Кадом монастырь

Милостиво-Богородицкий монастырь расположился в самом сердце Кадома, заняв центральный городской квартал. В своей истории он пережил несколько этапов, на каждом из которых его статус неуклонно повышался. Это происходило до 1920-х годов, когда разразилась катастрофа, и богоборцы попытались уничтожить русское монашество. Но обо всём — по порядку. Кадомская женская обитель возникла в последние годы ХVIII столетия по инициативе благочестивых горожан. В 1793 году несколько девиц из купеческих и мещанских семей решили посвятить себя служению Господу. Они стали жить вместе, соблюдая монастырский устав. Одна из них — Елена Филипповна Рожнова — обратилась к игуменье Рязанского Богоявленского монастыря Евгении с просьбой прислать в Кадом послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую, чтобы та обучила девиц правилам иноческой жизни. Просьба эта была исполнена, а в сентябре 1795 года вышло официальное постановление: «Устроить келии для женской общины при Димитриевской соборной церкви, на порожнем месте, на котором прежде был воеводский дом». Организацию женской общины поручили Елене Рожновой, которая возвела келью неподалёку от собора, «на воеводском месте», и собрала общину примерно из десяти девиц.

В 1797 году городские власти обратились к епископу Рязанскому и Зарайскому Симону с просьбой разрешить создание женской обители, заявив, что готовы полностью содержать монастырь, а также «престарелых и увечных купеческих и мещанских девиц и вдов». Рязанская духовная консистория приняла половинчатое решение, выпустив 3 июня 1797 года указ о создании богадельни при кадомской соборной Димитриевской церкви. Первой настоятельницей Кадомской женской обители стала Екатерина Варфоломеевна Горская. Дочь сельского пономаря, она поступила послушницей в Рязанский Богоявленский женский монастырь. В 1794 году Екатерину Варфоломеевну перевели в Кадом, вскоре возложив на неё послушание начальницы местного сестричества. Однако душа Горской стремилась в стены родной рязанской обители. Чтобы разрешить свои сомнения, ей потребовался совет духовно зрелого человека. В это время в Саровской пустыни уже подвизался старец Серафим, о которой разносилась молва как о необыкновенном прозорливце. Екатерина Варфоломеевна пришла в Саровскую обитель, чтобы послушать его советы и наставления. Преподобный Серафим благословил её жить в Кадоме и устраивать женскую обитель, сказав при этом, что Царица Небесная поможет ей, а новая обитель прославится в будущем. Сомнения оставили Екатерину Варфоломеевну — с тех пор она постоянно, вплоть до своей смерти в 1840 году, подвизалась в Кадоме. Духовно окормляли кадомских сестёр и другие старцы из Саровской пустыни — игумен Назарий (Кондратьев) и иеромонах Иларион (Здобин), духовник Саровского монастыря.

Сохранилась переписка, которую старцы вели с матушкой Екатериной. Игумен Назарий руководил духовной жизнью сестёр Кадомской богадельни. Он известен тем, что, в своё время вводил в Валаамском монастыре правила иноческого общежития по образцу устава Саровской обители. За несколько недель до смерти отец Назарий благословил матушку Екатерину Варфоломеевну обращаться за советами к его ученику отцу Илариону. Иеромонах Иларион, по утверждению современников, больше других потрудился над устройством монашеской жизни в Кадомской женской общине. Со временем сёстры приобрели участок земли площадью 43 сотки с находящимися на нём строениями и на этом месте построили несколько келий. Уже через три года число сестёр в обители увеличилось до тридцати с лишним человек. Одни насельницы пряли и ткали, другие — красили пряжу и одежду. Некоторые отделывали фольгою образа, шили золотом, занимались шитьём простых одежд и белья, своими неустанными трудами обеспечивая существование общины. Без перерыва, день и ночь, читалась неусыпаемая Псалтирь, с поминовением отошедших в мир иной благодетелей и родственников. Не имея собственной церкви, молились в соборном храме, вместе с мирянами, что конечно же, доставляло монахиням определённые неудобства. Специально для сестёр в 1801 году в Димитриевской соборной церкви был устроен придел во имя великомученицы Екатерины, сохранившийся поныне.

Под духовным руководством саровских старцев сёстры Кадомской богадельни преуспевали в иночестве. Из монастырского синодика видно, что первые из них тайно приняли иноческий постриг и умерли монахинями. Постепенно созревала мысль о создании на месте богадельни полноценного женского монастыря. Однако злой навет городского протоиерея Феоктиста Петрова не дал осуществиться благочестивым планам первой настоятельницы. Екатерину Варфоломеевну Горскую на посту начальницы Кадомской женской общины сменила Акилина Алексеевна Волкова (1786-1858). Матушка Акилина значительно расширила обитель: приобрела несколько участков с домами, выстроила каменный храм в честь Божией Матери «Милостивая» и возвела ещё девять корпусов для сестёр, один из которых — каменный, двухэтажный, крытый железом. Важно, что к этому времени богадельня купила для себя около 400 десятин земли. Очень помогла ей проживавшая рядом с нею поручица Феодосья Михайловна Богданова, в 1820 году прописавшая в завещании сёстрам свой дом с надворными постройками. Эта усадьба понадобилась сестричеству для постройки храма. В 1849 году с разрешения императора Николая I Святейший Синод определил переименовать богадельню в Кадомскую женскую общину. Так был сделан шаг к учреждению в Кадоме женского монастыря. В это время число сестёр в общине достигало ста двадцати пяти человек. Внутренняя её жизнь протекала по-прежнему — по уставу Саровской пустыни, но при этом стали зримо проявляться внешние признаки монастырского уклада. В 1850 году епархиальное начальство разрешило сёстрам носить рясофор, а ещё через год у общины появилась собственная печать.

В 1852 году утверждается проект на постройку каменного храма в честь Милостивой иконы Божией Матери, с двумя пристройками — для больницы и для богадельни. Это посвящение для монастырского храма выбрали потому, что «милостивое соизволение» императора Николая I переименовать богадельню в общину датировалось 12 ноября, то есть днём празднества этой иконы. Уже в 1856 году строительство храма в честь Милостивой иконы Божией Матери завершили — и это, заметим, несмотря на чрезвычайную бедность общины. Одновременно сёстры хлопотали о перестройке зданий в обители и расширений недвижимой собственности, чтобы можно было рассчитывать на получение статуса полноценного монастыря. Появились благотворители, благодаря которым удалось приобрести около 500 десятин земли и леса, а также построить двухэтажный каменный корпус для сестёр и возвести каменную ограду вокруг обители. Третьей настоятельницей Кадомской женской обители стала игуменья Магдалина (в миру Мария Петровна Машкова), родом из дворян Тамбовской губернии. В 1858 году сёстры общим голосованием избрали её своей начальницей. Матушка Магдалина открыла в 1868 году в стенах монастыря женское училище для девочек-сирот из семей священнослужителей, а вскоре, 18 мая 1868 года, Кадомская женская община была преобразована в общежительный Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. Открытие монастыря состоялось 17 августа того же года.

С каждым годом улучшались условия жизни, во владении монастыря находилось до 570 десятин земли. Количество сестёр достигало в последней четверти ХIХ века двухсот человек. В монастырском училище обучались уже двадцать пять девочек. Тринадцать из них — «вольноприходящие», из разных сословий, а остальные двенадцать — сироты, жившие в здании училища на полном монастырском обеспечении. В дальнейшем, до 1920 года, монастырём управляли ещё три настоятельницы: матушка Агния, Филарета и Рафаила. Стараниями этих игумений было создано Аниковское монастырское поместье, расположенное в 4 км от Кадома; организовано Беловское подворье с огородом, расположенное в 3 км от Кадома; построены второй каменный двухэтажный жилой корпус и ещё один каменный храм. Перед Первой мировой войной обитель располагала собственной библиотекой и обширным архивом, владела 622 десятинами земли. Насельниц насчитывалось около трёхсот шестидесяти.

Весной 1920 года Кадомский женский монастырь был закрыт и разорён, его святыни — осквернены или уничтожены богоборческой властью. Монахинь изгнали с монастырской территории, а в зданиях обители разместились различные лавки, предприятия, конторы, учебные заведения. В храме в честь иконы Божией Матери «Милостивая» устроили зернохранилище: в святом месте застучали веялки, загромыхали телеги с зерном, раздалась пьяная ругань грузчиков. Позже власти едва не устроили в церкви свиноферму, но передумали, остановившись на техникуме. В 1930-х годах церковь обезглавили, лишив её куполов и сбросив колокола. Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» превратили в склад райпотребсоюза. Теперь он стоит обветшавший, с прохудившейся крышей и ободранными стенами, а на его стенах и сводах проглядывают сквозь копоть чудесные лики святых. Третий монастырский храм, деревянный, и вовсе был снесён с лица земли.

Только через семьдесят с лишним лет, в 1997 году, вновь пришли сюда монахини, задавшиеся целью возродить Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь. С осени 2005 года обителью управляет молодая монахиня Евгения (в миру — Мария Валентиновна Свиридовская). Она была принята в сестричество в июне 2005 года, а уже через четыре месяца архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил пострижение послушницы в рясофор и назначил её настоятельницей обители. К 2007 году стараниями настоятельницы выполнен капитальный ремонт корпуса для проживания насельниц и паломников. Отремонтирована часть храма, построена теплица, баня и гараж, строится монастырское подворье. Большой вклад в возрождение монастыря внёс его духовник архимандрит Афанасий (Культинов). Отец Афанасий — личность незаурядная и широко известная в православном мире, к нему за советом ежедневно приезжают сотни людей со всех концов страны. Батюшка говорит: «Есть предание, что здесь преподобному Серафиму явилась Матерь Божия и благословила Кадом. И в наши дни Царица Небесная помогает нам. Обетований о том, что монастырь будет возрастать, много. Если кадомская обитель возродится духовно, то возродится и сам Кадом…».

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск №100, ООО «Де Агостини», 2010

В 1824 году, по завещанию С. М. Богдановой, был передан ее дом с усадьбой и постройками. В 1849 году переименована в женскую общину. Иноческая жизнь организовывалась согласно уставу Саровской пустыни. Первоначально богослужения проходили в Димитриевском храме.
В 1852-1856 годах был построен летний каменный храм во имя иконы Божией Матери Милостивой , который был освящен в 1857 году. Позже, по проекту архитектора Четверикова, к нему были пристроены приделы: с южной стороны, в русско-византийском стиле, во имя Преображения Господня; с северной — во имя преподобного Сергия Радонежского. Храм со стенными росписями. В южной части возвели колокольню .
В 1858 году была сооружена каменная ограда, затем построен второй и третий храмы. Во второй половине XIX века появились двухэтажный каменный корпус, хозяйственные постройки. А в 1868 году монастырь получил новое название, с этого момента он упоминается как Кадомский женский Милостиво-Богородицкий монастырь.
Главной святыней монастыря являлась икона Божией Матери «Милостивая» – образ византийского письма «в сребропозлащенной ризе», украшенной разноцветными каменьями и жемчугом. Другая чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была дарована монастырю в 1820 году благотворительницей Феодосией Михайловной Богдановой. Эту икону особенно почитал преподобный старец Серафим Саровский; неоднократно он присылал для нее масло и свечи. В 1870 году при игумении Магдалине для образа была сделана украшенная каменьями серебряная риза.
Еще одной святыней Кадомской обители была сохранившаяся и поныне икона святого великомученика Пантелеимона. На обратной стороне ее находится надпись, свидетельствующая, что образ был написан для Кадомской обители в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, «по усердию монахинь Виталии и Евфросинии… в благодатную помощь и заступление всем, с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеимону и умильно молящимся…»
Весной 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря безбожной властью. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около четырехсот человек) выселили. Имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли ценная монастырская библиотека и архив. Были утеряны иконы «Милостивая», «Неувядаемый Цвет», особо почитаемая храмовая Казанская икона из Никиткинской церкви. Уничтожили зимний храм и храм на Никиткинской даче. В других церквях и прочих зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.
Возрождение Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря началось по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1997 году.
31 августа 1997 года был освящен северный придел храма иконы Божией Матери «Милостивая» – в честь преподобного Сергия Радонежского. Эта дата считается днем возрождения монастыря.
В 2003 году для Кадомской обители был написан и освящен на Кипре список «Милостивой» (Киккской) иконы Божией Матери. Каждое воскресенье перед Божественной литургией перед этой иконой поется Параклисис с акафистом Божией Матери, совершаемый в монастыре по завету преподобного Серафима Саровского. 24 июля 2004 года в честь преподобного Серафима был освящен южный придел Милостиво-Богородицкого храма, а 24 декабря того же года состоялось освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Милостивая».

04.30 Отправление Меленки (магазин «Русь»)

Посещение Милостиво-Богородицкого женского монастыря.
Божественная Литургия. Исповедь и причастие (по желанию).
Поклонение святыням монастыря: чудотворной иконе Божьей Матери «Киккская» (Милостивая), иконе Богоматери «Цвет неувядаемый», Боголюбской иконе Божьей Матери и многим другим святыням.
Беседа с батюшкой Афанасием.
Обед в монастырской трапезной (добровольное пожертвование)

Отец Афанасий — настоятель Милостиво-Богородицкого женского монастыря, известный и духовно опытный наставник, к которому за помощью и советом едут люди не только из России. Чтобы исцелиться от болезней, как телесных, так и душевных, получить мудрые советы, почувствовать любовь, покой исходящие от него, написать записочки, чтобы он помолился, ибо молитвы его сильны!

По его молитвам Господь исцеляет, дарует деток супружеским парам.

Каждый из нас в личной беседе задавал отцу Афанасию вопросы о наболевшем и просил его молитвенной помощи.

Духовными учителями и примером для батюшки были прозорливые старцы 20 века отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит отец Алипий – наместник Псково-Печерской лавры, его рукоположение в священство почтили своим присутствием будущий Святейший патриарх Кирилл.

Время возвращения зависит от времени приема у отца Афанасия

Милостиво-Богородицкий Кадомский женский монастырь
Под Милостивым Покровом

К 20-летию возрождения Милостиво-Богородицкого Кадомского женского монастыря Рязанской области публикуем статью об истории и современной жизни обители.

Основание Кадомской женской обители было положено в последних годах XVIII столетия. В 1793 году при соборной Димитриевской церкви города Кадома собралось десять девиц во главе с Еленой Филипповной Рожновой. Они договорились жить вместе, соблюдая монастырский устав, и обратились к игумении Рязанского Богоявленского женского монастыря с просьбой отпустить к ним для начальствования послушницу Екатерину Варфоломеевну Горскую. 3 июня 1797 года указом из Рязанской духовной консистории сестрам разрешено было устроить женскую богадельню. Духовной жизнью насельниц руководили саровские старцы: прп. Назарий (1735–1809), прп. Серафим (1754/9–1833) и иеромонах Иларион (1771–1841).
К 1849 году в Кадомской богадельне собралось до ста двадцати пяти сестер. 12 ноября 1849 года определением Святейшего Синода она была переименована в женскую общину и принята под покровительство духовного и гражданского начальства. Жизнь общины строилась по Саровскому уставу.
В 1856 году на доброхотные пожертвования для общины был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Через год он был освящен епископом Тамбовским и Шацким Макарием (Булгаковым; впоследствии митрополитом Московским и Коломенским). В 1860 году храм был расширен по проекту архитектора А.С. Четверикова, выполненному в русско-византийском стиле. С южной стороны пристроили придел Преображения Господня, с северной – преподобного Сергия Радонежского.
Тогда же была построена двухпрестольная домовая теплая деревянная церковь с позолоченными резными иконостасами. 4 августа 1861 года епископ Тамбовский и Шацкий Феофан (Говоров) – будущий святитель Феофан Затворник – освятил престолы в честь Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и пророка Божия Илии. Служба в этом храме совершалась в зимнее время.
В двенадцати верстах от Кадома, в деревне Никиткине, была устроена сельскохозяйственная дача общины, на которую сестры выезжали в летнее время для земледельческих работ. В 1866 году на Никиткинской даче по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия II (Шаповаленко) был возведен деревянный двухэтажный пятикупольный храм с двумя престолами: внизу – Казанской иконы Божией Матери, наверху – преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
К 1868 году в общине было уже около двухсот сестер. 25 февраля 1868 года при ней открыли женское училище с воспитательным заведением для девочек-сирот духовного звания.
18 мая 1868 года с Высочайшего соизволения Кадомская община была преобразована в общежительный женский Милостиво-Богородицкий монастырь. Торжественное открытие монастыря состоялось 17 августа 1868 года. К праздничному богослужению было приглашено духовенство всех семи кадомских церквей.
Монастырь до революции.jpg
В 1882 году на доброхотные пожертвования в монастыре был выстроен еще один каменный храм. Главный престол был освящен в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый придел в честь Архистратига Божия Михаила, а левый – апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Главной святыней монастыря являлась икона Божией Матери «Милостивая» – образ византийского письма «в сребропозлащенной ризе», украшенной разноцветными каменьями и жемчугом. Другая чтимая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет» была дарована монастырю в 1820 году благотворительницей Феодосией Михайловной Богдановой. Эту икону особенно почитал преподобный старец Серафим Саровский; неоднократно он присылал для нее масло и свечи. В 1870 году при игумении Магдалине для образа была сделана украшенная каменьями серебряная риза.
Еще одной святыней Кадомской обители была сохранившаяся и поныне икона святого великомученика Пантелеимона. На обратной стороне ее находится надпись, свидетельствующая, что образ был написан для Кадомской обители в Русском Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, «по усердию монахинь Виталии и Евфросинии… в благодатную помощь и заступление всем, с верою и усердием прибегающим к св. Пантелеимону и умильно молящимся…»
Перед революцией Кадомский монастырь был обширной обителью с тремястами шестьюдесятью пятью насельницами, с крепким монашеским устроением и небогатым, но налаженным хозяйством.
Весной 1920 года началось целенаправленное разрушение монастыря безбожной властью. Священников, монахинь и детей-сирот (всего около четырехсот человек) выселили. Имущество национализировали, частично уничтожили. Погибли ценная монастырская библиотека и архив. Были утеряны иконы «Милостивая», «Неувядаемый Цвет», особо почитаемая храмовая Казанская икона из Никиткинской церкви. Уничтожили зимний храм и храм на Никиткинской даче. В других церквях и прочих зданиях монастыря разместились различные хозяйственные предприятия, конторы, учебные заведения.
Насельницы разошлись кто куда, большинство были подвергнуты гонениям, претерпели тюрьмы и ссылки. Одна из сестер – преподобномученица Анастасия (Камаева) – прославлена в лике новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Преподобномученица Анастасия (в миру Анастасия Леонтьевна Камаева) родилась в 1879 году в мордовской бедной крестьянской семье, в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинский район Мордовии). После закрытия Кадомского монастыря Анастасия вернулась в родное село, где поселилась вдвоем с сестрой. Занимаясь крестьянским трудом, она сохраняла строго монашеский образ жизни. Будущей преподобномученице было поручено руководство церковным советом; особенной ее заботой стало попечение о благоукрашении храма и обо всем необходимом для богослужения.

В 1937 году монахиню Анастасию арестовали как члена «контрреволюционной церковно-монархической группы» и обвинили «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Матушка виновной себя не признала. 10 августа 1937 года она была расстреляна по приговору «тройки» при НКВД МАССР.

1.JPGВ 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви монахиня Анастасия (Камаева) была прославлена в лике святых новомучеников Российских. Память ее совершается 10 августа (н. ст.). В Кадомском монастыре особенно почитается память преподобномученицы Анастасии. Каждый вторник в 16.00 в монастырском храме ей служится молебен. В этом году исполнилось восемьдесят лет со дня кончины святой. 10 августа в монастыре торжественно отметили память его постриженицы. Одна из сестер обители носит в монашеском постриге имя преподобномученицы Анастасии.
Возрождение Милостиво-Богородицкого Кадомского монастыря началось по благословению архиепископа Рязанского и Касимовского Симона в 1997 году. Огромный вклад в восстановление монастыря и возрождение его духовной жизни внес духовник сестер архимандрит Афанасий (Культинов), который и по сей день несет свое послушание в обители Пресвятой Богородицы.
31 августа 1997 года был освящен северный придел храма иконы Божией Матери «Милостивая» – в честь преподобного Сергия Радонежского. Эта дата считается днем возрождения монастыря.

Икона Божией Матери Милостивая.JPGПостепенно собирались сестры, налаживалась монастырская жизнь, восстанавливались утерянные традиции. В 2003 году для Кадомской обители был написан и освящен на Кипре список «Милостивой» (Киккской) иконы Божией Матери. Каждое воскресенье перед Божественной литургией перед этой иконой поется Параклисис с акафистом Божией Матери, совершаемый в монастыре по завету преподобного Серафима Саровского. 24 июля 2004 года в честь преподобного Серафима был освящен южный придел Милостиво-Богородицкого храма, а 24 декабря того же года состоялось освящение главного престола в честь иконы Божией Матери «Милостивая».
Из дореволюционных святынь Кадомской обители сохранился чтимый афонский образ великомученика Пантелеимона – он и ныне пребывает в монастыре. В обители есть частица мощей великомученика, а также частицы мощей многих других угодников Божиих.

Сейчас в возрожденной Милостиво-Богородицкой обители подвизается шестнадцать насельниц во главе с игуменией Иустиной (Свиряевой).

День сестер начинается с общего молитвенного правила. В 6.00 утра в храме совершается полунощница, читаются утренние молитвы и помянник. Заканчивается правило пением тропаря, кондака и величания Божией Матери перед Киккской иконой.

Кадомский - матушка.JPGЕжедневно в обители совершается полный суточный круг богослужения. Церковное богослужение является важнейшей частью монастырской жизни, поэтому участие в нем обязательно.
В 21.00 в храме читается вечернее правило. В него входят три канона, молитвы на сон грядущий, пение стихир Кресту и молитв Пресвятой Богородице.
Каждая сестра по благословению духовника имеет дополнительное правило. Оно включает в себя определенное количество Иисусовых молитв, молитв Богородице, чтение Евангелия, Псалтири, Житий святых. Сестрами обители также читается Неусыпаемая Псалтирь. В кельях сестры живут по двое, а мантийные монахини – по одной.
Насельницы Кадомской обители несут послушания в храме, в трапезной, на скотном дворе и огороде, пекут просфоры, льют свечи. Послушания, которые не требуют особых навыков и умения, меняются. При монастыре действует воскресная школа для детей, где трудятся сестры и сотрудники монастыря. Обитель имеет несколько постоянных сотрудников.
Желающие поступить в Кадомский Милостиво-Богородицкий монастырь зачисляются в него по благословению правящего архиерея после прохождения испытательного срока.

Кадомский - панорамный вид.JPG

Фото

31 августа 2017

Социальные сети

Короткая ссылка:

скопировано