История творчество

В Викиданных есть лексема творчество (L168927).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. тво́рчество тво́рчества
Р. тво́рчества тво́рчеств
Д. тво́рчеству тво́рчествам
В. тво́рчество тво́рчества
Тв. тво́рчеством тво́рчествами
Пр. тво́рчестве тво́рчествах

тво́р-че-ство

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -твор-; суффиксы: -ч-еств; окончание: -о .

Произношение

  • МФА:
    (файл)

Семантические свойства

Значение

  1. деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей; создание новых объектов на основе новых, оригинальных идей или замыслов ◆ Творить — заниматься творчеством. ◆ Но есть один нюанс — дабы мечты и мысли воплощались и генерировали Истинное Время в физическом пространстве — соединяйте их с физической реальностью посредством творчества.
  2. то, что создано в результате такой деятельности ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

  1. созидание, творение
  2. частичн.: наследие, труды

Антонимы

  1. разрушение, уничтожение, бездействие

Гиперонимы

  1. деятельность, порождение

Гипонимы

  1. поэзия, рунотворчество, гимнотворчество, правотворчество
  2. народотворчество

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: творец
  • прилагательные: творческий
  • глаголы: творить

Список всех слов с корнем «-твор⁽ʲ⁾-/-твар⁽ʲ⁾-«

  • имена собственные: Творец
  • пр. существительные: творец, творение, творчество, сотворение (сотворенье), благотворитель, благотворительность, олицетворение (олицетворенье), растворение (растворенье), раствор (растворчик), растворитель, тварь, утварь, крючкотвор (крючкотворец)
  • прилагательные: благотворный (неблаготворный), благотворительный, кроветворный, олицетворённый, растворимый (быстрорастворимый), сотворённый (несотворённый), тварный (нетварный), творительный, творческий (нетворческий)
  • глаголы: творить (твориться); благотворить (благотворительствовать); боготворить; вытворять (вытворяться); олицетворять (олицетворяться, олицетворить, олицетвориться); растворять (растворяться, растворить, раствориться); сотворять (сотворяться, сотворить, сотвориться)
  • наречия: благотворно (благотворительно), тварно, творчески

Этимология

Происходит от гл. творить, далее из праслав. *tvorī́tī «держать», от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. творити (др.-греч. ἐπιτελειν, πράττειν, ποιεῖν), русск. творить, укр. твори́ти, белор. тварыць, болг. творя́ «делаю, творю», сербохорв. тво̀рити, словенск. storíti, storím «делать», чешск. tvořit, словацк. tvоriť, польск. tworzyć, tworzę, в.-луж. tworić, н.-луж. tworiś; восходит к праиндоевр. *twerǝ- «держать». Ср. лит. tvérti «схватить», латышск. tvert «хватать, держать», лит. tvárstyti «перевязывать», латышск. tvaȓstit, -u «хватать, ловить», лит. turė́ti, латышск. turet «держать», др.-прусск. turīt «иметь». Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • муки творчества

Перевод

деятельность, направленная на создание духовных и материальных ценностей

  • Английскийen: creation; creativity
  • Арабскийar: إبداع
  • Греческийel: δημιουργία
  • Грузинскийka: შემოქმედება
  • Испанскийes: creación, creatividad
  • Итальянскийit: creativita, opera
  • Казахскийkk: шығармашылық
  • Китайский (традиц.): 创造 (chuàngzào), 创作 (chuàngzuò)
  • Немецкийde: Schaffen ср.
  • Польскийpl: twórczość
  • Татарскийtt (кир.): иќат
  • Турецкийtr: yaratıcılık, yapıtlar
  • Украинскийuk: творчість ж.
  • Французскийfr: création, œuvre
  • Чешскийcs: tvořivost
  • Шведскийsv: skapande; skaparkraft
  • Японскийja: 創造

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — история создания произведений художественной литературы. Многие памятники мировой литературы имеют богатую Т. и., изучение к-рой помогает уяснению их смысла, их значения в истории литературы (напр. «Демон» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя и мн. др.). Установление Т. и. базируется на изучении рукописей данного произведения (начиная с черновых набросков), различных его вариантов, редакций, авторской правки в корректурах, подготовительных материалов и т. п. К области Т. и. может быть отнесено также выяснение связи данного произведения с биографией автора и с жизненными прототипами. Если задачей текстологии (см.), к-рая оперирует с теми же материалами, является установление правильного текста, то задачи изучения Т. и. — выяснение самого процесса созидания произведения, замысла автора, эволюции замысла, его постепенного осуществления на различных этапах, уяснение того, от чего отталкивался автор, к чему он стремился, и, наконец, углубление наших представлений о законченном произведении данными, почерпнутыми из процесса его создания. Так напр. изучение творческой истории «Ревизора» может показать, как Гоголь отталкивался от фарса, водевиля, от традиций комедии классицизма и стремился к созданию реалистической, социально-сатирической комедии.
К фактам Т. и. обращались историки литературы самых различных направлений. В качестве же особого и чуть ли не важнейшего метода изучения литературных произведений Т. и. была выдвинута Пиксановым. Преувеличение роли Т. и., возведение ее изучения в особый метод или в важнейшую дисциплину науки о литературе влечет литературоведение в сторону психологизации и биографического метода. С точки зрения марксистско-ленинской науки о литературе установление фактов Т. и., как истории работы автора над произведением, не имеет самостоятельного методологического значения, а играет лишь подсобную роль. Тем не менее факты Т. и. представляют несомненный интерес при изучении творческого пути писателя, его художественно-творческой техники, а также при исследованиях текстологического порядка.

Библиография:
Пиксанов Н., Новый путь литературной науки. Изучение творческой истории шедевра (Принципы и методы), «Искусство», М., 1923, № 1; Пиксанов Н., Творческая история «Горя от ума»; Гиз, М. — Л., 1928; Сакулин П. Н., Проблема «творческой истории», «Известия Академии наук СССР», Отделение гуманитарных наук, VII серия, 1930, № 3; Вересаев В., Как работал Гоголь, изд. «Мир», М., 1932; Ашукин Н., Как работал Некрасов, изд. «Мир», М., 1933; Горнфельд А., Как работали Гёте, Шиллер и Гейне, изд. «Мир», М., 1934; Гудзий Н., Как работал Толстой, изд. «Советский писатель», М., 1936; Грифцов Б., Как работал Бальзак, изд. «Советский писатель», М., 1937; Тренин В., В мастерской стиха Маяковского, изд. «Советский писатель», М., 1937.

Алексей Алексеев

Когда, где и зачем первобытный человек начал рисовать, высекать на камне петроглифы, создавать скульптуры, творить? На все эти вопросы специалисты по палеоарту (древнейшему изобразительному творчеству) дают различные — порой неоднозначные, порой сильно отличающиеся друг от друга — ответы.

Рожденное высокоразвитым

Рассказывают, что в 1940 году после посещения пещеры Ласко, «Сикстинской капеллы наскальной живописи», Пабло Пикассо с горечью признал: «За семнадцать тысяч лет мы ничего нового не изобрели». Художники древности нагревали охру до различных температур, отчего она меняла оттенок от ярко-желтого до бордового, добавляли в нее различные наполнители, улучшавшие свойства краски. Они взбирались на подмостки, использовали для рисования кисти, пальцы, рты, шкуры животных и кости птиц. В пещере Марсула сотни точек составляют изображение бизона (за тысячелетия до появления термина «пуантилизм»), на знаменитом изображении коровы в Ласко пропорции искажены ради правильного восприятия зрителем. Использовался рельеф поверхности, чтобы добавить работам объем (выступ — грудь, углубление — глаз). Благодаря размещенному в правильном месте источнику света картины на стенах пещер казались трехмерными.

«Древнейшие достоверно датированные изображения сложные, а вовсе не примитивно-схематичные, как предполагала бы идея эволюционности, развития от простого к сложному. Утро искусства уже демонстрирует его расцвет», — отмечает ученый секретарь Института археологии РАН Екатерина Дэвлет.

Самое древнее выполненное краской изображение, чья датировка не оспаривается, — это открытое в 1994 году изображение носорога во французской пещере Шове. Его возраст (по данным радиоуглеродного анализа с применением масс-спектрометрии) может составлять от 30 до 33 тысяч лет.

Что раньше — творец или творчество?

Получается, что время возникновения искусства — начало позднего палеолита, что хронологически примерно совпадает с окончанием эволюции ископаемых гоминид и появлением Homo Sapiens. Так и хочется перефразировать известную марксистскую цитату о труде, обезьяне и человеке.

Отдельные ученые, однако, полагают, что первобытное искусство появилось раньше, а возможно, намного раньше.

В прошлом году австралийский археолог Бен Ганн обнаружил на плато Арнем Лэнд в Австралии два выполненных охрой изображения ископаемой птицы гениорниса. Прорисовка деталей показывает, что картина сделана с натуры. Палеонтологи полагают, что гениорнисы вымерли 40 тысяч лет назад. Или их оценка ошибочна, или рисункам как минимум 40 тысяч лет.

Сью О’Коннор из Австралийского национального университета обнаружила в пещере Карпентерз Гэп фрагмент упавшей с потолка росписи — в слое, который по радиоуглероду получил датировку в 39700 лет (погрешность — 1000 лет в обе стороны).

Австралийский же ученый Рис Джоунс находил охру и гематит в слоях с датировкой 60 тысяч лет до нашего времени. Проблема в том, что нет доказательств, что эти пигменты использовались в живописи, а не для украшения тела, например.

В пещере Бломбос (ЮАР) в 1991 году проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены инструменты, украшенные абстрактным узором (возраст — как минимум 75 тысяч лет, датировка методами оптически стимулированной люминесценции и термолюминесценции).

«В мире сохранилось намного больше образцов наскального искусства периода среднего палеолита, чем позднего, только немногим научным работникам известен этот факт», — говорит Роберт Беднарик, глава IFRAO (Международной федерации организаций по изучению первобытного искусства). Среди приводимых им примеров — чашечные углубления в пещере Ла Феррасси, Франция (возраст — примерно 60 тысяч лет), пещере Рино (Ботсвана) и «тысячи объектов среднего палеолита в Австралии».

Самые древние чашечные углубления обнаружены в пещере Дараки-Чаттан в Индии. Следует говорить о датах в 350-250 тысяч лет (в соответствии со стратиграфическим датированием культурных слоев), утверждает один из российских представителей в IFRAO Арсен Фараджев. Не все исследователи солидарны с такой датировкой, преобладающее мнение — между 40 и 150 тысячами лет.

«Так называемые «чашечные углубления» — это даже не изобразительный вид деятельности, а ритуальный, просуществовавший очень долгое время. Их наносили на отдельные валуны в местах, где совершали ритуалы, могли использовать для «кормления» божеств и духов», — считает Екатерина Дэвлет.

К палеоарту (первобытному искусству) кроме чашечных углублений иногда относят также петроглифы в виде прямых, пересекающихся, концентрических линий, других геометрических форм, декоративные насечки на каменных орудиях, — самые ранние из которых также относятся к среднему палеолиту.

Эйприл Ноуэлл из канадского Университета Виктория в работе «От искусства палеолита до визуальных культур плейстоцена» приводит следующую хронологию: «Признано, что артефакты, представляющие образ или символ, не превышают возрастом 100 тысяч лет. Хотя существуют примеры использования символов, датирующиеся периодом от 100 тысяч до 40 тысяч лет, более 99% известного нам «искусства» имеет возраст примерно от 35 до 10 тысяч лет».

Три Венеры

Один из главных претендентов на звание древнейшей скульптуры (из известных в настоящее время) — найденная в 1981 году на Голанских высотах профессором Наамой Горен-Инбар из Института археологии Еврейского университета в Иерусалиме антропоморфная фигурка из ярко-красного туфа.

Фигурку удалось довольно точно датировать методами тефрохронологии (по возрасту прилегающих слоев вулканического пепла). Ей не менее 230 тысяч лет (плюс-минус 3 тысячи), что соответствует ашельской культуре (средний палеолит).

Фигурка получила название «Венеры» по аналогии с многочисленными «Венерами» эпохи позднего палеолита.

В отношении Венеры из Берехат-Рама высказывалось предположение, что она является геофактом, то есть создана силами природы. То, что три прореза на фигурке («шея» и «руки») сделаны человеком, в 1997 году доказал с помощью микроскопического анализа Александр Маршак из Музея археологии и этнологии Пибоди при Гарвардском университете. В 2000 году Франческо Д’Эррико из университета Бордо и Эйприл Ноуэлл из Университета Виктория подтвердили его выводы.

У скептиков есть еще один аргумент: если фигурку создал человек, неизвестно, ставил ли он перед собой заранее какие-либо художественные задачи. Опровержением этого тезиса в некоторой степени может служить факт существования похожей фигурки, найденной в 1999 году неподалеку от города Тан-Тана в Марокко. Так называемая «Венера из Тан-Тана» — из кварцита, высотой примерно 6 см, похожа на человека без лица и без явно выраженной половой принадлежности. По оценке Роберта Беднарика, этой «Венере» — между 200 и 500 тысячами лет. Нашедший фигурку германский археолог Лутц Фидлер полагал, что «Венера» создана человеком, возможно, доработавшим материал, обработанный природой. Другие представители научного сообщества полагают, что фигурка может иметь исключительно природное происхождение. Доказывая свою правоту, Беднарик изготовил каменный топор и обработал им похожий кусок кварцита — для сравнительного анализа.

Если признать природное происхождение двух старейших «Венер», звание древнейшей скульптуры достанется третьей — найденной в пещере Холе Фельс на юго-западе Германии в 2008 году группой археологов из университета Тюбингена под руководством Николаса Конарда.

Найденная разбитой на пять кусков, Венера из Холе Фельса была вырезана из бивня мамонта примерно 35-40 тысяч лет назад. Ни датировка, ни факт создания скульптурки человеком не оспариваются научным сообществом.

В той же пещере был найден артефакт, считающийся древнейшим музыкальный инструментом, — флейта из кости стервятника (возраст 35 тысяч лет). То есть и музыка — совсем не молодое искусство.