Измайловский троицкий собор

Свято-Троицкая церковь в Челябинске — уникальное явление истории, архитектуры, религиозной традиции.
(официальный сайт — www.hram-troica74.ru)
История создания Свято-Троицкой церкви окружена множеством загадок, которые еще ждут своих открывателей. Но уже сегодня известно, что после уничтожения Христорождественского собора она оставалась самым крупным храмом Челябинска. Что архитектором ее был Петр Сараев, а главным спонсором (да простят мне читатели современную терминологию) известный челябинский купец Максим Ахматов. Есть версия, что это один из 300 российских храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых.
О храме
Храм строили споро, и к началу мировой войны, в августе 1914 года, он был уже освящен. Он считался многоштатным, потому что вместе с настоятелем в нем было три священника. Для сравнения: в Христорождественском соборе, находившемся на месте сегодняшнего оперного театра, служили пятеро священников, а нынешний кафедральный Симеоновский собор был скромной кладбищенской церковью.
Главным инициатором обновления старой Никольской церкви, ставшей прообразом сегодняшней Свято-Троицкой, был уже упомянутый купец Максим Ахматов. Но поскольку церковка получилась небольшой, в 1909 году правящий архиерей Оренбургский и Ирбитский Дионисий подписал проект строительства нового Свято-Троицкого храма, который до сих пор является главным украшением заречной части Челябинска.
Отсюда необычный для наших мест псевдорусский стиль и корабельная планировка, делающая церковь похожей на ковчег спасения, плывущий во времени и пространстве. На протяжении почти двухсот лет устремляются сюда богомольцы, чтобы воздать благодарность Богу, попросить о насущном, поделиться заветным.
Про такие уголки говорят — намоленое место:
История Cвято-Троицкого храма восходит своими корнями к началу XVIII века. Настоятель храма, протоиерей отец Игорь Шестаков, рассказывает, что возник он на месте деревянного Cвято-Никольского храма благодаря усилиям местных купцов-хлеботорговцев, имевших большой вес в тогдашнем обществе и стяжавших Зауралью славу житницы, известной не только в России.
В двадцатые годы Cвято-Троицкий храм закрыли, и это спасло его от печальной участи Христорождественского собора, взорванного в годы революционной смуты. Старожилы помнят, что ключи от храма хранил один из горожан, живший поблизости от храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, он отказался отдавать им ключи. Его застрелили. Точно так же закончил свою жизнь священник храма Александра Невского. К сожалению, их имена неизвестны. Центральный исторический архив Москвы на запросы южноуральцев, интересующихся историей Cвято-Троицкого храма, прислал официальный ответ: «Кроме страховой оценки, других документов о Свято-Троицком соборе Челябинска не обнаружено».
Сегодня храм на улице Кирова несколько потерялся на фоне выросших рядом высотных зданий, и это обстоятельство не может не беспокоить его настоятеля — протоиерея отца Игоря Шестакова. — Обратите внимание, как органично вписываются храмы в районы московских новостроек, особенно если въезжаешь в столицу со стороны Рублевского шоссе, — говорит отец Игорь. — Даже высотки не «спорят» с храмовыми сооружениями, не «гасят» их, они мирно сосуществуют, оттеняя и дополняя друг друга. У нас другая картина. Челябинская Свято-Троицкая церковь, бывшая доминантой Заречья, перестала играть свою прежнюю роль. Увы, таковы реалии рыночной действительности.
Тем не менее, церковь по-прежнему притягивает прихожан, среди которых, наверное, и жители тех самых окрестных многоэтажек, работники современных офисов: Да, конечно, Свято-Троицкая церковь привлекает не только необычностью внешнего облика, но и внутренним убранством, особенно росписью в так называемом васнецовском стиле, представителями которого являются Нестеров, Корин.
Бережно хранят здесь святыни. В 1881 году настоятель Свято-Троицкого храма привез из Афонского монастыря частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного. Они хранились в храме вплоть до 1924 года, исцеляя больных и страждущих. Потом власти изъяли церковное имущество, в том числе и святыни, и только благодаря усилиям работников областного краеведческого музея кое-что удалось вернуть. Пока на временное хранение, но верующие надеются, что скоро святыни займут в храме свое постоянное место. В их возвращении большую роль сыграл настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, трепетно относящийся к истории. Именно он нашел в музейных запасниках ковчежец с мощами cвятого Пантелеймона и ходатайствовал о возвращении их в Свято-Троицкий храм.
В числе возвращенных святынь и икона Знамения Божией Матери, являющаяся чудотворной, о чем свидетельствует соответствующая табличка с тыльной стороны.
В 1911 году икона чудесным образом исцелила от тяжелого недуга дочь одного челябинского мещанина, который и пожертвовал образ Богоматери Свято-Троицкому храму. В 2002 году произошло еще одно не менее чудесное исцеление: приложившись к мощам святого великомученика Пантелеймона, излечилась от болезни девушка, долгое время пребывавшая в состоянии комы. Свято-Троицкий храм. Зима Кроме того, в Свято-Троицком храме находятся частицы мощей многих святых: святого мученика Трифона, св. великомученика Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, апостола Тимофея, апостола Андрея Первозванного и др.
(перепечатано из материалов «Челябинского рабочего» от 21.08.2004г.)

Краткое описание

Белоснежный Измайловский собор, оскверненный во время революции, сумел выстоять и стать самой большой и главной святыней Российского государства. Его ярко-синие купола, щедро украшенные золотыми звездами, гордо возвышаются над городом, прославляя веру православную.



История

13 мая 1828 года переливы колоколов провозгласили о возведении нового храма в честь Святой Живоначальной Троицы

Храм возводился в честь лейб-гвардии Измайловского полка. Он был сформирован 22 сентября 1730 указом императрицы Анны Иоанновны. У воинского формирования императора не было собственного храма, поэтому солдатам приходилось посещать другие приходы. В начале осени 1732 года в Петербург привезли переносную церковь, ее собрали и освятили. Это была «сезонная церковь” на берегу Фонтанки, с приходом холодов ее снова разбирали.

Троице-Измайловский собор

Через 10 лет на ее месте был в построен деревянный храм, но он был маленький для большого количества прихожан. В 1752 году полк подал прошение императрице Елизавете Петровне о необходимости возведения новой церкви. Она строилась на протяжении двух лет, однако во время наводнения 1824 года она была повреждена и не подлежала реставрации.

Решение о возведении каменного храма на месте разрушенного деревянного, принял Николай I. По его приказу, помещение храма должно было вмещать до трех тысяч человек. В строительстве принимали участие Николай I, архитектор В. П. Стасов и инженер П. П. Базен. Процесс продвигался медленно, так как каждое решение согласовывалось с императором.

Собор Святой Живоначальной Троицы

Первый камень Свято-Троицкого монастыря был заложен 13 мая 1828 года, в праздник Пятидесятницы. Собор возводился дорогих семь лет и уступал по своим размерам только уже строящемуся тогда в Петербурге Исаакиевскому собору. Освятили собор 25 мая 1835 года в преддверии праздника Святой Троицы.

Император остался недоволен росписями стен и иконостасом, дважды просил заменить все, но несмотря на это храм казался очень светлым и просторным. Главными святынями храма считались: образ Воскресения Христова, икона Успения Божьей Матери и икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость”.

Несмотря на то, что храм являлся полковым, здесь с каждым годом прибавлялось количество гражданских прихожан. Здесь обвенчался Ф. Достоевский с А. Сниткиной, а также в его стенах отпевали величайшего композитора А. Г. Рубинштейна.

Собор Святой Живоначальной Троицы

Советское время

Судьба Свято-Троицкого Измайловского собора резко изменилась с приходом советской власти. Собор был превращен в обычную приходскую церковь, а сам полк, которой он принадлежал, расформирован.

15 марта 1922 года во время Божественной литургии, при большом скоплении прихожан, новые «реформаторы” потребовали у протоиерея Михаила Чельцова выдать главные ценности храма. Они получили твердый отказ, как от настоятеля храма, так и от его прихожан, и опасаясь «большой крови” отступили.

Собор Святой Живоначальной Троицы

Спустя месяц отца Михаила заставили подписать указ о передаче церковных ценностей. Прихожане всеми силами собирали деньги и большую часть имущества и святыню удалось выкупить. Всего из храма большевиками было вывезено около 2 килограмм золота и 300 килограмм серебра. В 1932 году большевики решили вовсе уничтожить собор, стерев его с лица земли. На его месте планировали построить клуб для трудящихся. Благодаря многочисленным просьбам прихожан, ВЦИК временно оставил собор действующим. В 1939 году здание храма было передано театру им. Ленсовета под мастерскую.

Возрождение собора началось только в 1990-2000 годы, до этого периодически появлялись сообщения о хищениях, актах вандализма и незначительных разрушениях с течением времени.

Пожар

Троице-Измайловский собор

В 2006 году пожар, который начался на строительных лесах Свято-Троицкого Измайловского собора, уничтожил самый большой в мире купол с деревянной основой. Пожарные, которые прибыли на место трагедии не смогли справиться с языками пламени. Огонь поднимался на высоту более 100 метров, уничтожив не только купол, но и чердачные перекрытия. Причины пожара не были установлены. Божественная литургия в храме началась следующим утром, но уже не под куполом храма, а под открытым небом.

Архитектура

Собор Святой Живоначальной Троицы

Измайловский Собор — большое здание с пятью куполами, построенное в стиле ампир. Его высота более 80 метров. На фасадах расположены шестиколонные портики, в нишах находятся фигурки ангелов из бронзы.

В 1836 году на стенах были вывешены мраморные доски с именами офицеров, которые погибли в боях под Аустерлицем, Кульме и Фридланде. Главный купол собора виден с любой точки города на расстоянии 20 километров.

Предание гласит, что голубой цвет куполов был выбран согласно цвету Измайловских мундиров

Внутреннее убранство

Троице-Измайловский собор

Внутри Измайловский собор светлый, просторный. Главный купол собора поднят вверх четырьмя коринфскими колоннами, он словно парит в воздухе. На стенах собора висели турецкие знамёна, которые напоминали о победе в войне с Божьей помощью. В 2005 году перед святыней была восстановлена колонна Славы, основой которой являются трофейные турецкие пушки.

Служители собора

Настоятелем храма является Геннадий Бартов, кроме него здесь служат ещё 5 священников и 2 диакона. На территории храма работает:

  • воскресная школа
  • молодежная община
  • приют

Экскурсии

Многочисленные туристические компании России готовы предложить экскурсии в Свято-Троицкий Измайловский храм. Стоимость подобных туров разнится в зависимости от расстояния и продолжительности поездки.



Интересные факты

  • Архитектору Стасову пришлось отсидеть 10 суток под арестом за рухнувший под натиском бури купол собора в феврале 1834 года.
  • Освященный в 1835 году собор, являлся самым высоким в России на тот момент.
  • Храм возводился для Измайловского полка, поэтому внутри висят полковые знамена и трофеи.
  • Икона Пресвятой Троицы была принесена в дар храму в 2003 году. Ее выкупил президент России за границей, где икона оказалась после революционных событий.

Режим работы в 2019 году

Измайловский собор открыт для посещения в будние дни с 9 до 19, в праздничные — с 6 до 20. Собор является действующим, поэтому посещение для туристов и паломников абсолютно бесплатное.

Собор Святой Живоначальной Троицы

Где находится

Адрес

Измайловский проспект, дом 7 а

Метро

Технологический институт

Как добраться

Необходимо выйти на станции метро «Технологический институт”, спуститься один квартал по 1-ой Красноармейской. На Измайловском проспекте вы увидите Свято-Троицкого Измайловского храма.

Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) — православный собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка.
Первый, походный, храм лейб-гвардии Измайловского полка был освящён 12 (23) июля 1733 года, вскоре после прибытия полка в Санкт-Петербург.
1 (12) июля 1754 года епископом Сильвестром (Кулябкой) был заложен новый деревянный пятиглавый храм с приделом мученика Иоанна Воина, освящённый 1 (12) июня 1756 года.
В 1824 году церковь сильно пострадала во время наводнения.
Закладка нового храма произошла в 1828 году, а 25 мая 1835 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) торжественно освятил храм.
Собор был закрыт 22 апреля 1938 года. Предполагался его снос или перестройка в городской крематорий. Здание храма пострадало в Великую Отечественную войну В 1952—1953 и 1966—1967 годах была осуществлена реставрация внешнего вида. В самом здании находился склад.
Возвращён Русской православной церкви в 1990 году. В 2004 году была возобновлена реставрация.
25 августа 2006 года произошло возгорание строительных лесов, установленных для реставрации купола собора, переросшее в сильный пожар. В результате пожара произошло обрушение внешних конструкций большого купола собора на внутренний свод. От огня пострадали также два малых купола, уже отреставрированных к июню 2007 года.
В конце 2007 года были завершены работы на малом северном куполе и ликвидация последствий пожара. В главном куполе собора были проведены подготовительные работы, монтаж конструкций из клееного бруса, которые стали основой главного купола.
В 2009-2010 годах силикатной системой Caparol был сделан фасад здания. При реставрации гипсовых элементов использовалась силиконовая система.
Архитектура, убранство
Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Вмещает более 3000 человек.
Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери.
Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов работы скульптора С. И. Гальберга. Над фризом также работал Иван Леппе.
Интерьер украшен 24 коринфскими колоннами. Пилястры покрыты белым искусственным мрамором.