Исламское право

В статье исследуются источники мусульманского права, к которым относятся: первоисточники – Коран и Сунна, рациональные источники – «иджма» ‒ единогласное мнение мусульман; «кияс» ‒ умозаключение по аналогии; «иджтихад» ‒ творческая работа и толкование правовых и религиозных норм; «фетва» ‒ решение высших мусульманских руководителей, облеченных соответствующей властью по отдельным религиозным и правовым вопросам, а также позитивные источники, в частности, правовые обычаи и местные традиции, которые не противоречат основам мусульманского права.

Мусульманское право является одной из крупнейших систем влияния: будучи неотъемлемой частью мусульманской религии, оно всегда применялось в большинстве стран исламской цивилизации Африки и Азии. Место мусульманского права в этих странах варьируется: в одних государствах оно принижено, в других остается господствующим .

Оно возникло в VII в. н. э. и развивалось в процессе становления и развития мусульманской государственности. Главной особенностью мусульманского права, отличающей его от других правовых систем, является сочетание и взаимодействие в нем сакрального и светского, религиозного и собственно юридического начала. Это дает основание полагать, что мусульманское право есть синоним шариату ‒ не совсем верно.

Шариат в собственном смысле ‒ религиозное явление, в котором место имеют лишь отдельные следы правового начала. Мусульманское право, в отличие от него, преимущественно правовой феномен, хотя и облаченный порой в религиозную оболочку и ориентированный на религиозное правосознание .

Шариат ‒ понятие более широкое, чем мусульманское право. Преобладает точка зрения, в соответствии с которой шариат включает три основные части ‒ религиозную догматику, исламскую этику и так называемые практические нормы. Последние, в свою очередь, делятся на культовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей, и нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения .

В мусульманском праве юридическая ответственность формально не подразделяется на уголовно-правовую, гражданско-правовую и т. д., поэтому различаются источники мусульманского права, вообще, и источники мусульманского уголовного права, в частности.

Источники мусульманского права принято подразделять на три группы:

  • первоисточники, к ним относятся Коран и Сунна;
  • рациональные источники, к которым относятся: «иджма» ‒ единогласное мнение мусульман; «кияс» ‒ умозаключение по аналогии;
  • «иджтихад» ‒ творческая работа и толкование правовых и религиозных норм; «фетва» ‒ решение высших мусульманских руководителей, облеченных соответствующей властью по отдельным религиозным и правовым вопросам;
  • позитивные источники, в частности, правовые обычаи и местные традиции, которые не противоречат основам мусульманского права.

Основным источником мусульманского права является Коран – священная книга мусульман. Правовая значимость Корана выражена в нем самом: «И так Мы ниспослали его как арабский судебник». Коран ниспослан Аллахом (через архангела Гавриила) Пророку Мухаммеду в древних городах Аравийского полуострова Мекке и Медине между 610 и 632 годам. При жизни Мухаммеда текст Корана передавался, главным образом, по памяти, а первые записи полного текста Корана появились в кругу ближайших сподвижников Пророка Мухаммеда лишь после его смерти в 632 г.

Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6225 аятов (стихов). Аяты Корана подразделяют на «мухкамат» – бесспорные, недвусмысленные и «муташабихат», которые могут толковаться по-разному. Большинство мусульманских юристов полагают, что в судебных решениях не надо ссылаться на аяты, которые могут толковаться по-разному. Однако одна из проблем толкования конкретных аятов Корана заключается в том, что некоторые ученые относят их к бесспорным недвусмысленным стихам, которые толкуются буквально, а другие – к тем, которые могут толковаться по-разному.

Вторая проблема толкования аятов Корана заключается в том, что мусульманские ученые разделились в основном на три группы:

  • сторонников буквального толкования (ахл аз-Захир), которые не допускают наличия в тексте Корана тайного смысла;
  • тех, кто ищет в Коране «скрытый» «тайный» смысл (ахл ал-батин);
  • рационалистов, которые при коллизии норм Корана и Сунны, руководствуясь рациональным подходом в решении рассматриваемого ими вопроса, отдают приоритет разуму, а не писанию.

Третья проблема появилась в VIII в. при халифе аль-Мамуне (813-833) в период Аббасидов, и суть ее заключается в том, что в среде виднейших мусульманских богослов-традиционалистов существовало мнение, что Коран ‒ это предвечное и непосредственное «слово бога” (калам Аллах). Их оппоненты и, в первую очередь, мутазилиты, утверждали, что Коран ‒ сотворенное и предвечное «слово бога”.

Если считать Коран сотворенным, т. е. следует принять и возможность того, что Бог может сотворить его вновь. Но, с другой стороны, если Коран несотворенное слово Бога и является предвечным атрибутом его бытия, он не может быть изменен никем, и мусульманская община в своей жизни должна руководствоваться только предписаниями, содержащимися в этой вечной книге Бога .

Вторым по значимости источником мусульманского права является Сунна ‒ «Священное предание», состоящее из рассказов ‒ хадисов ‒ о поступках и высказываниях пророка Мухаммада. Следует отметить, что при жизни пророка его высказывания передавались преимущественно устно, и оба источника в письменной форме были составлены уже после смерти Мухаммада. Однако ее значимость до сих пор является предметом серьезных дискуссий. В их основы лежит проблема достоверности хадисов.

Первый сборник хадисов был составлен Маликом бин Анасом (713-795 г.), основателем маликитской правовой школы, и называется альМу-вата («расчищенная тропа”).

Аш-Шафии (767-820) ‒ факих, основатель шафиистикой школы права. В возрасте 20 лет он приехал в Медину, чтобы учиться у Малика бин Анаса. Аш-Шафии ‒ первый систематизатор источников права (усул ал-фикх), сформулировавший эти понятия, разграничивший их между собой и установивший их соотношение и соподчинение. Среди его учеников были Ахмед ибн Ханбал ‒ основатель ханбалитской правовой школы, объявивший Сунну единственным комментарием к Корану. Ханбалиты не ограничивались простой фикцией хадисного материала. Фактически вся ханбалитская литература IХ-Х веков представляла собой переложение тщательно подобранных и сгруппированных по темам хадисов. Это был важный этап обобщения и концептуализации хадисного материала, В дальнейшем богословы широко пользовались данной методикой .

При решении правовых споров халифы (Абу Бакр, Омар, Осман, Али) обращались к Корану и Сунне, но со временем стало ясно, что их конкретные предписания не всегда охватывают возникающие спорные ситуации, что они имеют много пробелов, которые необходимо было устранить. Наличие пробелов в праве поставило всех мусульманских правоведов перед необходимостью разработки собственной правовой доктрины. Именно в этот период, по мнению проф. Л.Р. Сюкияйнена, определилось дальнейшее развитие мусульманской правовой мысли. Основой правовой доктрины стал иджтихад – относительно свободное усмотрение, которое применялось при толковании норм Корана или Сунны или при формулировании новых правил поведения в случае их отсутствия в источниках. С развитием мусульманской теории права иджтихад стал обозначать достижение высшей ступени знания, дающей право самостоятельно решать вопросы, обойденные в Коране и Сунне, а муджтахиды ‒ лица, обладающие таким правом, стали законодателями .

В процессе толкования было выработано несколько методов.

Рай – индивидуальное толкование кого-либо из авторитетов суннитского богословия.

Иджма ‒ рассматривалась как «общее согласие мусульманской общины», единодушное мнение или решение авторитетных мусульманских ученых, которых первоначально было 7 «факихов» г. Медины, по обсуждаемому вопросу, возникшему после смерти Пророка Мухаммеда, на который нет ответа ни в Коране, ни в Сунне.

Наряду с Кораном и Сунной, иджма относится к наиболее авторитетным источникам права. Практически иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммада или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами. Иджма развивалась как в виде интерпретаций Корана и Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не были связаны с Мухаммадом. Они предусматривали самостоятельные правила поведения и становились обязательными в силу единодушной поддержки муджтахидов.

Большая роль иджмы в развитии мусульманского права состояла в том, что она позволяла правителям создавать новые нормы, приспособленные к меняющимся условиям развивающегося арабского государства и общества, учитывая специфику завоеванных стран. К иджме, в качестве источника права, примыкала и фетва ‒ решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.

По способу достижения и доведения иджмы до общего сведения мусульман различаются:

  • иджма, высказанная вслух, т. е. общее решение, принятое при гласном обсуждении (иджма каули);
  • практическая иджма, т. е. решение не обсуждавшееся, но вытекающее из одинаковых решений и действий при одинаковых обстоятельствах (алъ-имджма алъ-амали);
  • молчаливая (не высказанная) иджма, т. е. решение кого-то одного, известное в принципе всем, против которого не было сделано какихлибо возражений (ал-иджма ас-сукути).

Малик бин Анас и аш-Шафии в качестве иджмы признавали только единогласное мнение ученых города Медины. Абу-Ханифа же считал, что иджма может исходить от любой авторитетной группы, что открывало возможность возникновения иджмы в Сирии, Ираке, Египте и других местах независимо друг от друга .

Абу Ханифа – Ан-Ну’ман ибн Сабит ал-имам ал Аз’ам (699-767) – основатель ханифитского правовой школы, признавался первым, кто применил методы казуистического исследования правовых вопросов, таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов (мусульманских юристов) с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рациональных принципов суждения по аналогии (киас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов.

Кияс (кыяс) – буквально означает аналогия. Кияс ‒ это метод решения по аналогии вопросов, на которые нет ответа прямого ответа в Коране или Сунне. Кияс является одним из наиболее спорных источников мусульманского права, вызывавшим острые разногласия между разными направлениями. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к вопросу, который прямо не предусмотрен в этих источниках права. Таким образом, кияс обеспечивал гибкость правовой системы, приспосабливая ее к новым общественным отношениям. Однако некоторые течения в исламе не признают кияс в качестве источника права: наиболее резко против кияса выступили ханбалиты и особенно шииты, которые вообще не признавали его в качестве источника права.

Истислах (истихсан) – признание возможности изменения некоторых хадисов Сунны, если их содержание оказалось в противоречии с тем, что признано благом в мусульманском праве.

Таким образом, к началу VIII в. мусульманско-правовая доктрина, ликвидируя правовые пробелы в основных источниках ‒ Коране и Сунне, сформулировала нормы, составившие вторую группу источников мусульманского права. Вышеперечисленные институты – рай, иджма, кияс, истислах – в научной литературе нередко называют собственно источниками мусульманского права .

Вряд ли с этим можно согласиться, поскольку они являются лишь методами толкования Корана и Сунны, а источники права – конкретные правовые нормы, возникающие уже как итог толкования с помощью того или иного метода.

Следует отметить, что развитие иджтихада сыграло выдающуюся роль в становлении мусульманского права, решив важнейшую проблему мусульманского права: как совместить вечность и абсолютность норм, предписанных Аллахом и необходимость развития и изменения этих норм. Сложность ситуации заключалась в том, что предписания Корана и Сунны имели сакральное значение, и не могли быть изменены. В подобных условиях мусульманские юристы-факихи, исходя из аксиомы, что в священных источниках имеются ответы на все вопросы и задача сводится только к тому, чтобы найти эти ответы, разработали специальные приемы «извлечения» новых норм. В этой связи Р. Давид справедливо отмечает, что для мусульманских юристов речь могла идти лишь о толковании, а не о создании права, но практически на основе Корана и Сунны им удалось разработать систему весьма детализированного права, состоящего преимущественно из казуальных норм .

В качестве дополнительного источника права шариат допуска местные обычаи, которые не вошли непосредственно в само мусульманское право в период его становления, но не противоречили прямо его предписаниям и нормам. Признавались правовые обычаи, сложившиеся как в самом арабском обществе (урф), так и у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся влиянию мусульманского права (адаты) в более позднее время.

Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. В последующем в некоторых мусульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться законы – кануны, роль которых возрастала с развитием законодательной деятельности. Фирманы и кануны не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административноправовые отношения государственной власти с населением.

Таким образом, можно сделать некоторые выводы относительно особенностей формирования и функционирования источников мусульманского права:

  • мусульманское право и шариат ‒ не идентичные понятия. Шариат представляет собой совокупность всех предписаний Корана и Сунны, а мусульманское право (фикх) является только его частью и содержит как правовые предписания, содержащиеся в Коране и Сунне, так и правовые нормы, разработанные муджтахидами в процессе толкования;
  • значительное большинство конкретных норм мусульманского права – итог его доктринальной разработки. Характеризуя их, важно иметь в виду, что мусульманские юристы долгое время не решались формулировать обобщенные абстрактные правила поведения и предпочитали искать решения по конкретным случаям. При этом они выполняли важную роль приспособления общих предописаний-ориентиров и казуальных норм, закрепленных в Коране и Сунне, или индивидуальных решений сподвижников Пророка к потребностям. Поэтому с наступлением «периода традиции» развитие доктрины и, следовательно, системы действующего мусульманского права не только не прекратилось, но продолжалось весьма активно в рамках нескольких школ;
  • появление школ-толков фактически закрепило положение мусульманско-правовой доктрины в качестве основного источника мусульманского права, которое стало практически правом той или иной школы, применяемого разными народами и государствами. В этом и заключается оригинальность современной мусульманской правовой системы, основанной не на конкретных, строго фиксированных источниках, а на гибкой, подверженной изменениям системе толкования.

Литература

  1. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход / Раймон Леже; пер. с фр. . – 2-е изд., перераб. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 592 с.
  2. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.,
  3. Хрестоматия по исламу. – М.,
  4. Ислам. Энциклопедический словарь. – М.,
  5. История политических и правовых учений / под ред. C. Нерсесянца. – М., 1996.
  6. История государства и права зарубежных стран / под ред.: O.A. Жидкова и H.A. Крашенинниковой. – М.,
  7. Давид Р. Основные правовые системы современности. – М.,1988.

7. ЗАРУБЕЖНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

7.1. ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

Рарогова Камила, доктор права, инженер экономики. Должность: начальник юридического отдела. Место работы: Прага, Чехия

Аннотация: Целью этой статьи стал обзор правил и принципов, регулирующих международное право и международные отношения с учетом исламского права и исламской правовой системы в целом.

Ключевые слова: исламское международное право; исламская правовая система; шариат; фикх; dar al-islam, dar al-harb

ISLAMIC LAW, ISLAMIC STATES AND THEIR RELATIONSHIP WITH THE

TRADITIONAL INTERNATIONAL LAW

Keywords: Islamic international law; Islamic legal system; Sharia; fiqh; dar al-islam, dar al-harb

Исламские государства, несомненно, являются полноправными членами международного сообщества, где их влияние в области международных отношений и политики на сегодняшний день существенно и продолжает расти. Значение исламского права признается и Международным судом ООН в Гааге (далее -МС)1, согласно статье 9 Устава МС, которая декларирует: «В каждом выборе избиратели должны иметь в виду не только то, что каждое из избираемых лиц должно быть компетентно, но и то, что в избираемом корпусе как целом должны быть представлены основные формы цивилизации и, главное, правовые системы мира»2.

Одно из пятнадцати судейских мест, таким образом, занято «мусульманским» судьей3. МС при принятии решений несколько раз обращался к исламскому праву. В качестве примера можно привести взгляд судьи Аммоуна в деле о границах континентального шельфа между Германией и Данией, а также между Германией и Нидерландами 1969 года, когда судья Аммоун особо отметил, что МС обязан (в частности, согласно статье 9 Устава МС) принимать во внимание как европейские правовые традиции, так и правовые традиции азиатские, африканские, а также исламские правовые принципы и т.д. Аналогично выразил свое мнение судья Вирамантри при решении спора между Словакией и Венгрией в деле системы водоснабжения Габчиково-Нагимарос.

Таким образом, вопрос об отношении права ислам-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2Организация Объединенных наций, Статут Международного суда. Апрель 1946, статья 9.

3В настоящее время это место занято марокканским судьей Мо-

хамедом Бенноунаемом

ских стран и международного права остается по-прежнему актуальным.

1 Характеристика исламского права и концепция исламского правового государства

Мы не будем говорить об исламском праве подробно, так как для понимания отношения исламского права и других правовых систем, включая международное право, достаточно краткой характеристики исламского права и исламской правовой системы.

1.1 Исламская правовая система, шариат, фикх и исламское право

Исламская правовая система является самой молодой правовой системой и характеризуется относительно близкой связью с исламом как религией. Исламское право традиционно называется шариат. Речь идет о праве, данном Богом, не принятом парламентом или иным компетентным законодательным органом4.

Следует отметить, что географическое расширение исламского права не тождественно географии исламских стран5. Это следует из самого понимания «права» — то, что континентальная и англо- американская правовые системы понимают как «право определенного государства», исламское право понимает как «право лиц определенного вероисповедания». Таким образом, существуют народы, которые приняли ислам как (государственную) религию, но не как «право». В то же время верно и то, что исламское право в полной мере относится ко всем мусульманам независимо от того, где они живут. Тем не менее, в полной мере исламское право можно применять только на территории исламских государств, которые при-

4BEZOUSKOVA, L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozna praca. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.6

5KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 807179-028-1, s. 247

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

няли исламское право. При этом следует учитывать, что «исламское право в настоящее время в полной мере не применяется ни в одном из исламских государств»6.

Хотя шариат необязательно должен быть отождествлен с правом исламских государств, как правило, он составляет его значительную неотъемлемую часть и признается кодифицированным. Доказательством этого служат многочисленные статьи конституций исламских государств, ссылающиеся на шариат и его принципы как на источник законодательства7.

Шариат, однако, не только решает собственно правовые вопросы: он представляет собой «универсальную систему обязательных правил поведения мусульманина»8, своего рода «кодекс божественного порядка человечества, неизменный моральный закон»9. Как показывает, например, проф. Кнапп10, нашему представлению о праве лучше отвечает иное исламское понятие, обозначаемый термином фикх. Фикх представляет собой систему правил поведения человека, разработанную авторитетными исламскими учеными (так называемыми улемами)11. В этом случае речь идет о деле человека в отличие от шариата, который является делом Божим. Но шариат и фикх тесно связаны. Шариат как дело Божие — дело совершенное, а значит, и неизменное, фикх же предполагает интерпретацию права, в том числе и правил шариата как создания (нового) права в прямом смысле этого слова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.2 Источники исламского права

Для исламского права не существует исчерпывающего перечня источников. Число зафиксированных источников и мера их обязательности существенно разнится согласно отдельным ученым и юридическим школам.

Традиционно источники исламского права распределяются на первичные (главные) и вторичные (второстепенные). Как первичные источники определяются Коран, Сунна (т.е. высказывания и обычаи времен пророка Мухаммеда или его последователей, которых он сам назвал или минимально утвердил), кияс (т.е. решения, принятые на основе аналогии) и иджма (т.е. совпадающее мнение ученых). К вторичным источникам относятся истихсан (т.е. «отклонение от правила прецедента в пользу иного правила»12, если при определенных условиях это представляется целесообразным или необходимым), истислах (т.е. «решение на основании общего интереса»13) и урф (т.е. обычай, традиция).

Ни в одном из случаев, однако, речь не идет о кодификации права, как это понимается в континентальной и в англо-саксонской культуре. Например, сам Коран

является скорее священным текстом общего характера, чем собственно правовым документом. Так, из общего числа 6236 стихов14 около 80 посвящены вопросам правового характера, остальные посвящены вопросам религиозным, политическим, социальным и т.д.15. Проблематика международного права решается в 25 стихах.

1.3Концепция исламского государства

Исламское государство воспринимается иначе,

нежели мы привыкли в западной культуре16, и обычно характеризуется относительно тесной связью религии и государства (минимально в сравнении с евро-американской цивилизацией). Безусловно, следует отметить и тот факт, что для исходной исламской правовой и политической теории понятие «государство» de facto неизвестно, так как оно не было необходимым. Ситуация изменилась в XIX веке, когда было акцептировано территориальное ограничение суверенитета государства.

Хотя основная концепция исламского государства значительно отличается от евро-американского понимания государства, нельзя не заметить влияния именно евро-американской культуры на конституционное право исламских стран. Большинство современных исламских стран приняли конституции, и в этих случаях в определенной степени мы можем говорить и о разделении властей17. Еще раз отметим, что вопреки этому влияние ислама как религии на исламскую правовую систему остается реальным и очень значительным.

1.4Положение исламского права в современных исламских странах

Исламское право претерпело, как и любая иная правовая система, длительное развитие — от зачатков законодательства у пророка Мухаммеда и периода колонизации со значительным влиянием правовой культуры принимающих земель18, эпохи реформаторских тенденций до нашего времени.

В настоящее время исламское право «сталкивается с новыми правовыми проблемами»19, возникающими в современном и быстро развивающемся (международном) пространстве, и вынуждено на них реагировать. Исламское право и сегодня оказывает сильное влияние на вопросы религиозные, в области семейного, наследственного права и в вопросах обязательств. Влияние иных, в основном западных правовых систем, проявляется в публичном праве, конкретно — в конституционном праве, уголовном и административном. Однако не стоит забывать и о том факте, что шариат в исламских странах считается «главным источником

6BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

7BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

8KNAPP, V. Teorie prava. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 807179-028-1, s. 247

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. 247 s. ISBN 80-7179-028-1, s. 102

11В принципе речь идет об исламском варианте правоведения.

12BEZOUSKOVÄ,L.. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.12

13Там же

14Число зафиксированных стихов, однако, различается в зависимости от издания, определяется различным делением текста на стихи (сравните ВЕГОиёкСМА^.. РоуеК islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska ипК/еггТЭа, Fakulta р^пюка, s.18-19)

15ВЕГСиЭКОТА^. РоуеЭЪ islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska ич^гг^, Fakulta р^пюка, s.18-19

16Идеальным считается очень простое изложение относимое к временам пророка Мухаммеда. В гастоящее время существуют различия между идеальным пониманием государства среди суннитов и среди шиитов.

17ВЕГСиЭКОТА^. Pojеtí islamskëho statu. Р1геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska univеrzita, Fakulta р^пюФП, s.61

18Речь идет прежде всего о влиянии британского и французского права

19BEZOUSKOVА,L.Pojеtí islamskëho statu. Р!геп, 2008. Rigor6zní ргасе. ZapadoCеska univеrzita, Fakulta р^пюФП, s.59

или одним из источников законодательства» .

О сложности проблематики отношений шариата и современного светского права свидетельствует и то, что сами эксперты и ученые не единодушны в решении этого вопроса. Существует целый ряд теорий об отношении шариата и светского права. С точки зрения человека, находящегося под влиянием евро-американской культуры наиболее вероятным и разумным представляет вариант, когда «шариат регулирует только некоторые области права исламского общества (семейные, наследственные и под.), в других же областях могут издаваться новые законы, которые, однако, не должны изменять правила, закрепленные шариатом»21.

Несмотря на вышеуказанные факты (скорее с учетом выше упомянутых фактов), можно констатировать, что целый ряд арабских (или исламских) государств на практике управляются «достаточно современно и стараются найти пути, как удовлетворить требование не противоречить традициям и исламскому праву и в то же время найти современное решение проблемы»22. При этом каждое государство, несомненно, претерпевало в определенной мере свое историко-политическое развитие, что сегодня отражается не только в разнообразии конституционных порядков, но и в сфере применения шариата. В то время как, например, Сирия провозгласила шариат главным источником своего законодательства, такие государства, как Алжир, Египет, Марокко или Тунис, применяют шариат только в вопросах личного статуса человека23,24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Те же факты приводят к выводу, что при оценке отношения внутригосударственного и международного права в исламской правовой культуре, мы обязательно должны учитывать как традиционное исламское право, так и современное право исламских государств.

2. Концепция международного права в исламском праве и в праве исламских стран

Исходя из всего вышесказанного об исламском праве, неудивительно, что вопрос об отношениях внутригосударственного и международного права в исламском праве также не решается так, как мы привыкли в евро-американской культуре, в частности в континентальной и англо-американской правовой культуре. Можно утверждать, что понимание исламского международного права значительно отличается от традиционного международного публичного права, особенно в некоторых аспектах.

2.1 Характеристика исламского международного права

Исламское международное право (сийар) — это система правовых норм исламского права (шариата), которые имеют международный правовой характер и регулируют (формально) отношения между мусульманами и немусульманами. Подобно множеству других институтов исламского права сийар уходит корнями глубоко в историю, когда исламское право было вынуждено гибко реагировать на изменения социальных

20BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.60

21BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.85

23Речь идет о праве семейном, праве наследования и праве религиозном

24сравните ARZT, Donna E. The Application of International Human

Rights Law in Islamic States. Human rights quaterly. May 1990, Vol.

12, No. 2, ISSN 0275-0392. См.: http://www.jstor.org/stable/762377,

s. 204

и политических условий того времени. В данном конкретном случае фоном возникновения исламского международного права была экспансивная политика мусульманских правителей и ею обусловленная необходимость корректировки как военного права, так и права заключать (мирные) договоры.

2.1.1″Территория ислама» (dar al-isam), «территория войны» (dar al-harb) и священная война

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным принципом исламского международного права является биполярное разделение мира на «территорию ислама» (dar al-islam) и «территорию войны» (dar al-harb) в теории ислама. Dar al-islam — это та часть мира, где действует исламская политическая власть и где применяется исламское право шариат. Dar al-harb представляет собой территорию политеистов, иноверцев, христиан и иудеев и т.д., т.е. фактически весь остальной мир.

Именно с этой теорией разделения мира на две части часто связано иное понятие — джихад (jidad), иначе называемый «священная война». Термин джихад означает обязанность мусульман расширять и защищать учение ислама в мире. Однако о самом характере джихада ученые и эксперты до сих пор ведут споры. Нет единого мнения и в том, обязателен при этом военный конфликт (как в случае, когда исламское государство выступает в роли агрессора, так и в случае нападения на него) или достаточно политической, религиозной и психологической пропаганды25.

Поэтому джихад был и, по-своему, остается перманентным состоянием и обязанностью. Однако реальность со временем показала, что это состояние практически долгосрочно неустойчиво, и с XVI века мы можем встретиться с другим термином — dar al-sulh, или «территория перемирия»26. Свои правомочия заключать мирные договоры мусульманские правители выводили из действий самого Мухаммеда, который, в частности, заключил договор с мекканцами, откладывающий войну на 10 лет. С другой стороны, договор был заключен только на 10 лет, потому что договоры в понимании исламского права de facto не могут быть (с учетом исключений) заключены бессрочно или на срок более 10 лет.

2.1.2Принцип pacta sunt servanda

Принцип pacta sunt servanda, несомненно, один из основных принципов современного международного права. Не менее важен этот принцип и для шариата. Принцип обязательности договоров и их добросовестного исполнения является фундаментальным и для исламского международного права и остается основополагающим для утверждения, что существует определенная базовая международная норма, которая обязательна как для мусульман, так и для «неверных»27. Формально этот принцип закреплен непосредственно в Коране, например в стихах 9:428 a 16:912 .

28″ Исключением являются те идолопоклонники, с которыми вы заключили договор, которые вам не причиняли никакого вреда и

ИСЛАМСКОЕ ПРАВО, ПРАВО ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ И ИХ СООТНОШЕНИЕ С ТРАДИЦИОННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ

2.2 Применение исламского международного права в практике современных исламских государств

2.2.1 Обзор проблематики

Теория биполярного (или скорее «трехполярного») разделения мира (и с этим связанное требование джихада), несомненно, трудно сопрягаема с основным принципом современного международного права — с требованием мирного сосуществования и сотрудничества равноправных государств30. Еще одной проблемой является ограниченный срок действия международных договоров в рамках исламского международного права.

Кроме того, исламским правом достаточно долго не решался вопрос об отношениях национального (внутригосударственного) и международного права, сийар же, воспринимаемый как «право завоевателя», не позволяет исламским государствам принимать на себя международные договорные обязательства в роли побежденного или даже на равных31. Таким образом, единственным авторитетным правом в исходной теории является исламское право. С другой стороны, можно говорить, что (исламское) международное право в традиционном понимании исламских ученых является частью исламской правовой системы и непосредственно применимо как часть национальной правовой системы, а следовательно, носит монистический характер32.

Однако исламская теория была вынуждена принять как историческую реальность dar al-sulh (территорию перемирия) и территориально ограниченный государственный суверенитет, и сегодняшние мусульманские страны, если они хотят быть полноправными членами международного сообщества, вынуждены проводить определенные реформы, когда речь идет об отношениях и противоречиях их национального права и права международного. Таким образом, хотя в целом ортодоксальные мусульманские ученые по-прежнему настаивают на строгом соблюдении учений dar al-islam a dar al-harb, сегодня мы можем найти множество вид-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных мусульманских специалистов , которые считают категорию dar al-harb преодоленной. По мнению мусульманских юристов-реформаторов, международное пространство со времен возникновения теории dar al-harb претерпело существенные изменения. Развитие международного права и возникновение международ-

никому против вас не помогали. Соблюдайте тогда в полной мере заключенный с ними договор до окончания срока его действия, потому что Бог любит тех, кто богобоязнен» (Sv ty Koran (online). Vers 9:4.Islamska nadacia v Prahe. Islamska nadacia v Brne. (cit. 2014-02-16). См.: http://www.islamweb.cz/koran/.)

29″Соблюдайте искренне договор Божий, если вы его уже заключили, и не нарушайте клятвы, которую вы уже приняли, и Бог стал гарантом — потому что Бог знает, что делаете» (Sv ty Koran (online). Vers 16:91.Islamska nadacia v Prahe. Islamska nadacia v Brne. (cit. 2014-02-16). См.: http://www.islamweb.cz/koran/.)

33Наример, Махмуд Шалтут — бывший ректор университета ал-

Азхар в Каире

ных организаций (как, например, ООН) стало гарантией независимости государств и права народов на самоопределение34.

В результате таких изменений сторонники ислама могут исповедовать свою веру во всем мире без каких-либо значительных ограничений, а ведение войны со стороны исламской страны может носить только оборонительный характер. Иными словами, государства, предлагающие мусульманам свободу вероисповедания, не могут быть признаны «территорией dar al-harb».

Реальность также демонстрирует, что исламские государства на международном (международном правовом) уровне соблюдают нормы международного права и признают международные организации и институты независимо от того, насколько они соответствуют исламскому профилю35. Почти все исламские страны присоединились также к наиболее важным международным договорам. Определенное недовольство здесь наблюдается только в случаях с договорами, касающимися прав человека.

2.2.2 Конкретные пути решения вопроса об отношениях национального законодательства, международного права и исламского права в правовой системе Ирана

Следует заметить, что Иран (Иранская исламская республика) непосредственно в своей конституции декларирует соблюдение исламского права, его правил и принципов.

Иран является также государством, подписавшим многие международные договоры. Статус международных договоров в национальной правовой системе регулирует, например, статья 9 иранского гражданского кодекса, согласно которой заключенные Ираном договоры, соответствующие положениям конституции страны, имеют силу парламентского закона и могут применяться в практике иранских судов36. В случае противоречий условий международного договора и норм внутригосударственного законодательства действует правило lex posterior derogat legi priori.37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако требование соответствия международных договоров конституции гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд. Как было отмечено выше, Иран в своей конституции обращается к шариату и в иранской конституции напрямую закреплено требование соответствия национальных правовых актов законам шариата38. Положения международных договоров, таким образом, de facto должны соответствовать не только иранской конституции, но и шариату. В случае

cdsp_chapter_berger.pdf.s. 113

38Сравните статью 4 и статью 72 иранской конституции

противоречий условий международного договора и шариата, приоритет остается за шариатом.

Что касается обычного международного права, иранская правовая система не содержит ни одного общего положения, которое бы определило для международных соглашений значимость внутригосударственных норм. Для того чтобы международные соглашения были релевантны для иранской правовой системы, прежде всего должно быть обеспечено их соответствие шариату, и только потом они будут трансформированы в иранскую правовую систему.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что в иранской правовой системе приоритетным оказывается шариат, в том числе и на уровне международного права.

3. Оценка проблематики отношения исламского права, права исламских государств и традиционного международного права

Напомним, что в настоящее время следует принимать во внимание факт отличия исламского права и права исламских государств. Несмотря на то, что между этими понятиями существуют тесные связи, единственным современным государством, где под правом понимается шариат, является, вероятно, Саудовская Аравия.

Тем не менее, все исламские государства, которые в своих конституциях (или иных правовых актах) обращаются к шариату и при этом обязуются соблюдать обязательства, вытекающие из международных договоров, рано или поздно должны будут решить проблему столкновения правил шариата и норм международного права. С точки зрения исламского государства в случае противоречий шариата и международного права однозначный приоритет остается за шариатом: исламское государство не может принимать на себя никаких обязательств, противоречащих шариату. С точки зрения международного права, национальное право (исламское же право de facto является его частью) не имеет на международные правовые обязательства государства никакого влияния. Государство, наоборот, должно привести национальное право в соответствие с правом международным, а значит, в соответствие с обязательствами, которые для государства вытекают из норм международного права. Кроме незаключения международных договоров или невступления в них (что сегодня в международном сообществе менее реально), единственным способом избежать потенциального противоречия норм шариата и норм международного права остается принятие различных дополнений и оговорок к договорам.39.

4.KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 80-7179-028-1, s. 247

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

6.BEZOUSKOVÄ,L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozni prace. Zapadoceska univerzita, Fakulta pravnicka, s.9

7.KNAPP, V. Teorie prava. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. ISBN 80-7179-028-1, s. 247

10.KNAPP, V. Teorie prav. 1. vyd., Praha: C. H. Beck, 1995. 247 s. ISBN 80-7179-028-1, s. 102

Список литературы:

2.Организация Объединенных наций, Статут Международного суда. Апрель 1946, статья 9.

3.BEZOUSKOVÄ, L. Pojeti islamskeho statu. Plzen, 2008. Rigorozna praca. Zäpadoceskä univerzita, Fakulta pravnicka, s.6

Законы шариата

  1. Виды шариата
  2. Степени исполнения законов шариата
    1. Виды фарда
    2. Виды рекомендуемых норм шариата
    3. Разрешенные нормы шариата
    4. Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата
  3. История развития шариата
  4. Юридическая сила законов шариата
  5. Выбор человека
  6. Где применяются шариатские законы

Понятие «Шариат» означает в переводе с арабского языка «протоптанная, чистая тропа к воде». Вода для человека жизненно необходима, и точно так же для его души и ума жизненно необходимо соблюдение правил законов шариата.

Всевышним Аллахом были посланы пророки, которые были призваны направить на истинный путь различные народы и общины, который приведет их к счастью и в земном мире, и в мире загробном. Для каждой общины через посланников Всевышнего, Его пророков ниспосылался свод божественных законов, по которым люди должны были жить в справедливости, чтобы преуспеть в мирской жизни и в их будущей жизни.

Последним Пророк Аллаха стал Пророк Мухаммад ﷺ, и законы шариата, которые он принес людям, стали безоговорочным и окончательным божественным руководством, читать которое и руководствоваться им должно все человечество.

Виды Шариата

Шариат берет из Корана и Сунны культовые нормы, которые регулируют порядок, по которому мусульмане должны исполнять религиозные обязанности – ибадат. Также в шариатских законах содержатся правила, которые определяют поведение мусульман в их взаимоотношениях друг с другом — муамалят.

Шариат дает ориентиры и общие принципы — аль-куллия или аль-каваид аль-амма, их следует читать и они могут толковаться и рационально осмысливаться с целью найти решение в определенной ситуации. Правоведы для того, чтобы вывести законы и правила поведения в конкретных случаях, могут применить иджтихад, и с его помощью они могут заменять правила старые новыми, но не выходить за рамки Шариата, который основывается не только на ясных положениях Священного Корана и Сунны, но в нем могут быть сформулированы только общие ориентиры, на которые может опираться мусульманин в своей жизни.

В Шариат включены и те вопросы, которые относятся к религиозной догматике – это акида. Также Шариат включает в себя законы, относящиеся к религиозной этике – это ахляк. Ученые богословы Ислама утверждают, что не только законы и правила внешнего поведения диктует Шариат, но и предписывает мусульманам те религиозные убеждения, которые продиктованы внутренней мотивацией человека и его стремлением к нравственному совершенствованию.

Помимо Корана и Сунны, которые являются основными источниками шариата, он охватывает также те нормы, законы и правила, которые были выработаны мазхабом – то есть такие, которые сформулировали люди, но на основании и в строгом соответствии с божественными предписаниями, которые читали в Божественном Откровении. Шариат оперирует также такими источниками, как иджма или единогласное мнение общины, и кияс, то есть сопоставление или соизмерение тех случаев, которые имеют описание в Священной Книге Коран и Сунне Пророка ﷺ с той ситуацией, по которой выносится правовое решение.

Степени исполнения законов шариата

Законы шариата, которые регулируют все поступки человека, можно разделить на пять категорий:

  1. фард — обязательные деяния по законам шариата – это те, которые мусульмане должны совершать, но вознаграждены они будут только в том случае, если они будут совершены с искренними и благими намерениями;
  2. рекомендуемые нормы шариата – это мандуб, такие деяния стоить совершать;
  3. разрешенные нормы – это мубах, к ним относятся большинство из тех поступков и деяний, что совершает человек, и за них мусульманину не полагается ни наказания, ни награды;
  4. неодобряемые поступки – это макрух, такие деяния не стоит совершать;
  5. законы шариата, которые запрещают определенные деяния, называются харам — – это те, за которые мусульманам последует наказание на шариатском суде или в Судный день.

Каждый поступок и деяние человека основывается на том, какими помыслами руководствовался этот человек, когда совершал этот поступок. По словам Пророка Мухаммада ﷺ, каждое дело совершается по намерениям, и воздаяние за свои поступки человек получит в зависимости от того, какие у него были намерения.

Виды фарда

шариатские законыОбязательные поступки которые входят в 5 основных категорий, подразделяются также на те, которые обязательно выполнять абсолютно всем, то есть фард аль-‘айн, и те, которые можно не выполнять в определенных обстоятельствах, то есть фард аль-кифая, также близкий по степени к фарду является ваджиб — не столь категоричное требование к исполнению, но очень необходимое, несовершение которого будет являться большим грехом. Если мусульманин пренебрегает фардом, то его называют нечестивцем или фасиком.

Если законы шариата читать дословно, то к категории фард аль-‘айн можно отнести следующие поступки человека:

  • изучая окружающий мир, видеть в нем могущество и величие Аллаха;
  • не искажать действительность, если присутствуешь на суде в качестве свидетеля;
  • трудиться разрешенным и дозволенным способом, добывая средства для жизни своей семьи и самого себя, чтобы нужда не была препятствием для выполнения постановлений и законов шариата;
  • одеваться по мере необходимости;
  • вернуть имущество хозяину, если чужое богатство каким-то путем попало к тебе в руки;
  • наследнику – рассчитаться с долгами умершего полностью, даже если полученное наследство не покрывает эти долги;
  • мужу — содержать жену, не проявляя к ней актов насилия и обеспечить, обходясь с ней справедливо;
  • если родители детей находятся в бедности, то дети обязаны родителей содержать;
  • данный кому-либо обет мусульманин обязан сдержать, если то, что он пообещал, не противоречит законам Шариата.

К категории фард аль-кифая следует относить исполнение следующих законов шариата:

  • мусульмане обязаны производить средства потребления и средства производства, которые необходимы обществу;
  • мусульмане обязаны содержать тех стариков, которые лишились своих опекунов и средств к существованию;
  • мусульмане обязаны оказывать помощь калекам, больным и беспомощным людям, если эти люди не имеют содержателей;
  • проводить в последний путь покойника;
  • мусульмане обязаны воспитывать сирот…

Ваджиб – это такие действия, для которых предписание обязательности не настолько жесткое, как для фарда и не так категорично выражено посредством Корана и Сунны. Если человек будет отрицать обязательность выполнения ваджиба, то это его из лона Ислама не выведет, но если он не будет выполнять ваджиб, то это будет большим грехом.

Законы шариата категории ваджиб включат в себя:

  • шакирд или учащийся своего учителя обязан уважать и подчиняться ему;
  • мусульманин должен оказывать людям, а также животным, которые оказались в трудном положении, посильную помощь;
  • продающий товар мусульманин должен поставить в известность своего покупателя, если его товар имеет недостаток;
  • если мусульманин знает правду о том, что кому-то предъявлено несправедливое обвинение, то он должен рассказать правду, вступившись за того, кого несправедливо обвинили;
  • дольше трех дней мусульманин не должен таить обиду: если примирение не вредит вере мусульманина, то он должен помириться через три дня;
  • мусульманин должен вырабатывать в себе хороший характер;
  • следует уметь извлечь из каждого обстоятельства урок, смотря на него осмысленно;
  • если человек знает ответ на вопрос, который перед ним поставлен, то он должен ответить на него;
  • родители должны своих детей обучать религиозным ритуалам, культуре, и если не могут обучать сами, то должны нанять обучающегося;
  • если у мужчины есть две жены, то он обязан по законам шариата обеспечить им равенство.

Виды рекомендуемых норм шариата

Мандуб, суннат, мустахабб – это одобряемые и рекомендуемые поступки. По терминологии «суннат» — это поступки правильные, которые соответствуют Сунне Пророка Мухаммада ﷺ, и эти поступки по законам Шариата могут подразделяться на мустахаб, то есть действия богоугодные, которые непостоянно совершал Пророк Мухаммад ﷺ, и мауккаду, то есть те поступки богоугодные, которые Пророк Мухаммад ﷺ совершал постоянно. Для мусульманина крайне нежелательно не выполнять сунну муаккада. К категории мандуб относятся поступки и действия, которые не были предписаны законами шариата, но если мусульманин будет совершать их, то окружающими это будет высоко оценено – милостыня, щедрость, изучение Корана и благочестие относятся к категории мандуб.

Законы шариата, подпадающие под категорию суннат, включают в себя:

  • оказание почета ученым и пожилым людям;
  • оказание почтения и услуг в зависимости от заслуг человека, не относясь одинаково к невежде и к шейху;
  • обсуждение хозяйственных вопросов со своей женой;
  • если человек болен, то ему следует обратиться к врачу и лечиться.

К мустахабу относятся такие законы шариата, как:

  • вести себя прилично за столом;
  • откликаться на приглашение, даже если бедный человек пригласил в гости в свой дом, если нет причин сомневаться в чистоте пищи;
  • водить дружбу с теми людьми, кто умен и имеет хороший характер;
  • намекнуть о недостатках своим близким и друзьям наедине, а не при людях;
  • выращивать лесные насаждения;
  • вернуть продавшему его вещь, если он решил вернуть ее, раскаявшись в продаже, так же как и продавцу следует принять назад вещь, если покупатель передумал и решил отказаться от покупки;
  • если мусульманин пользуется новшествами, то важно, чтобы эти новшества не противоречили Шариату и духу Ислама;
  • мусульманину следует научиться красиво писать.

Разрешенные нормы шариата

Мубах и джаиз – это нейтральные и общедозволенные поступки и деяния, из которых мубах – это такие поступки и действия, которые законы шариата рассматривает в качестве нейтральных.

Законы Шариата в категории мубах предполагают:

  • употребление недозволенных напитков или продуктов, если это нужно для лечения и того требует крайняя необходимость;
  • высказывание за глаза, если это высказывание о несправедливом тиране;
  • женитьба на нескольких женщинах (не более, чем на четырех), если мусульманин имеет крепкое физически здоровье и может обеспечить всем своим женам равенство и справедливость;
  • выпивание безвредных для организма и не оказывающих опьяняющего действия напитков.

Неодобряемые и запрещенные действия по законам шариата

Макрух и харам – это запретные поступки. Под категорию «макрух» подпадает то, что с моральной точки зрение осуждается обществом, но нарушением законов шариатского права это не является. Действия и поступки, подпадающие под категорию «харам» — запретные и греховные поступки. Харам законы подразделяются на харам зулми и харам гайри зулми. Харам зулми означает такие запретные действия, которые помимо совершающего, наносят вред еще кому-то, а харам гайри зулми – это такое запретное деяние, совершение которого приносит вред только совершающему.

одежда по шариату

Возможно вас заинтересуют одежда по шариату для женщин

шариатский суд

Что такое шариатский суд

законы шариата для женщин

Какими являются законы шариата для женщин?

Законы Шариата запрещают:

  • животных бить по морде;
  • людей и иных живых существ пытать и бить;
  • несправедливо вести торговлю, пытаясь обмануть покупателя, чтобы присвоить его имущество или деньги, а также продавать товар, который имеет брак или испорчен, выдавая его за товар без изъянов;
  • имущество сирот использовать для собственных целей;
  • не выплачивать работнику его заработок, держа его у себя;
  • создавать для кого-то препятствие, если человек желает воспользоваться чем-то, что является общественным достоянием;
  • выдавать за чистые серебряные и золотые деньги те, которые имеют примеси;
  • приписывать человеку то, чего он не имеет;
  • наговаривать на человека и доносить на него;
  • сплетничать;
  • принимать участие в пустых и бесполезных разговорах, спорить, чтобы одержать верх;
  • бить слуг и подчиненных, а также слабых;
  • вредить своему соседу и беспокоить его;
  • несправедливому человеку или тирану оказывать в его делах содействие;
  • позорить и бранить ученого;
  • бедных унижать и позорить за их положение;
  • слово или обязательство взятое нарушать;
  • руководителю быть по отношению к своему подчиненному несправедливым или жестоким;
  • верить предсказателям и гадалкам, астрологам,
  • ради мирской жизни любить религиозное,
  • брать взятки, ведя торговые или судебные дела;
  • в собственных мыслях причислять себя к святым или считать себя человеком перед шариатом слишком богобоязненным за свою добропорядочность и исполнительность;
  • обращаться к Аллаху с просьбой сделать зло кому-либо;
  • оставшиеся, лишние продукты выбрасывать;
  • довести диетами и голоданиями свой организм до такого состояния, что быть не в силах совершать молитвы Всевышнему;
  • употреблять в пищу мертвечину и мясо того животного, которое не было зарезано, согласно Шариату;
  • жестоких людей избирать на руководящие должности;
  • без нужды держать собаку в жилом доме;
  • богатого лишь за его положение почитать и величать;
  • высмеивать человека, поступившего неправильно по ошибке и многие другие…

Законы шариата охватывают и категорию мустакрах – это запрет на такие действия, которые могут сказать о невоспитанности человека: много кушать, наблюдать за тем, как ест другой человек, употреблять вредную для организма пищу, подходить близко к заразному человеку, принимать милостыню от такого человека, который беднее тебя.

История развития шариата

шариат закон
Основа законов шариата — Коран

Священная Книга Коран состоит из аятов, которые рассказывают мусульманам основы вероисповедания, учат духовности, как читать и понимать Коран, молитвы, основам служения Всевышнему, а также религиозной исламской этике. Аяты Корана начали ниспосылаться в мекканский период пророческой миссии Посланника Всевышнего ﷺ, и Божественные Откровения ниспосылались в течение двенадцати лет его жизни. Когда Пророк Мухаммад ﷺ переселился в Медину, начался государственный период для религии Ислама, который продлился десять лет. Суры, которые ниспосылались в мединский период предписывают строить общественно-политическую, культурную, экономическую деятельность мусульманской уммы. В мединский период были ниспосланы правила и законы, касающиеся того, как мусульмане должны заключать браки, какими должны быть взаимоотношения мужа и жены, как проводить разводы, каковы правила наследования, а также ведения торговли и войны и заключения мира. Все эти предписания и виды наказания в большей своей части содержатся в Сунне Посланника Аллаха ﷺ.

Юридическая сила законов шариата

Шариат – это проявление Мудрости Всевышнего и Его Милосердия, и подстраиваться под стандарты и ценности человечества, которые меняются постоянно с течением времени и под влиянием моды он не может и не будет. Шариат не представляет собой свод законов, правил поведения, запретов и обязанностей. Шариат представляет собой путь нравственности и безопасности, он предписывает жить так, чтобы жизнь мусульманина соответствовала предписаниям и Воле Всевышнего, Его Милости. Шариат представляет собой кодекс поведения, который был установлен Исламом, и в котором скрыта огромная сила, которая поможет осуществить чаяния мусульман, желающих встать на путь истинный и найти себя в Исламе. Какими бы ни были обстоятельства, Шариат сохраняет свою юридическую силу. Только с позволения Всевышнего может подвергаться изменениям то, что было предписано Им.

Шариатом охвачены все аспекты жизни мусульманина, в него включены все правила, которые относятся к богослужению и коммерческим действиям, к нормам уголовного права и семейного. Законы Шариата опираются на Священную Книгу Коран как на источник, который был ниспослан самим Всевышним своему Посланнику и Пророку Мухаммаду ﷺ, а также Шариат опирается на Сунну, которая представляет собой сборник хадисов о жизни Пророка Мухаммада ﷺ, о его поступках и мудрых изречениях.

Мусульманское право признает и передовые технологии, и научные достижения, оно стремится к тому, чтобы даровать просветленное мировоззрение.

Выбор человека

Не уверовав в Господа всей душой, невозможно понять сути законов Шариата. Фундаментом жизни мусульманина, основой всей веры Ислама является положение: «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!».

Сам термин «Ислам» — есть выражение отношения мусульманина к Всевышнему Аллаху: слово «Ислам» переводится как «покорность» или «поклонение». Правоверные поклоняются Всевышнему Аллаху, который является Единственным Создателем и Единственным Богом. Мусульманин должен читать Коран и следовать Воле Господа, отдавая всего себя целиком поклонению, которое присутствует во всех. сферах жизни человека, и от Божественного суда ни одна душа не освобождается. Однако человек имеет свободу выбора: он волен выбирать – идти за Всевышним Аллахом или не идти, обрести вечный Рай или попасть в вечный Ад.

Где применяются шариатские законы

Шариат организует и определяет жизнь людей в рамках мусульманского общества, но не везде одинаково его влияние. Одной из немногих государственных систем, которая регулирует мусульманское право, не в полном его варианте, остается Саудовская Аравия и Бруней, в Ливане, Сирии и в некоторых африканских мусульманских странах правовая система подразделяется на шариатскую, которая регулирует такие вопросы, как заключение брака и разводы, вопросы наследования и взаимодействие с благотворительными организациями, и на светскую, которая регулирует вопросы, касающиеся сделок между гражданами, и государственных правонарушений. В таких государствах, как Турция, и еще в некоторых мусульманских странах Средней Азии действуют светские юридические законы и кодексы.