Исторический Иисус

Министерство образования и наукиРоссийской федерации

Государственное образовательноеучреждение

Высшего профессиональногообразования

«Проблемаисторичности Иисуса Христа: ИисусХристос миф или реальность»

Выполнила:

студентка IIIкурса

2010

Введение…………………………………………………………………………..3

Источникио жизни Иисуса Христа……………………………………………..4

ЖизньИисуса Христа: от рождения довоскресения………………………..…7

Мифологическаяшкола…………………………………………………………11

Историческаяшкола…………………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Списоклитературы …………………………………………………..…………17

Введение

ИисусХристос остается одной из самыхтаинственных и необъяснимых личностеймировой истории. Феномен его по-прежнемуне раскрыт и не объяснен, хотя о немнаписано много книг, рассказано во многораз больше, чем о ком бы то ни было.

Вопрос об Иисусе Христе какисторической личности уже много вековявляется камнем преткновения богословови ученых.

Одни основатели религиисуществовали в действительности, одругих до сих пор идут споры.

Сколько существует христианство,столько продолжаются споры о личностиего основателя. Рассказы об ИисусеХристе, как о Боге-Сыне, явившемся в мирв образе совершенного человека, чтобывзять на себя грехи людей и спасти ихдля вечной жизни, вызывают немалосомнений. (2).

Для верующих Иисус Христос —сверхъестественная эсхатологическаяфигура, справедливый судия и царственныйправитель, появляющийся в «конце дней»,при крушении нынешнего «греховногомира». И в то же время он Сын Божий, второелицо Святой Троицы полное и всеобъемлющееолицетворение Бога, мистическим образомприсутствующее в повседневной жизни,с которым верующий может говорить,общаться, прибегать к его защите, получатьнаставления, страшиться его гнева.

Цель работы: проанализироватьисточники и воззрения историков напроблему историчности Иисуса Христа.

Задачи:

  1. изучить источники о жизни ИисусаХриста;

  2. рассмотреть представленияисторической и мифологической школ;

  3. изучить «Новый завет».

Проблема исторического ИисусаХриста — это, прежде всего проблемаисточников наших знаний о нем. Взависимости от положения дел в этойсфере меняется взгляд на основателяхристианства как на историческую фигуру.

Источники о жизни Иисуса Христа

Исторические источники, отнесенныек Iвеку н.э. не зафиксировали ни имениХриста, ни событий связанных с ним.Первые упоминания о Христе находим влитературе, относящейся к началуІІ века н.э., в частностиу Иосифа Флавия, Плиния Младшего, Тацита,Лукиана из Самосаты.

Первыми произведениями об Иисусебыли произведения 3 евангелистов-синоптиков— Евангелия от Марка, Матфея и Луки,которые были написаны в 50-60 годах н. э.Приблизительно в это же время былинаписаны послания апостолов Иакова,Петра и Павла. В конце I века были написаныпослания апостола Иоанна и Евангелиеот Иоанна.

Иосиф Флавий — виднейший иудейскийисторик Iвека (род. около 35 г. по Р. X.),оставивший два больших труда на греческомязыке — «Иудейская война» и «Древностииудейс­кие». В них имеются три упоминанияо Христе и о близких ко Христу евангельскихперсонажах.

Одно из них, подлинность которогоникем не оспаривалась, относится кИоанну Крестителю. Флавий говорит обИоанне как о личности, хорошо емуизвестной и пользующейся популярнос­тью.Именуя его «праведным мужем», историксообщает о его проповедническойдеятельности, о том, что он был казненИро­дом.

Но наиболее подробным, наиболееизвестным и возбуждав­шим научныеспоры является следующий отрывок»Иудейских древностей», посвященныйИисусу Христу: «В это время жил Иисус,человек мудрый, если его вообще можноназвать челове­ком; ибо он творилпоразительные (необыкновенные) чудесаи был учителем людей, которые радостновоспринимали истину. Он привлек к себемногих иудеев и многих эллинов. Он былМессией (Христом). И когда Пилат пообвинению наших старейшин приговорилего к распятию, те, кто с самого началавозлюбили его, остались ему верны. Натретий день он явился им снова живой.Ибо божественные пророки предвозвестилиэто и огром­ное множество других чудесотносительно него. И племя христи­ан,название которых пошло от него, неисчезло по сей день».

Этоттекст фигурирует во всех сохранившихсясписках труда Флавия, а также приводитсяЕвсевием Кесарийским в его Церков­нойистории. Большинство исследователейиздавна сомневались в подлинности этоготекста, слишком «христианского» посодержа­нию и стилю.

Утвержда­лось, что данныйотрывок представляет собой интерполяцию,т.е. был вставлен в текст Флавия некимхристианином-переписчиком, считавшим,видимо, полезным дополнить иудейскогоисторика, «забывшего» сообщить обожественном Основоположнике хрис­тианскойрелигии.

Отсюда делали вывод, что Флавийвообще не упоминал об Иисусе, это служилокосвенным аргументом в пользу отрицанияисторичности Иисуса Христа.

К другому источнику можно отнестиТалмуд — книга, пользующаяся высочайшимавторитетом в иудаизме, представляетсобой набор разнообраз­ных историческихсведений и преданий, нравственныхпоучений, бытовых предписаний, комментариевк различным текстам Торы идругих ветхозаветных книг. Талмудсоздавался в еврейской диаспоре с IIIпо VIвв. по Р.Х.

Талмуд составлялся в антихристианскинастроенной еврейской среде, и можно суверенностью предположить, что буквальновсе его упомянутые в нем и безымянныеавторы относились ко Христу и кхристианству враждебно.

Если бы существование Христаявлялось плодом измышления адептовхристианского учения, то противникаместе­ственно было бы обвинить их вявной лжи. Ведь многие из авторов поученийи повествований Талмуда жили в Iв. по Р.Х. и, следова­тельно, былисовременниками Христа и его ближайшихучеников.

Другим методом борьбы схристианством могло быть замал­чиваниесуществования Христа. Однако Талмуд,напротив, его подтверждает, вступая вполемику против христианства и ЕгоОснователя, нередко насмехаясь над Ним.В трактате Талмуда, называемом Санхедрин,говорится: «В канун Пасхи повесилиИисуса из Назарета. В продолжении сорокадней глашатай ходил перед Ним, крича:»Он должен быть бит камнями, потомучто занимался колдовством, соблазнялИзраиль и увлек его на восста­ние; ктоимеет сказать что-либо в Его оправдание,пусть придет и свидетельствует». Ноне нашлось никого, чтобы Его оправдать,и Его повесили в канун Пасхи».

Также известны свидетельстваиз язычных источников. Например, Тацит,дает отрицательную оценку христианам.Римский историк Светоний (70-140) известенкак биограф императоров. Описывая жизньКлавдия, он сообщает: «Иудеев, которыепо подстрекательству Христа заводиливсякие смуты, он (император) изгнал изРима”.

Жизнь Иисуса Христа: от рождениядо воскресения

Иисус родился в Иудеи на территориисовременного государства Израиль.Евангелия ничего не сообщает о годе,месяце и дне рождения Иисуса.

Большинство христианскихконфессий исповедует непорочное зачатиеХриста (от Святого Духа) и считаетсверхъестественным не только зачатие,но и рождение Иисуса, совершеннобезболезненное, при котором не нарушиласьдевственность Девы Марии.

Иисус родился в Вифлееме кудаДева Мария вместе со своим мужем Иосифомпришли для переписи населения. В этовремя Вифлеем был полон народу, поэтомуМария и Иосиф вынуждены были остановитьсяво хлеву, где и родился Иисус.

После рождения Иисус был увезёнродителями в Египет (Мф.2:14). После смертицаря Ирода Иисус со своими родителямивернулся в Назарет.

МладенецИисус был приведён родителями вИерусалимский Храм для совершенияобряда, предписанного в законе Моисея,»чтобы каждый младенец мужеского пола,разверзающий ложесна, был посвящёнГосподу».

Навстречувышел старец по имени Симеон, встретилМарию и Иосифа с младенцем Иисусом наруках, обратился к ним с пророческимисловами «и сказал Марии, Матери Его: се,лежит Сей на падение и на восстаниемногих в Израиле и в предмет пререканий,— и Тебе Самой оружие пройдёт душу, —да откроются помышления многих сердец»

Примерно в 30 летнем возрастеИисус принял крещение от Иоанна Крестителяна реке Иордан. Крещение предполагалопогружение человека в виду как началоновой духовной жизни.

Поодному из Евангелие сообщается о том,что Господь-Бог явился во сне Иосифу ивелел назвать сына именем «Иисус».

После своего крещения ИисусХристос, ведомый Духом, удалился впустыню, чтобы в уединении, молитве ипосте подготовиться к исполнению миссии,с которой пришёл на землю. По истечениисорока дней Иисус был трижды искушендьяволом. Выдержав все искушения дьявола,Иисус приступил к своей проповеди иобщественному служению.

Иисусвыступил с проповедью о покаянии передлицом наступления Царства Божьего(Мф.4:13). Иисус начал учить, что СынуБожьему предстоит жестоко пострадатьи умереть на кресте, и что Его жертва —есть пища, необходимая всем для вечнойжизни. Кроме того, Христос подтвердили расширил закон Моисея: потребовал отвсех, прежде всего, всем существом своимлюбить Бога (в постоянном покаянии(Лк.15:1—32, Лк.18:10—14)); затем любить ближнихсвоих (всех людей) как самого себя (вделах милосердия (Мф.25:31—46)); и, наконец,любить себя как творение Божие и Егообраз (посредством причащения(Ин.6:48—58)). При этом не любить мира ивсего, что в мире (т. е. чрезмерно непривязываться к ценностям материальногомира) и «не бояться убивающих тело, душиже не могущих убить» (Мф.10:28).

Вместе со своими учениками Иисуспутешествовали по Галилее, Самарии,Десятиградию, бывали в пределах Тира иСидона. Своё учение Иисус подкреплялразличными чудесами и прославляетсякак пророк и целитель неизлечимыхболезней. Он воскрешал мёртвых, укрощалбурю, превращал воду в вино, пятью хлебаминасытил 5.000 человек и многое другое.

Иудейские священники былинапуганы растущей популярностью Иисусаи его учеников. Возмущение вызывало то,что он отпускал грехи, а это согласноиудейской вере, мог делать только Бог.

Совершая проповеди, Иисус совершилважную нагорную проповедь. В ней онизложил основы своего учения, рассказало законе Божьем, о заповедях, которыелюди должны соблюдать.

Через 3 года после начала проповедейИисус Христос, и его ученики пришли вИерусалим на иудейскую пасху. Христосвъехал в Иерусалим верхом на осле, егоприветствовали как нового царя. Людидумали, что Христос и его ученики свергнутвласть Римских наместников и создадутиудейское царство. Поняв, что этого небудет простые жители Иудеи отвернулисьот Христа.

Последняя проповедь ИисусаХриста и его учеников называется «Тайноевечере». Попросив приготовить ПасхуХристос собрал своих учеников и возвестилим о скорой своей смерти. Иисус роздалхлеб и вино говоря, что это его тело икровь и завещал вкушать хлеб и вино впамять о нем. Во время «Тайной вечере»один из учеников Христа по имени Иуда,продал учителя римским наместникам за30 серебряных.

Иудейские первосвященники,осудив на Синедрионе Иисуса Христа насмерть, не могли сами привести приговорв исполнение без утверждения римскимнаместником. После неудачных попытокпервосвященников обвинить Иисуса вформальном нарушении иудейского закона(см. Ветхий Завет), Иисус был переданримскому прокуратору Иудеи ПонтиюПилату (25—36 гг.). На суде прокураторспросил: «Ты Царь иудейский?». Этотвопрос был обусловлен тем, что притязаниена власть в качестве Царя Иудейского,согласно римским законам, квалифицировалоськак опасное преступление против Римскойимперии. Ответом на этот вопрос сталислова Христа: «Ты говоришь, что Я Царь.Я на то родился и на то пришёл в мир,чтобы свидетельствовать о истине» (Ин.18:29—38). Пилат, не найдя в Иисусе вины,склонился к тому, чтобы отпустить егои сказал первосвященникам: «Я не нахожуникакой вины в этом человеке» (Лк.23:4).

Решение Понтия Пилата вызваловолнение иудейской толпы, направляемойстарейшинами и первосвященниками.Стараясь не допустить беспорядков,Пилат обратился к толпе с предложениемотпустить Христа, следуя давнему обычаюотпускать на Пасху одного из преступников.Но толпа кричала: «Да будет распят» (Мф.27:22). Видя это, Пилат вынес смертныйприговор — приговорил Иисуса к распятию,а сам «умыл руки перед народом, и сказал:невиновен я в крови Праведника Сего».

По приговору Понтия Пилата Иисусбыл распят на Голгофе, куда он, согласноевангельскому рассказу, сам нёс свойкрест. Вместе с ним были распяты дваразбойника. В момент смертиИисуса в Иерусалимском храме разодраласьзавеса, которая отделяла святое святыхот остальной части храма.

После смерти Иисуса на крестеего тело было взято с разрешения ПилатаИосифом Аримафейским для погребения,которое он совершил вместе с несколькимиучениками Иисуса в ранее не использованнойгробнице, которая была вырублена вскале, находившейся на земле в собственностиИосифа, около сада, близкого к Голгофе.

Согласно христианскому преданию,после погребения Иисус спустился в ади, сокрушив его ворота, принёс в преисподнююсвою евангельскую проповедь, освободилзаключённые там души и вывел из ада всехветхозаветных праведников, в том числеАдама и Еву.

Момент обнаружения опустевшегогроба Христова в разных Евангелияхописан с различиями. Согласно Иоанну(Ин.20:1-15): Мария Магдалина одна (по другимверсиям, жён-мироносиц было больше)пришла после субботы к гробу Христа иувидела, что он пуст. Ей были видениядвух ангелов и Иисуса, которого она несразу узнала. Вечером Христос явилсясвоим ученикам (среди которых не былоФомы Близнеца). Фома, пришедши, не поверилв рассказы о его воскресении, пока неувидел собственными глазами раны отгвоздей и пробитые копьём рёбра Христа.

Послесвоего воскресения Христос дал апостоламВеликое поручение проповедовать егоучение о спасении по всем странам инародам.

Мифологическая школа

Своимпроисхождением мифологическая теорияобязана отнюдь не историкам-профессионалам.Впервые ее выдвинули публицисты XVIIIвека, яростно боровшиеся с христианством.Сначала они пытались изобразить Христаобыкновенным, заурядным человеком, нопотом стали замечать, что даже развенчанныйи низведенный до простого учителя моралиобраз Христа сохраняет притягательность.И тогда нашли новое средство борьбы сНим: Иисус Христос был объявлен никогдане существовавшим.
«Отцоммифологизма” можно считать астрономаи адвоката Шарля Дюпюи (1742-1807), деятеляФранцузской революции. Дюпюи не былдогматическим атеистом, но, глубоконенавидя христианство, он как членКонвента принимал активное участие вгонениях на Церковь. В своей книге»Происхождение всех культов” Дюпюиутверждал, что Христос — солнечноебожество.
Около того жевремени вышел очерк врача КонстантинаФ.Вольнея (1757-1820), где высказывалисьсходные взгляды. Допуская даже, чтоИисус мог существовать, Вольней отвергдостоверность всех свидетельств о Нем,считая их подделками, сфабрикованнымив эпоху Никейского собора.
Всередине XIX века возродить мифологизмпытался немецкий философ-гегельянецБруно Бауэр (1809-1882). Оспаривая историчностьИисуса, он утверждал, что христианствовозникло вовсе не в Иудее, а в Риме илиАлександрии.
Древс возвещал близкоекрушение традиционного христианства. Все аргументы против историчностиИисуса философ суммировал в книге «Мифо Христе”, но при этом откровеннозаявлял, что делает это главным образомв интересах укрепления новой пантеистическойрелигии. Суть этой доктрины заключаетсяв том, что Божество как Душа Вселеннойищет в лице человека выход из кругастраданий и несовершенства. «Прямойцелью религии, — писал Древс, — являетсяосвобождение человека от подчиненностимиру, а также от зависимости и условностивременного бытия. Следовательно,какой-либо исторический факт, вродежизни и смерти человека Иисуса, ни вкаком смысле не может быть возведен встепень основного символа веры… Религиябудущего либо будет верой в божественнуюприроду человеческой сущности, либо еевообще не будет. Но если нет другогоспасения человека, кроме спасения черезсамого себя, через духовное божественноесвойство своей сущности, то для этогоне нужно никакого Христа… Вера висторическую действительность Иисусаявляется главным препятствием длярелигиозного прогресса”.
ПродолжателиДревса (Ранович, Виппер, Ковалев, Ленцман,Крывелев) в сравнении с ним не выдвинулиничего нового. Их тезисы целикомукладываются в следующие пять пунктов:
1. Образ Христа создавался постепенно,путем очеловечивания божества Иешуа(Иисуса).
2. Миф о Христе естьвариант античных и восточных мифов, атакже отголосок дохристианских легенд.
3. Об Иисусе не упоминают современныеЕму нехристианские писатели.

4.Евангелия содержат противоречия иошибки, и поэтому их нельзя считатьдостоверными.
5. Евангелия возниклипочти на полтора века позже описываемыхими событий, и поэтому они не могут бытьисторическими источниками.
Своимглавным козырем мифологисты всегдасчитали «молчание века”. В самом деле,если Христос существовал, почему о Немне упоминают писатели и историки тойэпохи? Ведь она прославилась такимиименами, как Сенека, Плиний Старший,Ювенал, Марциал, Филон, Иосиф Флавий,Юст Тивериадский и другие.
Во-первых,отсутствие книгопечатания ограничивалочисло рукописей, что облегчило полноеисчезновение огромной массы манускриптов.
Во-вторых, странно требоватьот античных авторов сведений о такомнезначительном в их глазах факте, каккратковременная деятельность некоегоУчителя в глухой восточной провинции.Тогда повсюду странствовали различныепроповедники, и Христос, с точки зренияязычников, ничем от них не отличался.
Следовательно, римские игреческие писатели должны были упомянутьо Нем только тогда, когда христианствозаявило о себе как массовое движение.Мы знаем, что в Риме это произошло лишьчерез тридцать лет после Распятия, всвязи с гонением на христиан в 64 году.

Историческая школа.

Историческаяшкола (Г.Реймарус, Э.Ренан, Ф.Бауэр,Д.Штраус и др.) считала, что евангельскийрассказ имеет определенную реальнуюоснову, которая со временем, однако, всеболее мифологизировалась, и ИисусХристос из реального человека (проповедникаи вероучителя) постепенно превращалсяв сверхъестественную личность. Сторонникиэтого направления ставили задачуосвободить подлинно историческое вЕвангелиях от позднейшей мифологическойобработки. С этой целью в конце XIX в. былопредложено использовать методрационалистической критики, которыйозначал реконструкцию «подлинной»биографии Иисуса Христа путем исключениявсего того, что не поддается разумномуобъяснению, т.е. фактически «переписывание»Евангелий в рационалистическом духе(Тюбингенская школа). Метод этот вызвалсерьезную критику (Ф.Брэдли) и был вскореотвергнут большинством ученых.

Краеугольныйтезис мифологистов о «молчании»источников I в. о Иисусе Христе, который,по их убеждению, доказывал мифическийхарактер этой фигуры, побудил многихсторонников исторической школы перенестисвое внимание на тщательное изучениеновозаветных текстов в поисках исходногохристианского предания. В первой четвертиXX в. возникает школа изучения «историиформ» (М.Дибелиус, Р.Бультман), цельюкоторой было реконструировать историюразвития традиции об Иисусе Христе –от устных истоков до литературногооформления – и определить оригинальнуюоснову, очистив ее от напластованийпоследующих редакций. Текстологическиеисследования привели представителейэтой школы к выводу, что даже выделеннаяиз Евангелий первоначальная христианскаяверсия середины I в. не дает возможностивоссоздать реальную биографию ИисусаХриста: здесь он также остается лишьсимволическим персонажем; историческийИисус Христос мог существовать, однаковопрос о подлинных событиях его жизниедва ли разрешим.

Заключение.

В мире науки существует две болееили менее четкие позиции, представленныев концепциях и воззрениях мифологическойи исторической школ. Первая из нихсчитает, что Иисус Христос являетсялегендарной личностью и, соответственно,евангельские рассказы о нем – не болеечем мифы. Ее представители отрицалиисторическое существование Иисуса.Представители второй считают ИисусаХриста реальной исторической личностьюи пытаются доказать этот факт, используяразнообразные источники. На сегодняшнийдень превалирующей является точказрения, что существовал великийхристианский пророк Иисус, а последующееразвитие христианства привило к егогероизации. Доказательством этой версиислужат не только письменные источники,но и так называемая Туринская плащаница,которая, находится под контролем церквии недоступна для современных методовнаучных исследований.

Основными доказательствамимифологической школы в историчностиИисуса Христа являются:

  1. противоречие идеалу греков иеврей;

Иисус не соответствовал идеалугероя у евреев, так как их концепциейгероя был сильный, воинственный типличности, воодушевленный религиознымиидеями, готовый бороться с захватчиками,покорившими страну и подавляющиминациональную религию.

Героем воображения греков былидеал эпикурейца, тщательно избегавшего,как страданий, так и удовольствий; либоидеал стоика, который, будучи сугуборациональным, подавлял эмоции и встречалсмерть с завидным самообладанием.

  1. отсутствие в источниках,отнесенных к первому веку упоминанийоб Иисусе Христе.

Но если Иисус Христос выдуманнаяличность, как авторы Евангелия смогливымыслить Его и зачем им это понадобилось?

Основными доказательствамиисторической школы в существованииИисуса Христа являются:

  1. наличие в источниках, начинаясо второго века, упоминаний о ИисусеХристе;

  2. началом церкви послужиловоскресение Христа;

  3. если, авторы Евангелия выдумалиИисуса Христа, то они должны бытьвыдающимися литературными гениями,которые смогли описать образ Христатак, чтобы для миллионов людей он сталреальным образом.

  4. За проповедь о воскресшем Иисусепервых христиан жестоко преследовали,пытали, казнили. Они упорно свидетельствовалио том, что Иисус, казненный властямивоскрес из мертвых. Многие из них умерлиза это. Не умерли же они за выдуманнуюими же фальшифку?

Некоторые ученые продолжаютсчитать, что Иисус Христос являетсявыдуманной личностью, другие же настаиваютна его историчности. И те и другиеприводят доказательства своей теории.

Такимобразом, в настоящее время ученые ещене пришли к единому выводу о проблемеисторичности Иисуса Христа.

Список литературы

  1. Религиоведение: Учебное пособие.4-е изд., испр.и доп./ Научный редакторд.ф.н., проф. А.В. Солдатов.-СПб.:Издательство»Лань», 2003.-800с.

  2. Основы религиоведения: Учеб./Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов идр.; Под ред. И.Н. Яблокова.-4-е изд.,перераб.и доп.-М.: Высш.шк., 2005.-508с.

  3. Библия – миф или истина?/Брошюра/проф.д-рДэвид Гудинг/ Вера и наука.-32с.

  4. Воскрес ли Христос?/Брошюра/д-рЮрген Шпис/Вера и наука.-27с.

  5. Библия

  6. У истоков христианства/АмброджоДонини; М.: Издательство политическойлитературы, 1979.-341с.

  7. Большой путеводитель по Библии:Пер. с нем.-М.:Республика, 1993.-479с.: ил.

  8. Христианство: Словарь/Подобщ.ред. Л.Н.Митрохина и др.-М.: Республика,1994.-559с.

Лучшие миссионеры выходят из христианских домов. — Наилучшую подготовку для работы на широких полях миссионеры Господа получают в христианском доме, где Бога боятся, где Его любят, где Ему поклоняются, где верность становится вторым естеством, где не допускают безответственного, невнимательного отношения к семейным обязанностям, где тесное общение с Богом считается необходимым условием для верного исполнения каждодневных обязанностей1.

Домашние обязанности необходимо исполнять с пониманием того, что, если к ним приступать с надлежащим духом, они дают опыт, благодаря которому мы сможем трудиться для Христа постоянно и самым тщательным образом. О, сколько может сделать живой христианин на миссионерском фронте, верно исполняя ежедневный долг, бодро подняв свой крест и не пренебрегая никакой работой, которая не приходит в противоречие с его природными склонностями!2

Наш труд во имя Христа должен начинаться в семье, в доме… Нет более важного миссионерского поля, чем это…

Многие беспечно пренебрегают домашним христианским полем, и настало время применить Божественные меры, чтобы исправить это порочное состояние3.

Высочайший долг, возложенный на молодых людей, указывает им на их семьи, чтобы они были благословением для отцов и матерей, для братьев и сестер, проявляя к ним любовь и искренний интерес. Здесь они могут проявить самоотречение и бескорыстие, заботясь и ухаживая за другими… Какое влияние может оказать сестра на своих братьев! Если она на правильном пути, то может влиять на их характеры. Ее молитвы, доброта и привязанность могут многое сделать в семье4.

Те, кто принял Христа в семье, должны показать, что совершила благодать для них. «А тем, кто принял Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими». Истинно верующий во Христа проникается сознанием возложенного на него долга, что делает его влияние ощутимым в доме. Это благотворно сказывается на совершенствовании характеров всех членов семьи5.

Доказательство, которое не может опровергнуть безбожник. — Хорошо организованная христианская семья является веским аргументом в пользу истинности христианской религии — аргументом, который не может опровергнуть безбожник. Все могут видеть, что работа, совершаемая в семье, оказывает влияние на детей и что Бог Авраама с ними. Если в домах тех, кто называют себя христианами, правит истинная религия, то они будут проявлять могущественное влияние к добру. Они воистину будут «светом миру»6.

Дети должны возрастать в познании библейских принципов. — Дети, воспитанные должным образом, любящие приносить пользу, помогать отцу и матери, будут возрастать в познании верных представлений и библейских принципов, применяя их ко всем тем, с кем они общаются7.

Когда наши семьи являются тем, чем они должны быть, то нашим детям не будет позволено расти в праздности и безразличии к Божьим требованиям, касающимся бедных и всех их нужд. Будучи наследием Господа, они должны трудиться там, где находятся. Свет засияет из домов тех, кто проявит себя ради пребывающих в неведении, приводя их к Источнику всякого знания. Оказываемое ими влияние станет силой от Бога и Его истины8.

Зачастую лишь дети могут найти подход к родителям, которых нельзя достичь никаким другим путем9.

Жизнерадостные семьи станут светом для окружающих. — Нам нужно больше радостных родителей и радостных христиан. Мы слишком часто замыкаемся в самих себе. Слишком часто доброе воодушевляющее слово, радостная улыбка удерживаются от детей, а так же от тех, кто притесняем и угнетен.

Родители, на вас возложена ответственность нести и дарить свет. Светите, будьте духовными светильниками в своем доме, освещая стезю, которой идут ваши дети. Когда вы будете делать так, ваш свет будет сиять и другим10.

Из каждого христианского дома должен сиять святой свет. Любовь должна быть явлена в делах. Она должна полностью заполнить семейные отношения, проявляясь в заботливой привязанности, нежности и бескорыстной обходительности. Есть семьи, где эти принципы осуществляются, — семьи, где поклоняются Богу и где царствует истинная любовь. Из этих домов возносятся утренние и вечерние молитвы к Богу, как благоуханный фимиам, и Его милость и благословение нисходят на просящих, подобно утренней poce11.

Плоды семейного единства. — Главное для христиан — быть дружными в семье. Тогда их влияние затронет тех, кто находится рядом с ними, и будет простираться дальше. Те, кто принял свет, должны позволить ему сиять яркими лучами. Их слова, благоухающие любовью Христа, должны стать живительным ароматом для окружающих12.

Чем теснее объединятся члены семьи в семейном труде, тем возвышеннее и полезнее будет влияние, оказываемое отцом и матерью, братьями и сестрами вне дома13.

Хорошие люди нужны больше, чем великие умы. — Счастье семей и церквей зависит от домашнего влияния. Вечные интересы зависят от верного исполнения обязанностей в этой жизни. Мир нуждается не столько в великих умах, сколько в хороших людях, которые будут благословением в своих семьях14.

Избегайте ошибок, которые могут закрыть двери. — Когда религия проявляется в семье, то ее влияние будет ощущаться и в церкви, и среди соседей. Но некоторые, называющие себя христианами, говорят с ближними о своих семейных затруднениях. Они выражают недовольство, как будто хотят вызвать сострадание к себе; но это является большой ошибкой — изливать свое горе другим, особенно если наши обиды возникают из-за собственной безбожной жизни и несовершенного характера. Тем, кто изливает свои личные обиды другим, следовало бы лучше остаться дома, чтобы помолиться, смирить свою упрямую волю перед Богом, упасть на камень и разбиться, умереть для своего «я», чтобы Иисус мог сделать их сосудами в чести15.

Недостаток учтивости, минутное раздражение, грубое необдуманное слово могут испортить вашу репутацию и закрыть двери сердец, так что вы никогда не сможете достичь их16.

Христианство в доме светит повсюду. — Усилия, предпринятые нами для того, чтобы сделать нашу семью тем, чем она должна быть, т. е. символом небесной семьи, подготавливают нас для работы с более широким кругом людей. Воспитание, полученное благодаря бережной заботе друг о друге, помогает нам понять, как достичь сердец тех душ, которым необходимо открыть принципы истинной религии. Церковь нуждается во всякой благородной духовной силе, чтобы все, в особенности младшие члены Господней семьи, могли быть заботливо сохранены. Истина, пребывающая в доме, делает членов семьи причастными к бескорыстной работе на широких полях. Тот, кто живет как христианин в семье, будет нести яркий свет повсюду17.

1. Рукопись 140, 1897.

2. Знамения времени, 1 сентября 1898.

3. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 429,430.

4. Там же. т. 3. с. 80, 81.

5. Рукопись 140. 1897.

6. Патриархи и пророки, с. 144.

7. Письмо 28. 1S90.

8. Свидетельства для церкви, т. 6, с. 430.

9. Там же, т. 4, с. 70.

10. Ревью энд Геральд, 29 января 1901.

11. Патриархи и пророки, с. 144.

12. Рукопись 11, 1901.

13. Письмо 189, 1903.

14. Свидетельства для церкви, т. 4, с. 522.

15. Знамения времени, 14 ноября 1892.

16. Свидетельства для церкви, т. 5, с. 335.

17. Знамения времени, 1 сентября 1898.

28.12.2020

Новый фильм швейцарского режиссера Мило Рау — настоящий гезамткунстверк, в котором есть и современные беженцы, и отсылки к известным фильмам об Иисусе Христе.

Утопающие в грязи улицы, ржавые остовы брошенных машин, жалкие временные жилища, груды мусора… Эти печальные кадры показывают жизнь сезонных рабочих, помогающих убирать урожай вблизи города Матера на юге Италии. С них начинается новый фильм швейцарского режиссера Мило Рау (Milo Rau) «Новое Евангелие» (нем. «Das Neue Evangelium», англ. «The New Gospel»), премьера которого состоялась в интернете в декабре уходящего года.

Большинство из этих рабочих — беженцы из Африки. У них нет вида на жительство в Италии. Под палящим солнцем и в суровый мороз они тяжело работают на полях с томатами и апельсиновых плантациях. Их нанимают на работу и следят за ними бригадиры, так называемые «caporali». Сельское хозяйство региона контролирует мафия, в окрестностях Матеры ни одно дело не обходится без участия ее связных.

Христос и современные беженцы

Когда режиссер Мило Рау в 2017-м году впервые побывал в Матере, он не только посетил легендарные места съемок экранизации Евангелия Пьером Паоло Пазолини и Мелом Гибсоном, он пошел и в лагеря, где живут сельскохозяйственные рабочие и был шокирован увиденным.

Иисус Христос посреди томатного поля

«Два дня спустя я был уже на пределе. Я спросил себя: «Как можно вынести это хотя бы неделю?», — поделился Мило Рау своими впечатлениями в интервью DW. — Зимой там по-настоящему холодно, там правит невероятное насилие, люди там голодают».

Условия жизни в лагерях, расположенных в непосредственной близости от Матеры, бывшей в 2019 году одной из двух культурных столиц Европы, напомнили режиссеру ситуацию, описанную в Новом Завете. «Римская оккупация, бесправные люди, которых эксплуатируют», — так охарактеризовал ее режиссер. Именно здесь и возникла его концепция для нового фильма под названием «Новое Евангелие». Мило Рау решил вновь рассказать историю Иисуса Христа с участием непрофессиональных актеров и при этом отразить повседневную жизнь беженцев.

Мило Рау

Роли Иисуса из Назарета, двенадцати апостолов, фарисеев и римлян исполнили активисты, сельхозрабочие, бывшие проститутки, фермеры… Участвовали в проекте также актеры, которые снимались в других фильмах о Иисусе Христе: Майя Моргенштерн, которая сыграла Марию в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы», и недавно скончавшийся Энрике Ирасоки, который воплотил Иисуса в ленте Пазолини «Евангелие от Матфея».

Фильм как часть политической кампании

Особо следует отметить харизму и аутентичность актеров в «Новом Евангелие». Иван Санье играет в фильме Иисуса из Назарета и является, в то же время, самим собой — социальным активистом, который хочет покончить с невыносимыми условиями жизни работников на полях с томатами. Кавалер ордена Италии «За заслуги перед Итальянской республикой», Иван Санье уже годы как выступает со своим обществом «NoCap» против эксплуатации сельхозрабочих и за продукты по справедливым ценам, которые производятся без участия местных мафиозных структур.

Другой актер — Папа Латир Файе, который играет Петра, — является основателем и президентом организации «Casa Sankara — Ghetto Out». В фильме, как и в реальной жизни, он борется за права поденных рабочих и ищет для них достойное жилье и легальные рабочие места.

Фильм был для него, как сказал Папа Латир Файе в интервью DW, «возможностью достичь более широкой публики, рассказать о том, что мы делаем, и распространить следующий месседж: Мы — главные действующие лица. Мы — те, кто должен сам решать свою судьбу. Мы не хотим жить в зависимости, мы хотим оставить ее позади».

«Для нас фильм не был чем-то чуждым, — уточнил он, — напротив, он был частью нашей работы, нашего повседневного труда как активистов. Таким образом нам удалось расширить и укрепить наши международные контакты. Фильм стал новым шагом в нашей борьбе».

Проект Мило Рау получил поддержку в том числе и от немецкого продюсера Арне Биркеншток (Arne Birkenstock). Режиссер и продюсер знакомы уже давно. Со времени появления фильма Мило Рау «Трибунал по Конго» они сотрудничают.

Тайная вечеря на пластиковых стульях

«Мило берет историю страстей Христовых, один из основополагающих мифов Запада, и рассказывает с помощью этой истории о моральной несостоятельности Запада сегодня — например, в кризисе с беженцами и в том, что касается попустительства, которое как минимум поддерживает эти условия на плантациях, — сказал Арне Биркеншток в интервью DW. — При этом нам, немцам, даже не надо смотреть на юг Италии, а достаточно вспомнить о положении людей, работающих в здешней мясоперерабатывающей промышленности».

Режиссер, который умеет держаться на заднем плане

Несомненно, фильм «Новое Евангелие» представлял собой вызов и в плане художественном, тем более что в нем переплетаются реальность и вымысел, в том числе, как отметил Арне Биркеншток, и «великие образцы фильмов о страстях Христовых, начиная с Пазолини и заканчивая Гибсоном, политическая кампания, Making-Of (то есть показ процесса работы над фильмом — Прим. ред.) и систематическая эксплуатация беженцев и сельскохозяйственных рабочих».

То, что, как кажется на первый взгляд, почти невозможно было осуществить, на самом деле получилось. Благодаря гениальному монтажу Катьи Дрингенберг (Katja Dringenberg) различные пласты фильма плавно переходят один в другой, являя собой как по содержанию, так и в эстетическом плане единый гезамткунстверк.

Реальность и вымысел переплелись: демонстрация за права беженцев

Мило Рау этот фильм удался еще и потому, что он сам в своих проектах отходит на задний план и оставляет своим героям необходимое пространство. «Необходимо по-настоящему сотрудничать, на что требуется много времени, это процессы, на которые нужны годы, они не заканчиваются с окончанием съемок, — считает Мило Рау. — Нужно иметь много доверия по отношению к другим, что не просто, если ты сам художник. Создается поле для экспериментов, а затем происходит то, что происходит». Не удивительно поэтому, что с разоружающей честностью в «Новом Евангелие» показываются и реальные конфликты между протагонистами, которые вплетаются в канву истории Христа.

Для театрального и кинорежиссера Мило Рау такого рода «гибридные» проекты не являются чем-то новым. Напротив, он на них специализируется. Уже много лет он «прощупывает» точки соприкосновения искусства и политики, эстетики и активных действий. Арне Биркеншток так формулирует особый подход Мило Рау: «Когда работаешь с Мило, никогда не делаешь лишь только один фильм».

Финальная сцена фильма «Новое Евангелие»

«Новое Евангелие» — это первый европейский фильм с чернокожим Иисусом в главной роли, первая история страстей Христовых с участием беженцев и смешанной команды, в которую вошли и евреи, и мусульмане, и христиане. Мило Рау удалось в этом фильме и нечто еще, а именно раздвинуть «заросли» религиозных, традиционных и мистических элементов, которые содержатся в истории Иисуса Христа, и вскрыть таким образом ее суть, а именно — радикальное социальное послание. Фильм Мило Рау не только чрезвычайно политический, но и радикально человеческий. «Новое Евангелие» — это шедевр, не только убедительный с точки зрения кинематографической и социально-политической, но и трогающий эмоционально.

Филипп Йедикке

Где Иисус был с 12 до 30 лет? Евангелие молчит об этом, и многие пытаются заполнить пробел — в частности, так называемое «Тибетское Евангелие». Но что же было на самом деле?

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Евангелие от Луки содержит эпизод о 12-летнем Иисусе в Храме:

«И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней , возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов. И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лук.2:42-52)

Следующий эпизод касается уже выхода Господа на общественное служение, когда ему «лет тридцать».

Иисус: скрытые годы

Василий Поленов. Исполнялся премудрости, 1890—1900-е

В Евангелии нет сведений о восемнадцати годах, которые прошли между этими событиями, и многие пытались — и пытаются до сих пор — заполнить пробел.

Существует средневековая английская легенда, что юноша Иисус посещал Англию и жил в деревушке Придди, в Сомерсете. Хотя это, очевидно, просто трогательное проявление средневекового благочестия, есть люди, которые всерьез отстаивают эту теорию, но у нас в России она малоизвестна.

Более известны теории о том, что Иисус в это время путешествовал на Восток — в Тибет или Индию, они до сих пор довольно популярны, и нам стоит обратить на них внимание.

Первым идею того, что индуизм оказал влияние на Господа Иисуса и Христианство, высказал французский писатель Луи Жаколио, у нас больше известный как автор приключенческих романов. В своей работе «Индийская Библия, или жизнь Иезеуса Кристны» Жаколио писал, что между индийскими легендами о божестве Кришне и Евангелием есть глубокое сходство, и полагал, что само Евангелие — миф, который является переработкой индийского материала. Жаколио считал, что слово «Христос» происходит от слова «Кришна» — идея, потом радостно подхваченная «Обществом Сознания Кришны», и усматривал в имени «Иисус» санскритское слово «Иезеус», обозначающее «чистую сущность». Правда, примерно тогда же выдающийся немецкий востоковед и лингвист Макс Мюллер заметил, что такого санскритского слова не существует, и термин просто придуман Жаколио. Жаколио не утверждал, что Иисус был в Индии — но его следует отметить как родоначальника мифа об индийском влиянии.

Идея получила развитие в книге «Тибетское Евангелие» русского офицера Николая Нотовича, которая вышла на французском языке в 1894 году. В этой книге он утверждал, что в 1887 году посетил буддийский монастырь Химис, расположенный в индийском штате Джамму и Кашмир, где он, по его словам, услышал о документе, который назывался «жизнь святого Исы, лучшего из сынов человеческих».

Согласно «Тибетскому Евангелию», в возрасте 15 лет Иисус отправился на восток, чтобы, как утверждается в тексте, «усовершенствоваться в божественном слове и изучить законы великого Будды», прибыв на место и «Изучив там в совершенстве язык Пали, праведный Исса предался изучению священных свитков Сутр. После шести лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое слово, умел объяснять в совершенстве священные свитки. Тогда он, оставив Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана и направился к западу, проповедуя различным народам о высшем совершенстве человека».

Практически сразу после выхода этого текста он подвергся резкой критике со стороны специалистов — тот же Макс Мюллер заявил, что либо монахи пошутили над Нотовичем, либо он просто сфабриковал текст. Мюллер написал настоятелю монастыря, и тот ответил, что за последние пятнадцать лет ни один европеец в монастыре не был и что он понятия не имеет о документах, на которые ссылается Нотович. Джеймс Арчибальд Дуглас, профессор английского в государственном колледже индийского города Агра, в 1895 году посетил тот монастырь, о котором говорил Нотович, и выяснил, что настоятель никогда не видел никого, похожего на Нотовича, и характеризует все его заявления как «Ложь, и ничего кроме лжи!».

Все эти разоблачения, однако, не помешали популярности «Тибетского Евангелия». На фоне общего интереса к «восточной духовности» и различным проектам объединения религий появились голоса в защиту его подлинности. Последователь Рамакришны Свами Абхедананда в 1922 году решил самостоятельно разыскать источники Нотовича в Химисе и заявил, что ему это удалось, как он описал это в своей книге «Путешествие в Кашмир и Тибет». Известный русский художник и мистик Николай Рерих заявил, в 1925 году, что «в Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящегося в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены».

Надо отметить, что и Блаватская, и Рерихи пользовались огромной популярностью у нашей духовно ищущей интеллигенции последних советских — и первых постсоветских лет, и, главным образом благодаря им, версия об «Иисусе, бывавшем в Индии» пошла в массы.

Причину устойчивости этого представления понятны — это увлечение «восточной духовностью», которая дает смутно-приятное ощущение причастности к каким-то тайнам, к высокому духовному опыту, не требуя при этом какой-либо духовной дисциплины и покаяния, и желание как-то вписать в эту «духовность» все значимые религиозные фигуры человечества — и в первую очередь, конечно, Иисуса.

Однако сама теория о том, что Иисус был в Индии, появляется не раньше последней четверти XIX века, не находит никаких подтверждений и, на самом деле, противоречит содержанию Нового Завета — в котором очень сложно отыскать какие-либо параллели с индийской духовностью.

Иисус: скрытые годы

Что же мы можем сказать о скрытых годах Иисуса? Евангелие не говорит о них подробно, но содержит косвенные указания на то, что Он просто проводил жизнь скромного ремесленника.

Например, в Евангелии от Марка мы читаем: «Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мар.6:1-4) Это звучит так, как будто люди, прекрасно знали Иисуса по его прежней жизни — Он вырос по соседству с ними, и Им казалось невероятным, что в Нем открылся кто-то настолько великий.

Для Церкви этот период молчания тоже важен — потому что показывает смирение Бога, ставшего человеком, который проводил простую жизнь в безвестности, исполняя тяжелую и непрестижную работу. В этом Он возвысил достоинство простых людей, и показал высоту простого повседневного труда.