Изгнаны из рая

В Библии сказано, что первыми существами, которых создал Бог, стали Верховные ангелы. Они имели физическое тело и чистый разум. Верховные могли сами сделать выбор и решить свою судьбу. Это отделяло их от других. Самым старшим среди прочих был Люцифер. Он – первый сын Бога, а позже первый падший ангел. На самом деле, подобных ему было больше. Человек не может знать имена всех падших тогда ангелов, потому что было много тех, кто последовал за Денницей.

Кто такие падшие ангелы? Это те, кто предали Творца, погрязли в высокомерии и наглости. Они пошли против воли своего отца, хотя каждый и имел свою причину. Кто-то внял речам Денницы. Кто-то затаил обиду на Создателя, а кто-то давно был окутан путами зла.

Как возникли падшие ангелы?

Эти существа первоначально встречаются в иудаизме и христианстве. Интересен тот факт, что в исламе, как более молодой религии, таких понятий нет. Скорее всего, учитывался опыт более старых верований.

Как же все-таки произошло грехопадение ангелов в христианстве? Люцифер имел силу, почти равную Создателю. Он был самым красивым, умным и светлым ангелом, звался Денницей. Из-за этого он возгордился и решился пойти против воли Божией. Господь прощал своего сына из-за большой любви, но тот лишь больше подавался гордыне и высокомерию. Вслед за Денницей в силе Бога стали сомневаться и другие Верховные, а за ними и бесы. Создатель призвал старшего сына к ответу, а тот поднял восстание против рая. Главной целью стало свержение Бога.

Так как звали падшего ангела Люцифером, такое же название имела и его армия.

На защиту небесного престола встал Архангел Михаил. Он повел войска света против Денницы и его последователей, которые стали демонами. Имена демонов до сих пор не хотят произносить люди.

Архангел Михаил – главный и наиболее почитаемый Архангел. Упоминания о нем встречаются, прежде всего, в христианстве, иудаизме и даже исламе. В православии имеет имя Архистратиг, что означает дословно «Глава воинства Архангелов».

Семь ночей и семь дней шла жестокая битва. Люцифера все больше забирала злоба. Так изменилась не только его душа, но и внешний вид. Кожа, как и волосы, потемнели, а глаза стали источать пламя. Вместе со своим предводителем менялась и армия демонов. Архангел Михаил одержал победу и тогда Денница вместе с другими был низвержен в глубины преисподней.

Точного времени событий нет ни в одном источнике, даже Википедия не может дать точных данных. В разных религиях даже говорят, что грехопадение началось от Сатаны или Самаэля. Доподлинно не известно и количество ангелов, предавших Творца. Их называют одной третьей.

Люцифер или первый, изгнанный из рая

На небе существует строгая иерархия среди всех его жителей. Однако, даже не смотря на это, каждый имел свои цели, мотивы, которые не всегда совпадали с волей Творца. Ангел, предавший Бога стал Люцифер, хотя именно Деннице доставалась большая часть любви Творца.

Если обратиться к римской мифологии, то имя падшего ангела Люцифера на латыни отождествляется с «утренней звездой». В христианстве же дословно переводится как «Несущий свет». Это говорит о его высокой роли до предательства.

Именно Деннице было суждено стать первым падшим ангелом, которого выгнали из рая. В православии синонимами его имени становятся слова:

  • Дьявол;
  • Демон;
  • Сатана (это другой падший ангел, которого часто путают с Люцифером);
  • Тот-Кого-Нельзя-Называть.

В этом направлении Денница воспринимается исключительно как зло. Однако так считают не все люди. Существуют такие версии:

  1. Люцифер – борец за свою идею, символ восстания и свободы. Первая несет в себе мысль о том, что Денница совсем не хотел свергать Творца. Люцифер лишь высказал ему свои идеи и предположения о равенстве сил. Уже узнав об этом, Создатель разгневался и изгнал старшего сына из рая. В Церкви Сатаны Шандора Ла Вэя Денницу признают символом независимости. Он не является злым демоном, скорее борцом за равенство и свободу.
  2. Люцифер – это Бог. Вторая версия говорит о том, что Создатель и Денница – это одно и то же лицо. Господь сам придумал искушения, которым поддаются люди. Приняв образ Дьявола, Создатель решил проверить человека. Люди не должны были поддаться искушению, им нужно было расти духовно. Считалось, что именно в способности противостоять страстям и познается настоящая святость. Именно такая теория выдвигалась в знаменитом романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Имена падших ангелов

Список Высших, которые предали создателя очень длинный. Перечислить все имена падших ангелов просто невозможно. Поэтому в Библии говорится только о самых ярких и сильных:

  • Вельзевул;
  • Асмодей;
  • Левиафан;
  • Сатана;
  • Азазель;
  • Самаэль.

Каждый демон имел свои силы, способности и историю падения:

    1. Везельвул стоял на одном уровне с Люцифером и одобрял кровавые жертвы, беззаконие.
    2. Асмодей считается источником похоти между мужчиной и женщиной. Именно он послал одному из сыновей Адама желание владеть женой ближнего, что привело к ревности и убийству.
    3. Левиафан стоял вместе со старшим во главе восстания. После своего падения стал отождествлением алчности и жадности.
    4. Сатана стоял по правую руку от бога. Именно он создал тела мужчины и женщины, в которых потом Бог вдохнул жизнь. Сатана стал первым, кто принял грех вожделения. Смотря на Еву.
    5. Азазель имел тесную связь с людьми. Он первый стал принимать облик человека и вступать в связи с женщинами. Азазель подарил людям знания об оружии и его использовании.
    6. Самаэль соблазнил Еву, зачал Каина. Конкурент Сатаны и Люцифера. Слабее их и поэтому до сих пор не принес человечеству апокалипсис. Желает уничтожить и Сатану и Денницу.

Стоит заметить, что самые сильные падшие ангелы имеют сущность мужчин. Их намного больше, нежели женщин. Падшим не свойственна природа девушек.

Сильнейшие падшие ангелы стояли во главе армии Люцифера. Почти каждому из них противостоит один из Архангелов. Так, например, Левиафану – демону алчности и жадности противостоял Святой Петр.

Изгнание из рая

Понурившись, стояли Адам и Ева перед Богом. Бог же смотрел на ослушников долгим печальным взором и, наконец, спросил:

— Почему вы прятались от Меня?

— Я боялся предстать перед Тобой, потому что я наг, — робко проговорил Адам.

— Откуда же вы узнали о своей наготе? — спросил Бог. — Уж не отведали ли вы плодов с дерева познания добра и зла?

— Да, но я не виноват в этом. Это Ева дала мне запретный плод, и я попробовал его, — попытался оправдаться Адам.

— Я тоже не виновата, — сказала Ева. — Это змей обманул меня и заставил попробовать плод.

Тогда Бог заговорил с людьми грозным голосом. Бог сказал, что своим непослушанием люди испортили мир, который Он создал для них таким прекрасным. А еще Бог сказал людям, что они будут возделывать землю, но отныне труд их уже не будет легким и радостным. Чтобы добыть себе пропитание, они должны будут трудиться в поте лица, а земля в изобилии будет производить не благословенные плоды, а тернии и бурьян.

И это было еще не самое тяжкое из того, чем покарал Бог людей за непослушание. «Вам нельзя больше оставаться в райском саду, — сказал Он. — До сих пор вы были со Мной, но, ослушавшись Меня, вы сами сделали свой выбор. Вы решили уйти от Меня, и поэтому вам нет теперь места в раю. Уходите. И знайте, что вы уже не бессмертны. Вас, как и всех прочих живых тварей, ожидают болезни, старость и смерть».

Сокрушенные и униженные, Адам и Ева покинули райский сад. А Бог поставил у входа в рай херувима с огненным мечом, чтобы он охранял рай от теперь уже грешных людей.

Люди были изгнаны из рая, где они были так счастливы и так близки к Богу, и винить в этом они могли только себя.

  • < Запретный плод
  • Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век)Святой апостол Петр, мозаика баптистерия, Равенна (V век)

    Священное Писание сравнивает храм Божий с раем. В видении пророка Иезекииля райский сад растет на берегах реки, вытекающей из храма: «Из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника… У потока по берегам его, с той и другой стороны, будут расти всякие дерева, доставляющие пищу: листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез 47. 1-12). Райские ризы похожи на облачения первосвященника: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото» (Иез 28. 13).

    О связи между храмом и раем упомянают книга Иисуса, сына Сирахова, Откровение Иоанна Богослова, а также апокрифические тексты и труды отцов Церкви.

    «Рай Едем есть святое святых и жилище Господа» (Книга юбилеев или Малое бытие, гл. 8).

    «Тайна рая изображена Моисеем, устроившим два святилища — святое и святое святых. Во внешнее святилище доступ был всегда свободен, а во внутреннее дозволялось входить единожды. Так, Бог заключил для Адама внутреннее рая, и отверз внешнее, чтобы довольствовался он внешним.

    Поелику Адаму не был дозволен вход во внутренний храм, то храм сей был охраняем, чтобы довольствовался Адам служением во внешнем храме, и как служит священник, принося кадило, так служил бы и он, соблюдая заповедь.

    Древо познания было для Адама образом двери, плод — завесою, закрывавшею храм. Насадивший древо познания поставил его посреди, чтобы отделяло оно и высшее и низшее, и святое и святое святых.

    Адам приступил, дерзнул войти, и пришел в ужас. Как царь Озия покрылся проказою, так обнажил себя Адам; и поелику поражен был подобно Озии, то спешил удалиться.

    Адам в нечистоте своей хотел войти во святое святых, которое любит только подобных ему; и поелику отваживался войти во внутреннее святилище, то не оставлен и во внешнем.

    Вспомни Озию, который дерзнул войти во святилище. Поелику искал он себе первосвященства, то потерял царство (2 Пар 26. 16). Адам хотел приобрести, и усугубил свою нищету. В святилище можете видеть дерево, в кадильнице — плод, в проказе — наготу» (Св. Ефрем Сирин, О рае, Творения, т. 5, М., 1995).

    Говоря о символике византийского богослужения, святитель Симеон Солунский объясняет: «Благолепие храма означает красоту рая, потому что божественный храм изображает рай, или лучше сказать, представляет райские небесные дары…

    В начале молитвословий мы становимся вне храма, как бы вне рая или самого неба. Когда же врата отверзаются по окончании песней, петых вне храма, то мы входим в божественный храм, как бы в рай или небо. Это действие означает, что нам отверзлись селения небесные и мы уже получили доступ во святое святых, восходим ко свету, и приближаясь, приступаем к престолу Господню…

    Стояние и пение вне храма выражает изгнание нас из рая… Лития бывает вне храма и указывает на наше отпадение от рая» (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108, 123, 505 и 515). В современном русском православном богослужении перед началом вечерни отверзаются царские врата и священнослужители приступают к каждению алтаря. При пении 103-го псалма совершается каждение всего храма. Эти священнодействия символизируют сотворение мира и блаженное пребывание Адама и Евы в раю. Затем царские врата закрываются, подобно тому как двери рая закрылись после грехопадения людей. Отверзание царских врат при пении догматика (Богородична) означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая. (О смысле всенощного бдения и Божественной литургии).

    Согласно легендам, Иерусалимский храм был построен на месте, где совершали богослужение изгнанные из рая прародители (Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 5). Храм делился на три части — притвор, святилище и святое святых. Для отделки храма использовались драгоценные породы деревьев — кедр, кипарис и певг (2 Пар 2. 8). Эти деревья считались райскими (Иез 31. 8).

    Символом райского сада был золотой семилампадник: «И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; шесть ветвей выходило из боков его» ( Исх 25. 31-40; 37. 17-24).

    Херувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной АравииХерувимы и пальмы. Древняя бронзовая пластина из Южной Аравии

    О рае также напоминали изображенные на стенах храма херувимы, пальмы и цветы (3 Цар 6. 18, 29, 32, 35). Эти изображения были украшены золотом и драгоценными камнями: «Соломон сделал резных херувимов и пальмы, и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы… И вырезал херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» (3 Цар 6. 32, 35); «И обложил дом Божий дорогими камнями для красоты» (2 Пар 3. 6).

    Херувимы изображались с лицами человека, льва, тельца и орла: «Изображены были львы, волы и херувимы, а выше и ниже львов и волов — развесистые венки» (3 Цар 7. 29); «От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы: пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица. С одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме — лицо львиное; так сделано во всем храме кругом» (Иез 41. 17-19).

    Вопрос о наличии изображений херувимов «снаружи», то есть на наружных стенах ветхозаветного храма, остается открытым для дискуссии. «Ни в одном из древних текстов Ветхого Завета, кроме принятой издателем А.Ральфсом в качестве основной, но мало распространенной редакции греческого текста, не говорится ни о каком наружном скульптурном декоре храма» (А.М.Высоцкий, Храм Иезекииля как источник наружного скульптурного декора владимиро-суздальских храмов XII-XIII вв.: sic et non, Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира, XII век, СПб., 2002). Хотя текстологическое исследование показывает, что в большинстве редакций Ветхого Завета отсутствует текстовый вариант Септуагинты о резных украшениях фасадов храма, изображения херувимов с лицами животных входили в единую иконографическую программу внешней храмовой утвари. Образы быков, львов и херувимов украшали медное море (3 Цар 7. 23-25) и подставки умывальниц (3 Цар 7. 29, 36). Подобные изображения соответствовали представлениям о херувимах как стражах священной территории храма.

    Лики херувимов были вышиты на завесе, закрывавшей вход в святое святых (Исх 26. 31-33). Святое святых охраняли позолоченные скульптуры херувимов, сделанные из масличного дерева (3 Цар 6. 23-28).

    Чистое золото, сплошь покрывавшее святое святых (3 Цар 6. 20), являло образ сияния Славы Божией.

    Древние символы рая унаследованы христианским церковным искусством. Православные храмы украшены мозаиками, фресками, иконами, резьбой и растительным декором.

    Православная иконография включает райские пальмы, цветы и растительные орнаменты, ибо «праведник цветет, как пальма, возвышается, подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс 91. 13-14). Ветхозаветные описания изображений ангелов, пальм и цветов можно сопоставить, например, с византийскими мозаиками базилики святого Аполлинария Нуово в Равенне (VI век), представляющими процессии мучеников и мучениц в райском саду. Зеленые луга под ногами святых усеяны цветами лилий. Между фигурами христианских подвижников — пальмы, символизирующие вечную жизнь. В период иконоборческой ереси в Византии ветхозаветные символы рая изображались вместо икон, так что храмы, по свидетельствам современников, «превратились в сады, цветники и птичники».

    Адам был призван «возделывать и хранить» Едемский сад (Быт 2. 15). После грехопадения людей хранителями рая стали херувимы: «И изгнал Бог Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3. 24). Священное Писание сравнивает херувимов со стражами, стоявшими у ворот храма: «И поставил Иодай священник привратников у ворот дома Господня, чтобы не мог входить нечистый почему-нибудь» (2 Пар 23. 18). В Новом Завете Первосвященник Господь Иисус Христос вверил ключи от райских врат Своей Церкви: «Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). Поэтому на стенах ранних византийских храмов между пальмами изображены святые, а не херувимы. Например, на одной из византийских мозаик Равенны святой апостол Петр, стоящий между пальмами, держит в руках ключи Царства Небесного.

    Православная традиция также сохранила образы херувимов с лицами человека, льва, тельца и орла. В иконописи они указывают на четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку и Иоанна.

    В Византии на полах храмов изображались райские реки.

    Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век)Процессия мучениц, мозаика храма св. Аполлинария Нуово, Равенна (VI век)

    Знаменательно, что преподобный Ефрем Сирин сравнивает райские деревья с завесой ветхозаветных скинии и храма. В алтаре храма Бориса и Глеба в Кидекше были расчищены датированные XII веком изображения пелен, украшенных семисвечниками и деревьями (В.Н.Лазарев, Живопись Владимиро-Суздальской Руси. История русского искусства. том 1, М., 1953). По мнению М.А.Орловой пелены с семисвечниками и деревьями связаны с символикой завесы ветхозаветных скинии и храма: «Сохранившаяся часть изоборажения белого плата украшена с удивительной многозначностью. Связь с образом ветхозаветной скинии выявлялась и подчеркивалась представленными на нем семисвечниками, а изображение виноградной лозы напоминало об искупительной жертве» (М.А.Орлова, О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества. Дмитриевский собор во Владимире: к 800-летию создания, М., 1997). На фасадах Димитриевского собора во Владимире (XII век) аркатурно-колончатый пояс с пальмами и святыми создает символическую границу храма как Нового Иерусалима. Этот иконографический мотив обрел своеобразное воплощение в иконостасе. Иконостасы русских православных храмов объединяют образы завесы и райского сада. В иконостасах в общий мотив золотого чудесного сада, окружающего иконописные образы, вплетены виноградные грозди, листья и плоды райских деревьев, цветы (Ю.Н.Звездина, Растительный декор поздних русских иконостасов, «Иконостас. Происхождение — развитие — символика», М., 2000).

    В русских иконостасах не допускались никакие скульптурные изображения, кроме резных позолоченных херувимов. Очевидно, это исключение было сделано под влиянием ветхозаветных скульптур херувимов, украшавших ковчег завета и святое святых храма.

    Святитель Симеон Солунский отмечает, что в византийских храмах были многосвещники, имевшие форму райских растений и Неопалимой купины (Св. Симеон Солунский, Разговор о священнодействиях и таинствах церковных, гл. 108). Семисвечник или семилампадник в алтаре русского храма соответствует семи светильникам, которые видел святой Иоанн Богослов в храме Небесном на подобном же месте — между Горним местом (троном Господа) и престолом (жертвенником).

    Золото фонов, нимбов, ассиста, драгоценные оклады икон показывают действие Божественного света, исходящего из Небесного святого святых и преображающего людей и природу. Господь Иисус Христос говорил о Себе: «Я свет миру» (Ин 8. 12), и о Своих учениках он говорил то же: «Вы — свет мира» (Мф 5. 14); «Праведники воссияют как солнце, в Царстве Отца их» (Мф 13. 43).

    Иоанн Богослов свидетельствует, что в духовном Иерусалиме, сходящем с Небес на землю (Откр 21. 1-2), у Престола Бога и Агнца совершается богослужение, которому подобно богослужение Православной Церкви. Поэтому православный храм называют небом на земле и вратами рая. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф 6. 10), — молится Церковь.