Иверский женский монастырь в самаре

Иверский женский монастырь в Самаре (официальный сайт) находится возле реки Волга. Он был основан в середине XIX века и на сегодняшний день является действующим.

Описание и месторасположение

Обитель расположилась на левом берегу Волги. Сперва он стоял практически на берегу, сейчас от воды территорию отделяют жилые дома.

СберМобайл

До революции в его ведении находилась огромная территория, но с приходом СССР ее забрали и на половине построили жилые дома.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Важно знать: внешний вид обители во многом определил вид Самары со стороны Волги.

Внешне обитель очень нарядна: все здания выполнены из красного кирпича с белыми украшениями и золотыми куполами. На территории много деревьев и цветов, проложены дорожки для удобства.

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о Вышенском Успенском женском монастыре и святителе Феофане Затворнике.

История обители

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоИстория женского монастыря в Самаре началась в XVI веке со Спасо-Преображенской обители. В нем жило меньше 30 человек, которые содержались на государственные средства. По приказу Екатерины II обитель расформировали: здание закрыли, а обитательниц перевезли. Это привело к появлению в городе «черничек-келейниц»: они не были монахинями, но вели подобный образ жизни.

В 1850 году они подали прошение о строительстве женской общины. На тот момент было почти 40 желающих посвятить себя Богу, а в городе было много сектантов, что негативно сказывалось на прихожанах.

Обратите внимание: женщины пытались добиться разрешения и раньше, но горожане не поддержали эту идею.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоВ том же году началось строительство, через 5 лет император Александр II утвердил обитель, а еще через 5 лет община стала монастырем. Ужасное на первых временах состояние общины (маленький участок, тесные помещения, убогая ризница, столб с 4 колоколами вместо звонницы) постепенно выправлялось: благодаря пожертвованиям местных, открытию кладбища и разрешению носить Иерусалимскую икону по домам, обитель начала активно развиваться и обустраиваться.

На момент революции на территории имелось несколько соборов и жилых корпусов, хозяйственные здания, мастерские, воскресная школа. Во времена Первой мировой войны в монастыре разместился госпиталь, а сестры занимались шитьем одежды для солдат.

Судьба во время революции и в советское время

В 1919 году обитель закрыли, но зарегистрировали общины верующих, которая имела право пользоваться храмами. На земле открыли швейную артель, жилые корпуса отдали рабочим, а ценные вещи вывезли.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Интересный факт: оставшиеся монахини должны были наравне со всеми вносить квартплату за жилье.

Через 6 лет артель закрыли, вместо рабочих тут поселились сотрудники ГРЭС и местного пивоваренного завода. Благодаря близости к рабочим местам, они создали «рабочий городок». Все храмы были закрыты, некоторые, включая кладбище, разорены или разобраны.

Возрождение Иверской обители

Оно началось в 90-х годах ХХ века с официальной регистрации Иверского монастыря. Всего через 3 месяца произошла передача всех уцелевших строений Православной церкви.

Еще через 2 месяца их признали памятниками культуры: здания представляли собой образцы культуры XIX века. В 1992 году прошло первое богослужение, через 2 года была назначена игуменья Иоанна.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото
храм Святого Духа
Это важно: на тот момент в обители жили более 10 монахинь.

Сперва обитель получила обратно только малую часть земли, около 1/10 от первоначальной. Позже владения расширились до половины, но отдать вторую половину власти не смогли: на этих землях уже построили жилые дома. Вместо этих территорий обители передали участок в Волжском районе – он находился в 40 км от Самары. Там построили храм Святого Духа и подворье.

Современное состояние

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоСегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Владения и храмы

Расскажем обо всех по порядку.

Монастырская территория

Обитель занимала довольно значительную территорию. Она окружена каменными стенами, по углам которых располагались 4 башни-часовни. Вся земля делилась проходящей дорогой на две половины: большая часть расположилась на вершине холма, меньшая – в низине.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

На склоне холма были расположены 2 кладбища, к которым вели ступени. Незанятая постройками территория высаживалась деревьями и цветами. Был даже водопад, благодаря которому в заведения подавалась вода.

Возьмите на заметку: территория незаметно росла благодаря жертвованию соседних участков прихожанами.

Также Иверский монастырь имел более тысячи десятин земли, большая часть которых использовалась под пахоту. Остатки занимали луга, фруктовые сады, леса, место добычи известняка. В основном все они сдавались в аренду местным жителям ради получения денег.

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Это первая церковь, построенная на территории обители — из дерева на каменном фундаменте с тремя куполами. Через 2 года был достроен северный придел, который освятили в честь иконы Богоматери Иерусалимской.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Его поставили под церковью Иверской иконы. Южный придел возвели на деньги общественного деятеля Алабина.

Интересный факт: южный придел освящен в честь мученицы Варвары и царицы Елены – покровителей его супруги и умершей дочери.

В самом начале XIX века обветшалая церковь была снесена, вместо нее возвели Иерусалимский храм.

Успенский храм

Второе название – Сретенский. Это был второй по времени постройки и первый каменный холодный храм. Его построили в середине XIX века на самом высоком холме.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Само строительство прошло быстро, но внутренняя отделка заняла больше 10 лет. Деньги на постройку выделили местные купцы.
Собор простоял до своего закрытия в 1929 году. Целый год здание использовалось как гараж, а после было взорвано. Вместо него построили жилой дом.

До того, как в Самаре появился кафедральный собор, Успенский храм считался самым роскошным и величественным.

Колокольня

Ее строительство заняло 5 лет. Первоначальный план, разработанный еще в 1856 году, был отклонен из-за слишком высокой цены и высоты, и постройка началась только через 20 лет. Сошлись на высоте в 64 метра.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Важно: внешний вид в точности копирует дореволюционный вариант.

Однако с приходом советской власти колокольня была взорвана одновременно с Успенским собором, а сами колокола увезли на переплавку. Вновь здание появилось в монастыре только в 2011 году, колокола подняли в 2012, купол – в 2013.

Никольский храм

Это надвратный храм, который был размещен на среднем ярусе колокольни. Посвящен Николаю Чудотворцу, средства на строительство выделили лечившийся от туберкулеза в городе штабс-капитан Лобанов и супруги Алашеевы, потерявшие сына Николая.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

От последних также поступили фамильная икона святого, жертвенник и другие ценные религиозные предметы. Величина пожертвований даже превысила необходимую.

Иверский храм

Он был построен на месте одноименной церкви, когда та в 80-х годах XIX века обветшала и начала обваливаться. Строительство длилось 6 лет и протекало на деньги богатых жителей. Во время СССР храм переделали в клуб от завода «Металлист», через какое-то время в нем разместили филиал «Самараоблобувьбыта». Собор вернули церкви в 1995 году.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Имейте в виду: с севера к зданию примыкал игуменский корпус – оба строения соединялись коридором.

Строение имеет четырехугольную форму, снаружи окрашен в персиковый. Имеет один большой золоченый купол, множество окон и белые украшения.

Храм-часовня царственных страстотерпцев

Второе название – Царственных мучеников. Это новое строение: строительство началось только в 2006 году. При раскопках найдены остатки разрушенного некрополя, после проведения работ некоторые имена удалось восстановить.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Это интересно: в часовне была замурована земля, привезенная с предполагаемого места гибели царской семьи, а на стене закреплена памятная табличка.

Это небольшое однокупольное здание с красным куполом и золотыми украшениями. Сами стены белые с вставками красного кирпича.

Часовни

На берегу Волги в 1850 году возвели часовенку. Это было небольшое помещение с несколькими иконами внутри, его главной задачей являлся сбор пожертвований.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Первое время часовня не давала дохода, но вскоре среди прихожан распространились слухи о том, что выставленные иконы обладают особой божественной силой. Однако руководство обители не подтвердило этих слухов.

В городе были установлены еще несколько часовен — на Троицком рынке (простояла несколько лет), возле ж/д вокзала и рядом со Струковским садом. Многие были снесены с приходом советской власти.

Монастырское кладбище

Изначально их было два:

  1. «Верхнее» для священнослужителей;
  2. «Нижнее» для простых граждан.

Интересный факт: примерно 1/6 часть от всех умерших составляли дети до 10 лет.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

В 20-х годах оба кладбища закрыли, в 30-х годах часть разобрали: склепы снесли, прах «перезахоронили», а на земле построили жилые дома. Нижнее кладбище использовали как мусоросборник, установили туалеты, некоторые склепы использовались в качестве погребов. Во время ВОВ тут производили минные заготовки. Случалось, что вывезенные могильные плиты перелицовывались и использовались вновь.

Сегодня установить точные данные о захоронения довольно сложно: многие документы оказались утеряны. В 90-х годах был обнаружен целый массив, в котором сохранилась часть невскрытых могил и памятников.

Насельники монастыря (настоятели, сестры, причт)

При открытии монастыря в нем желали поселиться всего 30 насельниц, но уже через 2 года их число увеличилось в 4 раза. Последняя перепись до закрытия обители в 30-х годах говорила о 440 лицах. Новые лица постоянно прибивали: это женщины-«добровольцы», их малолетние родственницы и сиротки.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фото

Важно: все малыши воспитывались под строгим контролем и присмотром родственниц или назначенных опекунш.

За все время существования обители у него было 5 настоятельниц. Почти все они происходили из семей священников, первая настоятельница – из мещан. Сегодня управление находится в руках игуменьи Иоанны: она является настоятельницей с 1992 года. Среди наиболее известных монахинь значатся:

  1. Дорофея: одной из первых приняла постриг;
  2. Сусанна: за трудолюбие и желание помочь получила прозвище «Пчелка». Собирала пожертвования;
  3. Нимфидора: пекла просфоры для Иверского монастыря и других соборов;
  4. Каллиста: была казначеем, заведовала библиотекой и ризницей;
  5. София: была казначеем.

Монастырский притч сперва состоял из священника и дьякона, но их число постоянно менялось — то увеличивалось, то уменьшалось. Причиной были нестабильные поступления финансов: только за вторую половину XIX века сменилось более 30 священнослужителей.

Монастырский уклад

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоЖизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Святые и святыни

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоСреди святынь обители особенно выделяют:

  1. Иверская икона Богоматери: семейная икона была передана купчихой Марихиной с условием, что монастырь получит ее «имя».
  2. Богоматерь «Иерусалимская»: это одна из самых значимых икон. Ей приходили поклоняться, а в праздник вносили в дома. Считается чудотворной. Считается, что первая настоятельница составила список совершенных по молитвам перед данной иконой чудес, но записи были утеряны.
  3. Несколько икон со святыми мощами – Черниговских святых, святителя Тихона Задонского, блаженной Матроны Московской;
  4. Частицы святых мощей, среди которых мощи Иоанна Предтечи, апостола Андрея, Марии Магдалены и других.

Информация для паломников и туристов

Как добраться

Важно знать, что в Самаре не один монастырь и если вы будете спрашивать: «Как добраться до монастыря?» — вас могут отправить в «монастырь на Черемшанской». «Черемшанская» — это улица в Самаре и одноименная остановка общественного транспорта. Монастырь там действительно есть, но другой — Свято-Воскресенский мужской монастырь.

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоИверский женский монастырь расположен по адресу Волжский проспект, дом 1. Ближайшая станция метро Алабинская. От нее придется пройти пешком 2,8 км, также можно проехать на автобусе 61 или маршрутке 247 или 261 от остановки «Ул. Осипенко» до остановки «Иверский монастырь».

Доехать от Москвы до Самары можно:

  1. На самолете: регулярные рейсы вылетают из всех 3 аэропортов столицы.
  2. На поезде: отправление с Казанского вокзала.

Доехать из Санкт-Петербурга можно:

  1. На самолете: отправление из Пулково.
  2. На поезде: рейсы следуют от Московского вокзала.

Контакты

Официальный сайт: http://иверский.рф;
Электронный адрес: iverskiy@inbox.ru;
Телефон: (846) 332-81-46, 37-14.

Расписание богослужений и престольные праздники

Иверский женский монастырь в Самаре — описание и фотоУзнать текущее расписание можно по .
Седмичные службы проходят в:
1. 6:00 — Полунощница;
2. 6:30 – 3 канона и Акафист дня;
3. 7:30 – Третий и Шестой часы;
4. 8:00 – Литургия;
5. 16:40 – Девятый час;
6. 17:00 – Вечерня, Повечерие, Утреня.

Воскресные и праздничные немного отличаются:

1. 7:00 – Полунощница;
2. 7:30 – Канон Ангелу Хранителю;
3. 7:45 (в воскресенье) – Параклис;
4. 8:40 — Третий и Шестой часы;
5. 9:00 – Литугия;
6. 16625 – Девятый час Повечерие;
7. 17:00 – Всенощное бдение.

Самыми значимыми праздниками являются:

  1. Празднование в чести Иверской иконы: 25 февраля – внесение в Валдайский монастырь, 26 октября – встреча в Москве, вторник Светлой седмицы – явление инокам.
  2. Празднование в честь праведного Александра Чагринскиго: 4 января – представление, 15 октября – прославление, 22 июня – обретение мощей.
  3. Празднование Николая Чудотворца: 19 декабря – главный праздник, 22 мая – обретение мощей.
  4. Празднование Иерусалимской иконы Богородицы: 25 октября.
  5. Празднование святых Царственных страстотерпцев: 17 июля.

Иверский женский монастырь является действующим: несмотря на закрытие во времена СССР, он вновь отреставрирован и принимает гостей. Сегодня в нем проживают несколько десятков монахинь, восстановлены соборы и налажены ремесла.

Подробнее о самарском Иверском монастыре смотрите следующее видео:

Действующий православный женский монастырь, расположенный в городе Самара. Возведение Самарского женского монастыря началось благодаря жителям города, которые в 1850 году обратились к епископу Феодотию с прошением открыть в городе Самаре женскую общину. По мнению горожан это должно было ослабить влияние в городе различных сект и языческих общин, коих развелось немало. В сентябре этого же года епископ Феодотий прибыл в город для осмотра и освещения места под строительство будущего монастыря, а так же принял участвовал в закладке камня.

В настоящее время в женском монастыре города Самары постоянно проживают немногим более 80 насельниц самого разного возраста. Почти все они жители Самарской области. Живут насельницы в каменных корпусах, в отдельных кельях, рассчитанных на 1-2 человека. Попасть в Самарский Иверский женский монастырь можно беспрепятственно — вход на территорию бесплатный и свободный.

История монастыря

Женский монастырь города Самары получил название «Иверский» благодаря купчихе Марихиной Екатерине Ивановне, которая подарила общине икону Иверской Божьей Матери, украшенной золотом, принадлежащей её семье. Открытие женского монастыря Самары произошло спустя десять лет после начала строительства — в 1860 году. В 1882 году женская община начала строительство храма имени Иверской иконы Божьей Матери. Открытие состоялось через шесть лет — в 1888 году. Уже в 1879 году было завершено строительство двухэтажного госпиталя, а в 1889 году открывается церковная приходская школа для девочек, в которой ежегодно обучалось более ста учениц.

К 1917 году на территории Самарского женского монастыря уже было построено 4 храма:

  • храм Успения Божьей Матери, включающий в себя три престола, неотапливаемый в зимнее время;
  • храм Иверской Божьей Матери, выполненный целиком из камня, включающий в себя топку для обогрева храма в холодную погоду;
  • небольшую часовню Св. Николая Чудотворца;
  • большой каменный храм «Иерусалимской» иконы Божьей Матери, включающий в себя трапезную.

После революционных событий 1917 годов, произошедших в России, монастырь был закрыт, а вместо него создали швейное предприятие. Многие жилые корпуса бывшего Самарского женского монастыря были розданы рабочим «Водосовета» и обществу «Металлистов» в качестве квартир, но в некоторых других корпусах все же позволили проживать монахиням, вплоть до 1929 года. К 1930-м годам были разрушен Успенский собор и 65 метровая колокольня.

Восстановление Иверского женского монастыря началось только в 90-е годы прошлого века. В то время уже была организована новая женская община, которой в 1991 году отдали трапезную, а в 1995 году — само здание Иверского женского монастыря. Новой женской общине был вновь присвоен статус монастыря. Началась реконструкция храма, на котором был установлен новый купол, обновлено внутренне убранство, появились новые иконы, храм вновь начал принимать прихожан, в нем начали проводится службы. На территории Самарского монастыря была заново отстроена колокольня, восстановлена ограда по периметру общины, проведены работы по озеленению примыкающей к территории.

В 1586 году по указу царя Феодора Иоанновича на правом берегу реки Самары была основана крепость, которую назвали по имени реки Самарой. Строителем новой крепости стал воевода Григорий Осипович Засекин, потомок Рюриковичей и Чингизидов. Новая крепость должна была защищать восточные границы Русского государства от ногайских татар.
Одновременно с основанием крепости заложили деревянный православный храм. Освятили его в честь Живоначальной Троицы, а придел – в честь Святителя Николая Мирликийского. И тогда же устроили Спасо-Преображенский монастырь.
Постепенно поселение распространилось вдоль левого берега реки Волги. В 1688 году крепость Самара стала городом.
Не богата была в ту пору Самара церквями, но дух благочестия жив был среди ее жителей, в сороковых годах XIX века у самарцев появилась мысль об устройстве в городе женской обители предположительно на сто сестер. К тому времени целый век прошел с тех пор, как был расформирован Спасо-Преображенский женский монастырь и его четырнадцать монахинь вместе с игуменией нашли приют в Симбирском монастыре.
Прошло почти столетие, но память о Спасо-Преображенском монастыре в городе осталась жива и в Самаре появились девицы и вдовы, желающие посвятить свою жизнь Богу. В подражении монашескому образу они носили черную одежду, жили обособленно и благочестиво под руководством священника Успенской церкви С. М. Бельского, называли их черничками.
Поддержку и помощь в благом стремлении сестры получили в благочестивом семействе Михаила Ивановича и Елены Львовны Федоровых. Вместе с протоиереем Казанского собора Иоанном Халколивановым супруги Федоровы сумели воодушевить самарцев мыслью о создании в Самаре монастыря. Начался сбор пожертвований на будущую женскую обитель.
Федоров служил уездным землемером и не от излишества, а по любви к Богу пожертвовал для общины участок принадлежавшей ему земли на Мечетной (ныне Самарской) улице. Но это место было удалено от воды, что, безусловно, затруднило бы жизнь общины. Тогда нашлись новые благотворители. Купцы Петр Сергеевич Синягин и Михаил Иванович Назаров пожертвовали примыкавшую к реке Волге береговую полосу земли, а Елена Львовна Федорова, ее мать – чиновница Прасковья Александровна Сухова и родная сестра Михаила Федорова Ольга Ивановна Тимашева – соседние к этой полосе места на пригорке. «Самарские епархиальные ведомости» заметили по этому поводу: «Для блага общины готовилось пожертвование мест, которое трудно было ожидать и предвидеть, но которое прямо указывало на особенное попечение Промысла Божия в отношении к общине на первых порах ее зарождения». Место было ровное, удобное для постройки келий, разведения огорода и сада.
Более тридцати девиц и вдовиц в возрасте от 22 до 60 лет собрались на пожертвованном месте для совместного жития. Среди первых сестер были две дворянки, три солдатки, семь мещанок, одна казачка, восемь – купеческого звания и две – духовного. Получив благословение архипастыря, они выбрали из своей среды для руководства мещанскую девицу Марию Яковлевну Янову. Для руководства внешнего и внут­реннего порядка, образа жизни и поведения сестер общине были выданы правила, утвержденные в 1842 году Святейшим Синодом для Арзамасского, Ардатовского, Зеленогорского и Дивеевского женских православных общежитий, находившихся в Нижегородской епархии. Эти правила состояли из 49 параграфов, которые определяли порядок служб, образ жизни и взаимоотношения насельниц.
В 1850 году крестный ход, который традиционно проводился на Воздвижение Креста Господня в Самаре, по просьбе попечителей общины пришел на место будущего монастыря. Епископ Симбирский и Самарский Феодотий (Озеров), совершив водосвятный молебен, окропил святой водой эту территорию. После водружения креста он положил первый камень в основание часовни и благословил сестер иконой Иерусалимской Божией Матери, поручив таким образом возникающую обитель охране и покровительству Царицы Небесной. Этот день считается началом Самарского Иверского женского монастыря.
Первым делом сестры стали собирать на берегу камень для фундамента. Через два месяца, в ноябре, часовня в честь Казанской иконы Божией Матери уже была построена и освящена, и сразу же в ней начали совершаться вечерние Богослужения и часы. Сначала к Казанской часовне был определен причт Казанского собора, потом причт Троицкой церкви. Во время первой всенощной произошло исцеление бесноватой девочки от Иерусалимской иконы Пресвятой Богородицы, подаренной общине Преосвященным Феодотием.
Поступившие в общину в первые годы ее существования сестры обрекали себя на сугубые труды, так как она не имела постоянного и прочного обеспечения и существовала лишь на пожертвования. Зарождающейся обители нельзя было надеяться на усиленную материальную помощь от горожан. В Са­маре в середине XIX века числилось около 15 000 жителей, в числе которых не было ни одного выдающегося богача. Торговлю в то время город вел небольшую. Купцов первой гильдии в нем не было вовсе. Даже во второй гильдии в Самаре считалось только восемь семейств. Из 2 324 городских домов четыре пятых были деревянные, а многие напоминали настоящие лачуги. Люди, затеявшие дело устроения общины, имели сами довольно ограниченные средства. Кроме протоиерея И. Е. Халколиванова и М. И. Федорова, звание попечителей общины приняли на себя средней руки купцы П. Г. Баранов и Г. В. Гаврилов и еще менее состоятельный почтмейстер Г. П. Богородицкий.
Бедность и скудость были во всем. Первые насельницы должны были иметь великое самоотвержение, крепкую, несокрушимую веру и любовь к Спасителю, неугасимую ревность к подвигам монашеской жизни. Каждая из них обязывалась на собственные средства устроить свою келию и полностью обеспечивать себя, занимаясь рукоделием. Но они были счастливы, потому что могли посвятить свою жизнь Господу и жить в радостном Богообщении под покровом Божией Матери.
В 1853 году губернское начальство решило провести дорогу вдоль Волги по местности, где расположилась женская община. Взамен сестрам был предложен участок на взгорье, там и обосновалась окончательно обитель. К тому времени в ней собралось уже 75 женщин и девиц, которые трудами и милостыней собрали до 7 060 рублей деньгами и разных вкладов тысяч на пять, заложив тем самым материальное основание для официального утверждения общины. Высочайшее решение было принято 12 марта 1855 года. Открытие женской общины в Самаре признавалось не только полезным, но и необходимым. Подобно другим богоугодным заведениям, она оставалась на собственном содержании, без всякого пособия из казны. Общину назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, пожертвовавшей обители семейную святыню – Иверскую икону Божией Матери с ценным золотым покрытием.
Ко времени признания общины Казанская часовня была перестроена в храм. 4 апреля 1855 года Преосвященный Евсевий совершил чин великого освящения обновленной церкви и назвал ее в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого времени к обители определен причт и началось совершение Божественной литургии. Через два года под Иверской церковью был устроен и освящен еще один небольшой храм – в честь Иерусалимской иконы Божией Матери – для совершения ранних Литургий. Первым священником в Иверской общине с 1853 года был Степан Васильевич Поспелов. Через два года причт увеличился дьяконом, а с 1858 года – вторым священником. В дальнейшем в штате монастыря было два диакона и два священника. Священнослужителями Иверского монастыря в разное время были: Евгений Николаевич Тычин (годы служения: 1855–1858), Иоанн Герасимович Пиксанов (1858–1859), Никита Илларионович Салтыковский (1859–1866), Федор Иванович Благовидов (1859–1866), Дмитрий Николаевич Орлов (1859–1867), Константин Георгиевич Добросердов (1867–1878), Георгий Иванович Третьяков (1867–1904), Петр Степанович Архангельский (1881–1895), Василий Яковлевич Майеранов (1896–1901).
В предреволюционном 1916 году священнослужителями Иверского монастыря были протоиерей Гавриил Михайлович Фармаковский (служил в обители с 1878 года) и иереи Василий Александрович Успенский (в обители – с 1901 года) и Павел Георгиевич Третьяков (сын протоиерея Георгия Третьякова, в обители – с 1904 года).
Деревянная Иверская церковь имела скромный вид. Обшитая тесом и окрашенная масляной краской в коричневый цвет, она была продолговатой формы. Вход с нижней паперти вел по обеим сторонам лестницы на верхнюю площадку несколькими ступенями. На верхней площадке был вход в узкий коридор, где располагались две кельи. В одной из них находилась сестра, охраняющая храм, в другой происходило непрерывное чтение Псалтири. Через келью, где читалась Псалтирь, был вход на хоры и устроено помещение для настоятельницы. Потолок храма поддерживался четырехгранными колоннами. Две из них, стоящие ближе к амвону, были расписаны святыми изображениями. Церковь освещалась тринадцатью окнами, но так как с двух сторон она была заслонена горами, в ней чувствовался недостаток света. Иконостас в два яруса столярной работы, с вызолоченной резьбой по белому фону был устроен самарским купцом Василием Андреевичем Головачевым. С левой стороны царских врат помещалась Иверская икона Божией Матери. За левым клиросом находилась особенно чтимая Иерусалимская икона Божией Матери.
Алтарь был просторным. На горнем месте стояла большая икона Пресвятой Троицы с предстоящими внизу Божией Матерью, святыми угодниками и ангелами. Эта икона, подаренная Преосвященным Евсевием, писана на холсте, помещена в вызолоченную раму с такой же резьбой.
Ежедневное совершение Богослужения, строгое соблюдение уставов Церкви, стройное пение певчих, чистота, опрятность и порядок привлекали в обитель со всех сторон множество богомольцев, которые несли с собой посильные жертвы. Постоянным источником дохода для общины стала пожертвованная благотворителями земля в Жигулевских горах, которую сдавали в аренду, а также устроенное при общине кладбище для захоронения мирян. Кроме того, епархиальное начальство позволило выносить прославившуюся чудотворениями Иерусалимскую икону Божией Матери в дома обывателей Самары для совершения молебнов в сопровождении причта и певчих. Это тоже приносило доход монастырю.
С тех пор как община получила официальное право на свое существование, началось более активное строительство. За год с небольшим были сооружены несколько корпусов на каменных фундаментах, дома с надворными службами для священ­нослужителей, корпус с такими же службами для самой настоятельницы. При вступлении в общину сестры не только приносили по своим средствам вклады, но обязывались устроить для себя келию. Таким способом от 20 до 40 сестер, складываясь, строили корпуса, разделенные на несколько келий, в каждой из которых жили от одной до четырех сестер.
Вскоре встал вопрос о постройке в обители большого каменного храма. Сменивший к тому времени на самарской кафедре Епископа Евсевия Преосвященный Феофил (Надеждин) благословил это начинание и 17 сентября 1858 года освятил место будущего строительства. Совершив закладку Сретенской церкви, глава Самарской епархии произнес прочувствованное слово, в котором напомнил, что святые храмы Божии – это места, где мы в спасительных Таинствах воспринимаем благодатные дары Святого Духа; здесь мы приносим моления пред Господом и исполняем обеты, подобно тому, как поступили праведная Анна и родители Пречистой Девы Марии. Напомнив библейские сюжеты, Владыка Феофил наставил насельниц Иверской общины строгому и неукоснительному исполнению данных ими обетов работать Господеви со страхом и трепетом.
Знаменательно, что закладка храма совпала с днем, когда Святой Церковью празднуются представительницы трех христианских добродетелей Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – мудрости, без которых не созидаются ни временное благополучие, ни, тем более, вечное спасение. План на постройку трехпрестольной церкви был составлен губернским архитектором К. Г. Макером в русско­византийском стиле. Строительство продолжалось более десяти лет. Этот величественный храм имел крестообразную форму, его своды покоились на шести колоннах. Длина и высота здания составили более сорока метров, ширина – около тридцати метров. Храм венчался куполом с пятью грушеобразными главами, из которых средняя выделялась своими большими размерами. Три входа – с запада, юга и севера – были сделаны из белого камня, каждый вход имел семнадцать ступеней. Стены отделали под белый мрамор, алтарь выложен мрамором и установлены многоярусные резные иконостасы.
Для такого значительного сооружения у монастыря не было средств, однако строительство храма совершилось. Попечителем этого богоугодного де­ла стал самарский купец, городской Голова Василий Ефимович Буреев. Потрудились и другие благодетели. Например, купец и гласный Самарской городской Думы Иван Михайлович Плешанов пожертвовал более чем 10000 рублей, за свой счет заказал еще и два иконостаса со множеством икон.
24 марта 1860 года Преосвященный Феофил (Надеждин) вошел с представлением в Священный Синод о возведении Иверской общины в степень монастыря и о пострижении в монашество настоятельницы и других сестер общины. В этом документе отмечалось стремление самарцев иметь в своем городе монастырь: «Принимая во внимание усердное желание самарских граждан и сестер общины видеть сию общину на степени монастыря и необходимость существования оного в новопоселяющейся Самарской епархии, имею честь благопокорнейше ходатайствовать пред Святейшим Синодом о возведении находящейся в городе Самаре общины на степень общежительного монастыря, без назначения от казны жалованья, но с наделением, для поддержания онаго, землею и другими угодьями, о чем уже идет переписка с гражданским начальством, и которое уже согласно на таковое наделение».
6 июля 1860 года Император Александр II утвердил определение Святейшего Синода о возведении Иверской женской общины в степень монастыря. 13 августа совершился первый монашеский постриг: иеромонах крестовой церкви архиерейского дома Макарий в постриге нарек настоятельницу обители Марию Янову Маргаритой.
21 августа в общине состоялось Богослужение Архиерейским чином. Маленький деревянный храм обители не мог вместить всех богомольцев. Преосвященный Феофил, Епископ Самарский и Ставропольский, торжественно совершил Божественную литургию. Ему сослужили ректор семинарии, ка­федральный протоиерей Иоанн Халколиванов и другие священ­ники. После Литургии был прочитан Синодальный Указ о переименовании общины в монастырь, принесено благодарственное моление. Перед выходом из храма Преосвященный владыка вручил новопоставленной игумении Маргарите жезл и пожелал, чтобы она «во всех подвигах иночества показывала собою пример и образец всех христианских добродетелей, а наипаче тех, коими должно приукрашаться иночество».
В конце августа состоялось пострижение первых двадцати сестер монастыря в мантию. К правилам, которые до сих пор определяли жизнь общины, епархиальное начальство добавило семнадцать пунктов, взятых из устава саратовского Крестовоздвиженского монастыря.
К этому времени в обители проживало около двухсот насельниц. Все они содержали себя собственными трудами: занимались убранством и украшением икон, шитьем облачений и одежд для священнослужителей и другими рукодельными работами. Кроме корпуса для настоятельницы с особой комнатой для рукодельниц имелось восемь сестринских корпусов, корпус для священнослужителей, прачечная, холодные строения.
За Иверской обителью были утверждены луговые угодья и рыбные ловли. На арендованной благотворителем у города земле обосновался монастырский хутор. Стараниями дворянки Марии Алексеевны Васильевой для сестер была учреждена общая трапеза. Развивались собственные мастерские: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священно­служительских одежд и облачений, переплетная, башмачная и другие. Во главе каждой мастерской стояла монахиня или рясофорная послушница, в их подчинении было от восьми до двенадцати молодых послушниц, а в белошвейной – гораздо больше. Золотошвейная мастерская состояла в подчинении настоятельницы монастыря, которая сама была прекрасной золотошвейкой. Игумения Маргарита дни и ночи просиживала над работой, желая украсить шитьем жемчуга с дорогими бриллиантами, яхонтами и топазами икону Божией Матери «Скоропослушница», которая была пожертвована в Иверскую обитель одним христолюбивым старцем­монахом, принесшим ее с Афона.
К 8 сентября 1869 года обустройство храма в честь Сретения Господня было окончено и состоялось освящение главного его престола. Но Богослужения уже совершались с осени 1867 года в приделе, освященном во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Третий придел, в честь преподобного Сергия Радонежского, был устроен лишь через тридцать лет.
В июле 1874 года 67-­летняя игумения Маргарита, прослужив четверть века начальницей обители, ушла на покой по состоянию здоровья. За время своего служения она очень много сделала для становления и развития монастыря в Самаре. Ее молитвами, непрестанными хлопотами и подвигами небольшое общество келейных девиц и вдовиц образовалось в узаконенную монастырскую общину.
Второй настоятельницей самарского Иверского монастыря стала сорокатрехлетняя казначея монахиня Антонина (в миру – Анастасия Ивановна Розалиева). На Рождество Пресвятой Богородицы в 1874 году она была возведена в сан игумении Преосвященным Герасимом (Добросердовым).
В то время обитель уже украшал величественный Сретенский храм, но перед новопоставленной игуменией встали новые задачи. В новой церкви не было отопления, и службы в ней могли совершаться только в теплое время года. Поэтому обитель нуждалась в устроении обширного теплого каменного храма. Крайне тесные деревянные церкви Иверской и Иерусалимской икон Божией Матери необходимо было немедленно расширить. Неотложного исправления требовали жилые корпуса и хозяйственные постройки. Продолжалось строительство монастырской ограды. На все это были необходимы значительные средства, которых монас­тырь не имел. Но Матерь Божия, Покровительница обители, каждый раз, когда возникала необходимость, устраивала так, что вдруг являлись благотворители.
В игуменство матушки Антонины, по Божиему смотрению, одним из постоянных и крупных благотворителей монастыря стало семейство Алабиных. Петр Владимирович Алабин происходил из рязанского дворянства и по семейной традиции стал военным. В 1849 году в составе Камчатского егерского полка он участвовал в походе русских войск в Венгрию, затем в Дунайской кампании 1853 года и в знаменитой обороне Севастополя во время Крымской войны. За участие в этих военных походах Алабин был награжден орденом Святой Анны 3­й и 4­й степени, орденом Святого Станислава 2-­й и 3-­й степени. Позже на основе своих военных дневников он опубликовал трехтомник «Четыре войны. Походные записки».
В 1857 году Петр Владимирович закончил военную карьеру и перевелся в Вятку, где вскоре был назначен на должность управляющего удельным губернским ведомством. С 1866 года начался самарский период жизни Алабина. Он был переведен в Самару управляющим губернской палатой государственного имущества, а в 1884 году избран Городским Головой. При нем бюджет города увеличился на 400 тысяч рублей, началось активное озеленение города, построены и начали функционировать чугунолитейный завод Лебедева, маслобойный завод Вишнякова, типография Щелокова, Пастеровская станция, метеорологическая станция, городской водопровод, городской театр, спичечная фабрика «Волга», кирпичный завод Жукова, паровая мукомольная мельница Башкирова, кондитерская фабрика Гребежева, мыловаренный завод Уласова. Впервые в Самаре для освещения применили газ, начала действовать первая телефонная станция на десять номеров, продолжалось строительство Кафедрального собора.
В 1874 году Петр Владимирович и Варвара Васильевна Алабины над могилой своей рано умершей дочери Елены устроили в Иверском монастыре придельный храм во имя святой равноапостольной царицы Елены и великомученицы Варвары, и за счет этого была расширена Иверская церковь.
Стараниями Алабиных и привлеченных ими других благотворителей близ железнодорожного вокзала по проекту архитектора М. И. де Рошфора была выстроена часовня в память благополучного исхода из бедствия от голода 1873­74 годов. 9 апреля 1877 года, в день отправки добровольцев к генералу М. Г. Черняеву в Сербию, Епископ Самарский и Ставропольский Герасим (Добросердов) освятил часовню в честь Иверской иконы Божией Матери. Так Господь чудесным образом совершал устройство обители.
И для строительства каменной колокольни с храмом в ней во имя Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца, были посланы нужные люди. 8 сентября 1877 года состоялась закладка колокольни. В 1879 году в среднем ее ярусе был освящен храм во имя Святителя Николая Мирликийского, а в 1881-­м был воздвигнут на колокольне крест и подняты колокола. Колокольня была в высоту 60 метров, с сияющим крестом и звучным благовестом более чем пятисотпудового колокола.
В 1891 году по духовному завещанию почившего купца В. А. Головачева обитель получила пятьсот десятин доброкачественной пахотной земли в семидесяти верстах от Самары, близ Чагринского монастыря. На этом месте позднее был устроен хозяйственный хутор. На скотном дворе поставили конную мельницу для размола своего зернового хлеба; возобновили и устроили все хозяйственные постройки и в обители, и на хуторах.
Ранней весной 1882 года приступили к работам. На нужное пространство срыли гору, образовав ровную площадку в виде буквы П. Земляные стены для предохранения от атмосферных влияний, от которых они могли бы рассыпаться, обложили каменной оградой значительной высоты. Храм имел вид параллелепипеда, вытянутого с запада на восток, и был двухстолпным. Здание завершалось массивным куполом с десятью окнами в барабане и венчалось небольшой главкой. Кресты сделали из железного стержня, обложили красной листовой медью и вызолотили. Высота храма с главкой и крестом составляла 30 метров. С западной стороны во всю длину фасада была сделана терраса из белого известняка. Внешний вид храма был достаточно скромным: плоскости фасада не имели выступающих частей, были разделены вертикальными пилястрами, плоскости стен по центру венчались треугольными фронтонами. Его посвятили Иверской иконе, а придел устроили в честь Архистратига Михаила и освятили 29 июня того же года.
В 1886 году в монастырь провели водопровод. Спустя два года, в честь 900-­летия Крещения Руси, у Струковского сада была заложена деревянная часовня в честь равноапостольного князя Владимира. Позже ее перестроили в камне. В день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1889 года, в светлом и поместительном корпусе вблизи колокольни открылась церковная школа для ста девочек. В этом же году было завершено ограждение обители каменной стеной. Она была около трех метров высотой, с четырьмя воротами и башнями по углам. У южных ворот находилась каменная колокольня.
В храмах обители хранились особо чтимые иконы: дар Преосвященного Феодотия святой образ Иерусалимской Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, икона Божией Матери Иверская в золотой ризе с алмазами и изумрудами и написанная афонскими иноками на кипарисовой доске икона Божией Матери «Троеручица» в серебряной позолоченной ризе.
После кончины матушки Антонины сестры выбрали монахиню Феофанию (Александру Матвеевну Немерцалову), бывшую до этого казначеей, ставшей третьей игуменией Иверского монастыря.
В игуменство матушки Феофании несколько раз Иверский монастырь посещал известный и почитаемый всей православной Россией пастырь Иоанн Кронштадтский. 27 июля 1894 года, около восьми часов вечера, при огромном стечении народа отец Иоанн совершил в обительском большом храме водосвятный молебен. Второй раз святой Иоанн Кронштадтский посетил обитель 13 июля 1897 года, третий – 19 января 1902 года. В это свое последнее посещение он служил в монастыре молебен и увещевал сестер больше молиться.
9 мая 1902 года, после капитального ремонта Сретенского храма Епископ Гурий переосвятил его главный престол в честь Успения Божией Матери. Это было вызвано тем, что Сретение Господне отмечается зимой, а храм был холодный и не было возможности провести престольный праздник.
В начале ХХ века в монастыре имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений. При монастыре была своя больница. Медикаментами и советами доктора могли пользоваться не только сестры, но и учащиеся школы, и паломники, и беднейшее население города. Внутри ограды был сад, возле Сретенского и трапезного храмов – обширные некрополи.
В сентябре 1908 года игумения Феофания по решению консисторской комиссии была отправлена на покой. На ее место назначили ризничную монастыря монахиню Серафиму (в миру – Анастасию Васильевну Миловидову).
В монастырских ведомостях 1916 года значилось 437 сестер от десяти до ста лет, из них: две игуменьи, две схимницы, 100 были пострижены в мантию, 187 – в иночество и 146 послушниц. В 1918 году в монастыре проживало уже 500 сестер. В основном это были крестьянские девицы Самарской губернии. За обычным выражением из монастырских ведомостей «грамоте обучалась в доме родителей» скрывалось чаще всего лишь умение читать.
20 ноября 1918 года, в числе других священнослужителей был расстрелян священник Иверского монастыря Павел Георгиевич Третьяков. По дороге на расстрел они пели себе панихиду. В 1919 году Иверский монастырь закрыли как религиозную организацию, но сестры не разъехались, а образовали швейную артель и зарегистрировали общину верующих. Храмы удалось сохранить как приходские, были зарегистрированы Иверский, Иерусалимский и Никольский приходы. Во время гражданской войны жилые корпуса начали занимать красноармейцы 98­го полка, потом в монастырские здания стали селиться безработные. Комендант штаба Туркестанского фронта в октябре 1919 года ходатайствовал: «При осмотре нами совместно с председателем Жилищного отдела Иверского женского монастыря оказалось, что в монастыре возможно произвести большое уплотнение, освободив около 50 комнат. Так как квартирный кризис достиг в Самаре небывалой остроты, прошу разрешить на уплотнение указанного монастыря, причем предлагал бы освободить один из корпусов, так что монашки будут изолированы, к чему главным образом и стремятся они». Уплотнение, проводившееся очень торопливым темпом, доходило до абсурда, когда, например, в келью с несколькими престарелыми монахинями поселили красноармейца.
Все серебряные и золотые ценности – ризы с особо чтимых икон Иерусалимской, Иверской Божией Матери, крест напрестольный, ковчег большой, две лампады, серебряный потир, еще десять икон и другие предметы – в 20­е годы у монастыря были изъяты и переданы в губфинотдел. Со стороны монастыря акт подписала казначея монахиня Манефа. Церковные ценности сестры отдали безоговорочно, надеясь таким образом помочь людям, умиравшим от голода, разразившегося в 1921 году. От истощения в Самарской губернии ежемесячно погибало около тысячи человек. Хлеб делали из гречневой лузги, из корней болотных растений, березовых сережек, но его все равно не хватало. В Самаре осенью 1921 года был создан епархиальный комитет по оказанию помощи голодающим. Члены причта Иверского женского монастыря протоиереи П. М. Архангельский и А. Ф. Бечин, протодиакон В. С. Горбунов были в конце декабря 1921 года в административном порядке осуждены на срок от шести месяцев до года за участие в этом комитете, созданном без надлежащего разрешения властей.
В 1922 году монастырь в документах советских губернских организаций уже определяется как бывший. Большинство жилых корпусов были заняты под квартиры рабочими «Водосвета» и общества «Металлист». С этого времени монастырская территория стала называться Рабочим городком.
28 июля 1924 года у монастыря на основании постановления комиссии по регистрации религиозных обществ была отобрана часовня Иверской Божией Матери, находившаяся при железнодорожном вокзале, и передана обновленцам. Владимирскую часовню у Струковского сада приспособили под жилье.
В Иверском и Успенском храмах предполагалось устроить клуб и спортзал, а в Казанской – детский очаг. 31 декабря 1929 года, после закрытия этих храмов, монастырь прекратил свое существование. Иверский храм отдали под клуб завода «Металлист». Позже здесь разместились мастерские «Самараоблобувьбыта». В Успенском соборе устроили гараж общества «Транспорт». Через год собор взорвали, и на его месте построили жилой дом обкомовских работников. Тогда же была разрушена колокольня.
Кирпич, полученный от взорванных Кафедрального собора и храмов Иверского и мужского Николаевского монастырей, пошел на строительство новых зданий.
18 июня 1930 года горсовет принял постановление «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей в пределах городской черты». В соответствии с этим постановлением в Иверской обители были разрушены ограда, склепы, разорены могилы. Надгробными плитами монастырского кладбища стали мостить Александровскую (ныне Вилоновскую) улицу. Рядом с могилой П. В. Алабина в семейном склепе князя Кугушева был устроен уличный туалет и мусоросборник.
1933 году на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября состоялось сожжение богослужебных книг, икон и риз. На территории Иверского монастыря 8 февраля 1938 года были зверски убиты – заколоты штыками и утоплены в проруби на Волге – настоятель Иверского храма протоиерей Петр Михайлович Архангельский и протодиакон Нестор. Арестовывались и ссылались приходские священники, монахи и верующие. В 1930 году был осужден за контрреволюционную деятельность на пять лет концлагерей протоиерей Александр Федорович Бечин. В 1937 году арестован и затем расстрелян духовник Иверской обители иеромонах Иларий (Овинов).
6 декабря 1991 года была зарегистрирована община Иверского монастыря. 13 февраля 1992 года ей передали 0,79 га земли с Трапезным храмом, домом игумении и бывшей ремесленной мастерской. До революции монастырская территория была намного больше, обитель занимала 8 десятин, или 8,7 гектара. В советское время нагорную часть застроили жилыми домами и зданиями, в которых разместились учреждения, и на ее возвращение уже никто не надеется, хотя с начала 90­х годов монастырские владения немного все же расширились.
24 февраля 1993 года, в канун праздника Иверской иконы Божией Матери, Архиепископ Самарский и Сызранский Евсевий совершил первое со времени закрытия монастыря Богослужение в Трапезном храме. Тогда же главной святыней самарской обители стала подаренная Владыкой Иверская икона афонского письма, хранившаяся до этого в алтаре Покровского собора. Много икон приносили горожане. Часто это были незамысловато исполненные на тесаных досках в три­четыре краски святые образа, украшенные фольгой. Часть икон и библиотеки была передана из дома, в котором провел последние годы жизни митрополит Мануил (Лемешевский), его разрушили как раз в то же время – в феврале 1993 года.
В августе следующего года в Самару была назначена настоятельницей монахиня Иоанна (Капитанцева).
В 1995 году состоялось возвращение в ведение монастыря здания Иверского собора. Фактически от этого храма остались одни стены, так что были даже предложения построить его заново. Реставрационные работы начались с создания подпорной стены у основания крутого склона, обращенного к храму. После этого было произведено усиление фундамента и стен. Внутри церкви установили четыре колонны, поддерживающие барабан купола.
В октябре 1999 года Иверский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II († 5 декабря 2008).
Восстановление собора стало продвигаться быстрее, когда в 2000 году Правительство Самарской области приняло план комплексного возрождения Иверского монастыря.
Самым заметным зданием в Иверской обители для всех жителей города и для туристов, которые на теплоходах проплывают по Волге, конечно же, можно считать 57-­метровую колокольню. Это точная копия дореволюционной монастырской колокольни, которая долгое время являлась визитной карточкой города Самары. Как и до революции, над святыми вратами устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца.
Рядом с колокольней установлен поклонный Крест в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, первоучителей Словенских.
С 2001 года в монастыре находятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.
Обитель получила подворье в Волжском районе.