Качества передающиеся от родителей к детям педагогика

Современная педагогика достаточно убедительно отстаивает триединую основу человеческого развития. Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов – наследственности, среды и воспитания. Следующая схема, заимствованная у И. Шванцары, иллюстрирует взаимоотношение основных факторов развития (рис. 39).

Базу образуют врожденные и унаследованные предрасположения, обозначенные обобщающим термином «наследственность». Врожденные и унаследованные предрасположения развиваются при воздействии главных внешних влияний – среды и воспитания. Взаимодействие названных факторов может быть либо оптимальным (равносторонний треугольник), либо при переоценке одного или другого внешнего слагаемого (вершина C1 или С2) негармоничным. Также возможно, что врожденная и унаследованная база недостаточно развивается как средой, так и воспитанием (треугольник А1В1С3). Данная схема должна одновременно демонстрировать, что ни один фактор не действует самостоятельно, что результат развития зависит от их согласованности.

Взаимоотношение факторов развития

Рис. 39. Взаимоотношение факторов развития

Природное (биологическое) в человеке – это то, что связывает его с предками, а через них – со всем живым миром. Отражение биологического – наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности – гены. Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека, однако использовать эти данные для управления развитием и формированием человека пока не представляется возможным.

Как уже отмечалось, наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) также могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования. Обширнейшие незаполненные области наследственной программы представлены для последующего дообучения. Каждый человек дополняет эту часть программы самостоятельно. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой. Жестко запрограммированных наследственных признаков хватает для выживания животному, но не человеку.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение таких главных проблем, как наследование интеллектуальных, специальных, социальных, моральных (духовных) качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети – готовые способности к определенному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков – потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет ответить на поставленный вопрос однозначно – наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки реализуются или нет. Все зависит от того, получит ли человек возможности для перехода наследственной потенции в конкретные способности, обеспечивающие успех в определенном виде деятельности. Удастся ли индивиду развить свой талант, зависит от обстоятельств: условий жизни, среды, потребностей общества, наконец, от спроса на продукт той или иной деятельности человека.

Особенно острые споры вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Педагоги-гуманисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качество и уровень самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н. П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Многие педагоги, опираясь на новейшие исследования, считают доказанным факт наличия интеллектуального неравенства людей и первопричиной его признают биологическую наследственность. Задатки к познавательной деятельности, предопределяющие воспитательные и образовательные возможности, наследуются людьми в неодинаковой мере. Из этого делается вывод: человеческая природа не поддается усовершенствованию, интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными. Улучшение человека через генетику не достигается. Лишь воспитание способно постепенно его облагородить.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика делает акцент не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании равных условий для развития имеющихся у каждого человека задатков. Большинство зарубежных педагогических систем исходит из того, что воспитание должно следовать за развитием, оно лишь помогает вызреванию заложенного в человеке от природы и поэтому должно быть только приспособлено к задаткам и способностям человека.

В определении специальных задатков особых разногласий между представителями различных педагогических систем нет. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. Установлено, что дети, обладающие специальными задатками, достигают значительно более высоких результатов и продвигаются в избранной области деятельности быстрыми темпами. При сильной выраженности такие задатки проявляются в раннем возрасте, если человеку предоставляются необходимые условия. Специальными задатками являются музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др.

При этом авторы отмечают, что современная успешность данных групп может вполне измениться. К примеру, в 1960-е годы, крайне успешной этнической группой в США считались греки, которые сейчас мало чем отличаются в плане успешности от большинства американцев. А сами азиаты, живущие в США в третьем поколении, уже мало отличаются от местных по уровню своих достижений. Таким образом, результаты успешности или неуспешности, согласно авторам детерминированы не генетикой или расой, а именно культурой, воспитанием и средой.

Авторы выделили три компонента успеха:

1. Наличие у вышеобозначенных групп чувства собственного превосходства над остальными людьми («простыми смертными»). То есть гордость своим происхождением («генами») является базовым компонентом для успеха. Если человек с детства стопроцентно уверен, что он интеллектуально и в других сферах превосходит своих сверстников, то он, в конце концов, будет стремиться превосходить всех в плане интеллекта и в других сферах. Данный эффект Роберт Мертон назвал «самосбывающимся пророчеством». Оригинальное определение звучит следующим образом:

«Самоисполняющееся пророчество — ложное определение ситуации, вызывающее новое поведение, которое превращает первоначальное ложное представление в реальность».

Как сказано в Википедии: «предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания». Таким образом, люди, верящие в то, что они имеют «хорошие гены», делающие их умнее всех остальных людей, в реальности станут более умными людьми за счет самоисполняющегося пророчества.

2. «Неуверенность в себе» и опора только на собственные силы. Данное качество очень важно, так как оно заставляет каждый раз доказывать, что существующее чувство собственного превосходства оправдано. Поэтому люди, обладающие чувством собственного превосходства и одновременно «неуверенные в себе» каждый раз должны доказывать себе, что они достойны той высокой самооценки, которые они имеют. При этом надо сказать, что все вышеобозначенные этнические группы эмигрантов – это социальные аутсайдеры, не имеющие таких конкурентных преимуществ как коренные американцы, обладающие как большим экономическим капиталом, так и большими связями (большой социальный капитал). Поэтому представитель данных групп осознает, что ему нужно в два-три раза больше трудиться, чтобы достичь того, что местные могут получить при гораздо меньших усилиях. Плюс человек с такими качествами обычно понимает, что никто ему не поможет (родители могут относиться к беднейшим слоям населения в большинстве случаев) и он должен рассчитывать только на свои силы.

3. «Холодная реакция», или способность контролировать импульсивные желания, то есть развитая самодисциплина. В американской культуре данное качество ценилось всегда и его даже называли «абсолютным залогом успеха». Также в данной культуре считается, что самодисциплина гораздо важнее мотивации.

Люси Келлавэй, колумнист Financial Times назвала книгу «лучшей универсальной теорией успеха, которую она видела». Споры о данной работе продолжаются до сих пор, но во многом авторы правы, выделяя три вышеуказанных качества, необходимых для жизненного успеха.

Заканчивая свой очерк, хотелось бы привести метафору, объясняющую мое авторское видение того, что важнее: гены или воспитание. Гены можно сравнить с фундаментом, а процесс воспитания — со строительством дома. Без хорошего фундамента невозможно построить хороший дом, но наличие фундамента отнюдь не гарантирует того, что хороший дом будет построен. Только целенаправленные усилия по правильному воспитанию ребенка в соответствующей среде, дадут положительные результаты. Здесь я солидарен с Эми Чуа и ее соавтором-мужем, — гордость своим происхождением, расчет только на собственные силы и развитая самодисциплина (контроль над своими импульсами) позволяет вырастить из ребенка развитую успешную личность.

1.Способы мышления, особенностиинтеллектуальной деятельности.

2.Черты характера.

3.Тип нервной системы, темперамент.

4.Способности к различным видам деятельности.

5.Задатки, служащие основой для развитияиндивидуаль­ных способностей человека.

6.Цвет глаз, цвет кожи, группа крови,резус-фактор.

7.Социальный опыт.

8.Нравственные качества.

9.Особенности речи, памяти, внимания.

10.Воля, настойчивость, целеустремленность.

11.Жестокость, алчность, агрессивность.

12.Склонность к правонарушениям.

Влияние средына развитие личности

Человек становится личностьютолько в процессе социали­зации, т.е. общения, взаимодействия с другимилюдьми. Вне человеческого обществадуховное, социальное, психическоеразвитие происходить не может.

Людьмиродились, но не стали |

Сейчасмы перейдем к грустным фактам. Они какбы спе­циально предоставляются намприродой для выявления за­коновчеловеческого развития. Сказка о Маугли— не досу­жий вымысел от начала доконца. Судя по фактам, зафикси­рованнымв истории человеческой цивилизации,эти собы­тия могли иметь под собойреальную почву. В старинных преданияхсохранилось много рассказов о людях,вскорм­ленных и воспитанных животными.Что в них правда, что вы­мысел — теперьуже, наверное, не узнать. ОснователиРима Ромул и Рем, вскормленные волчицей,Маугли, воспи­танный в звериной стае,литовский мальчик, выросший в медвежьейберлоге, о чем рассказал Э. Кондильякеще в 1754 г., вполне могли существовать.Известно 15 случаев вскармливаниячеловеческих детенышей волками, 5 —мед­ведями, один случай — павианами,другими породами обезь­ян — не менеедесяти. Один ребенок был вскормленлеопар­дом, один — овцой.

В1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил вволчьем лого­ве вместе с выводкомволчат двух малышей. Это были де­вочки,одной из них на вид было лет 7—8, другой— года два. Младшую девочку назвалиАмалой, старшую — Кама-лой.

Какведет себя дикий зверь в городскойквартире? Точно так же поначалу велисебя и вывезенные из джунглей дети.Ходили и бегали они лишь на четвереньках,причем только ночью. Днем спали, забившисьв угол и крепко прижавшись друг к другу.

Младшаядевочка скоро умерла, так ничему и ненаучив­шись, старшая прожила около10 лет.

Всеэти годы доктор Синг вел подробныйдневник наблю­дений за Камалой. Училасьона с большим трудом. Два года пришлосьучить ее стоять. Через шесть лет Камаланачала ходить, но бегала по-прежнемутолько на четвереньках. Че-

тырегода ушло на заучивание первых шестислов. Через семь лет лексикон девочкирасширился до 45 слов, а еще через тригода — до ста. Дальше языковой прогрессне по­шел. К этому времени Камалаполюбила общество людей, пересталабояться яркого света, научилась естьруками и пить из стакана. Достигнувпримерно семнадцатилетнего возраста,Камала по уровню своего развития былакак четы­рехлетний, если не трехлетнийребенок.

Вместокомментариев вчитаемся в слова Г. Итарда:»По­являясь на земном шаре физическислабым и не обладая врожденными идеями,будучи не в состоянии подчинятьсяосновным законам своего существования,определившим его главенствующееположение во Вселенной, человек лишь вобществе может добиться того исключительногопо­ложения, к которому его предназначиласама природа. Не будь цивилизации, оноказался бы одним из самых ничтож­ныхи неразумных животных… человек всегдатолько то, что из него делает общество…»

| Реальнаядействительность, в условиях которойпроисходит развитие человека, называетсясредой.На формирование лич­ности влияютразнообразные внешние условия, в томчисле гео­графические, социальные,школьные, семейные. По интенсив­ностиконтактов выделяется ближняя и дальняясреда. Когда педагоги говорят о влияниисреды, то имеют в виду прежде всего средусоциальную и домашнюю. Первую относятк отдаленно­му окружению, а вторую —к ближайшему. В понятие социаль­наясреда входят такие общиехарактеристики, как обществен­ныйстрой, система производственныхотношений, материаль­ные условияжизни, характер протекания производственныхи социальных процессов и некоторыедругие. Ближняя среда —это семья, родственники, друзья.

Каково же влияниесреды на формирование человека? Един­ствав его оценке среди педагогов, стоящихна различных мето­дологическихплатформах, нет. Точнее говоря, огромнуюважность среды признают педагоги всегомира. Не совпадают взгляды при оценкестепени влияния среды. Как известно,аб­страктной среды не существует.Есть конкретный обществен­ный строй,конкретные условия жизни человека, егосемья, школа, друзья. Естественно, человекдостигает более высокого

уровняразвития там, где близкое и далекоеокружение предо­ставляет ему наиболееблагоприятные условия.

Огромное влияниена развитие человека, особенно в дет­скомвозрасте, оказывает домашняя среда. Всемье обычно проходят первые, решающиедля становления, развития и фор­мированиягоды жизни человека. Ребенок обычнодовольно точное отражение той семьи, вкоторой он растет и развивает­ся.Семья во многом определяет круг егоинтересов и потреб­ностей, взглядови ценностных ориентации. Семья жепредо­ставляет и условия, в том числематериальные, для развития природныхзадатков. Нравственные и социальныекачества личности также закладываютсяв семье.

Нынешняясемья переживает не лучшие времена.Растет чис­ло разводов, неполныхсемей, растет и число социальнообездо­ленных детей. Кризис семьи, помнению специалистов, стал причиноймногих негативных общественных явлений,и прежде всего первопричиной ростапреступности среди несовершенно­летних.Подростковая преступность в Россиидостигла угрожа­ющих размеров.Значительное число правонарушений встране совершается подростками имолодыми людьми в возрасте 14— 18 лет.

Как в теоретическом,так и в практическом плане небезын­тересени такой вопрос: что оказывает большеевлияние на раз­витие человека — средаили наследственность? Мнения специа­листовразделились. Приверженцы так называемогобиогенного (биогенетического) направленияв педагогике безусловно пред­почтениеотдают наследственности, а социогенного(социогене-тического, социологизаторского)— среде. Многие исследовате­ли пыталисьустановить точные количественныепропорции влияния среды и наследственностина развитие человека. Полу­чены оченьпротиворечивые результаты, надежносвидетель­ствующие лишь об одном:доля участия исследуемых факторов вразвитии разных людей неодинакова.Влияние среды, по оцен­кам представителейсоциогенного направления, можетдости­гать 90%; влияние наследственности,считают сторонники био­генногонаправления, отнюдь не менее значимое— 80—90%. Большее доверие вызываютвзвешенные оценки, игнорирующиекрайности. Например, английский психологД. Шаттлеворт (1935) пришел к следующемузаключению по поводу влияния °сновныхфакторов на умственное развитие:

64% из факторовумственного развития приходится нана­следственные влияния;

16% — на различияв уровне семейной среды;

3% — на различия ввоспитании детей в той же семье;

17% — на смешанныефакторы (взаимодействие наслед­ственностисо средой).

Разумеется, наукастремится к точности, это ее цель. Новряд ли даже самые скрупулезные вычислениябудут пол­ностью соответствоватьдействительности. Развивается каждыйчеловек по-своему, и «доля» влияниянаследственности и сре­ды у каждогосвоя. В каких пропорциях переплетутсядейству­ющие причины, к какомурезультату приведет их взаимодейст­вие,зависит и от многих случайных факторов,действия кото­рых ни учесть, ни измеритьнельзя.

Задумаемсянад грустной таблицей

Обратимсяк материалам исследований. Приведемтаб­лицу, составленную французскимисследователем Г. Леем. Он прослеживаетвлияние социальных факторов на появле­ниеумственно отсталых детей, число которыхпродолжает увеличиваться и в нашейстране. В таблице обобщены ре­зультатыобследования бытовых условий 150 нормальныхи 150 слабоумных парижских детей.

Факторы

Числослучаев на 150 нор­мальных детей

Числослучаев на 150 сла­боумных детей

Неправильныероды Судороги в детстве Искусственноепитание Появление первого зуба неранее 8 месяцев Начало хождения после24 месяцев Первое слово после 24 месяцевНеопрятное поведение после 36 месяцевНедержание мочи в школьном возрастеДед со стороны матери алкоголик Дедсо стороны отца алкоголик Бабушка состороны отца алкоголичка Бабушка состороны матери алкоголичка Дед илибабушка туберкулезны

в3 29 3 4 3 3 2 7 8 1 0 27

1275 18 23 60 60 34 16 56 66 5 5 44

Продолжениетаблицы

Родителитуберкулезны Предки с нервными илипсихическими болезнями Предки спсихическими болезнями, интернированныев больнице Предки — эпилептики Числобратьев и сестер Число умерших братьеви сестер Из них умерших от судорог иболезней мозга Отец — неквалифицированныйрабочий Мать работает вне дома Отецбыл под судом и наказан Мать была подсудом и наказана Число правонарушителейНа сколько лиц приходится одна комнатаНа сколько лиц приходится одна кроватьЗаработок в семье на одно лицо вофранках

54 438 71 (16%) 36(51%) 25 60 33 12 78 1,33 1,4 6,68

1011 985 352 (36%) 256 (73%) 48 86 73 39 424 2,65 2,41 2,96

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений».

Так ли важна наследственность

Биологическая наследственность имеет огромное значение в жизни человека. Она сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире. С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову). К ним относятся пищеварительные рефлексы (слюноотделение), оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание глаз при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет и т.д.). Говоря о нерасторжимой связи человека с животным миром, следует отметить, что эти свойства характерны и для высших животных.
Однако в пределах биологической эволюции возникла новая форма отражения, обеспечившая переход предков в современных людей, развитие «собственно человеческих задатков» (движение в вертикальном положении — прямохождение, развитие речи), предрасположенность к целенаправленному труду, развитие мыслительных способностей человека, осознание своих действий, поступков, деятельности.
Наследственность программирует передачу от взрослых детям ряда биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует также свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др.

Значимость определённой ДНК в вопросе развития личности

Известно, что носителями наследственности являются молекулы ДНК, отвечающие за все жизненно важные процессы в организме (за сохранение информации о протекании всех процессов, за обновление клеток, за защиту от мутаций и за многое другое).
Генетическая программа наследственности заложена в молекулярных структурах ДНК. Она, как сверхсовершенная ЭВМ, обеспечивает заданность параметров работы всех структур организма: от биохимических, биопсихических до физических; сохраняет наследственную память обо всем организме как индивидуальной единице биологического мира (по мнению ряда исследователей, вплоть до 13-го колена). Это в среднем 1000 лет. В Библии есть упоминание о продолжительности жизни до тысячелетнего возраста. Генетическая наследственность обеспечивает и возможность клонирования людей. Открытия российских и американских ученых доказывают, что, управляя ростом, развитием хромосом, можно напрямую управлять ростом новых клеток, тем самым обеспечивая организму неограниченную продолжительность жизни.
Диалектика биологических процессов обозначена и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним можно отнести болезнь крови (гемофилия), шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов. Появляются сообщения, что по наследству может передаваться и предрасположенность к правонарушениям и преступлениям, садизм, суицидальное поведение и т.д.
Исследованиями установлено, что неизменность биологических популяций на протяжении многих миллионов лет обусловлена почти не изменяющимися условиями жизни. Другой позиции придерживается известный философ Лаптев: «Как только то или иное условие существования становится определяющим для каких-либо существ, они специализируются, приспосабливаясь больше всего именно к этому условию, и … останавливаются в своем развитии, приспособившись. Вид попадает в эволюционный тупик… Скорпион существует без изменений около 300 млн. лет» . Но генный аппарат наследственности, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие.

Факторы, влияющие на наследственность

Наверное, «это предопределило возможность многостороннего развития человеческого организма, стало как бы потенциалом его универсальности» , сохранив при этом потенцию эволюционирования наследственности. Однако отметим, что быстротечные воздействия на аппарат наследственности ведут к разрушению древних генетических кодов и памяти, к сокращению сроков жизни и необратимым генным мутациям.
Таким воздействием является радиация, действующая на генный аппарат человека. В результате ионизирующего воздействия на хромосомы уже в организме матери нарушается структура ДНК, у новорожденных возникают наследственные болезни, а также уродства (две головы, два туловища, сросшиеся близнецы, огромных размеров голова или уши и т.д.). Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами. К расстройству генной структуры приводят и бытовые канцерогены (алкоголь, курение, медикаменты, звуковые нагрузки и многое другое).
Английские и датские ученые обнаружили, что прием женщинами гормональных противозачаточных средств приводит к нарушению гормональной системы и потенции у их сыновей уже в раннем возрасте. «Десять миллионов генов и порождаемых ими белков,— пишет О. Леднев, — образуют машину-человека. Ее работа зависит от полноценности генов, которые весьма чувствительны к вредным воздействиям, проникающим в клетки организма с воздухом, водой, продуктами питания, радиацией и т.д. Эти вещества вызывают мутацию генов. При летальной (смертельной) мутации белок или вовсе не образуется, или полностью теряет свою биофункцию. Активность организма снижается, он заболевает, интеллект ослабляется вплоть до распада».
Практически установлено, что у определенной части людей наблюдается повышенная склонность к употреблению алкоголя и наркотических веществ. Обосновывается точка зрения, что наряду с социальными факторами в возникновении алкоголизма играют роль и некоторые биологические предпосылки. Это главным образом связано с обменом веществ, что рассматривается как критерий риска или предрасположенность к заболеванию.
Современная генетика и медицина ведут интенсивный поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие человека. В ряде направлений уже имеются определенные успехи: волнующей умы представителей разных направлений науки является проблема наследственных задатков и способностей, т. е. таких индивидуально-психологических особенностей личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности.

Каким образом гены влияют на личность

Природные особенности (задатки) являются потенциальным условием формирования способностей. Они обусловлены индивидуальными структурно-функциональными различиями головного мозга и речедвигательных органов, органов чувств, и их следует рассматривать лишь как анатомо-морфологические предпосылки способностей.
Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие»2. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга (подробнее о способностях — у Р.С. Немова).
Значительная часть способностей природно обусловлена; среда и воспитание — лишь те условия, в которых они проявляются. Существуют способности в значительной мере социально обусловленные. Из них назовем, например, предметно-познавательные или способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные.
Но проявление наследственного в голове находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком’. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов.
Это указывает, что решающим, основным в развитии человеческих свойств и качеств является общение с людьми, обеспечивающее усвоение человеческого опыта. Вторая сигнальная система, унаследование общечеловеческих задатков развивается в благоприятных условиях и в соответствующей системе воспитания. Социологи полагают, что у людей с высоким уровнем интеллекта увеличивается продолжительность жизни.
Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15 %. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей. С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.