История церкви для детей воскресной школы

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Школа № 1056 г. Москва

Открытый урок

по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Притчи Иисуса Христа»

Подготовила : Дойникова Тамара Сергеевна,

учитель начальных классов

2019г. Москва

Тема урока: Притчи Иисуса Христа.

Цель урока: познакомить с евангельскими притчами (выборочно), научить понимать их содержание и смысл.

Задачи урока:

учебные: расширить знания школьников о притчах как литературном жанре, сформировать представление о евангельских притчах в связи с христианским учением и моралью;

воспитательные: приобщение учащихся к христианской нравственной культуре на материале евангельских притч;

развитие универсальных учебных действий: развитие умений смыслового чтения, сравнения, установления аналогий, вывода следствий, нравственного оценивания усваиваемого содержания, выделения морального содержания действия, идентификации поступков как моральных/аморальных на основе соотнесения действия с моральным эталоном.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: притча, покаяние, милосердие, ближний.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, просмотр презентации и видеоматериала, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.

Оборудование: толковый словарь С.И. Ожегова, презентация к уроку, проектор, экран.

План урока с хронометражем

I этап: Вводный (мотивационно — организационный) ( 5 минуты):

  1. Организация деятельности учащихся (1 минута).

  2. Введение в тему урока (2 минуты).

  3. Работа над темой урока. Работа с толковым словарём. ( 2 минуты).

II этап: Основной (информационно — аналитический) ( 24 минут):

  1. Подготовка к восприятию нового материала. Работа по картине Х.Рембрант «Возвращение блудного сына». (2минута).

2. Прослушивание аудиозаписи «Притча о блудном сыне» (дети делают

вывод: Бог всегда готов простить искренне покаявшегося человека.) (8 минут)

3. Просмотр видеоролика «Притча о потерянной овечке». (8 минут)

4. Работа с текстом. Притча о милосердном самарянине. (дети делают вывод: как нужно творить добрые дела милосердия: кому? Почему?) (8 минут)

III этап: Заключительный (оценочно — рефлексивный) ( 10 минут):

  1. Интерактивное задание (5 минуты.)

  2. Тестовое задание (6 минут)

  3. Итог урока – 3 минута.

4. Задание на дом – 2 минуты.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Учитель: Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. Свой урок я начну с высказывания Преподобного Варсонофия Оптинского : » Если и случиться согрешить – верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь». Сделайте предположение, о чём мы будем говорить.

( о покаянии и милосердии) (Слайд 1)

III. Работа над темой урока.

Учитель: На уроке будут появляться слова, значение которых мы подробно разберём:

Притча, покаяние , милосердие, ближний (Слайд 2)

На предыдущем уроке мы говорили о том, что не чудо приводит к вере, а вера приводит к чуду. Ради любви к людям, утешения и облегчения их страданий Христос совершал чудеса.

За Христом шло множество людей, которые были готовы находиться при Нём всё время. Среди тех, кто слушал Иисуса Христа, были разные люди — и учёные, и совсем простые. Чтобы каждый мог понять Его слова, он часто говорил притчами.

Что же такое притча?

На партах лежат толковые словари С.И. Ожегова. Они вам помогут узнать значения этого слова. (метапредметная связь)

Притча — это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). Каждая притча рассказанная Иисусом Христом имела глубокий духовный смысл.

Сегодня мы познакомимся с тремя евангельскими притчами, которые помогут нам понять значение слов покаяние, милосердие и раскаяние.

Тема «Притчи Иисуса Христа» (Слайд 3)

IV. Изучение нового.

Учитель: Рассмотрите картину.

Опишите события, которые вы видите на картине.

Какое впечатление произвела на вас картина? Что вызвало удивление, может быть, восхищение?

О чем заставляет задуматься? Предположите, как называется картина?

Картина называется «Возвращение блудного сына», написана великим голландским художником Х. Рембрантом. Эта картина полна надежд, духовной чистоты и сожалений. Отразив всё это на полотне, автор даёт зрителю понять, что прощение находит тот, кто искренне верит в раскаяние, кто любит.

Основой взята библейская история о блудном сыне Евангелия от Луки.

В названии картины встречается слово » блудный». Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)

(Слайд 4. На слайде последовательно появляется репродукция картины, затем название и имя художника и как заключение понятия слова «блудный».)

Прослушайте аудиозапись. «Притча о блудном сыне». Покаяние.

Учитель: О чём эта притча? ( притча о человеке, который заблудился на дороге своей жизни и потерял Небесного Отца)

Учитель: Кто главные герои этой притчи?(отец и сын)

Учитель: Кто из героев притчи передаёт образ Бога и образ Человека?(отец — Бог, сын – Человек)

Учитель: Младший сын забирает свою долю наследства и устремляется в дальние края, забыв про отца. Но наступает время, когда богатство иссякает. Покинутый и отверженный, он терпит голод, холод и жажду.

Отверженный всеми блудный сын остаётся наедине с самим собой и впервые заглядывает в свою душу.

Освободившись от соблазнов, лжи, которые он принимал за полноту жизни, он вспоминает детство, любовь отца, а не блага жизни. Блудный сын возвращается домой, потому что память об отце придаёт ему силу вернуться.

Это начало его покаяния — раскаяния.

Учитель: Что следует друг за другом: покаяние — раскаяние или раскаяние — покаяние?

Для того чтобы ответить на этот вопрос давайте сформулируем для себя что такое раскаяние и покаяние. (ответы детей)

Учитель: Раскаяние — отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. Признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении.

Покаяние – это обличение своего греха, это решимость не повторять его в дальнейшем.

В чём суть притчи?(Суть библейской притчи — раскаяние человека и милосердие бога к нему.)

Учитель: Вывод. Настоящее покаяние означает изменение души. Главное в покаяние сына — невозможно продолжать жить греховной жизнью и его возвращение к отцу. Отец же остаётся верным сыну, хотя сын предал его любовь. Он так же любит его, готов простить и принять. Отец в этой притче — образ Бога, всегда готового простить искренне покаявшегося человека.

(Слайд 5. Во время прослушивания притчи на слайде появляется название притчи , сюжет притчи в виде картинки. После разбора притчи на слайде появляется определение слов покаяние и раскаяние.)

Учитель: Любовь Бога к людям не останавливается только на прощении. О том, что Бог готов сделать ради спасения человека, говорит следующая притча.

Просмотрите видеоролик «Притча о потерянной овечке».

Значение любви Бога в жизни человека.

Учитель: Как вы думаете, образом Кого является в этой притче пастух и кто — овечка? ( пастух — Христос, а овечка — образ человеческой души)

Учитель: Почему пастух так переживал из-за одной овцы?( Для пастуха важны не только девяносто девять овец, но и эта одна)

Учитель: Точно так же для Небесного Отца дороги все Его дети.

Как вы думаете, почему потерялась овца?( она сбилась с пути)

Учитель: Но Бог Небес заботится о грешниках. Особенная Его забота — об этой заблудшей овце. И хотя у Него сто овец, Он не хочет потерять эту одну. Он идет за ней и не жалеет никаких трудов, пока не найдет ее. Бог следует за уходящим от Него грешником и не покидает его, пока тот не поймет, что надо возвращаться назад. Хотя Бог находит его выбившимся из сил и неспособным идти домой, Он не оставляет его погибнуть, а берет к Себе на плечи и с великой нежностью несет к Своему стаду.

О чём эта притча? (Так же и Бог заботится о людях. И на небесах больше радости будет об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.)

Учитель: Вывод: Овца потерявшаяся – это грешник, удалившийся от Бога. Как пастух идет искать заблудившуюся овцу, так и Господь Бог хочет привести опять к себе грешника словом Евангельским, обещанием милости и прощения.

(Слайд 6. Название притчи и видеоролик )

Притча о милосердном самарянине.

Значение милосердия к ближним.

Учитель: На примере двух предыдущих притч мы рассмотрели такие понятия как покаяния и милосердие. Прочитайте следующую притчу, которая поможет раскрыть понятие «милосердие» и «ближний». (Слайд 7. Притча на слайде)

Читает хорошо читающий ученик.

Кто же такой самарянин?

Самарянин – житель Самарии, области расположенной к северу от Иерусалима.

Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока.

Как каждый из них поступил по отношению к несчастному человеку?

Почему именно в самарянине Христос видит ближнего? ( Оказал милость несчастному.)

Учитель: А какого человека можно назвать ближним? Ведь в учение Иисуса

сказано » Возлюби ближнего как самого себя».

Ближним человек становится тот, кто нуждается в твоей помощи.

Кого Иисус противопоставляет доброму самарянину?( Священника и его помощника.)

Учитель: Так кто же поступил с несчастным человеком так, как подобает поступать по отношению к ближнему? Так кто же был действительно близок Богу?

Чему учит притча?

Вывод: Таким образом, ближним нам является тот человек, который находится рядом с нами. Этот самарянин лучше священника и левита понимал, что для исполнения заповеди о милосердии нет различия между людьми: все в этом отношении для нас равны, все – ближние нам. Притча, следовательно, учит не тому, кого считать нам ближним, а как самому делаться ближним для каждого человека, нуждающегося в милосердии.

Учитель: Отсюда мы сможем дать определение, что такое милосердие?(Милосердие — сострадательное отношение к другому человеку.)

Учитель: Кто такой ближний? (Ближний — тот, кому ты нужен, кто нуждается в твоей помощи.)

(Слайд 7. Понятия «милосердие» и «ближний» появляются на слайде последовательно после вывода)

V. Закрепление.

(Слайд 8. На слайде два столбика определений. При соотнесении одного определения из первого столбика с определением из второго столбика оно будет окрашиваться в один цвет. Каждое определение определённого цвета.)

Учитель: Ребята, сейчас нам предстоит выполнить задание. Соотнесите определения первого столбика с определением второго столбика.

Отец, который простил блудного сына Всепрощающий Господь

Блудный сын Раскаявшийся грешник

Потерявшаяся овечка Образ человеческой души

Пастырь добрый Иисус Христос

Ближний Человек, нуждающийся в помощи

Милосердный самарянин Человек, помогающий

нуждающимся

Учитель: Итогом нашего урока будет тестовое задание, которое лежит у вас на парте. (Приложение 1)

Тестовое задание

Фронтальная проверка.

VI. Итог.

Учитель: С какой темой урока мы сегодня познакомились? («Притчи Иисуса Христа»).

Учитель: Что нового вы для себя открыли? ( притча, покаяние, милосердие, ближний)

Учитель: Дороги вера и послушание, но еще дороже раскаяние; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми.

Ребята, знайте, человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына. Умейте проявлять свои лучшие качества в общении с другими людьми. Помните хорошие слова: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Всегда верьте, что Бог видит все и говорит каждый день с каждым из нас.

VII. Домашнее задание.

Сделай рисунок на тему одной из притч Иисуса Христа. Объясни свой выбор.

Приложение 1.

Тестовое задание

1. Что такое притча?

Укажите правильный вариант ответа:

А) История из жизни рассказывающего человека.

Б) Заповедь, которую необходимо соблюдать.

В) Короткая история с глубоким духовным смыслом.

2. Чему учат притчи?

Укажите правильный вариант ответа:

«Притча о блудном сыне»

А) Покаяние может спасти человека. Господь всегда ждёт, когда человек

придёт к нему за помощью.

Б) Каждой потерянной душе, которая нашлась для Бога, Господь очень

радуется.

В) Нужно видеть беды других людей и помогать им.

«Притча о потерянной овечке»

А) Покаяние может спасти человека. Господь всегда ждёт, когда человек

придёт к нему за помощью.

Б) Каждой потерянной душе, которая нашлась для Бога, Господь очень

радуется.

В) Нужно видеть беды других людей и помогать им.

«Притча о милосердном самарянине»

А) Покаяние может спасти человека. Господь всегда ждёт, когда человек

придёт к нему за помощью.

Б) Каждой потерянной душе, которая нашлась для Бога, Господь очень

радуется.

В) Нужно видеть беды других людей и помогать им.

Список Литературы

Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_ культуры

Поиск презентаций по тематике православной культуры (по ключевым словам). http://www.myshared.ru/category/1/

Светоч. Учебные и методические материалы по православной культуре. http://svetoch-opk.ru/ Курс занятий. http://vologda-eparhia.ru/category/методические-материалы

Основы православной культуры. Издательский дом «1 сентября». http://vos.1september.ru/

«Наши двери открыты для всех»

Разноцветные корпуса этого учебного заведения расположены в тихом уголке района среди вековых берёз и сосен.

«У нас пять просторных ­аудиторий, где занимаются четыре класса детей и один класс взрослых слушателей, – рассказывает директор школы иеромонах Пимен (Клыков). – В здании есть трапезная, актовый зал, где мы регулярно проводим небольшие театральные постановки. А большие представления – на Рождество и на Пасху – проходят в цокольном этаже храма. В этом году на Рождество вместе с нами в представлении принимали участие и детские творческие коллективы района Ново-Переделкино. В трапезной школы в 9.00 проходят чаепития. С 9.30 начинаются уроки. Все занятия бесплатные.

Поскольку сегодня в обычной школе у ребят колоссальные нагрузки, мы стараемся, чтобы у нас они отдохнули душой, выплеснули ту энергию и творческие порывы, которые им не удаётся реализовать в повсе­дневной жизни. К нам могут приходить и некрещёные дети – наши двери открыты для всех.

Школа существует с 1992 года. Её первые выпускники сейчас – полноценные граждане России, строят наше государство, делают мир лучше. В этом есть и наша маленькая лепта».

Школу посещают ребята от 4 до 17 лет. «У младшей группы, где занимаются ребятишки от 4 до 7 лет, по плану два урока по 30 минут, – рассказывает старший преподаватель Ольга Касаткина, которая трудится в школе более 15 лет. – У групп постарше, а это ребята от 7 до 17 лет, предусмотрено три урока по 40 минут. Мы не требуем от детей зубрёжки. Занятия проходят в сотрудничестве с учениками. Ребёнок чувствует, когда попадает в поле доброты и искреннего к нему внимания. А мы стараемся услышать каждого! Задаём ребятам вопросы и шаг за шагом совместно приходим к постижению истины. Почти все уроки интерактивные – дети готовят либо рисунки по мотивам новой темы, либо импровизированное театрализованное действо.

Мы изучаем основы православной веры, священную историю Ветхого и Нового Заветов, жития святых, разъясняем детям смысл христианских праздников».

К Рождеству и Пасхе в школе готовят большие театрализованные постановки. Фото: Архив Воскресной школы храма Спаса Преображения

Разделить радость

«Моя дочь Любовь пришла в школу в 4 годика. Сейчас ей 11 лет, – рассказывает Ольга. – Наши педагоги нашли «волшебный ключик» к ребятам – дети настолько вовлекаются в материал, погружаются в эпоху, о которой идёт речь, что начинают этим жить. Они словно становятся участниками тех, казалось бы, далёких событий – Рождества Христова, Светлой Пасхи».

В некоторых семьях в школу ходят несколько детей. «У меня занятия посещают дочка Евдокия, 9 лет, и сын Николай, 11 лет, – рассказывает Наталья. – Важную роль в программе школы играют театральные постановки, которые ребята вместе с преподавателями готовят к Рождеству и Пасхе. Это даёт им не только знания – дети учатся помогать друг другу. Очень часто они разучивают ещё и слова парт­нёра, чтобы выручить, если он вдруг их забудет. К каждому участнику спектакля, даже если он просто стоит на сцене и молчит, педагоги относятся как к большому артисту.

Соборный храм благоверного князя Игоря Черниговского, открывшийся в 2012 году, построен в неорусском стиле.