучший мой друг.

Дети (хором).

Вы самые добрые мамы на свете,

А мы — ваши самые лучшие дети!

Вед: Мамочки, а вы готовы признаться в любви к вашим детям?

Ведущая приглашает встать в круг, а к ним подойти детей.

1. Мой ребенок самый.

2. 3. 4. 5.

ИГРА : «ЗАЙМИ ОБРУЧ» в этой игре вы должны показать свою быстроту и ловкость. Пока звучит музыка, вы танцуете. Но как только музыка заканчивается, вы должны занять какой –нибудь обруч. Тот, кому обруч не достанется, покидает состязание.

Слово жюри.

4. конкурс «УЗНАЙ СКАЗКУ»

(Слышится жужжание – в зал «влетает Карлсон)

Карлсон. Привет, друзья! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?

Вед. Да, Да, пожалуйста!

Карлсон. Друзья, а вы меня узнали? Кто я?

Дети. Карлсон.

Карлсон. Правильно, меня зовут Карлсон. Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина. А что вы здесь делаете?

Вед. У нас интеллектуальная игра «Весенний КВН»

Карлсон. Я тоже люблю праздники. Ведь самый лучший в мире болтун кто?

Вед. кто?

Карлсон. Лучший в мире болтун Карлсон, который живет на крыше.

Вед. Вот здорово! Присоединяйся к нам, Карлсон. Но одной болтовнёй на нашей игре не отделаешься, здесь надо думать и правильно отвечать на вопросы.

Карлсон. Да, думать я не привык. Вот меня ругает Малыш, что я не знаю ничего, и даже простых сказок. Вот подарил он мне книжку с загадками про сказки, а я их разгадать не могу. Помогите мне ребята.

1. Загадаю я загадки-

Отгадайте их, ребятки.

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился. (колобок).

2. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое,

А ну, подскажите имя ее. (красная шапочка)

3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (волк)

4. Какими словами обычно начинаются сказки? (жили- были)

5. Кто снес не простое яичко, а золотое? (курочка ряба)

6. Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (лиса)

Карлсон. Спасибо, отгадали все загадки. Ваши мамы читают вам сказки. А вот сейчас посмотрим, хорошо ли, мамы рассказывают сказки, и внимательно ли их слушают дети.

Сколько сказок в этом тексте, подчитайте и назовите сказки.

1)Жил –был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке.

А тут мышка бежала, хвостиком вильнула. Колобок упал и разбился.

Семеро козлят его сьели, а крошки рассыпали по дорожке.

Прилетели гуси –лебеди, стали крошки клевать да из лужи запивать.

«Не пейте, а то козлятами станете!

2)жили- были три медведя. И была у них избушка -лубяная и ледяная.

Бежала мимо мышка- норушка и лягушка квакушка,увидели избушку и говорит:

«Избушки, избушки, повернись к лесу задом, а к нам передом!»

Стоят избушки, не двигаются. Решили звери войти, подошли к двери, потянули за ручку.

Тянут – потянут, вытянуть не могут.

Карлсон. Молодцы, хорошо вы читаете сказки, и отлично слушают вас дети. Как самый воспитанный мужчина хочу сделать вам подарок. Я самый лучший певец, который живет на крыше! Что, не верите? малыши скорее выбегайте, да со мной запевайте!

Песня: «Смешной человек» с танцем вокруг Карлсона.

Карлсон. Мне было с вами так интересно! Но мне пора лететь домой.

Вед. Карлсон, ты нас тоже повеселил, мы знаем, что ты сластена и дарим тебе банку варенья. (карлсон благодарит и улетает).

Вед: Ну, что ж, пришло время подвести итоги. Сейчас мы узнаем, кто же победил. Слово жюри!

thinkingcapwhoa_color

ИП 2014

Презентация инновационного продукта «Где ум, там и толк».

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»

Мишель де Монтень

Игра-тренажер для развития мышления учащихся начальных классов «Где ум, там и толк» разработан учителем начальных классов, заместителем директора по УВР (начальные классы) гимназии Романюк Г.А.

1.Актуальность игры-тренажёра «Где ум, там и толк»

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выведение следствия и пр. (Н.Ф. Талызина). При продуманном и разумном формировании учебной и внеурочной деятельности можно добиться того, что уже в начальной школе ребенок полностью овладеет словесно-логическими приемами мышления. В качестве дополнительного, вспомогательного пути предлагается практический курс развития мышления младших школьников – игра-тренажёр «Где ум, там и толк».

Актуальность игры-тренажёра состоит в том, чтобы организовать для учащихся 1-4 классов занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой, слабые и сильные, могли бы решать нетиповые, поисково-творческие задачи не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это представляется весьма важным, поскольку ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, так как решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.

2.Цель игры-тренажёра. Формирование метапредметных (познавательных) УУД на основе развития логического мышления учащихся начальных классов

3.Задачи игры-тренажёра

  • Развитие умения выделять в предметах существенные свойства
  • Овладение учащимися операцией сравнения
  • Овладение учащимися операцией обобщения
  • Развитие умения классифицировать

4.Планируемые результаты игры-тренажёра.

  • Достижение определённого и достаточного уровня умственного развития каждого ребёнка в сравнении с начальными показателями когнитивного мониторинга
  • Успешность в овладении основными логическими операциями каждым ребёнком
  • Формирование познавательных УУД младших школьников

Скачать полную версию пояснительной записки скачать в формате .doc

Электронное приложение к игре-тренажёру скачать в формате. ppt

Электронное приложение к игре-тренажёру для 1 класса скачать в формате.ppt