Кадило для ладана

Другие названия: кадильница, кацея

Что такое кадило?

Кадило богослужебное Кадило с древнейших времен используется во время богослужения для воскурения благовонного состава – ладана. Оно представляет собой округлую чашу с крышкой, внутри которой находится миниатюрная тарелочка, на которую кладут уголь и ладан.

По-гречески кадило именуется греч. θυμιατός – фимиатос, от слова «фимиам» (ладан) или θυμιατήριον (фимиатирион). Также встречается название λιβανωτός – ливанотос.

Варианты конструкции

В русской традиции кадило бывает снабжено тремя цепочками, соединенными вверху рукоятью в виде кольца. При каждении священнослужитель мерно раскачивает кадило, из которого выходит благовонный дым. Цепи кадила снабжены бубенчиками – позвонцами, издающими мелодичный звон. Крышка кадила непременно имеет отверстия для правильной циркуляции воздуха и выхода благовонного дыма.

В Греции в храмах можно увидеть и ручные кадила: у них нет цепей, а ручка прикреплена непосредственно к корпусу. Подобные кадильницы все шире распространяются и в нашей стране, но используют их в домашних условиях (келейно). Домашняя кадильница называется кацея.

Разновидности кадил

Различают храмовое и требное кадила. Требное – значит предназначенное для использования вне храма, во время треб – к примеру, при освящении домов. Разница между ними состоит в размере и богатстве убранства. Второе, как правило, бывает скромнее и может не украшаться бубенцами.

Кадило храмовое в серебрении с фианитамиКадило малое без бубенцов

Материалы изготовления

Кадила изготавливают из металла, который должен быть достаточно устойчивым к высоким температурам. Как правило, используют латунь или серебро.

Особенности оформления

По традиции крышка кадила бывает украшена крестом. Нередко этой крышке придают форму церковной маковки, а иногда и все кадило по форме уподобляется храму. Каждение – торжественный и зрелищный обряд, украшающий собой богослужение. Поэтому кадила стараются достойно декорировать. Их украшают позолотой, чернью, чеканными орнаментами и т.п.

Кадило посеребренное с позолотой

Особенности использования

Кацея (кадильница ручная)Богослужебное кадило, как правило, используют в храме. Миряне могут кадить в своих жилищах с помощью ручной кацеи. Впрочем, и правил, которые запрещали бы использование мирянами кадила на цепях, не существует. По традиции при каждении жилища миряне произносят 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Кресту Господню.

Перед началом каждения священник читает особую молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Некоторые диаконы при старинной традиции при каждении верующих произносят: «Сила Вышняго найдет на тя и благодать осенит тя». Эти слова, впервые произнесенные Архангелом Гавриилом Пресвятой Богородице как предсказание, в отношении обычных людей означают доброе пожелание помощи Божией и спасения.

Полезный совет

Приобретая кадило, обратите внимание не только на его красоту и надежность, но и на благозвучие бубенцов.

Из истории

Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI в.Обряд каждения существовал уже в Ветхом Завете. Воскурение фимиама, который в древности стоил очень дорого, было одним из видов жертвоприношения. Кстати, благовония воскуряли и в языческих культах. Можно предположить, что каждение совершали уже первые христиане, хотя прямых свидетельств этого не сохранилось.

В Ветхозаветном Иерусалимском храме каждение совершалось с помощью золотого совка, которым насыпали ладан на горящие угли, разложенные на большом каменном жертвеннике перед святилищем. В дни Ирода этот заменили на нечто вроде сковороды.

Первые курильницы для благовоний, вероятнее всего, появились в Древнем Египте. Они имели вид неглубоких чаш на удлиненных ножках и изготавливались из бронзы. В домах знатных римлян для воскурения благовоний использовали курильницы, подвешенные на цепочках.

В христианском богослужении кадила с цепочками появились примерно в VI столетии.

Кадило. 1734 г.На Руси кадила на цепочках распространились уже в XI столетии, о чем свидетельствует, в частности, Устав Софийского собора Великого Новгорода.

С XV века известны кадила в форме храма.

Помимо духовно-символического значения, воскурения ладана в старину имело практический смысл. Использование благовоний придавало атмосфере богослужения особое благолепие, отбивало неприятные запахи, которые могли исходить от людей. К тому же ладан, известный своими бактерицидными свойствами, помогал предотвратить распространение болезней.

Древнейшие кадила имели приблизительно такую же форму, как и сейчас, но не имели крышки, которая появилась позднее и имеет скорее декоративное, нежели практическое значение.

В музеях, где хранится старинная церковная утварь, можно увидеть золотые и серебряные кадила, украшенные драгоценными каменьями. В свое время они были созданы для храмов и монастырей по заказу царей и вельмож. Кадило издревле было одним из наиболее декоративных атрибутов службы.

Духовно-символическое значение

Каждение на богослуженииСветлый благоуханный дым, исходящий из кадила, знаменует собой Святой Дух, указывает на Божественную благодать, которая наполняет храм.

К тому же, кадильный дым, возникающий при соприкосновении раскаленного угля и ладана и поднимающийся кверху, указывает на то, какой должна быть молитва христианина. При соприкосновении горящего любовью сердца со святыми словами молитвословий возникает искреннее и чистое моление, стремящееся к Божиему Престолу. Недаром во время Великого поста в храмах звучит песнопение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя».

Обряд каждения напоминает нам и о творческом акте Бога, создавшего и упорядочивающего мир.

Кадило, из которого исходит благовонный дым, указывает также на Пресвятую Богородицу, Которая вместила в Себя Невместимого Бога, дарующего нам благодать.

Кадило в форме храма напоминает о святости Христовой Церкви в целом и храма как дома Божия в частности, а также говорит о Горнем Иерусалиме.

Наконец, христиане с древних времен веруют, что каждение, соединенное с молитвой при истинной вере прогоняет нечистых духов. На это указывает и известная поговорка: «Бежит, как бес от ладана».

Один из символов православного богослужения — кадило. Это металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленный древесный уголь кладут ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам. Во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, чтобы распространилось благовоние.

Реклама

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Господу подобающую честь и хвалу. Само каждение означает силу, отгоняющую злых духов, славу Божию. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

/ Фото: Сегодня

Христиане начали использовать кадильницы во второй половине V века. Выглядели они скромно. Первые кадильницы на цепочках появились с VI века, а на Русь попали из Византии лишь в XI веке. С XV века приобретает форму храма и ассоциируется с образом небесного Иерусалима.

Реклама

Кацея. Ручное кадило в форме ковша именуется кацеей. Такими они были в древности на Востоке и на Руси до появления кадил на цепочках.

История и факты

Каждение было установлено еще в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению. Об этом мы читаем в книге Исход, глава 30. Он и стал прообразом современного кадила. Каждение настолько приятно Богу, что в Ветхом Завете Моисей каждением фимиама остановил гнев Божий на Израиль за непослушание.

После рождения Иисуса Христа волхвы, пришедшие поклониться, принесли в дар золото, ладан и смирну. Ладан был преподнесен Спасителю, символизируя Его как Первосвященника и Бога.

Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
Как объясняет толковый словарь Ожегова: «раздуть кадило» в переносном значении обозначает — развернуть какую-либо деятельность, развернуться.

Каждение

В самые торжественные моменты богослужения совершается каждение. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм. И малым — совершается в алтаре и перед иконостасом. Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы понятно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Реклама

Если священник служит вместе с дьяконом, то дьякон совершает почти все каждения — это одна из главных его обязанностей вместе с чтением специальных молитв (ектений). Поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

Христианское поведение в православной церкви: все, что нужно знать о таинстве венчания

Иконография: с кадилом в руках

  • Святой архидиакон первомученик Стефан, побитый камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года;
  • Святой диакон Лаврентий, пострадавший при императоре Валериане в 258 году;
  • Первый библейский первосвященник Аарон;
  • Святой мученик Закхей, диакон Гадаринский, пострадавший при императоре Диоклетиане (284—305).

Не перепутать!

Кадило и паникадило часто путают, тогда как это разные предметы! Даже великий классик Иван Тургенев оставил ляп в своей повести «Степной король Лир»: «Священник облачился в старую, еле живую ризу; еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле. Молебен начался». Казус фразы в том, что паникадило — это церковная большая люстра или канделябр в храме.

Напомним, ранее новости «Сегодня» писали о том, как правильно ставить свечи и совершать крестное знамение. Пламя свечи символизирует молитвенное обращение к Богу и всем святым. Как бы мы ни наклоняли свечу, ее огонь всегда горит вверх. Так и верующий человек в любой ситуации свои мысли и чувства должен обращать к Богу.

Каннский Михаило-Архангельский храм. Фото www.acor-cannes.fr от 30 ноября 2009 г.

Каннский Михаило-Архангельский храм. Фото www.acor-cannes.fr от 30 ноября 2009 г.

Храм во имя святого Архистратига Божия Михаила в Каннах, с июня 2013 года находится в руках раскольнической юрисдикции РПЦЗ(А)

  • Адрес: Association cultuelle orthodoxe russe Saint-Michel-Archange à Cannes, 40 boulevard Alexandre III — 06400 Cannes, France
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Долгое время Ниццкая церковь являлась единственным русским православным храмом на всем побережье Ривьеры (от французского города Сан-Рафаэль и до итальянской Генуи). Такое неудобство, в особенности для людей недужных, побудило одну из постоянных жительниц города Канны, жену местного землевладельца, Александру Феодоровну Трипе (урожденную Скрипицыну) устроить в 1886 году при своей вилле небольшую церковь, куда время от времени для совершения служб и треб приезжал причт из Ниццы. Более регулярно начали совершаться здесь службы с 1889 года, с приездом в Канны великой княгини Анастасии Михайловны, ее придворным Шверинским причтом. Госпожа Трипе-Скрипицына любезно предложила русской колонии свою церковь, но это небольшое здание, с открытием в нем регулярного совершения богослужений, оказалось не в состоянии вмещать всех желавших помолиться.

Нужда в более обширном храме с каждым годом становилась все ощутительнее. В виду этого духовник великой княгини Анастасии Михайловны протоиерей Григорий Остроумов в 1893 году обратился к проживавшему уже несколько сезонов в Каннах великому князю Михаилу Михаиловичу с просьбой о содействии к построению здесь нового, более обширного храма. Великий князь очень сочувственно отнесся к этому начинанию и много оказал помощи к скорому и успешному его осуществлению. Немедленно под личным его председательством был составлен строительный комитет, некоторые члены которого кроме уже данных ими пожертвований на построение храма, обязались вносить в течение 10 лет каждый ежегодно по 250 франков в обеспечение содержания новоустрояемого храма; а госпожа Трипе-Скрипицына предложила в дар под церковь участок земли в 1,750 кв. метров, расположенный в одном из лучших кварталов города. С благословения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия, протоиереем Остроумовым был начат, среди проживавших в 1894 году в Каннах русских, сбор денежных пожертвований на построение церкви. В два месяца строительный комитет уже располагал суммою в 60,000 франков, почему было решено воспользоваться текущим строительным сезоном и немедленно же приступить к постройке храма. 23 апреля 1894 года была совершена закладка храма во имя святого Архистратига Божия Михаила.

С началом постройки церкви стали поступать в значительной мере и вещевые пожертвования для нее. Так великим князем Михаилом Михаиловичем были пожертвованы массивные сребровызлащенные священные сосуды, такой же напрестольный крест, такое же массивное Евангелие, серебряное кадило, дорогой, ажурной работы, перламутровый запрестольный крест и много других вещей. Великий герцог Мекленбург-Шверинский Фридрих-Франц III пожертвовал дорогие малинового бархата, шитые золотом хоругви; семь прекрасной живописи на кипарисе икон со сребровызлащенной эмалированной лампадой к ним и художественной работы ажурную металлическую с позолотой дверь, отделяющую алтарь от исповедальни. Великий князь Сергий Михайлович пожертвовал металлическую церковную ограду. Князь С. М. Голицын – на главу храма прекрасный, вызлащенный, ажурный крест и две старинной итальянской живописи в чудных кивотах поставные иконы: Спасителя и Божией Матери. Ф.В. и Л.П. Чихачевы – мраморный иконостас и все иконы для него; прекрасную икону-картину, работы знаменитого французского художника Лемотта, изображающую Божию Матерь с Предвечным, благословляющим Младенцем на руках, имеющую в молитвенной позе коленопреклоненных с правой стороны святого равноапостольного князя Владимира, слева – святую великую княгиню Ольгу, окруженных сонмом ангелов. Эта икона, расположенная над горним местом, составляет самое лучшее украшение храма, обращая на себя всеобщее внимание своею художественностью.

Постройку храма вел французский архитектор Нуво, под непосредственным и постоянным наблюдением протоиерея Остроумова. К половине ноября 1894 года был готов храм вместимостью на 400 человек и 22 ноября протоиереем Григорием Остроумовым в сослужении причтов Ниццкого, Ментонского и греческого Марсельского, было совершено торжественное освящение. Городской муниципалитет, в полном составе присутствовавший при освящении, в память этого события преподнес постановление о переименовании бульвара, на котором находится русский храм из «Notre Dame des Pins» в бульвар Александра III, «Boulevard Alexandre III». Со времени возведения храма здание Архангело-Михайловского храма, дома причта и прилегающей к ним территории находилось в пользовании Ассоциации святого архангела Михаила, специально созданной распоряжением Императорского дома для «сохранения имущества Российской империи».

В первые годы русской церковной смуты XX века приход находился в ведении митрополита Евлогия (Георгиевского). После конфликта между митрополитом и настоятелем, отцом Григорием, значительная доля прихода и сам храм вошли в состав Русской Православной Церкви Заграницей. В 1936 года протопресвитер Григорий был возведен в епископа Каннского, и с тех пор храм служил кафедрой Каннских архиереев, когда таковые были назначаемы. В 1980-х годах была проведена первая в истории храма реставрация. Однако, собраных в то время средств хватло лишь на косметический ремонт.

Между 2001 и 2006 годами настоятель, с 1987 года занимающий должность главы приходской Ассоциации епископ Каннский Варнава (Прокофьев), вышел из подчинения Зарубежной Церкви. Затем, в 2006 году, по принесении покаяния, он был вновь принят в лоно Церкви. По его словам, в 2001 году имела место неудавшаяся попытка передать храмовое имущество Константинопольской Православной Церкви, а в 2006 году вокруг храма вновь разгорелся имущественный конфликт. Из приходской ассоциации была исключена группа мирян без созыва общего собрания ассоциации, и в небольшой список членов ассоциации стали вводиться более 90 новых членов, преданных настоятелю епископу Варнаве (Прокофьеву) и его помощнику иеромонаху Серафиму (Баранчикову). Такое обширное внедрение отдельными лицами новых членов не могло не вызывать сомнений в правомерности состава такой ассоциации. Группа исключенных мирян, возглавляемая господами Янсеном и Поповым, начала судебный процесс против епископа Варнавы и иеромонаха Серафима.

К началу 2011 года храм нуждался в срочной реставрации, т. к. грунтовые воды разрушали фундамент, а сезонные дожди наносили непоправимый ущерб его внутреннему убранству. Храм протекал, крипты были близки к затоплению.

6 июня 2013 года суд принял окончательное решение, благоприятствующее группе Янсена-Попова, утвердив их список приходской ассоциации, в котором подавляющее большинство составляют непримиримые противники епископа Варнавы и иеромонаха Серафима. 17 июля того же года под надзором властей и с охраной полиции состоялось общее собрание приходской ассоциации по принятым судом спискам от господ Янсена и Попова, на котором было избрано новое руководство прихода, и в частности, принято решение поменять все замки на приходе. В качестве своей юрисдикционной принадлежности приходская ассоциация, группа Янсена и Попова, избрала раскольническое образование «РПЦЗ(А)», возглавляемое лишенным священного сана Агафангелом (Пашковским). Перед местом проведения собрания несколько десятков верных канонической Церкви православных устроили пикет.

20 августа 2013 года указом первоиерарха РПЦЗ митр. Илариона настоятелем Михаило-Архангельской приходской общины в Каннах назначен свящ. Антоний Одайский, который занялся поиском храма (католического) в Каннах и организацией богослужений приходской общины.

Тем временем приходской дом с квартирами священнослужителей при захваченном раскольниками храме был переделан в гостиничные номера, рекламируемые и бронируемые в интернете. В конце июля, когда в Канны была принесена чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери, руководство захваченного храма отказалось от предложения принять святой образ. Вскоре затем под куполом на колокольне разрушилось основание и купол опасно наклонился, а утром 5 сентября — упал на крышу правого притвора .

Описание

В церкви сохранены мощи святого праведного Симеона Верхотурского и преподобного Серафима Саровского. Здесь хранится форма императора Александра II и его фотография на смертном одре. Каннский храм также знаменит памятными гробницами — здесь похоронены члены русской императорской семьи и князь Петр Ольденбургский.

Настоятели

  • Григорий (Остроумов) (1894 — 1947), архиеп. Каннский
  • Николай Соболев (15 июля 1947 — 20 марта 1963)
  • Игорь Дулгов (1963 — 1987)
  • Варнава (Прокофьев) (1987 — 20 августа 2009), еп. Каннский, в 2001-2006 — в расколе
  • Максим Массалитин (5 ноября 2009 — 8 мая 2011)
  • Михаил Бойков (8 мая 2011 — 2 февраля 2012)
  • Варнава (Прокофьев), 2-й раз (февраль 2012 — 2013), еп. б. Каннский

Настоятели православной общины, изгнанной из храма

  • Антоний Одайский (с 20 августа 2013)

Использованные материалы

  • «Епископ Варнава (Прокофьев) восстановлен в служении», официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, 3 июля 2006:
  • Епископ РПЦЗ просит власти России и патриарха Алексия II вмешаться в конфликт вокруг Архангело-Михайловской церкви в Каннах», 21 декабря 2006:
  • О текущем положении Архангело-Михайловской приходской общины Русской Зарубежной Церкви, официальный сайт РПЦЗ

«Французское античудо», портал Русская народная линия, 11 сентября 2015,