Иверская икона божьей

25 февраля у православных верующих – один из дней особого почитания Иверской иконы Божьей Матери. И хотя этот день не является ни двунадесятым, ни даже великим праздником, но Иверская икона на Руси всегда была одной из самых любимых, поэтому и праздник этот у нас всегда был значимым. 25 февраля произошло перенесение списка Иверской иконы в монастырь на Валдае. Этот список был написан греческим монахом-иконописцем специально для Иверского монастыря, построенного на Валдае в точном соответствии с Афонским.

Иверской иконе Божьей Матери молятся:

  • Об избавлении от разных напастей.
  • Об утешении в бедах и поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О мире и согласии в семье.
  • О защите от врагов.
  • О помощи в поиске правильного пути в жизни, в выборе решения в сложной ситуации. О вразумлении близких, потерявших верный путь.
  • Об умножения плодородия земли.
  • Об избавлении от нищеты и пополнении продовольственных запасов.
  • Об исцелении телесных болезней.

Откуда взялся Иверский образ

По преданию, Иверская икона Божьей Матери, которая хранится сейчас в Иверском монастыре на Афоне, является списком с прижизненного изображения Богородицы. Ее лик написал на доске святой апостол и евангелист Лука, кисти которого предание приписывает от трех до семидесяти икон Божией Матери, в том числе и Иверскую.

Существует красивая легенда о том, как была обретена та икона, которая сейчас расположена над вратами монастыря. По легенде, в IX веке, во время царствования императора Феофила, ею владела вдова, проживавшая неподалеку от византийского города Никеи. Тогда были времена иконоборчества, и она, чтобы спасти икону от уничтожения, с молитвой доверила ее морским волнам. Как именно она это сделала – просто опустила икону в воду, или отправила ее в плавание на лодке – легенда умалчивает. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом, и взяли ее из вод.

В том месте на Афоне, куда икона была донесена одним из монахов, и впервые поставлена на землю, забил святой источник. А сама икона ни в какую не согласилась находиться в алтаре монастыря. Она раз за разом оказывалась в нише над его вратами. Там она находится и в наши дни.

«Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. Хотя на Руси все иконы Богородицы чтились, но более всего три: Смоленская, Владимирская и Иверская», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) Александр Копировский.

По словам профессора, икона, хранящаяся сейчас в Иверском монастыре на Афоне, датируется специалистами концом XI-началом XII века. «Хотя судить об этом трудно, – говорит он. – Икона не только под окладом XVI века, но еще и под темной олифой. Чтобы увидеть, какая она есть, Иверскую икону желательно раскрыть, то есть снять грузинский оклад XVI века и реставрационно ее промыть. Это представляет собой определенную сложность, потому что в народе отношение к этому суеверное – считается, что на икону даже смотреть слишком внимательно нельзя».

С Иверской иконы на Афоне сделано много списков, один из них – специально для Москвы. Но важно понимать, что и образ в Иверском монастыре в свою очередь – тоже список.

Самые древние иконы Богородицы не сохранились, сейчас существуют только их списки, и поэтому все легенды, в частности, об Иверской иконе, относятся не к тому образу, который находится сейчас на Афоне, а к прежде существовавшему.

Как появилась традиция праздновать дни икон

Почитание образов существовало всегда, еще до христианства. По форме это народная традиция, идущая от дохристианских привычек. «Но христианское отношение к иконам, то есть к образам, глубинно связано с явлением в мир Христа, – говорит Александр Копировский. – с тем, что Бог сам вошел в человеческую историю как Человек, и потому Он может быть изображен (в Ветхом Завете ведь был строгий запрет на изображение Бога). Поэтому в каком-то смысле празднование икон – это всякий раз празднование Богоявления. Любая икона Богоматери с Младенцем – зримое явление того, что произошло в Рождестве Христовом и во всех остальных событиях Нового Завета – во Христе сам Бог Отец через своего Сына в Духе Святом присутствует в мире. И икона передает это не просто как историческое воспоминание, а как божественное откровение».

По словам профессора СФИ, именно поэтому древние иконы и по стилю написания отличаются от исторических или псевдоисторических картин, которые связаны с Новым Заветом, от иллюстраций. И хотя корнями условная живопись уходит еще в античность, своей вершины иконопись достигла уже в христианское время, после победы над иконоборчеством.

Образы Богоматери с Младенцем – зримое свидетельство того, что это она сама нам является, но не в своем земном, историческом образе, а в преображенном виде.

Как говорит Александр Копировский, икона – это явление Богоматери и Спасителя в небесной славе, помноженное на народную традицию, на то, что народ хочет чего-то зримого, ощутимого, что и привело к тому разнообразному почитанию, которое мы видим, особенно в России.

В чем опасность почитания икон

Праздников богородичных икон много, празднуется около 30 известных икон, не говоря о менее известных.

«Такое распространение чтимых икон – это знак недостатка духовного просвещения, прежде всего, в форме бесед, живых ответов на вопросы людей, устного наставления», – говорит профессор СФИ.

В святоотеческой традиции все это называется катехизацией, или оглашением. А поскольку сейчас нет ни оглашения, ни образования, то в простом народе возникает тяготение к образу, который как бы без слов все объясняет или, по крайней мере, дает возможность к чему-то приобщиться поверх внешних знаний.

Так что празднование икон – безусловно, народная традиция, которая родилась в церкви сама собой: появилась такая-то икона – ее почитают, и ей дается праздничный день в году, пишутся службы этой иконе. «Но это имеет и свои минусы,— говорит профессор Копировский. – Потому что все кажется очень простым и понятным, как будто больше ничего знать и понимать не нужно. Исторически эта «простота» оказалась хуже воровства, она закрыла собой другую сторону традиции – духовную».

Как говорит Копировский, когда празднуют богородичные иконы, уже все меньше говорят о Богородице, а больше – об иконе, об истории или легенде ее появления и связанных с ней чудесах, которые как будто живут уже сами по себе, без связи со Христом. Это рискует превратиться в поклонение иконе как вещи, а не тому, кто на ней изображен. В то время как самое главное, внутренний смысл иконы – это явление самой Богородицы и Христа.

Иверская икона Божией Матери (Вратарница). Где она находится на Афоне? В чём помогает Иверская Богородица страждущим? Об этом читайте в нашей статье!

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы — на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России — названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: «Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам — тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители».

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: «Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет».

Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса — Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне — Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

Иконография Иверской Божией Матери

Иконография Иверской иконы представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в византийском искусстве название «᾿Ελεοῦσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди.

Мироточивая Иверская икона Божией Матери, Монреаль

Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв.

Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов.

Чудесная помощь Пресвятой Богородицы

Иверская икона Божьей Матери «Вратарница» – русские страницы истории

В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа.

«…Собрав всю свою братию… сотворили великое молебное пение с вечера и до света, и освятили воду со святыми мощами, и святою водой обливали чудотворную икону Пресвятой Богородицы старую Портаитиссу, и в великую лохань ту святую воду собрали, и собрав, паки обливали новую доску, что сделали всю от кипарисного древа, и опять собрали ту святую воду в лохань, и потом служили Божественную и святую литургию с великим дерзновением, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу преподобноиноку, священнику и духовному отцу господину Иамвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святые мощи с красками, написати святую икону».

Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию. «И та (новонаписанная) икона не рознится ничем от первой иконы: ни длиною, ни широтою, ни ликом…»

Встреча списка Иверской иконы Божьей Матери со святой горы Афон в Вознесенском храме г. Павловский Посад, апрель 2010.

13 октября 1648 года икону встречали в Москве царь Алексей Михайлович, Патриарх Иосиф и толпы православного народа. (Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее.)

По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам.

Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь (после революции икона бесследно исчезла).

Иверская икона Божией Матери. 1995 г. Иконописец иером. Лука (Иверская часовня, Москва)

С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.

Через Воскресенские ворота въезжали на Красную площадь победители; цари и царицы, прибыв в старую столицу, первым делом отправлялись поклониться Иверской — как и все, кто приезжал в город. Москвичи шли в часовню помолиться о всякой насущной потребе; икону возили по домам, служили перед ней молебны — и получали по вере: Иверская Вратарница прославилась исцелениями больных, многими чудесами.

В 1929 году часовню уничтожили, в 1931-м снесли Воскресенские ворота. Икона была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках, где пребывает и поныне.

В ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Использованы материалы pravenc.ru

Вы прочитали статью Иверская икона Божией Матери | Вратарница.

Празднование обретения образа Пресвятой Богородицы приходится на Вторник Светлой седмицы (переходящее празднование).

По древнему церковному преданию Иверский образ Божией Матери был написан святым апостолом Лукой в первом веке, еще при жизни Пресвятой Богородицы. Долгое время он пребывал близ малазийской Никеи. Согласно греческому сказанию, во время царствования императора Феофила (829-842) образ хранился в домовой церкви одной благочестивой вдовы. В то время большое распространение получила иконоборческая ересь.

Иверская икона Божией Матери (Святой апостол ЛукаИверская икона Божией Матери (

Христиане, почитавшие иконы, подвергались жестоким гонениям, которые продолжались целый век (вплоть до 843 года, когда был созван Константинопольский собор, подтвердивший истинность иконопочитания). По приказу императора Феофила все иконы уничтожались и предавались поруганию. Однажды, в дом женщины, которая благоговейно хранила у себя Иверский образ Божией Матери, ворвались воины — иконоборцы. Они хотели уничтожить древнюю икону. Вдова пообещала дать им деньги, если те не станут трогать святыню. Воины ушли. Опасаясь осквернения образа, ночью, в глубокой скорби, вдова отправилась к берегу моря. Благословив иконой своего сына, женщина пустила ее с молитвой по волнам. Икона встала вертикально к воде, и ликом к берегу поплыла по морю. Обратившись к своему сыну, женщина сказала: «Ступай на Святую гору Афон, а я останусь здесь, я готова пострадать от рук воинов нечестивых за любовь мою к Божией Матери». Через несколько лет сын этой благочестивой вдовы стал монахом на Святой горе Афон, недалеко от того места, где позже была основана Иверская обитель. Именно от этого монаха афонские иноки (инок – человек, принявший монашество) узнали об иконе Божией Матери, плывущей по волнам. Более двухсот лет странствовал святой образ по морю, пока однажды не появился у берегов Иверского монастыря на Афоне.

Преподобные Иоанн и Евфимий ИверскиеСвятые грузинские отцы Иверского монастыряВывод иконы Богоматери на гору Афон преподобным Гавриилом Иверским

Иверский монастырь, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, был основан грузинскими монахами Иоанном, его сыном Евфимием и их близким родственником Иоанном-Торнике (в миру Торнике Эристави — великий грузинский полководец, удостоенный византийского звания патрикия) Иверскими в 980-983 г.г. Большинство монахов этого монастыря было грузинами. Иверия — это древнее название Грузии, поэтому позже монастырь стали называть Иверским. Божия Матерь считается покровительницей Грузии. По преданию, ученики Христа (апостолы), чтобы распределить между собой места для проповеди евангелия решили вынуть жребий. Богородице досталась Иверия. Но Ангел, явившийся Божьей Матери, возвестил Ей, что Господь не хочет, чтобы Она покидала Иерусалим, и велел послать в Иверию апостола Андрея. После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Примечательно, что недалеко от Иверской обители, в 10 метрах от берега моря, находится чудотворный источник, который забил в тот самый момент, когда на Афонскую землю ступила Богородица. Это произошло в 48 году от рождества Христова. Место это называется Климентова Пристань.

Иверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияКлиментова ПристаньИверский монастырь. Святая Гора Афон, Греция

Явление Иверской иконы Божией Матери на Афонской горе произошло приблизительно в 1004 году. Однажды братия (монахи, живущие в монастыре, обращаются друг к другу «брат») обнаружила в море горящий, огненный столп, спускающийся с небес. В страхе, с молитвой иноки пробрались к берегу и увидели плывущий по волнам образ Богородицы. Монахи попытались приблизиться к иконе, но чем ближе они подплывали к святому образу, тем дальше Божия Матерь отдалялась от них. Тогда на Афоне жил благочестивый инок Гавриил Иверский. Непрестанно он поучался в Слове Божием, творил Иисусову молитву и пребывал в строгом посте — вкушал лишь горные травы и пил простую воду. При своих великих телесных подвигах старец был кроток и смирен. Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу, и сказала ему, что Господь дарует монахам Ее икону, и что она берет обитель в свой покров, будет помощницей и заступницей им не только в этой жизни, но и в вечности. Царица небесная повелевает старцу Гавриилу взять в руки Ее образ и передать икону братии. Святой Гавриил рассказал игумену монастыря Павлу о своем видении. С торжественными молебными песнопениями, крестным ходом, братия монастыря отправилась к берегу моря. Как только преподобный Гавриил ступил в воду, икона стала приближаться к нему, и он пошел по морским волнам, как по суше. Святой образ оказался у него в руках. После Гавриил вышел из воды. Это случилось в первый вторник после праздника Пасхи. Теперь ежегодно в этот день во всех православных храмах служатся молебны в честь Иверской иконы Божией Матери.

После чудесного явления иконы иноки три дня подряд служили Божественную литургию в благодарность за Божию милость к ним. Образ Божьей Матери был помещен в главный собор в Иверском монастыре. Когда наступило утро, братия с изумлением обнаружила икону над воротами монастыря. Монахи вернули святыню в храм, но и в другой день повторилось тоже.

Параклис Панагии-ПортатиссыИверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверский монастырь. Святая Гора Афон, Греция

Снова Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала ему, что не для того Она явилась в обитель, чтобы братия Ее охраняла. Она сама хочет быть их Заступницей и Покровительницей пред Господом. До той поры, пока икона Ее находится в стенах монастыря, обитель будет покрывать Божия милость. После всего случившегося образ Божьей Матери стали называть «Портаитисса» (в переводе с греческого «Вратарница»). Позже перед вратами обители построили церковь, специально в честь Иверского образа Богородицы, и поместили икону туда. По месту пребывания в Иверском монастыре икона и получила свое название. Сейчас икона находится в специальном параклисе Панагии-Портатиссы (параклис — часовня), который был построен в XVII веке, на том самом месте, где старец Гавриил вышел из воды с образом в руках, рядом с чудотворным источником Божией Матери.

Молитвенная помощь Божией Матери

По молитвам к Божьей Матери перед Иверским образом случалось множество чудес. Исцелялись хромые, слепые, недужные. Царица Небесная (Богородица) не оставляла иноков в дни нехватки продовольствия и дивным образом помогала им.

Иверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверский монастырь. Святая Гора Афон, Греция

Но известны случаи, когда Пресвятая Богородица вразумляла и обличала братию. Однажды привратник монастыря из страха нехватки продуктов потребовал плату у некого бедняка за обычно бесплатно раздаваемый хлеб и ночлег. У несчастного не было денег, и привратник отказал ему в трапезе и приюте. Убитый горем, бедняк отправился в Кариес (столицу Афона). По дороге он встретил Женщину, которая пожалела его и вручила ему золотую монету. Нищий вернулся в обитель и отдал монету привратнику. Один из монахов, заметив древность монеты, вспомнил, что именно этой монетой был украшен оклад (украшения, закрепленные поверх живописи иконы) Иверской иконы Богородицы. Встревоженные иноки, помня о том, что бедняк не входил в монастырь, попросили странника рассказать им о том, откуда у него эта монета. Когда нищий рассказал монахам о таинственной Женщине, которая вручила ему монету, то иноки поняли, что этой женщиной была сама Царица Небесная. После этого случая, в знак Божьего вразумления, в монастыре испортились все продукты. Раскаявшись в своем грехе, иноки, с той самой поры, больше никогда никому не отказывали в безвозмездном ночлеге и пище. И сегодня афонские монахи всегда радушно принимают паломников. Каждого человека посетившего монастырь, традиционно угощают лукумом, ракией и кофе.

Во время одного из разбойничьих нападений на обитель, один преступник в гневе пронзил икону копьем. Из пробитого места тотчас хлынула кровь, которая до сих пор видна на иконе, — на щеке Пресвятой Богородицы. Пораженный увиденным, разбойник раскаялся в своем поступке. Он принял иноческий постриг (монашество) и стал вести подвижническую, христианскую жизнь. Монах отличался кротостью, простотой и достиг святости. В монашестве он получил имя Дамаскин, но его покаяние и смирение было настолько велико, что всю свою жизнь он просил братию называть себя Варваром. В Иверском монастыре сохранилось его иконописное изображение.

Иверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверский монастырь. Святая Гора Афон, Греция

В дни нашествия на Афон сарацин, предводитель морского флота Амир разорил и ограбил Иверский монастырь. Ночью его эскадру постигло Божье наказание — разразилась страшная буря, которая поглотила все корабли кроме корабля военачальника. Его настолько потрясло происшедшее, что он раскаялся, принял монашество и построил вокруг монастыря надежное укрепление.

Однажды в монастырь на праздник был приглашен прекрасный псалмопевец Нектарий Влах. Во время монастырской трапезы, певчие, завидовавшие его мастерству, отравили его. Из последних сил, в отчаянии Нектарий с молитвой обратился к Пресвятой Богородице. Псалмопевец принял масла из лампады перед Ее иконой и полностью исцелился. Пел он в этот день так хорошо, как никогда в жизни.

Незадолго до Первой мировой войны лицо Христа-младенца из кроткого стало грозным. Иноки заметили, что в периоды грядущих потрясений лампада с маслом, которая всегда находится перед образом, начинает раскачиваться без какого-либо внешнего воздействия. Так Божия Матерь предупреждает нас о бедствиях.

Иверский образ никогда не покидал Афонской земли. Сохранилось предание, о котором говорил святой Нил Мироточивый. Согласно ему Иверская икона Божией Матери покинет Святую Гору незадолго до Второго Пришествия Христа, таким же чудесным образом, каким и явилась. С чудотворной иконы только делались списки (копии), которые затем развозились в православные страны. Впервые в Россию копия Иверской иконы Божией Матери попала в 1648 году.

Иверский монастырь. Святая Гора Афон, ГрецияИверская икона Божией Матери (Иверская икона Божией Матери (

Сегодня на Афон стекается множество паломников, чтобы помолиться перед древним, святым образом. Божья Матерь слышит молитвы, обращенные к Ней, и помогает людям в их нуждах. По-прежнему случаются чудесные исцеления, о которых свидетельствуют верующие.

Из века в век почитает Иверскую икону Пресвятой Богородицы православный народ. Давно известна она своими чудесами. История ее обретения само по себе Божественное чудо.

История обретения чудотворного образа Иверской Божией Матери

В тринадцатом веке из Византийской империи пришла новая ересь – иконоборчество. В то время в Никеи жила благочестивая христианка, вдова с сыном имела домовую церковь. В ней и находился образ Царицы Небесной, по преданию написанный еще Евангелистом Лукой. И именно его проткнул копьем еретик, посланный уничтожать все иконы. Каков был ужас, когда пронзенная ланита Пресвятой Богородицы закровоточила.

Солдаты убрались, но обещали вернуться и завершить задуманное. Тогда вдова стала истово молиться Господу, чтобы Он указал ей возможность сберечь драгоценный образ. По внушению от Господа, она в ту же ночь принесла икону Пресвятой Богородицы на берег Средиземного моря и пустила ее по волнам. И неожиданно икона не утонула, а, напротив, встала вертикально и в столпе огненном поплыла вдаль по морю.

Так образ доплыл до Афонской горы, и остановилась недалеко от берега. Монахи пытались достать его, но икона сразу отдалялась от них. Монахи и игумен Иверского монастыря начали молиться Божией Матери, чтобы Она позволила забрать икону. Тогда услышали повеление Пресвятой Богородицы: разыскать отшельника Гавриила прозванного Святогорцем, и чтобы он ни сколько не сомневаясь, с верою пошел по воде. Только так можно получить святой образ. Гавриил Святогорец, уповая на милость Божию, без страха пошел по воде и взяв икону, принес ее в монастырь.

Образ Богородицы сразу установили в алтаре и провели молебны Царице Небесной. Но на утро ее на месте не оказалось – монахи нашли ее на вратах в монастырь. Они опять занесли ее в алтарь, но и на следующий день увидели ее на вратах, и игумену Матерь Божия сказала: «не вы меня будете охранять, а Я вас». После этого Иверский образ Матери Божией стали так же называть и «Вратарницей».

Значение Иверской иконы Божией матери

Иверский образ Божией Матери сейчас находится в специальном храме, построенном над воротами для нее. И Божия Матерь предупреждает монахов о грядущих несчастьях и глобальных катаклизмах. Неугасимая лампада, висящая перед иконой, начинает раскачиваться сама собой, и чем сильнее колебания – тем серьезнее беда.

Таким образом Иверская икона предупредила о землетрясении в Спитаке, о крупных эпидемиях, войнах (например, в Ираке), и других бедах. И еще молитвы перед Иверской чудотворной иконой спасают от голода. В Иверском монастыре Божественным способом, после молитв игумена, не заканчивается мука.

К Иверской иконе Божией Матери православные христиане прибегают при необходимости защиты от разных бед и напастей.

От чего помогает икона Иверской Божией Матери?

  • Людям, искренне раскаявшимся в своих грехах, Иверская икона помогает вымолить прощение, и встать путь исправления.
  • Часто люди молятся за заблудших родственников, и очень часто Пресвятая Богородица помогает вернуть родных, они начинают ходить в храм, причащаются и бросают прежнюю греховную жизнь.
  • Второе название иконы «Вратарница» говорит о том, что она защищает жилище и в нем живущих от нападений разбойников, грабителей, людей, занимающихся магией, колдовством и другими богопротивными делами.
  • Защищает Иверская икона Божией матери и от пожаров.
  • Может сильно наказать за сребролюбие и жадность, и немилосердие к нищим.

Где находятся чудотворные списки Иверской иконы Божией Матери в России?

В семнадцатом веке архимандрит Никон попросил архимандрита Иверского монастыря сделать список с иконы. Тогда, отслужив Божественную литургию, омыли водой Иверскую икону Пресвятой Богородицы, собрав всю воду в емкость, которую отдали иконописцам разводить краски. Монахи, при полном воздержании от пищи, написали точную копию и отправили в Россию.

  • Этот список с Иверской иконы Пресвятой Богородице хранится в данный момент в Государственном Историческом музее. А список уже с этой иконы передали в восстановленный храм Воскресения Христова в Сокольниках.
  • Другой список заказал Патриарх Никон уже в 1656 году для строящегося Иверского Богородицкого Святоезерского монастыря на Валдае, он исчез во время революции.

Дни празднования иконы Иверской Божией Матери

Празднуют почитание Иверской иконы трижды в год: 17 апреля, 26 октября, 25 февраля.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ее иконою Иверская

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Кондак , глас 8

Аще и в море ввержена бысть святая икона Твоя, Богородице, от вдовицы, не могущия спасти сию от врагов, но явилася есть хранительница Афона и вратарница обители Иверския, враги устрашающая и в православней Российстей стране чтущия Тя от всех бед и напастей избавляющая.

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати, всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва вторая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от напрасныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние, на моление наше умилосердися, и радость в печали место даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и печали и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя, со всеми святыми в бесконечные веки веков. Аминь.

Недорого и с доставкой купить икону Пресвятой Богородицы Иверская можно в интернет-магазине православных товаров ПравЖизнь.

Кондак 1

Взбранной Воеводе, Владычице нашей Богородице, похвальная пения приносим Ти раби Твои, яко пришествием честнаго образа Твоего стяжавшии щит крепкий, стену необоримую и стража неусыпна. Ты же, яко имущая державу непобедимую, покрый и защити нас, Владычице, от всех врагов видимых и невидимых и избави от всякаго вреда, душевнаго и телеснаго, да зовем Ти:

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице, егда паде Ей жребий апостольскаго служения в земли Иверстей: «Не разлучайся Иерусалима, жребий же, Тебе падший, просветится в последния дни, Ты же имаши потрудитися в земли, юже Тебе Бог изволит».

Темже радуйся, Еюже Евангелие благовестится; радуйся, Еюже идольская прелесть упразднится.

Радуйся, Еюже власть князя тьмы разрушится; радуйся, Еюже Царство Христово утвердится.

Радуйся, падших во тьму идолослужения к свету Евангелия воззвание; радуйся, от рабства диаволу в свободу славы чад Божиих приведение.

Радуйся, готовая служительнице Сына Своего и Бога; радуйся, послушанием преслушание Евы исцеляющая.

Радуйся, высото добродетелей; радуйся, глубино смиренномудрия.

Радуйся, Еюже невернии познают Творца; радуйся, Еюже вернии усыновляются Отцу.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 2

Видящи Святая Дева дивное и новое о Себе промышление Божие, яко раба Господня, присно готовая творити волю Его, возопи: Аллилуиа.

Икос 2

Разум недоразумеваемый глагола ангельскаго разумен Тебе, Пречистая, творя Господь, управи шествие Твое к Горе Афонстей, идеже проповедася Тобою Евангелие, и тако явися жребий Твой. Мы же радостно вопием:

Радуйся, освятившая Афон Своим пришествием; радуйся, низложившая тамо идолов.

Радуйся, насадившая тамо веру истинную; радуйся, неверие отгнавшая.

Радуйся, в жребий Себе Гору сию избравшая; радуйся, благодать сему месту обещавшая.

Радуйся, верным, живущим в ней, подательнице земных благ; радуйся, споручнице вечнаго их спасения.

Радуйся, теплая ходатаице о живущих в жребии Твоем; радуйся, всех врагов их устрашение.

Радуйся, милость Сына Своего до скончания века месту сему обещавшая; радуйся, благодать Его неотступною быти предрекшая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 3

Сила Вышняго заступлением Богоматере осени Святую Гору и удолия и дебри ея, яко село пространное показа всем, в иночестей жизни хотящим жати спасение, внегда пети сице: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи промышление о жребии Своем, людех Иверския земли, устроила еси в месте, идеже Сама к Афону пристала еси, обитель роду их, в тихое пристанище ищущим спасения, хотящи даровати ей в щит и ограждение икону Свою, да вси взывают:

Радуйся, пославшая проповедницу Евангелия в землю Иверскую; радуйся, обратившая сию страну от прелести идольстей к свету Христову.

Радуйся, Отрасли неувядаемыя розго, дивную лозу Нине даровавшая; радуйся, от нея произрастившая гроздие чудес и благия веры.

Радуйся, сад духовный на Афоне насадившая; радуйся, струю от него просвещения духовнаго стране Иверстей источившая.

Радуйся, Евфимия златословесная уста; радуйся, Торникия непобедимая крепосте.

Радуйся, всех благочестивых укрепление; радуйся, иноков ограждение.

Радуйся, тихое пристанище ищущих спасение; радуйся, вечный покой им уготовляющая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 4

Бурю внутрь имущи помышлений сумнительных, честная вдовица, яже в Никеи, смятеся, зрящи копием воина-иконоборца прободену святую и чтимую икону Богоматере и абие источившу кровь и, страхом обдержима, да не поругана будет святая икона, с молитвою слезоточащи вверже ю в море. Увидевши же ю прямо верху воды путь творящу и текущу к западу, возопи с веселием: Аллилуиа.

Икос 4

Видеша иноцы Святыя Горы явльшийся в мори яко пламень, яко столп огнен, егоже верх досязаше небеси, яко солнце сияющее, и в нощи притекоша к краю моря и, видевше святую икону Богоматере, по морю носимою силою свыше, возопиша Благодатней:

Радуйся, Купино, Законоположником предзримая; радуйся, столпе огненный, наставляяй сущия во тьме.

Радуйся, лествице, досязающая до Небес, еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на Небо.

Радуйся, заре таинственнаго дне; радуйся, Звездо, являющая Солнце.

Радуйся, Свет Неизреченный родившая; радуйся, еже како ни единаго же научившая.

Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; радуйся, молние, души просвещающая и верных смыслы озаряющая.

Радуйся, светлосте, во тьме светящая; радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 5

Боготечную икону Свою дати хотящи Иверстей обители, рекла еси, Богомати, преподобному Гавриилу: «Иди с ликом иноков к берегу моря, сниде в пучину и приими икону Мою». Он же, верою и любовию окриляемь, по воде, аки по суху, ходя, прият ю во объятия своя и, достиг сокровища, иным недостижимаго, в достояние иноков рода своего иверскаго, веселяся, пояше: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша иноцы иверстии многажды икону Богоматере из храма верху врат монастырских на стену града незримою силою изнесенную, ужасахуся и стояху, зовуще к Ней таковая:

Радуйся, святую икону дати нам изволившая; радуйся, покров ю быти нам обещавшая.

Радуйся, любовь Твою к обители нашей показавшая; радуйся, благое о ней промышление явившая.

Радуйся, помощь наша в чуждей стране; радуйся, в странствии нашем утешение.

Радуйся, Божие к нам благоволение; радуйся, наше к Богу дерзновение.

Радуйся, слез наших избавление; радуйся, сирых нас защитнице.

Радуйся, ограждение наше; радуйся, едина радосте наша.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 6

Проповедника творящи Гавриила воли Своея, рекла еси нему, Владычице: «Не приидох хранима быти от вас, но да буду Аз хранительница ваша не токмо в настоящем, но и в будущем веце. Се даю вам знамение: дондеже зрите в монастыре икону Мою, не оскудеет вам благодать Сына Моего и милость, да вопиют Ему вси: Аллилуиа».

Икос 6

Возсия радость велия слышавшим Твоя, Богомати, обетования, и Тебе, Небесней Вратарнице, храм во вратех обители с веселием иноцы воздвигоша и возопиша тако:

Радуйся, хранительнице наша в настоящем веце; радуйся, предстательнице наша в будущем.

Радуйся, страху Божию нас научающая; радуйся, на путь добродетели наставляющая.

Радуйся, дерзновение наша и надеждо; радуйся, упование наше и покров.

Радуйся, благоутробие Сына Своего к нам преклонившая; радуйся, благодать Его неоскудно пребывати с нами возвещающая.

Радуйся, святую икону залогом милости давшая; радуйся, дар чудодействия ей даровавшая.

Радуйся, прилог всякаго зла от обители отражающая; радуйся, всему благому вход отверзающая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 7

Хотящу иногда злочестивому Амире обитель Иверскую разорити и стадо иноков, тамо собранное разсеяти, скоро позна крепкое обители заступление от Богоматере, увидев корабли своя в пучине моря погрязшия и ратники изгибшия. И пришед со смирением, сребро и злато в обитель даяше, молитвы прося. Иноцы же, видевше сия, возопиша к Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новыя и безчисленныя чудеса показа Богомати, в обители оскудение вина, муки и елеа восполняющи, бесныя исцеляющи, хромым хождение дарующи, слепым прозрение и всяк недуг врачующи, да, видяще чудеса сия, воспевают Тебе:

Радуйся, взбранная Воеводо, враги побеждающая; радуйся, скорая на помощь призывающим Тя.

Радуйся, не презирающая моления нашего; радуйся, обещания Своего не отступающая.

Радуйся, скорбь обители в радость претворяющая; радуйся, оскудение обители восполняющая.

Радуйся, слепых прозрение; радуйся, хромых хождение.

Радуйся, всех немощных целительнице; радуйся, всех скорбных утешительнице.

Радуйся, яко не престаеши промысляющи и спасающи нас; радуйся, яко от толиких бед избавляеши нас.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 8

Странно покрываемую от иконы Богоматере обитель Иверскую слышав Патриарх Никон, вожделе и Российстей стране благодати Ея стяжати причастие; сего ради, создав обитель в честь славнаго образа, со тщанием испроси изображение чудотворнаго образа Богоматере, да, покровом Ея защищаеми, вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся сущи в Вышних, но и нижних не отступающи, благоизволила еси, Богомати, якоже древле преподобному Антонию даровася благословение Горы Афонския на утверждение обители Печерския, даровати и новой обители в стране Российстей благодать Свою, еюже благословила еси Афон, в подобии честнаго образа Твоего. Темже взываем Ти:

Радуйся, страны Российския покрове, ширший облака; радуйся, православныя веры в ней ограждение и утверждение.

Радуйся, Православныя Церкве непоколебимый столпе; радуйся, ересей и расколов обличение.

Радуйся, светлыми лучами чудотворных икон всю страну озаряющая; радуйся, дары исцелений и милостей от них источающая.

Радуйся, врагов устрашение; радуйся, святителей веселие.

Радуйся, иереев похвало; радуйся, иноков наставнице.

Радуйся, всего рода нашего спасение; радуйся, верных утверждение.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 9

Всяко тщание имуще о написании честнаго образа милостивыя Вратарницы, сонм постников иверских молебная пения совершает, водою от чудныя иконы омывает дску, на нейже имать изобразитися честный образ, и преподобнаго Иамвлиха освящает, иже, подвизався в посте, молитве и бдении со всею братиею, списа вапы, святою водою и мощами освященными, честное изображение Богоматере, выну моляся и вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеют бо, како по достоинству похвалити вся чудеса Твоя, явленная роду нашему от святыя Твоея иконы, еще бо на пути в Российскую страну сия чудодействоваше, благочестивому Мануилу повелевая выкуп дати неверным, возбраняющим шествие святыя иконы в страну Русскую, и сугубо ему послежде отдавши. Мы же, дивящеся, верно вопием Ти:

Радуйся, источниче чудес неисчерпаемый; радуйся, всякия милости подательнице.

Радуйся, всегда теплая о нас ходатаице к Богу; радуйся, промышления Его о нас сокровище.

Радуйся, сущим в бедах прибежище; радуйся, скорбящих утешение.

Радуйся, больных исцеление; радуйся, немощных укрепление.

Радуйся, вдов заступление; радуйся, сиротствующих милосердая Мати.

Радуйся, заблуждающих на путь истины обращение; радуйся, грешников к покаянию воззвание.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, источаеши, Богомати, неоскудный источник милости от Своея иконы роду нашему: се бо и в стольном граде Москве благая Вратарница являешися всем поклоняющимся Тебе, скорое вспоможение подавающи, и в новой обители Иверстей благодати струи от иконы Твоея испущаеши, и во иных градех, обителех и весех чтущим Тя полезное прошение исполняющи. Темже, прославляя Бога, давшаго нам благодать таковую, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси иноческому чину, Богородице, и всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, вселься в девственней утробе Твоей, научи всех чистоты и целомудрия ревнителей возглашати Тебе:

Радуйся, девства сосуде избранный; радуйся, чистейший образе целомудрия.

Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, Невесто неневестная.

Радуйся, Сеятеля чистоты рождшая; радуйся, верных Господеви сочетавшая.

Радуйся, в буре искушений скорая помощнице; радуйся, прилоги врага отражающая.

Радуйся, мглу душевредных страстей отгоняющая; радуйся, помыслы очищающая.

Радуйся, земныя сласти презирати научающая; радуйся, к горнему умы и сердца направляющая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, спростретися тщащееся ко множеству многих щедрот Твоих; равночисленныя бо песка песни аще приносим Ти, Владычице наша Богородице, ничтоже совершаем достойно, яже подаваеши нам, о Тебе вопиющим: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу, сущим во тьме бед явльшуюся, зрим святую икону Богоматере; невещественный бо огнь благодати приемлющи, лучами чудес всех озаряет, научающи сице взывати Благословенней:

Радуйся, во всяких нуждах скорое вспоможение; радуйся, в печалех быстрое услышание.

Радуйся, от огня, меча и нашествия иноплеменных нас избавляющая; радуйся, от глада и напрасныя смерти нас свобождающая.

Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, бедствующим в пути, на суше и на водах внезапное вспоможение.

Радуйся, язв душевных и телесных врачевание; радуйся, оставленных врачми в Свои руце приемлющая.

Радуйся, милосердая утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, не отвергающая всех презренных и отверженных.

Радуйся, самых отчаянных из рова погибели исхищающая; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и заступлением.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 12

Благодати дати восхотев, долгов древних, всех долгов Решитель человеком, прииде Собою ко отшедшим Того благодати и, раздрав рукописание, дарова нам крепкое Богоблагодатныя ходатайство, да вопием вси молитвами Ея: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, являемая нам в жизни сей, хвалим Тя, Богородице, яко милости источник неисчерпаемый. Но, припадающе к Тебе пред чудотворною иконою Твоею, молим Тя смиренно: буди нам покров и защищение и в день кончины нашея, и егда имамы предстати на суд страшному престолу Сына Твоего, да вопием Ти:

Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и тамо нас воспоминающая; радуйся, с Сыном Твоим и Богом вечно царствующая и о нас ходатайствующая.

Радуйся, уповающим на Тя конец живота непостыден дарующая; радуйся, безболезненную и мирную кончину устрояющая.

Радуйся, мытарств горьких избавление; радуйся, от власти князя воздушнаго освобождение.

Радуйся, грехов наших непоминовение; радуйся, по Господе упование нам блаженныя жизни.

Радуйся, уповающим на Тя одесную Сына Твоего стояние устрояющая; радуйся, блаженнаго гласа Онаго, Небеснаго Царствия наследие обещающаго, слышати сподобляющая.

Радуйся, благая Мати, всех, чтущих Тя, жити с Собою вселяющая; радуйся, крепкая надеждо вечнаго спасения всем христианом.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пресвятая Госпоже Дево Богородице! Призри на нас, приносящих смиренно со слезами малыя сия молитвы пред пречистым Твоим образом и все упование и надежду возложивших на Тя, и избави нас всех бед и напастей в животе сем и будущия изми муки, да, спасаемии Тобою, вопием выну: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Взбранной Воеводе…».

О, Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.