Как благодарить?

Как поблагодарить человека? Ответ заложен в самом вопросе: сказать «благодарю». Вы сделали мне что-то хорошее, я в ответ отдаю, дарю благо, выражаю свои самые добрые чувства. Однако в современном русском языке больше принята другая форма: «спасибо». Если разобраться в происхождении этого слова, то его употребление покажется не таким уж вежливым.

Этимология

«Спасибо» — это «спаси Бог». Из-за частого употребления два слова слились в одно. Согласно законам русской фонетике, положение на конце слова для любого звука – слабое. Гласные в нем редуцируются (произносятся короче), звонкие согласные оглушаются и отпадают. Именно это произошло с «г» и получилось «спасибо».

Стоит вспомнить устойчивые выражения и пословицы с этим словом. Почти все они несут отрицательные коннотации (воспринимаются негативно): в карман не положишь, работать за «спасибо». Все потому, что изначально у него была совсем другая окраска. В ответ на что-то хорошее – «Спаси Бог», оно же «Упаси Господи!». Подобный ответ считался даже хамским.

Это примерно то же самое, как если бы вы пришли в магазин, набрали продуктов, а расплатиться доверили высшим силам. Это не благодарность, это пренебрежение.

Становится понятен и распространенный ответ – «Не за что». В таком случае он интерпретируется примерно как «За что ты меня так?».

У слова «благодарю» коннотации однозначно положительные.

Традиции словоупотребления

Отметим, что в классической литературе XVIII-XIX веков вы практически не встретите «спасибо». Герои говорят «благодарю», «благодарствую». Вплоть до начала прошлого века именно такая форма выражения признательности была самой распространенной и приемлемой.

Впрочем, все это изыскания из области истории и этимологии слов. В современном этикете прописаны совершенно другие правила, слово утратило свой негативный оттенок. На него никто не обидится. Задеть человека скорее можно, ничего ему не сказав. А потому вы можете и не принимать во внимание все сказанное выше и благодарить так, как вам удобнее. Можно прибегнуть и к другим фразам: «Вы так любезны», «Это мило с вашей стороны» и т.д.

Другая сторона молитвы — благодарение. И Священное Писание, и Предание — особенно предание литургическое — призывает нас к постоянному благодарению. Это то, чему мы должны научиться сейчас — потому что благодарить мы будем во веки веков. Как поют ангелы и святые в Книге Откровения, «благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков!» (Откр.7:12)

Идея вечно рассыпаться в благодарностях кажется неверующим людям отталкивающей и смешной; иногда они не могут точно сформулировать почему, но она как-то напрягает. Нас часто напрягает и необходимость благодарить наших ближних здесь, на земле. Почему?

Потому что в падшем мире люди часто ведут себя как в обезьяньей стае, постоянно выясняя, кто находится на ступеньку выше в неформальной иерархии. И даже благодарность превращается элемент этих обезьяньих игр — поблагодарить, значит поставить себя на ступеньку ниже, признать себя получателем милости, а значит кем-то зависимым и слабым. Бывает, что благодеяния превращаются в средство манипулирования — «теперь ты мне по гроб жизни должен!», и поэтому люди неохотно признают свой нравственный долг. Это особенно проявляется, когда уровень доверия между людьми низок — и они склонны видеть в милости какой-то подвох.

В лучшем случае благодарность — это что-то из области этикета, вежливости, приятная, но не обязательная часть жизни. «Спасибо в карман не положишь».

Но в действительности благодарение — это сущность жизни; благодарение вводит нас в правильные отношения с реальностью, реальностью Бога и реальностью других людей.

Творец и Владыка мироздания не ищет превознестись над нами — это было бы крайне смешно и помыслить. Он хочет, наоборот, поднять нас к Себе. И благодарение открывает наши глаза на реальность Его любви и заботы.

Как-то давно я смотрел фильм, названия которого уже не припомню. Там был пожилой композитор, который получил признание и известность, он жил в прекрасном доме, за ним самоотверженно ухаживала его дочь, которая окружала его невероятной заботой и любовью — но он был все время уныл, гневен и недоволен. Кофе было то слишком горячим, то слишком холодным, плед на кресле все время положен не так, омлет приготовлен недостаточно тщательно… Он был окружен самой теплой и трогательной любовью, но был при этом глубоко несчастен, потому что не видел эту любовь в упор — ни любовь человеческую, ни любовь Божию.

Бог хочет сделать нас счастливыми — а в вечности безмерно счастливыми. Но нельзя сделать счастливым человека, неспособного к благодарности; это не только несправедливо, это просто невозможно.- Чтобы возрадоваться раю, мы должны обрести открытое, смиренное и благодарное сердце; способность видеть любовь Бога и людей, и признавать эту любовь — «спасибо, я благодарен».

И мы должны научиться видеть эту любовь здесь и сейчас. Мы, христиане, верим в промысел — в то, что Бог правит своим творением, и направляет его к предназначенным им целям. Вся это невероятно сложная система, включающая в себя галактики и туманности, снег и туман, гравитацию и магнетизм, солнце и дождь, людей и животных, управляется Богом — причем управляется в деталях. Как говорит Господь Иисус, «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без Отца вашего» (Матф.10:29) Действительно, ни одна снежинка не падает на землю без промысла Божия. Этот же промысел простирается на все события нашей жизни — малые и большие.

Есть известная фраза «хлеб, который ты ел сегодня утром, Бог готовил всю ночь». На самом деле, гораздо дольше, и этот хлеб прошел через многие руки, и попал на стол трудами многих людей — Бог устроил все это, чтобы ты мог позавтракать. Это не просто кусок хлеба с маслом — это послание Его любви и заботы. На этом ноздреватом прямоугольнике написано: «Я люблю тебя и забочусь о тебе».

Благодарение все принимает как дар; все, что мы имеем, все, чем мы пользуемся, все, чему мы радуемся, есть дар, проявление любви. Вкус пищи, свет дня, запах цветка, звуки музыки — все говорит о Его любви, заботе, и той великой и невыразимой радости, которую Он нам готовит.

В молитве мы обращаемся к Богу и говорим — да, мы верим, мы благодарны.

Все, что у нас есть, получено от Бога. Он наделяет нас способностями к труду, чтобы бы соучаствовали в Его заботе о творении; посылает нам воздух, воду и пищу; само наше существование — дар Его любви. Благодарение признает это — да, мы окружены любовью и заботой, и мы благодарим за это.

Однако это сознание — у меня нет ничего своего, все есть только дар Божий — обнажает наше недоверие Богу; мы чувствуем себя уязвимыми. Среди людей ужасно оказаться полностью зависящим от чьей-то милости; люди часто отказывают в ней друг другу. Но на Бога мы можем положиться; да, у нас нет ничего, кроме Его любви и милости; но это самая прочная, надежная и несомненная вещь во всем мироздании. Мы благодарим Его за радость в благополучии и за утешение в скорби; но более всего мы благодарим за дар вечной жизни, который Бог уготовал нам в Иисусе Христе. Как говорится в Анафоре (литургической молитве) Святого Иоанна Златоуста, «Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас»

Мы видим, как далеко простерлась любовь Бога к каждому из нас — Он облекся в плоть, была распят и погребен за нас, неблагодарных и злонравных. Он даровал нам Царство. Мы признаем это и возносим благодарность — «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15)

О благодарности и о том, в чем суть христианских взаимоотношений между людьми, наша беседа с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.

— Владыка, в нашей редакционной почте есть несколько вопросов о благодарности. Вот один из них: «С одной стороны, это нормально, когда ты благодаришь человека, оказавшего тебе услугу или предложившего помощь. Но, с другой стороны, полезно ли это для того, кого благодарят?».

— Честно говоря, этот вопрос звучит для меня странно. Благодарность — это абсолютно естественное человеческое чувство. И думать о том, что наша благодарность может повредить кому-то, совершенно неправильно. У всякого нормального человека это должно быть буквально на кончике языка: слова благодарности нужно говорить сразу же. Любому, кто чем-то тебе помог, что-то доброе сделал для тебя, пусть даже добросовестно выполнил свои профессиональные обязанности, будь это врач, учитель, милиционер — кто угодно.

— А как относиться к подаркам, стоит ли их дарить — тем же врачам, учителям? Можно ли так благодарить? Ведь иногда это можно истолковать как коррупционную составляющую… Поэтому, я знаю, многих людей волнует этот вопрос.

— Я говорил о благодарности словесной. Но если имеются в виду подарки, то здесь достаточно тонкая грань. Например, на первое сентября дети идут в школу с цветами — это «коррупционная составляющая»? Или человеку сделали тяжелую операцию, он выздоровел, пришел к врачу и принес, скажем, коробку конфет или что-то другое? Если врач не заставлял пациента, ничего от него не требовал, не ставил условий? Я думаю, что если есть желание и какие-то возможности, это вполне можно сделать. Но, конечно, когда у человека требуют «благодарности», подарков или денег —это коррупция. Вот к этому надо относиться совершенно безжалостно.

— Следующий вопрос — уже со стороны того, кто эту благодарность принимает. Марина спрашивает: «По-христиански ли ожидать благодарности? Почему-то задевает, когда не благодарят и воспринимают твою помощь как должное…».

— Абсолютно не по-христиански ожидать благодарности и обижаться на то, что ее нет. Вообще, суть христианства можно выразить в нескольких словах: я должен всем всё, мне никто ничего не должен. Вот смысл наших христианских взаимоотношений с людьми. Я должен всё — отдавать всего себя, свое время, свои силы, свое здоровье, свою любовь, свое внимание. Но я ни от кого этого не требую. Я радуюсь, когда что-то получаю, благодарю Бога, благодарю тех людей, которые сделали мне добро. Но ни от кого, никогда, ничего не требую и не ожидаю.

Прежде всего — общаться по-доброму

— Еще один вопрос о взаимоотношениях с людьми. «Надо ли поздравлять человека неверующего, но крещеного, с нашими христианскими праздниками? Например, моя свекровь не всегда на это реагирует доброжелательно, и мне бывает неприятно. Фотиния».

— Даже через «неприятно» можно поздравить с праздником, скажем, на Рождество, на Троицу, на день ангела. Но делать это надо максимально по-доброму, искренне, с улыбкой. Надо пробовать. Тут очень многое зависит вообще от отношений в семье. Иногда бывает так, что, с чем бы ты ни поздравил, что бы ни сказал, это воспринимается в штыки. Но тут виноват не праздник, не христианство, а какие-то другие вещи. Здесь надо подумать, как отношения со свекровью сделать более близкими, добрыми, семейными.

— Спасибо, Владыка. Еще к нам пришли вопросы как бы в продолжение тех тем, которые мы затрагивали недавно. Один из них касается отношений крестных и крестников. Свою ситуацию подробно описывает Мария: «Уважаемый Владыка! Десять лет назад мои друзья пригласили меня в крестные к своему сыну. Они не были людьми воцерковленными, но какая-то тяга к Богу у них наблюдалась. И мне они сказали: «Хотим, чтобы ты реально помогла нашему сыну прийти к вере». Я была так счастлива! Но идет время. Родители моего крестника не проявляют никакого желания, чтобы их сын воцерковлялся, и сами в Церковь не идут. Я прихожу к ним в гости, общаюсь с мальчиком, но заговорить с ним о вере у меня не получается: я чувствую, что никто здесь этого не ждет, и понимаю, что могу вызвать раздражение. Когда я подарила мальчику на день рождения «Детскую Библию», мама сказала ему: «Тетя Маша тебе сказки подарила с картинками». Единственное, что я делаю беспрепятственно — молюсь, чтобы мой крестник пришел все же к вере и Церкви. Как Вы считаете: есть ли в описанной ситуации моя вина, за которую я буду отвечать на Страшном Суде? Может быть, я должна махнуть рукой на нормы общения, прийти и решительно заговорить с ребенком о Христе, потребовать от его родителей прихода в Церковь? Но вряд ли я могу воздействовать на ребенка вопреки воле его родителей. Как же мне быть?»

— В письме уважаемой Марии я бы отметил некую повышенную щепетильность. Мне кажется, надо просто продолжать по-доброму общаться с крестником и его родителями, все же делая иногда попытки говорить с ними о Боге, о Церкви. Хотя, конечно, не так, как она пишет: «плюнуть на все нормы, махнуть рукой на приличия»… Надо пытаться — но спокойно, мягко, без крайностей: «всё или ничего!». Надо исполнять свой долг крестной, а дальше — как пойдет. Если при таком отношении родители не захотят продолжать общение, вины крестной здесь не будет. И потом, пройдет время, мальчик вырастет, и, может быть, общение с ним станет более близким, уже без участия родителей. Вполне возможно, что крестной удастся что-то донести до его сознания, до его сердца. К сожалению, подобные ситуации сегодня часто встречаются. Хорошо, что Мария переживает об этом и не оставляет своих усилий.

Нельзя требовать от духовника чуда

— И еще вопрос в продолжение темы старчества. Сейчас лето, сезон отпусков — время, когда многие люди ездят в паломничество. С этим связан вопрос Галины: «Многие мои знакомые хотели ли бы попасть к старцу: у кого-то большие проблемы в семье, у кого-то тяжелые болезни. Хочется получить совет и чтобы кто-то помолился за тебя сильной молитвой. Как таким людям получить помощь? И как отличить настоящего старца от ненастоящего?».

— Прежде всего, я хочу повторить, что я не сторонник поездок к старцам, тем более организованными группами. Старчество — это особое служение в монастыре, старец — это духовник монашествующих, братии или сестер. Ну а поскольку наши монастыри часто посещают паломники, то к старцам иногда обращаются и люди обычные, мирские. Это давняя традиция, ее расцвет пришелся на вторую половину XIX века, когда вошло в силу оптинское старчество.

Действительно, многие люди хотят обратиться к старцу как к человеку духовно опытному, который может дать совет и научить молиться. Но там, где есть некое массовое движение, часто возникают и всякого рода легенды, преувеличения, слухи. Особенно это характерно для нашего времени всеобщей коммерциализации. И сегодня есть люди, которые, пропагандируя «старчество» и организуя поездки к «старцам», просто воспитывают потребителей для своего бизнеса. Хорошо, если они действительно возят паломников к каким-то опытным людям в монастырях. Надо только иметь в виду, что нашим монастырям (за исключением нескольких, таких как Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиева, Почаевская Лавры) в среднем около двадцати лет. Это совершенно недостаточный срок для того, чтобы там воспитались такие светильники духа, какими были преподобные старцы оптинские, или валаамские, или Зосимовой пустыни до революции. Одно это уже должно вызывать осторожность. К сожалению, и некоторые монашествующие ведутся на этот спрос, начинают подыгрывать и выдумывать какие-то «особые чинопоследования», которых на самом деле нет, или они упоминались только в старинных требниках…

Как людям получить помощь? Любой священник, законно рукоположенный, может помочь духовно ищущему человеку. Обычный приходской священник может и исповедовать, и дать совет, и помолиться. Потому что на каждом священнике почивает дар Божественной благодати, о которой во время хиротонии говорится, что она «немощная врачует и оскудевающее восполняет». То есть Божественная благодать преображает обычного человека в священника, который имеет власть «вязать и решить», полученную им от апостолов и их преемников.

Вообще, общение человека с духовником — неважно, приходской это священник или какой-то известный старец из монастыря,— не имеет ничего общего с тем, как это бывает в таких поездках. Например, человек приехал с группой экскурсантов, его помазали маслицем, дали просфорочку,— и он поехал домой, думая, что он что-то от этого получил. Но это даже не профанация — это очень неприятный обман, в котором лучше не участвовать.

Другое дело, если вам известен, допустим, по рекомендации священника или близких людей, духовно опытный человек, и вы хотите к нему приехать, пообщаться, исповедоваться. Пожалуйста, поезжайте — но без всяких завышенных ожиданий, без надежд на то, что «он что-то мне сделает, и все в моей жизни вмиг изменится: я стану довольным, счастливым, богатым и т.д.». Нельзя требовать от духовника чуда — тем более чуда на потоке, «на конвейере». Но ведь именно этого и ожидают те, кто ездит к старцам группами, автобусами: «Вот мы приехали к старцу, и он сейчас каждому из нас скажет что-то прозорливое». То есть мы требуем чуда, повторенного сорок раз. А там еще один автобус стоит, и вчера было три автобуса, и завтра будет еще пять… Это не имеет никакого отношения ни к христианству, ни к духовной жизни, и стремиться к этому не надо.

— А как отличить настоящего старца от ненастоящего?

— Наверное, самый точный критерий — если вы назовете человека старцем, а он вас выгонит. Это говорит о его здравом смысле. Отец Кирилл (Павлов), которого без всякого преувеличения можно назвать старцем последних времен, никогда не соглашался с таким наименованием и говорил: «Старики у нас есть, а старцев нет». И это абсолютно правильно. Потому что не может человек в здравом уме и в правильном духовном устроении сказать о себе: «Я старец». А от того, кто так себя представляет, надо бежать без оглядки.

— Может быть, тогда лучше просто ехать к святыне?

— Да, это замечательно. Есть много дивных мест, посещение которых, правильно организованное с духовной точки зрения, дает человеку как бы заряд внутренней силы — для того чтобы жить, подвизаться, нести свой крест с терпением. Посещение места подвига святых, подвижников благочестия, пусть даже живших десятилетия и столетия назад, очень благотворно действует на человеческую душу.

ВИДЕО

Благодарность всегда приятна тем, кто сделал добро. Следуя трем важным правилам, вы сможете поблагодарить людей правильно и привлечь больше удачи для себя.

Следование нижеописанным правилам поможет вам изменить судьбу и очистить карму. Это не так уж и сложно, если делать все правильно. Отвечая добром на добро, человек притягивает к себе удачу и становится счастливее.

Почему важно правильно благодарить

В мире все должно пребывать в гармонии. Один из важнейших законов Вселенной гласит, что любое добро нужно возвращать. Если ничего не делать, баланс восстановится самостоятельно, но лучше не дожидаться этого момента, ведь правильно выразить благодарность довольно просто.

Благодарность привлекает к вам удачу. Дело в том, что Вселенная старается наполнить вашу жизнь позитивом, если вы действительно в нем нуждаетесь. Когда вы отдаете человеку частичку добра взамен на его поступок, вы тем самым даете мирозданию понять, что вы тоже что-то сделали, не остались в стороне. Когда вы отдаете часть позитивной энергии человеку, вы стремитесь к гармонии.

pic

В большинстве случаев те, кто не благодарит, остаются ни с чем, потому что Вселенная перестает помогать им.

В мире все работает по зеркальному принципу — ответом на безразличие будет безразличие. Позитивная обратная связь с вашей стороны порождает только позитив. Это важнейший закон Вселенной.

Мысленная благодарность

Первое правило гласит, что благодарность должна исходить от самого сердца. Важно действительно хотеть сказать «спасибо», а не просто машинально сотрясать воздух. Космос воспримет ваши слова только в том случае, если они искренни.

Если вы чувствуете, что вам не хочется говорить слова благодарности, хотя повод есть, постарайтесь настроиться на эту волну. Можно сменить объект, на который будет направлена ваша позитивная энергия. Поблагодарите не человека, который вам не нравится, а Вселенную, Бога, судьбу.

Очень хорошая методика — дневник благодарности. Специалисты советуют записывать как минимум десять поступков или ситуаций, за которые вы хотите сказать спасибо миру или человеку, группе людей. Составив свой список, вечером попробуйте перечитать его и еще раз мысленно поблагодарить человека или судьбу. Совсем не обязательно, чтобы кто-то находился рядом с вами. Ваши позитивные потоки дойдут до адресата в любом случае.

Правильные слова

Второе правило касается самих слов благодарности. Если вы говорите их правильно и используете верные формулировки, то ваша энергетика успешно обменивается позитивом с тем, кто делает добро.

«Спасибо» — это не всегда благодарность. По-настоящему важным словом является «благодарю». Оно означает, что вы «дарите благо», то есть возвращаете его назад. В этом и заключается суть добра — оно должно циркулировать, не должно застаиваться.

pic

Еще лучше, если вы скажете человеку, за что именно вы говорите ему спасибо. Это может выглядеть странно, но иногда в неформальной обстановке можно сказать: «Благодарю тебя за то, что ты мне помог», «Прими мою благодарность за поддержку».

Правильные жесты

Третье правило касается языка тела. Специалисты сайта dailyhoro.ru отмечают, что важно показывать человеку благодарность и невербально.

Во-первых, нужно быть всегда повернутым к человеку лицом, смотреть ему в глаза. Во-вторых, не следует прятать руки. Мы всегда что-то берем или отдаем руками, поэтому старайтесь держать их перед собой. Попробуйте во время слов благодарности слегка вытянуть руку ладонью вверх, если человек вам мало знаком. Если вы знакомы достаточно близко, постарайтесь коснуться человека — обнять его или просто дотронуться.

Умение правильно отвечать людям на добро позволит вам привлекать больше удачи в свою жизнь. Если даже в таком случае вы почувствуете недостаток удачи, то можно воспользоваться полезными ритуалами для ее привлечения.

Знаете, в чём основная причина образования льда между людьми? В неумении говорить спасибо, в исчезновении элементарной благодарности, в том, что разучились ценить, воспринимая всё как должное… Человек быстро привыкает ко всему хорошему и порой начинает наглеть, злоупотребляя хорошим отношением к себе. Человек перестаёт замечать слова и поступки, становится чёрствым и глухим к просьбам о помощи тех, кто выкладывался для него по полной, игнорирует близких/родных/любимых, считая, что никому ничего не должен… Отсюда и растут корни всех бед/конфликтов/недопониманий…
Цените то, что вам дают от души и сердца, цените любую мелочь, каждую деталь. Цените верность любимого человека, цените того, кто терпит вас, несмотря на несносный характер, цените открытость души, которая всегда вас примет и обогреет. Говорите спасибо за щи, сваренные вашей женщиной; говорите спасибо за отремонтированный кран вашему мужчине; говорите спасибо за принесённую пятёрку из школы вашему ребёнку. Благодарите за понимание и поддержку родных. Благодарите за подставленные плечи друзей. Благодарите Господа Бога за возможность видеть и чувствовать любимого человека рядом. Учитесь ценить всё, что получаете в этой жизни, и тогда не нужно будет топить лёд, который образуется по вашей глупости.