Иоанникий старец

Ивановские следователи ищут потерпевших по делу о незаконном лишении свободы людей в селе Чихачево, куда несколько лет съезжались паломники к провозгласившему себя старцем схиархимандриту Иоанникию (Ефименко). Выяснилось, что приезжавших в храм удерживали на территории обманом пока не установленные следствием лица. Церковные власти уже запретили Иоанникия в служении, однако, как отмечают эксперты, уголовные дела против подобных сект часто разваливаются: сложно получить признательные показания. В происходящем разбирались «Известия».

Неустановленные лица

Дело было возбуждено еще в начале ноября по п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ («Незаконное лишение свободы, совершенное в отношении двух или более лиц»), однако обвиняемые не установлены. Сейчас третий отдел по расследованию особо важных дел СУ СК России по Ивановской области пытается найти новых потерпевших.

«Гражданам, в отношении которых совершены противоправные действия на территории указанной общины, либо их родственникам необходимо обратиться в третий отдел по расследованию особо важных дел для признания в качестве потерпевших и участия в связанных с расследованием уголовного дела следственных действиях», — говорится в опубликованном в среду, 25 ноября, сообщении СУ СК.

По версии следствия, с июля 2018 года по 12 октября 2020 года «неустановленные лица» вводили граждан в заблуждение о наличии у них смертельных болезней и убеждали в том, что они больше не могут находиться вне пределов территории, которая прилегает к православному приходу Свято-Никольского храма в селе Чихачево. Таким образом людей «незаконно удерживали на указанной территории, лишив последних возможности передвигаться по своему усмотрению, общаться с родственниками».

«Cтарец» схиархимандрит Иоанникий (Ефименко)

Фото: соцсети

Следователи провели обыски в личном жилище бывшего настоятеля прихода схиархимандрита Иоанникия Ефименко, в ходе которых изъяли документацию об отчуждении недвижимого имущества в его пользу, а также связанных с ним лиц. Кроме того, «изъяты две единицы травматического оружия, денежные средства в размере почти 2 млн рублей», которые не имеют отношения к имуществу РПЦ.

— Потерпевших по делу пока двое, дело возбуждено по факту, а не в отношении конкретных лиц, поэтому нет подозреваемых и обвиняемых, — пояснила «Известиям» старший помощник руководителя СУ СК по Ивановской области Ирина Котова.

Следователи пока отказываются сообщать более подробную информацию по делу, которое обещает быть сложным. Судя по имеющейся информации, Иоанникий, по сути, выкупил дома в Чихачево и в близлежащих деревнях, а также на собранные с паломников средства построил новый храм, не освященный РПЦ, где теперь, судя по всему, собирается «служить».

Мини-государство

— При обысках были найдены значительные средства, которые не принадлежат церкви, — подтвердил «Известиям» председатель отдела по взаимоотношения церкви и общества и СМИ Кинешемской епархии протоиерей Андрей Ефанов. — Эти средства он не передавал церкви. Иоанникий озвучивал, что у него обитель, то есть монастырь, и люди жертвовали ему как настоятелю обители. Но там никогда не было обители, это приход, приходской храм, на что мы указывали еще в 2014 году. И храм этот за время, пока там служил отец Иоанникий, пришел в удручающее состояние: там плесень, паутина, иконы разрушаются. Все же средства, которые ему поступали, тратились на то, чтобы строить здание, которое он называет храмом, какие-то фермы, жилые помещения, на покупку домов в ближайшей округе. Всё это является собственностью отца Иоанникия или близкого к нему круга лиц.

Отец Андрей считает, что найденные два с лишним миллиона рублей — лишь небольшая часть имеющейся суммы, так как к Ефименко ежедневно приезжали несколько автобусов паломников как к «старцу», обладающему неким даром.

Храм в Чихачево, Ивановская область

Фото: соцсети

Он также сообщил, что Иоанникия запретили в служении, уже назначен новый настоятель прихода — временный, до окончательного решения церковного суда по Ефименко. Сейчас Иоанникию 78 лет, ему не положено быть настоятелем даже по возрасту, а теперь еще добавился и скандал. Однако какое-то время в епархии относились к нему довольно мягко, несмотря на имевшиеся претензии, еще и исходя из того, что Ефименко — инвалид, у него из-за диабета ампутирована нога.

Руководитель Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, профессор Александр Дворкин заметил, что на деятельность Иоанникия жалобы поступают достаточно давно — больше 10 лет.

— По сути, он создал свое собственное поселение, мини-государство в периметре одного села, которое полностью скупил, — сказал Дворкин «Известиям». — Он постригает людей в монашество, оказывая психологическое давление: говорит, что иначе невозможно спастись. А далее использует их рабский труд. У него есть ферма, картофельные поля, что-то еще. Все живут в диких, скотских условиях. Восстановительных работ в храме не велось, зато коттеджи по периметру, где живет сам Иоанникий и его «сподвижники», достаточно комфортные: денег там очень много, постоянно идут автобусы с так называемыми паломниками.

Фото: соцсети

По словам отца Андрея, все имеющиеся у епархии сведения подкреплены рассказами людей, бывавших в Чихачево или у которых там удерживали родственников. Кроме того, представители епархии вступали в контакт с одним жителем обители — 38-летним Александром Бушманом. Однако недавно мужчина, страдающий психическим заболеванием, бесследно исчез. Ефименко, по имеющимся данным, запретил ему принимать лекарства.

Депутат Госдумы Евгений Марченко, ставший инициатором уголовного дела (к нему обратились родственники одной из жертв секты), отмечает, что само по себе расследование уже мешает Ефименко заниматься своей деятельностью.

— Если раньше про него писали, что это прозорливый и святой старец, то теперь все видят, что он из себя представляет. Что это человек, который занимается противоправной деятельностью много лет, что это секта, — говорит Марченко.

Паломников не остановить?

Бороться с такими «старцами» и священниками, которые создают вокруг себя культ, достаточно сложно. Глава адвокатского объединения «Радонеж» Геннадий Савенков отмечает, что Ефименко ведет себя по тому же сценарию, что и Сергий (Романов) на Урале.

— «Старец» Иоанникий, якобы имеющий дар прозорливости, создал вокруг себя тоталитарную секту — рассказал Савенков «Известиям». — Он выкупил землю, где построил храм, не принадлежащий РПЦ, с целью, чтобы, когда разразится скандал, уйти в него и самолично там исполнять религиозные обряды, юридически не касаясь РПЦ.

Отец Андрей Ефанов поясняет: это здание не может считаться храмом, поскольку возведено без благословения, а сам Ефименко запрещен в служении.

— Мы не относимся к этому зданию как к храму. не может там совершать богослужения, которые могут считаться православными людьми настоящими, — пояснил отец Андрей. — Он запрещен в служении и не имеет права не только служить, но не имеет права даже на ношение священнических одежд.

Фото: соцсети

Однако количество желающих увидеть чихачевского «старца» пока не уменьшается. Александр Дворкин отмечает, что поездки к «старцам», зачастую не признанным церковью, без благословения и надлежащей паломнической подготовки стали в отдельных регионах настоящим коммерческим предприятием.

— Обработка «паломников» начинается уже в автобусе, — говорит Дворкин. — Экскурсовод начинает собирать деньги, рассказывает, что спрашивать у «старца», что не спрашивать, как себя вести. Помимо стоимости самой поездки собирают много денег на нужды «старца». И вычисляют паломников, у которых, как правило, есть сложные проблемы или они находятся в стрессовом состоянии. Таких могут оставить в секте, где они и исчезают с концами.

Впрочем, считает Дворкин, со временем поток посетителей к «старцу» Иоанникию прекратится.

— Все эти люди приобрели популярность за счет того, что они находились в церкви, — отметил он. — Если станет известно, что они уже за пределами церкви, то поток людей будет уменьшаться. Поэтому лишение сана для него крайне невыгодно.

Старец старцу рознь

— На мой взгляд, сейчас нет старцев, которые могли бы почитаться православной церковью. По крайней мере, я таких не знаю, — говорит Дворкин. — Поездки паломников совершаются к очень многим людям, которых раскручивают как старцев, но вообще-то старчество — это очень редкий дар. Стремление найти человека, который, как гуру, ответит на все вопросы, решит все вопросы, приводит к тому, что люди готовы платить большие деньги за веру в подобного чудотворца. Тут как раз один из главных критериев — отсутствие монетизации. Те подлинные старцы, которых мы знаем, никаких денег не брали, никаких структур не организовывали и сами себя старцами не называли. Если есть признаки монетизации и такой духовный элитизм — это значит, что надо просто разворачиваться и уходить.

Схиархимандрит Иоанникий

Фото: соцсети

По словам главы Центра религиоведческих исследований, люди «ведутся» еще и потому, что появилась путаница в терминологии, так как многие знают про старцев Афона.

— У слова «старец» есть по меньшей мере два значения. В греческой традиции это значит «мой духовник», причем монах не называет старцем другого духовника, — поясняет Дворкин. — Там это не используется в значении «святой человек». И люди слышат слова «старец с Афона» и думают, что у нас столько же старцев.

Защита от потерпевших

Евгений Марченко отмечает, что к нему продолжают приходить обращения от людей, чьи родственники до сих пор находятся в Чихачево.

— Сложность тут в том, что, когда дело доходит до разбирательств, сам потерпевший под влиянием своего гуру не дает показания, говорит, что это святой, старец, который ему помог, — отмечает депутат Госдумы. — На этом основании сложно возбуждать и расследовать дела. По Чихачево ситуация уникальная, потому что люди заговорили.

Он подчеркивает, что здесь нужно менять законодательство для раскрытия преступлений, изменив сам порядок сбора доказательств.

Фото: соцсети

— Люди находятся в состоянии психологической зависимости и не дают показания, а это ключевой аспект в расследовании, — говорит Марченко. — Нужно менять подход к расследованию дел, связанных с сектами. Не ставить во главу угла показания членов секты. Как бы «старец» с ними ни поступал, они будут его защищать. Нужно собираться со специалистами, с юристами, серьезно обсуждать, как при отсутствии показаний потерпевших всё равно доводить до конца дела по сектам. Пока все дела стоят, хотя заявлений куча.

По его словам, нахождение человека в секте является своего рода «духовной наркоманией». По идее, нужно признавать члена секты временно недееспособным, но для этого необходимо найти другой механизм — пока это возможно только через суд, говорит Марченко.

Геннадий Савенков замечает, что проблема с расследованием дел по сектам заключается еще и в коррупционной составляющей.

— Секты довольно богаты, а все расследования проводят местные УВД, — считает он. — И они заранее подкупают следователей, оперативников, чтобы те особо яму глубоко не рыли. В этой ситуации должна помогать огласка.

Молитва Церкви при выкидыше

05.09.2014

Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир (Ин. 16, 21). В этих словах Учителя и Господа Церковь усматривает глубокий смысл чадородия, которым спасается женщина, если пребывает в вере и любви и в святости с целомудрием (см. 1 Тим. 2, 15). Рождение младенца, таким образом, связано для матери-христианки с радостью жизни по евангельским заповедям, к которой будет приобщен и рожденный ею ребенок. Просите и получите, – говорит Христос, – чтобы радость ваша была совершенна (Ин. 16, 24). Рожденный младенец, как некогда и сама мать, будет введен в жизнь Церкви в Таинстве Крещения и получит от Бога дар Святого Духа. Перед ним откроются тайны веры, Евангелия, Царства Небесного. Жизнь во Христе вместе со своим ребенком наполняет сердце женщины благодарным чувством к Богу. И радость обретения младенца вставляет ее забыть скорбь при рождении.

По-иному ведет себя сердце женщины, когда неожиданно для нее случается непроизвольное извержение плода зачатого ребенка. Радость не приходит в ее душу. Ее сердце скорбит о младенце, исключенном из жизни, изверженном ею. Скорбит она и о себе самой, пребывающей во грехах, которые отравляют все члены тела, все силы и свойства души, поражают недугом и тело, и сердце, и ум. Скорбь ее сменяется печалью. В душу может войти уныние оттого, что не было у нее достаточной решимости жить по евангельским заповедям и достойно хранить дар Святого Духа, полученный в Крещении. Горестно и трудно женщине в эти минуты жизни. И Церковь как Мать понимает ее состояние и приходит к ней на помощь. В первый же день пастырь должен быть извещен о тяжком несчастье, происшедшем с женщиной, чтобы совершить в тот же день о ней молитву.

Согласно древней практике, священник совершал эту молитву у одра больной женщины, предварив молитву о жене извергшей, принятием покаянного исповедания грехов со стороны женщины, открывающего пастырю духовное ее состояние, чтением над ней разрешительной молитвы: Господь и Бог наш Иисус Христос… и наложением посильной епитимии.

Совершение молитвы священник начинает возгласом: Благословен Бог наш… Далее читает Трисвятое по Отче наш, Яко Твое есть Царство… тропарь дня. По тропаре иерей глаголет: Господу помолимся и читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, рождейся от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии и во яслех, яко Младенец, возлегий, Сам рабу Твою сию, днесь сущу во гресех, во убийство впадшую волею или неволею и зачатое в ней извергшую, помилуй по велицей Твоей милости, и прости ея вольная и невольная прегрешения, и сохрани от всякаго диавольскаго кознодействия, и скверну очисти, болезни исцели, здравие и благомощие телу с душею ея, Человеколюбче, даруй, и ангелом светлым сию соблюди от всякаго нашествия невидимых демонов, ей, Господи, от недуга и ослабления, и очисти ю от телесныя скверны и различных ей находящих стужений утробных, и изведи ю многою Твоею милостию во смирением ея теле. И возстави ю от одра, на немже лежит, яко во гресех родихомся и в беззакониих, и сквернавы ecи есмы пред Тобою, Господи, и со страхом вопием и глаголем: призри с Небесе, и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей сей (имя рек), сущей во гресех, в убийство впадшей волею или неволею, и в ней зачатое извергшей, и всех обретающихся и прикоснувшихся ей, по велицей Твоей милости, яко Благ и Человеколюбец Бог, помилуй и прости, яко Ты Един имаши власть оставляти грехи и беззакония молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

(Владыка Господи Боже наш, родившийся от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и Младенцем возлегший в яслях, Ты Сам эту рабу Твою, ныне пребывающую во грехах, впадшую в убийство по своей воле или невольно и зачатый в ней плод извергшую, помилуй по великой Твоей милости. Прости ей вольные и невольные прегрешения и сохрани от всяких козней диавольских, но скверну очисти, болезни исцели, здравие и благую силу телу ее и душе, Человеколюбче, даруй. Господи, (попечением) ангела светлого соблюди ее от всякого нашествия невидимых демонов, (избавь) ее от недуга и слабости. И многою Твоею милостью очисти ее от телесной нечистоты и различных постигших ее внутренних мучений и отведи их от смиренного ее тела. И восставь ее от ложа, на котором лежит, ибо мы родились во грехах и беззакониях и все нечисты пред Тобою, Господи, и с трепетом взываем: приклони взор Твой с Небес и виждь немощь нас, осужденных, и прости рабе Твоей (имя рек), пребывающей во грехах, по своей воле или невольно впадшей в убийство и зачатого в ней (младенца) извергшей. И всех находящихся около нее и прикоснувшихся к ней, как Благий и Человеколюбивый Бог, помилуй и прости по великой Твоей милости, ибо Ты один имеешь власть оставлять грехи и беззакония, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых. Поэтому Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцом и Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь).

По молитве иерей совершает отпуст. Если молитва прочитана над женщиной в первый день ее несчастья, то в сороковой день читается молитва сорокового дня. В случае непрочтения молитвы в первый день данная молитва и молитва сорокового дня совершаются в день, когда женщина, оправившись от болезни, приходит в храм, то есть, начиная с сорокового, в любой последующий ближайший день.

Если женщина родит, хотя и преждевременно, но живого младенца, то в случае его смерти сразу же по рождении над матерью следует читать обычные молитвы жене родильнице, а не молитву егда извержет.

В приходской жизни священник соприкасается со случаями, когда молитву егда извержет просят совершить о себе женщины, извергшие зачатый в них плод по своей воле. На священнике в этом случае лежит прямая обязанность разъяснить женщине, что с первых веков христианства Святая Церковь исключение человека из книги жизни, из домостроительства спасения людей Сыном Божиим считает не совместимым с евангельским учением. Поэтому уже в I веке Церковь требовала от женщины: «Не умерщвляй дитяти в зародыше» («Учение двенадцати апостолов»), убеждая ее отстать от языческого взгляда на этот вопрос.

Церковь всегда смотрела на зачатый во утробе матери плод как на человека. Она установила праздники зачатия святого Иоанна Предтечи, зачатия праведной Анной Пресвятой Девы Марии, утверждая эту мысль. И когда женщина пренебрежет требованием Церкви, то она, по слову Христову, оказывается виновной в нарушении заповеди древней (Мф. 5, 21).

Чтобы помочь женщине, волею извергшей младенца, с должным духовным разумением перенести последствия своего греха, Церковь определила ей, в отличие от женщины, извергшей невольно, длительное время покаяния.

Требник митрополита Киевского Петра Могилы говорит: «В исповедании известно испытай, каковем образом сие извержение приключися ей: …аще волею коим-либо буди образом сие ключися, убийство сотворила есть: сего же убо ради от святых правил рассудив, накажи (наставь) ю, и епитимию по силе наложив, разрешением обычным разреши».

Из этих слов Требника видно, что женщине, извергшей младенца по своей воле, молитва егда извержет в храме не читалась, а совершались о ней молитвословия Таинства Покаяния. По разрешительной молитве ей давались пастырские советы, направленные на видение и глубокое переживание ею своих грехов, сознание своей вины перед Богом и исповедание твердого намерения не возвращаться к совершению греха.

Этому намерению помогает женщине желание видеть себя в свете правды Божией, которая свидетельствует, что извержение младенца волею готовится в ее душе преобладанием в ней эгоизма, черствости, внутренней жестокости и иных греховных начал, что убеждает ее идти на это. И покаяние только тогда принесет облегчение душе, когда женщина будет исповедана пред Богом о всей совокупности греховных навыков, связанных прямо или косвенно с лишением младенца возможности участвовать в ее жизни.

Извержение младенца морально угнетает душу женщины и тем самым нарушает доброжелательную атмосферу в ее семье, где наблюдается потеря согласия, мира, взаимопонимания между членами семьи (ср. Быт. 4, 11—12) во многих вопросах жизни. Грехом одной грех входит во многих и разделяет, отчуждает членов семьи друг от друга. Семья — единое целое не только телесно, но и духовно. И вина матери является одновременно и виной отца, когда с его согласия греховное начало в женщине берет верх над благоразумием и доброй совестью.

Женщина-мать вместе со своим супругом несет ответственность перед Создателем Богом за участь младенца в загробном мире, хотя суд над ним предоставлен Самому Богу, Его Святому Промыслу. Молитва родителей о нем, особенно матери, облегчает его участь, приклоняя любовь и милосердие Божие к нему.

Церковь усматривает необходимость в покаянном изменении сердца и умиротворении совести. А в молитвах о безымянных младенцах, совершаемых в домашнем молитвенном правиле, и в доброделании она видит необходимую духовную жертву ради благой загробной участи этих младенцев.

При непременном условии Покаяния и епитимий священник не нарушит церковных правил, допуская женщину, волею извергшую зачатый плод, к участию в богослужении Церкви, а по истечении срока епитимий — и в Таинстве Святого Причащения.

Протоиерей Геннадий НЕФЕДОВ

Статья была опубликована в «Журнале Московской Патриархии» (№ 8/1983)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Таинство крещения, миропомазания, покаяния, причастия, брака, священства и елеопомазания – всего в православной церкви насчитывается семь таинств. В нашей рубрике мы подробно расскажем о каждом из них. Мы уже писали о крещении, теперь поговорим об исповеди и покаянии.
Как проходит исповедь
Таинство исповеди – это таинство, через которое Господь отпускает людям грехи.
Как правило, исповедь совершается утром перед божественной литургией, по вечерам во время и после вечернего богослужения. Также в некоторых случаях можно договориться со священником об индивидуальном времени.
Перед началом исповеди выходит священник и читает общую молитву, во время которой в определённый момент исповедники называют свои имена. Подходя к аналою – высокому наклонному столику, на котором лежат крест и евангелие, человек ещё раз называет своё имя и кается в совершённых грехах.
Существует множество брошюр, рассказывающих о том, как правильно готовиться к исповеди, в которых также публикуются списки грехов. К подобным руководствам надо относиться осторожно. Так как на исповеди верующие должны каяться не в вычитанных в книжке грехах, а в том, о чём нам говорит совесть.
Если же человек ощущает потребность в некотором духовном руководстве для своего покаяния, то можно обратиться к опыту и наставлениям святых и опытных пастырей. Кроме того, очень важно не забывать, что верующий исповедуется Богу, незримо присутствующему во время таинства, а священник выступает только в роли свидетеля (о чём он напоминает в молитве), посредством которого Господь отпускает грехи.
Когда исповедь завершена, прихожанин склоняет голову, священник накрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву. Затем целуются крест и евангелие и берётся благословение у священника.
Подготовка к исповеди ребёнка
Дети до семи лет (в церкви детей в таком возрасте называют младенцами) приступают к причащению без предварительной исповеди. Главное же: нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребёнка, чем личный пример родителей.
Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к причащению, как и взрослые, только после предварительной исповеди. Ребёнок должен понять, что исповедь – это таинство, очищающее от грехов душу при искреннем, чистосердечном покаянии и желании не повторять их более.
Таинство причастия
Во время божественной литургии совершается таинство святой евхаристии – хлеб и вино таинственным образом превращаются в тело и кровь Христову и причастники, принимая их во время причастия, соединяются с Христом.
Во время выхода священника со святыми дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной – (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв причастники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), подходят к святой чаше. Сложился обычай: первыми к чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них – женщины. У чаши креститься не следует, чтобы случайно её не задеть. Вслух назвав своё имя, причастник принимает святые дары. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры.
После чего причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. В день после причащения не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, кресту и евангелию.
В случаях болезни причащаться можно на дому. Для этого приглашается священник. В зависимости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. Причащаться он может только натощак (за исключением умирающих).
Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца.
Существует обычай причащаться не реже пяти раз в год – в каждый из четырёх многодневных постов и в день своего ангела (день памяти святого, имя которого носишь).
Как приготовиться к причастию
Дни говения (подготовки к причастию) длятся обычно неделю, в крайнем случае, три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключаются мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в храме. Необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу.
Поскольку принято приступать к причащению натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет).
Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко причащению. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала таинства. Если исповедь была накануне вечером, то приходить нужно к началу службы и молиться со всеми.

Автор фото: Ирина Чернявская