Как довериться богу полностью?

Мои возлюбленные братья и сестры, для меня большая честь – обращаться к вам в этот день субботний. Я смиренно радуюсь возможности обратиться к миллионам Святых последних дней и наших друзей по всему миру. Готовясь к этой возможности, данной Богом, я молился и размышлял о ваших личных потребностях и о том, какое послание Господь хочет донести до вас с моей помощью.

Ваши потребности обширны и разнообразны. Каждый из вас – уникальное дитя Бога. Бог знает каждого из вас. Он посылает вести, способные вдохновить вас, наставить и указать путь, подходящий вам и соответствующий вашим потребностям.

Чтобы выяснить, какой лепты в эту конференцию от меня ожидает Бог, я читал послания Его слуг в Священных Писаниях и на прошлых конференциях. Я получил ответ на свою молитву, читая слова Алмы, великого слуги Господа в Книге Мормона:

«O, если бы я был Ангелом и мог выполнить желание сердца моего, я пошел бы проповедовать трубным гласом Божиим, потрясал бы голосом землю и возглашал бы покаяние всем народам!

Да, я провозглашал бы каждой душе громовым голосом покаяние и путь к искуплению, дабы покаялись они и пришли к Богу нашему, дабы не было больше горя на всем лице земли.

Но вот, я – человек и грешу волею моей, ибо я должен быть доволен тем, чем наградил меня Господь»1.

А затем в размышлениях Алмы я нашел то наставление, о котором молился: «Ибо вот, Господь дает всем народам учителей из их родного племени и языка – учить слову Его, да, по мудрости Его, все, что необходимо для них, Он дает им; а потому мы видим, что Господь мудро советует согласно тому, что праведно и истинно»2.

Читая это послание слуги Божьего, я осознал, какое поручение мне дано сегодня. Бог посылает вести Своим детям и Своих уполномоченных вестников. Мне хочется помочь вам укрепить доверие к Богу и Его слугам, чтобы затем мы смогли пойти и все исполнить, согласно Его совету. Он хочет этого, потому что любит нас и желаем нам счастья. И Он знает, что когда доверия к Нему не хватает, мы несчастны.

Нехватка доверия приносила несчастье детям Небесного Отца еще до сотворения мира. Через откровения Бога Пророку Джозефу Смиту мы знаем, что многие из наших братьев и сестер в предземном существовании отвергли план земной жизни, представленный нашим Небесным Отцом и Его старшим Сыном, Иеговой3.

Мы не знаем всех причин, в силу которых Люциферу удалось с ужасающим успехом поднять бунт. Однако одна из причин ясна. Тем, кто потеряли благословение прийти на Землю, не хватило доверия к Богу, чтобы избежать вечного страдания.

Эта скорбная причина – нехватка доверия к Богу – действует и с момента Сотворения. Я с осторожностью предложу вам примеры из жизни детей Бога, поскольку не знаю всех причин, в силу которых им не хватило веры уповать на Него. Многие из вас уже изучали эти критические ситуации из их жизни.

Например, Иона не только отверг повеление Господа идти в Ниневию, но и выбрал другое направление. Нееман не смог довериться наставлению от Пророка Господа омыться в реке, чтобы Господь исцелил его от проказы: ему показалось, что эта простая задача принижает его достоинство.

Спаситель позвал Петра оставить надежную лодку и прийти к Нему по воде. Слушая рассказ об этом, мы сострадаем ему и понимаем, насколько нам самим нужно научиться больше доверять Богу:

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

Он же сказал: иди. И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;

Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! Зачем ты усомнился?»4

Нам может придать мужества тот факт, что Петр научился доверять Господу настолько, что оставался верным, служа Ему всю жизнь, вплоть до мученической смерти.

Юный Нефий из Книги Мормона пробуждает в нас желание развить доверие к Господу, чтобы повиноваться Его заповедям, каким бы сложным нам это ни казалось. Стоя перед лицом опасности и возможной гибели, Нефий произнес такие слова о доверии, которые мы можем и должны постоянно ощущать в своих сердцах: «Я пойду и сделаю то, что заповедал Господь, ибо я знаю, что Господь не дает заповедей детям человеческим, не уготовив пути для них, дабы они могли исполнить то, что Он заповедует им»5.

Такое доверие приходит, когда знаешь Бога. Благодаря исполненным славы событиям восстановления Евангелия мы в большей мере, чем остальные жители Земли, ощущаем покой, который Господь предложил Своему народу, сказав: «Остановитесь и познайте, что Я Бог» 6. Мое сердце преисполнено благодарности за все, что Бог открыл относительно Себя, чтобы мы могли доверять Ему.

В моем восприятии, все началось в 1820 году, с одного юноши, который отправился в рощу на ферме в штате Нью-Йорк. Этот юноша, Джозеф Смит-младший, нашел среди деревьев уединенную поляну. Опустившись на колени, он начал молиться, будучи абсолютно уверен в ответе Бога на его мольбу: что нужно сделать, чтобы очиститься и спастись через Искупление Иисуса Христа7.

Каждый раз, когда я читаю его рассказ, мое доверие к Богу и Его слугам растет:

«Я увидел прямо у себя над головой столп света ярче солнца, который постепенно спускался, пока не упал на меня.

Как только появился этот свет, я почувствовал себя освобожденным от врага, который было сковал меня. Когда же свет почил на мне, я увидел Двух Лиц, стоявших в воздухе надо мной, Чьи блеск и славу невозможно описать. Один из Них, обратившись ко мне и назвав меня по имени, сказал, указывая на другого: ‘Сей есть Мой Возлюбленный Сын. Слушай Его!’»8.

Отец открыл нам, что Он жив, что Иисус Христос – Его Возлюбленный Сын и что Он любит нас настолько, что отдал этого Сына, желая спасти нас, Своих детей. И поскольку у меня есть свидетельство, что Он призвал этого неученого мальчика в качестве Апостола и Пророка, сегодня я доверяю Его Апостолам и Пророкам и тем, кого они призывают служить Богу.

Это доверие благословило мою жизнь и жизнь моих близких. Много лет назад я услышал одно выступление Президента Эзры Тафта Бенсона на такой же конференции, как сегодня, в воскресенье. Он посоветовал сделать все возможное, чтобы расплатиться с долгами и больше в них не залезать. Он упомянул закладную на дом. Он сказал, что, возможно, этого сделать не удастся, но было бы очень хорошо, если бы мы выплатили все долги по закладной9.

После собрания я спросил у жены: «Как ты считаешь, есть у нас хоть какой-то шанс на это»? Сначала его не было. А затем к вечеру я вспомнил о собственности, которая у нас была в другом штате. Много лет мы безуспешно пытались продать ее.

Однако, доверившись Богу и тем нескольким словам из выступления Его слуги, утром в понедельник мы позвонили человеку в Сан-Франциско, который занимался продажей нашей собственности. Я звонил ему за несколько недель до этого, и в прошлый раз он сказал: «За эти годы никто не проявлял интереса к вашей собственности».

Но в понедельник после конференции я услышал ответ, который и сегодня укрепляет мое доверие к Богу и Его слугам.

Мой собеседник сказал: «Ваш звонок меня удивил. Сегодня пришел один человек и спросил, может ли он купить вашу собственность». С удивлением я поинтересовался: «Какую же цену он предложил»? Оказалось, что она на несколько долларов превышала сумму по нашей закладной.

Можно списать это на простое совпадение, но наш долг по закладной был выплачен. Наша семья до сих пор прислушивается ко всем словам Пророка, которые, возможно, даны с целью сказать, что нам делать, чтобы обрести безопасность и покой, уготованные для нас Богом.

Такое доверие к Богу может благословить не только семьи, но и все общество. Я вырос в маленьком городке в штате Нью-Джерси. Наш небольшой приход Церкви регулярно посещало меньше двадцати человек.

Среди них была женщина, пожилая и очень смиренная обращенная в веру. Она была иммигранткой и говорила с сильным норвежским акцентом. Она была единственным членом Церкви в своей семье и единственным членом Церкви в своем городке.

Через моего отца, который был президентом небольшого прихода, Господь призвал ее в качестве президента Общества милосердия небольшого прихода. У нее не было учебного руководства, где сказано, что делать. Рядом с ней не было никого из членов Церкви. Она знала только, что Господь заботится о нуждающихся, и помнила несколько слов девиза Общества милосердия: «Милосердие никогда не угасает».

Это происходило в самом разгаре того, что мы называем «Великой депрессией». Тысячи людей потеряли работу и кров. Поэтому, чувствуя, что Господь возложил на нее особые обязанности, она попросила соседей отдать ей старую одежду. Она выстирала, выгладила эту одежду и сложила в картонные ящики, которые поставила на заднем крыльце. Когда люди, у которых не было денег, нуждались в одежде и обращались за помощью к соседям, те говорили: «Идите по улице вон в тот дом. Там живем мормонка, которая поможет вам со всем необходимым».

Господь не был правителем того города, но Он изменил его к лучшему. Он призвал маленькую женщину, которая доверяла Ему в достаточной мере, чтобы узнавать Его волю, а затем исполнять ее. Благодаря своему доверию к Господу она смогла помочь сотням нуждающихся детей Небесного Отца, живущих в ее городе.

Такое доверие к Богу способно благословлять целые народы. Со временем я понял, что мы можем доверять Богу, чтобы исполнилось обещание Алмы: «Вот, Господь дает всем народам учителей из их родного племени и языка – учить слову Его, да, по мудрости Его, все, что необходимо для них, Он дает им»10.

Бог не правит народами и странами лично, но Он помнит о них. Он может назначить и назначает на важные должности людей, которые желают своему народу лучшего и доверяют Господу11.

Я видел это, путешествуя по всему миру. В одном городе, где живет более десяти миллионов человек, я выступал перед тысячами Святыми последних дней на конференции, которая проходила на большом стадионе.

Перед началом собрания я заметил в первом ряду статного молодого человека. Он был окружен людьми, которые, как и он, были одеты лучше, чем большинство собравшихся. Я спросил представителя Высшей власти Церкви, сидящего рядом, кто эти люди. Он прошептал, что это мэр города и его команда.

Подойдя к своему автомобилю, я с удивлением увидел мэра со своей командой, который ждал возможности приветствовать меня. Он выступил вперед, протянул мне руку и сказал: «Спасибо за то, что вы приехали в наш город и нашу страну. Мы благодарны за все, что вы делаете ради укрепления своих людей. Благодаря таким людям и таким семьям мы сможем достичь гармонии и процветания, которых мы желаем для нашего народа».

В тот момент я понял, что он – один из честных сердцем, получивший свою должность от Бога на благо Его детей. По сравнению с общим числом жителей того огромного города мы – буквально горстка людей. Мэр почти ничего не знал о нашем учении и совсем мало – о наших людях. И все же Бог помог ему почувствовать, что Святые последних дней, вступившие в завет доверять Богу и Его уполномоченным слугам, станут светом его народу.

Я знаком со слугами Бога, которые будут обращаться к вам на этой конференции. Бог призвал их донести особые послания до Его детей. О них Господь сказал: «То, что Я, Господь, сказал, Я сказал, и не оправдываюсь, и хотя прейдут Небеса и Земля, слово Мое не прейдет, а исполнено все будет, Моим ли голосом или голосом слуг Моих, это все равно»12.

Вы проявляете доверие к Нему, когда слушаете, испытывая желание учиться и каяться, а затем идете и исполняете то, о чем Он просит. Если вашего доверия к Богу хватит на то, чтобы слышать Его слова в каждом выступлении, песне и молитве на этой конференции, вы их найдете. А затем, если вы пойдете и сделаете то, что угодно Ему, ваша сила доверия к Нему возрастет, и в свое время вас преисполнит чувство благодарности от осознания того, что и Он научился доверять вам.

Я свидетельствую, что в наши дни Бог говорит через Своих избранных слуг в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. Томас С. Монсон – Пророк Бога. Наш Небесный Отец и Его Сын Иисус Христос живы, и Они любят нас. Я свидетельствую об этом во имя Иисуса Христа, аминь.

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Игумен Нектарий (Морозов):

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Игумен Лука (Степанов):

– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

Иеромонах Димитрий (Першин):

– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника , наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы

Протоиерей Александр Ильяшенко:

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Протоиерей Константин Пархоменко:

– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Священник Валерий Духанин:

– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Священник Димитрий Шишкин:

– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог – любящий

Священник Леонид Кудрячов:

– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.