Кафедральный собор в минске

пл. Свободы, 9

Находится на Площади Свободы, 9

Иезуитский костел, XIX в, 19 К
Слева от костела дом губернатора.

Костел являлся главным элементом сформировавшегося на протяжении XVI — XVIII веков ансамбля иезуитского коллегиума — опорного пункта католического ордена иезуитов.

В Минске иезуиты появились в 1654 г. Их резиденция находилась в усадьбе богатого мещанина Егора Гегера, купленной смоленским епископом И. Сангушко за 8000 злотых и подаренной ордену иезуитов (располагалась на месте дома № 1 по улице Революционной). Усадьбу окружала высокая каменная стена с несколькими брамами, во дворе находились старый деревянный дом, конюшня, пивоварня, амбар и другие хозяйственные постройки.

Наиболее выразительным сооружением всей усадьбы был жилой дом — небольшой каменный двухэтажный дворец, обращенный фасадом на площадь, накрытый высокой вальмовой крышей, над которой возвышались три железных позолоченных флюгера, изображавших Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Был еще один флюгер, «над ганком» в виде сказочной феи Мелузины*, играющей на лютне.

*Мелюзина — фея из кельтских и средневековых легенд, дух свежей воды в святых источниках и реках. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже (ср. русалка), иногда с двумя хвостами. Выходит замуж за смертного, поставив ему условием, чтобы он никогда не видел её в зверином обличье. Когда он застает ее в таком виде, бросает его.

По второму этажу проходила крытая галерея с балясами. На первом этаже, перекрытом сводами, находились жилые комнаты, кухня и кладовая. Внутренняя лестница вела на второй этаж, где так же были жилые помещения и столовая. Потолки в доме были расписаны. Печи голландского типа, выложенные белыми и зелеными изразцами, и камины образовывали довольно сложную систему отопления. Во всех комнатах стояла резная мебель. Жилой дом, как и все остальные постройки усадьбы, был накрыт гонтом. Позже иезуиты перестроили его под жилье для ксендзов и небольшой костел, упоминающийся в дневнике П.Толстого.

В 1678 г. они купили соседний каменный дом, который был приспособлен под сакристию костела, а в 1683 г. специальным решением Варшавского сейма за коллегиумом был закреплен ряд фундушей.

Получив поддержку местной магнатской верхушки, иезуиты начинают создавать единый монументально-архитектурный комплекс. В 1699 г. они построили двухэтажное каменное здание иезуитской школы (ныне музыкальная школа, лощадьп Свободы,7). Рядом было начато строительство костела Иисуса, Марии и святой Барбары.

История формирования этого ансамбля подробно описана в «Хронике Минской коллегии». Закладка фундамента нового храма состоялась в торжественной обстановке в 1700 г. Дальнейшему строительству мешал расположенный рядом жилой дом. В 1703 г. иезуитам удалось его приобрести, после чего работы пошли быстрее. В 1705 г. храм был перекрыт сводами, над ними возведена крыша, а в 1708 г. закончена основная отделка интерьера. Рядом с еще неоконченным главным фасадом была установлена деревянная звонница, перенесенная из старого храма.

16 марта 1710 г. новый костел был освящен виленским епископом. Но еще довольно долго продолжалась его достройка и отделка: в 1720 г. сооружается сакристия (особое помещение в католическом храме для хранения принадлежностей культа), в 1722 г. — каплица святого Фелициана фундации Завишей (не случайно Иезуитский костел имел и второе название — костел святого Фелициана). Тогда же в ней и был погребен один из основных жертвователей — минский воевода Кристоф Завиша (1666 — 1721), автор широко известных мемуаров.

В1732 г. завершается строительство двух башен, «…одна из которых колокольным звоном созывает народ, другая… будет показывать часы и дни, чтобы было известно всякое время». В 1751 г. костел был перекрыт новой голландской черепицей.

Последним этапом формирования ансамбля стало сооружение нового здания самого коллегиума. Известно, что минская резиденция была возведена в ранг коллегии в 1713 г. В 1733 г. обрушилась его деревянная часть, примыкавшая к костелу, и началась коренная реконструкция здания коллегиума. Почти полностью законченное здание сильно пострадало во время пожара 1738 г. К нему со стороны Койдановской улицы в 1745 — 1746 гг. было пристроено трехэтажное крыло, где разместились трапезная, кухня и другие службы.
Наконец, в 1747 г. строительство здания коллегиума было завершено, а рядом с костелом в 1749 г. построено помещение для аптеки с лабораторией.

Коллегиум иезуитов, реконструкция 18 К
Коллегиум иезуитов. Реконструкция по материалам Денисова В.Н., архитектор Д.Бубновский — .

Первое упоминание о башне-звонице коллегиума относится к 1738 г., а в 1739 г. башня была окончательно построена.

После пожара 1797 г. основные здания коллегиума были реконструированы. Это подтверждается чертежами, сделанными в 1797 — 1800 гг. архитектором Ф. Крамером.

Монастырский комплекс был расположен на юго-западной стороне площади и практически формировал весь фронт ее застройки. Он был самым выразительным и представительным на площади Высокого рынка.

Высокая площадь, 16 К
Высокая площадь. Литография по рисунку Б. Ловерня. 1840 г. Государственный музей БССР — .

В планировочной структуре ансамбля центральное место занимал иезуитский костел, который представлял собой трехнефное двухбашенное здание с двумя каплицами (Троицкой и Фелициановской) по обеим сторонам. Сам костел был отодвинут в глубину за линию застройки, благодаря чему перед ним был образован небольшой курдонер (парадный двор). В глубоких полуциркульных нишах башен размещались деревянные резные скульптуры святых Петра и Павла, а фронтон украшала фигура Марии с младенцем. На башнях было установлено четыре колокола, каждый из которых имел свое название — «Казимир», «Тадеуш», «Фелициан» и «Якоб». «Якоб» был самым большим, он весил 350 пудов (5600 кг).

Богато и пышно был расписан костел внутри: своды оформлены орнаментальной живописью, стены расписаны сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром Антошевским. Привлекали внимание пилястры с характерными чертами барокко с двенадцатью резными деревянными фигурами апостолов. В храме находилось большое количество полотен XVII — XVIII вв., среди которых были работы Ш. Чеховича и И. Олешкевича. Поверхность сводов в конце XVIII в. была оформлена орнаментальной живописью, а тимпаны (внутренние поля фронтонов) сводов заполнены сюжетными композициями, выполненными в технике фрески художником Казимиром (Антоном) Антошевским.

Самым оригинальным, самым замечательным достижением архитектуры в XVIII веке в Минске являлся именно ансамбль иезуитского комплекса. Раскрытая композиция построек, единым фронтом развернувшихся вдоль западной стороны площади, существенно отличала его от других монастырей, находившихся на площади (все они имели замкнутую структуру с внутренним закрытым двориком). За костелом в глубине квартала на землях, принадлежавших этому ордену, располагались огороды, хозяйственные постройки.

В XVII — начале XVIII века вся система образования в Минске находилась в руках иезуитов. Начиная с 1682 года они преподают в своей школе риторику, поэзию, синтаксис и грамматику. Позднее в курс обучения вводятся теология, древнееврейский язык, этика, математика, физика, логика и метафизика. Сохранились сведения о существовании при коллегиуме школьного театра, первые представления которого известны с 1692 г.

После упразднения ордена иезуитов и в связи с реформой просвещения на территории Речи Посполитой иезуитская школа в 1773 г. была преобразована в светскую шестиклассную школу. В конце XVIII века в здании школы размещается и находится здесь до 1917 года резиденция губернатора. А школа, переименованная в дворянское училище, в 1799 г. была переведена в корпус мужского базилианского монастыря.

С 1799 г. в здании бывшего коллегиума иезуитов находились присутственные места, а с 1852 по 1917 г. — казенная палата.

Бывший костел иезуитов. Вид после пожара. Конец XIX в. Гравюра Боярского. Журнал «Tygodnik Powszechny» 1881 года, Польша.

В 1820 — 1822 гг. в доме минского губернатора часто бывал и работал в его библиотеке декабрист Н. Муравьев. Он в эти годы начал писать первый вариант своей конституции, которая вошла в историю под названием «Минский вариант».

С 1820 г. это был Мариинский кафедральный собор.

В 50-е годы XIX века весь архитектурный комплекс подвергся серьезным перестройкам, причем дом губернатора лишился декора XVIII в., а башня-звоница коллегиума была переделана под пожарную каланчу.

Печать Мариинского кафедрального костела, которой пользовались в начале ХХ века. Фото предоставлено Алексеем Адамовичем.

После Октябрьской революции и образования БССР коллегиум стал местом расположения первых правительственных органов республики. В помещении бывшего дома губернатора, получившего название 1-го Дома Советов, в 1919 году разместились Временное Рабоче — Крестьянское Советское правительство Белоруссии, Центральное Бюро КП(б) Белоруссии, Президиум Минского городского исполкома, а позднее — ЦИК БССР, Совнарком республики и Наркомат по иностранным делам. Здесь работали А.Г. Червяков, А.Ф. Мясников, Д.Ф. Жилунович, А.С. Славинский и др.

Майсей Сьляпян. Менская гарадская вежа, да 1928/ Сучаснае беларускае мастацтва. — Менск, 1929. Источник: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2915530472007624&set=gm.1238627469807289&type=3&theater&ifg=1

В годы Великой Отечественной войны архитектурный комплекс иезуитов был частично поврежден. После войны была проведена консервация памятника и объявлен конкурс на лучший проект реставрации башни-звоницы коллегиума.

Костел после войны, 23 К
Разрушенный во время Великой Отечественной войны комплекс бывшего коллегиума иезуитов. Фото 1950 г. (ЦГ АКФФД БССР) — .

Здание костела в 1951 г. реконструируется под Дом физкультуры (архитектор Н. Дроздов, в нем находилось ДСО «Спартак»): меняется главный фасад, интерьер, но почти не меняется алтарная часть, уходящая в глубь квартала. Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (пл. Свободы, 11).

Меняется главный фасад костела
Вот и не стало костела
Чуть позже исчезнет и башня
Здание ДСО
Здание ДСО «Спартак». Фото 1950-х-

Своеобразный старинный колорит хорошо просматривается на следующем снимке, сделанном со двора дома в середине 1970-х.

Вид на костел со двора, 10 К
Вид со стороны апсиды, со двора —

Тогда же был разобран корпус бывшего коллегиума, а на его месте построен жилой дом (площадь Свободы, 11). В 1968 году полностью перестраивается дом губернатора. Здесь сейчас находится музыкальная школа.

Фото 1985 г на южную часть площади, 21 К
Вид на бывший коллегиум иезуитов. Фото Чайко И.Г., 1985 г.

Только в последнее время храм был взят под охрану как памятник архитектуры и передан верующим. В настоящее время костел приобрел прежний вид.

Мариинский кафедральный собор, 18 К
Мариинский кафедральный собор. Фото 2003 г. —
У галоўным каталіцкім касьцёле Прысьвятой Панны Марыі.
У галоўным каталіцкім касьцёле Прысьвятой Панны Марыі. Фота Валерыя Інюткіна, Пасха 05.04.2015.
Вид со двора, 14 К
Вид со двора по улице Революционной. Фото Воложинского В.Г., 2003 г.
Вид со двора, 34 К
Вид со двора. Фото Воложинского В.Г., 2003 г.
Снято с ул. Немиги, июнь 2008 г. Фото Воложинского В.Г.

Кажется, сама природа подсказала, что на месте Свято-Духова храма должна находиться святыня. В христианской традиции принято возводить церкви и монастыри на самой высокой точке той или иной местности. Минский собор как раз и стоит на холме, который возвышается над Свислочью близ впадения в неё Немиги (ныне заключённой в трубу). Это место издавна считалось особым, светлым. Когда здесь построили первый храм — доподлинно неизвестно. Первые документальные сведения касаются местного Космодемьянского православного монастыря, и датируются они концом ХVI века. В 1596 году состоялось подписание Брестской унии. Многие белорусы отказались отречься от веры предков — в том числе и насельники Космодемьянской обители. И в начале ХVII века православный монастырь насильно превратили в униатский. Насаждение католичества в Белоруссии между тем продолжилось. Минских магнатов перестал устраивать даже греко-католический монастырь — ведь он всё равно напоминал о православном прошлом города. Поэтому решили, что на смену униатской обители непременно должна явиться католическая, «польская». Как повествовали польские костельные визиты (инвентарные описи), в 1633 году на месте Космодемьянской православной обители начали строить женский монастырь католического ордена бернардинок. Средства на его возведение выделил Александр Служка, в разные годы занимавший посты воеводы минского, новогрудского и трокского.

Предположительно, здание костёла и монастырские стены воздвигли к 1642 году. Примерно тогда же с северной стороны храма появился П-образный корпус; кроме того, Служка подарил насельницам новой обители имение Гатово вместе с четырьмя прилегающими к нему деревнями. В 1654-1667 годах Русское государство и Речь Посполитая находились в состоянии войны, причём часть боевых действий развернулась на территории Белоруссии. В результате обитель бернардинок сильно повредили. По всей вероятности, на её восстановление потребовался не один год. В 1686 году две воюющие державы заключили «вечный мир», по которому Россия признавала власть поляков над Белоруссией. И уже спустя год обновлённую католическую обитель освятил виленский епископ Николай Слупский. В 1741 году обитель практически полностью уничтожил пожар, после этого её ремонтировали и перестраивали. В 1793 году Россия и Пруссия совершили Второй раздел Речи Посполитой. В состав Российской империи тогда вошли Вильна, Минск и большая часть современной территории Белоруссии. Минский монастырь бернардинок пока никто закрывать не собирался. Его положение не поколебал даже 1812 год, когда местные католики с энтузиазмом поддержали Наполеона, вторгшегося в пределы России. Бернардинский монастырь без особых потерь пережил и это тяжёлое время. Император Александр I даровал прощение местной шляхте и католическому монашеству, рукоплескавшим захватчикам. Трудно сказать, сколько бы ещё в центре Минска просуществовала католическая обитель, если бы не дальнейшие события. В 1830-1831 годах многие дворяне, жившие в Белоруссии, присоединились к польскому восстанию, из-за чего — по усмирении края с помощью регулярных войск — лишились своих имений и отправились по этапу в Сибирь. После этого правительство Николая I ужесточило свою линию в религиозном вопросе. В 1839 году произошла отмена Брестской унии, и белорусским униатам было предложено вернуться в лоно православия. Но монастырь бернардинок и на этот раз устоял. Однако в 1848-1849 годах, когда польские отряды присоединились к восставшим венграм, для подавления которых Николай I ввёл в Австрию русскую армию, терпение Петербурга иссякло.

В 1852 году католический монастырь перевели из Минска в заштатный Несвиж. Всё имущество, кроме одного колокола, бернардинки забрали с собой. Бывший монастырский костёл решено было превратить в православную церковь — это была тогда обычная практика в Западных областях Российской империи. Кардинально менять внешний вид храма не стали — он сохранил двухбашенный вид костёла. В 1860 году церковь освятили во имя святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Своим приходом новый православный храм не обзавёлся. В 1860-х годах основной его паствой являлись учащиеся духовной семинарии, размещённые в соседних монастырских корпусах (семинарию переместили сюда из Слуцка). Состояние храма некоторое время оставалось не самым лучшим — до тех пор пока в 1869 году епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) не добился выделения из казны 13 тысяч рублей для приведения церкви в порядок. Деньги пошли на ремонт храма и устройство в нём нового иконостаса. 4 января (16 января) 1870 года в прежней католической обители открыли православный мужской монастырь. Его братию составили монахи Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В мае 1870 года Святейший Синод постановил впредь именовать новую обитель Свято-Духовой. А бывший костёл стал её соборным храмом. 22 октября 1870 года его освятили в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

На рубеже ХIХ-ХХ веков Свято-Духова церковь почиталась минчанами, но всё же оставалась «лишь храмом при весьма бедном монастыре». В первые десятилетия советской власти её подвергли поруганию. Возрождение наступило только в годы немецкой оккупации, по окончании которой церковь обрела высокий статус кафедрального собора. Для неё наступили новые времена. Здание Свято-Духова собора в своё время строилось для католического монастыря ордена бернардинок. Потому он не очень похож на привычный нам православный храм. Собор представляет трёхнефную базилику, являющуюся «базовой» для белорусских католических и униатских церквей. Западный фасад завершают две многоярусные башни, оформленные пилястрами, арочными нишами и пролётами. Фронтон между ними напоминает щит с криволинейным контуром. В облике собора сочетаются два направления барокко. Одно из них — сарматское, распространившееся на территории Великого княжества Литовского в ХVII — начале ХVIII века. Как отмечает белорусский искусствовед Т. Габрусь, этому направлению свойственны «выразительная массивная пластика форм» и сочетание элементов Ренессанса, готики и романского стиля. Внешний вид таких храмов подчёркнуто строг, декор не отличается пышностью. При перестройке собора использовали элементы виленского барокко — стиля более лёгкого и пышного. Он стал популярным в середине ХVIII века — особенно в среде грекокатоликов. А поскольку на белорусской земле преобладали именно униаты, их предпочтения повлияли на сугубо «католических» зодчих. По своим размерам храм очень невелик, что становится особенно хорошо заметно, если взглянуть на него с востока. Но это вовсе не недостатки, подобная «скромность» добавляет ему уютности и камерности. На алтарной апсиде помещён образ «Сошествие Святого Духа на апостолов». Особенностью Свято-Духова храма является обилие мозаик. Высоко над парадным входом помещён большой мозаичный образ «Богоматерь Оранта». Главный (западный) вход в храм украшен несколькими мозаиками, сообщающими ему необходимую торжественность. Над козырьком — мозаичная икона Святой Троицы, по сторонам — образы Архангела Гавриила и Архангела Михаила. Основное помещение собора отделяет от западного входа достаточно большой притвор. Здесь можно увидеть многочисленные картины на библейские сюжеты, а также Распятие. Непосредственно над входом в главный храм — лик Спасителя.

До сих пор сохраняются и следы польского прошлого. Так, на стене нельзя не заметить Ченстоховского образа Божией Матери, самого почитаемого в Польше (в том числе православными). Пространство храма делится на три нефа шестью колоннами. Средний неф, в соответствии с традициями католического церковного зодчества, существенно шире и выше других, он завершается пятигранной апсидой. Форма окон и многочисленные витражи также напоминают о католическом прошлом собора. Освещается храм, помимо естественного света из многочисленных окон, с помощью десятка огромных паникадил. При всех признаках «польского» духа очевидно, что перед нами именно православный храм. Со стены на прихожан «смотрит» образ преподобного Иова Почаевского. Пройдя ближе к алтарю, мы увидим Казанскую икону Божией Матери, изображения святой равноапостольной княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского. Алтарь оформлен в голубых тонах, за ним можно увидеть мозаичные образы синих и белых тонов; слева — чудотворная Минская икона образ Божией Матери. В северной части собора почивают мощи святой праведной Софии Слуцкой. Над входом располагаются хоры. К особенностям внутреннего убранства Свято-Духова храма относится обилие резных образов. Это и славянский просветитель Кирилл, держащий в руках азбуку (рядом с ним ангелы), и креститель Руси святой равноапостольный князь Владимир, и апостолы Пётр и Павел. Южный придел, освящённый во имя святых братьев Кирилла и Мефодия, сегодня играет роль крестильного храма. Его внутреннее убранство скромнее, нежели убранство главной церкви Святого Духа и придела святой Варвары. В 1968 году в южном приделе был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери, а в северной части храма установили раку с мощами святой праведной Софии Слуцкой. Уже более полувека Свято-Духов кафедральный собор остаётся главным храмом Белоруссии. Одновременно он является одной из архитектурных доминант Минска.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №95, 2014 г.

ул. Кирилла и Мефодия, 3
Кафедральный собор, 25 К
Вид с проспекта Машерова. 1964 г. Фото Иванова Н.А.

Здание собора было построено в 1633-1642 гг. в качестве храма католического монастыря бернардинок. Каменный монастырский комплекс был построен в 1652 г. По данным инвентарной описи 1784 г., почти на этом месте, но несколько в сторону бывшей Космодемьяновской (Козьмодемьяновской) улицы находился православный Космодемьяновский монастырь, который в начале ХYII в был насильственно обращен в униатский.

Космодемьяновская улица некогда шла почти параллельно нынешней улице Кирилла и Мефодия (бывшая Бакунина) и спускалась вниз от Соборной площади (пл. Свободы) к нижнему рынку (пл. 8 Марта).

В 1741 г. бернардинский монастырь пострадал от пожара, после которого подвергся реконструкции. В 1852 г. монастырь был упразднен и переведен в Несвиж. С 1860 г. прежний костел стал православным храмом. Здание не раз перестраивалось. С северо-востока к храму прилегает П-образный двухэтажный корпус. В 1870 г. храм после ремонта был освещен во имя Святого Духа, и в том же году при нем открыли мужской православный монастырь, просуществовавший до 1922 г.

Кафедральный собор, 23 К
Вид собора в начале ХХ века.

После подавления национально-освободительного восстания в 1863 г. в монастыре содержалась большая группа повстанцев, среди которых была дочь В. Дунина-Марцинкевича Камила.

Теперь Свято-Духовая церковь — Кафедральный собор Минска. В иконостасе есть целый ряд замечательных икон Московской академической школы. Но самая ценная реликвия — чудотворная икона Божией Матери, обретенная минчанами в 1500 г. и именуемая Минской.

История этого дивного образа восходит к евангельским временам. По преданию, в числе многих других написал ее святой апостол и евангелист Лука. На протяжении многих столетий она находилась в Византии. Более тысячи лет назад, накануне Крещения Руси, список с нее привез на свою родину святой равноапостольный князь Владимир и установил его в возведенной в X веке Десятинной церкви. Пять столетий эта икона находилась в Киеве. В XY в. во время татарского нашествия на Киев икону бросил в Днепр татарин, сняв с нее украшения.

Икона Божией Матери, 14 К
икона Божией Матери

Но икона Божией Матери уцелела и через некоторое время явилась в Минске на реке Свислочь против замка, где по «необыкновенному сиянию примеченная жителями города 13 августа 1500 г. была взята и поставлена в замковой Рождества-Богородичной церкви и находилась в ней 116 лет» (в Нижнем замке Минска, в Соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы). С 1616 г. икона находилась в униатской церкви Святого Духа, входящей в комплекс базилианского мужского монастыря (с конца XYIII в — Петропавловский православный кафедральный собор). С 20-х годов ХХ в икона хранилась в музее до передачи ее в нынешний кафедральный собор Святого Духа. (Во время войны икона находилась в Петропавловском соборе).

В честь явления иконы Божией Матери в нашем городе ежегодно происходит торжественное служение и Божественная литургия во главе с Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси*.

18 июля 2014 г. в газете «Советская Белоруссия» («СБ — Беларусь сегодня») опубликована статья журналиста Виктора Корбута «Елены прекрасный дар», открывающая новые факты об иконе Божией Матери Минской. Ниже она приводится полностью с разрешения автора.

Елены прекрасный дар

Историку — если это настоящий исследователь — нужно докопаться до истины любой ценой. Но не любыми средствами, а только строго следуя букве архивного документа. Юрий Микульский — один из таких ученых. Он работает в архивах Беларуси, Польши, России и находит новые факты о прошлом. Плодом его трудов стали многие открытия. Одно из интереснейших — новые факты об иконе Божией Матери Минской, которая ныне хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе.
Энциклопедии в унисон твердят, что главная православная святыня Беларуси написана в I веке евангелистом Лукой. Потом икона находилась в Византии, Херсонесе (ныне в пределах Севастополя). Оттуда ее привез в Киев князь Владимир, креститель Руси. Во время нашествия татар реликвия пропала: захватчик сорвал с образа богатый оклад, а доску бросил в Днепр. По рекам — через Березину и Свислочь — икона приплыла в Минск (тогда Менеск). 13 августа 1500 года ее перенесли в собор, стоявший в замке (территория между проспектом Победителей и Свислочью).
Красивая легенда. Что в ней правда, а что вымысел? Разберемся.
В 1992 году икону исследовали реставраторы. Под слоем краски XVII века обнаружили более древнюю живопись — не позднее XV века.
А теперь перенесемся в XVIII столетие. Ксендз греко—католического (униатского) ордена базилиан Игнатий Стебельский опубликовал в 1781 году труд, в котором утверждал, что икона хранилась сначала в киевской Десятинной церкви, «установленная там святым самодержцем русских земель Владимиром I Святославовичем». Стебельский поведал о татарине, бросившем образ в воду, после чего «икона то ли по воде, то ли против воды чудесным образом, или ангелами была перенесена в Минск, на реке Свислочи перед замком явилась и, будучи замеченной благодаря исходящей из себя святости, жителями города из воды извлечена и в замковую церковь 13 августа 1500 года внесена». По словам Стебельского, в день Святого Луки 18 октября 1616 года образ был помещен в храме при монастыре Святого Духа (сейчас в этом здании, сооруженном в 1630—е годы из камня, разрушенном в 1936—м и восстановленном в 2011—м, концертный зал «Верхний город»).
Как выяснил Юрий Микульский, Стебельский информацию черпал из архива минских базилиан и из труда немецкого иезуита XVII века Вильгельма Гумпенберга. У Гумпенберга, в свою очередь, был информатор в Литве и Белой Руси — виленский иезуит, историк Альберт Виюк—Коялович.
Микульский обратил внимание, что ранее XVII века легенда о минской реликвии не встречается, зато стали известны не менее интересные факты:
— В документе 1597 года из Российского государственного исторического архива упоминается икона, находившаяся тогда в минском замковом соборе Рождества Пречистой Богородицы, — образ, «которы надала славное и святое памети королевое Олена».
Олена — это Елена, дочь великого князя московского Ивана III и византийской принцессы Софии Палеолог. С 1495 года — жена великого князя литовского и польского короля Александра Ягеллончика. Личность незаурядная. В то время между литовским и московским княжествами шли войны. Брак Елены с Александром должен был положить конец вражде.
В Минске Елена бывала неоднократно. Микульский отмечает факт: из Москвы княгиня привезла в Литву и Белую Русь много ценностей, которые дарила местным храмам и монастырям. Может, минская икона — одна из таких? Заметьте, как близки даты: явления иконы на Свислочи — 1500 год и один из приездов Елены — 1502—й.
Главное — на протяжении XVI века минчане знали, кто и когда принес образ в город. Уже в то время он был широко почитаем. Микульский обнаружил в архивных источниках факты о ранее неизвестных чудесах иконы. В частности, ей приписывалась победа литовско—белорусского войска над татарами под Клецком в 1506 году.
В XVII веке реликвия была отобрана у православных греко—католиками (униатами), они распространили о ней красивую легенду и поместили в свой соборный храм — Святого Духа. Возможно, предполагает Микульский, легенда должна была перекрыть собой реальную историю, связанную с именем московской княгини, защитницы православной веры в Великом княжестве Литовском. При этом попытка связать историю образа с Киевом должна была придать Минску новый статус — своего рода преемника «матери городов русских». Это также не случайно: униаты, как это ни парадоксально, считали себя наследниками православной традиции, «русской» церковью.
Так что вполне может быть, что в истории иконы могут отображаться некие идеологические баталии Средневековья.
В 1793 году Минск вошел в состав Российской империи. В 1795—м униатскую церковь Святого Духа переосвятили в православный кафедральный собор во имя Святых апостолов Петра и Павла. Икона вновь стала главной православной реликвией. К ней прикладывался в 1914 году царь Николай II, посещая Минск. В 1936 году собор взорвали. Но образ Матери Божией уцелел и хранился до 1941 года в историческом музее. Тогда его сотрудник Габриель Виер отреставрировал святыню, которая перешла в церковь Святой Екатерины (ныне Святых Петра и Павла) на Немиге. С 1945—го хранится в Свято—Духовом кафедральном соборе (бывшем костеле Благовещения Пресвятой Девы Марии).
Факт в том, что Богородица с XVI века являлась покровительницей Минска для верующих всех христианских конфессий: она изображена на дарованном в то время гербе города, остающемся символом столицы Беларуси и в наши дни. К концу года на улице Зыбицкой планируют установить скульптурную композицию «Обретение иконы Божией Матери Минской».
Кстати
Больше подробностей необычной истории явления образа Божией Матери Минской, тайну происхождения так называемого «пояса Витовта», расшифровку настенных надписей полоцкого Спасо—Преображенского храма и другие материалы о прошлом земель Древней Руси и Великого княжества Литовского вы узнаете из сборника «Беларуская даўнiна», который вышел в Минске благодаря сотрудничеству белорусских исследователей Юрия Микульского, Олега Лицкевича, Инны Калечиц, Ростислава Борового, Игоря Марзалюка и российского ученого Александра Филюшкина.

Советская Белоруссия № 134 (24517). Пятница 18 июля 2014 года. http://www.sb.by/post/167288/
Автор публикации: Виктор КОРБУТ

В Чижовке построен храм в честь Иконы Божией Матери «Минской».

Кафедральный собор, 16 К
Вид на собор с пл. 8 Марта. Середина 1960-х. Фото Иванова Н.А.

Другой святыней храма являются нетленные мощи святой благоверной Софии Слуцкой, внучки Анастасии Слуцкой, про подвиги которой не так давно был снят фильм. Её нетленное тело можно увидеть в боковой нише слева от алтаря.

4,5 К
Икона Софии Слуцкой

Читайте также Легенду о Софии Слуцкой.

Кафедральный собор, 14 К
Вид собора в конце 1970-х годов.
Кафедральный собор, 12 К
Реставрация собора в конце ХХ века.

Так выглядит Кафедральный Собор в настоящее время (2002 г.).

Кафедральный собор, 18 К
2002 г. Фото Воложинского В.Г.
Праваслаўныя вернікі ў чарзе з вербачкамі у галоўны храм - Сьвята-Духаў кафедральны сабор
Праваслаўныя вернікі ў чарзе з вербачкамі у галоўны храм — Сьвята-Духаў кафедральны сабор. 05.04.2015 Фота Валерыя Інюткіна

Кафедральный собор – один из самых знаменитых храмов Минска

Свято-Духов собор в Минске — святыня, прошедшая сквозь века и сохранившая свой неповторимый облик. Ежегодно сюда съезжается не только множество любознательных туристов, осматривающих достопримечательность во время обзорной экскурсии по Минску, но и истинных верующих, ведь в Минский собор Святого Духа ведет множество паломнических и религиозных туров.

Свято-Духов собор в Минске прошел путь от католицизма до православия

История храма берет свое начало с XVII столетия, когда здесь было построено здание женского бернардинского монастыря. Впрочем, простояло оно так не очень долго: уже в первой половине XVIII века храм был серьезно разрушен, а еще позднее, в 1852 году, упразднен.

Столь удивительной красоты сооружение пустовало недолго. Здесь был основан уже православный храм с позднейшим присоединением двухэтажного сооружения, где располагался мужской монастырь. Современное название храм приобрел уже в 1961 году, с тех пор именуясь Кафедральным собором Сошествия Святого Духа. В 1991 году было произведено Всенощное бдение патриархом Алексием II, в результате чего в храме было официально разрешено проводить Божественную литургию.

Интересно, что какое-то время здание храма не использовалось непосредственно по назначению. Так, здесь располагалась пересыльная тюрьма, государственный архив и даже спортивный зал. К счастью, все это не повлияло на внешнее и внутреннее состояние собора.

Архитектурный облик Кафедрального собора Святого Духа в Минске

Как и большинство построенных в то время зданий, Кафедральный собор в Минске был выполнен в соответствии с барочным архитектурным стилем.

Базилика имеет две высокие башни с несколькими ярусами, на верхнем из которых находятся изящные арочные пролеты. Башни украшены пилястрами и другими типичными для барокко элементами. Между башнями расположен щит с криволинейным контуром.

Что касается внутреннего убранства, то все помещение разделено на три нефа. Это обеспечивается не глухими стенами, а шестью массивными колоннами.

Святыни Свято-Духова кафедрального собора в Минске

Пожалуй, самой знаменитой святынью собора Святого Духа в Минске является икона Божьей Матери, хранящаяся в Минске с 1500 года. С ней связана довольно занимательная легенда, согласно которой сперва икона хранилась в Киеве, привезенная туда князем Владимиром еще в X столетии из походов по Византии, а затем ее выбросили в воды Днепра татары во время своего нашествия. И 31 августа 1500 года минчане выловили ее из устья Свислочи, после чего в начале XX столетия она попала в храм. Согласно некоторым источникам, автором столь удивительного произведения церковного искусства является евангелист Лука, который изобразил Божью Матерь с младенцем на руках. Икона отличается точностью деталей и использованием насыщенных темных тонов.

Помимо иконы Божьей Матери, в Кафедральном соборе хранятся также мощи Софии Слуцкой, внучки знаменитой Анастасии, и мощи Великомученицы Варвары.

Обязательно посетите Свято-Духов собор вместе с экскурсией!

Только профессиональный экскурсовод с удовольствием посвятит Вас в тайны строительства и истории собора Святого Духа в Минске. Вместе с ним Вы увидите все достопримечательности Минска и пройдете по его улицам, узнавая много нового о столице Беларуси. Наши обзорные экскурсии по Минску позволят Вам увидеть город в ином свете:

  • тур по вечернему Минску познакомит с красотой города в предзакатный час,
  • индивидуальная экскурсия с частным гидом позволит насладиться красотой Минска, не завися от группы других туристов.

Сегодня собор Святого Духа служит своего рода духовной жемчужиной центральной части Минска. Прогуливаясь по Немиге, волей-неволей любуешься прекрасно сохранившимся зданием, имеющим столь удивительную историю и вобравшим в себя столько святынь. И определенно стоит хотя бы раз посетить собор во время проведения регулярных богослужений.