Исполинское

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект «Билейские персонажи». Сегодня мы говорим об исполинах.

Исполины в Библии упоминаются в Книге Бытия и Книге Чисел.

«Исполины» — перевод еврейского «nephilim» — «нефилим», так называлось человечество перед всемирным потопом.
Основное значение корня слова – «разрушать, ниспровергать», а в форме «ниф» — «заставить падать, соблазнять, развращать». Иными словами, это название людей, которые были не только очень сильными и высокими, но и попирали правду и угнетали слабых:

«Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками , потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт. 6:2-4).

В Священном Писании словом «исполины» называются также гиганты и великаны:

«И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые;
там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их.» (Чис 13:33- 34).

Иллюстрация: Джованни Ланфранко. «Норандино и Лючина обнаруженные великаном»

Вполне возможно, что земные дети ангелов обладали отнюдь не милым и кротким характером

В 6-й главе Книги бытия, которую многие не любят обсуждать, говорится о неких нефилимах, или исполинах – детях сынов Божьих. Слово נפילים‎ – «нефилим» – одни переводят как «приводящие к падению», другие как «гиганты». Попробуем разобраться, кого в Писании называют Божьими сынами и кто такие нефилимы.

Дети Бога

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Бытие, Глава 6, стихи 1-4

Существует три теории о том, кого считать сынами Божьими. В ортодоксальном иудаизме считается, что имеется в виду некая духовная аристократия, вожди. Среди современных толкователей она популярностью не пользуется – хотя бы потому, что не очень понятно, почему Яхве (одно из имен Бога в иудаизме – прим. ред.) настолько был разгневан фактом сожительства религиозных аристократов, людей благочестивых, с человеческими дочерями, что решил уничтожить мир. А также неясно, почему от этих браков рождались исполины.

Еще один вариант толкования, довольно распространенный в современном христианстве: сыны Бога – благочестивые сыновья Сифа (третий сын Адама и Евы), бравшие в жены «человеческих» женщин. Однако, согласно Писанию, сыновья Сифа как раз благочестивыми не были, в отличие от Ноя и его сыновей. «Затем же с течением времени они уклонились от отцовских обычаев в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и относиться справедливо к людям» – так пишет о сыновьях Сифа Иосиф Флавий.

Опять же непонятно, каким образом обычные мужчины и женщины породили исполинов.

Третий вариант – речь идет о падших ангелах.

Азазель, один из падших ангелов
Азазель, один из падших ангелов

В Ветхом Завете есть еще несколько мест, в которых упоминаются сыны Божьи. Так, в книге Иова, в 6-м стихе, говорится: «И был день, когда пришли сыны Божьи предстать пред Яхве, между ними пришел и Сатана». Сатана тогда просил разрешения сойти вниз и искусить Иова. Люди обычно перед престолом Божьим не предстают; возможно, речь идет об ангелах.

Иов, 38:6: «…Когда все сыны Божьи восклицали от радости». Радовались они сотворению мира, причем в то время, когда человек еще не был сотворен.

В книге Даниила 3:25 говорится: «На это он сказал: вот Я вижу четырех мужей, не связанных, ходящих среди огня, и вид четвертого подобен сыну Божьему». Откуда царю знать, как выглядит сын Бога? Очевидно, он уже видел кого-то из Божьих сынов.

В книге Осии 1:10 сказано: «Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить. И там, где говорили им: «Вы не мой народ», будут говорить: «Вы сыны Бога живого». Возможно, что имеется в виду следующее: вы уже не будете людьми, а станете чем-то большим.

Дети ангелов

Если принять на веру третью теорию, получается, что нефилимы (они же исполины, титаны, гиганты) – сыновья мятежных ангелов, вопреки воле Божьей вступавших в союзы с человеческими дочерями. Эти «дети порока», в отличие от ангелов, были смертны, а в отличие от своих матерей, не обладали бессмертной душой («ибо они плоть»); Бог ограничил их земной век 120-ю годами, что по ветхозаветным меркам весьма немного.

Так или иначе, ростом нефилимы обладали огромным, аппетит у них был непомерный, а сила во много раз превышала человеческую; они творили беззакония и развращали людей. Некоторые современные толкователи Писания, в частности Джим Стэйли, считают, что появление этих существ было частью плана Сатаны – мол, он собирался генетически модифицировать людей, изменить их по своему образу. Это затруднило бы явление мессии – а значит, сделало бы недопустимым наступление Судного дня, и падшие ангелы вместе с Сатаной остались бы безнаказанными. Именно поэтому появление нефилимов на земле до того разгневало Яхве, что он решил уничтожить весь мир с помощью потопа, пощадив лишь род Ноя.

Орацио Джентилески. Давид и Голиаф
Орацио Джентилески. Давид и Голиаф

Голиаф и ему подобные

Однако и после потопа сыны Божьи продолжали входить к дочерям человеческим, и нефилимы продолжали появляться на свет. Одним из нефилимов был убитый Давидом филистимлянский воин – великан Голиаф, у которого, кстати, было четыре брата; в Писании упомянуто, что один только наконечник его копья весил 600 сиклей железа (6,84 кг). Принадлежал к исполинам и Ог, царь Васанский; длина его кровати была 9 локтей, а ширина 4 локтя (локоть – это примерно 50 см).

А самое интересное, что археологи время от времени обнаруживают весьма интригующие вещи вроде 120-сантиметровой бедренной кости в долине Евфрата, кости явно человеческой, но принадлежавшей человеку четырехметрового роста.

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. исполи́нский исполи́нское исполи́нская исполи́нские
Рд. исполи́нского исполи́нского исполи́нской исполи́нских
Дт. исполи́нскому исполи́нскому исполи́нской исполи́нским
Вн. одуш. исполи́нского исполи́нское исполи́нскую исполи́нских
неод. исполи́нский исполи́нские
Тв. исполи́нским исполи́нским исполи́нской исполи́нскою исполи́нскими
Пр. исполи́нском исполи́нском исполи́нской исполи́нских

ис-по-ли́н-ский

Прилагательное, относительное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 3a✕~.

Корень: -исполин-; суффикс: -ск; окончание: -ий .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. связанный, соотносящийся по значению с существительным исполин ◆ И вдруг снизу, из вестибюля, донесся словно исполинский вздох и ― следом, сразу, взрыв восторга. Константин Ваншенкин, «Писательский клуб», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен. необычайно большой ◆ Удивительно, как возводили особняк, не повредив этих исполинских сосен и елей. С. В. Лукьяненко, «Ночной дозор», 1998 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. перен. необычайный по своему значению, размаху, гигантский ◆ Вы чувствуете страшную силу, которая соединила тут всех этих бесчисленных людей, пришедших со всего мира, в едино стадо; вы сознаете исполинскую мысль; вы чувствуете, что тут что-то уже достигнуто, что тут победа, торжество… В. В. Розанов, «Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского», 1893—1906 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. гигантский, огромный, колоссальный

Антонимы

  1. карликовый

Гиперонимы

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: исполин
  • наречия: исполински

Этимология

Происходит от сущ. исполин, далее из русск.-церк.-слав. исполинъ (γίγας; Изборн. Святосл. 1073 г. и др.), ср.: ст.-слав. споловъ (род. мн. γίγας; Супр.), др.-польск. stolim, stolin «исполин», кашубск. stolem — то же. Связано с именем спалов, побежденных готами на территории соврем. Южн. России. В русск.-церк.-слав. текстах исполинъ встречается неоднократно уже в ХI в. . Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    • Немецкийde: riesig

    Библиография

      Статья нуждается в доработке.

      Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
      В частности, следует уточнить сведения о:

      • семантике

      (См. Общепринятые правила).