История православия кратко

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХМАО-ЮГРЫ

«КОЛЛЕДЖ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ А.С. ЗНАМЕНСКОГО»

Доклад: «Актуальные аспекты проведения уроков «Основы православной культуры» как модуля курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

hello_html_2f058c8a.jpg

преподаватель начальных классов

Высоцкая Светлана Владимировна

г. Сургут

БУ «Колледж русской культуры

им. А.С.Знаменского»

Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. На этой основе изначально строилась работа по введению преподавания религиозных культур народов России и нерелигиозной этики в рамках федерального эксперимента, инициированная встречей Патриарха Кирилла и лидеров других традиционных российских религиозных организаций с Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 21 июля 2009 года. Тем не менее, первый этап эксперимента показал, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) «Основ православной культуры» не была обеспечена во всех регионах, городах, районах, школах. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большинство российских семей избрало для изучения светскую этику.

В связи с указанными недостатками Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры».

Включение преподавания православной культуры и других религиозных культур по выбору семьи ребенка в основную, обязательную часть школьной программы поднимает на новый качественный уровень взаимодействие Церкви и светской школы, Церкви и родительского сообщества. От православного народа это требует проявления активной гражданской позиции «заказчика» содержания общего образования и партнера государства и школы в преподавании православной культуры, школьном образовании и воспитании в целом. Мы должны отказаться от позиции пассивного «потребителя» образовательных услуг, к которой многие привыкли в советское время, от взгляда на светскую (государственную и муниципальную) школу как учреждение, далекое от религии и Церкви или даже чуждое верующим людям.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Сегодня коллектив единомышленников нашего колледжа живет и работает, осуществляя заветную мечту А.С.Знаменского: возрождение духовности на основе национальных традиций культурного наследия семьи, сохранение исторической памяти поколений. Условия работы колледжа необычны. Вместе работают преподаватели общеобразовательного, музыкального, театрального, изобразительного, фольклорного отделений. Несмотря на различия изучаемых предметов, преподаватели прекрасно понимают друг друга находят общий язык с учащимися, которых воспитывают сообща.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей колледжа, современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

•семейной жизни;

•культурно-регионального сообщества;

•культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

•российской гражданской нации;

•мирового сообщества.

Предлагая родителям выбор предмета (модуля в рамках комплексного курса) «Основы православной культуры», целесообразно, прежде всего, обратить их внимание на то значение, которое имело христианство для формирования всей европейской цивилизации, а православное христианство для формирования русской цивилизации, государственности и культуры в нашей стране. Поэтому даже люди, далекие от Церкви, но стремящиеся к тому, чтобы хорошо знать и понимать историю и культуру нашего Отечества, не могут не проявлять интерес к Православию, православной культуре, истории христианства, к тем вечным нравственным ценностям, которые оно хранит и которые являются актуальными в современности. «Культура — это святыня народа, святыня нации», писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Наши предки создали великую русскую культуру и создали её благодаря Православию. Именно с принятием православного христианства на Руси стала развиваться архитектура, живопись, музыка, литература, законодательство, распространяться грамотность.

Наша школа русской культуры тоже возникла нетрадиционно , она начинала свой путь как учреждение дополнительного образования -старейшая в г.Сургуте музыкальная школа, одним из основателей которой был А.С. Знаменский, который наряду с точными науками как преподаватель физики, был еще и увлечен фортепианным исполнительством. Известно множество его научных и музыкальных работ. За многолетний педагогический труд по воспитанию подрастающего поколения А.С.Знаменский в 1949 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени и четырьмя медалями. Высокое звание – народный учитель ему присвоил сам народ. И, наконец, в 1992 году открыты общеобразовательные классы и дошкольное отделение. Цель–создание синтеза двух образовательных программ, формирование позитивного отношения в семье к русской традиционной культуре. В процессе обучения можно наблюдать как семья ребенка постепенно включается в процесс формирования устойчивого интереса к укладу жизни, быту, традициям русского народа.

Русский народ фактически родился как историческая нация под Ликом Христа, и не преувеличу, если скажу, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Тихого океана создана, прежде всего, трудами и подвигами множества поколений православного русского народа. Поэтому и сегодня опора на Православие, отечественные традиции и культуру даёт возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, Основы православной культуры — самостоятельный учебный предмет , имеющий свои особые образовательные и воспитательные задачи, в то же время тесно связанные с задачами других предметов (модулей) комплексного курса и с задачами обучения и воспитания ребенка в общеобразовательной школе в целом.

К каждому уроку ставятся цели (в зависимости от темы урока) и следующие виды задач:

Образовательные:

(меняются в зависимости от темы урока).

Развивающие:

формирование и развитие у обучающихся таких ключевых компетентностей, как:

  • учебно-познавательные: самостоятельный поиск и получение информации из различных источников; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей); познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие; способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам; умение формулировать и аргументировать свою точку зрения.

  • коммуникативные: умение работать в группе; навыки ведения дискуссии; навыки публичного выступления; навыки проведения простейшего социологического исследования; развитие рефлексивных умений и навыков.

  • информационные: навыки создания собственных информационных продуктов в POWER POINT.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности православной отечественной культуры;

  • воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;

  • воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности;

  • способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональная отзывчивость.

Подготовка к уроку состоит из:

  • Разработки компьютерных презентаций (презентации-иллюстрации к рассказу учителя и слайд — программы по теме урока), иллюстративного материала в любых других формах и аудиоматериалов к уроку – в зависимости от темы урока;

  • Разработки дидактических карточек и заданий к уроку;

  • Подготовки раздаточных материалов (инструкции и задания).

Ниже остановлюсь более подробно на описании некоторых форм и видов организации учебной деятельности на уроках.

Работа с текстом.

Основной подход к формированию качественного чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте

Словарная работа с текстом пособия. Усвоение знаний по ОРК и СЭ, как и по любому другому предмету, требует усвоения новых понятий и терминов. Для этого желательно организовать ведение детьми индивидуальных словариков (выделив 3-4 страницы в конце рабочей тетради).

К урокам приводится Словарик к уроку. Детям необходимо выписывать объяснения новых слов как можно более кратко .

В любом возрасте процесс овладения новой терминологией –труд. Облегчить детям эту работу позволяет игровая форма работы (разгадывание кроссвордов и ребусов, более сложный вид работы – их составление, подбор детьми своих толкований к словам, предложенным учителем).

Работа по усвоению и систематизация полученных сведений.

Учитель может разработать подобные задания самостоятельно, это могут быть

  • задания с выбором ответа (в тестовой форме);

  • задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде слова или словосочетания);

  • задания на составление вопросов к тексту;

  • задания на составление плана или конспекта текста (краткого, вопросного, формализованного, т. е. в форме таблицы или схемы);

  • задания логического характера (например, подбери синонимы, продолжи цепочку слов и т. п.);

  • задания на перекодирование содержания текста в другой формат (результат — схема, таблица, рисунок, мультимедийная презентация…);

  • задания на выборочный пересказ текста и т.п.

Такую работу по усмотрению учителя можно организовать в классе (в интерактивной форме) или попросить учащихся выполнить определённые задания дома.

Работа с дополнительной литературой.

Для более сильного эмоционального воздействия, образного восприятия материала желательно на уроках выделять время для работы с отрывками из разнообразных литературных произведений, древних легенд, исторических документов, и, конечно, священной книги христиан – Библии.

Данный вид работы, учитывая возраст обучающихся, желательно организовать в виде чтения (с остановками и комментариями) и дальнейшего ответа детей на вопросы учителя.

Работа с аудиоматериалом.

При организации такой работы мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

  • Подготовительный этап. Прежде чем что-либо послушать с детьми, необходима хотя бы краткая предварительная беседа (краткая справка – о чём произведение, об исполнителе, может быть – постановка вопросов, на которые детям будет необходимо ответить после прослушивания).

  • Прослушивание.

  • Обсуждение. Ответы на вопросы для выявления понимания услышанного, на корректировку нравственных представлений, на установление связей между полученной информацией и жизнью.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Интерактивные формы работы.

Интерактивный («Inter» — взаимный, «act» — действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.

Интерактивные методы и формы работы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от «обычных» в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).

К урокам представлены следующие виды интерактивных заданий:

творческие задания;

задания для выполнения в группах;

задания в виде обучающих игр (ролевые и образовательные игры);

задания для работы с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами;

задания на использование вопросов; выполнение учащимися проектных работ;

задания для внеаудиторных видов работы (постановка спектакля, организация выставки, подготовка праздничного (итогового) мероприятия и т. п.).

Творческие задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, совместного обучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Творческое задание должно соответствовать следующим критериям:

  • не имеет однозначного и односложного ответа или решения,

  • является практическим и полезным для учащихся,

  • связано с жизнью учащихся,

  • вызывает интерес у учащихся,

  • максимально служит целям обучения.

Работа в группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

При организации работы в группах мы рекомендуем придерживаться следующей схемы:

  • Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется деление на группы

(в игровой форме – например, дети получают бумажные фигурки разных цветов, группу образуют дети с фигурками одного цвета; по указанию учителя – учитель старается так подобрать детей в группы, чтобы в каждой были аудиал, визуал, кинестетик; или подбирает детей в группы по успеваемости («сильные» ученики и «слабые»); или использует любой другой способ в зависимости поставленных задач).

  • Работа в группах – дети выполняют задание, обсуждая его выполнение между собой.

  • Выступления представителей групп, представляющих результаты работы.

  • Обсуждение. Сравнение представленных результатов работы групп.

  • Общий вывод. Формулирование детьми собственной позиции по данному вопросу.

Организация рефлексии

Под рефлексией понимается осмысление ребёнком своих действий (на уроке), а также оценка им изученной информации. Обучение рефлексии (здесь – освоение навыков рефлексии) – один из важнейших способов формирования творческой личности, поэтому на каждом уроке необходимо выделять время для её проведения.

Рефлексия может быть организована в игровой форме (например, упражнение «Градусник» — «температура» в классе (тепло, приятно, ноль, прохладно, холодно); или упражнение «Волшебные сундучки» — дети, выходя из класса, опускают листочки со своими именами в три «волшебных сундучка»: было интересно (вариант – узнал много нового); было не очень интересно (узнал не очень много нового); было неинтересно (не узнал ничего нового), или упражнение «Древо настроения»). Учитель, изменяя варианты для выбора, может узнать не только мнение детей об общей атмосфере на занятии, но и различные содержательные аспекты (насколько понятным, например, оказалось занятие).

Детям можно также предложить в заранее подготовленных учителем листочках с кратким планом урока поставить напротив каждого пункта разноцветные значки: красный — расскажу маме (папе), близким людям об этом; синий — думаю, что мне в жизни пригодятся знания об этом; зелёный — постараюсь запомнить; жёлтый — есть вопросы (не понял). Вариантом данной формы могут быть пометки: красный – знаю, могу подробно рассказать об этом; синий – в общем представляю, смогу рассказать кратко; жёлтый – не смогу рассказать об этом (не понял).

Подготовка к защите итоговой проектной работы.

В методических рекомендациях ко многим урокам приводятся темы проектных работ с приблизительной схемой их выполнения. Так как процесс разработки и подготовки проектной работы к защите достаточно трудоёмкий, необходимо предложить детям темы работ заранее. Желательно также поощрять желание детей выполнять проекты не индивидуально, а в составе группы.

Гордостью работы нашего колледжа являются народные праздники. Очень свободно и комфортно чувствуют себя дети, надевая русский наряд, да еще и изготовленный руками родителей! Они, словно посланцы далекого прошлого , наглядно демонстрируют нам путь духовного возрождения России.

Народные праздники в Колледже русской культуры тесно связаны с образовательным и воспитательным процессом. Именно в праздниках реализуются цели и задачи предметов по народной культуре.

Планы уроков «Православные праздники. Рождество. Крещение.», «Православные праздники. Пасха. Троица.» смотреть в приложении№2.

Список литературы и использованных источников:

1.Праздники народов России: Энциклопедия. -М.: Росмэн, М 2002.586с., ил.

2. Использованы «Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации» (письмо Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831); «Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ» (письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 г. № 03-1032);Разъяснения к этим материалам, подготовленные в Отделе религиозного образования Русской Православной Церкви на сайте ОРОИК РПЦ в разделе «В рамках федерального эксперимента»: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:-l-r-&catid=71:2009-12-20-13-16-17&Itemid=137;

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. На сайте Министерства образования и науки РФ России: Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

4. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 02.08.2009 г. Пр-2009 ВП-П44-4632. На сайте ОРОИК РПЦ в разделе «В рамках федерального эксперимента»: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=919:——2—2009&catid=71:2009-12-20-13-16-17&Itemid=137

5. Концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура» / На сайте ОРОИК РПЦ в разделе «Документы»: http://www.otdelro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=926:-l-r-l-r&catid=63:documenti&Itemid=125; На сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/358393.html

Русская Православная Церковь.

1. Краткая история Русской Православной Церкви

.
2. Устройство Русской Православной Церкви.
3. Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
4. Устав Русской Православной Церкви.
5. Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви.
6. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
7. Официальный сайт Русской Православной Церкви.
8. Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии.
9. Официальный сайт Выборгской епархии.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

&nbsp&nbsp&nbsp&nbsp Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой — Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом — не говоря об их чисто духовной роли — в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие — величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, — не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг — Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем — исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: ‘Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!’
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом — люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта — 5 апреля 1992 года, состоявшийся в Москве, принял ряд важнейших решений относительно церковной жизни на Украине и канонического положения Украинской Православной Церкви. На этом же Соборе было положено начало прославлению в лике святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа и Его Церковь в годы гонений. Кроме того, Собор принял обращение, в котором изложил позицию Русской Православной Церкви по вопросам, волновавшим общество в странах, в которых проживает ее паства.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности, способствовавшей расколу Украинской Православной Церкви. В особом ‘Судебном деянии’ Собор постановил извергнуть из сана митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за допущенные им тяжкие нравственные и канонические преступления и учинение раскола в Церкви.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 1994 года, помимо ряда решений, касавшихся внутренней церковной жизни, принял особое определение ‘О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время’, в котором подтвердил ‘непредпочтительность’ для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти. Собор также постановил приступить к разработке ‘всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом’. Особо Собор отметил необходимость возрождения миссионерского служения Церкви и постановил разработать концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года Священным Синодом в декабре 1995 года было принято решение об образовании Миссионерского отдела Московского Патриархата.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 — 23 февраля 1997 года продолжил труды по общецерковному прославлению новомучеников и исповедников Российских. Кроме того, в соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе 1994 года, который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В частности, Собор подтвердил незыблемость церковной позиции по вопросу недопустимости участия Церкви и ее служителей в политической борьбе. Кроме того, обсуждались перспективы участия Русской Православной Церкви в международных христианских организациях, проблемы миссионерского и социального служения Церкви, угрозы прозелитической деятельности инославных и иноверных религиозных объединений.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 13 — 16 августа 2000 года в Зале церковных Соборов воссозданного Храма Христа Спасителя. Заседания Собора, завершившиеся торжественным освящением Храма, вошли в круг празднований, посвященных великому Юбилею — 2000-летию Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Собор стал уникальным явлением в жизни Русской Православной Церкви по числу и значимости принятых им решений. По докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и о 46 подвижниках, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. В Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания были также включены имена 230 ранее прославленных местночтимых святых. Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников.
Членами Собора были приняты Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, подготовленные Синодальной Богословской комиссией под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Этот документ стал руководством для клириков и мирян Русской Православной Церкви в их контактах с инославными.
Особое значение имеет принятие Собором Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ, подготовленный Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла и явившийся первым документом такого рода в православном мире, излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.
Кроме того, на Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, подготовленный Синодальной комиссией по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Данным Уставом Церковь руководствуется в настоящее время.
Собором были приняты Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви, Определение о положении Православной Церкви в Эстонии и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

История спасения

Человеческая история есть результат Божественного Промысла и человеческой свободы. Бог есть Господь истории, Он направляет историю к цели, которую Он ей назначил – ко спасению и вечному счастью человека. В то же время, Бог сотворил человека свободным и не боится возможных злоупотреблений этой свободы. Он не хочет фикции или игры, а подлинной истории, на которую влияют свободные решения людей.

Вмешательство Бога в человеческую историю начинается со дня сотворения Адама и Евы. После грехопадения Бог решил, что Он спасет человека через Воплощение Сына. Тайне беззакония Бог отвечает тайной милосердия. Он извлекает добро из зла, так что любящим Бога… все содействует ко благу (Рим 8,28).

Христиане призваны быть солью земли и светом мира (ср. Мф 5,13-14). Все события жизни – как события каждой человеческой жизни, так и события общественные – это божественные призывы, обращенные к человеку, чтобы он освящался как раз в этих событиях, приводя к Богу все земные реалии и позволяя Христу царствовать в миру.

История человечества связана с историей спасения, самую важную роль в которой играет Церковь. Главное в истории человечества закрыто для наших взоров, ибо оно развертывается в сердце каждого человека, который щедро – или малодушно – отвечает на действие Святого Духа. Только в конце времен, когда Агнец откроет книгу (ср. Откр 5), мы увидим все детали и подробности этой истории спасения, в которой мы, по Божией воле, стали соучастниками.

История человечества – это история ответа человека на благодать Божию. Это также история Церкви и Ее апостольского служения, ибо Бог восхотел спасти человека не в одиночку, а в рамках общины, в рамках Церкви. Его дело завершилось Вознесением на Небо, но нужно, чтобы плоды Искупления применялись ко всем людям на протяжении истории – через Церковь, через Мистическое Тело Христа.

Проповедь апостолов и первые христиане

В день Пятидесятницы апостолы начали проповедовать Евангелие всем людям. Позже, в городе Антиохии, в котором многие приняли крещение, ученики Христовы в первый раз стали называться Христианами (Деян 11,26).

Апостолы рассеялись по всему миру – тому миру, который тогда знали. Святой Петр, Глава Собора Апостолов, обосновался в Риме. Святой Павел, сначала преследовавший Церковь, а затем ставший христианином, совершил разные путешествия в Малую Азию и Европу, где он открыл по воле Божией врата веры язычникам, т.е. тем, кто не был евреем. Многие евреи присоединились к Церкви, но в бóльшей части они отказались принять крещение и стали преследовать ее.

Все апостолы, в общении с Петром, единодушно проповедовали по всем местам одну веру, создавали христианские общины и поставляли епископов в каждом месте, чтобы они продолжали их служение. Эти общины, во главе с епископами, назывались «Церквами» (мы говорим о «Церкви Коринфа» или «Церкви, находящейся в Коринфе», «Церкви Ефеса» или «Церкви, находящейся в Ефесе», и т.п).

Гонения на Церковь

Церковь терпела гонения с первого момента своего существования. Дьявол борется с ней, ибо он всеми средствами пытается удалить людей от спасения. Но Господь обещал апостолам, что врата ада не одолеют ее (Мф 16,18).

Первые гонения на христиан были со стороны иудеев. Позже, на протяжении трех первых столетий, по приказу римских императоров и с согласия местных властей развертывались жесточайшие гонения на христиан, которые отказывались участвовать в государственном культе или признать языческую религию. Их ненавидели еще за то, что христианский быт сильно контрастировал с безнравственностью языческих обычаев.

В те времена многочисленные мученики (слово «мученик» в романских языках происходит от греческого marturos, что значит «свидетель») свидетельствовали о христианской вере своей кровью. С самого начала истории Церкви христиане почитали своих мучеников: они отмечали годовой день смерти мученика («dies natalis», т.е. день рождения на Небе) и воздвигали алтари там, где лежали его мощи. Первым христианским мучеником или «протомучеником» был святой Стефан (ср. Деян 7,54).

В 313 году император Константин Миланским Эдиктом дал христианам свободу публичного исповедания веры и богослужения. В последующие века все народы Европы один за другим принимали христианство.

Отцы Церкви и первые вселенские соборы

Отцами Церкви называются христианские писатели первых веков, которые отличаются ортодоксальностью своей веры и святостью своей жизни. Их труды имеют большое значение для верной передачи богооткровенной истины, ее теологического изложения, ее защиты от заблуждений, возникавших c самого начала истории Церкви.

Из греческих Отцов, т.е. из тех, кто писал на греческом языке, самыми известными являются св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст и св. Кирилл Александрийский. Из латинских Отцов – св. Амвросий Медиоланский, св. Августин, св. Иероним и св. Лев Великий.

Первые Вселенские Соборы, на которых собирались епископы Вселенской Церкви, чтобы провозгласить истинную веру и осудить ереси, имели огромное значение для углубления тринитарного и христологического учения.

Никейский Собор (325 г.) провозгласил, что Иисус Христос есть истинный Бог, единосущен Отцу. Первый Константинопольский Собор (381 г.) исповедал Божество Святого Духа. Ефесский Собор (431 г.) провозгласил, что во Христе есть одна только Ипостась (Божественная Ипостась) и что Марию следует именовать Матерью Божией (Богородицей). Халкидонский Собор (451 г.) провозгласил, что во Христе есть два естества, и поэтому Он – истинный Бог и истинный человек.

Крещение Руси

Русь приняла крещение в 988 году. Папа Иоанн Павел II пишет: «Князь Владимир был проникнут заботой о благе Церкви и ее делании. В качестве литургического языка он избрал не греческий, а старославянский язык, сделал его действенным орудием, благодаря чему приблизил божественные истины ко всем тем, кто говорил на этом языке. В этом проявились мудрость и прозорливость князя Владимира… Благодаря Кирилло-Мефодиеву деланию здесь произошла встреча между Востоком и Западом, а древнее наследие соединилось с некими новыми ценностями. Крещение Киевской Руси знаменует начало длительного исторического процесса, в ходе которого развился и распространился особый, византийско-славянский тип христианства».

«Принятие Благой Вести Русью не ограничилось введением некоего нового и ценного элемента в структуру этой самобытной культуры. Это было, скорее, внедрение семени, долженствовавшее прорасти и развиться на той земле, в которую оно было брошено, преобразить ее благодатью своего постепенного возрастания и наделить способностью приносить новые плоды».

«Полнота времени для крещения народа Руси наступила в конце первого тысячелетия нашей эры, то есть тогда, когда Церковь еще пребывала неразделенной. И за это мы – все вместе – должны воздать хвалу Господу. Русь крестилась в эпоху неразделенной Церкви. И в наши дни событие это раскрывается как некое знамение, внушает надежду. В этом проявилась воля Самого Бога…»

Средние века

В IX веке константинопольский Патриарх Фотий обвинил Римский Престол в искажении веры, за то что он внес в Никео-Константинопольский Символ Веры слово «Filioque»: Святой Дух исходит от Отца «и Сына» (Filioque).

В XI веке Константинопольский Патриарх Михаил Керулларий возобновил обвинения Фотия против Рима и был отлучен от Церкви. Тогда часть Восточной Церкви отделилась от Римского Престола и объявила себя независимой от Римского Первосвященника. Этот раскол является результатом культурных и политических конфликтов между Востоком и Западом.

По этому поводу историк Михаил Поснов пишет: «Многие богословы, историки, забывая факты национальной ненависти между латинянами и греками в XI-XII веке, приведшие к религиозной нетерпимости, – употребляют все усилия доказать, что разделение Церквей имело свои серьезные причины и было безусловно необходимо. В самом деле догматические споры не имели большого влияния на разделение Церквей, и тем более на возникновение русского религиозного сепаратизма».

Владимир Соловьев констатирует: «Те же, будто бы противоречащие Православию, истины (истины католической веры), положительно содержатся в восточно-православном предании, как святоотеческом, так и литургическом».

Отделившиеся от Рима христиане называются православными. Они сохранили христианскую веру, и таинства у них подлинны. Но они не принимают авторитета Папы Римского над Вселенской Церковью. Этот раскол – глубокая рана в теле Церкви.

Главный богослов средневековья – св. Фома Аквинский (XIII век). Его главные труды – «Summa Theologiae» и «Summa contra gentiles».

Церковь не раз подчеркивала необходимость изучения доктрины св. Фомы Аквинского, ибо она видит в ней действенный инструмент для углубления познания веры. Второй Ватиканский Собор в который раз подчеркнул значение доктрины Фомы Аквинского, ибо ядро этой доктрины есть и останется всегда актуальным.

Среди великих богословов средних веков, кроме Фомы Аквинского, выделяются св. Бернард, св. Альберт Великий и св. Бонавентура.

Родившись на Востоке в III веке (основателем отшельнического монашества считается св. Антоний Великий), монашеская жизнь расцветала в раннем средневековье на Западе. По всем местам основывались бенедиктинские монастыри, соблюдавшие правило св. Бенедикта (V век). В XIII веке возникли великие монашеские ордены («нищенствующие ордены»), такие, как орден францисканцев (св. Франциск) и орден доминиканцев (св. Доминик). Отцом русского монашества считается преп. Сергий Радонежский (XIV век).

Крестовые походы являлись военно-религиозными начинаниями, в которых участвовал весь западный христианский мир и главной целью которых было освобождение святых мест от мусульманской власти.

Без учета исторического, политического и социального контекста тогдашнего времени невозможно судить об этих событиях, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми с заповедью любви.

В XIV веке и на протяжении 70 лет (1306-1376 гг.) Папы Римские обосновывались во французском городе Авиньон. Григорий XI, поддавшись настояниям св. Екатерины Сиенской, вернулся в Рим. После его смерти (1378 г.) на Западе произошел раскол. Это разделение, длившееся 40 лет, вызвало великое смущение среди католиков. После восстановления единства в Церкви сохранилась атмосфера непослушания Папе и многие епископы стали поддерживать учение о главенстве Собора над Римским Первосвященником.

Церковь в Новое время

Евангелизация Американского континента началась c самого момента его открытия (1492 г.). Евангелизация оказала огромное влияние на развитие народов этого континента. С первого момента евангелизации Католическая Церковь, из верности к духу Христа, оказалась неутомимым защитником индейцев, защитником их культурных ценностей, и проявила большую гуманность в отличие от многих бессовестных колонизаторов.

Евангелизацией занимались прежде всего миссионеры, и в меньшей степени колонизаторы (ремесленники и торговцы, чиновники и солдаты), обладающие христианским духом. В XVI и XVII веках португальские, итальянские и испанские миссионеры проповедовали Евангелие во многих регионах Азии: в Индии и Японии, в Китае и на Филиппинских Островах. Евангелизация дошла до народов Африканского континента.

В XVI веке по всей Европе распространилось протестантское учение, проповеданное Лютером (1483-1546 гг.) и c некоторыми коррективами Кальвином и другими «реформаторами», желающими «реформировать» Церковь. На самом деле, «реформаторы» отказались от многих основополагающих истин христианской доктрины.

Протестантизм отвергает Предание Церкви и утверждает, что Священное Писание есть единственный источник Откровения Божия («sola Scriptura»). Для протестантизма подлинное толкование Библии – не дело Учительства Церкви, а каждого христианина; спасение – плод веры только, а не добрых дел, ибо человеческая природа якобы полностью искажена после грехопадения. Протестантизм отрицает примат Папы, учение о священстве и Евхаристии.

В результате таких заблуждений возникли многочисленные протестантские течения (лютеране, кальвинисты и т.д.).

Протестантизм родился и распространился сначала в Германии (хотя большая часть Германии осталась верной Католической Церкви и боролась c лютеранским учением) и Скандинавии. В Швейцарии и других странах Европы распространился кальвинизм. Протестантизм распространился в Великобритании после того, как король Генрих VIII порвал общение с Римом и создал англиканскую Церковь, в которой позже, как и в других протестантских общинах, появились многочисленные группы и течения.

На Тридентском Соборе (1545-1563 гг.) Церковь провозгласила истинную Католическую доктрину по отношению к вопросам, в которых заблуждался Лютер.

В XVI и XVII веках великие святые содействовали своим примером и писаниями возрождению христианской жизни: св. Тереза Авильская, св. Иоанн Креста, св. Игнатий Лойола и др.

Церковь в современную эпоху

На Первом Ватиканском Соборе (1869-1870 гг.) были осуждены заблуждения рационализма и агностицизма, и подчеркнута гармония между верой и разумом, которые не могут противоречить друг другу.

На этом же Соборе Папа Пий IX провозгласил догмат безошибочности Римского Первосвященника, когда он говорит ex cathedra, т.е. когда он провозглашает учение о вере и нравственности, обращаясь к Вселенской Церкви в качестве верховного учителя всех верующих.

C XVI века португальские моряки приносили христианскую веру в приморские регионы Африканского континента. В последующие века, в частности в XIX веке, многие миссионеры, в особенности голландцы, бельгийцы и французы, проповедовали Евангелие во внутренних регионах континента. Путем основания больниц и школ миссионеры оказали огромное влияние на развитие народов этого континента.

В XIX веке промышленная революция вызвала глубокие изменения в социальной и экономической жизни. Появились новые учения, такие, как индивидуальный либерализм, социализм и марксизм, противные достоинству человеческой личности и христианскому пониманию человека и общества. Эти идеологии предлагали ошибочные и неприемлемые пути решения социальных конфликтов. После обнародования окружного послания Папы Льва XIII Rerum novarum (1891 г.) Католическая Церковь все чаще и чаще разъясняла свое учение о человеческой личности, семье, обществе, работе, справедливости в экономической жизни и т.п. Совокупность этих доктринальных поучений составляет социальное учение Церкви.

К концу XIX века появился модернизм – идейная система, стремящаяся адаптировать христианскую веру к рационалистической философии. Модернизм понимает христианскую веру как религиозное чувство, не имеющее отношения к разуму; он отрицает разумность веры. Святой Папа Пий X решительно боролся c модернизмом и изложил Католическое учение на эту тему в окружном послании Pascendi (1907 г.).

Церковь в XX веке

Второй Ватиканский Собор (1962-1965 гг.) поставил себе задачей возобновление жизни Церкви, при этом c полной верностью Католической вере.

На Соборе были приняты очень важные для жизни Церкви документы. Собор призвал всех христиан к полноте христианской жизни и совершенству любви; этот всеобщий призыв к святости был главной характеристикой и конечной целью всего соборного учения.

Второй Ватиканский Собор означал начало процесса глубокого возобновления в жизни Церкви. Этот процесс продолжается и по сей день. Однако, в годы, следующие за Собором, быстро распространялись доктринальные заблуждения и практические злоупотребления, которые и раньше были заметны в некоторых местах. Эти заблуждения и злоупотребления проявлялись в небрежном совершении Божественной Литургии (Святой Мессы), в презрении к индивидуальной исповеди, в преподавании сомнительной морали и неверных учений. C целью оправдать такие поступки многие ссылались на «возобновляющий дух Собора» (они сами выдумали этот термин), поскольку они, естественно, не могли опираться на истинные поучения Собора. C самого начала своего понтификата в 1978 году Папа Иоанн Павел II поставил себе задачу воплотить в жизнь указания Собора. Он так и поступил.

В последние десятилетия XX века во многих местах распространилось новое язычество. Пагубные последствия такого образа жизни и мышления, отвергающего Бога и моральный закон, проявляются в печальном разложении семьи и распространении тяжкого преступления – аборта. Христиане призваны быть солью земли и светом мира, инициаторами и совершителями новой евангелизации, которая, по словам Иоанна Павла II, должна быть главной характеристикой третьего тысячелетия Церкви. Для этого нужно уметь идти против течения, не удалившись от мира: Не молю, – сказал Христос, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Ин 17,15).

Церковь XX века – Церковь мучеников. Число мучеников в XX веке превышает число мучеников за всю историю христианства. Но поскольку кровь мучеников – это семя христианское, Церковь смотрит с великой надеждой на страны, где гонение характеризовалось своей жестокостью и продолжительностью.

Иоанн Павел II, Идите по всему миру.

Иоанн Павел II, Апостолы славян.

Иоанн Павел II, Идите по всему миру.

М. Поснов, там же.

Ср. Владимир Соловьев и Католичество. Введение к «Русской Идеи», Жизнь с Богом 1964.