Как избавиться от блудной страсти?

О том, как бороть­ся с блуд­ной стра­стью, рас­ска­зы­ва­ют свя­тые отцы…

Из сло­ва­ря-спра­воч­ни­ка: «Блуд – 1. Грех про­тив цело­муд­рия; одна из стра­стей в аске­ти­че­ском уче­нии Церк­ви. 2. В рели­ги­оз­но-мета­фо­ри­че­ском смыс­ле – вся­кое укло­не­ние чело­ве­ка от Божия Про­мыс­ла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. В рус­ском язы­ке блуд име­ет сино­ни­мы: любо­де­я­ние, рас­пут­ство, разврат.

Посколь­ку вос­ста­ние этой стра­сти дво­я­кое (в теле и в душе), то и про­ти­во­сто­ять ей надо тоже дво­я­ким ору­жи­ем. Недо­ста­точ­но одно­го поста для стя­жа­ния совер­шен­но­го цело­муд­рия. Надо при­со­во­ку­пить к нему и пока­ян­ное сокру­ше­ние духа, и неот­ступ­ную молит­ву про­тив это­го сквер­но­го духа (стра­сти блу­да). Кро­ме того, надо посто­ян­но читать Свя­щен­ное Писа­ние, зани­мать­ся бого­мыс­ли­ем, чере­дуя это с физи­че­ским тру­дом и руко­де­ли­ем, кото­рые удер­жи­ва­ют мыс­ли от блуж­да­ния туда и сюда. Боль­ше же все­го надо иметь глу­бо­кое сми­ре­ние, без кото­ро­го не может быть одер­жа­на побе­да ни над какой стра­стью (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Насколь­ко высо­ко досто­ин­ство цело­муд­рия, настоль­ко силь­ны наве­ты вра­га, опол­ча­ю­ще­го­ся про­тив него. Поэто­му мы долж­ны со всем усер­ди­ем не толь­ко быть воз­дер­жан­ны­ми во всем, но посто­ян­но сокру­шать­ся в сво­ем серд­це с молит­вен­ным воз­ды­ха­ни­ем, что­бы Дух Свя­той бла­го­дат­ной росой, нис­хо­дя­щей в серд­це, охла­ждал и уга­шал печь нашей пло­ти, кото­рую царь вави­лон­ский (дья­вол) непре­стан­но ста­ра­ет­ся раз­жечь (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

При вос­пла­ме­не­нии похо­ти помыс­ли о неуга­си­мом огне и неуми­ра­ю­щем чер­ве, и тот­час угас­нет пла­мя в тво­их чле­нах. Ина­че, осла­бев, будешь побеж­ден и при­вык­нешь гре­шить, хотя и будешь рас­ка­и­вать­ся. Поэто­му с само­го нача­ла будь стро­гим ко вся­ко­му подоб­но­му поже­ла­нию, что­бы оно тебя не пре­одо­ле­ло и что­бы ты не при­вык усту­пать побе­ду вра­гу. Ведь при­выч­ка — вто­рая при­ро­да. Кто при­вык усту­пать побе­ду гре­хов­но­му поже­ла­нию, того все­гда будет обли­чать совесть; и хотя при дру­гих он будет пока­зы­вать весе­лое лицо, но внут­ренне будет уныл по при­чине обли­че­ний сове­сти. Ибо свой­ство похо­ти — сооб­щать мучи­тель­ную печаль тем, кто испол­ня­ет ее. Поэто­му вни­май душей тво­ей, все­гда имея в себе Бога (преп. Ефрем Сирин)

Когда бес начи­на­ет рисо­вать в тво­ем вооб­ра­же­нии соблаз­ни­тель­ные пред­ме­ты, и пред­ста­вит тебе в уме кра­со­ту жен­щи­ны, неко­гда виден­ную тобой, вве­ди внутрь себя страх Божий, и вспом­ни об умер­ших в гре­хах, — помыс­ли о дне, когда твоя душа будет раз­лу­чать­ся с телом, — пред­ставь себе в тре­пет при­во­дя­щий Божий глас, кото­рый услы­шат нера­ди­вые о пра­вед­ной жиз­ни и не соблю­дав­шие запо­ве­дей Хри­сто­вых: «Отой­ди­те от Меня про­кля­тые в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный дья­во­лу и анге­лам его» (Матф. 25:41). Еще пред­ставь чер­вя неуми­ра­ю­ще­го и муку непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся. Об этом думай, и рас­се­ет­ся в тебе жаж­да насла­жде­ния, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгно­ве­ния не могут усто­ять про­тив стра­ха Божия. (преп. Ефрем Сирин)

Пре­одо­ле­ние этой стра­сти обу­слов­ли­ва­ет­ся совер­шен­ным очи­ще­ни­ем серд­ца, из кото­ро­го по сло­ву Гос­по­да исто­ча­ет­ся яд этой болез­ни. «От серд­ца, — гово­рит Он, — исхо­дят помыш­ле­ния злая… пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния и про­чее» (Матф. 15:19; Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Не поз­во­ляй гла­зам тво­им блуж­дать туда и сюда, и не всмат­ри­вай­ся в чужую кра­со­ту, что­бы с помо­щью глаз тво­их не низ­ло­жил тебя твой про­тив­ник (преп. Ефрем Сирин)

Если бес­по­ко­ит тебя бес блу­да, запре­ти ему, ска­зав: «Гос­подь да потре­бит тебя, испол­нен­ный зло­во­ния, бес нечи­сто­ты.» Ибо зна­ем ска­зав­ше­го: «Плот­ские помыс­лы — враж­да про­тив Бога» (Рим. 8:7; преп. Ефрем Сирин).

Если вос­ста­нет в тебе плот­ская брань, не бой­ся и не падай духом. Ина­че ты при­дашь сме­ло­сти вра­гу (дья­во­лу), и он нач­нет вну­шать тебе соблаз­ни­тель­ные мыс­ли: «Не пре­кра­тит­ся в тебе раз­жже­ние, пока не удо­вле­тво­ришь сво­ей похо­ти.» Но тер­пя потер­пи Гос­по­да, с пла­чем излей молит­ву перед Его бла­го­стью, и Он услы­шит тебя, и извле­чет тебя из рва стра­стей (нечи­стых помыс­лов) и от бре­ния тины (срам­ных меч­та­ний) и поста­вит ноги твои на камне чисто­ты (Пс. 39:1–3). Тогда уви­дишь при­шед­шую к тебе от Него помощь. Тер­пи толь­ко, не рас­сла­бе­вай мыс­лью, не при­хо­ди в изне­мо­же­ние, вычер­пы­вая воду из ладьи, пото­му что при­стань жиз­ни близ­ко. Тогда ты воз­зо­вешь, а Он ска­жет: «Вот Я!» (Ис. 58:9). Но Он выжи­да­ет, что­бы уви­деть твой подвиг: точ­но ли даже до смер­ти ты готов про­ти­во­бор­ство­вать гре­ху. Итак, не мало­ду­ше­ствуй: Бог не оста­вит тебя. Гос­подь взи­ра­ет на твой подвиг, смот­рят на него и лики анге­лов, и тол­па бесов. Анге­лы гото­вы подать венец побе­ди­те­лю, а бесы — покрыть сты­дом побеж­ден­но­го. Будь же вни­ма­те­лен, что­бы не опе­ча­лить сво­их (анге­лов) и не обра­до­вать бесов (преп. Ефрем Сирин).

Авва Пимен гово­рит отно­си­тель­но блуд­ных помыс­лов: «Если сун­дук, напол­нен­ный веща­ми, будет дол­го сто­ять, и одеж­да в нем не будет пере­смат­ри­ва­е­ма, то она со вре­ме­нем истле­ет. Так же слу­ча­ет­ся и со сквер­ны­ми мыс­ля­ми, вла­га­е­мы­ми в нас дья­во­лом: если мы не будем испол­нять их на деле, то они со вре­ме­нем истле­ют и исчез­нут» (преп. Авва Пимен).

Послуш­ник спро­сил авву Ага­фо­на, как бороть­ся с блуд­ной стра­стью. Ста­рец отве­тил: «Пой­ди, поверг­ни перед Богом свою силу , — и най­дешь успокоение.»

И дей­стви­тель­но, если вся­кий успех в доб­ро­де­те­ли есть дело бла­го­да­ти Гос­по­да, и пре­одо­ле­ние раз­ных стра­стей есть Его побе­да, то тем более стя­жа­ние чисто­ты и пре­одо­ле­ние блуд­ной стра­сти есть дело осо­бой бла­го­да­ти Божи­ей, о чем сви­де­тель­ству­ют свя­тые отцы, опыт­ные в очи­ще­нии от этой стра­сти. Ибо, пре­бы­вая в пло­ти, не чув­ство­вать ее жала подоб­но неко­то­рым обра­зом выхо­ду из нее. И пото­му невоз­мож­но чело­ве­ку на сво­их кры­льях воз­ле­теть на небес­ную высо­ту совер­шен­ства, если бла­го­дать Гос­под­ня не извле­чет его из зем­ной тины. Ибо люди ника­кой доб­ро­де­те­лью так близ­ко не упо­доб­ля­ют­ся анге­лам, как стя­жа­ни­ем бла­го­да­ти чисто­ты (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Пока­за­те­лем чисто­ты и достиг­ну­то­го совер­шен­ства слу­жит то, что на отды­хе или в при­ят­ном сне у чело­ве­ка не воз­ни­ка­ет ника­ко­го обо­льсти­тель­но­го обра­за, или, воз­ник­нув, этот образ не воз­буж­да­ет в нем ника­ких плот­ских жела­ний. Одна­ко неволь­ное жела­ние, хотя и не вме­ня­ет­ся в грех, гово­рит о том, что душа еще не достиг­ла совер­шен­ства, и кор­ни стра­сти еще не исторг­ну­ты (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Грех блу­да име­ет то свой­ство, что соеди­ня­ет два тела, хотя и не закон­но, в одно тело. По этой при­чине, хотя он про­ща­ет­ся немед­лен­но после рас­ка­я­ния в нем и испо­ве­ди, при непре­мен­ном условии,чтобы пока­яв­ший­ся оста­вил его, но очи­ще­ние и отрезв­ле­ние тела и души от блуд­но­го гре­ха тре­бу­ет про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, что­бы связь и еди­не­ние, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду тела­ми… и зара­зив­шие душу, обвет­ша­ли и уни­что­жи­лись. Тем, кото­рые еще не стя­жа­ли истин­ной сер­деч­ной молит­вы, помо­га­ет (в борь­бе с блуд­ным бесом) стра­да­ние в телес­ной молит­ве (свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)).

Блуд­ную похоть надо пре­се­кать памя­тью, что за этот грех силь­но мучит и тер­за­ет совесть. Совет от аввы Доро­фея Диа­вол из зави­сти воз­двиг на тебя брань. Бере­ги же гла­за свои и не питай­ся до сыто­сти. Вина упо­треб­ляй немно­го, и то по немо­щи тела, если при­дет­ся. При­об­ре­ти сми­ре­ние, рас­тор­га­ю­щее все вра­жьи сети (свя­ти­тель Тихон Задон­ский).

Кто телес­ны­ми тру­да­ми и пота­ми ведет брань с этим сопер­ни­ком (блуд­ным бесом), тот подо­бен свя­зав­ше­му вра­га сво­е­го сла­бой верев­кой… Кто вою­ет про­тив него воз­дер­жа­ни­ем и бде­ни­ем, тот подо­бен обло­жив­ше­му вра­га сво­е­го желез­ны­ми око­ва­ми… Кто воору­жа­ет­ся сми­рен­но­муд­ри­ем, без­гне­ви­ем и жаж­дой, тот подо­бен убив­ше­му сво­е­го про­тив­ни­ка и похо­ро­нив­ше­му его в пес­ке. Кто одним воз­дер­жа­ни­ем поку­ша­ет­ся уто­лить блуд­ную брань, тот подо­бен чело­ве­ку, кото­рый дума­ет выплыть из пучи­ны, дви­гая одной рукой. Соеди­ни с воз­дер­жа­ни­ем сми­ре­ние, ибо пер­вое без послед­не­го не при­но­сит поль­зы (пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник).

Взи­ра­ю­щий на жен­щи­ну с вожде­ле­ни­ем, будет ли он миря­нин или монах, будет оди­на­ко­во нака­зан за пре­лю­бо­де­я­ние. Зачем засмат­ри­ва­ешь­ся на чужое лицо? Зачем стре­мишь­ся в про­пасть? Зачем ввер­га­ешь себя в сети? Ограж­дай свои гла­за, при­кры­вай свое зре­ние, поло­жи закон очам сво­им, послу­шай Хри­ста, Кото­рый, угро­жая, при­рав­ни­ва­ет без­стыд­ный взгляд к пре­лю­бо­де­я­нию Кто любит смот­реть на кра­си­вые лица, тот боль­ше все­го сам раз­жи­га­ет в себе пла­мя стра­сти и, делая душу плен­ни­цей стра­сти, вско­ре при­сту­па­ет и к испол­не­нию поже­ла­ния Если хочешь смот­реть и услаж­дать­ся взо­ром, то смот­ри посто­ян­но на свою жену и люби ее; это­го не вос­пре­ща­ет ника­кой закон. Если же будешь взи­рать на чужую кра­со­ту, то оскор­бишь и свою жену, отвра­щая от нее взгляд, и ту, на кото­рую смот­ришь, так как каса­ешь­ся ее вопре­ки зако­ну. Не гово­ри: что в том, если я при­сталь­но посмот­рел на кра­си­вую жен­щи­ну? Если ты пре­лю­бо­дей­ству­ешь в серд­це, то ско­ро осме­лишь­ся совер­шить это и пло­тью. Пре­лю­бо­де­я­ние есть след­ствие тще­сла­вия, чув­ствен­но­го раз­же­ния и чрез­мер­но­го сла­до­стра­стия. Если твой брат соблу­дил, не поно­си его обид­ны­ми сло­ва­ми, не насме­хай­ся над ним. Ты не доста­вишь этим ему нима­ло поль­зы, но толь­ко повре­дишь ему (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

Столп опи­ра­ет­ся на осно­ва­ние, а блуд­ная страсть поко­ит­ся на пре­сы­ще­нии (пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

Пре­лю­бо­де­я­ние иско­ре­ня­ет в себе тот, кто обра­ща­ет гла­за вниз, а душу к Гос­по­ду (преп. Ефрем Сирин).

Жен­щи­на, наря­жа­ю­ща­я­ся для того, что­бы воз­бу­дить к себе вожде­ле­ние невоз­дер­жан­ных, уже любо­дей­ству­ет в серд­це сво­ем (свт. Васи­лий Вели­кий).

А что вам попу­ще­ни­ем Божи­им попу­ще­на брань блуд­ных помыс­лов, а особ­ли­во меч­та­ний бесов­ских, то о сем не удив­ляй­тесь мно­го, что тако­вую ска­ред­ность все­злоб­ный враг в меч­тах пред­став­ля­ет! Но толь­ко, люби­мая моя дочь, знай, что сие попу­ще­ние вам попу­сти­лось не про­сто! Но за пре­з­ор­ство дру­гих кого из сла­бо­па­да­ю­щих: вид­но, в мыс­лях сво­их тай­но осуж­да­ла и зази­ра­ла. А посе­му тай­но и бла­го­дать Божия отхо­дит непо­да­ле­ку от нас, и враг алч­ный, уви­дя нас без­за­щит­ных, отом­ща­ет нам и <повер­га­ет> в тако­вые без­мест­ные и ска­ред­ные помыш­ле­ния и вооб­ра­же­ния. Но мы, сим собы­ти­ем нака­зав­ши­ся и до изне­мо­же­ния уто­мив­ши­ся, и яко уязв­лен­ные и изра­нен­ные, при­бег­нем ко Все­и­стин­но­му Вра­чу душ и телес наших Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, яко мла­ден­ству­ю­щии и познав­шие на самом опы­те свою немощь и ничто­же­ство! И да про­сим Все­ми­ло­сти­во­го Бога, да Сам Он ото­мстит сопер­ни­ку наше­му соблаз­ни­те­лю диа­во­лу за нас сла­бых и впа­да­ю­щих в его горе­стя­ми напол­нен­ные сети. И да сохра­нил бы нас немощ­ней­ших от всех стрел вра­жи­их (преп. Лев Оптин­ский).

При­зы­вай молит­вы под­ви­зав­ших­ся о чисто­те, свя­тую муче­ни­цу Фома­и­ду, свя­то­го Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го, свя­то­го Мои­сея Угри­на и молит­вы отцов духов­ных и всех мате­рей; и вме­няй себя худ­шею всех. Во вре­мя борь­бы все сии сред­ства полез­ны… N. ска­жи: когда сми­рит­ся, тогда и брань утих­нет — помень­ше спать, помень­ше есть, осте­ре­гать­ся празд­но­сло­вия, осуж­де­ния и не любить укра­шать­ся хоро­шим пла­тьем, хра­нить очи и уши. Сии все сред­ства суть предо­хра­ня­ю­щие; еще не допус­кать помыс­лам вхо­дить в серд­це, но когда нач­нут при­хо­дить, вос­ста­вать и про­сить помо­щи от Бога (преп. Мака­рий Оптин­ский).

Пишешь, что на тебя напа­да­ют блуд­ные помыс­лы, а от молит­вы ты не име­ешь того уте­ше­ния, какое было преж­де, и теп­ло­ты не ощу­ща­ет­ся. К молит­ве понуж­дай себя по-преж­не­му, не уны­вай и не охла­де­вай. Хотя и быва­ешь ино­гда побеж­ден­ною в помыс­лах, но опять же с новым жаром рев­но­сти и усер­дия обра­щай­ся к Богу и в сми­ре­нии духа и упо­ва­ния на Его милость про­дол­жай обыч­ные молит­вы домаш­ние и цер­ков­ные, пре­да­вая все­го себя воле Божи­ей. Бере­ги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помыш­ляй о смер­ти, о Страш­ном Суде и о том, что если теперь не упра­вишь себя в бого­угод­ной доб­рой жиз­ни, то после уж и совсем осла­бе­ешь к доб­ру. Про­тив блуд­ных помыс­лов воору­жай­ся воз­дер­жа­ни­ем в пище и сне, ста­рай­ся все­гда нахо­дить­ся в тру­де и при деле, а паче все­го имей во всем и все­гда сми­ре­ние и само­уко­ре­ние, не осуж­дай нико­го (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

От блуд­ной стра­сти молись пре­по­доб­но­му Иоан­ну Мно­го­стра­даль­но­му и свя­той муче­ни­це Фома­и­де, каж­дый день кла­ди по три покло­на. Молись и за тех сестер, к кото­рым име­ешь нерас­по­ло­же­ние, нерав­ность. Как ска­за­но: моли­тесь друг за дру­га, да исце­ле­е­те (преп. Иосиф Оптин­ский).

Блуд­ные гре­зы быва­ют ночью во сне… Когда это слу­чит­ся, долж­на класть 50 покло­нов и читать: «Поми­луй мя, Боже», — пса­лом (50) Когда блуд­ные помыс­лы напа­да­ют, молись свя­той муче­ни­це Фома­и­де. И тво­ри силь­нее Иису­со­ву молит­ву… (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Про­сишь меня ска­зать тебе сред­ство, как избав­лять­ся от блуд­ных помыс­лов. Разу­ме­ет­ся, как учат свя­тые отцы: 1‑е дело — сми­рить­ся, 2‑е — не гля­деть ни на дья­ко­нов, ни на ребят моло­дых, а 3‑е, глав­ное, — потер­петь (преп. Ана­то­лий). Ты в одно вре­мя жалу­ешь­ся на несо­глас­ную с тобою сосед­ку и на блуд­ную страсть. Чуд­ная ты девоч­ка! Несмыс­ле­ная ты мона­хи­ня! Ее жжет спра­ва огнем, а сле­ва обда­ет холод­ною водою. Да, несмыс­ле­ная ты, возь­ми воды и залей ею огонь! То есть потер­пи немощ­ную сест­ру! И страсть блу­да угас­нет. Ведь эта страсть живет и под­дер­жи­ва­ет­ся адским под­гне­том (под­же­гой) — гор­до­стью и нетер­пе­ни­ем! Потер­пи и спа­сешь­ся! Пусть враг и плоть тебя тес­нят, но я не пере­ста­ну твер­дить тебе пса­лом­ское сло­во: «потер­пи Гос­по­да, мужай­ся и да кре­пит­ся серд­це твое, и потер­пи Гос­по­да!» (Пс. 26, 14) (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Свя­той Марк Подвиж­ник гово­рит в сво­ем законе духов­ном: «корень похо­ти — люб­ле­ние похва­лы и сла­вы чело­ве­че­ской». Уси­ли­ва­ет­ся же похоть, как гово­рят дру­гие свя­тые отцы, когда чело­век любит покой телес­ный (в пище, питии и сне) и осо­бен­но когда не хра­нит сво­их очей от пред­ме­тов соблаз­ня­ю­щих (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

Те6я бес­по­ко­ит неумест­ная брань плот­ская. Где долж­на бы быть для тебя поль­за духов­ная, тут враг ухищ­ря­ет­ся воз­двиг­нуть для тебя соблазн. Пре­зри это, пото­му что неле­пость из неле­по­стей такое вну­ше­ние вра­жие. Пишешь, что в этой борь­бе кажет­ся тебе: кто-то сто­ит под­ле тебя. Подоб­ные вещи быва­ют, когда чело­век при испо­ве­ди или совсем забыл какой-либо грех нема­ло­важ­ный, или не умел чего-либо испо­ве­дать как бы сле­до­ва­ло. Молись Цари­це Небес­ной и Анге­лу-хра­ни­те­лю, что­бы помог­ли тебе вспом­нить и испо­ве­дать это. Тогда сто­я­щее меч­та­ние прой­дет. Так­же нуж­но сми­рять­ся пред Богом и людь­ми, счи­тая себя хуже всех. По при­чине бра­ни плот­ской нахо­жу неумест­ным тебе ехать лечить­ся в Моск­ву. Этим борь­ба сия еще более уси­лит­ся. Луч­ше потер­петь стра­да­ния от болез­ни к очи­ще­нию гре­хов сво­их. — Это вер­нее (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

главная → СЕКС → Как удержаться от блудных помыслов?

Не смотри на красоту человека и не сиди среди женщин: ибо как из одежд выходит моль, так от женщины лукавство женское.

(Сир. 42, 12-13).

Хотя сладострастие и приятно для плоти нашей и приятность сладострастия разливается по всему телу так, что нет в душе ни малейшего желания помолиться Господу об отъятии этого греха, но надо возбудить это желание, надо произвести в себе покаянные чувства.
Все, не имеющие брачного законного соития, ведайте и помните, что вам, для сохранения своего тела в чистоте и целомудрии, нужно осторожно, с рассмотрением употреблять пищу и питие, и именно в скоромное время употреблять меньше питательной пищи, мяса, молока, яиц и пить вина, пива, а в постные — стараться или не есть свежей рыбы вкусной или есть умеренно, и при том — соленую; наше тело очень немного требует для поддержания его сил и здоровья, и если вы будете употреблять пищи и пития больше, чем сколько следует, то природа будет усиливаться извергнуть лишнее от себя чрез извержение семени; от того будет происходить раздражение половых органов и требование природы удовлетворить им — требование, которого вы виною будете сами. Не пейте много сладкого чаю и не кушайте много сладкого: это также влечет за собою извержение семени.

Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым, так душе должно быть всегда готовой против беса блудного.

Часто говорят о том, что половая потребность действует в человеке с такой неодолимой силой, что он не в силах ей противостоять. Ложь! Тут дело не в «потребности», а в испорченности и сластолюбии, когда человек без удержу грязнит себя в мыслях и желаниях. Конечно, у такого человека естественная половая склонность взвинчивается до непомерной степени и неминуемо доводит его до греха. Но христианин, богобоязненный и строгий к себе, никогда не позволит, не допустит того, чтобы дурные желания и помыслы овладели его умом и сердцем. А для этого он, призвав Божию помощь в молитве и крестном знамении, борется с такими помыслами сразу же при их появлении, усилием воли переводя сознание и мысль или к молитве, или же хотя бы какой-либо другой, не оскверняющей теме. Распаляться нечистым воображением значит развращать себя и губить себя…

Все истаевающие от желания удовольствий неприличных пусть рассуждают о кратковременнности наслаждения и о продолжительности наказания.

От пяти причин усиливается блудная брань: от празднословия, от тщеславия, от многоспания, от щегольства, от объядения.
Если борет тебя блудная страсть, то удручай в смирении пред Богом тело свое трудами и воздержанием. Вместе с этим не дозволяй сердцу пленяться сладострастными помыслами и ощущениями и обретешь покой.
Если красота телесная начнет обольщать сердце твое, то подумай, сколь смраден этот грех, и воздержи сердце твое от воздержания им. Ощутив расположение сладострастное к женщине, вспомни о женщинах, уже умерших. Что сделалось с ними? Во что превратились тела их?

Помысл любодеяния хрупок, подобно папирусу. Когда он будет вложен в нас, но мы, не согласившись с ним, отвергнем его, то он удобно сокрушается. Если же, когда он посеется в нас, будем наслаждаться им, беседуя с ним, то он делается как бы железным, и тогда уже трудно прогнать его.

Неизвестный старец, из «Отечника».

Чист тот, кто (плотскую) любовь отражает любовию (божественною), и телесный огонь угасил огнем невещественным.
Кто телесными трудами и потами ведет брань с сим соперником, тот подобен связавшему врага своего слабым вервием; кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами; а кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждою, тот подобен убившему своего супостата.
С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.
Кто служит своему чреву, и между тем хочет победить духа блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.
Не забывайся, юноша! Я видел, что некоторые от души молились о своих возлюбленных, будучи движимы духом блуда, и думали, что они исполняют долг памяти и закон любви.
Видел, что некоторые едят и пребывают с женщинами, и в то время не имеют никакого худого помышления; но когда они обольстились самонадеянностию, и возмечтали, что имеют мир и утверждение, то внезапно подверглись погибели в своей кельи.

Телесное вожделение увядает от исповеди более, чем от поста и бдения.

Для молодых людей, чья духовная жизнь включает в себя обязательное и частое испытание совести — исповедь у духовника, сохранить себя в чистоте даже под натиском соблазнов вполне выполнимая задача. Грех начинается с помысла, с мысли, как с малого зернышка. Именно на этом этапе его легко вымести из сердца. Правда, есть некоторое затруднение с высказыванием страстных плотских помыслов. Иные молодые люди из чувства стыда умалчивают о грехе, успокаивая себя неважностью и несерьезностью его и таким образом пропускают благоприятный момент для пресечения. Зернышко прорастает, укореняется, и через некоторое на его месте уже шумит ветвистый баобаб. Теперь даже если грех удастся выкорчевать, то рана останется на всю жизнь.

Священник Сергий Николаев (XX-XXI век).

Я понимаю, что физически здоровому парню или девушке нелегко в юношеском возрасте находиться в таком духовном состоянии, чтобы не различать мужеский пол ниже женский . Поэтому духовные отцы и советуют, чтобы мальчики не водили дружбы с девочками, насколько духовными бы ни были дети, потому что сам по себе возраст создает трудности и их юность использует искуситель. Поэтому для юноши предпочтительнее, чтобы за его духовное благоразумие и чистоту девушки считали его даже глупым (или для девушки, чтобы ее считали глупой юноши), и таким образом взять на себя этот тяжелый крест. Ведь в этом тяжелом кресте кроется вся сила и премудрость Божия, и тогда юный будет сильнее Самсона и мудрее Премудрого Соломона.

Когда стужают нам блудные помыслы, тогда надобно оживлять в себе страх Божий и приводить себе на память то, что от Бога ничто не может быть утаено, ни даже самое тонкое движение сердечное, и что Господь есть Судия и истязатель за всё, и за самое тайное и сокровенное.

Мускулы и всё тело держите в напряжении в струнку, не распуская ни одного члена сибаритно. Если вы одни, жезлом или четками отдуйте себя по плечам, до боли порядочной. Это успешнее всего злую рабу плоть обращает к покорности и смиряет. Из еды — всё жирное и крепко питательное устранить на это время и поменьше есть. Можно выбрать пищу не горячащую, а холодящую. Вместо мягкого кресла для сиденья возьмите жёсткую табуретку. Спать — снимите тюфяк и постелите одно одеяло. И покройтесь чем-либо прохладным. В комнате поменьше тепла. Освежаться на воздухе хорошо, но и чувства блюсти. Всё упование возверзите на Господа. В молитве пребывайте. Но никогда не робейте. И в какой бы силе ни было нападение — отразить напрягайтесь. Главное, не допускайте сочувствия и тем паче соизволения или сосложения.

Нельзя приобрести этой добродетели (целомудрия), если прежде не будут положены основания смирения.
Страсть вожделения по необходимости борет душу до того времени, доколе душа не познает, что борьба эта превыше сил ее, доколе не познает, что невозможно ей получить победы собственным трудом и усилием, если не будет помощи и покрова от Господа.

Проводить жизнь в целомудрии легко, если захотим, если будем удаляться от того, что вредит. И вообще ничто не трудно при нашем хотении, равно как ничто не легко при нашем нехотении. Мы надо всем властны.
Когда видишь блудницу, прельщающую тебя на грех, скажи ей: «Мое тело — не мое, но жены моей». То же пусть скажет и жена тем, которые покушаются нарушить ее чистоту: «Тело мое — не мое, но мужа моего».

Людям свойственна стыдливость. Храните и развивайте ее. В ней естественная основа нашего целомудрия, девственности душ и телес наших. Надо избегать любования своим телом, ибо это источник тайных наслаждений и вожделений. Не надо всматриваться в лица и фигуры встречных лиц. Не надо ничего читать соблазнительного и худого. И наконец, необходимо подавлять и искоренять в себе похотливые помыслы и желания и, больше того, возненавидеть их как исчадия низших стихий нашей природы. Почаще надобно взирать на образ вечной и совершенной чистоты Приснодевы Марии и прибегать в молитвенном общении к Ней корню девства и неувядаемому цвету чистоты, а самое главное обращаться с молитвою к Господу: Господи и Владыко Живота моего, дух… целомудрия… даруй ми, рабу Твоему.

Первое. Мало ешь и пей, но пост люби.
Второе. Никогда не будь праздным, но всегда делай что-нибудь.
Третье. Помни всегда, что перед Богом ходишь, и Он на тебя везде смотрит, и наблюдает твои дела, слова и мысли. Как перед Богом дерзнешь согрешить и осквернить себя? Берегись же не только делом, но и мыслью грешить. Перед отцом и матерью не смеешь согрешить, как же перед Богом всевидящим будешь грешить?
Четвертое. Как только мысль худая приходит, тотчас отгоняй ее от себя, и молись: Господи, Иисусе Христе, помози мне, грешному.
Пятое. Часто молись и проси у Христа: Господи, дай мне смирение, целомудрие и прочие добродетели! Без молитвы и Божией помощи мы не можем иметь целомудрия и прочих добродетелей.
Шестое. Береги глаза от взирания на красивые лица, и уши ≈ от скверных песен, и не прельщайся таковыми.
Седьмое. В церкви стоя, не смотри по сторонам, но в землю смотри и на алтарь святой, а ум к Богу возводи.

В священную брань со страстями плоти надлежит вступать, не на себя самих полагаясь, но предоставляя победу Божиему содействию.

Пусть бросает девушка. Пусть бросил парень. Если вы не сможете вернуть парня, вернуть мужчину, то сможете пережить.

Блуд является одним из семи смертных грехов. Мы собрали изречения святых и старцев Святой Горы Афон о том, чем опасен этот грех, и как с ним бороться.

1. «Блудная сфера – это сила, которая движет миром. Она определяет почти все мотивы человека. Только малейшая неосторожность… и ты — в водовороте! От нее никто не застрахован: ни болезнь – ни возраст не дадут никакой гарантии. Это вообще почти неконтролируемое влечение. Настоящая магия, которая действует подсознательно. Блуд – это сила, которая управляет всем миром… На мужчин он действует как магнит чудовищной мощи, притягивая все их душевные силы, а у женщин – просто неуправляемая магия, которая может вызывать почти неосознанные жесты, неуловимые движения…». (Монах Симеон Афонский).

2. «Всеми признана та истина, что от воззрения рождается похотение и наоборот: где не было воззрения, там и не возникнет похотения, как о том пишет Сирах:»Блуд женский в возвышении очес»(Сир. 26, 11). Потому-то глаз и окружен веками, чтобы, как девица (по-гречески – зрачок и девица), скрываться от посторонних во внутренних покоях». (Преподобный Никодим Святогорец).

3. «Как при пожаре, если желающий погасить его станет как-нибудь пресекать пламя сверху, нисколько не успеет в деле погашения. Если же отторгнет вещество горючее, пожар тотчас умалится и стихнет. Так и в отношении к блудным страстям, если не иссушить источника помыслов внутри молитвою и смирением, а только постом и умерщвлением тела вооружиться против них, то безуспешно будешь трудиться. Если же источник освятишь смирением и молитвою, то сообщишь освящение и внешнему телу». (Святитель Григорий Палама).

4. «Каждый человек принимает блудные помыслы, получает раны и побеждает в борьбе с ними. Если же нет, то падает. В этом цель бесов: блудный грех – это их полная победа на десятки лет! Они получают за это особые награды и повышения. Дело в том, что падение в блуд столь сильно поражает душу, что эта рана оказывается почти неизлечимой. Поражается именно ум, он открывается для помыслов и становится беззащитен на десятки лет… Можно сказать, что блуд полностью убивает душу. Если гнев разрушает на время, то блуд – просто уничтожает. Блуд парализует душу — не навсегда, но на какое-то длительное время…». (Монах Симеон Афонский).

5. «Итак, берегись от нежных рукопожатий, поскольку чувство, возникающее от прикосновений, намного быстрее вовлекает в грех. Знай же, что трудно освободиться от страстных чувств, возникших от осязания, и внемли себе всеми силами. И действия других чувств значимы, хотя иногда и кажется, что от них далеко до греха; осязание же – это уже начало греха. Внемли, чтобы не приближаться ни рукой, ни ногой твоей близко к телу другого, и уж тем более молодого». (Преподобный Никодим Святогорец).

6. «Послушай, что говорит Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену». Не сказал «для избавления от бедности или для приобретения богатства», но что же тогда? Чтобы мы избегали блуда, сдерживали похоть, жили воздержанно и были приятны Богу, довольствуясь своей супругой. В этом состоит дар брака, его плод и польза. Итак, оставляя большее, не проси меньшего: потому что богатство гораздо менее воздержания. Потому одному только нам надо жениться, чтобы избежать греха и избавиться от любого блуда. Потому должно жениться, чтобы брак помогал упражняться в воздержании». (Старец Иосиф Ватопедский).

7. «Когда нас искушает плотская похоть, в этом не всегда виновата плоть. Ведь плотская брань может происходить также от помыслов осуждения и гордости. Сначала нам надо отыскать причину постигшего нас искушения и потом уже предпринимать соответствующие действия. Не надо сразу, не разобравшись, в чём дело, противодействовать плотской брани постом, бдением и тому подобным». (Преподобный Паисий Святогорец).

8. «По причине блуда наступил и оный всемирный Потоп для называвшихся вначале «сынами Божиими», и на Содомлян сошел огонь с неба, и беды постигли Израильтян, согрешивших с Моавитянками. Блуд был причиной и оного уничтожения их во множестве, и для нас ныне, думаю, является причиной поражений от варваров и всевозможных внутренних и внешних зол и несчастий». (Святитель Горигорий Палама).

9. «Гражданский брак – ничто иное как блуд. Только в Таинстве Венчания супруги и их будущее потомство получают Божие благословение». (Старец Ефрем, скитоначальник афонского скита святого Андрея Первозванного).

10. «Помните постоянно, при нашествии блудных помыслов, возникновении потока их, особенно когда возникает навязчивость, значит, — тайное превозношение началось… Они — как спутники. Если мы себя выправим в смирении, помыслы уйдут… Целомудрие – это большая защита. Человек, не познавший блуд, для бесов не доступен. Разрушаются их козни. Бесы могут использовать только то зло, которое ты познал. Они узнают по твоей реакции, но главное для них – ощущать энергии человека. И чем чище у него энергии, тем он более недоступен для нападений. Они даже подойти не могут. Их ломает, их как током бьет на расстоянии». (Монах Симеон Афонский).

11. «Валяющийся в блуде является общей скверной для Церкви, и посему от такого всем долженствует отвратиться». (Святитель Григорий Палама).

12. «Свобода творить блуд, или невоздержанно есть и пьянствовать, или злопамятствовать, насиловать и убивать, или другое что в этом роде — совсем не есть свобода, а как Господь сказал: «всякий, творящий грех, раб есть греха». Надо много молиться, чтобы избавиться от этого рабства». (Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик и биограф преподобного Силуана Афонского).

13. «Наиболее распространён в современном обществе плотской грех. Демон плотского греха делает злую работу во всем мире, и мир уже давно превратился в Содом и Гоморру. Разумеется, большинство грехов делается тайно, а не явно. Если сейчас явно делаются такие страшные плотские грехи, то представьте, какие более страшные совершаются тайно. Разумеющий да разумеет». (Старец Ефрем, скитоначальник афонского скита святого Андрея Первозванного).

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»