Как Иисус стал богом?

8-16-3350.jpg

Пока император Константин не выступил
в роли арбитра, богословам не удавалось
достичь согласия. Василий Суриков. Первый
Вселенский Никейский Собор. 1877. ГТГ

В IV веке только благодаря вмешательству государственной власти не разделенное тогда на западную и восточную ветви христианство смогло преодолеть распри и выработать единое учение. 20 мая 325 года по указу римского императора Константина Великого в Никее (ныне турецкий город Изник) был созван I Вселенский собор. Это было первое в истории христианства собрание епископов из разных частей мира, ведущую роль в котором сыграл непосредственно император. До того духовные пастыри собирались тайно, в страхе перед властями языческой империи, но в катакомбах последователи Христа не могли достичь между собой согласия. Константин все изменил.

Формальным поводом для созыва Собора стала ересь пресвитера Ария, которая возникла и стала достаточно быстро распространяться после подписания Константином Миланского эдикта в 313 году – документа, положившего конец гонениям на христианство и провозглашавшего религиозную терпимость на всей территории Римской империи. Арий и его последователи утверждали, что Иисус Христос сам был первым творением Бога-Отца и неединосущен ему. Часть церквей подхватили это учение, а часть – выступили против, что грозило расколом. Одним из оппонентов Ария выступил его же учитель епископ Александр Александрийский. Он обвинил Ария в богохульстве, провозглашая божественность Христа и его единосущность Богу-Отцу.

Горячий диспут двух богословов затронул весь христианский мир и дошел до императора Константина. Тот лично вступил в переписку со спорщиками. Однако не искушенный в богословии император так и не смог самостоятельно разобраться в вопросе и вначале предложил сторонам просто примириться: «Итак, возвратите мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы и я наконец нашел утешение в чистом свете, отраду в безмятежной жизни». Когда же стало понятно, что примирение сторон невозможно, император решил вынести спор на соборное обсуждение.

I Вселенский, или Никейский, собор длился более двух месяцев. Число его участников историками определяется по-разному. Кто-то называл цифру в 250 епископов, кто-то – в 318. К тому же, по утверждению очевидцев тех событий, несмотря на то что в западной части империи было порядка 800 епископских кафедр, она была представлена минимально: по одному епископу из Испании, Галлии (сегодня территория Франции), Африки, Калабрии. Папа Римский Сильвестр отказался лично принимать участие в Соборе и направил легатов, двух пресвитеров. Несмотря на то что ариане на собрании были в меньшинстве – не более 20 епископов, простыми отсылками на Священное Писание опровергнуть их учение не удалось. Тогда-то Константин предложил принять единый для всех христиан тезис, добавив «единосущен Отцу» к характеристике Сына. Отныне благодаря императору Сын и Отец официально стали почитаться единой божественной сущностью. Этот постулат обрел статус Никейского символа веры и был утвержден в качестве такового 19 июня 325 года. Все, кто воспротивился ему, в том числе и арианские епископы, были объявлены еретиками и отлучены от церкви. Книги Ария были в тот же день сожжены.

Помимо прочего в ходе Собора было принято 20 канонов церковного управления и дисциплины, а также решен вопрос о дне празднования Пасхи. До этого торжество Воскресения Господня в восточных церквах отмечалось одновременно с иудейской Пасхой. Постановление Никейского собора гласило: «Все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами». Один из ранних отцов церкви Епифаний Кипрский пояснял: в определении дня празднования Пасхи в соответствии с постановлением I Вселенского собора следует руководствоваться тремя факторами: полнолунием, равноденствием, воскресением. По мнению многих богословов, это ознаменовало окончательное размежевание христианства и иудаизма.

Не все участники Собора были довольны вмешательством императора в богословские сферы. Однако Константин безапелляционно заявил: «Вы – епископы внутренних дел церкви, я – поставленный от Бога епископ внешних дел». Вплоть до своей кончины в 337 году он позволял себе достаточно грубо вмешиваться в дела церкви.

Впрочем, в свете всего вышеописанного любопытно другое. Сам император принял христианство только на смертном одре. А крестил его… близкий друг и сподвижник Ария архиепископ Евсевий Никомедийский. Ария же Константин реабилитировал еще в 328 году по просьбе своей сестры Флавии Юлии Констанции, которая сочувствовала ниспроверженному проповеднику.

Тим Барнет

Разрешите мне быть с вами откровенным. Некоторые заявления меня расстраивают. Обычно если я слышу то, с чем не согласен, я сохраняю спокойствие, но это заявление буквально выводит меня из себя. Я устал от заявлений некоторых людей о том, что именно Никейский Собор (325 г. н.э.) сделал из Иисуса Бога.

Это заявление вы услышите и от сектантов, и от скептиков. К примеру, об этом часто говорят Свидетели Иеговы. В своей брошюре под названием «Следует ли верить в троицу?” они пишут: «Роль Константина была решающей в этом вопросе. После двух месяцев горячих религиозных дебатов, в дело вмешался этот языческий политик и принял решение в пользу тех, кто считал Иисуса Богом.”1 Согласно этому взгляду, император Константин превратил Христа в божество в 4 в. н.э.

Миллионы людей впервые услышали об этом со страниц книги «Код Да Винчи»: «Утверждение Иисуса в качестве Сына Божьего состоялось только на первом Никейском Соборе…. Официально провозгласив Иисуса Сыном Божьим, Константин тем самым превратил Его в божество, существующее как бы вне мира людей, чья власть над ними вечна и незыблема.”2 Учитывая огромную популярность Кода Да Винчи, это мнение укоренилось в сознании рядового человека.

Как мы должны реагировать на подобные заявления? У меня есть свой метод. Во-первых, я спрашиваю: «Как вы пришли к такому заключению?”. Одно дело — делать историческое заявление, и совершенно другое — подкреплять его историческими фактами. Что же касается этого заявления, то оно далеко от какой-либо исторической поддержки.

Итак вера в божественность Иисуса существовала с «самого начала появления христианской религии.”

Не удивляйтесь, если ваш собеседник не сможет ответить на ваш вопрос. Кстати, большинство людей в нашей культуре делают заявления, которые они не способны отстоять или как-то подтвердить. Но наша цель — не нападать, а информировать. Тот, кто делает заявление, сильно заблуждается, и у вас есть прекрасная возможность исправить его. Это подводит нас ко второй части вашего ответа.

Итак, я смотрю на факты. В этом заключается суть тактики — рассматривать только факты. Ведь зачастую мы можем исправить кого-то, просто указав на соответствующие факты. Отвечая на вопросы о том, что случилось в прошлом, неплохо было бы обратиться к авторитетным источникам. В своей книге «Правда и Вымысел в Коде Да Винчи» историк-агностик Барт Эрман пишет:

«Константин и в самом деле собрал Никейский Собор, и одним из вопросов, который должен был обсуждаться, касался божественной природы Иисуса. Но Собор встретился не для того, чтобы решить, является ли Иисус божеством. Наоборот: все присутствующие на Соборе, равно как и каждый христианин, уже верили в божественность Иисуса, Сына Бога. На Соборе обсуждался вопрос, как понимать божественность Иисуса в свете того, что он также был и человеком. Более того, как Иисус Бог мог быть Богом, если есть только один Бог? Именно эти вопросы рассматривались на Никейском Соборе, а не то, является ли Иисус Богом. Никто не голосовал за то, чтобы установить божественность Иисуса: этот факт уже был общепризнан среди христиан, с самого начала появления христианской религии».3

Итак вера в божественность Иисуса существовала с «самого начала появления христианской религии.” Так с какого же времени? Новый Завет много говорит о том, что Христос есть Богом. Несомненно, что апостол Павел (Рим. 9:5; Тит. 2:13; Фил. 2:5-8), апостол Петр (2 Петр. 1:1) и Иоанн (Ин. 1:1; 8:58; 20:28) верили в то, что Иисус — Бог.

Чтобы показать, что христиане верили в божественность Христа до Никейского Собора, можно обратиться к отцам ранней церкви. Тот, кто заявляет, что Никейский Собор придумал божественность Иисуса, будет удивлен, узнав, что ранние отцы прямо утверждали божество Христа. Приведем примеры.

Поликарп Смирнский (69-155 гг. н.э.) был епископом в церкви в Смирне и учеником Апостола Иоанна. В своем письме к Филиппийцам он пишет:

«Бог же и Отец господа нашего Иисуса Христа и Сам вечный Первосвященник, Сын Божий Иисус Христос, да утвердит вас в вере и истине, во всякой кротости и незлобии, терпении и великодушии, воздержании и целомудрии; и да даст вам жребий и честь среди Своих святых, и нам с вами и всем, которые живут под небом и имеют уверовать в Господа нашего Иисуса Христа и Его Отца, воскресившего Его из мертвых».4

Игнатий Богоносец (50-117 гг. н.э.) был епископом антиохийской церкви и еще одним учеником Иоанна. По пути в Рим, где он умер мученический смертью, он написал целую серию писем разным церквям. Он пишет:

«Для них есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос».5

«Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божьему, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого».6

Иустин Философ (100–165 гг. н.э.) был христианским апологетом 2 столетия. Он смело заявляет:

«Выше подробно мною доказано, что Христос, Который есть Господь и по естеству Бог, Сын Божий, силою Своею являвшийся прежде как человек и Ангел, и даже в виде огня, как то было в купине, явился также и при суде над Содомом».7

А теперь позволь мне прежде привести пророчества, какие хочу, для доказательства, что Христос от Духа Святого называется Богом и Господом сил».8

Ириней Лионский (130–202 гг. н.э.) был епископом церкви там, где сегодня находится г.Лион, Франция. Ириней учился под руководством Поликарпа, который был учеником Апостола Иоанна. Он пишет:

«Он всех получает свидетельство, что Он есть истинно человек и истинно Бог, от Отца, от Духа, от ангелов, от самого творения, от людей, от отпадших духов и демонов и от врага и после всего от самой смерти.9

…да пред Христом Иисусом, Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого».10

Климент Александрийский (150–215 гг. н.э.) был еще одним отцом ранней церкви. Он писал примерно в 200 г. н.э.:

«Слово, Христос, – причина и того, что мы были исстари (Оно ведь было в Боге), и того, что благополучно существуем. Ныне же явился людям Сам этот Логос, одновременно Бог и Человек…»11

Тертуллиан (150-225 гг. н.э.) был ранним христианским апологетом, который писал примерно через сто лет после апостола Иоанна. Он сказал:

«Ибо один Бог без греха, а единственный человек без греха — Христос, поскольку Христос — это также Бог».12

Ипполит Римский (170-235 гг. н.э.) был теологом 3 столетия. Он был учеником Иринея, который в свою очередь был учеником Поликарпа, ученика апостола Иоанна. Он пишет:

«Само Логос этого Бога есть от самого Бога; в связи с этим Логос есть Бог, т.е. Сущность Бога.13

Итак, все, и праведные, и неправедные, будут приведены пред Лице Бога Слова».14

Все эти ранние отцы писали более, чем за столетие до того, как Никейский Собор предположительно установил божество Иисуса. Поэтому, у меня возникает вопрос: если отцы ранней церкви утверждали божественность Иисуса до Никейского Собора, то как можно заявлять, что это было придумано на Соборе?

Факты без всяких сомнений подтверждают, что божественность Иисуса не была установлена в Никее. Кстати, представление о божественной природе Иисуса являлось результатом тесных взаимоотношений первых учеников с Иисусом. Впоследствии истина о том, что Иисус есть Бог, передалось дальше через всю историю церкви.

Ссылки и примечания

  1. Сторожевая башня, Следует ли верить в троицу?, (Halton Hills, ON: Watch Tower Bible And Tract Society, 1989), 8. Вернуться к тексту.
  2. Дэн Браун, Код да Винчи, 253. Вернуться к тексту.
  3. Барт Эрман, Правда и вымысле в Коде да Винчи: историк раскрывает, что нам в действительности известно об Иисусе, Марии Магдалене и Константине, 14-15. Вернуться к тексту.
  4. Поликарп, Письмо к Филиппийцам, 12:2. Вернуться к тексту.
  5. Игнатий Богоносец, Письмо к Ефесянам, 7.2. Вернуться к тексту.
  6. Игнатий Богоносец, Письмо к Ефесянам, 18.2. Вернуться к тексту.
  7. Иустин Философ, Диалог с Трифаном, 128. Вернуться к тексту.
  8. Иустин Философ, Диалог с Трифаном, 36. Вернуться к тексту.
  9. Ириней Лионский, Против Ересей, 4.6.7. Вернуться к тексту.
  10. Ириней Лионский, Против Ересей, 1.10.1. Вернуться к тексту.
  11. Климент Александрийский, Увещевание к язычникам, 1. Вернуться к тексту.
  12. Тертуллиан,Трактат «О душе», 41. Вернуться к тексту.
  13. Ипполит Римский, Опровержение всех ересей, 10.29. Вернуться к тексту.
  14. Ипполит Римский, Против Платона, раздел 3. Вернуться к тексту.