История христианства

Христианство нисходит с небес как сверхъестественный факт, который был давно предсказан, которого ждали и который несет в себе ответ на глубочайшие потребности человеческой природы. Его пришествие в мир греха сопровождается знамениями, чудесами и необычайными явлениями Духа ради обращения неверующих иудеев и язычников. Христианство навеки обосновалось среди нашего греховного рода, чтобы постепенно сделать его царством истины и правды — без войн и кровопролития, действуя тихо и спокойно, словно закваска. Скромное и смиренное, внешне непритязательное и непривлекательное, но неизменно сознающее свое божественное происхождение и свою вечную участь, не имеющее серебра и золота, но богатое сверхъестественными дарами и силами, обладающее крепкой верой, пламенной любовью и радостной надеждой, носящее в глиняных сосудах непреходящие небесные сокровища, христианство выходит на подмостки истории как единственно истинная, совершенная религия для всех народов мира.В апостольском христианстве заложены живые семена всех последующих периодов, действующих лиц и тенденций истории. Оно устанавливает высочайший уровень учения и дисциплины; оно служит источником вдохновения для всякого подлинного прогресса; перед каждой эпохой оно ставит особую проблему и дает силы, чтобы эту проблему решить.В нашей библиотеке вы можете бесплатно почитать книгу » История христианской церкви. Том 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х. «.Чтобы читать онлайн книгу» История христианской церкви. Том 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х. » перейдите по указанной ссылке.Приятного Вам чтения.

Читать книгу » История христианской церкви. Том 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х. «

Оглавление книги

Биография автора — Филипп Шафф

Книги автора — Филипп Шафф

Под именем христианства мы разумеем, с одной стороны, исходящее от Иисуса Христа вероучение, как спасительное самооткровение и посредничество Божие в лице Иисуса Христа, восстановляющее и ведущее к совершенству благие элементы человеческой природы, а с другой – восприятие этого вероучения человечеством, отношения его к Богу и проистекающие из взаимодействия этих факторов (объективного и субъективного), формы организации общественной религиозной жизни.

Эль Греко. Спас Нерукотворный

Эль Греко. Спас Нерукотворный. 1580-1582

Начало христианства

Самою раннею из этих форм было единое, разделенное этнографически, но крепко сплоченное твердою верою в Искупителя духовное общество иудеев и иудейских прозелитов, образовавшееся после сошествия Святого Духа и первой проповеди апостолов в Иерусалиме. Отсюда евангельское учение широкою волною разлилось по большей части средиземноморских стран. Святой Петр, по преданию, основал церковь в Антиохии, затем проповедовал в областях Малой Азии и посетил Рим. Святой Павел основал церкви в некоторых городах Малой Азии, на острове Кипре, во многих городах Греции и Македонии. Святой Варфоломей проповедовал в Индии и Аравии, святой Матфей – в Эфиопии, святой Андрей – в Скифии. От святого Фомы ведут свою генеалогию Персидская и Малабарская церковь; святой Марк просветил христианством побережье Адриатического моря. Путем передвижения римских легионов, торговых сношений, беспрестанного обмена мыслей и сведений между Римом и провинциями, путешествий и проповеди ближайших преемников и помощников святых апостолов (Тимофея, Силуана, Аристарха, Стахия, Оригена, Пантена и др.) христианство проникло в Галлию, Германию, Испанию, Британию, на североафриканское побережье, в Египет и пограничные с ним страны.

Организация первых христианских общин

В начале III-го века нашей эры христианские общины существовали уже во всех частях известного тогда мира. Устройство и администрация этих первобытных общин были крайне просты. Служители церкви избирались обществом верующих и делились на три степени: диаконов, исполнявших маловажные духовные требы и хлопотавших по светским делам, пресвитеров, учивших и священнодействовавших в зависимости от епископов, и епископов, пользовавшихся высшими после апостолов правами учительства, священнодействия и управления церковью. Дары священства, полученные апостолами от Главы церкви, были переданы ими посредством рукоположения первым епископам, которые, в свою очередь, сделались преемственными распространителями этих даров на прочих членов первобытной иерархии.

Гонения на христиан

Между первыми членами христианства, отличительными чертами которых служили горячая вера, истинное смирение и безупречная чистота нравов, не происходило никаких споров за главенство и притязаний на первенство. Тем не менее, начало распространения христианства было встречено жестокой ненавистью и кровопролитными гонениями. С одной стороны, евреи видели в христианах отщепенцев от своей древней религии. С другой стороны, благодаря своему универсальному характеру, христианство не умещалось в рамках римской терпимости, сообщавшей государственную санкцию только национальным религиям, и своею таинственностью внушало опасения римскому правительству, принимавшему его за темное и противообщественное суеверие.

Ряд странных и ужасных обвинений, основанных на превратном толковании христианских обрядов и учреждений, послужил предлогом для жестоких гонений, которые в Иудее достигли высшей степени при Ироде Агриппе и прекратились с войною 67 – 70 гг. В римской империи они начались при Нероне (64 – 68 гг.), повторились при Домициане и Траяне и достигли поразительного зверства при Деции (249 – 251) и Диоклетиане (284 – 305), при цезарях Севере (в Италии и Африке) и Максимине (в Египте и Палестине). Необыкновенная твердость в перенесении мучений и трогательная судьба христианских мучеников привлекали много новых последователей под знамена преследуемого учения – и так «кровь мучеников становилась семенем веры».

Христианская апологетика

Со II в. появился длинный ряд защитительных трактатов о христианской вере, имевших целью снискать её последователям расположение римского правительства и отразить обвинения, возводившиеся на нее представителями языческой религии и философии. Между писателями этого направления (апологетами) особого внимания заслуживают Кодрат, епископ афинский, Тертуллиан, пресвитер карфагенский, философ Ермий, Ориген александрийский и другие. В царствование Константина Великого (306 – 337) издан был ряд эдиктов, гарантировавших христианам свободу исповедания и предоставлявших духовенству некоторые льготы, но окончательное торжество христианства над язычеством наступило лишь при преемниках Юлиана Отступника (Валентиниане, Грациане, Феодосии I и Юстиниане).

Ереси и Вселенские соборы

Кроме внешних гонений, христианскую церковь с первых веков её существования тревожили возникавшие в её среде расколы и ереси, Таковы были выступившие в I веке назореи, присоединявшее к христианским обязанностям соблюдение Моисеева закона; эвиониты, отрицавшие божественность Иисуса Христа. Во II веке появились гностики, проповедывавшие дуализм духа и материи; аскетическая секта монтанистов и монархиане, делившиеся ни динамистов и модалистов. К III веку относятся ереси Павла Самосатского и пресвитера Савеллия и носившая восточный колорит секта манихеев, расколы новациан и донатистов. Значительное развитие ересей, возраставших по мере распространения и утверждения христианства в качестве господствующей религии, обусловило созыв Вселенских соборов, частью разрешавших назревшие догматические вопросы, частью издававших правила церковного благочиния. Первым в их ряду был собор, созванный в 325 г. в Никее по поводу ереси ариан, в осуждение которым был утвержден догмат о единосущии Бога-Сына с Богом-Отцом и издан ясный и вразумительный Символ веры. Во 2-ой половине IV века путем последовательного развития арианской ереси возникла ересь патриарха Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, и созванный по этому случаю в 381 г. Второй Вселенский (Константинопольский) собор дополнил пятью новыми членами Никейский Символ. В 431 г. в Эфесе заседал Третий Вселенский собор, осудивший ересь несториан, которые признавали в Иисусе Христе только человеческую природу, но в 451 году император Маркиан вынужден был снова созвать (4-ый) собор в Халкедоне, по поводу ереси противника несториан, Евтихия, признававшего во Христе только божественное естество (монофизитство). Пятый и Шестой Вселенские соборы, созванные в Константинополе, в 553 и 680 гг., довершили разоблачение монофизитского лжеучения. В 681 г. Трулльский собор («Пято-Шестой») выработал правила церковного управления, послужившие главной основой сборников канонического права – Номоканона или Кормчей. В 787 г. был созван в Никее Седьмой и последний Вселенский собор, опровергший возникшую в первой половине VIII века ересь иконоборцев, окончательно искорененную Константинопольским поместным собором 842 г.

Отцы церкви

В тесной связи с деятельностью вселенских соборов стояли творения отцов и учителей церкви, которые путем письменной передачи апостольских преданий и разъяснения истинного учения веры и благочестия много содействовали сохранению христианства в первобытной чистоте. Особенно благотворна была деятельность святых Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, блаженного Иеронима и др.

Монашество

Не менее важное нравственно-воспитательное значение имело также монашество, как реализация стремления к высшему нравственному совершенству, зародившегося вместе с появлением христианства, но в течение первых двух веков носившего характер одиночного подвижничества и лишь в конце ІІІ века принявшего массовые очертания. В IV веке в Египте было основано отшельническое монашество (святым Антонием Великим) и общежительное монашество (святым Пахомием). В V веке появились еще два вида подвижничества: столпничество, основанное святым Симеоном, и юродство о Христе, наиболее известным и уважаемым представителем которого был святой Андрей. На Западе монашество было организовано в VI веке по восточному образцу святым Бенедиктом Нурсийским, основателем ордена Бенедиктинцев.

Патриархи и папа

Помимо появления монашества, в духовной иерархии христианства произошли с течением времени некоторые другие перемены. Еще во времена апостолов между епископами более почетное положение занимали митрополиты, т. е. областные епископы. Между ними, в свою очередь, выделились епископы столичных городов, за пятью из которых (римским, александрийским, антиохийским, иерусалимским и константинопольским) Вселенские соборы признали известные одинаковые привилегированные права и общий титул патриархов. С течением времени распространение ислама, ограничившее епархии трёх восточных патриархов, обусловило соответственное уменьшение их влияния. Константинопольские патриархи были заняты борьбою с иконоборством; область римских патриархов (пап) тем временем расширилась на весь запад Европы, и в силу исторических условий их власть получила важное политическое значение, на котором папы основали свои притязания на первенство в духовной иерархии. К этим притязаниям, опиравшимся на появившиеся в IX веке подложные акты (Лжеисидоровы декреталии), присоединились некоторые догматические отклонения западной церкви от постановлений вселенских соборов.

Раскол христианства на православие и католичество

Так как папы упорно отказывались признать эти отклонения ошибочными и оспаривали права других патриархов и верховную власть Вселенских соборов, в 1054 г. произошел открытый и окончательный разрыв между папой Львом IX и константинопольским патриархом Михаилом Керулларием. С этого времени широкое русло христианства разделяется на два больших потока – церковь западную или римско-католическую и церковь восточную (греческую) или православную. Каждая из них идет своим путем развития, не объединяясь в единое целое под общим названием.

1. Введение в церковную историю I. Предварительные понятия 1. Понятие об истории 2. Понятие о Церкви 3. Работа историка 4. Объективность и конфессионализм в церковной истории II. Вспомогательные науки для церковной истории Палеография. География. Ономатология. Право. Метрология. III. Источники церковной истории 1. Монументальные источники 2. Книжные источники общего характера и их фундаментальные издания 3. Специальные источники церковной истории Греческая церковная историография Латинская церковная историография Церковная историография на восточных языках IV. Разделение церковной истории на периоды 2. История церкви в период до Константина Великого Общий характер этого периода Отдел первый. Христианство и мир языческий: борьба христианства с язычеством в жизни и мысли I. Церковь послеапостольская и Римская империя 1. Мученичество 2. Причины гонений на христиан 1) Отношение к христианству простого народа 2) Отношение к христианству правительства. Общие причины гонений на христиан со стороны правительства Юридические основания гонений на христиан Формы судопроизводства над христианами 3) Отношение к христианству интеллигенции 3. История гонений. Классификация Период первый Церковь sub umbraculo religionis licitae (judaicae) под покровом дозволенной религии (иудейской) Положение христиан до гонения при Нероне Гонение при Нероне Гонение при Домициане Период второй Христианство как religio illicita (недозволенная религия) Век Антонинов Рескрипт Траяна и его значение Мученики при Траяне Рескрипты с именами Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия Мученики при Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии Положение христиан при Коммоде Положение христиан при императорах восточного происхождения и их преемниках до гонения при Декии Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Гонение Декия Гонение Валериана Эдикт Галлиэна и положение христиан до гонения при Диоклетиане Гонение при Диоклетиане и его соправителях и положение христиан при их преемниках Действительный характер гонения Диоклетиана и неудача попытки Максимина Христианство как религия дозволенная II. Апологии Христианства и языческая полемика III. Борьба Христианства с языческой мыслью в форме гносиса Опасность для Христианства со стороны гносиса 1. Происхождение и общий характер гносиса 2. Схема содержания гностических систем и их классификация 3. Важнейшие гностические системы Офиты Василид Валентин Сатурнин Маркион Приложение: Манданты (так называемые «христиане Иоанна Крестителя») IV. Распространение христианства 1. Источники сведений о распространении христианства 2. Распространение христианства на Востоке Миссионерская деятельность апостолов в пределах Понто-Боспорского царства, Малой Азии и Парфии (в широком смысле). Христианство в Эдессе Христианство в Египте, Ливии и Пентаполе Христианство в Персии Христианство в Аравии Приложение: Христианство в Эфиопии 3. Распространение христианства на Западе Христианство в Италии и Африке Христианство в Испании Христианство в Галлии Христианство в Германии и на Дунае Христианство в Британии и Ирландии Отдел второй Внутренняя жизнь церкви: выяснение догматического учения и начал церковной дисциплины и обряда. I. Раскрытие учения о Богочеловеке («богословская» стадия по преимуществу: учение о Св. Троице) 1. Учение о Христе, как Боге и теория о Логосе 2. Монархианство А. Монархиане динамисты Б. Монархиане модалисты 3. Учение о Св. Троице Тертуллиана и Оригена и общая схема построения этого учения в доникейский период 4. Учение о человеческой природе Христа в доникейский период 5. Динамическое монархианство Павла Самосатского II. Опыт системы христианского гнозиса Оригена III. Монтанизм IV. Споры о дисциплине и расколы в древней Церкви 1. Раскол Каллиста и Ипполита 2. Расколы Новата и Новатиана 3. Спор о крещении еретиков 4. Раскол донатистов 5. Мелитианский раскол V. Споры о времени празднования пасхи VI. Церковный строй в первые три века христианства 3. История церкви в период вселенских соборов. (I. Церковь и государство. II. Церковный строй) Общий характер этого периода Отдел первый. Церковь и государство I. Обращение в христианство Константина Великого II. Значение национальных особенностей греков и римлян и традиций римского государства и христианской церкви при установлении отношений между церковью и государством III. История отношений между Церковью и государством со времени Константина Великого 1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей 2. Языческая реакция при Юлиане Отступнике 3. Религиозная политика императоров после Юлиана IV. Борьба христианства с язычеством в жизни и мысли V. Права и привилегии церкви в христианском государстве 1. Имущественные права 2. Свобода от податей и повинностей (иммунитет) 3. Судебные привилегии 4. Право ходатайства и право убежища 5. Прочие менее важные законы в пользу Церкви Отдел второй. Церковный строй I. Клир и иерархия 1. Условия вступления в клир 2. Увеличение клира и новые церковные должности 3. Диаконы и пресвитеры 4. Епископы II. Формы церковного союза 1. Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле 2. Митрополии 3. Экзархаты 4. Патриархаты 5. Притязания римского епископа на главенство в Церкви Вселенской: Римский епископ как папа 6. Соборы 7. Перемены в форме церковного союза 4. История церкви в период вселенских соборов. III. История богословской мысли Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке. 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе

История, 5 класс

Урок 32. Первые христиане и их учение

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. История жизни Христа.
  2. Апостолы Петр и Павел.
  3. Возникновение общин в Иудее.
  4. Гонение на христиан.

Тезаурус

Иисус Христос – Мессия (Спаситель), согласно христианскому вероучению, Сын Божий, Богочеловек, в котором соединяются человеческая и божественная природа.

Язычество – вера в нескольких богов.

Евангелисты – авторы четырех Евангелий (от греч. «благая весть»), повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. К евангелистам причисляют Матфея, Марка, Иоанна, Луку. Евангельские тексты вошли в Новый Завет.

Апостолы – (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов – 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.

Синедрион – совет старейшин и священников.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В.П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Книга для чтения по истории древнего мира. Под ред. Немировский А. И. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1953.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В Палестине, Сирии и Малой Азии, которые находились под властью Рима, еще две тысячи лет назад появились люди, которые называли себя учениками Иисуса – Сына Божия. Они верили, что отцом Иисуса был Бог Яхве.

В Библии в Новом Завете описана жизнь Христа и основы его учения. Описание истории жизни Иисуса Христа называют евангелием. Это слово греческое по происхождению и буквально переводится как «Благая весь». Новый Завет состоит из 4 евангелий: Евангелие от Марка, Евангелие от Матфея, Евангелие от Луки наконец Евангелие от Иоанна. Только эти четыре признаны церковью наиболее достоверными.

По Евангелиям, Христос родился в городе Вифлеем.

Рождение Иисуса Христа. Фреска

И в ночь его рождения на небе зажглась звезда, по которой мудрецы из далеких стран и простые пастухи пришли поклониться божественному младенцу. Рос Иисус Христос в городе Назарет, куда его семья вернулась после его рождения. А крещение Он принял в реке Иордан. Крестил Иисуса пророк Иоанн Предтеча, во время этого крещения на него снизошел Дух Божий в виде голубя. После крещения Иисус Христос стал проповедовать свое учение. У него появились последователи и ученики. Во время своих проповедей Иисус не раз творил чудеса: исцелял больных и увечных, воскрешал мертвых, насытил тысячи людей пятью хлебами.

За неделю до празднования еврейского праздника Пасхи Христос с учениками пришел в Иерусалим. Народ приветствовал его как царя. Однако не все были рады принять новое учение. Фарисеи, заседавшие в синедрионе, подкупили одного из учеников Христа Иуду, который за тридцать серебряников предал своего учителя. По распоряжению Синедриона, утвержденного римским прокуратором Понтием Пилатом, Иисус Христос был распят на горе Голгофа. После того, как он в страшных мучениях умер на кресте, его тело отдали ученикам. На третий день после казни сопровождавшие Христа женщины пришли ко гробу и увидели, что тяжелый камень, закрывавший вход в пещеру, отвален, а на месте, где лежало тело Спасителя, сидит Ангел. Ангел возвестил ученикам Христа о его воскрешении. В течение сорока дней Иисус являлся своим ученикам, а на сороковой день вознесся на небо.

Из Нового Завета мы знаем, что у Христа было двенадцать учеников, их стали называть апостолами. Он завещал им проповедовать свое учение. Один из них – апостол Петр – стал основателем христианской церкви, которая существует и по сей день, объединяя почти 1 млрд человек во всем мире. Сначала Петр проповедовал в Иерусалиме, и уже затем отправился в Рим, где был убит, гонителями христианской церкви.

Много для распространения христианства сделал апостол Павел. При жизни Христа он не был его учеником. Павел до крещения даже преследовал христиан. Но после обращения в христианство Павел стал неутомимым проповедником учения Христа, организовал христианские общины. Павел провозгласил всеобщее равенство во Христе: перед Богом нет «ни эллина, ни иудея, раба или свободного, мужчины или женщины».

Первые общины возникли в Иудее и на Востоке. Во второй половине I века они появились в Риме и в Италии. Входившие в общины люди называли друг друга братьями и сестрами. Христиане собирались для совместной молитвы и трапезы, имевшей священный смысл. Они должны были строго следовать евангельским заветам.

В Риме христианские общины скрывались в катакомбах – подземных пещерах. Здесь христиане собирались, устраивали свои скромные молельни, хоронили умерших. Римские катакомбы сохранились до сих пор, они доступны для посещения.

Постепенно общин становилось больше. В них вступали и бедняки, и состоятельные римляне благородного происхождения. Из таких общин возникла церковь – религиозная организация, объединяющая священников и простых верующих – мирян. Впоследствии церковью стали называть и христианские храмы – специальные здания для богослужения. Высшими христианскими священниками стали епископы. Старейшинами христианских общин являлись пресвитеры. Их помощниками были диаконы. Возникновение церкви способствовало дальнейшему распространению христианства. Стало развиваться богословие, расширяющее границы христианского вероучения.

В христианстве императоры Рима увидели угрозу своему всевластию. Дело в том, что «божественный статус» императора христиане не признавали. За это их преследовали. «Наихудший» из императоров, Нерон возложил на христиан вину за пожар в Риме. И при «наилучшем» императоре Траяне христиане подвергались преследованиям. Под угрозой смерти их заставляли отрекаться от веры.

Гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года, вошло в историю как великое.

Диоклетиан, провозглашённый императором армией, был малообразован, но умён, хитёр, проницателен, энергичен и жесток. Вместо сената в Риме появился городской совет. Диоклетиан стал подлинным монархом, решение которого являлось законом. Он появлялся в одеянии из шёлка, затканного золотом, и тканей, выкрашенных в пурпур, блистая драгоценными камнями. Он именовался господином и богом, а придворные были обязаны падать перед ним на колени и целовать край его одежды. Диоклетиан понимал, что не в силах один управлять империей, так как войны шли одновременно на нескольких границах. Диоклетиан взял себе соправителя, которому отдал под управление западные провинции, а себе оставил восточные. Соправители именовались августами. Каждый из них назначил себе заместителя с титулом цезарь.

Тем не менее в годы его правления был издал самый страшный эдикт, которым предписывалось всех христиан принуждать к принесению жертв и добиваться этой цели всевозможными пытками.

Во время гонений на христиан их бросали на растерзание львам и другим диким животным, подвергали пыткам и казням, но они не отрекались от своей веры. Христиане принимали мученическую смерть за веру.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Укажите имена апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий. Выберите несколько вариантов ответов.

Лука

Иосиф

Иоанн

Марк

Матфей

Павел

Ответ:

Лука

Иоанн

Марк

Матфей

Пояснение: Достаточно обратиться к материалу урока, чтобы выяснить, что Евангелием называются повествования о рождении, земном служении, чудесах, крестной смерти, воскресении и вознесении Иисуса Христа, которые ко II веку оформились в виде четырёх канонических книг – Евангелий от евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Иосиф и Павел не были авторами Евангелия.

Задание 2. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Крестил Иисуса Христа пророк Адам, во время этого крещения на него снизошел Дух Божий в виде голубя.

Накануне суда Иисус провёл свою последнюю совместную трапезу с учениками – Тайную вечерю.

У Христа было двенадцать учеников, их стали называть пророками.

Ответы

Пояснение: Всем известный факт, что Иисуса Христа Крестил Иоанн Креститель и когда Сын Божий принял дар крещения от Иоанна, на него снизошёл Святой Дух в виде белого голубя. Поэтому первое утверждение неверное. Второе утверждение верное, так как действительно Тайная вечеря последняя трапеза Иисуса Христа со своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой он установил таинство Евхаристии, преподал заповеди о смирении и христианской любви. Третье утверждение тоже неверное, так как пророков в христианстве было больше и согласно евангельскому повествованию, во время земной жизни Иисус Христос выбрал 12 ближайших учеников, которые называются апостолами от двенадцати.

21 июня 2016История

С чего начать, если вы совсем ничего об этом не знаете

Подготовила Людмила Жукова

Новый Завет: Евангелие от Марка, Деяния апостолов, Первое послание к коринфянам

Начать знакомство с историей раннего христианства стоит с Нового Завета — священной книги христиан и одновременно главного источника, проли­вающего свет на началь­ный период существования этой религии. Сегодня существует несколько переводов Нового Завета — читателю есть из чего выбрать: от классического синодального, кото­рый был сделан еще в XIX веке и неизбежно устарел, до новейшего перевода Института перевода Библии под редакцией Михаила Кулакова. Тому, кто не готов осилить все 27 книг Нового Завета, советуем остановиться на Еван­гелии от Марка — самом кратком и самом раннем повествовании о жиз­ни основателя христианства Иисуса из Назарета. Также можно прочитать Дея­ния апостолов — увлека­тельный «приключенческий роман» о первых христи­анских миссионерах, апостолах Петре и Павле, и одно из миссионерских посла­ний Павла — Первое послание к коринфянам с его знаменитым гимном любви: «Любовь — вот к чему должны вы стремиться!»

Глеб Ястребов. «Кем был Иисус из Назарета?» (2008)

Вопрос, вынесенный автором в заглавие книги, может показаться провокацией, ведь всем известно, кто такой Иисус. Однако не все так просто: ответ зависит от того, кому этот вопрос адресован. Для христианина Иисус — Сын Божий и Мессия; для мусульман — один из пророков; для историка прежде всего осно­ватель христи­анства, еврей по национальности и плотник по профессии, жив­ший в I веке н. э. в Палестине. Первая попытка создания критической биогра­фии Иисуса относится к XVIII веку. С тех пор было написано немало книг, посвященных поиску «исторического Иисуса». Книга Глеба Ястребова — одна из наиболее удачных. Избрав научно-популярный формат, автор не снижает академи­ческую планку, благодаря чему читатели знакомятся с новейшими открытиями в этой области. Нейтральный стиль изложения не навязывает никакой точки зрения и позволяет читателю делать богословские или мировоззренческие выводы самостоятельно.

Барт Д. Эрман. «Петр, Павел и Мария Магдалина. Последователи Иисуса в истории и легендах» (2009)

Барт Эрман — известный американский ученый-библеист и популяризатор новозаветной науки. Его книга посвящена трем фигурам в истории христиан­ства, две из которых — Петр и Мария Магдалина, ближайшие ученики Иисуса Христа, а третья — бывший гонитель христиан, «апостол язычников» Павел. Он смело мог бы претендовать на титул второго основателя христианства — столь значим его вклад в распространение учения Иисуса и становление хри­стианского богословия. Эрман стремится, с одной стороны, восстановить исторический облик этих персонажей, очистив от идеологи­ческой ретуши; с другой — проанализировать механизмы и причины формирования кано­нических образов, созданных церковью. Пожалуй, особенно интересна глава о Марии Магдалине, которая до недавнего времени была обойдена вниманием исследователей. Интерес к этой женщине в академической среде в какой-то степени был спровоцирован ее неожиданной популярностью: она — героиня рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», романа Казандзакиса «Последнее искушение Христа» и одноименного фильма Скорсезе, не говоря о недавнем литературном хите — «Коде да Винчи» Дэна Брауна. И хотя, по мнению Эр­мана, любовная связь между Марией и Иисусом — литературный вымысел, роль Магдалины в становлении христианства была гораздо более значимой, чем принято считать.

Адальбер Гюстав Аман. «Повседневная жизнь первых христиан. 95–197» (2003)

Французский историк, работающий в парадигме вошедшей в моду в ХХ веке «истории повседнев-ности», пытается реконструировать повседневную жизнь христиан II века. Жизнь эта, по мнению Амана, была двойной — «присутствие в этом мире и одновременно уход от него, участие в делах сограждан и вместе с тем одиночество, симпатия и взаимное отторжение». Автор проанализировал огромное количество разнообразных документов той эпохи: письма, эпитафии, жития святых, свидетельства, созданные как самими христи-анами, так и их вра­гами. Благодаря этому книга изобилует интересными и даже забавными деталями домашнего и церковного быта, живыми семейными портретами. Аман опровергает стереотипное представление о жизни первых христиан как о череде мученичеств и подвигов за веру. Были и мученики, и герои, но были и те (и, по-видимому, их было большинство), кто, прожив долгую счастливую жизнь, умер собственной смертью в окружении родных.

Геза Вермеш. «Христианство. Как все начиналось» (2014)

Эта книга могла бы называться «От исторического Иисуса — к Христу Вселен­ских соборов». Автор прослеживает эволюцию христианства от иудей­ских истоков до «интеллектуальной религии», сложившейся к IV веку под сильным влиянием платонизма. Геза Вермеш — всемирно известный специалист не толь­ко по истории христианства, но и по истории иудаизма, что позволяет ему рассмотреть движение Иисуса и его последова­телей в контексте еврейской религии того времени. Начавшись как иудейское эсхатоло­гическое движение, христианство после казни Иисуса все больше и больше эллинизировалось, а его изначальное содержание — провозвестие Иисуса о скором наступлении Цар­ства Бога — было заменено провозвестием об Иисусе как Сыне Божием и иску­пителе. Вывод, к которому приходит Геза Вермеш, довольно радикален: исто­рический Иисус из Назарета не узнал бы себя в Иисусе Христе, о котором учат богословы Вселенских соборов.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Архив