История русской церкви Знаменский

Приход в честь Державной иконы Божией Матери в п. Медведево появился в сентябре 1994 года. По благословению владыки Иоанна богослужения в приспособленном помещении стал совершать священник Вячеслав Ершов.

Архитектором А.И. Галицким был разработан проект каменного здания нового храма (вместимостью 1500 человек) в комплексе с мемориалом всем погибшим за Отечество в годы II Мировой войны. 9 мая, в день 50-летия Победы в Великой Отечественной войне епископ Иоанн (Тимофеев) освятил закладной камень на месте строительства. 10 июня 1995 года началось строительство. 29 февраля 1996 года Владыка назначил на приход постоянного священника – Андрея Малюту.

Первоначально планировалось построить однопрестольную церковь, но в дальнейшем, в связи с трудностями финансирования, в проект были внесены изменения: нижний цокольный этаж стал приделом. 9 октября 1998 года, в день памяти святых апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси владыка Иоанн в сослужении духовенства освятил новопостроенный придел в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

9 октября 2000 года, после освящения, на колокольню были подняты 6 колоколов, которые прибыли из Воронежа. Из Оптиной пустыни отец Андрей привез мощи оптинских старцев. В 2001 году они были выставлены для поклонения верующих в особой сени, с правой стороны от алтаря.

11 сентября 2003 года на купол храма был воздвигнут крест. Это событие отметило окончание строительства здания. 31 марта 2008 года настоятелем прихода был назначен иерей Алексий Михайлов.

28 мая 2015 года архиепископ Иоанн совершил чин великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Державная».

При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. В ближайшем будущем приход планирует возведение административно-хозяйственного здания, в котором расположатся воскресная школа и подсобные помещения.

Общее расписание богослужений:

Воскресенье:
8.00 Литургия.
15.00 Вечерня с акафистом.

Вторник:
17.00 Вечерня с акафистом Оптинским старцам.

Пятница:
15.00 Вечернее богослужение.

Суббота:
8.00 Литургия.
11.00 Крещение.
15.00 Всенощное бдение.

Раз в месяц в храме служится молебен с акафистом Феодоровской иконе Божией Матери с прошениями «о семейных нуждах», на котором читаются молитвы о супругах, не имеющих детей, о беременных, молитвы родителей за детей.

Введение в историю Русской церкви: христианство в России при святом Владимире

Христианство в пределах России до начала Русского государства

Крещение великой княгини Ольги

Обстоятельства крещения святого Владимира

Крещение русских в Киеве

Образование Русской церкви

Понятие о науке – истории Русской церкви

Период I. От крещения русского народа до нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси (989–1237 гг.) 1.Распространение христианской веры Распространение христианства при святом Владимире Распространение веры при преемниках святого Владимира в XI-XII в. Христианство у инородцев Обстоятельства, препятствовавшие и способствовавшие быстрому и мирному распространению христианства в России Древне-языческая мифология, представления о душе и загробной жизни, праздники и обряды Попытки римского католичества утвердиться в России Орден Меченосцев Распространение латинства в Галицком княжестве 2.Устройство Русской церкви; церковное управление Начало Русской митрополии Митрополиты греки Попытки к избранию митрополитов из русских Зависимость киевских митрополитов от патриарха Взаимные отношения между властями церковной и гражданской и значение иерархии в делах гражданских Первые епархии в России Отношения епископов к митрополиту, порядок их избрания и отношения их к своим князьям Законы церковного управления Уставы русских князей Права, предоставленные княжескими уставами духовенству в содержании и церковном суде Низшее духовенство, порядок его избрания и средства содержания 3.Учение и духовное просвещение Влияние веры Христовой на пробуждение и развитие любви к учению Ревнители духовного просвещения, первые училища и библиотеки Характер книг, употреблявшихся в древней России. Переводная письменность Преподобный Феодосий Кирилл Туровский Иоанн II, архиепископ новгородский Игумен Даниил Писатели в повествовательном роде 4.Богослужение Общий взгляд на богослужение Первые храмы Святыни храмов – святые иконы Святые мощи Общественное значение храмов Новые русские праздники Богослужебные особенности Русской церкви и развитие обрядности в религиозной жизни Спор о постах в среду и пяток 5.Христианская жизнь Влияние христианства на перемену нравственно-религиозной жизни русского народа Остатки язычества Примеры благочестия в жизни русских князей и пастырей церкви Монашество Преподобные Антоний и Феодосий Устройство Киево-Печерского монастыря Значение Киевской обители Другие замечательные монастыри Период II. От нашествия монголов и усиления северо-восточной Руси до разделения Русской митрополии (1237–1461 гг.) 1.Бедствия церкви и распространение веры Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни Отношение к христианству монголов Мученики за веру Ханские ярлыки духовенству Распространение христианства среди татар Христианство на севере Христианство на северо-востоке у зырян; святой Стефан Пермский Борьба православия с католичеством на северо-западе Борьба с католичеством в княжестве Галицко-Волынском Православие и борьба его с католичеством в Литве Успехи католичества при Ягелле 2.Церковная иерархия и состояние духовенства Расстройство в церковном управлении вследствие татарского нашествия и восстановление порядка митр Кириллом II Митрополит Максим Святой Петр Митрополит Феогност Святой Алексий. Споры о единстве митрополии Смуты в митрополии по кончине митрополита Алексия. Митрополит Киприан и его заслуги Митрополит Фотий Григорий Цамблак Митрополит Исидор Святитель Иона Разделение митрополии Государственное значение митрополитов Церковная власть и права митрополита Епархии и епархиальное управление Новгородские владыки Местное значение владыки Отношения владык к митрополиту Белое духовенство 3.Богослужение Расстройство богослужебного порядка и заботы о восстановлении его Определения соборов Владимирского 1274 г. и Константинопольского 1276 г. относительно богослужения Деятельность митрополита Киприана к упорядочению богослужения Строение храмов и их значение Святые иконы Новые праздники Противодействие обрядовому благочестию. Ересь стригольников 4.Христианская жизнь Влияние времени на развитие добрых и худых качеств в жизни русского народа Примеры благочестия многих русских пастырей и князей Монашество. Причины быстрого умножения монастырей Преподобный Сергий Значение Сергиевой лавры Другие наиболее замечательные монастыри и подвижники Устройство монастырей. Общежитие и отшельничество Монастырские вотчины Общественное значение монастырей Особый род подвижничества – юродство во Христе 5.Состояние просвещения Неблагоприятные условия для развития образования Переводная письменность Размножение апокрифов Оригинальная письменность Поучения XIII века Поучения XIV века Поучения XV века Поучения и послания митрополитов XV века Жития святых Путешествия к святым местам Период III. Разделение Русской Церкви на две митрополии (1461–1589 гг.). А. Московская митрополия Общий взгляд на состояние Московской митрополии по отделении от нее юго-западной 1.Распространение веры В Пермском крае. Преподобный Трифон Вятский Христианство на северном Поморье В Казани. Просветительная деятельность казанских чудотворцев Святой Гурий Святые Варсонофий и Герман Христианство в Астрахании и на Кавказе 2.Церковное управление Отношение митрополита к патриарху и к московским государям Митрополиты при Иоанне III и Василии Митрополиты в малолетство Грозного. Митрополит Макарий Митрополит святой Филипп II Митрополиты при царе Феодоре Епархии московской митрополии Органы епархиального управления Устройство церковного суда Состояние белого духовенства Сборы с духовенства Содержание белого духовенства. Перехожие и крестцовые попы Меры к улучшению нравов белого духовенства 3.Богослужение и христианская жизнь Нестроения в церковном богослужении Испорченность богослужебных книг, указанная Максимом Греком, и неудовольствия на него Определение о богослужебных книгах собора 1551 года Устройство типографии в Москве, первые печатные книги и судьба печатников Новые храмы Судьба местных святынь. Соборы 1547 и 1549 годов. Новые праздники и обряды Святые иконы. Дело Висковатого Обрядовый характер благочестия русских людей Домострой Состояние монашества Преподобный Нил Сорский Преподобный Иосиф Волоцкий (1440–1515 гг.) Другие подвижники и обители XV-XVI веков Распоряжения правительства о церковных вотчинах Недостатки монастырской жизни 4.Учение и духовное просвещение Печальное состояние просвещения в XVI веке Недостаток школ и других просветительных средств Ересь жидовствующих Борьба с ересью архиепископа Геннадия и преподобного Иосифа Волоцкого Просветительная деятельность святителя Геннадия и преподобного Иосифа Возбужденные ересью вопросы и спор о них иосифлян и белозерских старцев Отношение к спору иосифлян с белозерцами митрополита Даниила Максим Грек и его просветительная деятельность Участие Максима в споре иосифлян с их противниками Судьба Максима Труды митрополита Макария Ереси Башкина и Косого Зиновий Отенский Отношения православных к протестанству и католичеству Б.Киевская митрополия до присоединения Малороссии к Москве Общий обзор состояния православия в Литве Положение Киевской митрополии по отделении ее от Московской Отношение митрополитов к константинопольскому патриарху и внутреннее управление митрополии Участие мирян в церковных делах Состояние православия при Александре и Сигизмунде Виленский собор 1509 года Состояние церкви при Сигизмунде II Распространение в Польше и Литве протестанства, появление и деятельность иезуитов Виленская иезуитская академия Развитие иезуитами мысли об унии с Римской церковью Усиление католического влияния на высшие классы при Стефане Батории и Сигизмунде III Борцы за Православие Братства Приезд патриарха Иеремии и положение в это время церкви Низложение митрополита Онисифора и возведение в митрополиты Михаила Рогозы Подготовка и главные деятели унии Введение унии на Брестском соборе Усилия иезуитов и польского правительства к распространению унии Орден базилиан Противодействие унии со стороны православных Братские школы и вышедшие из них защитники Православия Восстановление православной иерархии патриархом Феофаном Митрополит Иов Борецкий Петр Могила Преобразование Петром Могилой киевской школы Ученые труды Петра Могилы и его коллегии Период IV. Московское патриаршество (1589–1700 гг.) 1.Церковное управление История учреждения патриаршества в Москве Права и управление патриарха Умножение епархий и возвышение епископских кафедр Служение отечеству в смутное время патриарха Иова Служение отечеству патриарха Гермогена Заслуги отечеству епархиальных архиереев Заслуги отечеству русских монастырей и особенно Троицкой лавры Патриарх Филарет и его значение Отношение государства к Церкви при патриархах Иоасафе и Иосифе Уложение царя Алексея Монастырский приказ Никон до патриаршества Патриаршество Никона и его отношения к царю Враги Никона События по удалении Никона Суд над Никоном и его заточение Собор 1666 и 1667 гг. Значение и труды патриархов после Никона 2.Расширение пределов Московского патриаршества Внешнее расширение пределов Русской церкви Присоединение Малороссии Подчинение Киевской митрополии Московскому патриарху Распространение христианства в Сибири 3.Христианская жизнь и богослужение Характер времени Остатки язычества и суеверия Развитие крайне обрядовой религиозности Недостатки в отправлении богослужения и умножение ошибок в богослужебных книгах Исправление богослужебных книг и обрядов до патриарха Никона Исправления при Никоне Одобрение Никоновых исправлений собором 1666 года и отделение раскола от Церкви Раскольнические волнения и меры против раскола Продолжение обрядовых исправлений после 1667 года 4.Духовное просвещение Состояние просвещения в Москве до половины XVII века и заботы о его возвышении Вызов киевских ученых в Москву. Ртищевское братство Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий Сильвестр Медведев и инок Евфимий Братья Лихуды Осуждение хлебопоклоннической ереси на соборе 1690 года и высылка киевских ученых из Москвы Начало московской академии и состояние ее при Лихудах Быстрый упадок академии после высылки Лихудов Период V. Синодальный 1.Церковное управление Переходное время; местоблюстительство патриаршего престола Отношения Петра к великорусскому духовенству; святитель Митрофан и другие иерархи-великороссы Отношения Петра к Стефану Борьба Стефана против увлечений протестантством; дело Тверитинова и Камень веры Новые приближенные царя – Феодосий и Феофан Составление Духовного регламента Открытие Святейшего Синода и его состав Положение Синода в общем составе государственной администрации Права Святейшего Синода в области церковного управления и его органы Перемена в составе Синода по смерти Петра Святейший Синод при Петре II и Анне Иоанновне и борьба Феофана с своими врагами Кончина Феофана и его значение Св. Синод при императрице Елизавете Святейший Синод при императрице Екатерине II Святейший Синод при Александре I Св. Синод с царствования Николая I Перемены в епархиальном управлении Органы епархиального управления Управление военным духовенством Перемены в содержании высшей иерархии и монастырей Протест Арсения Мацеевича и его судьба Перемены в положении белого духовенства 2.Распространение веры Обзор расширения пределов Русской церкви Крещение инородцев в Казанской епархии и соседних местностях Крещение калмыков Миссионерство в Сибири Макарий Глухарев; Алтайская и другие миссии Миссия восточной Сибири Миссионерство в Китае Миссионерство в Японии Устройство православного миссионерского общества Восстановление православия на Кавказе Положение церкви в Грузии; экзарх и грузинская контора Состояние православия в польских областях до Екатерины II История воссоединения униатов до императора Николая I История воссоединения униатов при Николае I и Александре II Успехи православия среди католиков Распространение православия среди протестантов Западного края 3.Учение и духовное просвещение Устройство Московской академии по образцу Киевской Покровитель образования Иов Новгородский Школы при архиерейских домах по Духовному регламенту Обучение в архиерейских школах и их содержание Преобразование духовных училищ в 1808 г. Дальнейшие реформы духовных школ Ученые труды по богословским наукам и известнейшие писатели: св. Димитрий Ростовский Борьба богословских направлений в начале XVIII века Полемика из-за Камня веры и Феофилакт Лопатинский История исправления Библии до издания 1751 года Известнейшие представители богословской науки и проповедничества во 2-й половине XVIII в. Известнейшие представители духовной науки и проповедничества в XIX столетии Филарет Московский Библейское общество и перевод Библии на русский язык Дальнейшая история перевода Библии на русский язык Борьба с вредными для веры западными влияниями: с религиозным вольнодумством Борьба с масонством и мистицизмом Состояние религиозного образования народа Народное сектантство: хлысты и скопцы Духоборцы, молокане и штундисты Раскол старообрядства 4.Богослужение и жизнь христианская Исправление некоторых богослужебных чинов и последовании и составление новых служб Новые праздники Наблюдение за иконописанием Распоряжения о церковном пении Наиболее замечательные храмы Меры относительно усиления церковного благочиния и народной религиозности Состояние при Петре I монастырей; Невская лавра Последующие распоряжения о монашестве; монастыри штатные и заштатные Восстановление более известных монастырей и открытие новых Внутренняя жизнь монашества Заслуга для монашества св. Тихона, митр Гавриила и других архиереев Паисий Величковский и его влияние на русское монашество

Введение в историю Русской церкви: христианство в России при святом Владимире
Христианство в пределах России до начала Русского государства

Древнее предание, занесенное в русскую летопись, говорит, что начало христианства в России положено еще во времена апостольские святым апостолом Андреем Первозванным: проходя с проповедью Евангелия Фракию, Скифию и Сарматию, он доходил будто бы до Днепровских гор, где после возник Киев, благословил их и предрек, что на них «воссияет благодать Божия, имать град велик быти и церкви многи имать Бог воздвигнути». Но после этого еще долго мы не видим никаких признаков христианства по всему пространству будущей Русской земли, за исключением только самых южных ее пределов, где находились старинные колонии греков и где находим очень древние его следы, может быть, действительно относящиеся ко временам святого апостола Андрея. В III веке на устьях Дуная была епархия Скифская или Таматарха. В Крыму христиане были еще во дни святого Климента Римского, который был сослан сюда из Рима в 94 году; в IV веке упоминаются здесь епархии Херсонская и Босфорская; в VII и VIII вв. Сурожская и Фульская. В IV веке была епархия у готфов, живших между Доном и Днестром. Из всех этих местностей семена христианства, конечно, удобно могли заноситься и в Россию, но едва ли могли здесь прививаться, потому что падали, так сказать, при пути, на большой дороге, по которой непрестанно двигались в Европу разные азиатские орды.

Более благоприятные условия для успехов здесь евангельской проповеди настали с неопределенного времени поселения в пределах России оседлого народонаселения племен славянских. Славяне были издавна близко знакомы с Грецией, куда они ездили для грабежа, для торговли и для службы в войсках императорских. Есть кое-какие известия и о результатах этого знакомства их с христианской империей, о случаях принятия ими христианства. Таково известие жития святого Стефана Сурожского († 787) о некоем славянском князе Бравалине, который вскоре после смерти святого напал с дружиной на Сурож, разграбил его, хотел ограбить и мощи Стефана, но был поражен чудесною силой и крестился. В житии святого Георгия Амастридского передается подобный же рассказ о россах, напавших на Амастриду (в Пафлагонии) и хотевших раскопать гроб святого Георгия; пораженный чудом над воинами, вождь их просил молитв христиан, освободил пленных и заключил с жителями союз. В первой половине IX века Болгария, Моравия и Паннония услышали евангельскую проповедь первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, которые изобрели славянские письмена и переложили на славянскую речь Священное Писание и богослужебные книги. Около того же времени призванием князя Рюрика в Новгороде было положено начало Русского государства, которому Провидением суждено было воспользоваться трудами Кирилла и Мефодия более всех других славянских стран; княжеская власть стала соединять разрозненные славянорусские племена в один народ и таким образом пролагать путь к будущему всенародному крещению Руси.

Киевские князья Аскольд и Дир первые подпали под влияние православной Греции и подготовили ему путь в Россию. В 864 году они сделали набег на Царьград. После усердной молитвы император Михаил III и патриарх Фотий с крестным ходом вынесли на берег Босфора чудотворную ризу Богоматери и погрузили ее в воду. Поднялась буря и стала топить суда россов; только немногие из варваров воротились домой. Пораженные чудом, князья просили крещения. Посланный к ним епископ произвел на киевлян сильное впечатление как своею проповедью, так и, особенно, чудом, бросив в костер Евангелие и потом вынув его из огня невредимым. Многие руссы тогда же крестились. Вероятно, крестились и князья; по крайней мере известно, что киевские христиане на могиле Аскольда возвели после церковь святого Николая.

По убиении Аскольда и Дира князем в Киеве стал Олег, переехавший сюда из Новгорода. Он тоже совершил поход под Царьград, сильно притеснил этот город и успел заключить с греками выгодный мир (в 911 году). Когда его послы были в Греции для заключения мира, греки, по приказанию императора, водили их по церквам, показывали разные святыни и давали наставления в вере. После заключения договора русские еще чаще стали ходить в Византию для торговли, жили там по несколько месяцев при монастыре святого Маммы и ближе знакомились с православием; другие поступали на службу к императору. В 944 году преемник Олега Игорь тоже заключил договор с греками; в этом договоре Русь разделяется уже на крещеную и некрещеную; первая клялась в соблюдении договора при киевской церкви святого Илии.

Крещение великой княгини Ольги

Вдова Игоря Ольга, мудрейшая из всей людей, как ее называет летопись, сама пожелала креститься. В 957 году, уже 67 лет от роду, она поехала в Царьград, будучи, по всей вероятности, еще раньше оглашена евангельским учением от православных пастырей Киева; одного из них по имени Григорий мы видим даже в числе ее спутников, Крещение ее совершено было патриархом Полиевктом; восприемником был император Константин Багрянородный. С княгиней в Царьграде были ее племянник, многие знатные женщины, служанки, послы, гости, переводчики; многие из них тоже крестились. По возвращении в Россию Ольга, – в крещении Елена, – до самой кончины своей сияла благочестивой жизнью, «аки луна в нощи», среди язычников. Она уговаривала к принятию христианства и сына своего Святослава, но он не хотел и слушать о крещении. Новая вера была вовсе не по характеру этого воинственного князя и его дружины; над теми, кто принимал крещение, дружина и князь смеялись. Но зато, по всей вероятности, Ольга имела немалое влияние на детей Святослава, при которых оставалась воспитательницей во время постоянного отсутствия его в Киеве. Есть известия, что святая княгиня ездила из Киева по городам и весям земли Русской для проповеди христианства. Она скончалась в 969 году. Сравнивая ее значение со значением святого Владимира, летописец называет ее «зарей утренней, предваряющею солнце».

После кончины Ольги Святослав воздвиг на христиан гонение, – знак того, что новая вера обратила на себя серьезное внимание языческой партии. При его детях Ярополке и Олеге, помнивших наставления своей бабки, участь христиан опять облегчилась; надо заметить при этом, что у Ярополка и жена была христианка, какая-то пленная гречанка-монахиня. В 1044 году великий князь Ярослав крестил кости Ярополка и Олега; этот странный факт объясняют именно тем, что Ярослав слышал о расположении своих дядей к христианству. Оба князя погибли в усобице. Их младший брат Владимир, севший после них в Киеве, был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние; потом он, тоже еще в детстве, увезен был в Новгород, где христианство было менее известно, чем в Киеве, и вырос там под влиянием старой веры. От этого занятие им киевского престола было вместе с тем торжеством языческой стороны в Киеве над христианской.

Обстоятельства крещения святого Владимира

Новый князь с дядей Добрыней на первых порах показали большую ревность к язычеству, стали ставить и украшать в Киеве кумиры. На холме перед своим двором князь поставил Перуна деревянного с серебряной головой и золотыми усами, Хорса-Дажьбога, Стрибога, Волоса, Симаргла, Мокошь. По словам летописи, никогда еще в Русской земле не было такого гнусного идолослужения, как в это время. В 983 году, после счастливого похода на ятвягов, решено было принести богам даже человеческую жертву. Жребий пал на христианского юношу Иоанна, сына варяга Феодора. Отец не хотел выдать сына и оскорбил язычников обличением их безумия. Яростная толпа убила обоих. Судя по немногим известиям летописи, великий князь обладал широкой натурой, способной ко всяким излишествам. Былины народные помнят о его разгульных пирах с дружиной. Летопись говорит о чрезмерном его женолюбии, сравнивая его в этом отношении с Соломоном. Но эта же самая широта натуры делала его способным, при содействии благодати Божией, и к коренному нравственному перевороту.

Славяно-русское язычество, несмотря на свое торжество, не в состоянии было бороться ни с одной из окружавших его религий: ни с мусульманством болгар, ни с иудейством хазар, ни с католичеством Запада, ни тем более с православием греков. А все эти религии оказывали на него сильное давление, как это ясно видно из предания о приходе к Владимиру из разных стран послов с предложением разных вер. Самая ревность князя к языческой вере должна была повести только к большему обнаружению ее несостоятельности и ускорить переворот в убеждениях князя и лучших людей. Начался выбор новой веры. Этот выбор, подробно изображенный в летописном сказании о беседе Владимира с миссионерами разных религий, склонился в сторону греческого православия. Греческий миссионер, по этому сказанию, сильно подействовал на Владимира своим учением об искуплении и будущей жизни и особенно иконой Страшного суда, которую показал князю. По уходе его князь, по совету дружины и градских старцев, послал десять разумнейших мужей в разные страны для испытания разных вер на месте. Ничья вера так не понравилась этим послам, как греческая. Вернувшись в Киев, они рассказывали, что в греческом храме константинопольской Софии они не знали, где стояли – на небе или на земле. В Киеве нашлось и другое доказательство в пользу православия – пример великой княгини Ольги, которая «была мудрее всех человек». Решено было креститься, ждали только удобного случая к этому. «Пожду еще немного», – говорил князь, в сердце которого уже начиналось действие призывающей благодати Божией.

В 988 году войско Владимира осадило Корсунь. Подобно другим языческим вождям в подобных же обстоятельствах, князь дал обет креститься в случае победы. Взяв город, он потребовал у тогдашних императоров Василия и Константина руки их сестры Анны, и при этом обещал принять их веру. Императоры согласились, уговорили согласиться и сестру. В ожидании невесты князь разболелся глазами. Прибывшая в Корсунь царевна убедила его ускорить крещение, если он хочет избавиться от болезни. И действительно, как только корсунский епископ крестил его, так он прозрел и, дивясь своему исцелению, воскликнул: «Теперь только узрел я Бога истинного». Дружина его тоже крестилась. После крещения совершен был брак его с Анной. В память всего этого он создал в Корсуне церковь, вернул город грекам и возвратился в Киев, взяв с собою попов корсунских и царицыных, мощи святого Климента Римского и ученика его Фива, церковные сосуды, кресты, иконы и всякую церковную утварь.

Крещение русских в Киеве

В Киеве князь крестил своих 12 сыновей и многих бояр; потом велел истреблять идолов; Перуна привязали к конскому хвосту и потащили в Днепр, по дороге били его палками. По истреблении идолов духовенство и князь ходили по городу с проповедью. Многие киевляне крестились с радостью; другие не хотели и слушать проповеди; третьи колебались, как колебался прежде и сам князь. Тогда Владимир выдал повеление, чтобы на другой же день все некрещеные явились к реке, а кто не явится, будет противником князю. Это решило недоумение тех, которые колебались. «Если бы новая вера была не хороша, – думали они, – то князь и бояре не приняли бы ее», и пошли креститься; другие явились на реку из страха. Упорные язычники бежали от княжеского гнева в степи и леса. На другой день после княжеского повеления на Днепре произошло общее крещение народа. Тогда, по слову благочестивого летописца, земля и небо ликовали, видя множество спасаемых. «Боже великий, сотворивый небо и землю, – взывал в радостном восторге Владимир, – призри на новых людей Своих, дай им, Господи, уведать Тебя, как уведали страны христианские, и утверди в них веру правую и несовратимую».

Образование Русской церкви

После крещения князя, дружины и всего стольного города христианство сделалось на Руси верой в собственном смысле господствующей. Вместе с тем последовало образование особой поместной Русской церкви, для существования которой имелись налицо уже все нужные условия. Она имела в Киеве значительную паству, которая вскоре начала еще увеличиваться через распространение истинной веры и вне Киева, среди разных славянских и инородческих племен Руси; имела свою иерархию, состоявшую из митрополита Михаила, епископов и священников, прибывших из Константинополя и Корсуня, и, вероятно, нескольких своих прежних, туземных; непосредственно после крещения народа великий князь стал повсюду строить для ее богослужения святые храмы; постепенно стали определяться и отношения новой церкви к ее матери – церкви Греческой, а равно местные внутренние ее отношения государственного и общественного характера; началась ее борьба со старыми языческими суевериями, и спасительное руководительство к преуспеянию новых людей Божиих на пути внутреннего христианского совершенства; одним словом, началась историческая жизнь Православной Русской церкви.

Понятие о науке – истории Русской церкви

Эта историческая жизнь православной Русской церкви и составляет предмет русской церковной истории. Как наука, систематически изображающая ход постепенного внешнего и внутреннего преуспеяния православной Церкви Христовой в земле Русской, она должна рассказать в частности:

как распространялась Церковь Христова среди русских людей и инородцев Русской земли, побеждая при этом разные препятствия или терпя ущерб со стороны врагов православного христианства, внутренних и внешних,

как она устраивалась по своему внутреннему иерархическому строю, как определяла свои отношения к Русскому государству и народу и приспособляла общие вселенские законы и обычаи своего управления, суда и экономического строя к потребностям и укладу местной государственной и народной жизни и, в свою очередь, сама влияла на изменение характера последних, преобразуя их по своим собственным началам;

чему и как она учила народ, в какой степени последний усваивал ее учение, в каких особенных, народных формах это учение закреплялось в его сознании, и как своим воспитательным влиянием она постепенно сглаживала эти особенности, приближая христианское сознание своей паствы к вселенскому типу православного учения;

какие особенности под влиянием народных понятий и местных жизненных условий обнаруживались в ее православном богослужении, в понятиях народа о христианских святынях, о способах богослужения, о принадлежностях богослужения, обрядах и прочем, и какие воспитательные средства принимала она с своей стороны для устроения и этой отрасли христианской жизни в Русской земле;

как под ее влиянием шло в просвещенном ею народе преуспеяние христианской нравственной жизни. Источники из которых можно почерпнуть относящиеся сюда сведения двоякого рода: одни – общие у истории Русской церкви с русской историей вообще: хронографы, летописи, всякого рода официальные акты и законы, записки современников, письма, памятники литературные, памятники вещественные, памятники бытовые, сказания иностранцев и прочее, другие – частные, относящиеся специально или главным образом к церковной или религиозной жизни России.

Сюда относятся: памятники церковного и относящегося к церкви законодательства, правила, грамоты, послания и всякие распоряжения русских иерархов, постановления русских соборов, церковные уставы русских князей и другие законодательные памятники правительства относительно церкви; дела архивов, летописи и акты церковных учреждений – церквей и монастырей, синодики, каталоги иерархов, истории частных епархий по местным первоисточникам, жития святых и сказания о разных святынях Русской земли, жизнеописания церковных деятелей; поучения, проповеди, обличительные и назидательные послания и другие памятники духовной словесности, в которых с той или другой стороны выразилась религиозная мысль и чувство русского человека; памятники церковной жизни вещественные – храмы, иконы, предметы церковной утвари, богослужебные книги; памятники невещественные – устные предания, легенды, народные верования, суеверия, религиозные обычаи, обряды и другие живые остатки народной религиозной жизни прежних времен, оживляющие и уясняющие скудные известия о ней других источников и во многих случаях заменяющие даже и самые эти известия.

Разделение русской церковной истории на периоды близко соответствует обычному разделению на периоды русской гражданской истории. В продолжение первых веков своего существования церковная жизнь России развивается преимущественно на юге, около своего киевского центра, среди неустойчивой удельной обстановки гражданского быта, в борьбе с сильными еще остатками старой языческой жизни и под непосредственным руководством и господственным влиянием Греческой церкви. Период этот продолжался до монгольского нашествия, после которого гражданская жизнь России с юга переместилась на север, в пределы Великороссии, и стала развивать здесь более устойчивый государственный строй; вместе с нею туда же, в новую обстановку великорусского племени, переносится и главный центр жизни церковной – Русская митрополия. Русская церковь, получив здесь тоже большую внешнюю устойчивость и облегчившись от своей первоначальной борьбы с язычеством, начала яснее определять свои отношения к государству и народу, развивать в себе все более и более национальный характер и принимать живейшее участие во всех современных жизненных вопросах, – в облегчении монгольского ига, в объединении страны через ослабление удельного быта, в удержании связи между разрывавшимися двумя половинами Руси – северной и южной, в ослаблении своей собственной зависимости от Греции. Этот период истории церкви завершается политическим разделением Русской Церкви на две половины, Московскую и Киевско-Литовскую, после чего наступает новый период раздельной жизни этих двух ее половин, – внешнего и внутреннего преуспеяния Московской церкви и бедствий церкви Киевской среди иноверного государства. Для Московской церкви период этот заканчивается достижением ей полной автономии и возвышением ее на степень самостоятельного патриархата, для Киевской же – присоединением ее к Московскому патриаршеству в общий состав единой Русской церкви. С начала XVIII века настало новое время для всей русской жизни, время нового государственного строя и новых определений касательно государственного положения и внешнего устройства церкви, время усвоения Россией плодов западной цивилизации, а вместе с тем и время многих новых явлений в истории русской религиозности и новых отношений к церкви русского общества, – с этого времени можно начать новый, текущий период русской церковной истории. Таким образом, все течение русской церковной жизни можно разделить на пять периодов:

Киевский – до нашествия монголов;

от нашествия монголов до разделения Русской митрополии;

период разделенной митрополии;

от учреждения патриаршества до реформы Петра Великого;

период Синодальный, со времени Петровской реформы до настоящего времени.

Историк Русской Церкви П.В. Знаменский (1836-1917 гг.)

В.А. Федоров

Выдающийся историк Русской Православной Церкви Петр Васильевич Знаменский родился 27 марта 1836 г. в Нижнем Новгороде в семье диакона. Он получил духовное образование: сначала в духовном училище (1846-1850 гг.), затем в духовной семинарии (1850-1856 гг.) Нижнего Новгорода, а в 1856 г. поступил в Казанскую духовную академию, которую с успехом окончил в сентябре 1860 г. и был направлен преподавателем философии и логики в Самарскую духовную семинарию. В августе 1861 г. в звании бакалавра П.В. Знаменский был принят в Казанскую Духовную академию, в которой сначала преподавал математику, а с мая 1862 г. переведен на кафедру русской церковной истории. С этого времени до конца жизни П.В. Знаменский посвятил свою научно-педагогическую деятельность любимому им предмету — истории Русской Православной Церкви.

Помимо Казанской духовной академии П.В. Знаменский с 1865 г. преподавал историю Русской Православной Церкви на историко-филологическом факультета Казанского университета и читал лекции по этому предмету в Казанском училище для девиц духовного звания.

Еще в 1855 г. в библиотеку Казанской духовной академии было передано богатое собрание рукописей (1593 наименования) из Соловецкого монастыря. Этим документальным собранием и был в 1865 г. П.В. Знаменский поставлен заведовать, а в 1875 г. он возглавил Комиссию для его научного описания. В 1882, 1885 и 1898 гг. Петром Васильевичем опубликованы три тома «Описания рукописей Соло-

Федоров Владимир Александрович — доктор исторических наук, профессор МГУ.

вецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии». Им были собраны и изданы ценные материалы по истории Алтайской духовной миссии и о роли в ее деятельности выдающегося миссионера, ученого-ориенталиста Н.И. Ильминского, которому П.В. Знаменский посвятил и две исследовательские статьи — «Участие Н.И. Ильминского в деле народного образования в Туркестанском крае» и «Несколько материалов по Алтайской миссии и участии в ее делах Н.И. Ильминского», опубликованные в 1900-1901 гг. в «Православном собеседнике». При участии П.В. Знаменского также была собрана и издана ценная переписка И.И. Ильминского.

В 1860 г. за свой труд «Обозрение постановлений по церковным делам в России в начале XVII столетия» П.В. Знаменский был удостоен ученой степени магистра богословия. В марте 1866 г. он был утвержден в должности экстраординарного, а в декабре 1868 г. — ординарного профессора Казанской духовной академии. В 1875 г. за свой капитальный труд «Приходское духовенство со времен Петра I» (Казань, изд. 1872 и 1874 гг.) он был удостоен ученой степени доктора церковной истории. В 1892 г. П.В. Знаменский был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности.

Почти 40 лет Петр Васильевич Знаменский преподавал в качестве штатного, а с ноября 1895 г. — сверхштатного профессора Казанской духовной академии. В августе 1897 г. он оставил сверштатную службу, но еще более года продолжал бесплатно читать свои лекции в академии. Необычайно взыскательный к себе, он мотивировал свой уход из академии тем, что «не может поспеть идти нога в ногу ни с современным развитием науки, ни с работой других членов академической корпорации», и тем самым «помимо своей воли принизить кафедру, всегда высоко стоящую в составе академического курса» . Здесь нельзя не отметить неоправданно строгое отношение П.В. Знаменского к своему педагогическому мастерству. По отзывам современников, его лекции

пользовались исключительной популярностью у студентов академии и университета и всегда собирали большую аудиторию. В адресе, поднесенном ему студентами по случаю оставления им службы в Казанской духовной академии, говорится, в частности: «Даже в эпоху наибольшего упадка трудолюбия студентов между самыми неаккуратными из них считалось зазорным не быть на лекции у Петра Васильевича». Как отмечалось в этом адресе, его глубоко интересные и содержательные чтения «очаровывали гармоническим соединением обильного фактического материала с художественной обработкой его».

Но П.В. Знаменский обладал не только большим лекторским талантом. Он был одним из выдающихся исследователей истории Русской Православной Церкви. По этой теме им опубликован ряд монографий и десятки исследовательских статей, написанных на основе богатейших архивных материалов и отличавшихся новизной постановки проблемы, смелостью их трактовки, строгой научной объективностью и документальной доказательностью. В силу этого они до сих пор сохраняют большую научную значимость .

В исследованиях П.В. Знаменского получили широкое освещение такие тогда еще мало изученные проблемы, как история русского приходского духовенства, развитие духовного образования, начиная с Петра I, взаимоотношение Православной Церкви и государства, миссионерская деятельность Церкви, биографии отдельных миссионеров-подвижников, народные обычаи и верования, причем, как справедливо отмечалось тогда в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, «церковную жизнь и народные верования» Знаменский «не ставит в изолированное положение, отрешенное от всех остальных проявлений народной и общественной жизни», а в органической связи между ними .

Большинство исследовательских статей П.В. Знаменского опубликовано в издававшихся во второй половине XIX в. известных историко-богословских журналах: «Православном обозрении», выходившем при Московской духовной акаде-

мии и «Православном собеседнике» — органе Казанской духовной академии (П.В. Знаменский состоял членом редколлегии казанского периодического церковного издания) .

В своих трудах П.В. Знаменский использовал новый для своего времени метод исследования, основывая его на том, что «история является не только биографией высоких лиц и рассказом о громких событиях», а есть совокупность всех составляющих в целом явлений церковной и народной жизни. Историк должен ставить своей целью отойти от пересказа фактов и проследить внутреннюю связь событий и явлений. «История нашей Церкви, — писал он в 1863 г., — доселе шла по официальному, так сказать, направлению, в каком разрабатывалась некогда и гражданская история. Как последняя исключительно занималась биографиями князей и царей, следила за развитием государственного начала, не обращая никакого внимания на склад жизни, на требования и жизненные идеалы самого народа, так и в параллель ей церковная история рассказывала нам жития и подвиги благочестивых иерархов и святых мужей, следила за проявлениями внешней стороны православия, тоже не обращая никакого внимания на религиозный склад, на развитие религиозного сознания самого народа, на те оригинальные формы, в коих народ выражал понимание предложенного ему учения. Мы знали, кто и когда учил народ православной вере, какие правила церковной жизни переданы были в Россию греческой церковью; но не знали другой, — самой существенной стороны дела, как народ усвоил учение веры, как церковный закон обнаружил свое влияние на народную жизнь, какие особенности в вероучении и в церковной практике проистекали от соприкосновения православия с народными понятиями и жизнью» .

Большое научное и педагогическое значение имел основной труд П.В. Знаменского «Руководство по русской церковной истории» (Казань, 1871). Оно явилось одним из самых лучших учебных пособий по истории русской Церкви и в том же 1871 г. было удостоено премии им. митропо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лита Макария (Булгакова) и получило широкую известность. Первое издание заканчивало свое изложение о Русской Церкви царствованием Елизаветы Петровны. Второе (1876 г.) и третье издания (1880 г.) были дополнены временем царствований Екатерины II и Павла I, четвертое (1885 г.) и пятое (1886 г.) включали и царствование Александра I, а шестое (1888 г.), переработанное, доводило изложение до конца царствования Александра II.

Начиная с издания 1896 г. «Руководство» П.В. Знаменского перешло в собственность Училищного комитета при Св. Синоде и получило название «Учебника по истории Русской Церкви». В соответствии с синодальной учебной программой П.В. Знаменский ввел в него некоторые изменения, в основном в изложение фактического материала. В 1904 г. последовало переиздание «Руководства».

В течение нескольких десятилетий эта книга служила главным учебным пособием в духовных учебных заведениях России. Впоследствии известный историк Русской Православной Церкви А.В. Карташев (последний обер-прокурор Св. Синода и первый министр вероисповеданий во Временном правительстве) в своих «Очерках по истории Русской Церкви» отмечал, что «»Руководство» П.В. Знаменского представляет собой наилучшую у нас по данному предмету «книгу для чтения»… К отличительным достоинствам содержания «Руководства» относится и то, что оно отводит менее, чем это делалось до него, места рассказу о внешних событиях, а с большой подробностью и с большим вниманием изображает внутреннюю жизнь церкви, религиозно-нравственное настроение русского общества» .

В 1996 и 2000 гг. «Руководство» П.В. Знаменского было переиздано издательством Крутицкого патриаршего подворья. Автор предисловия к этим переизданиям И. Соловьев справедливо отмечает, что книга П.В. Знаменского «до сего дня остается одним из лучших пособий по курсу русской церковной истории. и современные ее читатели почерпнут

«7

из нее для себя много полезного и интересного» .

Изложение материала в учебнике П.В. Знаменского состоит из пяти частей, или хронологических периодов: период I (988-1237 гг. — от крещения Руси до нашествия татаро-монголов), период II (1237-1461 гг. — от нашествия татаро-монголов «до разделения Русской митрополии»), период III (1461-1589 гг. — от разделения на две митрополии до установления патриаршества), период IV (1589-1700 гг. — Московское патриаршество) и период V (Синодальный). В рамках этих периодов рассматриваются проблемы: распространение христианства на территории России, устройство Русской церкви, церковное управление, церковная иерархия и положение духовенства, христианская жизнь (включая и жизнь монашества), богослужение, состояние духовного просвещения. В книгу включены краткие, но содержательные характеристики и оценки отношений между церковью и государством, внутренней жизни церкви, религиозно-нравственного состояния русского общества, изучения богословских проблем; даны характеристики наиболее видных духовных и светских исторических персонажей. Не обойдены вниманием народные обычаи, инославные конфессии и даже проблема масонства в России.

П.В. Знаменский скончался 2 мая 1917 года. Незадолго до своей кончины он завещал Казанской духовной академии свой дом и библиотеку.

1 Харлампович КБ. Историк-художник П.В. Знаменский. М., 1917. С. 13.

» Приходское духовенство на Руси XVI и XVII вв. Казань, 1865; Чтения по истории Русской Церкви за время царствования Екатерины 11. Казань, 1875; Основные начала духовно-училищной реформы в царствовавние Александра 1. Казань, 1878; Духовные школы в России до реформы 1808 г. Казань, 1881; Характер отношений России к православному Востоку. Казань, 1889; Чтения по истории Русской Церкви за время царствования императора Александра 1. Казань, 1895; История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования.

(1842-1870). Казань, 1891-1892. Вып. 1-3; (Предыстории Казанской духовной академии была посвящена ранее написанная большая статья П.В. Знаменского «Казанская семинария в первое время ее существования» // Православный собеседник. 1868. № 2); Богословская полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни (серия статей, опубликованных в «Православном собеседнике за 1902 г. и отдельным изданием, СПб., 1906).

3Знаменский Петр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Т. 5. М., 1994. С. 235.

4Диапазон научных интересов П.В. Знаменского был весьма широк. Об этом свидетельствует приводимый ниже далеко не полный список изданных его статей в журналах: Законодательство Петра Великого относительно духовенства, // Православный собеседник. 1863. № 2-3; Законодательство Петра 1 относительно чистоты веры и церковного благочиния // Православный собеседник. 1864. №3; Очерки по истории славянской мифологии (цикл статей, помещенных в «Нижегородских епархиальных ведомостях» за 1865-1866 гг.); О борьбе христианства с язычеством в России // Православный собеседник. 1865. №2; Религиозное состояние черемис Козьмодемьянского края // Православное обозрение. 1866. № 10-11; Горная черемиса Казанского края // Вестник Европы. 1867. № 12; Серия статей об исторических трудах В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.И. Болтина «в отношении к русской церковной истории» в «Трудах Киевской духовной академии» за 1862 год; О русском церковном деятеле Иоанне Неро-нове // Православный собеседник. 1869. № 1; О казанском митрополите Сильвестре // Православное обозрение. 1869. № 4-6; О просветителе Мефодии «словенском» // Православный собеседник. 1881. № 1 (и отдельное издание); Народные верования, относящиеся к пчеловодству // Странник. 1883. №7; «Жития» Варлаама Керетского и святителя Германа Казанского // Сборник Академии Наук. Т. 60; На память о покойном архимандрите Ни-каноре // Православный собеседник. 1889. № 1 (и отдельное издание); О протоиерее М.М. Зефирове // Православный собеседник. 1889. № 1 (и отдельное издание); О ректоре Казанской духовной академии Григории Калужском // Странник. № 1890. № 6-8.

‘ Харлампович КВ. Указ. соч. С. 19-20.

6Карташвв A.B. Очерки по истории русской церкви. Париж. 1959. Т. 1.С. 30-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7Знаменский П.В, Руководство по русской церковной истории. М., 1996. С. 10.