Каббала, это что?

Мистическое и тайное учение каббала, по мнению непосвященных обывателей, выросло из знания, что текст Торы (первая часть Библии — «Пятикнижие Моисеево») — это код, который можно интерпретировать на разных уровнях. Якобы, проникая в скрытый смысл букв и слов, каббалист может духовно подняться до высшего уровня и понять истинный смысл бытия Творца и его творения — человека.

Историки датируют первые каббалистические тексты I–II веками нашей эры, тогда же, как считают некоторые каббалисты, была написана и знаменитая книга «Зоар» — мистический комментарий к Торе, но доступной для последователей учения она стала лишь в XIII веке.

В ХХ веке каббала перестала быть тайным знанием избранных — сегодня изучать ее может каждый вне зависимости от пола, возраста или религиозных воззрений.

«Москвич Mag» поговорил с основателем и руководителем Международной академии каббалы «Бней Барух» и Института исследования каббалы им. Ашлага (ARI — Ashlag Research Institute) Михаэлем Лайтманом о том, что же такое каббала как наука, почему нет свободы воли, в чем высший смысл существования человека и зачем нам нужна нынешняя пандемия.

Почему каббала в течение двух тысяч лет была тайным, закрытым учением, а сейчас ее стали популяризировать?

Каббала долгое время не просто так была тайным учением: каббалисты его не раскрывали, потому что для этого не было никакого повода. Пусть люди живут спокойно, зачем им это надо? А где-то в 20-х годах прошлого века закончился период эгоистического развития человечества. И для того, чтобы рассказать людям о том, что надо делать дальше, начала раскрываться каббала. Она рассказывает о природе и о том, что нам надо сделать, чтобы подняться на ее следующий уровень. Иначе нам будет плохо, природа будет нас бить. Вот это мы сейчас и наблюдаем с коронавирусом.

В чем суть учения каббалы?

Каббала — наука обо всем. Суть учения каббалы — это просто рассказать о том, как устроен наш мир, как мы в нем живем и для чего.

И как мы в нем живем, и почему мы в нем живем?

Мы живем в этом мире для того, чтобы в течение этой жизни раскрыть следующий уровень мироздания, высший мир.

Вы имеете в виду, что мы живем, чтобы познать бога и божественный мир?

Бога нет. Есть одна-единственная высшая сила природы. Но это не бог.

То есть каббала считает высшим создателем природу?

Да. Но не нашу природу, которую мы с вами знаем, а ее высший уровень.

В любой философской системе есть понятийный аппарат. Что каббала вкладывает в понятия «эгоизм» и «альтруизм»?

Эгоизм — обычное желание, осознанное или нет, делать все, что хорошо тебе. То есть практически все наши желания, мысли, побуждения — они все эгоистичны. Абсолютно все!

А альтруизм — это то, что человек мог бы делать не ради себя. Но такого не бывает.

Нет ли здесь определенного противоречия? Если люди не знают, что такое альтруизм, и не могут себя вести альтруистически, как же они могут подняться над эгоизмом и сделать то, что от них хочет природа?

Сделать это возможно, если используем методику каббалы.

Каким образом?

Вызываем на себя высшую силу природы, она альтруистична, она совершенна, и постепенно под ее воздействием сами поднимаемся на ее уровень.

А чем это отличается от любого религиозного или эзотерического опыта? Почему вы считаете, что каббала в этом плане более достоверна?

Я не говорю, достоверна каббала или нет. Просто я ею занимаюсь и считаю, что занимаюсь истинным делом. Каббала — это не вера, я проверяю эту науку на практике.

Остальные могут заниматься каждый своим. Каббала не настаивает на том, чтобы оторвать вас, например, от христианства. Оставайтесь в нем.

Ваши противники обвиняют вас в том, что вы дискредитируете учение каббалы, отрицая аскезу и соблюдение религиозных предписаний иудаизма. Они говорят, что своей популяризацией каббалы вы приносите большое зло миру.

Просто они в этом ничего не понимают. Я являюсь учеником и последователем великого каббалиста — Баруха Ашлага. А каббала не нравится религиозным людям потому, что она не настаивает на выполнении механических заповедей, а для них это самое важное.

Обучение у вас платное или бесплатное?

Абсолютно бесплатное. Каждый может зайти в интернет и слушать уроки.

Вы знаете хотя бы одного человека, который достиг уровня альтруизма и понял, что это такое?

Я знаю таких шесть-восемь человек. Трое из них не мои ученики, остальные — мои ученики.

Что у них изменилось на практике, когда они стали альтруистами?

Ничего, они живут, как все остальные люди. Только внутренний мир у них другой, они ощущают себя в иной системе природы.

Вы входите в число этих людей?

Вхожу.

А что изменилось в вашей жизни? Что вы поняли, достигнув уровня альтруизма?

Я начал ощущать общий уровень природы вне зависимости от человека, человеческой психологии и человеческого восприятия.

Как это проявляется? Что значит ощутить высший уровень природы? Вы чувствуете единство с природой, вы начинаете любить всех людей или, наоборот, перестаете испытывать какие-либо эмоции, как бы поднимаясь над ними?

Нет, не пропадает ничего из того, что есть у обычного человека. Просто вы добавляете к этому постижение высших условий природы.

В чем они заключаются?

Их можно ощутить, только если вы приобретете альтруистический уровень. То есть подниметесь выше своего эгоизма.

Но вы же сказали, что невозможно понять, что такое альтруистический уровень. Вдруг вы заблуждаетесь и ваш уровень не альтруистический?

Такого быть не может. Потому что каббала — практическая наука. Когда вы начинаете изучать каббалу, то при этом с вами происходит очень интересное явление — вы начинаете ощущать наш мир как бы извне, снаружи.

В этом мире есть добро и зло?

Конечно, есть. И любовь есть, но не такая, как в нашем мире.

А чем она отличается?

Эгоизмом и альтруизмом. В нашем мире любовь — эгоистическое чувство, мы любим все, что приносит нам наслаждение. А в мире духовном, высшем любовь — это то, что связывает всех вместе в единое целое.

В чем смысл жизни человека?

Выйти на следующий уровень мироздания. И к этому нас, кстати говоря, уже начинает подталкивать наше общее земное развитие. В частности, коронавирус.

Каким образом он нас подталкивает? Он разъединяет людей, а альтруизм, как я понимаю, — это объединение людей.

Да, но он разъединяет эгоистов. Когда вы соединяете эгоистов, вы делаете этим только хуже. А когда вы их разъединяете, вы делаете этим немножко лучше.

Но ведь все эгоисты. И что, они все должны быть разъединены?

Но это же не мы разъединяем. Это природа начинает нас так воспитывать.

Но ведь люди не понимают, что они должны делать. Есть какая-то конкретная методика? Все же не могут броситься изучать каббалу. Кому-то ведь нужно пахать и сеять.

Если человека интересует смысл жизни, он потихонечку начнет серьезно его искать и придет к каббале. И тогда увидит, что там об этом сказано. А силком мы, естественно, никого к себе не тащим. Сегодня в мире есть несколько миллионов человек, которые изучают каббалу в рамках нашей системы.

И сколько из них могут стать альтруистами?

Практически все.

И как скоро это может произойти?

Это зависит от людей и того времени, в котором мы существуем. Потому что время меняется, люди меняются, мы все меняемся. Мы сейчас подходим к периоду, когда человечество обязательно должно раскрыть смысл своего существования. Он пропадает у людей, особенно в новом поколении. Людям незачем жить. И они постепенно придут к состоянию, когда вынуждены будут узнать, зачем мы живем.

А зачем люди жили раньше?

А раньше они такого вопроса не задавали. Они не были настолько развиты эгоистически. Эгоизм в нас постоянно развивается, приводит нас к состоянию, когда мы начинаем серьезно задавать вопрос о смысле жизни: для чего я существую?

Получается, что эгоизм одновременно и движущая сила познания?

Да.

То есть это хорошо, что мы эгоисты, иначе бы мы никогда не задались этим вопросом и не попытались бы перейти на новый уровень?

Да, вы говорите совершенно верно. Я бы взял вас ученицей.

А женщина может постигнуть учение каббалы? И нужно ли ей это?

Да. Разве женщины не задаются вопросом о смысле жизни? У меня где-то 5–7 тысяч учениц по всему миру. И я даю им отдельные уроки.

Имеет ли какое-то значение имя человека? Оно как-то определяет путь человека, города или страны?

Ничего имя не определяет. Все это бабкины разговоры.

Почему знатоки каббалы, которых было очень много среди восточноевропейских евреев, допустили Холокост и наверняка сами тоже погибли?

А как можно было это не допустить, если еврейский народ уже должен был подниматься на уровень альтруизма, должен был возлюбить ближнего, как себя, а он этим не занимался? Даже наоборот — занимался своим эгоистическим развитием и не подавал миру никакого примера. Холокост и есть воздействие жесткой силой. Как я уже сказал, ХХ век — время начала распространения альтруистического движения во всем мире, а евреи в нем участия не принимали. Вот и дождались Холокоста. И сейчас тоже на пороге, может быть, не меньшая проблема.

А что сейчас может быть?

Может быть то же самое. Если мы, евреи, не выполняем своего предназначения — нести в мир методику объединения, постижения альтруизма, то природа в ответ воздействует на нас абсолютно жестко. И может быть повторение Холокоста и даже еще хуже.

Каким должен стать человек? Что в нем должно измениться?

Человек должен быть таким же, как сейчас, но при этом он должен стать человеком отдачи, любви, объединения абсолютно со всеми, без всякого различия. Чтобы в него вселилась сила связи и любви вместо отчуждения и ненависти, которые есть сейчас. Любовь — это когда вы другому желаете только добра и пытаетесь делать ему только добро.

С точки зрения каббалы искусственный интеллект угрожает человечеству?

Нет, это все глупость. Ну построят еще какие-то машинки, не более того. Внутренняя сила нашего интеллекта — это душа, а она не познаваема человеком. Он ничего не может с ней сделать.

То есть человек не способен управлять своими душевными порывами? Он ничего не может сделать со своей душой?

Самостоятельно — нет. Только через высшую систему природы. Как она управляет нами — это объясняет наука каббала.

Есть ли, согласно каббале, свобода воли у человека?

Нет. Все, что вы делаете, определяется вашими заданными параметрами, с которыми вы родились, и окружением, обществом, в котором вы существуете. Все это запрограммированно, ничего случайного нет. Откуда может взяться случайность? Мы считаем, что она есть, из-за нашего незнания, не более того. Природа абсолютна. Если вам кажется, что это не так, то это просто потому, что вы не видите всего.

И то, что вы каббалу изучаете, тоже предопределено?

Конечно!

И от вас это не зависит?

Нет.

И то, что люди придут к альтруизму или не придут, — это тоже задано?

Да, абсолютно четко!

Значит, можно изучать каббалу, а можно не изучать.

Конечно.

А какова тогда ваша мотивация?

Мне это просто интересно. Любопытство. Меня никто не заставляет.

Если все предопределено и у человека нет свободы выбора, то вы, как человек, проникший в высшие сферы, знаете, что нас ждет. Что именно нас ждет?

Этого я не скажу. Когда человек не знает — это лучшее состояние.

Тогда зачем изучать каббалу?

Так и не надо. Каббалу изучают, только если этого очень хочется.

Но все-таки к чему идет человечество? Почему вы так этим озаботились? Почему начали нести это тайное учение людям?

Я хочу облегчить человечеству путь к его истинной цели, к общему объединению, к общей любви, к общей связи всех со всеми. К этому очень трудно подойти, и каббала объясняет, как это постепенно сделать. Иначе нам всем будет очень плохо.

Что это значит очень плохо? Наступит конец света? Мы начнем друг друга убивать, придут какие-то бедствия?

Да, это все может быть. Но может быть и хорошо.

Но если все предопределено, как могут быть два варианта?

Это возможно. Если люди объединятся между собой, то им будет хорошо.

С точки зрения каббалы у каждого народа свои задачи? Или у человечества есть одна общая?

Есть общая задача у человечества — прийти к абсолютному альтруизму.

Если к вам придет человек и скажет: «Михаэль, не будьте эгоистом, дайте мне денег», — дадите?

Конечно, нет. Моя задача — научить человека любить других и быть альтруистом. Это значит не раздавать всем деньги, а всем вместе создать правильное общество.

Фото: предоставлено Международной академией каббалы

Каббала — так называется тайное знание, основанное на Торе и ее законах, которое передавалось еврейскими мудрецами Торы из уст в уста, от учителя к ученику, в течение многих поколений. Слово «каббала» (קַבָּלָה) означает «получение», «принятие» и происходит от глагола «лекабель» — «получать». Каббалистическое учение раскрывает смыслы, заложенные в словах Торы и в ее законах, а также помогает изучающему каббалу сформировать более глубокое понимание Творца и Его управления миром. Мудрость каббалы не доступна без достаточного знания Торы, соблюдения ее заповедей и морально-этических норм поведения. Корни каббалистической традиции ведут к синайскому Откровению и пророку Моисею (Моше), а, возможно, еще к более ранней эпохе праотцов и ешиве Шема и Эвера.

Каббала.Дерево

Перед тем, как читать дальше — послушайте: Рав Ашер Кушнир — «Каббала и каббализм»

Что такое Каббала?

Почему же Каббалу так скрывали?

Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

Каббала — наука?

Так можно изучать Каббалу или нет?

Вопрос

Я уже в течение нескольких лет посещаю уроки Торы. Совсем недавно встретила свою знакомую, которая изучает Каббалу. Из продолжительной беседы с ней мне стало известно, что тысячи людей во всём мире занимаются изучением Каббалы и это уже разрешено всем, и нет надобности в исполнении заповедей и изучении Торы. Моя знакомая также утверждала, что Каббала — это наука, которая не имеет никакого отношения ни к какой религии, и к иудаизму в частности. Я не знала, как отреагировать на это. Права ли она в своих утверждениях? В чём секрет успеха массового распространения Каббалы и вообще можно ли её изучать?

Рита Л., Иерусалим

Отвечает рав Ашер Кушнир

(Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами)

Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале.

Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.

Каббала. Тринадцать качеств милосердия

Почему же Каббалу так скрывали?

Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.

В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам.

И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.

Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.

Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в голову взбредёт.

И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутных материальных удовольствий? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в такой ситуации происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.

Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.

1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые «Пардес» (в переводе — «Сад»), но на самом деле слово «ПаРДеС» — аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень понимания Торы — «Сод». И как в мудрости мира существует определенный порядок ее понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», пока не познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.

Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему «Нефеш”. Удостоился — дают ему «Руах”, удостоился — дают ему «Нешаму”, удостоился — дают ему «Хаю”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. «Пшат” — простое понимание соответствующее «Нефеш”, «Ремез” — намёк, чтобы удостоиться «Руах”, «Драш” — для «Нешама” и «Сод” для «Хая”. И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свой «Нефеш”, поднимет её и удостоится более высокой части — «Руах”. И тогда можно перейти к изучению «Ремез”…, чтобы удостоиться «Нешама”, а отсюда на «Драш”… и удостоиться «Хая”. И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин — «Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению «Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).

Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытиться знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».

Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда — толкование каждой мысли на все области нашей жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг получает понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает всю её внутреннюю закономерность и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобены человеку, который кричит на весь мир — «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…

Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что и Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем.

Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно.

Кроме того есть ещё ряд технических проблем.

Во-первых, нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой шампанского или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба, даже если она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших усилий и систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуется натренированная работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда.

Каббала. Имена из книги

Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний.

В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.

И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).

Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».

2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:

«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).

Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».

И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?

Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между собой.

Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена «Келим” и «Орот”, то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155

Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…

Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе: «»…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.

Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.

Из всего вышесказанного есть еще одно заключение:

В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.

3. Является ли Каббала наукой?

В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.

Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.

Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.

Кстати, если Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? (И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно, если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях . Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова «хохмат а-Каббала», т. е. — мудрость Каббалы, переводятся как «наука Каббала». .. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у него складывается полная иллюзия что Каббала — это, несомненно, наука…

Если проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если приводится цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А если это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем, сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?

А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.

Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.

И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.

Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве…

И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.

4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!

А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».

Каббала. Схема

…Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …

А откуда появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет (по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам — благословенна память о нем — и его сына рава Боруха Шолема Ашлага — благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:

«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги «Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»

«…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.

И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты.»(«Асулам» стр. 135)

Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.

Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?»

Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.

Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, «украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно ранее.

Перейдем к Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»

Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.

Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал»…

Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!

Третье и самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы — отрицает Тору и называется «апикорес» . Его не присоединяют к миньяну и не вызывают к Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание «карет», и нет у него удела в грядущем мире.

В заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов. Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.

Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.

Рав Ашер Кушнир

Другие статьи р. Ашера Кушнира

Посмотресть все статьи в категории Каббала — Тайная Тора

Первая женщина-каббалист Карен Берг выступила на Фестивале духовных практик с лекцией «Глобальное единство». Любовь Неверовская побеседовала с соосновательницей и духовным лидером Каббала-центра, автором бестселлеров «Бог красит губы», «Самосаботаж», «…продолжение следует…» и «Простой свет» о религии, мистике, философии и причинах популярности некогда тайного учения.

— Красная нитка у вас на запястье, отличительный знак каббалистов всего мира, вам лично как-то помогает?

— Да, еще как! Поясню: красная нить, которую мы носим, имеет отношение к праматери Рахили. Нить мы обматываем вокруг гробницы Рахили в Израиле, чтобы получить энергию, потом завязываем на ней семь узлов, каждый относится к определенной сфере жизни, и читаем при этом каббалистические молитвы. Носить нить нужно по двум причинам — во-первых, это двойное отрицание, красный цвет означает негативную энергию минуса, а левая рука — тоже минус. Двойное отрицание создает защитный блок от людей, которые могут смотреть на вас с нехорошими мыслями, с завистью, улыбаться вам в лицо, но не чувствовать к вам добра. Это способ разграничить вашу энергию и энергию, которая может идти к вам от другого человека. Во-вторых, красная нитка на запястье служит напоминанием вам самому: если вы негативно к кому-то относитесь, гневаетесь, то ваше отношение по законам Вселенной вернется к вам бумерангом.

— С чего началось ваше увлечение каббалой? Вы были религиозным человеком?

— У меня не было никакого интереса к религии, я росла в абсолютно нерелигиозной семье. Более того, я вырастила себя сама, если так можно сказать: росла без отца и без родительского надзора. Сколько себя помню, с самого детства, я всегда чувствовала, что в мире есть что-то большее, чем материальные законы. И я искала, пыталась понять, что же это такое. Идею: делай вот так и так, и тогда Бог будет хорошо к тебе относиться — я никогда не понимала. Я чувствовала, что должна быть какая-то другая связь с этой энергией, и я искала ее. Я всегда задавала вопросы: а почему все в мире устроено именно так? Простые ответы меня не удовлетворяли, я прошла много школ, прочла много книг, у меня не было друзей, не было семьи и дома — у меня были только мои вопросы. Ответы на них я получила, когда нашла каббалу — она была передана мне через мужчину, за которого я вышла замуж (Филипп (Шрага) Берг — основатель Международного каббала-центра.— «Коммерсантъ Стиль”).

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

— Это было предопределение?

— Моим предопределением был духовный путь, я знала, что должна идти по нему с самого детства. Не спрашивайте как — просто знала. Я думаю, путь у каждого свой, тот который указывает сердце. Этих путей множество, и все они разные — кто-то ходит к мессе, в церковь, кто-то становится буддистом, потому что этого требует его душа, дороги к духовности у всех разные. Каббала — философия, которая может сделать жизнь лучше, она дает нам инструменты, чтобы расти духовно. Она может дать ответы на многие вопросы — кто вы, зачем вы здесь, почему с вами происходит то, что происходит. Это знание, которое учит нас понимать мир и самих себя.

— Вы определяете каббалу как философию, тем самым отделяя ее от религии и от иудаизма, а мистика в вашей интерпретации этого учения остается?

— Безусловно, мистический аспект в каббале есть. Но для того чтобы дойти до него, требуются годы, очень высокий духовный уровень ученика и учитель-каббалист, который будет передавать знания из уст в уста. Мы же преподаем только философию каббалы, ничего мистического в наших центрах нет.

— И никаких чудес?

— Я видела людей, сознание которых изменяется, когда они начинают осознавать себя и мир вокруг. В этот момент они начинают воспринимать все происходящее с ними как чудо. Скажем, я только подумала о своем друге Джоне — и тут же он мне звонит. Ну разве не чудо? Что это, почему так происходит? Вибрации? Или мы едем домой, разговаривая по телефону, а, когда доезжаем, не помним, как добрались, как будто это на автопилоте было. Мы не используем все возможности нашего разума, а ведь если бы мы могли стать хотя бы на два процента осознаннее, мы смогли бы сами создавать нужные вибрации и творить чудеса.

— Вам не кажется, что поклонники идут к вам как раз за чудесами, а не за философией и духовным развитием?

— Да, такие люди всегда есть, но они от нас быстро уходят, потому что суть каббалы в другом.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

— Если это просто философия, почему к ее преподаванию иудаизм и другие традиционные религии, включая православие, относятся критически?

— Корень у аврамических религий и каббалы один — все они идут из Ветхого Завета. Часто люди этого не знают и не понимают учения. Критиковать всегда легче, нежели открыть книгу и всесторонне изучить вопрос. Я не устаю повторять: прежде чем решить, как вы к нам относитесь, сначала придите, посмотрите и послушайте, а потом уже делайте выводы.

— Но иудаизм не приветствует массовое увлечение каббалой?

— Сегодня это уже не так. Неприятие было, когда мы начинали, 40 лет назад. Потому что мы были первыми, кто стал рассказывать о каббале и мужчинам, и женщинам, людям всех вероисповеданий и национальностей. Мы сделали ее известной не только иудеям, а до нас такого не делал никто. Религиозная еврейская община нас не принимала, остальные — не понимали. Нас было двое, я и муж, и весь мир был против нас. Мой муж был женат первым браком на женщине из очень влиятельной еврейской семьи, которая вела свою родословную от самого царя Давида, с огромными связями в еврейской диаспоре. Нас хотели просто уничтожить, и это было прекрасное время! Да, было тяжело, но я всегда любила преодолевать препятствия. Мы чувствовали, что делаем то, что должны делать, что идем правильном путем. У нас ничего не было — ни друзей, ни денег, еще не было ни семьи, ни детей. Ноль. Два человека против всего мира — это правда, это моя настоящая история.

— Когда вы стали первой женщиной-каббалистом, тоже пришлось выдерживать противостояние? Одна против всех?

— Нет, это было уже гораздо легче. Дело, которое мы начали, разрослось, со временем я увидела толпы людей, изучающих каббалу в наших центрах. Честно скажу: такой цели у нас не было, вначале у нас не было никакого бизнес-плана, мы не задумывались о том, что будет дальше, через пять лет, через десять. Мы с мужем просто давали уроки каббалы, первые наши ученики жили у нас же, и много лет у меня не было даже ключа от собственного дома, он был мне не нужен, потому что там всегда кто-то был. Сначала был один ученик, потом два, потом три — а потом все это начало расти.

Фото: Евгений Гурко, Коммерсантъ

— Почему изучение каббалы приобрело такой размах, в чем секрет? Откуда столько поклонников, в том числе среди звезд шоу-бизнеса?

— Представители шоу-бизнеса чувствуют влечение не только к каббале, но и к другим духовным течениям. Знаменитости — такие же люди, у нас у всех одна природа. Я думаю, всему свое время: современный мир делается все более изменчивым, темноты в нем становится больше, и люди ищут причины этого, ищут твердую основу для существования. Души чувствуют желание подключиться к глобальной духовности, а душа — это искра Творца, и каждого человека зовет что-то свое. Есть миллионы людей, которые не чувствуют зова духовного учения, но их зовут религия, церковь.

— Чем религия отличается от духовного учения?

— В религиозном мире почти достаточно молитвы. Можно просто присутствовать на религиозном обряде — и все. Тебя не просят изменяться и менять свое отношение к другим людям, таких требований нет. Это не хуже и не лучше — просто по-другому.

— Но религия тоже требует работы над собой.

— Да, однако тут все немного иначе. Существуют заповеди, которые ты должен соблюдать: не убий, не укради. Но религия не всегда скажет тебе, как вести себя, например, на сделке. Религия дает нам правила и догмы, по которым нужно жить, но зачастую не дает ответов на вопросы, почему так, а не иначе.

— Вы верите в Бога?

— Я не верю. Я просто знаю, что Он есть.