История ломоносова

Исторические работы Ломоносова – это и научные изыскания первопроходца в отечественной исторической науке и публицистические произведения. Ломоносов отмечал, что в результате отсутствия «достоверного описания деяний российских» лишь «весьма немногое знание имеют о том, как возрастали пределы государства, росло его могущество и слава и «коль тяжкими затруднениями подвержено было» существование русского народа. Вот и «затмевается древнего российского народа славное имя», и остаются неизвестными «примеры мужественных поступков и премудрых поведений…». Всё это не может не побудить «горячее усердие к отечеству» и зовет «пособить сему недостатку». «Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу и, пренося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила».

Ломоносов не был профессиональным историком. Его исторические работы должны были служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, культурному росту народа. В то же время они свидетельствуют о профессиональном подходе к освещению русской истории. Его указанияна принципы подбора источников, использование исторических методов исследования, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к методологическим аспектам исследования, в частности, периодизации, позволяют говорить о Ломоносове-историке.

Основные исторические труды Ломоносова – «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года…» (1766); «Краткой Российской летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (это сочинение почти дословно включил Вольтер в свою книгу «История Российской империи при Петре Великом» (1761). Описание исторических событий и их оценка содержатся также во многих других произведениях Ломоносова.

Исторические произведения Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы. Так в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей…» он отмечал: «… читал для собрания материй к сочинению Российской истории Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец, первый том работы Татищева, книги Крамера, Вейселя, Гелмонда, Арнольда и другие, из которых брал … выписки и примечания, всех числом 653 статьи…»; «читал российские академические летописи без записок, чтобы общее понятие иметь пространно о деяниях российских».

Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Российского государства. Он опроверг мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели». Ломоносов возвеличивал Петра I, раскрывал его заслуги в развитии промышленности России, торговли, в разработке недр земли, в создании регулярной армии и флота, распространении просвещения, преодолении отсталости страны.

Исторические работы Ломоносова переводились на немецкий, французский, английский языки.

Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров историков. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, а на юридическом – профессора «политики, который должен показыватьвзаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в прешедшие веки и как состоят в нынешнее время».

В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историографдолжен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком «надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».

В течение 117 лет в Российской Академии наук, начиная от еёоснования в 1724 г.и до 1841 г.,из 34 академиков-историков было всего три русских академика — М. В. Ломоносов,Я. О. Ярцов, Н. Г. Устрялов.

На протяжении более века иностранцы контролировали весьпроцесс написания русской истории. В их ведении были все документы, архивы,летописи. На полном основании они вершили судьбу России, так как именнобесконтрольный доступ к документам истории (самому ценному) позволял имманипулировать информацией о прошлом по своему усмотрению.

Родоначальниками норманнской теории происхождения русскогогосударства в IX в стали в XVIII в. историки немецкого происхождения: Т.З.Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Их положения развили далее русские учёные:Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и другие, которых можно смело называтьнорманистами.

В середине XVIII в. разворачивается борьба за русскуюисторию. Антинорманизм, в свою очередь, родился в трудах М.В. Ломоносова,который счёл антипатриотичным начинать русскую историю от скандинавов. М. В.Ломоносов выступает против лживой версии русской истории, на его глазахсоздаваемой немцами Миллером, Байером и Шлёцером. Он подверг резкой критикедиссертацию Миллера «О происхождении имени и народа русского». То же самоепостигло и труды Байера по русской истории. Михаил Васильевич начал активнозаниматься вопросами истории, понимая важность и значимость этого для жизниобщества. Ради этого исследования он даже отказался от обязанностей профессора химии.Великой битвой можно назвать противостояние Ломоносову немецкой историческойшколы в научном мире России.

Норманнская теория отрицала самостоятельное развитиерусского народа , развивала идею отсталости древнерусского народа. Ломоносовразработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую рольПравославия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа вформировании Российского государства; не изолировал отечественную историю отевропейской, выявлял черты сходства и различий в исторической жизни разныхнародов, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России толь великойтьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели».

В начале 50-х годов 18 века Ломоносов начал интенсивнозаниматься историей. Выход »Древней Российской истории» стал важным событиемв Русской историографии. Работая на древнейшим периодом отечественной истории Ломоносоввыступил как исследователь вооруженный знанием источников. Его идеи о глубокойдревности славянских народов, об их важной роли в общеевропейской истории, о смешеннойславяно-чудской этнической основе населения России были оригинальными инаправленными против »Нормандской теории» происхождения Русского государства.»Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должноисследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чем наперед моемнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмочрез смешение с другими немало отдалился от своего корени».

Его книга вышла в 1766 году и называлась «Древняя Российскаяистория от начала Российского народа до кончины Великого Князя ЯрославаПервого, или до 1054 года”.

Книга состояла из трех частей:

1. Вступление.

2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).

3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княженияЯрослава Первого).

В своей работе Ломоносов пишет о том, что на территории гдепозже появилась Русское государство первоначально жили славяне и чудь,занимавшие примерно равное пространство, но с течением времени территорияславян расширялась и многие территории занимаемые чудскими племенами позже былинаселены славянами. «Сих народов, положивших по разной мере участие свое всоставлении россиян, должно приобрести обстоятельное по-возможности знание,дабы уведать оных древность и сколь много их дела до наших предков и до наскасаются.»

Часть чудиприсоединилась к славянам, а частьпереселилась к северу и востоку. Это соединение двух народов подтверждаетсясогласием в избрании на общие владения князей варяжских, которые переселились кславянам и чуди со своими родами и множеством подданных и соединив их утвердилисамодержавие. «Старобытные в России обитатели, славяне и чудь, попреданиям достоверных наших летописателей известны. Древние внешние авторыскифов и сармат, на разные поколения разделенных, под разными именованиями вней полагают. Обои народы одержали великое участие в обширном сем земельпространстве. Славенское владение возросло с течением времени. Многие области,которые в самодержавство первых князей российских чудским народом обитаемыбыли, после славянами наполнились. Чуди часть с ними соединилась, часть, уступивместо, уклонилась далее к северу и востоку. Показывают сие некоторые остатки чудскойпороды, которые по словесным преданиям от славенского поколения отличаются, забывупотребление своего языка. От сего не токмо многих сел, но рек и городов ицелых областей чудские имена в России, особливо в восточных и северных краях,поныне остались. Немалое число чудских слов в нашем языке обще употребляется».

Основные генетические корни Российского народа составлялиславяне и даже наш язык происходит от славянского и с тех пор не сильноизменился. «В составлении российского народа преимущество славян весьмаявствует, ибо язык наш, от славенского происшедший, немного от него отменился ипо толь великому областей пространству малые различия имеет в наречиях».

Территория, занимаемаяславянским народом и есть главное доказательство его величества и древности.Одна Россия занимает территорию, которую нельзя сравнить ни с одним Европейскимгосударством. «Итак, недивно, что Нестор называет Черное море Росским длячастого россов по нему хождения. За обыкновенность сих варягов ходить на римскиеобласти явствует из многократных военных нападений на восточную часть оныя, тоесть на Грецию и на самый Царьград, которые походы от начала первых князей российскихпродолжались даже до первого разделения Российския державы на разные княжения»

О варягах Ломоносов пишет следующее: «Не правильнорассуждает кто варяжское имя предписывает одному народу, многие сильные доказательствауверяют, что они из разных племен языков состояли. Только одни соединялись –обыкновенным тогда по морям разбоем». По мнению Ломоносова варягами называливсе северные народы, в доказательство этого он ссылается на шведских,норвежских, исландских, славянских и греческих историков того времени. Племенаварягов были воинственными и совершали множество военных походов. Проходя поземле где жили славяне и чудь, они периодически останавливались в районе городаКиева где хранили награбленное.

Упоминая о варягах – россах Ломоносов писал, что: «Варяги спруссами произошли от одного поколения.» И Рюрик по его мнению был призван на владениек славянам из варягов – россов, при этом он ссылается на летописца Нестора.

Ломоносов выдвигает гипотезу о происхождении названияпрусского рода: » Когда Рюрик с братьями со всем родом и с варягами – россамипереселился к славянам новгородским, тогда оставшиеся жители после них напрежних своих местах поруссами или оставшимися по руссов переименованы. То жгласят обряды, которые как у старых пруссов, так и ныне в некоторых пограничныхроссийских провинциях употребляются. Больше всех утверждает единство древнихпруссов с варягами-россами почтение одного главного идола по имени, по знаменованиюи по обрядам. Перкун прусский был то же, что у россов Перун, которым Ольгклялся грекам при заключении мирного договора и которого почитал еще в неверииВладимир. У обоих народов значил Перун бога грому и молнии; у обоих жрецыприносили ему в жертву огонь неугасимый и казнены были смертию, когда угасал ихнебрежением».

Основываясь на древних источниках, Ломоносов писал: чтоРусью назывались Литва, Жмуть и Подляхия. Еще до прихода Рюрика к новгородцам ираспространялась по юго-восточным берегам Варяжского моря, основываясь на этом,можно сказать, что территория варяг – руссов простиралась до восточных пределовБелой Руси, а может быть, до Старой Русы, от которой она и получила своеназвание.

В те временяРюрику покорялись несколько народов: славянские – Новгород, Изборск, Полоцк, изчуди – меря, весь, мурома, т.е. Ростов, Бело — озеро, Муромская земля. Южные славяне– поляне, кривичи, древляне, северяне и прочие, отчасти управлялись своими старейшинами,а от части платили дань козарам.

Северные славяне от новых своих владетелей прозвалисьроссами. Из варяг с Рюриком пришли Аскольд и Дир, которые были хорошимивоинами. Далее Ломоносов писал: «Сии просили что бы отпустить их с родом и слюдьми своими к Царюграду поискать войною большего счастья. По уволениипредприяли путь по Днепру вниз судами. В Полянской земле на горе увидели городи там живущих спросили: Кому он подвластен? на сие от жителей ответствовано,что три братаКий, Щек и Хорев – построили сей город во имя старшего и уже их нестало. Жители платят дань хазарам. Аскольд и Дир поселились в Киеве,присовокупили к себе множество варягов и начали княжить над полянами не зависяот Рюрика.»

Используемые источники

М.В. Ломоносов. Древняя Российскаяистория от начала Российского народа до кончины Великого Князя ЯрославаПервого, или до 1054 года
М.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 2004