Иудаизм о религии

Слушай, Израиль: Господь — Бог наш; Господь — един». Эти принципы, сформулированные в книге Второзаконие, составляют кредо иудаизма, его теологическую основу. Это — стержень еврейской литургии; религиозный еврей произносит эти слова и в ежедневной индивидуальной молитве. Они помещены и в мезузэ — футляр для священного текста, прибитый к косяку каждого еврейского дома, как заповедано Библией. Покидая дом и входя в него, евреи целуют кончики пальцев и прикасаются ими к мезузй, подчёркивая этим ритуалом связь с заключенными в ней словами. В этом случае они служат одновременно и оберегом, и напоминанием об обязанности придерживаться важнейших принципов веры.

Смысл этих принципов заключается в следующем: во-первых, еврейский народ строго придерживается монотеизма, то есть признает наличие единого божественного начала в мире и отвергает языческие культы; а во-вторых, между единым Богом и еврейским народом существует связь. Иными словами, Господь не просто сотворил весь физический мир, включая человечество со множеством его народов, но и заключил с одним из этих народов своеобразный договор. Знаменательно, что в кредо иудаизма «господь — Бог наш; Господь — един» на первом месте находятся как раз слова о «договоре» народа с Творцом. Таким образом, из всех проявлений Божества в мире евреи превыше всего ценят Его связь с еврейским народом.

Всякий договор — это взаимные обязательства «сторон». В тексте Пятикнижия они изложены многократно и в разных формулировках; однако наиболее лаконично обязательства евреев перед Господом выражены в словах из книги Левит: «…Итак, будьте святы, ибо Я свят». Евреи призваны Богом стать «царством священников». Иными словами, святость не является прерогативой некоторой жреческой части народа, а предписывается всем и каждому, что безмерно повышает ответственность каждого человека перед Всевышним.

Эту свою задачу еврейский народ и его мудрецы стремились постичь и исполнить во всей ее полноте. Эта задача определяет и всё веками разрабатывавшееся еврейское религиозное право, регламентирующее жизнь личности и общины в их контактах с миром и их обращении ко Всевышнему. Требование чистоты и святости обязательно для любого еврея в любых жизненных ситуациях — от всеобщего участия в торжественной литургии в День Искупления (Йом Киппур) и до повседневного воздержания от запрещенной, «нечистой», пищи, которую ни одна еврейская домохозяйка не подаст к столу.

Естественно, что, осознавая свои обязательства перед Богом, еврейские мудрецы стремились постичь также и природу проявлений Божества. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные определения Бога в библейской и постбиблейской литературе: Святой благословенный, Владыка мира, Царь вселенной, Господь воинств, Царь над царями царей, Всевышний, Всесильный, Вездесущий, Отец наш небесный, Бог наш и наших праотцев, Бог Авраама, Исаака и Иакова, Милосердный и Прощающий, Друг души, Твердыня, Истина, Судия. Однако характерно, что ни одно из этих определений не является именем. Одним из наиболее распространенных способов называть Бога является эвфемизм А-шем, что буквально означает «Это Имя».

Однако это вовсе не означает, что Бог в иудаизме лишен имени. Это четырехбуквенное имя, называемое иногда Тетраграмматон, многократно встречается в Пятикнижии. Буквы его те же, что и у глагола «быть», который в разных формах входит в универсальное определение сущности Божества — «Он был, есть и пребудет». (Так, беседуя с Моисеем из неопалимой купины, Господь говорит о себе: «Я есмь Вечносущий». Слова этой фразы составлены из букв Имени.) Еврейская традиция называет это Имя Полным и считает его непроизносимым. Запрет на произнесение Имени Господа содержится в 4-й заповеди, следующей непосредственно после требования поклоняться лишь единому Богу и запрета на идолопоклонство: «Не произноси (буквально — не возноси) имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Имя Бога, безусловно, было известно и передавалось мудрецами ученикам, но не было в употреблении и не записывалось ни в каких текстах, кроме Пятикнижия.

В эпоху существования Храма, однако, Полное Имя однажды в году произносилось. Делал это первосвященник в ходе богослужения в День Искупления. Для произнесения Имени он в полном одиночестве входил в Святая Святых Храма. Для каждого из молящихся, заполнявших всю остальную территорию святилища, этот момент являлся кульминацией богослужения. После разрушения 2-го Храма эта традиция прервалась.

Непроизносимое Имя в еврейской традиции обладает невероятной властью и силой, так как заключает в себе саму божественную суть. Существует немало легенд о том, как чудодеи (так называемые бааль-шемы, то есть «знающие Имя»), мудрецы и даже демоны творили этим Именем невероятное. Одна из самых известных — легенда о Голйме. Голйм — существо, лишенное сознания и воли, кукла, вылепленная из глины. Но, прикрепив к его лбу листок с Именем, мудрец совершает действие, сходное с тем, когда сам Господь вдохнул жизнь в вылепленного им из земли Адама.

В тексте Пятикнижия четырехбуквенное Имя встречается, наряду со словом «Элохим», означающим, собственно, «Бог, Божество». Комментаторы Писания с древних времен задумывались о причинах этого двойного употребления. Они не сомневались, что в священном тексте Пятикнижия не может быть случайностей или небрежностей. Изучив контекст, в котором поочередно появляются то четырехбуквенное Имя, то «Элохим», комментаторы заключили, что употребление слова «Элохим» указывает на такой божественный атрибут, как справедливость и правосудие, в то время как появление четырехбуквенного Имени напоминает о божественном милосердии. Так, в рассказе о сотворении мира мы встречаем лишь определение «Элохим», зато в рассказе о сотворении человека, поселении его в Эдемском саду и даже наказании за нарушение божественного запрета повсюду, наряду со словом «Элохим», встречается четырехбуквенное Имя. Талмудические мудрецы истолковали это так: Господь задумал сотворить мир, который будет основываться лишь на справедливости и строгом суде. Но, создав человека со свободной волей, Всевышний понял, что тот непременно будет временами грешить. Господь же полюбил свое творение и, понимая, что на одном лишь основании строгой справедливости миру просто не устоять, явил сотворенному Им Свою милосердную сторону.

Стремясь интеллектуально и эмоционально постичь Бога и его ожидания от человека, в частности, от народа Израиля, евреи в то же время никогда не пытались создать изображений Божества, следуя заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им…». Вторая часть заповеди поясняет запрет на изображение Бога как требование отказаться от языческих обычаев поклоняться божествам, изображавшимся в виде существ и явлений физического мира. Однако еврейская традиция соблюдала эту заповедь с такой строгостью, что даже когда в среде евреев совершенно исчезли языческие ритуалы и опасность их возрождения, запрет на изображение Бога не был смягчен. Причина этого в том, что, по представлениям иудаизма, Творец, разумеется, не может быть представлен в форме ни одного из творений — такое допущение было бы и абсурдно, и кощунственно. Поэтому все случаи антропоморфизмов в языке Библии, упоминающей о «гласе», «лике», «деснице» или «оке» Божием, объясняются мудрецами так: «Тора говорит человеческим языком», то есть для передачи своего великого послания снисходит к ограниченным человеческим представлениям, определяющимся рамками его физической формы.

Однако как при этом истолковать слова о сотворении человека: «И сказал Бог: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по подобию Божию…»? Не значит ли это, что по облику человека можно представить себе образ Бога? Ответ, выработанный традицией со времен первых комментаторов Пятикнижия (а ими можно считать пророков), состоит в том, что речь не идет о внешнем сходстве — человек обладает заложенной способностью морально уподобиться Творцу, он подобен Ему по самой своей, Творцом же созданной, природе. Более того, подражание Богу (imitatio Dei) и является обязательством, которое берёт на себя еврейский народ и каждый еврей в договоре со Всевышним, их обязанностью «быть святыми, как Свят Отец наш небесный».

Спрашивают мудрецы: как возможно для человека уподобиться Господу? — Делать то же, что и Он: давать пропитание голодным, одежду нагим, кров путешествующим; заботиться о вдовах и сиротах; радоваться за невесту и жениха; вершить справедливый суд; навещать больных и погребать умерших. В иврите слово «благотворительность» (цедакб) имеет общий корень со словом «справедливость» (цйдек): вершить добрые дела — значит, не возвеличиваться самому, а восстанавливать божественный порядок в мире, возвращать создание к плану Создателя. По мнению еврейских мудрецов и философов, творя благо и милосердие, человек становится полноправным партнером Бога в непрекращающемся процессе творения. Праведник (цадИк) — слово с тем же корнем, что и слово «справедливость», ведь это человек, который больше, чем другие, сумел уподобиться Господу в святости.

Начало одного из еврейских литургических гимнов звучит так:

    Владыка мира, правящий им,
    Из ничего создал творение.
    В избранное время сделал всё по Своему замыслу.
    Это — Царь, да будет возглашено Его Имя!
    А вслед за тем, как все завершил,
    Один Он грозно правит.
    И Он был, и есть, и пребудет во славе!

Так воспевается Бог, сказавший на горе Синай общине Израиля: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». И народ, еще до объявления Моисеем заповедей и законов единогласно обещавший: «Все, что сказал Господь, исполним», несет как память о великом событии на Синае, как осмысление своего сегодняшнего дня и как призыв к будущим поколениям слова: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь един».

Цель семинарского занятия: исследовать иудаизм как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, рассмотрев основные направления иудаизма: 1) традиционалистское; 2) модернистское; определить место и роль религиозно-политических партий, их значение на современном этапе государства – Израиль.

Вопрос1: возникновение и формирование Танаха

Еще на ранней стадии своего становления иудаизм перешагнул рамки духовной сферы и активно вторгся в общественно-политическую практику. Уже тогда его структура приняла достаточно разветвленный характер и включала в себя по меньшей мере семь основных элементов:

учение о Боге, сущности вселенной и человека;
Священное Писание;
свод религиозных законов, охватывающих также область светского права;
порядок отправления религиозного ритуала;
систему религиозных институтов;
кодекс морально-нравственных отношений;
концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения.
Явление Мессии (посланника или помазанника Бога) ассоциируется в иудаизме с наступлением Царства Божьего и восприятием всеми народами истинности единого Бога и Его универсальных законов, зафиксированных в Торе.

Священное Писание (Сфарим) известно также в древнееврейской аббревиатуре как Танах; в него входят Тора (Учение), или Пятикнижие, авторство которого приписывается традицией пророку Моисею; Нэвиим (Пророки) – 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера; Кэтувим (Писания) – 13 книг разнообразных религиозных жанров.

Центральная доктрина иудаизма – вера в единого Бога, который бессмертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Иудаизм проповедует адекватность человеческого разума образу Бога, следствием чего является вера в бессмертие человеческой души. В соответствии с нормами иудаизма верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору.

Эллиническое влияние, особенно усилившееся после захвата Иудеи в 322 г. до н. э. Александром Македонским (356-326 до н. э.), привело к тому, что большая часть евреев, расселившаяся в странах Восточного Средиземноморья, не знала иврита – языка Торы. Это побудило служителей культа иудейской религии перевести Танах на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта.

В годы правления Селевкидского царя Антиоха IV Эпифана (175 – 164 гг. до н. э.) усиливаются гонения на иудейскую религию: иудеям возбранялось читать Тору на иврите, соблюдать субботу и обряд обрезания, в Иерусалимский Храм были внесены статуи греческих богов. Ответной реакцией на религиозные гонения стало восстание иудеев верных Закону Торы, во главе которых находились представители рода Хасмонеев, известные также в исторических анналах как Маккавеи. В освободительной войне иудеев против Селевкидского царства сталкивались также интересы хасидеев (правоверные иудеи) и эллинизированных жителей Иудеи (митявним). Восстание Маккавеев закончилось полным освобождением Иудеи от греческих влияний; Второй Храм был очищен от греческих богов (165 г. до н. э.). Однако короткий период политической независимости (142 г. до н. э. – 6 г. н. э.) сменяется подчинением Иудеи власти римских прокураторов.

Серьезные политические потрясения в Иудее в годы правления римских прокураторов дали толчок развитию идей первоначального христианства.

«Краткая история иудаизма»

Конспект «Краткая история иудаизма»: определение иудаизма, священные книги, святые места, принципы веры, развитие религии, библейские персонажи, современные направления.

Иудаизм

Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, названная по имени исповедывающего ее еврейского народа (иудеи). Оно восходит к имени сына Иакова — Иуды (Йехуда), чьи потомки образовали Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. После рассеяния остальных племен в ходе иноземных завоеваний и вавилонского плена народ Иуды стал основным носителем еврейской культуры. Иудаизм на протяжении веков являлся базисным элементом еврейской цивилизации.

Культурный базис иудаизма состоит из разнородных элементов многих древних культур Ближнего Востока, но наделенных в еврейской традиции своим особым смыслом. Праздник весенней жатвы получил у евреев название Песах, а его символы урожая стали образными напоминаниями об избавлении из египетского плена: горькая трава — в память о горечи рабства; пресная пышка — маца — глина, из которой пришлось строить пирамиды; яйцо — рождение нового народа.

праздники иудаизма

Обычай обрезания, изначально бытовавший у многих восточных народов как обряд инициации, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий вступление ребенка в отношения с Богом.

Святыни иудаизма

Священными книгами для евреев являются Танах и Талмуд. Танах состоит из Торы (Пятикнижия Моисеева), Невиим (Книг пророков) и Кетувим (Писания). Танах практически совпадает по объему и содержанию с книгами Ветхого Завета христианства. Законодательный материал — Галаха, т. е. «руководство в пути». Галаха регулирует, в частности, те сферы жизни евреев, которые в иных правовых системах регулируются уголовным, гражданским, семейным, корпоративным и обычным правом.

Святые места иудаизма имеют большое значение в религиозном культе особенно в связи с тем, что на протяжении веков у адептов были трудности с их посещением. Святыми городами считаются:

  • Иерусалим, в котором находился Храм;
  • Хеврон, в котором похоронены библейские праотцы;
  • Цфат, в котором развилось мистическое учение Каббалы;
  • Бейт-Лехем — город, в котором похоронена праматерь Рахиль;
  • Шхем, где похоронен Иосиф.

Храмовая гора и Стена плача в иудаизме считаются наиболее святыми местами. Внешними символами иудаизма являются менора-семисвечник, который стоял в Храме Соломона в Иерусалиме, и с XIX века шестиконечная Звезда Давида. Символическое значение в иудаизме имеют также молитва Шма Исраэль и соблюдение субботы.

Принципы веры в иудаизме

Основные черты этой религии содержатся в следующих принципах веры. Иудаизм подразумевает веру в единого Бога, от обстоятельств реализации этой веры зависит судьба народа и отдельных его представителей. Нравственного добродетельного поведения недостаточно, нужна еще вера в Бога. Иудаизм принципиально не занимается миссионерством, то есть не стремится к прозелитизму, но содержит представление об особой миссии еврейского народа: донести истину до человечества и помочь человечеству приблизиться к Богу. Для реализации этой задачи Бог заключил с еврейским народом Завет и дал ему заповеди. Божественный Завет неотменим, и он налагает на еврейский народ более высокий уровень ответственности. Адепты считают необходимым для себя соблюдать 613 заповедей, тогда как для всех остальных считают достаточным соблюдение семи законов Ноевых сынов.

мораль иудаизма

Человек рассматривается как излюбленное дитя Бога, сотворенное по его образу и подобию. Бог Иеговы — единственный истинный Бог, творец вселенной, источник высшей воли и справедливости. Учение об абсолютной ценности Человека как подобия Бога, как бессмертного духовного существа. Учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: каждый человек является Сыном Божьим, всем людям даются средства к постижению истины и своего предначертания — свободная воля и божественная помощь. К принципам веры относятся также учение о приходе Мессии и учение о воскресении из мертвых в конце дней.

История иудаизма

В религиоведении история иудаизма (развитие религии) делится на три исторических периода: храмовый (в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с VI века по настоящее время).

Первый храм

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (около 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. В древнейшей части Библии Бог называется «елогим», дословно «боги», что свидетельствует о создании этих преданий племенами, исповедующими политеизм. Но в других столь же древних пластах книги говорится о боге Яхве, последователем которого и стал Авраам. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. При Моисее, который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов. Но культ и ритуал для Моисея были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Допускалось лишь почитание шатра и скинии Завета, в которых он хранился.

После завоевания страны Ханаан сыны Израилевы попали под влияние местных религиозных обычаев (в частности, культ божеств плодородия, служение которым требовало жертв) и разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. Тогда появились пророки — люди разного социального происхождения, которые боролись против элементов идолопоклонничества, против обрядов, проводимых где-либо кроме Храма, проповедовали чистый монотеизм и социальную справедливость. Они не отвергали жертвоприношения, проводимые в Иерусалимском Храме, но считали их роль второстепенной по отношению к прямому общению с Богом.

С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до нашей эры в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением: это было соблюдение субботы и обрезание. Новшеством стало молитвенное богослужение в домах-собраниях (синагогах). Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание труппы или отдельного человека.

Второй Храм

После возвращения в Иерусалим молитвенное богослужение стало частью храмовой службы. Если Храм снова был местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Это деление стало основой двух оппонирующих друг другу фарисеев и саддукеев (со II в. до н. э.)

Саддукеи (жрецы Храма) исходили из буквы Закона, фарисеи — из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Саддукеи в условиях греческого господства приспосабливались к новым эллинистическим обычаям, которые были несовместимы с еврейской традицией. Например, запрет на наготу нарушался молодыми евреями, обучавшимися в греческих школах, ведь для занятия гимнастикой нужно было раздеться. Фарисеи критиковали официальное жречество и призывали к благочестию.

Традицию фарисеев продолжили таннаи («учителя»), амораи («толкователи») и савораи («разъясняющие»), коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые и моральные предписания, а также исторические хроники.

Современный ортодоксальный иудаизм сложился на основе движения фарисеев. Завершенность монотеистическая система получила в обосновании Филона Александрийского (I в. до н. э.)

история иудаизма

Но не все евреи признали право «учителей» и «толкователей» интерпретировать Тору. В VIII в. возникла секта караимов, отвергавших Талмуд. Их лидер Анан Бен-Давид призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Его оппоненты, ортодоксальные евреи, задавали вопрос, чем же мы будем отличаться от мусульман, признающих священной ту же книгу, если не будем придерживаться вековой традиции, закрепленной в Устной Торе. Действительно, благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. После вторичного разрушения Храма (70 г. н.э.) молитвенное богослужение вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм.

Раввинистический период

В средневековой Испании возникла Каббала как учение о божественных эманациях и откровениях, учение о «сфирот» (иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). Кабала стремилась описать способы постижения Божьего промысла через гематрию — науку о тайных мистических символах букв, цифр, имен и прочего.

Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Эта мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме XVIII-XIX вв., возникшем в Польше. В большей мере это движение являлось протестом против равви-низма и взгляда, что изучение Талмуда — единственный путь для достижения праведной жизни. Хасиды отказывались от аскетизма, считали, что веселье — главный путь общения с добрым Богом. Интуиция также была важнее учености, считали они.

Примерно в то же время под влиянием естественных процессов вовлечения евреев в жизнь стран, в которых они проживали, возникло движение Хаскалы — еврейского возрождения, идеологом которого стал Моисей Мендельсон (1729-1786), В начале XIX в. в Германии возник реформистский иудаизм. Движение стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. В конце XX в. реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная, или новая, ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит.

Ныне иудаизм состоит из нескольких направлений: ортодоксального (литовского, хасидизма), реформаторского, караимов. Существует различие между ашкеназской и сефардской традициями, складывавшимися в христианском и в мусульманском окружении соответственно.