Каббалистическая магия

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

ПЯТИКОНЕЧНАЯ И ШЕСТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА

Все наиболее известные каббалисты Запада, каксредневековые так и современные, рассматривают пентаграмму, или пятиконечнуюзвезду, в качестве, микрокосма, а шестиконечный двойной треугольник – какмакрокосм. Элифас Леви (аббат Констант) и, по нашему мнению, Кунрат, один извеличайших оккультистов прошлого, дают свои обоснования таких представлений. Вкниге Харгрейва Дженнингса «Розенкрейцеры» приведено правильноеизображение микрокосмоса с человеком в центре пентаграммы. У нас нет никакихвозражений против изложения рассуждений вышеупомянутых лиц, кроме одного – недостаткаместа в нашем журнале, ибо пришлось бы давать огромное количество эзотерическихпонятий. Однако всегда найдется место для исправления естественных заблуждений,которые могут возникнуть в умах наших некоторых читателей из-за вынужденнойкраткости издательских заметок. Пока затрагиваемые вопросы не вызываютповышенного интереса, эти заметки лишь поверхностно касаются всех ихподробностей. Опубликованная выше блистательная работа «Шестиконечная ипятиконечная звезда» Кришны Шанкара Лалшанкара – и ценные замечания,содержащиеся в ней, дают нам возможность исправить подобные ошибки автора этойстатьи.

Как понимают на Западе настоящие каббалисты, дух иматерия символизируются соответствующими цветами двух переплетенныхтреугольников и никоим образом не связаны с линиями, образующими сами этифигуры. Для философов-каббалистов и философов-герметиков все в природепредставляется в триедином аспекте; все является множественным и троичным вединстве, и может быть символически представлено различными геометрическимифигурами. «Бог геометризирует», – говорит Платон. «Трикаббалистических Лица» – это «Три Огня» и «Три Жизни»Эйн Софа (Парабрахмана Запада), называемого также «Центральным НевидимымСолнцем». «Вселенная – его Дух, Душа и Тело», его «ТриЭманации». Эта триединая природа – чисто духовная, чисто материальная исрединная или невесомая материя, из которой состоит астральная душа человека, –представлена равносторонним треугольником, стороны которого равны вследствиетого, что эти три первопричины (принципа) растворены во всей вселенной в равныхпропорциях и по природному закону идеального равновесия вечны и сосуществуют.Далее западная символика лишь немного отличается от символики ариев. Названия могутбыть различными, могут быть добавлены небольшие детали, но основные идеи – теже. Двойной треугольник, символически изображающий макрокосм, или большуювселенную, содержит в себе идеи Единства, Двойственности (как показано двумяцветами и двумя треугольниками, – мир духа и мир материи), Троичности,пифагорейской Четверицы, правильного прямоугольника вплоть додвенадцатиугольника и двенадцатигранника. Халдейские каббалисты древности – учителяи вдохновители еврейской каббалы – не были похожи ни на ветхозаветных, ни насовременных антропоморфистов. Их Эйн Соф – Бесконечный и Безграничный – «имеетформу и не имеет формы», – так говорится в Зогаре,и далее загадка разъясняется так: «Незримый принял Форму, когда Онпризывал Вселенную к существованию». То есть Божество можно видеть ивоспринимать только в объективной природе – это чистый пантеизм. Дляоккультистов, так же как и для ариев, три стороны треугольника представляютдух, материю и срединную природу (идентичную по значению с понятием»пространство», «космос»), а, следовательно, исозидательную, охранительную и разрушительную энергии, представленные образно»Тремя Огнями». Первый Огонь пробуждает разумную, сознательную жизньво всей вселенной, соответствуя таким образом созидательной энергии. Второй Огоньнепрерывно создает формы из предсущего космического вещества внутрикосмического круга и является, следовательно, охранительной энергией. ТретийОгонь создает Вселенную плотной физической материи. По мере удаления последнегоот центрального духовного Огня, яркость его уменьшается; постепенно онпревращается в Тьму или Зло, ведущее к Смерти. Так он становится разрушительнойэнергией, постоянно работающей над формами и очертаниями – временными именяющимися. «Три каббалистических Лица» «Основателя Основ»– у которого «нет лица» – это арийские божества Брахма, Вишну иРудра, или Шива. Двойной треугольник каббалистов заключен в круг, образованныйзмеей, проглатывающей собственный хвост (египетский символ вечности), а иногдав обычный круг (см. теософскую печать). Единственное различие, которое мы видиммежду арийской и западной символикой двойного треугольника, – судя пообъяснениям автора – заключается в его неупоминании глубокого и особогозначения понятий, которые, если мы его правильно поняли, он называет»зенитом и нулем». По западным каббалистам, вершина белоготреугольника восходит к зениту, миру чистойнематериальности или чистого Духа, в то время как нижняя вершина черноготреугольника направлена вниз к надиру, т.е. указывает, если использовать весьмапрозаическое высказывание средневековых герметиков, к чистой, или, скорее,»нечистой» материи, понимаемой как «грубое чистилище небесногоОгня» (Духа), втянутое в пучину уничтожения, в тот низший мир, где формы,очертания и сознательная жизнь исчезают, чтобы раствориться и вернуться кпервородному, истинному источнику Космической Материи. Так же и относительноцентральной точки и центральной полости, которая, по учениям Пуран,»считается местом пребывания Авьякта Брахмана – НепроявленногоБожества».

Оккультисты обычно изображают этот символ таким образом* (см. первый рисунок), как это показано на рисунке,а не просто центральной геометрической точкой (которая, не имея ни длины, ниширины, ни толщины, представляет незримое «Центральное Солнце», Свет»Непроявленного Божества»); они часто помещают в центр изображенияCrux Ansata («крест с перекладиной», египетское тау), в вершинекоторого простую прямую линию заменяют окружностью (кругом, кольцом?), символомбеспредельного, несозданного Космоса. Измененный таким образом, этот крестимеет почти такое же значение, как и «Космический крест» древнихегипетских алхимиков (магов), крест внутри круга*.

Изображение:Image002_75.jpg

Следовательно, ошибочно говорить, будто в издательскойзаметке утверждалось, что двойной треугольник представляет «только дух иматерию», ибо этот символ имеет столь много значений, что для ихобъяснения не хватило бы и целого тома.

Наш критик пишет: «Если, как вы утверждаете,двойной треугольник должен представлять только мировой дух и материю, остаетсянеобъяснимым возражение, что две стороны – или любые две вещи – не могутобразовывать треугольник или что треугольник не может символизировать что-тоодно – дух или материю, – как делаете вы, разделяя белый и черные цвета».

Считая, что мы уже достаточно объяснили некоторыесложности и показали, что западные каббалисты всегда почитали «троичностьв единстве» и наоборот, мы можем добавить, что пифагорейцы объясняли»возражение», на котором особенно настаивает автор выше приведенныхстрок, около 2500 лет назад. Священные числа этой школы, основная идея которойзаключалась в признании существования постоянного принципа Единства,превосходящего все силы и объективные изменения Вселенной, – не включали числоДва или Диаду. Пифагорейцы отказывались признавать это число даже какабстрактную идею именно на основании того, что в геометрии невозможно построитьфигуру из двух прямых линий. Очевидно, что с точки зрения символов невозможносвязать это число ни с какой начертательной фигурой ни в плоскости, ни впространстве, и таким образом, поскольку это число не может представлятьединство во множестве, – в противоположность любой другой многостороннейфигуре, – его нельзя рассматривать как священное число. Учитывая, что число дваизображается в геометрии двойной горизонтальной линией (=), а в римскомисчислении двойной вертикальной линией \\, а линия имеет длину, но не имеетширины и толщины, то для предания значимости к этому числу необходимо прибавитьдругое число. Только в сочетании с числом «один» можно получитьфигуру, равносторонний треугольник. Таким образом становится очевидным, почему,символизируя дух и материю (начало и конец Космоса), алхимики использовали двапереплетенных треугольника (оба представляющих «троичность вединстве») закрашивая один из них, символизирующий дух, белым мелом, адругой, символизирующий материю, черным углем.

На вопрос, что означают две другие вершины белоготреугольника, если одна «белая вершина, уходящая вверх к небесам,символизирует дух», – мы отвечаем, что, согласно каббалистам, две нижниевершины означают «дух, нисходящий в порождения», т.е. смешение чистойбожественной Искры с материей объективного мира. Такое же объяснениесправедливо и для двух вершин при основании черного треугольника; третьи жевершины обоих треугольников символизируют, соответственно, прогрессирующееочищение духа и прогрессирующее огрубление материи. Повторяем: сказать, что»любое понятие верха или низа» в «тонкой идее Космоса»кажется не только отталкивающим, но не существующим», – значитпротиворечить абстрактному символу, представленному в конкретном образе. Почемубы тогда не покончить со всеми знаками, в том числе и с изображениями Вишну иприведенными автором мудрыми объяснениями Пуран? И почему идея каббалы болееотталкивающая, чем идея «Смерть, Уничтожитель, Время», в которой»Время» является синонимом Бесконечной Вечности, представленнойкругом, опоясывающим двойной треугольник? Странная непоследовательность,которая к тому же полностью расходится со всей остальной статьей! Если автор»нигде не встречался с различением треугольников на белые и черные»,это просто потому, что он никогда не изучал, а, возможно, и не видел сочиненийи изображений западных каббалистов.

Приведенные выше объяснения содержат ключ к общейпифагорейской формуле единства во множестве, Единого, проявляющегося во многом,наполняющего многое и все целое. Их мистическая Декада (единица + два + три +четыре = 10) выражает эту идею целиком; она не только не отталкивающая, ноположительно возвышенная. Один – это Божество; два – Материя – число настолькопрезираемое ими как материя в чистом виде, которая никогда не может бытьсознательным единством. Три (или треугольник)сочетают Монаду и Диаду, берет от природы обеих и становится Триадой – объективныммиром. Тетрада, или священная Четверица, – по пифагорейцам идеальная форма, – вто же время выражает пустоту всего – майю. А Декада – сумма их всех – охватываетвесь Космос. «Вселенная есть комбинация тысячи элементов и одновременновыражение единственного элемента – абсолютная гармония и дух – это хаос длячувств, но идеальный космос для разума», – говорится в «РазоблаченнойИзиде».

Пифагор учился в Индии. Вот откуда сходство основныхидей в учениях древних посвященных браминов и пифагорейцев. И когда, определяяШаткон, автор говорит, что этафигура представляет великую Вселенную (Брахманду)– всю бесконечную Махакашу – со всеми планетарными и звездными мирами», онлишь повторяет другими словами объяснения шестиконечной звезды или «двойноготреугольника», данные Пифагором и философами-алхимиками.

Нам также нетрудно восполнить пробел небольшогосообщения, опубликованного в августовском номере, в отношении «остальныхтрех вершин обоих треугольников», и трех сторон каждого элемента»двойной фигуры» и круга, опоясывающего ее. Так как алхимики облекалив символы все видимое и невидимое, они не могли не выразить символом макрокосмв его законченности.

Изображение:Image001_75.jpg

Пифагорейцы, включавшие в свою Декаду весь Космос, ещеболее почитали число 12, так как оно образуется умножением священной Четверицына 3 и таким образом получается три идеальных (правильных) прямоугольника,называемых тетрадами. Философы-алхимики или оккультисты, следовавшие их учению,представляли число 12 «двойным треугольником» – большой вселенной,или макрокосмом – как показано на рисунке (рис.2)* – ивключали в эту схему и пентограмму, или микрокосм, которую называли малойвселенной.

Разделяя 12 букв, обозначающих внешние углы, на 4 группытриад или на 3 группы тетрад, они получали двенадцатиугольник, правильныйгеометрический многоугольник, ограниченный двенадцатью равными сторонами иимеющий двенадцать равных углов, символизирующих, по учению древних халдеев,двенадцать «великих богов». Брахма как Праджапатипроявляется (как обоеполая Сефира и 10 сефирот) в 12 телах, олицетворяемых 12-юбогами, символизирующими: 1) Огонь; 2) Солнце; 3) Сому (Луну); 4) всех живыхсуществ; 5) Вайю; 6) Смерть – Шиву; 7) Землю; 8) Небеса; 9) Агни; 10) Адитью;11) Разум; 12) великий бесконечный цикл, который нельзя остановить. Снебольшими изменениями это соответствует каббалистической идее о сефиротах.),а, по учению иудейских каббалистов, – десять сефирот, или созидательных силприроды, эманирующих от Сефиры (Святого Огня), которая сама является главойсефирот и эманацией Хокмы, Высшей (или Непроявленной) Мудрости, и Эйн СофаБесконечного; а именно: три группы триад сефирот и четвертая триада, состоящаяиз Сефиры, Эйн Софа и Хокмы, Высшей Мудрости, которую «нельзя постичь спомощью мысли» и которая «лежит, сокрытая, внутри и снаружи головыУдлиненного Лица», наивысшей вершины верхнего треугольника, образующего»Три каббалистических Лица». Эти четыре триады образуют число 12.Более того, двенадцать фигур образуют два прямоугольника или двойную Четверицу,представляющую в пифагорейской символике два мира – духовный и физический.Восемнадцать внутренних и шесть центральных углов в сумме дают 24, т.е. дваждысвященное число, представляющее макрокосм, а также 24 «божественныхнепроявленных сил». Перечислить их в столь малой по объеме работеневозможно. Кроме того, в наши дни скептицизма представляется более разумнымследовать совету Ямвлиха, говорившего, что «божественные силы всегданегодующе относились к тем, кто раскрывал содержание двенадцатигранника»,а именно к тем, кто объяснял метод вписывания в сферу двенадцатигранника, однуиз пяти пространственных фигур геометрии, состоящей из двенадцати равных иправильных пятиугольников, – тайный каббалистический смысл этой фигуры будетнебесполезно изучить нашим оппонентам.

Изображение:Image003_75.jpg

В добавление к этому, как показано в «двойномтреугольнике» на рисунке, пентограмма в центре дает ключ к осознаниюпонятий философов-алхимиков и каббалистов. Этот двойной знак так хорошоизвестен и распространен, что его можно увидеть над входом в Лха-кханги (храмыс буддистскими статуями и изображениями), в каждом Цзонг-па (ламаистскомсвятилище) и часто – над хранилищем реликвий, называемом в Тибете Дунг-тинг.

Каббалисты Средневековья в своих сочинениях дают ключ кпониманию значения этого знака. «Человек – это малый мир внутри большойвселенной», – учит Парацельс. И вновь: «Микрокосм, заключенный внутримакрокосма, как зародыш, держится на трех основных силах в матрицеВселенной». Эти три силы описаны как двойные: 1) силы природы (физическоеземное тело, и жизненное начало); 2) силы звезд (звездное, или астральное телои воля, управляющая им); 3) силы духовного мира (животные души и тонкие,божественные души). Седьмой принцип – почти нематериальная сила, божественныйАугейдес, Атман, представленный точкой в центре, соответствующей пупкучеловеческого тела. Этот седьмой принцип является индивидуальным богом каждогочеловека – так говорят оккультисты Запада и Востока.

Следовательно, объяснения Шаткона и Панчкона,приведенные нашим критиком, скорее согласуются, нежели разрушают эту теорию.Говоря о пяти треугольниках, построенных по «пятью пять», или 25-титочкам, критик дает разъяснение пентограммы: «Иными словами, это число,соответствующее 25-ти силам природы, образующим живое человеческоесущество». Предполагаем, что под «силами природы» критикподразумевает именно то, о чем говорят каббалисты, когда учат, что эманации24-х божественных «непроявленных сил» и «несуществующая»или «центральная точка» – 25-я – создают идеальное человеческоесущество. Но, не споря об относительных значениях слов «силы природы»и «эманации» и считая, что приведенное выше предположениеподтверждается дополнительным пояснением критика о том, что «вся фигурамикрокосма целиком», «фигура внутреннего мира живых существ»является знаком Брахмы, «божественной созидательной энергии», – какимже образом, спрашиваем мы, это предположение расходится с нашими утверждениями,что последователи философии алхимиков и каббалы рассматривают пять точекпентаграммы как символ пяти основных конечностей человека? Мы не ревностныеученики и не последователи западных каббалистов, однако, считаем, что в этомони правы. Если 25 сил природы, представленных пятиконечной звездой, создают»живое человеческое существо», тогда все эти силы жизненнонеобходимы, независимо от того ментальные они или физические, а фигура,символизирующая «созидательную энергию», еще более подтверждает идеюкаббалистов. Каждый из пяти грубых элементов – земля, вода, огонь, воздух (или»ветер») и эфир – имеется в человеческом организме, и как бы мы ниговорили – «пять органов движения», «пять конечностей» или»пять чувств», – это одно и то же, если не вдаваться в особо тонкиеразличения.

Несомненно, «знатоки» могли бы объяснить своиутверждения по крайней мере так же убедительно, как и автор, который оспариваети отрицает их, объясняя свои взгляды. В «Кодексе Назареян», основнойкаббалистической книге, Высший Царь Света и основной эон, Мано, эманирует пятьэонов; если учитывать его самого и Бога Ферхо (эманацию «Непознаваемойбесформенной Жизни») – получается семь эонов, образно представляющих 7принципов – основ человека, причем пять из них – чисто материальные иполуматериальные, а два высших – почти нематериальные, духовные. От каждого изсеми эонов исходит пять светящихся лучей света; пять потоков проходят черезголову, вытянутые руки и ноги человека, как представлено пятиконечной звездой,один обволакивает его, наподобие тумана, и последний – как яркая звезда блеститнад головой. Такое изображение можно видеть в некоторых старинных книгах о»Кодексе Назареян» и каббале. Поскольку электричество или животныймагнетизм наиболее мощно исходит от пяти основных конечностей, и так какявление того, что сейчас называют «гипнотической» силой, изучалосьеще в храмах Древнего Египта и Греции и было познано так глубоко, как нельзя инадеяться познать его в наш век идиотического и априорного отрицания, тонеудивительно, что древние каббалисты и философы, выражавшие в символах каждуюсилу природы, должны были (в силу причин, совершенно очевидных для тех, ктознает что-либо о таинственных учениях и мистических связях, существующих междучислами, фигурами и мыслями) избрать для изображения «пяти основныхконечностей» человека – головы, рук и ног – пять точек пентаграммы.

Элифас Леви, современный каббалист, рассматривает этупроблему столь же глубоко – если не более – как и его древние и средневековыебратья, ибо в книге «Догма и ритуал высшей магии» он утверждает:»Использование пентаграммы в соответствии с учениями каббалы может влиятьна внешность нерожденного ребенка, и посвященная женщина может придать своемусыну черты Нерея или Ахиллеса, Людовика XIV или Наполеона».

Астральный огонь оккультистов Запада – это Акашаиндуистов. Мало кто из индусов берется изучать мистические соответствия Акашипод руководством посвященных каббалистов или браминов, предпочитая этому свойобраз Праджны Парамиты. И все же и то и другоесуществует, и они идентичны.

Примечания

<< предыдущий параграф -оглавление- следующий параграф >>