Иваново ильинская церковь

Ильинский храм — редкий для Иваново пример архитектуры позднего классицизма. На фоне построек частного сектора православная святыня выделяется белокаменным фасадом, портиками с несколькими стройными колоннами — с северной и южной сторон, арочными окнами и яркими маковками.

С запада к церкви примыкает невысокая трёхъярусная башня с колоколами, своими размерами ещё больше подчеркивающая величие постройки. Гармонично смотрятся и ворота со входом в виде арки. С обеих сторон от неё красуются небольшие золотистые фигурки трубящих ангелов. На алтарной абсиде с внешней стороны можно увидеть яркое мозаичное панно, посвящённое Воскресению Иисуса Христа.

Портик и купола

Портик и купола, © Aleximagine

Убранство и святыни Ильинской церкви в Иваново

Разноцветными камешками частично выложены и полы Ильинского храма. Библейских сюжетов не лишены стены и своды здания.

Внимание обращает и главный престол, освящённый в честь пророка Илии. В левом и правом приделах находятся престолы в честь Рождества Пресвятой Богородицы и 40 мучеников Севастийских. Цокольный крестильный храм освятили в честь Иоанна Кронштадтского.

Из особо почитаемых святынь здесь хранятся частицы мощей Николая Мирликийского, Василия Кинешемского, Леонтия Михайловского, Серафима Саровского, Алексия Московского и киево-печерских святых. Верующие также прикладываются к чудотворным иконам Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.

Ильинский храм в Иваново

© DMA99

История церкви

Сегодняшний облик православной святыни — результат совместных усилий верующих, филантропов и духовенства. В 1993 году реставрационные работы оказались как нельзя кстати: с 1935 по 1989 годы храм был закрыт советскими властями и использовался как областной архив. И это при том, что история ивановской церкви неразрывно связана со становлением города.

Имеющиеся сведения отсылают нас к 1838 году. Именно тогда заложили первый камень в основание будущего религиозного сооружения. Средства выделил местный богач Александр Лепетов.

Спустя четыре года церковь построили и освятили в честь древнееврейского пророка Илии. В 1893 году зданию понадобилась реконструкция. Ремонт финансировал внук упомянутого купца. Проект разработал московский архитектор Каминский. Тогда же обновили настенную живопись — фресками занимались мастера Белоусовы из Палеха.

Сохранила история и имя первого священника, который возглавлял христианскую общину. Им был Алексий Покровский. С 1989 года, когда святыня вновь стала церковью, её возглавляет настоятель архимандрит Никандр.

Вид с улицы Лермонтова

Вид с улицы Лермонтова, © Зуйков Евгений

Расписание богослужений в Ильинском храме в Иваново

Но молитвы зазвучали здесь не сразу — спустя год, в 1990-ом. Первое богослужение провели 2 января в подвальном помещении здания. Сейчас там находится уже известный вам крестильный храм с престолом Ионна Кронштадтского.

Посетить богослужения в Ильинском храме в Иваново можно два раза в день: в 8:00 и в 17:00. Божественная литургия, которая проводится по утрам, заканчивается панихидой.

По вторникам во время вечерней службы звучит акафист Иоанну Кронштадтскому, по четвергам — Николаю Чудотворцу, а по воскресеньям — пророку Илие.

По субботам верующие могут присоединиться к молебену перед иконой «Неупиваемая чаша», по воскресеньям — проводится освящение воды.

Престольные праздники отмечаются 22 марта — сорока мучеников, 2 августа — пророка Илии, 21 сентября — Пресвятой Богородицы и 2 января — Иоанна Кронштадтского.

Воскресная школа

При храме существует и воскресная школа. Расположена по правую сторону от здания церкви. Занятия рассчитаны на детей от 5 лет. Ребятам рассказывают о православной вере, Евангельских заповедях, знакомят с церковнославянским языком, учат клиросному пению, проводят творческие уроки. Летом при храме работает лагерь.

Основам православной веры учат и взрослых. Существует несколько программ на выбор.

Служба

Служба, © Официальный сайт церкви

Как добраться

Точный адрес религиозного сооружения: улица Кольцова, 19. Это Фрунзенский район города. Добраться можно на общественном транспорте, но от остановки придётся немного пройтись — оборудованы на более крупных улицах.

На автобусах: по улице Некрасова курсирует транспорт № 44. Остановка называется «Ореховая улица».

На маршрутном такси: выходите на той же остановке. Подойдёт транспорт № 17. Расстояние до пункта назначения — 460 метров. Выходите на улицу Кольцова и идите прямо, пока не увидите характерные купола.

На автомобиле: от площади Революции, центральной площади города невест, поезжайте по М7, улицам Смирнова, Палехской, Варенцовой, Воробьёвской и Лермонтова. Машину оставляют у ворот храма. Если едете из Москвы, двигайтесь по М7, а дальше по местным дорогам.

Из Москвы:

От площади Революции:

На такси: в этом городе частным извозом занимаются «Максим», «Яндекс. Go», «Тройка», Uber, «Везёт».

Храм Илии Пророка в Иваново на панораме Yandex: вид с улицы Лермонтова

Видеофрагмент службы в Ильинской церкви:

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

Почти все пророки, жившие вветхозаветную эпоху, так или иначе говорили о времени, когда Бог Сам придет наземлю и станет судить людей. Об этом говорили пророки Исаия, Иеремия, Иоиль,Амос… Об этом же пророчествовал и Малахия, живший на рубеже V и IV веков до Р.Х. Но в его пророчестве есть одна новая, дополнительная деталь: он говорит, чтоу Господа будет предшественник:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием.

Книгапророка Малахии, глава 4, стихи 5, 6

ВпоследствииГосподь Иисус Христос напрямую отнесет эти слова пророка Малахии к ИоаннуПредтече (Мф 17:10–13). И это часто вызывает у читателей Евангелиянедоумение: ведь Иоанн Предтеча не Илия?

Как это объяснить:

В Библии вообще много параллелей: одни события оказываются предзнаменованиями других, которые случаются позже. Например, страдания и последовавшее за ними возвышение Иосифа, которого братья продали в рабство египтянам, во многом указывают на то, что случится много позже с Иисусом Христом; двенадцать «казней египетских» (наказания, посланные египтянам, которые не желали отпустить на волю еврейский народ) сильно напоминают те бедствия, что описаны в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, и так далее. Господь говорит «лицом к лицу» с отдельными праведниками; народы же Он вразумляет событиями, некоторые из которых становятся предвестниками других.

Самые загадочные пророчества Библии: Приход пророка Илии перед днем Господним
На переднем плане указывающий на Христа — Иоанн Предтеча.
Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837—1857

ИоаннПредтеча стал предшественником воплотившегося Бога — Господа Иисуса Христа. Онучил иудейский народ покаянию, без которого люди не могли бы узнать Спасителя,не поняли бы Его проповедь о Царствии Небесном. Иоанн, безусловно, не былИлией, но пришел в духе и силе Илии(Лк 1:17). Он выполнял ту же задачу,которую предстоит выполнить Илие в преддверии Второго пришествия Господа ИисусаХриста: напомнить людям, чьи мысли и интересы связаны только с земным, о Боге ио грядущем Страшном суде.

«КакИлия будет предтечею второго пришествия, так Иоанн был предтечею первого», — говоритсвятой Иоанн Златоуст.

Чем важно это пророчество:

Явление пророка Илии — один из основных признаков Второго пришествия Господа и Страшного суда.

Где еще можно встретиться с этим пророчеством:

К пророчеству Малахии несколько раз обращаются участники евангельских событий. Апостолы, видевшие Преображение Господа на горе Фавор (и пророка Илию, говорившего с Господом во время Преображения), на обратном пути интересуются: Как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? И Господь им разъясняет: Правда, Илия прийти прежде и устроить всё; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; та́к и Сын Человеческий пострадает от них (Мф 17:10–12). А позже жители Иерусалима, проходившие мимо Голгофы в день распятия Господа и слышавшие Его вопль: Илú, Илú! ламá савахфанú? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?», приостанавливались и говорили: Илию зовет Он; посмотрим, придет ли Илия спасти Его (Мф 27:46, 47, 49).

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала доцента Кафедры библеистики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидата богословия Михаила Анатольевича Скобелева.

В городе, где полно десантников и лётчиков, вполне объяснимо наличие сакрала, освящённого в честь святого покровителя это крылато-парашютной гвардии. Однако Церковь Илии Пророка, уютно разместившаяся на ивановской улице, носящей имя русского поэта Алексея Васильевича Кольцова, на момент своего возникновения никакого отношения к покоряющим небо воинам не имела. Для понимания – Иваново-Вознесенск на заре своего появления формировался из всяко разно деревень, посадов и слобод, возникавших в местах организации набойного промысла. И одним из первых «сегментов» будущей столицы текстильного края стала Воробьевская (позже – Ильинская) слобода. Понятное дело – куда же слобода да без сакрала? В 1838 году как раз в центре Воробьёвки на средства купца Александра Алексеевича Лепетова был заложен храм, освящённый четыре года спустя в честь Илии – библейского пророка в Израильском царстве в IX веке до нашей эры. Кстати, землю под сакрал пожертвовал тоже купец – Иван Диомидович Киселёв. В связи со строительством Ильинского храма слобода была переименована в Ильинскую. Никаких точных данных об авторе проекта церкви я найти не смог, но некоторые источники выдвигают предположение, что им мог быть владимирский губернский архитектор Евграф Яковлевич Петров. Благодаря последнему мы сейчас может любоваться редким для Иванова памятником культовой архитектуры позднего классицизма с оригинальной объемной композицией. Обратите внимание на симпатичное оформление четырехколонными портиками северного и южного фасадов храма. Центральный объем сакрала представляет собой кубическое основание, увенчанное массивным цилиндром, завершённым пятиглавием на стройных цилиндрических барабанах. С запада к «телу» церкви примыкает трёхъярусная красавица-колокольня (причём два нижних яруса квадратные в сечении, а верхний – цилиндрический). Вполне ожидаемо, в свете революционной борьбы с «опиумом для народа» в 1935 году храм был закрыт по надуманным причинам, а освободившееся здание передали областному архивному управлению под архивохранилище. В «лоно церкви» сакрал был возвращён лишь в 1989 году.