Иоанн кронштадтский мысли христианина

23.12.2018

иеродиакон Питирим (Ануфриев).

Святоотеческое наследие святого праведного Иоанна Кронштадтского является для нас особенно дорогим и важным потому, что в нем говорится о той духовной жизни, которая протекала в условиях, одинаковых с нашей повседневной жизнью. Поэтому данная работа представляет собой попытку систематически изложить его пастырские наставления – в этой части о Литургии и Причастии* – посредством цитат из святоотеческого наследия чудного пастыря.

Божественная Литургия в жизни православного христианина

Божественная Литургия является средоточием всех богослужений суточного и седмичного циклов. Богослужение Литургии во всем своем объеме является постепенным возведением ума и сердца человека к великому таинству Причащения. На ней совершается великое Таинство — преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верных. Все верующие собираются в храм для того, чтобы едиными устами и единым сердцем прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин.

«Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь, Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и в питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам своим. Но виновник греха и смерти диавол всеми адскими кознями своими старается отвращать христиан от Чаши жизни, наводя на них маловерие и нерадение к этому величайшему таинству христианской веры, чтобы держать людей в узах греха и смерти».

Божественная Литургия — служение очищения, освящения души, примирения ее с Богом. «Литургия — таинство очищения, освящения, просвещения, возрождения, оживотворения человека для жизни вечной, таинство Любви Божественной, таинство возвеличения, обожения обесчещенного, униженного, погибшего в грехах человека».

«О, сколь величественна, свята, спасительна, вожделенна Литургия для христианина! Храм истинно делается небом! Ибо в Троице нисходит на святой животворящий престол каждый день и совершает величайшее чудо милосердия Своего, претворяя хлеб и вино в Пречистое Тело и Пречистую Кровь Сына Божия и удостаивая верующих причастия их».

«Как мы всегда низки, земны, страстны, недостойны бываем Литургии, этой небесной службы Божией, исполненной беспредельной любви Божией к людям! Мы и к Литургии приходим с своею рассеянностью, с своими страстями и мечтами земными, с своею нечистотою, с своею суетностью и своими нарядами и житейскими расчетами, к которым прильнула наша душа».

«Но многие из христиан мертвы, глухи и для нее, стоят неохотно, холодно, блуждая мыслями и взорами. Отчего? От недостатка веры в Таинство и, особенно, от недостатка размышления о его величине, святости, животворности и его плодах, обновления и вечной жизни».

«На Литургии наша сила против сильных врагов, победа над ними, побеждающими нас нередко страстями нашими, очищение наших нечистот, свет наших душ, святыня, слава наша, надежда наша, утверждение наше».

В молитвах Божественной Литургии отражается величие таинства Тела и Крови Господней и нашего недостоинства.

«Без таинства Тела и Крови, без Литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости, всемогущества Спасителя нашего, могли бы утратиться плоды Его страданий; поэтому Он повелел творить таинство Тела и Крови в воспоминание Его, и не только в воспоминание, но и в теснейшее сообщение с Ним. Громогласно, во всеуслышание, во всем мире совершается это всемирное таинство. Плоды его — святыня, нетление и жизнь вечная».

«Литургия есть сокращение всего Евангелия, изображение земной жизни Иисуса Христа, повторение Его голгофской жертвы — всегдашнее закалание, смерть Его за грехи мира, воспоминание Его воскресения и вознесения на небо».

«Литургия непрестанно напоминает нам о величайшем суде, совершившемся на земле от Бога, по бесконечной любви Его к людям, именно, что Бог явился на землю во плоти нашей, и через то напоминает нам о любви к Богу, к правде, к Его святости, к милосердию, к горнему мудрованию».

«Кто постигнет величие благодеяния, подаваемое нам Господом нашим Иисусом Христом в таинстве Евхаристии, или причащения? Вполне — никто, ни даже ум ангельский, ибо благодеяние это беспредельно и необъятно, как и Сам Бог, Его благость, премудрость и всемогущество. Какая любовь к нам грешным ежедневно сказуется в Литургии! Какая близость Божия к нам!»

«Если бы мир не имел пречистого Тела и Крови Господа, он не имел бы главного блага, истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения, словом, совокупности всех истинных, нетленных благ».

Божественная Литургия является таинством бесконечной любви ко всему человеческому роду, потому что нет ничего выше и более Литургии ни на небе, ни на земле.

Причащение Тела и Крови Христовых

Таинство Евхаристии среди других таинств является самым великим. В нем под видом хлеба и вина преподаются Самое истинное Тело и Самая истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа.

«Таинство Причащения — таинство обожения, таинство бесконечной любви Божией к человеку, таинство вечной жизни, таинство искупления от греха, проклятия и смерти». «Для нашего спасения Господь дал нам таинство Причащения, в котором мы очищаемся от грехов, освящаемся, обоготворяемся». «Только Тело и Кровь Христовы могут омыть наши грехи, наши греховные язвы, — да, язвы, и спасти нас от душетленного яда — греха».

Возрожденный в Святом Крещении и получивший печать дара Духа Святого в таинстве миропомазания христианин становится живой частицей тела Церкви Христовой. Для поддержания и раскрытия новой жизни как члена тела Христова христианин получает Небесный Хлеб в Святой Евхаристии. Целью причащения Святого Тела и Крови Христовой является теснейшее соединение со Христом. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56-57). «Кто причащается с верою, с покаянием, со страхом Божиим, тот соединяется с Самим Господом, становится родным Господу, чадом Господа. Какая высочайшая честь, какое счастие, какая радость, какое блаженство!… Если же кто причащается по привычке, без покаяния, без веры, без исправления своей греховной жизни, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11:29 ). Кто совсем не причащается, не заботится о душе, а погряз в грехах и не кается, — тот соединяется с диаволом, становится родным диаволу, рабом диавола».

Таинство Святого Причащения служит для нас духовной пищей и духовным врачеством. Святое Причащение служит для нас залогом бессмертия и вечной жизни. «При употреблении такого пренебесного дара, каковы Божественные Тайны Тела и Крови Христовой, все земные блага должны терять всю свою прелесть и вменяться за ничто, как тень пред действительностию, как сонные грезы пред действительными благами». Сам Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53-54).

«Из всех таинств святое Причащение — самое необходимое: в нем человек оживотворяется, обожается, переменяется, то есть делается как бы другим, новым. Слушайте, для чего дано нам Причащение: для того, чтобы мы, принимая Его с верою, любовию и страхом Божиим, соединялись с Иисусом Христом, делались как бы одной с Ним плоти, одной с Ним крови: Господь входит чрез святое Причастие в наше тело, в нашу кровь, в нашу душу. Человек, не верующий в святое Причастие и не приобщающийся, — пропащий, он сам себе готовит муку вечную».

«Чрезвычайно и ужасно падшему человеческому роду подаются чрезвычайные, сверхъестественные средства к спасению — Страшные Тайны: Тело и Кровь Самого Господа славы, Жизнодавца! Кто станет отвергать их, если желает искренно спасения, если сознает свое гибельное, греховное состояние?».

В своем «Дневнике» святой праведный Иоанн пишет: «Через Тайны Ты всецело с нами: и плоть Твоя соединяется с нашей плотью, и Дух Твой соединяется с нашей душой, — и мы ощущаем, чувствуем это животворное, премирное, пресладкое соединение, чувствуем, что, прилепляясь Тебе в Евхаристии, мы становимся один дух с Тобой, правда, часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Тайнах только хлеб и вино, а не само Тело и Кровь Господа, и лукавыми свидетельствами посылает для этого зрение, вкус и осязание».

«Большая часть христиан холодно встречает Господа во храме, в Его святых Тайнах, и редко, очень редко приступают к святому Причастию; многие бегают от Господа и в болезни, когда им предлагают причаститься во исцеление души и тела, все откладывают и забывают, что будущим-то временем располагать нельзя, ибо жизнь наша во власти Божией; есть и такие, которые думают, что причащаться нужно только перед смертию; они думают: уж если приобщаться, так значит умирать, смерть, значит, близка. А во святых-то Тайнах Господь и дарует нам жизнь, исцеление телесных недугов, разрешение недугов душевных».

«Обрати внимание на момент твоего причащения Божественных Тайн Пречистого Тела и Крови Христовой: всегда ли ты искренно, с совершенной верой и любовью причащаешься их, не хладно ли бывает в это время суетное, нечистое сердце твое, и если так, то отчего это происходит? Это происходит от твоего чревоугодия, сластолюбия, пресыщения накануне того дня и вообще от постоянного чревоугодия, а оно несовместимо с Небесной пищей, с Божественным Брашном Тела и Крови Господней. Заставь чрево поститься постоянно, если часто причащаешься, — тогда ощутишь особенную радость от Причащения».

Чтобы достойно причаститься, нужно по возможности молитвой и сокрушением сердца очистить его от всякой, даже малейшей скверны греха и живой верой как можно глубже ввести в сердце Христа.

«Как достойно причащаться? С живым сознанием своего недостоинства и, главное, с твердою и несомненною верою, что в каждой частице Тела всецелый Христос, в каждом глотании Крови; или: в каждой частице Тела, какую можно вообразить, и в каждой частице Крови, какую можно представить, — всецелый Христос, раздробляемый и между тем не разделяемый».

«Лучшее средство причаститься достойно Святых Тайн состоит в отложении и умерщвлении всякой злобы сердца и в отложении всякого житейского попечения и в сохранении горящего духа».

«Никто, никто из вас не достоин Святого Причастия, а Бог по величайшему милосердию Своему терпит нас и удостаивает принятия Святых Тайн. Старайтесь же, причастники и причастницы, быть достойными великих Тайн Христовых; жизнью своею старайтесь подражать Господу, подражать Его кротости, незлобию, смирению, воздержанию, милосердию».

«А кто достоин Причастия? Да никто из вас — ни ты, ни он, никто. Дай Бог каждому из вас, всем вам быть достойными его; разве только тот, кто искренно верует, искренно кается и причащается, искренно желает исправления, тот, пожалуй, еще достоин причастия».

«Не думайте, что кто причащается часто, тот этим грешит, грешит только тот, кто причащается недостойно, без приготовления, без решительного намерения исправиться, а ревнующим о Боге причащаться часто можно».

Для добрых людей Святые Тайны служат средством к укреплению добродетели, а для злых не приносят никакой пользы, напротив, приносят только осуждение. «Кто носит в сердце своем злобу и ненависть к ближнему, тот не дерзай приближаться к Чаше Жизни. Если же приступит и примет Тело и Кровь кроткого и незлобивого Агнца Божия Иисуса Христа, то примет в суд и в осуждение».

«Причащаться надо с верою, с покаянием, с оставлением грехов, с твердым желанием исправиться и вновь не грешить. Если вы причащаетесь по привычке, без покаяния, без веры искренней, живой, без исправления своей греховной жизни, если не оставляете свои страсти, — то Причастие не вмещается в вас и не принесет вам пользы».

«Перед причастием Святых Животворящих Таин не пускайся в бесполезные и вредные рассуждения, которыми лукавый хочет только выиграть время и похитить веру, а верь беспрекословно, что слово Господа есть истина».

«Всю глубину человеческого падения, всю растленность человеческого естества познают только те, которые достойно причащаются Святых Таин. В это время они видят — по Откровению Господню — внутреннее зло, или зло сердца, в ужасающих размерах: сердце все в язве, в болезни, и между тем не ищет исцеления, коснеет во зле своем и без самопринуждения не примет в себя живой, спасающей веры в Таинство; напротив, оно отвращается от него, как злой, упрямый и капризный ребенок от сосца матери».

«Величайшее чудо являет Иисус Христос, Сын Бога живаго, в причащении с верою Его божественным Тайнам. Какое же чудо? Упокоение сердца, обновление, умиротворение, оживотворение, крепость сил духовных и телесных».

«Вот пречистое Тело и пречистая Кровь — единственное средство против скверны греховной, против вечной смерти, против греховной эпидемии; но приступать к святому Причастию надо истинными христианами, с сердечным покаянием, с сокрушением о грехах, с соболезнованием, с твердым намерением оставить злобу, зависть, гордость, лукавство и всякие другие грехи».

«Причащайтесь с верою, с упованием и помните, что ничем не могут быть искуплены, ничем не могут быть омыты ваши скверны греховные, как только Телом и Кровью Христовыми».

«Кто не причащается, тот живет только жизнью животной, материальной, суетной, мирской, а духовной жизни в нем нет ни на грош».

«После причастия тщательнейшим образом храни полученный тобой мир душевный. Не давай места гневу, хотя бы и были причины гневаться».

«Для того, кто верует в Иисуса Христа, кто искренно кается и причащается Божественных Тайн Животворящих, — для того не страшен враг рода человеческого, потому что в том человеке обитает Сам Бог; и ему не страшна смерть, потому что он верит и знает, что Иисус Христос Своими страданиями разрушил смерть, победил ее, переменил на сон и всем нам даровал воскресение».

«Кто кается, исправляется, достойно причащается святых Тайн, тот войдет в Царствие Небесное и будет вместе со святыми. Какое блаженство!»

Причащение Святых Таин необходимо для того, чтобы войти в жизнь вечную. Поэтому бедствием для человеческой души является долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Жизнодавцем.

иеродиакон Питирим (Ануфриев).

Источник: Московская Сретенская духовная семинария.

На фото: Проповедь прав. Иоанна Кронштадтского. Художник М. Альгейм. 1904 г.

Фото: Иоанновский приход, группа ВК.

* Окончание. Начало читайте здесь: «Без Церкви нет спасения». Наставления Иоанна Кронштадтского о Церкви. Продолжение — здесь: «Что за чудная сила – покаяние!» Наставления Иоанна Кронштадтского о Таинствах.

______________________

Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. — М.: Русский Хронограф, 2004. — С. 170.
Там же. С. 182.
Там же. С. 173.
Вениамин (Федченков), архиеп. Небо на земле. — М.: Паломник, 2003. — С. 170.
Там же. С. 171.
Там же. С. 172.
Там же. С. 198.
Там же. С. 216.
Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли о богослужении Православной Церкви. — М.: Русский Хронограф, 2004. — С. 181.
Там же. С. 190.
Там же. С. 176.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 154.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 310.
Там же.
Там же. С. 159.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 94.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 217.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 15. — М.: Булат, 2006. — С. 225.
Там же.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 184.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 586-587.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 4. — М.: Отчий дом, 2006. — С. 332.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 3. — М.: Отчий дом, 2005. — С. 177.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С.
Там же.
Там же. С. 311.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 580.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 197.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 532.
Там же. С. 182.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 163.
Там же. С. 223-224.
Там же. С. 235.
Там же. С. 240.
Иоанн Кронштадтский, прав. Дневник. — Т. 2. — М.: Отчий дом, 2003. — С. 492.
Венок на свежую могилу незабвенного пастыря о. Иоанна Кронштадтского: 148 поучений, экспромтов. — СПб., 1909. — С. 180-181.
Там же. С. 171.

О покаянии

Когда молишься о прощении грехов своих, укрепляйся всегда верою и упованием на милосердие Божие, готовое всегда прощать наши грехи по искренней молитве, и всячески бойся, как бы не запало в сердце отчаяние, выражающееся тяжелым унынием сердца и принужденными слезами. Что твои грехи против милосердия Божия, каковы бы они ни были, лишь бы только искренно ты каялся в них! А бывает часто, что человек молится и внутренне сердцем не надеется, что грехи его будут прощены, считая их как бы выше Божия милосердия. За то, действительно, и не получает прощения, хотя и источники невольных слез прольет, и с скорбным, стесненным сердцем отходит от щедрого Бога, – того он и достоин: веруйте, яко приемлете, говорит Господь, и будет вам (Мк. 11: 24). Неуверенность в получении просимого у Бога – хула на Бога. .

* * *

Покаяние должно быть искреннее и совершенно свободное, а никак не вынужденное временем и обычаем или лицом исповедующим. Иначе это не будет покаяние. Покайтеся, сказано, приближи ся бо Царствие Небесное (Мф. 4: 17), приближися, то есть само пришло, не нужно долго искать его, оно ищет вас, вашего свободного расположения, то есть: сами раскаивайтесь с сердечным сокрушением. Крещахуся (сказано о крестившихся от Иоанна), исповедающе грехи своя (Мф. 3: 6), то есть: сами признавались в грехах своих. А так как молитва наша по преимуществу есть покаяние и прошение о прощении грехов, то и она должна быть непременно всегда искренняя и совершенно свободная, а не невольная, вынужденная обычаем и привычкою. Такою же должна быть молитва и тогда, когда бывает благодарением и славословием. Благодарность предполагает в душе облагодетельствованного полноту свободного, живого чувства, свободно переливающегося чрез уста: от избытка сердца уста глаголют (Мф. 12: 34). Славословие предполагает восторг удивления в человеке, созерцающем дела бесконечной благости, премудрости, всемогущества Божия в мире нравственном и вещественном и потому также естественно должно быть делом совершенно свободным и разумным. Вообще молитва должна быть свободным и вполне сознательным излиянием души человека пред Богом. Пред Господем изливаю душу мою (молитва Анны, матери Самуила). .

* * *

Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значить сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит, всею душою желать исправления и заглаждения их. .

* * *

Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, так и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения, называется лицемерным. Сознание грехов затмевается, надо его прояснить; чувство заглушается, притупляется, надо его пробуждать; воля тупеет, обессиливает для исправления, надо ее принуждать: Царство Небесное силою берется (Мф. 11: 12). Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная. .

* * *

Кто привыкает давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее покаяние, дать непостыдный ответ на Страшном суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию и притом непременно ежегодному. Чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее, значит, давать отчет. Второе побуждение составляет спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо; они не дают ему покоя, непрестанно сосут его сердце; грехи – колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи – духовная тьма. Кающиеся должны приносить плоды покаяния. .

* * *

Совершая таинство покаяния, чувствуешь и свое преокаяннейшее окаянство пред Богом и всю бедность, невежество, греховность природы человеческой. Крест, поистине крест – исповедь! О, каким должником пред своими духовными чадами чувствует себя священник на исповеди! поистине неоплатным должником, повинным небесной правде и заслуживающим тысячи огней гееннских! Видишь и чувствуешь, что при глубоком невежестве людей, при неведении ими истин веры и грехов своих, при их окамененном нечувствии, духовнику надо крепко, крепко молиться за них и учить их днем и ночью, рано и поздно. О, какое невежество! Не знают Троицы, не знают, кто Христос, не знают, для чего живут на земле! А грехопадений-то? А мы ищем обогащения, покоя, не любим трудов, раздражаемся, когда их больше обыкновенного! Ищем пространного жилища, богатой одежды! Да не возлюбим земной покой, да не разленимся, не вознерадим о духовных делах своих и да не лишимся вечных благ и покоя небесного, ибо вкусившим в изобилии мирского покоя здесь какого ожидать там? .

* * *

К чему ведет пост и покаяние? Из-за чего труд? Ведет к очищению грехов, покою душевному, к соединению с Богом, к сыновству, к дерзновению пред Господом. Есть из-за чего попоститься и от всего сердца исповедаться. Награда будет неоценимая за труд добросовестный. У многих ли из нас есть чувство сыновней любви к Богу? Многие ли из нас со дерзновением, неосужденно смеют призывать Небесного Бога Отца и говорить: Отче наш!… Не напротив ли, в наших сердцах вовсе не слышится такой сыновний глас, заглушенный суетою мира сего или привязанностью к предметам и удовольствиям его? Не далек ли Отец Небесный от сердец наших? Не Богом ли мстителем должны представлять себе Его мы, удалившиеся от Него на страну далече? – Да, по грехам своим все мы достойны Его праведного гнева и наказания, и дивно, как Он так много долготерпит нам, как Он не посекает нас, как бесплодные смоковницы? Поспешим же умилостивить Его покаянием и слезами. Войдем сами в себя, со всею строгостью рассмотрим свое нечистое сердце и увидим, какое множество нечистот заграждают к нему доступ божественной благодати, сознаем, что мы мертвы духовно. .

* * *

Сказал Господу грехи с сокрушением сердца – и растаяли, вздохнул, пожалел о грехах – и нет их. Глаголи беззакония твоя, да оправдишися. Как приходят, так и уходят. Мечта – мечта и есть. Сознал, что они мечта, нелепость, безумие, возымел намерение впредь вести себя исправно – и Бог очистил их чрез Своего служителя и святые таинства. .

* * *

Аще семь раз падет, и семь раз покается, глаголя: каюся, – остави ему (см. Лк. 17: 4; Мф. 18: 21–22). Знает Владыка, как Сердцеведец, что люди склонны к весьма частым падениям, и падая, часто восстают, потому и дал заповедь – часто прощать грехопадения; и Сам первый исполняет Свое святое слово: – как только скажешь от всего сердца: каюся, – тотчас прощает. .

* * *

Надежда на Бога по содеянии грехов, какие бы они ни были, т. е. на примирение с Ним, после ссоры, в унынии, тоске, в страстях. Нигде, кажется, не выражается так ясно и сильно надежда грешника на прощение грехов и спасение, как в молитвах ко причащению и в канонах Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Ангелу хранителю и в канонах дневных. .

* * *

Если согрешишь в чем пред Богом (а мы грешим премного каждый день), тотчас же говори в сердце своем с верою в Господа, внимающего воплю твоего сердца, со смиренным сознанием и чувством своих грехов, псалом Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и прочитай сердечно весь псалом; если не подействовал он один раз, сделай другой прием, только прочитай еще сердечнее, еще чувствительнее, и тогда тебе немедленно воссияет от Господа спасение и мир душе твоей. Так всегда сокрушайся: это верное, испытанное средство против грехов. Если же не получишь облегчения, вини себя самого; значит, ты молился без сокрушения, без смирения сердца, без твердого желания получить от Бога прощение грехов; значит, слабо уязвил тебя грех. .

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Описание

Корольчук Георгий Алексеевич«Моя жизнь во Христе» – без этой книги трудно себе представить библиотеку православного христианина, тем более петербуржца. Ведь ее автор, святой праведный Иоанн Кронштадтский, согревший и осветивший своей любовью тысячи верующих на пороге страшного ХХ века и укрепившего тем Русскую Церковь перед лицом неслыханных гонений, является одним из самых чтимых и любимых небесных покровителей нашего города. Книга «Мысли христианина», которая записана на этом диске, – это систематизированный по рубрикам и несколько сокращенный вариант книги «Моя жизнь во Христе».

«Трудно выразить в нескольких словах всю глубину значения этой удивительной книги. «Мысли христианина» — творение высокого духа, озаренного, проникнутого светом Христовым, плод богатого духовного опыта, воздействие его на читателя неотразимо… Внимательный к своей внутренней жизни читатель найдет в этом произведении ответ на все свои духовные запросы; думается, оно способно согреть сердце, пробудить добрые движения и в человеке равнодушном или колеблющемся. Возвышенный апостольский дух отца Иоанна, его горячая любовь к Богу и к людям сказывается в каждой строчке его книги, увлекает читателя все выше и выше, призывая его к подвигу бесконечного нравственного совершенствования («Православное Русское Слово», 1903 г., № 14).

Читает народный артист России Георгий Корольчук.

В цикле 42 передачи. Общее время 16 ч. 2 мин.
Размер zip-архива 1,33 ГБ.

1-6 Бог и творение
7-14 Молитва
15-20 Храм и Богослужение
21-24 Жизнь и деятельность священника
25-29 Покаяние
30-32 Искушение и победа
33-38 Достижение святости
39-42 Общение со святыми и жизнь вечная