Иоанн Богослов

Дни памяти: 8 мая, 20 июня, 30 июня (12 ап.), 26 сентября (Преставление)
Иоанн Богослов на острове Патмос
Иоанн Богослов на острове Патмос

Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви.

Служение Любви – весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их, как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38–40; Лк. 9; 49–50: Лк. 9, 54–56) и назвал апостола Иоанна и его родного брата Иакова «сынами грома» (Воанергес). В то же время он обнаруживает редкую скромность и, несмотря на свое особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, он не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нем, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и поврежденность человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8–9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 14, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая все, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21–22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, – свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35–36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1–18; 1 Ин. 5, 1–12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну.

Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает ее. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передает своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий, рожденный от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновленная земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Празднование 8 мая святому апостолу Иоанну Богослову установлено Церковью в воспоминание ежегодного исхождения в этот день на месте его погребения тончайшего розового праха, который собирали верующие для исцелений от различных болезней.

Биография

Апостол Иоанн, позднее названный Иоанном Богословом, слыл особенно любимым учеником Христа. Иисус выделял жертвенность и духовную чистоту Иоанна, в связи с чем Иоанн вошел в число особо приближенных ко Христу апостолов.

Апостол Иоанн

Сам Господь прозвал Иоанна «Сыном грома». Услышав зов спасителя, мальчик покинул дом родной и устремился за Проповедником. Именно Иоанн на последней трапезе Христа припал к груди Иисуса, а позднее в текстах книг доказал, что Господь олицетворяет собой любовь.

Детство и юность

Церковная литература утверждает, что свое происхождение род Апостола Иоанна ведет еще от царя Давида. У обрученного мужа Пресвятой Богородицы Девы Марии Иосифа Плотника была дочь Саломея, которая вышла замуж за Зеведея. У Саломеи и Зеведея родились двое сыновей: Иаков и Иоанн.

Юный апостол Иоанн

Евангелист Марк упоминает в писаниях, что Иоанн со старшим братом Иаковом и отцом рыбачили с лодки, когда прозвучал зов Христа. Братья оставили улов и отца и последовали за Господом. Лука в писаниях дополняет, что новоявленные апостолы присутствовали при чудесном лове рыбы и впечатленные, обратились к Спасителю. Юноши ни мгновения не сомневались в совершенном выборе: они оставили все, что имели, и последовали за Учителем.

За импульсивный характер, обостренное чувство справедливости и мастерское владение словом Христос прозвал Иоанна Богослова «Сыном грома». Ярко проявились эти черты при девятом, последнем хождении Господа по Галилее: Иисус хотел идти в Иерусалим, но перед этим направил вестников в село Самарянское.

Братья-апостолы Иаков и Иоанн

Однако жители поселения не приняли Спасителя. Тогда Иоанн и брат его Иаков спросили Христа, можно ли им призвать огонь с неба в наказание жителям Самарянского села, но Господь остановил разгорячившихся апостолов, ведь Иисус несет людям спасение, а не кару.

Апостол Иоанн вместе с братом Иаковом были особенно близки с Петром и считались наиболее приближенными к Господу.

Христианское служение

Однажды на берегу Галилейского моря Христос читал проповедь для народа. В числе прочего люда подошел к Иисусу председатель местной Синагоги Иаир, который рассказал Спасителю, что дочь его находится при смерти. Господь проследовал к дочери Иаира, чтоб исцелить ее. По пути к дому Иаира вестник сообщил Христосу, что девушка умерла, но Иисус проследовал к ней и воскресил девицу. Свидетелями этого чуда стали только 3 из 12 апостолов: Петр, Иаков и Иоанн.

Иоанн Богослов

Кроме того, Иоанн Богослов – единственный из апостолов, кто находился у Животворящего Креста. Там Иисус поручил Иоанну заботиться о Деве Марии, как о матери родной.

Традиционно считается, что Иоанн Богослов стал автором пяти книг Нового Завета. Четвертая книга Нового Завета носит название Евангелие от Иоанна, хотя ученые сейчас выражают сомнения в авторстве книги. Долгое время Иоанн предпочитал устные проповеди, но после написания Евангелия от Марка и Луки Иоанна все чаще стали спрашивать о ранних деяниях Учителя, которые он и изложил в своей книге.

Позднее для широкого круга верующих было написано «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», вошедшее также в Новый Завет. Интересно, что эта книга также формально не имеет автора, хотя его и приписывают Иоанну Богослову. Отнести книгу авторству именно апостола Иоанна позволяет стиль речи, использование фраз и мыслей, как и в Евангелии от Иоанна. Датируется книга приблизительно 90-м годом нашей эры.

Иоанн Богослов пишет Библию

В основу книги легла тема любви в самом широком ее смысле. Кроме того, апостол Иоанн показывает Иисуса как Слово Божье. В 5-ой главе труда содержится первое в истории христианства упоминание о Святой Троице в следующей формулировке: «Отец, Слово и Святый Дух», поддерживая свое видение Бога-сына (Иисуса) Словом.

Однако исследователи, изучавшие «Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова», указывают на то, что эта мысль не принадлежит автору, а представляет собой вставку, сделанную гораздо позднее с целью утвердить учение о Троице. На страницах «Послания» автор старался донести главную мысль о единстве и неразделимости Боги и любви.

Иоанн Богослов обнимает Иисуса Христа

Авторство самой короткой книги Нового Завета принадлежит также Иоанну. Книга носит название «Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Учитывая, что на страницах «Послания» автор именует себя старцем, а датируется работа 90-ми годами 1 столетия нашей эры, а также общность стиля с предыдущими книгами, позволяет ученым отнести книгу к трудам апостола Иоанна.

По смыслу и содержанию второе «Послание» повторяет первое, но в гораздо более сокращенной форме. Во главу произведения ставится братская любовь между христианами и призыв опасаться пагубного влияния лжеучений. Особое внимание обращает на себя посвящение «Послания» «возлюбленной госпоже», но исследователи сходятся во мнении, что под таким именем подразумевается община христиан.

Апостолы Иоанн и Петр

«Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» в общих чертах повторяет предыдущие книги и по стилю, и по тематике. Примечательно, что римский историк Евсевий Кесарийский, описывая историю христианской церкви, ни разу не упоминает о наличии в Новом Завете «Третьего соборного послания святого апостола Иоанна Богослова».

Первые упоминания о книге относятся ко второй половине IV столетия нашей эры, после Лаодикийского собора, посвященного вопросам церковного управления и христианского благочестия. В частности, 59-м правилом запрещается чтение библейских книг, не входящих в библейский канон Ветхого и Нового Заветов. В приведенном в следующем правиле списке как раз и появилось «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова». Однако в авторстве книги исследователи не сомневаются.

Иисус Христос и апостол Иоанн

Кроме того, «Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова» посвящается уже не христианским общинам в целом, а конкретно Гаию. Однако личность Гаия, которому посвящена книга, не установлена. Также не раз в «Послании» упоминается некий Диотреф, занимающий высокую должность в Церкви. Действия Диотрефа, не принимавшего странствующих христиан и даже угрожавшего им «административным взысканием» вплоть до отлучения от церкви, Иоанн Богослов осуждал.

Перу Иоанна Богослова принадлежит также «Книга Откровения Иисуса Христа», известная еще как «Апокалипсис Иоанна» или «Откровение Иоанна Богослова». Эта работа завершает Новый Завет. В отличие от всех предыдущих книг Иоанна, Апокалипсис раскрывает тему событий, которые будут предшествовать Второму пришествию Иисуса Христа на землю. В числе таких событий автор упоминает как природные катаклизмы (низвержение огня с неба и пр.), так и чудеса (явления ангелов, воскрешение мертвых людей).

Иконы Иоанна Богослова

Также в Апокалипсисе автор не раз упоминает свое имя – Иоанн, а также рассказывает о события, свидетелем которых он стал. Пребывая на небольшом греческом острове Патмос в Эгейском море, Иоанн услышал из-за спины глас, приказавший ему написать в книгу то, что видел. В связи с этим, авторство Апокалипсиса иногда приписывают Иоанну Патмосскому, которого, впрочем, отождествляют с Иоанном Богословом.

Тем не менее, исследователи спорят об авторстве «Откровения», поскольку стиль и язык книги существенно отличаются от «Соборных посланий» и Евангелия. Однако Митрополит Иларион объясняет этот факт тем, что автор столкнулся с необходимостью писать о реалиях Нового Завета языком и символами из Старого Завета.

Кроме того, немецкий богослов и исследователь христианства Вильгельм Буссе провел анализ текстов, в результате которого установил, что синтаксис и лексические обороты соответствуют более ранним текстам Иоанна Богослова, тем самым подтверждая его авторство. Согласился с Буссе и российский исследователь, работавший над толкованием текстов Священного Писания, Александр Павлович Лопухин.

Иоанн Богослов в котле с раскаленным маслом

Современные исследователи все же ставят под сомнение тот факт, что «Апокалипсис Иоанна» написан именно Иоанном Богословом. Так, в книге протоиерея Русской православной церкви Александра Владимировича Меня «Читая Апокалипсис», а также Дональда Гатри «Введение в Новый Завет» четко прослеживается мысль о том, что среди апостолов насчитывалось по меньшей мере 3 Иоанна, которые позднее слились в единый собирательный образ.

Подробности биографии Иоанна Богослова стали известны из церковных писаний. После смерти Девы Марии Иоанн стал проповедником, путешествующим по городам Малой Азии в сопровождении ученика по имени Прохор. Учитывая, что проповеди Иоанна Богослова зачастую сопровождались чудесами, обращенных в христианство становилось все больше.

Когда Римский император Нерон начал гонения христиан, Иоанна арестовали и направили в Рим. Суд постановил казнить проповедника, однако, выпив яду, Иоанн остался жив. Тогда судьи постановили посадить апостола в котел с кипящим маслом, но и тогда Иоанн Богослов остался невредим. Тогда старика-проповедника отправили в ссылку на остров Патмос в Эгейском море в сопровождении ученика.

Иоанн Богослов на острове Патмос

Корабль, на котором плыл Иоанн с учеником и вельможи, попал в шторм, и знатный юноша выпал за борт. Апостол долго молился о судьбе юноши, а утром волны вынесли его на берег живого и невредимого.

Прибыв на остров, апостол Иоанн обратил в христианство большую часть жителей, проведя ряд чудесных исцелений, а также изгнал бесов из имеющихся на острове языческих храмов. Жил проповедник со своим учеником в пещере в отдалении от людей, где предавался молитве. Там не раз Иоанн слышал глас Господа, приказывавший ему писать книги во славу Бога. На острове жил и местный колдун Кинопс, обращавший жителей в язычество. После молитвы Иоанна Богослова волны Эгейского моря навсегда поглотили Кинопса, а остальные местные жители приняли христианство.

Смерть

В конце I столетия нашей эры Иоанн вернулся из ссылки, а приблизительно в 100-м году скончался. Долгое время Иоанн Богослов оставался единственным живым апостолом, видевшим Иисуса, другие апостолы приняли мученическую смерть гораздо раньше.

Память

Еще при жизни Иоанна Богослова чтили в церкви. Так, на иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол изображен с Ангелом, передающим ему Слово Господа, а на пандативах православных соборов Святого изображают с орлом, который символизирует парение мысли апостола.

Икона «Иоанн Богослов в молчании»

Среди подвигов апостола Иоанна церковные предания рассказывают о воскрешении Иоанном юноши Домна и отца его Диоскорида. Кроме того, на празднике, посвященном языческой богине Артемиде, Иоанн обвинил собравшихся в поклонении идолам и призвал на их головы испепеляющую жару, отчего скончались 2 сотни человек. Верою и волею апостола умершие воскресли и приняли христианство.

Память апостола Иоанна Богослова почитают 8 мая и 30 июня ежегодно. Этот праздник носит имя Собор Двенадцати Апостолов. 26 сентября в Православии отмечается преставление Иоанна Богослова (у католиков 27 декабря). В день памяти Иоанна Богослова в храмах проходят богослужения, а также горит нетленным светом, освещая путь к небу, свеча в память об апостоле. На службе священнослужители вспоминают о жизни Иоанна Богослова и прославляют его подвиги.

Ежегодно 21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Апостол Иоанн Богослов — возлюбленный ученик Иисуса Христа и автор «Откровения Иоанна Богослова». Житие Иоанна Богослова вполне естественным образом сделало его патроном всех, кто имеет отношение к книгам и книгоиздательству.

Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают продавцы книг и работники бумажной промышленности. Кроме того, считают, что молитва, вознесенная святому апостолу Иоанну Богослову, спасает от отравления, ведь и сам Апостол Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал.

Каждый год из могилы святого апостола Иоанна в этот майский день выступал тонкий прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь и празднует память святого апостола Иоанна Богослова в этот день — 21 мая по новому стилю.

Иоанн Богослов — один из Двенадцати апостолов, единственный из них, умерший естественной смертью. Сын Иоанна, также прозванный Богословом, евангелист, брат Апостола Иакова. В Евангелии от Марка вместе с братом прозван Иисусом «Сыном грома».

Отцы Церкви считали его тем же человеком что и Иоанн Евангелист, «Возлюбленный ученик», хотя современные богословы и библеисты не имеют консенсуса относительно тождественности этих людей. Но согласно традиции большинства христианских конфессий, апостол Иоанн — автор Евангелия, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Художественно-символически изображается в почтенном возрасте, в красном одеянии, с чернильницей, пером и книгой в руках и в присутствии ангела, часто орла. Иногда представлен молодым, безбородым и длинноволосым.

Именины: Иван, Арсений, Адриан.

Биография Иоанна Богослова

Иоанн Богослов – самый молодой из первых двенадцати учеников Христа, призванных им к апостольству и наделенных чудесною силою, один из тех, кого бог удостоил особой любви и близости, брат апостола Иакова.

Иоанн Богослов. Русская икона XVII века
Иоанн Богослов. Русская икона XVII века

Все сочинения, автором которых принято его считать – Евангелие, Апокалипсис, три послания, включенные в Библию – пронизаны темой любви, поэтому он был прозван «апостолом любви». Христос же называл его «сыном грома» (за силу духа и пылкую, порывистую натуру), в Иерусалиме почитали «столпом церкви», а традиционным символическим представлением стал орел (в ознаменование высоты полета чувств и мыслей).Будущий излюбленный посланник всевышнего появился на свет на северо-востоке Израиля в 6 году (по иной версии – в 17 г., так как в момент распятия Иисуса в 33 г. ему по церковным канонам исполнилось 16 лет).

Его отец Заведей слыл достаточно состоятельным галилейским рыбаком, имевшим наемных работников. Мать, Соломия, являлась дочерью от первого брака святого Иосифа, потомка царя Давида, после смерти первой жены обручившегося с девой Марией согласно выбору самого господа. Как гласит предание, первосвященник по велению ангела собрал тогда вдовцов, роздал им посохи, и в руках Иосифа он вдруг расцвел (по другим сведениям – из него вылетела голубка). Так Мария стала его супругой (сохраняя девственность). Таким образом, Христос приходился матери Иоанна сводным братом, а ему – дядей.

Юный апостол Иоанн
Юный апостол Иоанн

Когда мальчик подрос, он начал вместе с отцом и братом рыбачить в Галилейском море (ныне – Тивериадское озеро), приводить в порядок рыболовные снасти, проявлял терпение и трудолюбие. Однажды недалеко от них на берегу моря появилась группа верующих и Мессия. Он сел в пустую лодку рыбака Симона (впоследствии апостола Петра), вместе с братом Андреем (прозванным позже Первозванным) всю ночь ловившего рыбу, но так ничего и не поймавшего. Вначале господь побеседовал с людьми, а затем явил чудо, указав, где следует забросить сеть, чтобы получить небывалый улов. Потрясенные рыбаки вытащили столько рыбы, что их лодки стали полны до краев и едва не потонули. После этого Христос позвал их за собой, сделав своими первыми учениками.
Затем спаситель подошел к Заведеевым, бывшим среди тех, кто слушал его на берегу. Братья сидели с отцом в лодке и занимались своим обычным делом. Иисус предложил и им проследовать вместе с ним. И братья откликнулись на призыв Христа, оставив отца и всю прежнюю жизнь.

Дальнейшее житие

После призвания юноша не расставался с агнецом божьим, стал его наперсником, вел девственный образ жизни, постоянно пребывал в молитве и богомыслии и понял, что господь пришел с целью показать людям путь в царствие небесное. Он стал свидетелем ряда явлений божественной силы учителя, которую тот открывал лишь немногим. Так, Иоанн находился рядом с ним при Преображении Господнем на израильской горе Фавор, при воскрешении единственной дочери начальника синагоги Иаира, молении в Гефсиманском саду, на Тайной вечере.

Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов
Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов

Любящий ученик возмутился, когда перед всевышним учителем закрыли ворота и отказали в ночлеге обитатели самарянского селения. Юный максималист попросил разрешения наслать на них небесный огонь, но Христос запретил, пояснив, что он пришел спасать, а не карать. Молодой человек прошел за Мессией по крестному пути, стал свидетелем его распятия, получил последнее повеление своего равви позаботиться о Богородице.

Иисус Христос и апостол Иоанн
Иисус Христос и апостол Иоанн

Он служил Мадонне как собственной матери. Она стала жить в его доме в Иерусалиме. Перед смертью во время прогулки к ней явился архангел Гавриил и подарил лилию из райского сада. Этот прекрасный цветок нес ее названый сын Иоанн во главе траурной процессии, провожая ее в последний земной путь.
После успения Богородицы, примерно в 50 году, для распространения идей христианства вместе с диаконом Прохором Богослов отправился морем в Эфес (ныне его развалины расположены южнее Измира в Турции). Во время их плавания случился страшный шторм, судно затонуло, команда и пассажиры за исключением апостола спаслись. Но на 14 день, когда Прохор уже почти потерял надежду увидеть своего учителя в живых, по воле господа он был выброшен на берег.

Апостол Иоанн пишет Евангелие (икона)
Апостол Иоанн пишет Евангелие (икона)

По прибытию на полуостров в течение нескольких лет в Филадельфии, Эфесе, Пергаме, Смирне, Фиатире и других городах Малой Азии Иоанн проповедовал святую веру в Иисуса и совершал немало чудес – исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал из мертвых. Видя это, в христианство обратилось большое число народа.
В начале 60-х начались гонения на последователей новой религии императора Нерона. Божьего избранника приговорили к страшной казни, но ему не причинило вреда ни отравленное питье, ни окунание в кипящие котлы. Тогда его сослали на пустынный остров в Эгейском море под названием Патмос. По пути на место ссылки он не раз спас во время бури своих стражников и моряков. В результате все они стали адептами христианства и даже собирались отпустить на волю святого проповедника. Но он не позволил им ради него нарушать приказ.

Иоанн Богослов в кипящем масле (картина Ханса Фриса)
Иоанн Богослов в кипящем масле (картина Ханса Фриса)

Находясь на Патмосе долгие годы, апостол вместе с Прохором жил уединенно в пещере, предаваясь молитве. Там он написал пророческую книгу Нового завета «Апокалипсис», раскрыв тайну конца света, а также совершил множество чудесных деяний и таинств, так что все местные жители уверовали в бога. Когда притеснения христиан в Римской империи прекратились, он возвратился в Эфес, где снова занялся праведной деятельностью.

Иоанн на острове Патмос (картина Иеронима Босха)
Иоанн на острове Патмос (картина Иеронима Босха)

Местные церковнослужители показали святому старцу три Евангелия от Марка, Матфея и Луки, примерно повторяющих друг друга. Он их прочел и решил дополнить собственным повествованием о пришествии, чудесах и вознесении спасителя с предостережением об опасности появившихся лжеучений, унижавших его божественное достоинство, с призывом любить его и описанием бесед об истинах веры. Позже в своих трех Посланиях он также указал на важность любви, заверив, что «Бог есть любовь».Евангелист скончался в возрасте более 100 лет естественной смертью, единственный из 12-ти посланников. Его брат Иаков принял мученическую смерть намного ранее в 44 году, первым из них.

Иоанн Богослов на Патмосе (икона, XVII век)
Иоанн Богослов на Патмосе (икона, XVII век)

Обстоятельства кончины Иоанна были необычными. Когда пришло время его ухода, он попросил учеников закопать его в крестообразную могилу живьем, что и было ими со слезами исполнено. Однако на следующий день на месте его погребения тела святого не нашли.

Память

Ежегодно 21 мая (8 по старому стилю) на могиле апостола появлялся чудесный тонкий розовый прах, исцелявший от любых недугов. Поэтому этот день стал днем памяти святого. Его вспоминают и прославляют также 13 июля на праздник Собора 12-ти апостолов и 9 октября в момент представления.

Иоанн Богослов. Апостолы

Иоанн стал покровителем школьников, студентов, всех, кто занят в научной, литературной и информационной сфере. Молитвы перед иконой этого святого помогают обрести любовь и преданных друзей, сохранить уважение и взаимопонимание в семьях, вразумить людей, попавших в секты, ограждают от несчастных случаев на воде, способствуют получению хорошего улова рыбы, защищают от плохих людей и злых духов.