Иоанна Златоуста

Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь.

Свт. Иоанн Златоуст. Мозаика Х в., Софийский собор, Константинополь.

Иоанн Златоуст (ок. 347 — 407), архиепископ Константинопольский, святитель

Об одноимённых грузинских святых см. Иоанн Окропири

Память 27 января в день перенесения мощей, 30 января в Соборе Вселенских учителей и святителей, 14 сентября в день преставления, 13 ноября — перенесенный день памяти взамен 14 сентября из-за совпадения с праздником Воздвижения и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.)

Великий святитель родился в Антиохии (современная Сирия) ок. 347 года, в семье военоначальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына; мать, примерная христианка Анфуса, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию Иоанна. Одаренный юноша учился у лучших философов и риторов, его наставником был известнейший языческий оратор Ливаний, который прочил его себе в приемники если бы не христианство Иоанна. В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию, Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение в 367 году от святителя Мелетия Антиохийского который наставлял его в вере и через три года поставил во чтеца. В этой должносити Иоанн пробыл три года усиленно изучая Священное Писание.

После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, святой Иоанн совместно с Феодором (впоследствии — епископом Мопсуестским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Когда скончалась мать святого Иоанна, он раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и, приняв иночество, поселился в уединенной обители. Вскоре святого Иоанна сочли достойным кандидатом для занятия епископской кафедры. Однако, он из смирения уклонился от архиерейского сана. В это время святой Иоанн написал «Шесть слов о священстве», великое творение православного пастырского богословия. Четыре года провел святой в трудах пустынножительства, написав «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере, но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию.

Служение в Антиохии

Св. Иоанн Златоуст. Ближневосточная икона

Св. Иоанн Златоуст. Ближневосточная икона

В 381 году святитель Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены созданию новых богословских творений: «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» (два слова), «Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников».

В 386 году святой Иоанн был рукоположен наследником святителя Мелетия Флавианом во пресвитера. Последовавшие за тем двенадцать лет священства в Антиохии были, быть может, самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Боговдохновенного слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме, потрясая сердца слушателей. Благодаря скорописцам, многие из них дошли до нашего времени. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания которым Церковь и по сей день придает высочайший авторитет, а также более восьмисот бесед на отдельные библейские тексты, в похвалу святых, как поучения на праздники и слова апологетические.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

На Цареградской кафедре и в ссылке

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна Златоуста. Поэтому, когда после смерти святителя Нектария в 397 году освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть больше 50 лет.

Он начал с главного — с духовного совершенствования священства и примирения враждующих епископов. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения, ввел в употребление крестные ходы.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Иоанн Златоуст

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об утверждении и распространении веры Христовой. Он заботился об искоренении остатков арианской ереси; слал письма в Сирию которыми добился возвращения в Церковь маркионитов; посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, славянам и готам; разорил языческие храмы, стоявшие много веков в Финикии; обличал жидовствующих. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора в Крыму.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый «собор при Дубе» из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии). Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.

Мощи

Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь

Реликварий с честной главой свт. Иоанна Златоуста. Афонский Ватопедский монастырь

Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь

Десница свт. Иоанна Златоуста. Афонский Филофеевский монастырь

Уже при сыне императрицы Евдоксии, императоре Феодосии II в 438 году совершилось перенесение честных мощей святителя в Константинополь. Горячо любившая своего святителя цареградская паства была столь тронута словами ученика святого Иоанна, святителя Прокла Константинопольского, что, не дав ему закончить проповедь о Златоусте, стала умолять его ходатайствовать перед императором, чтобы мощи святого были перенесены в Константинополь. Император, убежденный святителем Проклом, дал согласие и повелел перенести мощи святителя Иоанна, но посланные им люди никак не могли поднять святые мощи до тех пор, пока император, поняв свою ошибку, не прислал послание к святителю Иоанну, смиренно прося у него прощения за себя и за свою мать Евдоксию. Послание зачитали у гроба святителя Иоанна и после этого легко подняли мощи, внесли их на корабль и доставили в Константинополь. Рака с мощами была поставлена в церкви святой мученицы Ирины. Патриарх открыл гроб: тело святителя Иоанна оказалось нетленным. Царь, припав к гробу со слезами, просил прощения. Народ весь день и ночь не отходил от раки. Наутро рака с мощами святителя была перенесена в церковь святых Апостолов. Народ воскликнул: «Приими престол твой, отче!» Тогда Патриарх Прокл и клирики, стоявшие у раки, увидели, что святитель Иоанн открыл уста и произнес: «Мир всем».

В IX веке на праздник в честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста написаны церковные песнопения.

В 1204 году большая часть святых мощей Златоуста, вместе со множеством святынь и богатств Константинополя, были похищены крестоносцами и принесены в Рим. Там они хранились до 27 ноября 2004 года, когда Римский папа Иоанн Павел II вернул их Константинопольскому патриарху Варфоломею, после чего святыня была положена в Константинопольском Георгиевском соборе в Фанаре. Части мощей святителя также хранятся на Святой Горе Афон: десница в монастыре Филофей, а реликварий с честной главой — в монастыре Ватопед.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Уст твои́х, я́ко же све́тлость огня́ возсия́вши, благода́ть вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́;/ но, твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6

От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице Еди́ному Б’огу,/ Ио́анне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

Кондак на перенесение мощей, глас 1

Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь,/ возвраще́нием честны́х твои́х моще́й,/ и сия́ сокры́вши я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет моли́твами твои́ми// исцеле́ний благода́ть, Ио́анне Златоу́сте.

Труды

Наследие святого Златоуста огромно и превосходит объем творений любого из святых отцев Восточной Церкви, даже если не считать книг, подлинность которых сомнительна. По большей части это проповеди и беседы, записанные слушателями, главной темой которых является Священное Писание.

Златоуст как экзегет

Как экзегет свт. Иоанн Златоуст стремился приблизить Библию к жизни паствы, постоянно подчеркивая связь сказанного в Священном Писании с духовной жизнью и поступками христианина. Святитель показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека и этим его проповеди стяжали такую любовь современников и потомков.

Ученик Диодора Тарсийского и друг Феодора Мопсуестского, Златоуст был типичным представителем антиохийской школы экзегезы. Он прежде всего искал прямого, исторического смысла Слова Божия и затем уже выводил из него нравственные уроки. Он обращал внимание на жизнь и особенности евангелистов и апостолов чтобы разъяснить смысл их повествований, зачастую не скрывал от слушателей сложностей истолкования оставляя некоторые вопросы открытыми. При этом, Златоуст отнюдь не утверждал, что буквальное понимание всегда есть единственно правильное, с иронией говоря о тех, кто готов был воспринимать антропоморфизмы в Библии как нечто адекватно выражающее истину.

Свои комментарии к Ветхому Завету свт. Иоанн писал по греческому тексту, поскольку не знал еврейского языка, но в толкованиях Нового Завета проявлял тонкое чувство стилиста, мыслителя, отмечающего даже незначительные грамматические оттенки. Применяясь к аудитории, Златоуст полагал, что нужно следовать по стопам самих священных писателей, которые учитывали уровень и особенности тех, к кому обращались.

Судьба творений

Как чтило потомство Златоуста, доказывают сохранившиеся рукописи его произведений. Печатные каталоги насчитывают более 1900 манускриптов с его сочинениями. Кроме того, из него черпали без конца разные сборники, каталоги и прочее. При всем том нельзя указать языка, на которой не переводились бы его творения. Более полное издание на греческом и латинском принадлежит Монфокону в Париже в 1718-1738 годах в 13 томах, переизданное Минем. Однако, многие рукописи дают текст который полнее и лучше изданного. Так, почти совсем не изучены переводы, особенно славянские. Их значение для критики текста огромно, так как труды Златоуста были очень рано переведены на славянский язык и стали любимым чтением на Руси.

Публикации творений

  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-12, СПб., 1895-1906.
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-8, СПб., 1898-1914.
  • Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе, т.1-8, СПб., 1914-1917.
  • Migne, Patrologia Graeca, t. 47 – 64 (репринт 13-ти томного издания Montfaucon, Paris, 1718 – 1738)
  • Симфония по творениям святителя Иоанна Златоустого, М.: изд. «Дар», 2006.

Аудиокниги

  • Избранные творения свт. Иоанна Златоуста

Литература

Русская библиография

  • Владимирский Ф. С., Св. Иоанн Златоуст, христианский мыслитель и экзегет, ВЦ, 1907, кн.9-10.
  • Григоревский, М., Учение св. Иоанна Златоуста о браке, Архангельск, 1902
  • Леонардов Д., Учение св. Иоанна Златоуста о боговдохновенности Библии, ВиР, 1912, № 3-5, 7-12.
  • Лопухин А.П., «Жизнь и труды св. отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского», в кн.:Творения св. отца нашего Иоанна Златоуста, т.1, кн.1, СПб., 1895.
  • Лебедев В. И., Подробное описание жизни и пастырской деятельности св. отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, М., 1860.
  • НЭС, т. 20.
  • ПБЭ, т. 6, с.909-41.
  • Попов И. В., Св. Иоанн Златоуст и его враги, Серг.Пос., 1908.
  • Прозоров Г. Я., Св. Иоанн Златоуст, К., 1902.
  • прот. Сергеенко А., «О жизни и деятельности св. Иоанна Златоуста», ЖМП, 1957, № 3.
  • Харламов П., Св. Иоанн Златоуст и его противники, ЖМП, 1957, № 8 (проч. рус. библиогр. см. в указанных трудах).
  • Никольский, С., История церквей Антиохийской и Константинопольской за время св. Иоанна Златоуста по его творениям, Ставрополь-Кавказский, 1905.
  • Гладков В., «Учение св. Иоанна Златоуста о пастырском служении», Православный Собеседник, 1898, т. I.
  • Голубинский, Е. Е., История русской церкви, т. I, ч. 2, изд. 2-е.
  • Соболевский, А.И., Переводная литература Московской Руси XIV — XVII веков, СПб., 1903.
  • Горский, Невоструев, Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки, отд. 2, М., 1857 — 1862;
  • профессор Экземплярский, В., Учение древней церкви о собственности и милостыне, Киев, 1910.
  • профессор Экземплярский, В., статья в сборнике, посвященном Толстому, изд. «Путь» (автор за нее лишен кафедры).
  • Зейпель, Хозяйственно-этические взгляды отцов церкви, М., 1913.

Западноевропейская библиография

  • Буш, У., Жизнь св. Иоанна Златоуста и его время, СПб., 1898.
  • Пюш Э., (Puech, E.), Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени, пер. с франц., СПб., 1897.
  • Фаррар, пер. Лопухина, Жизнь отцов и учителей церкви, СПб., 1902, т. II.
  • Burger D., A Complete Bibliography of the Scholarship on the Life and Works of St. John Chrysostom, Evanston (Ill.), 1964.
  • Chase F.H., Chrysostom: a Study in the History of Biblical Interpretation, Cambridge (Eng.), 1887.
  • Connaissance des p–res de l’Eglise, 1984, № 15.
  • Брендле Р., Иоанн Златоуст: Проповедник, епископ, мученик, Пер. с нем., М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006.

Использованные материалы

  • Ольга Глаголева, «Святитель Иоанн Златоуст, Архиепископ Константинопольский»
  • Жития на портале Православие.ru:
    • — о перенесении честных мощей святителя.
  • Статья проекта «Русский Биографический Словарь»:
  • Полный Тропарион, Изд-во «Троица», 2006, т. 1, с. 42.

В Викиданных есть лексема златоуст (L111258).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. златоу́ст златоу́сты
Р. златоу́ста златоу́стов
Д. златоу́сту златоу́стам
В. златоу́ста златоу́стов
Тв. златоу́стом златоу́стами
Пр. златоу́сте златоу́стах

зла-то-у́ст

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -злат-; интерфикс: -о-; корень: -уст- .

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. шутл. или ирон. тот, кто обладает даром красноречия ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

АнтонимыПравить

ГиперонимыПравить

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

ЭтимологияПравить

Из ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Общие сведения и история города Златоуста

      Город основан в середине XVIII века тульскими промышленниками. В начале 19 века заводы перешли к московскому купцу Кнауфу. До 1865 года Златоуст был рабочим поселком, после ему был присвоен статус города и центра Златоустовского уезда.

      Сегодня, один из крупных промышленных городов Челябинской области Златоуст привлекателен не только для инвестиций в промышленность, но и в части туристического бизнеса.

      Златоуст с высоты птичьего полета. Фото by Ross1987 (http://fotki.yandex.ru/users/ross1987/)

      Златоуст находится в горнолесной зоне на северо-западе Челябинской области и территориально занимает 2% от всей области. Город у подножья Уральских гор, представляет собой начало национального парка Таганай. В 1991 году лес вокруг города официально зарегистрировали национальным парком, с тех пор об этой достопримечательности знают не только на территории России. Созданы кемпинги и площадки для палаточных городков, существует большое количество организаций предоставляющих услуги экскурсоводов и инструкторов для восхождения на Таганай.

      Климат и экология Златоуста

      Резко континентальный климат обеспечивает продолжительную холодную зиму и короткое прохладное лето. Хорошая погода здесь редкий гость, зимой температура до максимума понижается регулярно, летом как правило пасмурно и далеко не жарко. Если сравнивать с соседними городами, то снег в Златоусте тает намного позже, а выпадает быстрее всех. Когда в Миассе снежный покров еще не стабилизировался, в горном Златоусте лежат сугробы.

      В летний период легко пропустить купальный сезон, за окном пасмурно и дует прохладный ветер, а на Тургояке в нескольких километрах от города — жарко и солнечно. В целом климат напоминает северный, с тем отличием, что зима все таки чуть-чуть короче, а лето немного теплее.

      Экологическая ситуация в городе отличается загрязненным воздухом. Повышенная концентрация вредных веществ наблюдается в старой части города в связи с тем, что большая часть промышленных предприятий находится в этом районе.

      Трубы Златоуста

      Для улучшения экологии очищают горный пруд, строится канализационный тоннель. Лес рядом с городом очищает воздух, поэтому Златоуст по степени загрязненности далек от первого места в списке самых грязных городов.

      Население Златоуста

      Для строительства предприятия из Тулы были привезены мастеровые около 600 человек, они и стали первыми златоустовцами. За первые сорок лет существования население выросло в 4 раза и по переписи, проведенной в 1800 году составило 2558 человек. В 1865 году Златоуст стал уездным городом, перепись, проведенная в 1897 году, выявила наличие 25 национальностей общим количеством более 20 тысяч человек.

      Значительное развитие и увеличение численности города спровоцировало открытие магистральной железной дороги, а к 1935 году население достигло 105 тысяч человек.

      День славянской письменности и культуры

      Во время второй мировой войны в связи с переездом тульских заводов на Урал и эвакуации вместе с ними сотрудников предприятия, численность населения в городе увеличилась на треть. Таким образом, туляки вернулись в город повторно.

      За 200 тысяч количество человек проживающих на территории Златоуста перевалило в 1980г. С 1993 года имеет место устойчивое падение численности, связанное со снижением рождаемости (в 1993 году родилось 1729 человек, в 2000 — 1598) и роста смертности (в 1993 умерло 2827 человек, в 2000 — 3093).

      На сегодняшний день, по численности населения Златоуст занимает третье место среди 30 городов Челябинской области. По состоянию на начало 2014 года в городе проживает 171 тысяча человек.

      Районы и недвижимость Златоуста

      Город, расположенный у подножья горы Таганай, практически всегда находится как бы в тени хребта. Очень часто тяжелые грозовые или снежные тучи «цепляются» за вершину горы и проливаются на город. Именно поэтому по сравнению с соседними городами, здесь пасмурно и сыро.

      Есть одна особенность, которая надолго запоминается. Здесь трамваи ездят по горам и из окна можно рассматривать город сверху. Ни в одном городе, соседствующем со Златоустом, не получится встретить такие вагончики на горе.

      Трамвай в Златоусте

      Несмотря на то, что Златоуст город не большой, он весь изрезан границами многочисленных районов. Как в любом промышленном городе район «Машзавод» самый крупный и многочисленный. Он в свою очередь делится на 4 и 5 микрорайоны.

      Наиболее благоустроенный и благополучный, этот микрорайон вызывает положительные эмоции. Перспективная городская молодежь часто выбирает здесь квартиры для начала семейной жизни. Стоимость 1-комнатной квартиры колеблется от 850 до 1000 тысяч рублей, в зависимости от состояния и планировки. Если говорить о двухкомнатных квартирах, то ориентироваться нужно на цену от 1200 до 1600 тысяч рублей.

      Высокие дома красиво и ярко оформленные, здесь все друг друга знают. Большое количество детских садов и школ, мирное настроение и спокойствие царят здесь. Работа на одном заводе очень сближает, особенно если коллеги по цеху еще и соседи.

      Машзавод

      Проспект Гагарина пересекает такие районы как Горбуха. Район так назван потому, что именно здесь расположена городская больница и Красная горка – коттеджный поселок, в котором каждый дом построен в индивидуальном стиле, по совету дизайнеров. За внимание жителей этого района борются многие строительные фирмы.

      Как любой театр начинается с вешалки, каждый город начинается с вокзала. Дома расположенные вблизи вокзала объединены в микрорайон «Нахаловка». Когда город только начал зарождаться, именно здесь были организованы самовольные поселения. Сегодня, это железнодорожный поселок, рабочие железной дороги — основной состав населения этого района. В этом районе стоимость жилья невысокая, т.к. старые дома и криминогенная обстановка мало привлекает желающих купить квартиру.

      Район вокзала

      По соседству расположился «7 участок», большинство жителей работают на заводе. Серые пятиэтажки и конечные остановки общественного транспорта, такой пейзаж открывается всем попавшим в это место.

      Окраины и лесопарковая зона во многих городах – места жутковатые и страшные. Златоуст не исключение. 7 участок плавно перетекает в квартал Матросова, местные жители называют его адом. Разнообразные пороки сделали жителей района легкоузнаваемыми. По возможности это место лучше обойти стороной, квартиры здесь продаются не часто и очень дешево от 650 тысяч рублей.

      Старые дома, плохие дороги, гастрономы и просто киоски – это старый город. Отсюда город рос и развивался, здесь старинные места помнят самые важные изменения в жизни города. Памятник Ленину и торгующие овощами старушки, вот главные достопримечательности этого района.

      Вид Златоуста с горы Сорочьей

      Не все в Златоусте серое и грустное, есть такие районы как «Белый ключ», «Красная горка», «Западный» — коттеджные поселки, красивые дома, дорогие автомобили, ухоженный ландшафт, все вокруг радует глаз. Стоимость жилья здесь определяется не только количеством квадратных метров, но и множеством других факторов. Стоимость коттеджа в черте города колеблется от 5000 до 10 000 тысяч рублей.

      Очень часто желающие приобрести дом в Златоусте, рассматривают вариант коттеджа в пос. Тургояк г. Миасс, он находится в 30 км от центра г. Златоуста.

      Инфраструктура города

      Во всех городах России обслуживание домов ведется ЖКХ, своевременно проводятся ремонты водопровода (поэтому горячую воду отключают каждое лето), чистые подъезды и отсутствие мусора во дворах это основные преимущества. К сожалению не все добросовестно выполняют свои обязанности, не все старые дома вовремя ремонтируются и часто ликвидация различных аварий происходит медленнее, чем хотелось. Редко строятся новые дома, поэтому покупая квартиру, приходится выбирать варианты в старых.

      Северо-западная часть города

      Областным бюджетом регулярно выделяются деньги на расширение дорог и обновление дорожного полотна, обновляются не только основные магистрали города, но и выезды из дворов и прилегающих территорий не остаются без внимания. В городе проводится большое количество акций направленных на улучшение внешнего вида и чистоты территории города.

      Здравоохранение города находится на среднем уровне, часто для решения сложных ситуация и вопросов приходится ездить в областной центр.

      В систему образования города входит 37 школ, в которых 22 тысячи учеников получают среднее образование. Ситуация с дошкольным образованием складывается так, в 73 учреждениях (ДОУ) охвачено 73,2% детей от 1 до 7 лет, а некоторые учреждения стали лауреатами Всероссийского конкурса «Детский сад года». Получают профессиональные навыки горожане в 7 профессиональных училищах, а также в филиалах различных университетов.

      Предприятия и работа в Златоусте

      Основными предприятиями города, как и много десятилетий назад являются металлургические, машиностроительные и приборостроительные заводы. Крупнейшими из них являются ОАО «Златметкомбинат» (сталь, прокат), ОАО Завод «Булат» (экскаваторы, гидроцилиндры и художественные изделия), ФГУП ПО «Златоустовский машиностроительный завод» (электроплиты, медицинские кровати, навесные гидроманипуляторы). Эти предприятия обеспечивают рабочими местами большое количество жителей города.

      Златоустовский металлургический завод

      Более мелкие организации, такие как OOO «Русский молочный продукт» (цельномолочная продукция), ОАО «СИНКЛОС» (мясо и субпродукты, колбасные изделия, жиры пищевые и технические), ОАО «Хлебокомбинат» (хлебобулочные изделия), ОАО «Южуралкондитер» (кондитерские изделия), ФЛ ФГУП «Росспиртпром» «Златоустовский ЛВЗ» (водка, водочные изделия) на сегодняшний день переживают не легкие времена. Поэтому заработная плата не очень радует сотрудников предприятий.

      Если говорить о более успешных предприятиях, стоит обратить внимание на такие организации как ЗАО «СМАРТ» — производство снеков и жареных семечек, завод «Стройтехника» — производство строительной техники, завод «Монолит» — производство станков для изготовления тротуарной плитки и шлакоблоков. Средний бизнес дает не большое количество рабочих мест, при этом обеспечивает рабочих достойной заработной платой и социальными гарантиями.

      Из крупных торговых комплексов можно выделить только один. Торговый комплекс «Панорама», больше напоминает торговые ряды с разнообразными товарами. Уже началось строительство торгово-развлекательного центра, и в 2013 году планируется его открытие.

      Криминал

      Криминогенная обстановка в городе остается напряженной и требующей особого внимания, как и в 90-е годы большое количество преступлений и низкий процент раскрываемости. Например, в 2011 году количество зарегистрированных преступлений уменьшилось на 5,2%, а раскрываемость преступлений сократилась на 2%.

      Часто криминальные группировки создаются подростками, совершаемые преступления отличаются жесткостью, при этом число их неуклонно растет. Мошенники, которые разрабатывают хитроумные финансовые пирамиды и взяточничество чиновников, не делают обстановку в городе спокойнее. В целом город оставляет положительное впечатление, но, приехав сюда, ухо нужно держать востро и желательно не гулять по ночным улицам.

      Достопримечательности Златоуста

      Различные памятники безусловно привлекают внимание и не оставляют равнодушными гостей города. Это и памятник Бушуеву Ивану Николаевичу – создателю Златоустовской гравюры на стали. Памятник изобретателю технологии производства булата – П.П. Аносову.

      Памятник П. П. Аносову

      К 1600-летию прославления вселенского Святителя Иоанна Златоуста была построена Башня – колокольня со смотровой площадкой. Можно подняться на площадку и рассмотреть город с высоты или позвонить в колокол — благовест. Рядом с башней установлен памятник Святителю Иоанну Златоусту.

      Башня-колокольня

      Как и во всех городах в краеведческом музее Златоуста можно познакомиться с историей создания города, здесь сохранены основные достижения горожан и предметы быта, характерные для жителей города.

      Серость города компенсирует великолепие природы и мощь горных массивов окружающих Златоуст. Национальный парк Таганай начинается в черте города и простирается на 56,1 тыс.га. Места которые стоит посетить: гора Двуглавая (1034 и 1041 метров), у восточного подножья которой по белому кварцу бьет родник, прозванный Белым ключом. Нужно уделить внимание также горе Откликной гребень (1155 метров), способной отражать эхо 7-8 раз.

      Таганай

      Большая каменная река — хаотическое нагромождение огромных валунообразных обломков кварцев, содержащих авантюрин. Именно эта особенность города, а также расположенное неподалеку озеро Тургояк привлекает большое количество туристов из разных уголков России.

      Дни памяти: 27 января (9 февраля), 30 января (12 февраля) (Собор трех святителей), 14(27) сентября, 13(26) ноября

      Детские и юношеские годы

      Родился в Антиохии, в знатной семье, приблизительно в 347 году.

      Его отец, Секунд, был видным военачальником. Сколь-нибудь сильного влияния на воспитание сына он оказать не успел, так как умер, когда Иоанн был ещё малым ребёнком.

      Мать Иоанна, Анфуса, была женщиной благородного происхождения. Овдовев в двадцатилетнем возрасте, оставшись один на один с двумя детьми и наследством, требовавшим надлежащего управления, она столкнулась с немалыми трудностями. В аналогичных ситуациях многие женщины, её современницы, не отказывались от вступления во второй брак, однако Анфуса с твёрдой решимостью отклоняла все поступавшие ей предложения о замужестве. Она нашла в себе силы и для воспитания детей, и для преодоления прочих трудностей. Высокий уровень её нравственности вызывал симпатии даже среди язычников.

      Дочь Анфусы, сестра Иоанна, по-видимому, вскоре умерла. Что же касается Иоанна, мать дала ему едва ли не лучшее воспитание, которое было возможно с учётом сложившихся обстоятельств.

      Наряду с нравственным воспитанием Иоанн получил прекрасное светское образование. Философии он учился у Андрагафия, а литературе, риторике (и другим дисциплинам) — у знаменитого Ливания, одного из лучших специалистов в области красноречия, ораторского искусства. За время обучения Иоанн не раз удивлял его своими дарованиями. Впоследствии Ливаний отзывался о нём как о самом лучшем ученике.

      Вероятно, Анфуса ещё с детства утвердила своего сына, Златоуста, в истинах Священного Писания. Это помогло ему не увлечься языческой литературой, не подпасть под очарование лоска светской языческой жизни.

      Молодые годы. Путь в Церковь

      Получив необходимые знания, Иоанн Златоуст занялся адвокатской практикой, добился в этой сфере блестящих успехов. Благодаря таланту, образованию и высокому социальному положению в обществе он мог построить неплохую карьеру. Но Бог определил для него иной путь.

      Несмотря на то, что родители Иоанна были христианами, сам он не был крещен в раннем детстве. В то время практика откладывание Крещения детей не считалась чем-то из ряда вон выходящим. Многие родители считали за лучшее, если их дети приобщаются к Церкви осознанно.

      Через какое-то время Иоанн, всерьёз увлекшись Божественным Писанием и сочинениями отцов Церкви, прервал адвокатскую практику, оставил звание ритора.

      Этому решению способствовало то обстоятельство, что епископ Антиохийский Мелетий, разумея в нём потенциального Божьего служителя и хорошо понимая, какую пользу он может принести Церкви, призвал его к себе. В течении трех лет Иоанн наставлялся в истинах христианского вероучения, а затем принял от Мелетия Крещение.

      К этому времени в Иоанне окончательно сформировалось желание посвятить свою жизнь служению Богу. Многие из его сверстников, желавшие быть ближе к Господу, стремились тогда к монашеской жизни, селились в пустынных местах, где находили себе мудрых наставников из числа опытных подвижников, занимались изучением слова Божьего, молитвой, созерцанием, физическим трудом. Монашеская жизнь не шла ни в какое сравнение с жизнью внутри большого, шумного, развращённого города.

      Иоанн, также как и многие из его товарищей, смотрел на монахов с большим уважением. Однако в пустыню не шёл. Этому способствовали по крайней мере два фактора: многочисленные просьбы со стороны матери, видевшей в единственном сыне отраду, и действия епископа Мелетия.

      Дальнейшее становление личности

      Вскоре после принятия Иоанном Крещения епископ Мелетий возвёл его в звание чтеца. На том историческом этапе должность чтеца нередко служила предварительной ступенью перед принятием священства.

      Между тем, в 370 году Мелетий был изгнан из города в связи с внутренней политикой императора Валента, покровительствовавшего арианам и притеснявшего их упорных противников.

      В тот период в Антиохии оставались и другие известные учителя: Картерий и Диодор, ставший впоследствии епископом Тарским. В училище этого богослова, наряду с Иоанном, выделялся своими знаниями Феодор Мопсуестский. Однако тогда как Феодор стремился усилить и даже обострить особенности богословия Диодора, Иоанн, напротив, старался избегать крайностей, сглаживал острые углы.

      Со временем Иоанн стяжал себе известность среди местных жителей, которые захотели видеть его, как и его друга Василия, на более высоком духовном посту. Однако сам он, смиренно считая себя недостойным иерархического возвышения, подобным желаниям сопротивлялся. Между тем, его друг, Василий, был посвящен в епископское достоинство.

      Около 374-375 годов, по смерти любящей матери, Иоанн реализовал свое давнее желание, удалился в одну из монашеских обителей. Здесь, в постах, бдениях и сердечных молитвах, он провел около четырех лет.

      Затем, Промыслом Божьим, он удалился и жил в уединенной пещере отшельником. Суровая аскетическая жизнь, непрестанные подвиги сказались на его физическом здоровье: приобретенная им желудочная болезнь преследовала его до конца земной жизни.

      Подорвав здоровье, он вынужден был оставить отшельничество и возвратиться в Антиохию. Шёл 380-й год.

      Диаконское и священническое служение

      В 381 году Иоанн, по инициативе Мелетия, принял диаконский сан. В этот период помимо традиционных для диакона богослужебных обязанностей в зону ответственности Златоуста входило попечение о бедных и обездоленных. На этом служении он проявил себя не только как ответственный служитель, но и как чуткий, отзывчивый, сострадательный христианин.

      В 386 году преемник Мелетия по епископской кафедре, Флавиан, рукоположил тридцатидевятилетнего Иоанна во священника.

      В этот период он снискал себе широкую славу, причем не только как ревностный пастырь, но и как пламенный оратор, выдающийся проповедник. Отличительной особенностью его проповедей были ясность, доступность, яркая выразительность, глубина мысли, ортодоксальность. Речи Златоуста уже тогда привлекали внимание широкого круга верующих. Толпы людей стекались к нему, желая внимать его поучениям и наставлениям.

      В 388 году, после того как жители Антиохии, недовольные введением специального военного налога, учинили в городе возмущение и снесли статуи императора Феодосия и его супруги Флациллы, а затем, охладев и устрашившись ожидаемой расправы со стороны царской власти, пребывали в состоянии ужаса и отчаяния, Иоанн призвал паству к смирению и покаянию, воодушевил их надеждой на милосердие Божье. Эти речи известны нам по его беседам «О статуях».

      Престарелый епископ Флавиан лично ходатайствовал перед императором о помиловании горожан, и по его заступничеству, но главное, по заступничеству Божьему жители избежали сурового возмездия.

      Архиерейское поприще

      В 397 году, после кончины Константинопольского архиепископа Нектария, Иоанна Златоуста вызвали из Антиохии и доставили в столицу, с тем, чтобы передать осиротевшую кафедру под его управление. Причём, уполномоченные на это лица действовали смекалкой и хитростью, небезосновательно опасаясь, что жители, полюбившие Иоанна как пастыря, попросту не захотят его отпустить.

      Возведения Иоанна на Константинопольскую кафедру желал сам император Аркадий. Этого желала и лучшая часть местного духовенства, и народ. Несмотря на протесты завистников, интриговавших по поводу этого дела и желавших извлечь из него хоть какую-то личную пользу, в 397 году Иоанн торжественно взошёл на Константинопольский патриарший престол.

      Александрийский патриарх Феофил, сопротивлявшийся кандидатуре Златоуста, как мог, не желавшей участвовать в его хиротонии, в конце концов согласился, опасаясь возможного наказания (как считается за реально совершенный им проступок (проступки)).

      Дело служения на новом посту, как того и требовали обязанности архиерея, оказалось весьма многотрудным. Общий нравственный уровень жителей Константинополя оставлял желать лучшего. Знать утопала в неге и роскоши, тогда как жизнь низших слоев отличалась бедностью и нищетой. Местное духовенство во многом не соответствовало своему призванию и предназначению.

      Чтобы переломить ситуацию, новый предстоятель Константинопольской Церкви предпринимал самые решительные меры: обличал высшие круги, изгонял из клира священнослужителей, запятнавших себя преступлениями и уклонением от исполнения христианского долга, способствовал преобразованиям в сфере монашеской жизни, организовывал помощь бедноте.

      Ввиду совершенно несвойственного многим из представителей высшего духовенства стремления к скромности жизни, Иоанн возбуждал в них непонимание, а временами и неприкрытое недовольство. Он существенно сократил расходы на содержание своей кафедры, ограничил свою ежедневную трапезу умеренным ассортиментом продуктов и блюд, а повседневный гардероб — достаточно скромной (для его звания) одеждой.

      Высвобождавшиеся в результате благоразумной экономии средства Иоанн Златоуст тратил на благотворительность. На нужды бедных он направлял и те средства, которые выручал с продажи роскошной посуды, штор, мебели, мрамора.

      Известный противник святителя, Феофил Александрийский, будучи принятый Иоанном за скромным столом, воспринял этот приём как оскорбление, отчего его злоба и ненависть только усилились.

      Такое поведение Иоанна резко контрастировало с поведением прочих архиереев и иереев, служило им обличением. И это вызывало определенную напряженность. Со временем напряженность переросла в борьбу.

      Однажды Иоанн Златоуст принял у себя четырёх братий из Нитрийской пустыни, искавших защиты от преследований Феофила. Выслушав их, он обратился к Феофилу с ходатайством. Эти действия были расценены последним как незаконное вмешательство в дела другой епархии. В свою очередь монахи стали искать защиты у императора, обратились к нему и представили против Феофила довольно тяжелые обвинения.

      Тот был вызван в Константинополь на суд. Однако, когда состоялось рассмотрение назначенного дела, святитель Иоанн, руководствуясь лучшими побуждениями, счёл уместным от суда уклониться. Феофил же, воспользовавшись ситуацией, принялся интриговать и обвинил Златоуста в оригенизме (это связано с тем, что в оригенизме обвинялись принятые им нитрийские монахи).

      В состав организованного по этому случаю Собора, проходившего на предоставленной царем вилле «У дуба», вошли прибывшие с Феофилом египетские архиереи. Союзницей Феофила выступила могущественная императрица Евдоксия, недовольная тем, что Златоуст обвинял её в притязаниях на виноградник одной несчастной вдовы, сравнивая её с нечестивой библейской царицей Иезавелью.

      На Соборе в адрес отказавшегося прибыть туда Иоанна Златоуста было выдвинуто несколько клеветнических обвинений, часть из которых базировалась на домыслах, тогда как другая часть — на ложных слухах. Помимо прочего его обвинили в растрате церковных средств (имея в виду продажу им ценностей ради благотворительности).

      Несмотря на заступничество дружественных Иоанну служителей, он был осужден. По настоянию Евдоксии император Аркадий приговор утвердил. Святитель был низложен и отправлен в ссылку (недалеко от Никомидии).

      Как только весть о случившимся распространилась по улицам Константинополя, произошло народное волнение. Феофилу, например, пришлось спасаться бегством и тайно покинуть столицу.

      Вслед за народным волнением произошло землетрясение, отчего императрица, сознававшая свою роль в осуждении Златоуста, и посчитавшая бедствие знамением суда Божьего, пришла в ужас. После того как по настоянию императрицы изгнанник вернулся из ссылки, горожане оказали ему торжественный приём. Вновь созданный Собор отменил приговор предыдущего Собора, снял со святителя обвинения и восстановил в правах.

      Однако вскоре затаившаяся ненависть его идейных противников нашла очередной повод для злорадства. Когда недалеко от Константинопольского храма святой Софии воздвигли колонну в честь царицы Евдоксии, а затем, в честь этого события устроили торжества, отдававшие грубым язычеством и мешавшие своим шумом ходу богослужения, Иоанн Златоуст обратился к префекту, указав ему на несоответствие этого действа христианскому благочестию. Не получив должного ответа, он публично обличил императрицу, назвав её беснующейся, неистовствующей Иродиадой.

      Это суровое обличение привело Евдоксию в ярость. Однако просто взять и наказать Константинопольского первосвятителя она не могла. Тогда она вновь связалась с Феофилом, побуждая его к очередному суду над святым. Феофил, опасаясь вспышки народного гнева, не дерзнул явиться в столицу лично, однако направил туда специальное посольство: Акакия и Северина. Последние собрали врагов Златоуста, после чего совместным решением был вынесен новый приговор о низложении. Император, поддавшись влиянию Евдоксии, приговор утвердил.

      Последние годы жизни

      Иоанн Златоуст был взят под стражу в 404 году, в день Пасхи, прямо во время богослужения. Некоторое время он пребывал под домашним арестом, а затем его отправили в Вифинию. Римский Папа Иннокентий I, узнав о случившемся, не смог изменить ситуацию.

      Из Вифинии осуждённый был отправлен в Кукуз, небольшое селение в Малой Армении. В Кукузе он провел, в нужде и лишениях, около трёх лет. Здесь занимался богоугодными трудами и молитвенным деланием, вёл переписку. Время от времени его навещали антиохийцы.

      Зная о связях низложенного архиепископа с единомышленниками, враги не могли взирать на это спокойно. Под их влиянием император издал указ о переводе его на новое место, в Питиунт, в восточной части черноморского побережья.

      14 сентября 407 года Иоанн Златоуст, окончательно обессиленный длительным переходом, почил о Господе, так и не достигнув конечного пункта назначения. Последними его словами были: «Слава Богу за всё».

      Вскоре он был оправдан. В памяти Церкви он почитается как выдающийся святой отец, знаменитый христианский писатель.

      Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8

      Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

      Кондак первый, глас 1

      Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.

      Кондак второй, глас 6

      От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя: / еси бо наставник, // яко Божественная являя.

      Молитва святителю Иоанну Златоусту

      О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отженй от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

      Тропарь трем святителям (Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту), глас 4

      Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

      Кондак трем святителям, глас 2

      Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, // Едине прославляяй святыя Твоя.