Как найти наставника?

Фотография священника Игоря Палкина
Фотография священника Игоря Палкина

Найти духовного наставника подчас сложнее, чем спутника жизни. Для многих впервые пришедших в Церковь людей проблема такого поиска усугубляется отсутствием чёткого представления о том, кого и зачем они ищут. При отсутствии духовного опыта новообращенный христианин в новой для него системе отношений пытается руководствоваться привычными мирскими стереотипами и в конечном счёте испытывает разочарование. Не меньшей проблемой, если не сказать бедой, является отсутствие у большого количества регулярно исповедующихся и причащающихся прихожан самой потребности в постоянном духовном наставнике. Современному человеку крайне трудно кому-то полностью довериться. А без взаимного доверия духовнические отношения невозможны.

Не секрет, что наиболее распространённой причиной обращения современного человека к Богу является трудно переносимая скорбь в земной жизни. В числе прочего люди страдают от сложных отношений с родителями или вообще от отсутствия таковых, от неудач в семейной жизни, от разнообразных болезней, от отсутствия ценностно-близких людей. И вот, придя со своей бедой в храм, человек может попытаться компенсировать свои душевные неудачи общением со священником. Что это означает? Скорбящий человек хочет как можно быстрее уврачевать свою душевную боль. И от священника он в первую очередь ждёт душевного тепла и участия, отеческой опеки, дружеского расположения. Далеко не всегда это происходит осознанно. Даже если разговоры со священником будут преимущественно посвящены духовным проблемам, главным желанием человека будет устранение испытываемой им в настоящей момент боли. Одним из средств этого и будет Бог. Средством, а не целью! Но в Евангелии Господь призывает нас искать ПРЕЖДЕ всего Царство Божие и только потом всё остальное. А Царство Божие – это Он Сам, Бог Троица, и живое общение с Ним в Его любви.

Духовник может вести своё духовное чадо за собой в Царство Небесное, может идти с ним рядом, может его просто периодически поддерживать на этом пути, но во всех этих случаях цель духовных усилий наставника и его пасомого – Сам Христос, а не удовольствие от душевного общения с духовником. От этой ошибки целеполагания необходимо оградить себя в самом начале поиска духовника, особенно если к этим поискам приступает женщина, не реализовавшая себя в полноценной семейной жизни. Помощь в разрешении душевных проблем вполне могут оказать квалифицированные психологи, в том числе и православные. Психология, как и любая другая наука, предназначена для того, чтобы сделать земную жизнь человека более комфортной и безопасной. А Христос своим последователям честно обещает: «в мире скорбны будете».

Как найти духовного отца (духовника) в миру?

Далее необходимо оценить свою собственную способность или готовность к близким доверительным отношениям с духовником, особенно если в обычной мирской жизни опыта подобных отношений вообще не было. Даже в приходских храмах встречаются духовники, которые требуют от своих чад неукоснительного послушания в самых незначительных вопросах. Немалое количество мирских духовников, напротив, всячески уклоняются от жёсткого руководства духовными чадами. Стоит трезво оценить свою способность к послушанию на первоначальном этапе духовной жизни и искать соответствующего духовника.

Стоит предостеречь людей, по жизни ведомых, нуждающихся в «крепкой руке», от скорого и безрассудного предания себя во власть авторитарного духовника. Тайна послушания заключается в свободе, что принципиально отличает христианское послушание от армейской дисциплины. По слову преподобного Иоанна Дамаскина «то, что делается по принуждению, не есть добродетель». Опытный духовник сделает так, что его вновь обретённый духовный сын (или дочь) сам захочет подойти поближе, сам начнёт советоваться по всем духовным и житейским вопросам. И стоит крепко подумать о глубоких отношениях с духовником, который после первой встречи настаивает на исповеди за всю жизнь, откровении помыслов и исполнении строго регламентированного молитвенного правила.

Важным, но не всегда обязательным, является соответствие культурного, образовательного уровня и даже психологического способа мировосприятия духовника и его чада. Очень многие проблемы общения снимаются, когда люди говорят на одном языке, используют сходные метафоры и понимают друг друга с полуслова. Необязательным данное условие является в силу того, что чем больше преуспевает в духовной жизни духовник, тем больше он научается быть «всем для всех». Преподобный Паисий Святогорец, будучи по-мирски малообразованным человеком, находил общий язык с представителями самых разных национальностей, с простыми людьми и учёными мужами. И он не просто беседовал с ними на отвлечённые темы, но раскрывал им суть их духовных проблем и указывал пути их разрешения.

Если христианин преисполнен решимости создать семью или уже является супругом (супругой), то его регулярное общение с женатым приходским священником, в доме которого царит мир, может оказаться много полезнее, чем редкие наставления иеромонаха. Духовные проблемы тесно переплетаются с семейными отношениями, которые всегда остаются для любого внешнего по отношению к семье человека тайной. Для женатого священника такая тайна – реальность, тогда как для никогда не состоявшего в браке иеромонаха – всегда в некоторой степени теория.

Как найти духовного отца (духовника) в миру?

С чего же начать поиски духовника? С молитвенной просьбы помощи у Господа в этом важном деле. Для Него нет ничего невозможного. Доверившись Христу, надо начинать общение с теми священниками, которые служат поблизости, регулярно исповедуют людей и доступны для общения за рамками храмового богослужения. Если после нескольких исповедей возникнет желание доверительного общения со священником, стоит попросить его о личной встрече, в ходе которой подробно рассказать об обстоятельствах своей жизни и о своих духовных проблемах. Параллельно стоит присмотреться к духовным чадам этого священника. Ведь не исключено, что именно с ними в дальнейшем будет протекать наша церковная жизнь. Если поиски вызывающего доверия священника в близлежащих храмах не увенчались успехом, то необходимо расширить географию поисков. Но не увлекаться. Личную встречу с духовником, разговор лицом к лицу не заменят никакие современные средства коммуникации. Поэтому стоит остановить свой выбор на том священнике, до которого в критическую минуту реально добраться в любой ситуации.

Регулярная исповедь у одного и того же священника даст ему возможность провести качественную «диагностику» духовных проблем своего потенциального чада. Если с таким священником складываются доверительные отношения, стоит перейти к стадии жизни по совету, т.е. при возникновении любой проблемной или нестандартной жизненной ситуации после напряжённой личной молитвы Господу о вразумлении обращаться за советом к священнику. Именно за советом, а не за благословением (приказом) поступить тем или иным образом. Окончательное решение на этой стадии отношений с духовником человеку придётся принимать самому. В условиях всеобщей разобщённости современных людей, особенно в крупных мегаполисах, именно такой характер отношений со священником представляется наиболее реалистичным. Необходимым условиям близких отношений является совместное проживание жизни, а этого подчас нет и в современных крупных монастырях.

Как найти духовного отца (духовника) в миру?

Только в случае благоприятного развития отношений при жизни по совету стоит переходить к отношениям духовного сыновства, предварив их глубокой и искренней исповедью за всю жизнь. Собственно, только на этой стадии священник становится для христианина духовным отцом. Общение с духовником происходит постоянно и регулярно, а не эпизодически. Человек полон решимости без рассуждения исполнить любое благословение духовника. Но приступать к таким предельно доверительным отношениям с духовником надо крайне осторожно. На первых двух стадиях «знакомства» с будущим духовником надо поверять его советы и рекомендации на соответствие Евангелию и учениям святых отцов. А для этого необходимо постоянно читать Евангелие, изучать творения святых отцов и в реальной жизни учиться всему написанному следовать.

Духовное сыновство у разных людей может протекать по-разному. Человек, привыкший жить по инструкции, будет обращаться к духовнику за согласованием каждого своего шага. Тот, кто больше нацелен на конечный результат, будет просить благословение гораздо реже – в самых сложных и принципиальных ситуациях (женитьба, выбор специальности, разрешение сложных нравственных коллизий). По-настоящему опытный духовник обязательно учитывает отличия в душевном устроении своих чад и не выстраивает общение с ними по одному шаблону.

Нельзя, конечно, исключать и встречи со своим духовником, подобной любви с первого взгляда. Но, как и в мужеско-женских отношениях, в духовной жизни такая встреча редкое исключение на фоне часто встречающейся и ни к чему позитивному не приводящей влюблённости.

Особняком в духовничестве стоят старцы – те подвижники, которые получили от Бога дар узнавать и сообщать человеку волю Божью о нём. Вероятность стать духовным чадом старца крайне невелика. Их слишком мало, а поток обращающихся к ним за помощью людей огромен. Но это не исключает возможности обратиться к старцу в случае мучительного выбора жизненного пути, например, между монашеством или семейной жизнью. Но и в этом случае на поездку к старцу стоит получить благословение своего духовника.

В заключение хотелось бы порекомендовать всем приступающим к поискам духовника прочитать книгу протоиерея Вячеслава Тулупова «Как найти духовного отца и жить под его руководством».

  • 121 shares
  • 113Facebook
  • 2Twitter
  • 1Telegram
  • 1Viber
  • 1VKontakte

Структура и система

Это очень важно – структура и система. Любое действие Божье (в Писании и везде), оформлено в определённую систему или в определённую структуру.

В Писании Дух Святой сравнивается с елеем. Так вот, если у вас есть елей, но нет сосуда, у вас нет системы или структуры. Елей есть, но без сосуда он будет разлит на землю, он просто пропадёт и не будет никакого эффекта. Здесь кто-то из раввинов говорил, что в общине:

– Начал Дух Святой двигаться, пришло так много людей, и мы так выросли! – И потом через какое-то время они как пришли, так и ушли, и количество людей осталось то же самое. Это обычно происходит, когда у нас нет сосуда, или нет такой структуры, куда бы мы могли то, что Дух Святой делает, налить.

Я вначале хочу говорить об институте наставничества в церкви и немножечко свидетельствовать о том, какую хорошую и важную работу, для церкви и для общины, может этот институт сделать, также может сделать и плохую работу (это из серии ошибок, которые мы допускаем).

Факторы влияния на рост церкви

Когда речь идёт о росте количественном, то мы понимаем, что нет панацеи, это всегда совокупность факторов. И для того чтобы церковь росла, есть множество различных факторов.

  • Первый фактор – это действие Святого Духа. Мы не можем влезть в сердце человека, и никто не может родить его свыше усилием своей воли: напрячься, и так сильно верить, что человек – раз и родился свыше. Понятно, что это Дух Святой.
  • Второй фактор

В 2007 году у нас была небольшая церковь, где я был пастором, 120-130 человек (это на воскресном собрании). За год мы выросли до 300 человек (это тоже те, которые на собрании). Это не все, как говорил Алексей Ледяев, если позвать внучку, Жучку и всех остальных, то много наберётся. Рост, как для 2007-2008 годов, нормальный.. В первую очередь мы обязаны за это Святому Духу.

В течение года мы делились видениями, что есть в сердце Бога, о чем мечтает Бог. Делились до тех пор, пока это не загорелось в наших сердцах, в сердцах людей.

  • Третьий фактор

Мы увидели, что, как ни странно, но третьим моментом, который катализировал рост церкви, можно сказать, даже бурный рост в течение года – это институт наставничества. Именно наставничество было одним из тех моментов, который катализировал рост церкви. Этот институт, он побуждал людей как к евангелизации, так и выполнял свою прямую роль или прямое назначение: закрывал заднюю дверь церкви, то есть люди, которые в церковь попадали, по большому счёту в церкви оставались, а не выходили в заднюю дверь. Это большая проблема, когда у нас множество людей приходит и вроде бы обращается искренне, но мы видим, что остаётся намного меньше людей. Нужно закрыть заднюю дверь, и нет другого такого мощного инструмента, как наставничество, который мог бы это сделать. Поэтому я считаю, что наставничество – это один из очень важных библейских инструментов, которые должны присутствовать в служении церкви или общины.

Мы всегда действуем с Богом, «мы соработники у Бога» – Павел сказал об этом. Мы всегда с Ним действуем 50 Х 50. 50% – это работа Святого Духа, 50% – это мы. «Коня готовят на день битвы, а победа приходит от Господа». То есть если мы не приготовили коня, если мы не сделали свою часть работы, то даже если Бог дал нам победу, мы до нее не доскачем. Если не подтянуть хорошо седло, то по дороге к победе мы просто свалимся. Поэтому важно то, что делаем мы.

Роль наставничества в жизни общины (церкви)

Классическое место Писания – Притчи 11 , 14: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует».

Друзья, секрет благоденствия церкви – во множестве попечения, во множестве советников. Это Библия, это Писание. То есть, если мы хотим, чтобы церковь процветала, у нас должен быть хорошо развитый институт наставничества. И таких наставников и советников должно быть множество, а не кто-то один – «а при множестве советников будет благоденствовать народ».

Церковь будет расти, люди будут оставаться в церкви.

Написано: «Если в начале наставить юношу на правильный путь, то он до конца дней своих не свернёт с этого пути».

Это важно для того чтобы церковь (или община) была здоровой, цветущей и постоянно растущей. Наставничество даёт этот импульс росту церкви. Кроме того, наставничество – это такой институт, где большое количество людей можно задействовать в реальное служение. То есть не как бы ты служишь, ну просто проповедуешь, потому что надо служить и надо что-то делать. И люди себе находят какое-то занятие, которое очень часто не приносит реальный плод вообще в Царство Божье. То есть занятий много, но просто надо что-то делать, какую-то картинку делать, что есть какое-то движение в церкви и так далее. Но наставничество – это то, что связано с реальным служением. Вот, здесь реальный человек, реальный я. И то, что я делаю в его жизни, это сказывается на нём, на его душе, на его христианском пути и так далее. Поэтому я думаю, что это очень важно.

1Коринфянам 4:15: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием».

– Апостол Павел здесь говорит к Коринфской церкви. Речь о том, что она перестала воспринимать духовный авторитет Апостола Павла. Он напоминает им и настаивает на своём духовном отцовстве.

Павел пишет : у вас там, в Коринфе, тысячи наставников…

Представьте себе, в одной церкви Коринфской – тысячи наставников. Не один, не два, не просто какое-то служение наставников, а тысячи! То есть — это было настолько массовым явлением, которое захватило абсолютно всю церковь. Большая часть церкви была вовлечена в это служение. Большая часть церкви! Это такое служение, которое настолько необходимо! Это не какое-то эксклюзивное служение, особенное. Знаете, есть специфические служения. Это мы можем назвать ещё хлебным служением. Вот, знаешь, как без хлеба ты не проживёшь, вот хлебное служение, настолько необходимо и настолько жизненно важное.

Поэтому когда мы смотрим на апостольскую церковь или на церковь первую (ещё называем мы её), и мы видим там успех, мы видим феноменальный рост, мы видим феноменальное распространение, мы видим жизнь этой первой церкви. И одной из важных составляющих успеха первой церкви является наставничество. Они смогли быть настолько успешными, потому что они смогли поднять этот институт наставничества. Как они это сделали, я не знаю. Там деталей нет. Может быть, если вы найдёте – покажете мне, но я не вижу деталей. Потому что детали – это наше поле творчества с вами, наше поле поиска Бога и так далее. Но это принцип: «у вас тысячи наставников». Я думаю, что это было не только в Коринфской церкви. Это то, что было распространено в то время. Поэтому я верю, что сегодня успех церкви заключается в том, чтобы поднять многотысячную армию наставников.

Определение «наставничества»

Несколько слов о том, что такое «наставничество». Кто из вас постарше, может быть, вы помните, что в советское время на производствах был такой институт наставничества, были наставники. Я помню, нас привели из школы на экскурсию на завод и говорят:

– Вот это Василий Иванович, он наставник, он заслуженный, он наставляет молодёжь. – Это что значит? Это значит, что он делится с молодёжью своим опытом, своими навыками, своими знаниями. То есть всё, что он приобрёл, он это передаёт молодёжи.

Интересно, что бизнес — структуры, они понимают важность наставничества. И в бизнес — сфере есть даже определение «наставничества». Но, в общем, если мы возьмём и сведём к очень простой формуле что же такое наставничество? Наставник – это человек, который делится с новичками (если это бизнес, то с новичком; если это церковь, то это новообращённый человек) своим знанием, навыком.

К примеру, я могу сказать:

– Надо молиться! – Но человек понятия не имеет, что значит «молиться» вообще, у него отсутствует это напрочь. Поэтому нужен навык в молитве. Знания, навык и опыт свой.

В Библии греческое слово «наставник», – это «детоводитель». Если взять по ключу Стронга, то там конкретно написано, что это «детоводитель». И детоводитель, он отличается от педагога. Если мы берём, к примеру, греческий язык, то педагог – это тот, который излагает материал (вот, как я сейчас из-за кафедры). А наставник – это был немножко другой человек. И если мы посмотрим греческую культуру того времени, я ещё в детстве, помню, читал книгу, это была книга о Древней Греции, и там главными героями этой книги был маленький мальчик и его детоводитель или раб, который был приставлен к нему. Он всегда был рядом, брал его за руку и водил всюду-в школу и т.д. Как правило, эти рабы были грамотные (а среди рабов немного было грамотных людей), они помогали делать уроки и так далее. Поэтому это детоводитель.

Есть люди, которые в буквальном смысле нуждаются в том, чтобы какое-то время, какой-то этап кто-то брал их за руку и водил путями Божьими. Если не будет таких людей, есть много людей, у которых нет шанса познакомиться с Христом. К примеру, у меня есть соседка, она верующая уже лет 20, и ей свидетельствовал я и моя мама. И она всё время обещала, что она придёт в церковь, но она не приходила. И тогда моя мама начала делать вот что: заходить к ней каждый день, брать её за руку и вести в церковь. И она делала это два года: водила её в церковь, потом водила её в библейскую школу за руку. Потому что та по дороге в библейскую школу либо на базаре зависала, либо ещё где-то. И вот, она водила её 2 года, объясняла ей основы веры, объясняла ей, как понимать Писание, как читать, как молиться. Результат: она верный член нашей церкви 20 лет. Если бы не было детоводителя – не было бы шанса у этой женщины познакомиться с Христом, а у нас бы не было сестры в церкви верной, посвящённой, наученной. Кто это сделал? Это сделал наставник-детоводитель. Представьте, если у нас поднимется армия таких людей, которые будут в этом видеть своё служение.

Знаете, очень часто мы можем говорить людям:

– Ты призван! У тебя великое призвание! – И люди по-разному как-то это воспринимают. У нас одна молодая сестра, у неё служения нет в церкви, и к ней подошла лидер прославления нашего и говорит:

– Слушай, у нас некому шнуры скручивать, когда заканчивается прославление. Нам нужен человек, который послужил бы нам. Давай, каждый раз после собрания, ты будешь их скручивать, собирать….

Она говорит:

– Нет! Это не моё призвание. Моё призвание большое, оно на весь мир!

Лидер прославления говорит:

– А, я поняла, это моё призвание. Всё, я буду продолжать это делать, как делала это многие годы.

Когда мы начинаем учить людей о служении, важно учить, что это реальное служение Христу, и что это может быть призванием человека. Потому что дары различны, призвания у людей различны, и оно ничем не меньше, чем призвание быть апостолом, если ты, верно, его исполняешь. И я думаю, что эффект будет потрясающий!

Итак, мы увидели, что у нас в то время, когда церковь выросла, она была охвачена наставничеством. Новообращенные были нарасхват. То есть человек, как только перешагивал порог церкви, всё, его кто-то сразу – раз за руку детоводитель и потянул. Всё, попал! У нас там специальные пособия по изучению Библии и наставник занимался. Там 31 тема. Начинается с того, что Бог есть, и заканчивается тем, что: «я посвящаю всю свою жизнь Христу». Они очень простые, это то, о чём за 15 минут можно с человеком поговорить. И все люди были охвачены. У новообращённого не было шанса просто, чтобы его кто-то не взял за руку и не повёл. И сейчас те люди, которые в то время покаялись, и они выросли, они свидетельствуют, говорят:

– Слушай, как было круто! – Я говорю в прошлом времени, я объясню, почему. – Как было круто, потому что просто наставничество нас сформировало и взрастило, и сделало нас служителями. – Вот с того времени есть много пасторов, которые у нас выросли. Именно благодаря тому, что был дан очень хороший такой толчок, старт.

А потом с наставничеством начало что-то происходить у нас. И мы перестали делать акцент на него. И я перестал это делать интуитивно, потому что я начал понимать, что что-то не то. Наставничество перестало работать на церковь, а начало работать против неё. Я объясню сейчас, почему.

Ограничения в служении наставника

Дело в том, друзья, что у наставничества (у наставника) и вообще у этого института, как и у любого другого, есть свои ограничения, есть свои границы. У любого служения есть свои границы, кроме служения Иисуса Христа, у него границ не было. Когда мы говорим о наставничестве, у наставника есть границы в его полномочиях и есть границы в том времени, которое он должен влиять на человека. Вот эти два важных ограничения. Мы заметили, что из-за того что наставники не были ни чем ограничены, они переходили эти границы, и они так влияли на людей, что люди стали изолированы от влияния других даров, от влияния пастора, например.

Я подхожу к человеку и говорю:

– Слушай, ты знаешь, Слово Божье говорит, надо тебе вот так, вот так и вот так делать.

И он мне говорит:

– Нет! Потому что мой наставник учит меня по-другому. А я должен быть послушен моему наставнику! – потому что наставник его этому научил, что он должен быть послушен своему наставнику. Я смотрю и говорю:

– Подожди, но я же твой пастор!

Он говорит:

– Да, пастор, я понимаю… Но должен же быть порядок. Я же должен быть верен своему наставнику!

Ошибки при наставничестве

Мы увидели, что для наставничества необходимы ограничения в полномочиях и во времени. Мы увидели несколько ошибок, которые мы сделали из-за того, что не учили ограничениям людей.

      • Наставники брались решать вопросы, для которых у них не было ни полномочий, ни благодати. Я не знаю, может, это у меня только так в служении. Но кто из вас в служении сталкивался с тем, что у человека проблемы в семье и хороший, сердобольный наставник, а чаще всего – наставница наставила (исходя из своего опыта житейского), как нужно поступать в семье. Пример: Муж никак не может понять жену и ведёт себя неправильно, и вот такой совет:

– А ты возьми и на время от него уйди. Он поймёт, что он поступил неправильно, придёт к тебе, встанет на колени и скажет: дорогая, я всё понял, возвращайся! – И таким образом просто разваливались браки. То есть глупее совета вообще дать невозможно.

Библия говорит, что «каждому нам дана благодать — по мере дара Христова». Есть дар и на этот дар дана мера благодати, определённая. И если человек-наставник – это важнейшее служение, но оно ограничено той благодатью, которая дана. Благодать дана для наставления, то есть это начатки веры, начатки пути Господня, дать старт человеку, показать начало его жизни с Богом и хождения с Богом. Когда этого нет, это начнёт играть против церкви.

      • Следующий момент. Наставники завязывали верующих на себе, то есть требовали посвящения себе и послушания себе. И таким образом, люди как бы оказывались заблокированными на своём наставнике, и их рост духовный прекращался, они не могли вырасти дальше своего наставника. Вот они упёрлись в своего наставника и всё. Потому что только он! Ну, ещё есть возможность пастора послушать из-за кафедры.

Но, друзья, вот то, что я обнаружил. Тот, кто говорит человеку лично, глаза в глаза, всегда выиграет у того, кто говорит из-за кафедры. Всегда! Сколько раз я замечал: я проповедую на какую-то тему, человек прослушал и приходит ко мне в офис на консультацию. На этой неделе я проповедовал на эту тему. У него проблема, и он говорит:

– У меня вот такая и такая проблема, Я беру и ему пересказываю свою проповедь. Только пересказываю, и мы сидим уже на диванчиках, на креслах, и я глаза в глаза пересказываю ему. А он: – Пастор, спасибо, я всё понял! Сейчас это сработает в моей жизни!

Я понял, что всегда, когда лично разговариваешь, что бы ты ни говорил, это попадает. Из-за кафедры – ну, там такое разбросанное: что-то попало, а что-то пролетело просто мимо, далеко. Поэтому у нас получалось так, что наставники начали влиять на церковь и на людей сильнее, чем старшие служители. Люди стали настолько на них завязаны, что не смогли вырасти дальше. Как правило, они не смогли развиться, найти свои дары, своё призвание, служение. Потому что если наставник видит свой дар или своё призвание, он в это будет тянуть и человека, которому он служит. Потому что он ничего другого не знает, но это его видение жизни.

      • И третий момент, Наставники ожидали, что люди будут верны и посвящены им на всю жизнь. Даже вот так вот учить начали:

– Всё, ну, ты же со мной, и это отношения на всю жизнь наши с тобой! Всё, это же на всю жизнь! Это вот такое на всю жизнь!

Конечно же, в этом есть ограничения. Друзья, вы же знаете, что даже пастору никто не может быть верен на всю жизнь. Невозможно это! Потому что хорошо и правильно быть верным пастору, но в Откровении написано «Будь верен до смерти», кому? Христу. Там в контексте имеется в виду, что это Иисусу. Будь верен Ему до смерти. А я не могу потребовать от человека:

– Слушай, ну, всё, ты мне должен быть верен до смерти!

Причём эти наставники, они не плохие люди, я сейчас их не осуждаю. Они хорошие! Но вот, правда, искренние христиане, любят Господа и хотят доброго, и служить хотят. Но из-за того что (это наша вина была, мы не понимали на тот момент) мы не поставили ограничений определённых, они пошли настолько далеко, насколько им разрешили идти, не понимая, что происходит, и не понимая, какую медвежью услугу они оказывают людям и оказывают вообще церкви и служению. Поэтому когда мы начали разбираться с этим всем: что же случилось? Почему у нас институт наставничества перестал приносить огонь, который приносил? Перестал быть этим катализатором роста церкви? Перестал как бы приводить людей к такому огненному посвящению Христу и служению, к жертвенности и так далее?

Гал. 4: 1-2, «Ещё скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом .

– Здесь контекст понятен, речь идёт о законе, что закон был (там так и сказано) «нашим детоводителем ко Христу». Но образ взят снова же из греческой жизни. Потому что пишется галатам, Галатийской церкви, которая была в греческой культуре.

И здесь написано: «пока в детстве, ничем не отличается от раба».

– человек, который уверовал, он практически не отличается от неверующего человека, но, –

«он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом «.

Вот этот попечитель – это и есть детоводитель. Наследник подчинён детоводителю, но до конкретного срока. То есть, ты занимаешься с этим человеком, вот такой вот срок и не больше. Иначе твоё влияние будет наоборот негативным на него. Там будет уже примесь человеческая, душевная. От него ты захочешь верности, ты захочешь послушания. Это же психологическая вещь. Ты же столько в него вложил! Хочется, чтобы не только Христу была отдача, но и себе! И это человеческая природа наша. Если вы служители, вы с этим должны были сталкиваться. Не знаю, ну, разве что вы Ангелы. J Но если ты служитель, и ты вкладываешь в человека, а потом человек куда-то уезжает, уходит или ещё что-то, или делает не так, как ты ожидаешь, – что мы чувствуем? Разочарование, боль и так далее. Нам же хочется отдачу тоже увидеть в своём служении! Но мы понимаем и в случае с наставниками, мы понимаем тоже, Но отдачу должен получить Христос, Господь должен получить. Поэтому срок – «до срока, отцом «.

А если мы говорим о церкви, то, друзья, хотим мы того или не хотим, и несмотря на то, что эта истина была дискредитирована, но духовное отцовство существует объективно. Мы можем говорить «чтобы не называть никого отцами». Но Апостол Павел претендовал на отцовство духовное. И если разобраться, что имел в виду Иисус, когда Он говорил «не называйте никого отцами или учителями», а апостолы назывались учителями и отцами, и людей называли своими сыновьями духовными. В церкви или общине, есть духовное отцовство. Человек, который несёт ответственность за людей. Именно они назначают срок, сколько длится ответственность. Тебе дали человека на время, чтобы ты сделал свою работу, а потом этого человека нужно дальше передать иным дарам, потому что в церкви много даров. Чтобы на него мог влиять пастор, отцовство, могли повлиять учителя, и развивать этого человека «в меру полного возраста Христова». Чтобы он созидал церковь.

В итоге у нас получилась «прокладка» между старшими служителями церкви и людьми. Их вовремя не передали. И мы не могли понять:

– Да что же такое?! Вот мы, как старшие служители, вместе молимся, ищем Бога, получаем от Него откровения – мы горим! – Вот реально мы переживаем Духа Святого, мы переживаем вот эту ревность. А в церковь это не доходит, теряется. И мы думаем: – Почему раньше доходило, а сейчас не доходит? – А потому что там – прокладочка. Всё уже! Там стоит человек, который слушает пастора, фильтрует всё, что пастор говорит, и потом в личном общении говорит своему подопечному, только своё понимание и своё видение того, что он слышал. Не то что пастор сказал, а то, как он это интерпретирует. И всё, и у нас церковь получилась вот такой отрезанной.

Поэтому мы не отвергли наставничество, потому что мы понимаем, насколько оно важно, и мы видели на примере, как оно сработало у нас в церкви. Но нам сейчас важно, и мы сейчас в процессе этого находимся переформатирования. Мы там и домашние группы в этом смысле переформатировали и так далее. Мы хотим, чтобы наставничество снова заработало. Мы хотим, чтобы оно снова стало влиятельным, и чтобы оно снова работало на церковь. Но теперь мы понимаем: наставников нужно обучать и им нужно поставить границы определённые, и за этими границами нужно следить, должны быть пограничники. Любая граница, которая не охраняется, перестанет быть границей, друзья, её будут пересекать как угодно. Поэтому границы должны быть и служители, они должны за этими границами наблюдать.

Разница между наставничеством и отцовством

Духовное отцовство необходимо. Апостол Павел писал: «у вас тысячи наставников, но не много отцов».

И вот это, «духовных отцов не много» – с одной стороны, это объективная реальность, а, с другой стороны, это большая проблема церкви. Именно отцы приносят баланс и приносят покров, защиту от всего: от нашего человеческого несовершенства, от лжеучений. Если в церкви есть отцовство – церковь будет чувствовать себя в безопасности, и люди будут нормально там развиваться. Наставники, в силу своего дара, не могут дать отцовства. Отцовство – это другой уровень зрелости. Просто есть люди, которым Бог дал благодать быть отцами.

Я смотрю на некоторых верующих: хороший, 20 лет верующий прошёл все школы, искренний… Но он не может быть отцом, потому что отец должен иметь широкое сердце, которое принимает абсолютно всех в любом состояни. У отца должна быть твёрдость, потому что если папа только по головке гладит, то потом будут проблемы. Отцовство важно!

Наставники должны научить людей правилам Царства Божьего. В Царстве Божьем есть правила. Мы пришли из мира и написано, что «мы вошли в Царство возлюбленного Сына». Здесь совершенно другие правила, они абсолютно не похожи нате правила, по которым мы в мире живём. Люди этого не знают. Вот, они совершили эту алию, они переехали в Царство Божье, и они не знают теперь законов этого Царства. И вот здесь нужны наставники, которые учат. Их задача, чтобы люди начали эти правила соблюдать и выполнять, подчиняться им. Сын, «он подчинён этим наставникам до срока, отцом «.

В отцовстве происходит по-другому, если наставники подчиняют людей правилам, то отцы берут эти правила и заставляют работать на детей. То есть смотрите, наставник может сказать:

– Это суббота и всё! Нельзя!

А отец приходит и говорит:

– Слушай, так не человек же для субботы, а суббота для человека. Не человек для правил, а правила для человека.

Наставники имеют дело с разумом человека, а отцы имеют дело с сердцем человека. И если у нас будет только наставничество хорошее, то у нас будет прекрасный интернат. Будут правила все, и они будут чётко исполняться. То есть вовремя будет завтрак, обед, ужин, сон по расписанию, прогулка и всё остальное.

Только нет папы, и сердце человека полностью в заброшенном состоянии.

Так вот, вместе с наставничеством очень важно, чтобы был другой институт. Это институт отцовства, он, будет балансировать институт наставничества. Потому что «неверные весы – это мерзость всегда перед Господом». И поэтому внутри церкви, внутри собрания всегда должен быть здоровый баланс между наставничеством и между отцовством. И, как правило, если эта церковь только началась или, может быть, она небольшая, и там не будет много отцовства. Иногда отцом просто будет пастор.

Причины ложного отцовства

Я сказал, что эта истина была дискредитирована по причине:

      1. Ложное отцовство – это когда отцы используют детей для своей выгоды;
      2. По причине незрелого отцовства — от него деться некуда.

У меня три сына.

– Наш старший – это экспериментальный вариант (шутка).

Почему? Потому что когда он родился, нам по 20 лет было. И я сделал на нём все ошибки, которые можно только сделать. По милости Божьей он с Господом остался. И понятно, что уже со вторым мы не повторяли ошибок. А третий должен выйти совершенным. J

Но все равно, мы никуда не денемся от незрелого отцовства. Мы должны понимать, что отцы тоже растут, они должны вырасти. И мы должны понимать, что если вы только недавно занялись служением, то вы будете, как отец, делать ошибки. И это очень важно, потому что есть то, что дискредитирует институт отцовства. Когда мы решаем, что:

– Если я отец, и я непогрешим.

Об этом говорил Иисус: Никода не называйте отцом с большой буквы. Потому что вот таким непогрешимым Отцом, Который не делает ошибок, и Которому всё наше посвящение принадлежит до смерти, может быть только Бог. Но все земные отцы, они всё равно делают ошибки. И поэтому отцовство точно так же необходимо, как наставничество. Но мы должны понимать, что это отцовство растёт. Если вы молодой отец, то надо думать:

– Я буду расти, – и нужно быть критичным по отношению к себе, что, – я буду делать ошибки, чтобы можно было их исправить.

И также под вашим началом могут быть незрелые отцы. И вам нужно иметь терпение и достаточно милости для них, чтобы дать им возможность тоже вырасти в зрелых отцов. Потому что они будут оказывать правильное влияние на церковь всё равно, как бы там ни было. Поэтому должен быть этот баланс между наставничеством и между отцовством.

Хочу ещё раз пройтись и сделать ударения.

Отличительные черты наставничества

1) Без наставничества не будет процветающей церкви, потому что «при множестве наставников благоденствует народ».

2) У наставничества, как и у любого служения, должны быть свои рамки или свои ограничения.

3) Для наставничества нужен баланс, присутствие отцов или отца в церкви.

Вопросы участников и ответы спикера

      • Вопрос: Кто определяет, когда человека нужно передать отцу? На каком этапе?

Валерий Григораш: Система. В небольшой церкви или общине, все просто.. Ты смотришь, наблюдаешь, все люди у тебя, как на ладони. Ты видишь, когда пришло время. Когда это большая церковь — невозможно это отследить. Должна быть система какая-то. То есть вы решаете, сколько наставник должен влиять на наставляемого, и как он должен передать его. Может быть, дальше, чтобы человек двигался, подвязать его под служителя старшего. Вот допустим, у вас коленные. Сколько коленных здесь присутствующих могут заниматься наставничеством с новообращенными? Нисколько, ни один не сможет; это невозможно. Кроме коленных есть ещё какие-то люди, которые тоже занимают позиции в служении, которые из-за своей позиции в служении, из-за возложенной на них ответственности, не могут заниматься новообращёнными. Поэтому есть наставники. Но когда человека взрастили уже до определённого возраста, тогда уже должен вступить другой дар: старший служитель или лидер. Ему уже дали (поймите меня правильно, в кавычках я говорю) «материал» для работы, с которым он может работать уже. Там процесс уже, как конвейер. Это всё неодушевлённые вещи, но мы говорим о системе. Поэтому она должна быть разработана и играть определённую роль.

Добавление (брат): «Я дополню пастора Валерия. У нас это работает. В нашей церкви, есть школы, которые доводят новообращённого человека до уровня служителя и до уровня отцов. То есть это та система, о которой только что говорили, что если человек пришёл в дом Божий и родился свыше, то ему нужно дать основы христианства. Но как только он заканчивает школу для новообращённых, ему нужно дать шанс встать на следующую ступень своего духовного развития – это побудить его к священнослужению. Дать ему второе образование, потом – третье. Есть ступеньки подъёма в служении и вообще в росте, где будут и вот эти ограничения, где будут и обозначения. И когда человек пришёл в школу для служителей, он имеет право стать лидером. Потому что новообращённый лидером стать не может. Поэтому его нужно взрастить, дать ему какую-то базу знаний, чтобы пастор мог сказать:

– Вот теперь ты можешь занять лидерскую позицию в церкви.

Человек стал лидером, он служит и проявляет свои какие-то качества. Даёшь ему третий уровень знаний, то есть ещё более высокий, глубокий, и ты уже теологию вкладываешь туда. И говоришь:

– Вот теперь ты можешь вырасти в пастора!

Мы сами определяем уровень и смотрим за человеком. Есть школы, которые практически исполняют роль детоводителей от младенца до священнослужителя, до пастора».

      • Вопрос (брат): «Как поступать с человеком, который всегда учится и никогда не может постичь познания?»

Валерия Григораша: Это тайна. Что с ними делать, я не знаю. У нас есть такие люди, которые были на всех наших школах. Другие злились на них:

– Пастор, давай не будем пускать или ещё что-то…

Я говорю:

– Ну, вреда церкви не приносят?

– Нет, не приносят.

А если будут вред приносить, то тогда, конечно, ну, что делать?..

– Ну… пусть ходят тогда…

      • Вопрос (брат): Все потом наставники согласились, когда хотели отпускать своих учеников: Когда вы это увидели, поняли и начали с ними разбираться?

Валерий Григораш: Ну, вы бы согласились? Этот процесс. Мы разговаривали, говорили, мы там организовывали встречи служителей. У вас колена, а у нас ветки есть, и вот, я приезжал сам на ветки, я брал Слово, мы разбирали Слово, смотрели это всё и так далее. То есть мы как бы лечили болезнь, которую мы сами запустили, потихонечку. И сейчас у большинства как бы всё нормально, всё на место встало. То есть чему я научился за время служения? Когда мы производим какие-то перемены в служении, самое важное – не спешить, то есть не рубить сплеча, делать очень-очень постепенно.

Притча о рояле

В церкви пришёл новый пастор, и там старый рояль стоял в церкви. Перемены, новая метла, в основном, метёт по-новому. И пастор решил переставить этот рояль в другой угол. Он переставил рояль, полцеркви поднялось, возмутилось:

– Этот рояль стоял в том углу, ещё наши дедушки, когда сюда ходили! – И выгнали пастора. Это в Америке было, там могут, умеют они пасторов выгонять.

И тогда пришёл второй пастор. И через какое-то время, пастор, которого выгнали, попал в эту церковь, и увидел, что рояль переставлен, пастор на месте, с церковью всё в порядке.

Он говорит:

– Слушай, как тебе это удалось? У меня тут такая буча поднялась!

А тот говорит:

– А я по пять сантиметров каждую неделю этот рояль перемещал, – и так потихонечку он его передвинул.

Поэтому когда мы производим перемены, главное – не спешить. Это принцип Бога, Он говорит: «Я мало-помалу буду прогонять от тебя врагов». Я это прочитал и думаю:

– Я тоже буду всё мало-помалу делать.

      • Вопрос: Ограничения для наставников как-то прописаны?

Валерий Григораш: Да. У нас есть пособие-31 урок, пособие простое. Существует определенное время для занятий, и потом наставник привязывает человека к домашней группе, подводит его к лидеру и говорит:

– Вот твой лидер, вот твоя овечка давай занимайся, – и так далее.

Мы учим о том, какими вопросами не могут заниматься наставники. Это табу: они не могут давать консультации по семье; вообще любой совет не могут давать, это однозначно; не могут быть учителями, богословами. Только начатки веры – это то, что они могут.

      • Вопрос: Скажите, пожалуйста, есть ли динамика в росте наставников, как служителей? Или они остаются в большей степени вот на этой позиции?

Валерий Григораш: Есть люди, которые призваны к одной позиции на всю жизнь. То есть человек, который всю жизнь будет молитвенником; есть человек, который всю жизнь будет петь в хоре. И это неплохо, всё зависит от призвания. Конечно же, есть люди, которые призваны пойти дальше, и это хороший опыт – служить наставником, хорошее начало – послужить наставником. И у нас есть целая программа, мы нуждаемся в старших служителях, в пасторах, мы их ищем просто. Мы смотрим за человеком, и если у него проявляется дар, если у него проявляется его призвание, мы начинаем его двигать в служительскую школу, в пасторскую школу. Начинаем давать ему задания, поручения, потом позиции другие, если он совсем справляется, потихонечку начинаем его продвигать.

Очень много членов церкви призваны быть верными на одном месте всю жизнь. Очень много! Именно вот это и есть основная сила церкви.

Знаете, когда человек верный, и ты знаешь, что он там стоит. Как у меня был ходатай мой личный, одна сестра. Она сейчас уже не служит по причине возраста; не позволяет ей возраст, там уже к 80-ти. И она уже не может так активно молиться, как она ходатайствовала. И она в течение 15-ти лет была моим личным ходатаем. Я знал, что она точно будет на этом месте; я знал, что у неё не будет никакого левого откровения. Всё, она будет там, и она будет там, и она будет за меня ходатайствовать. И я это чувствовал очень сильно.

Все материалы, размещенные на сайте Pretreat.in.ua, являются собственностью сайта.
Информация, размещенная на сайте может свободно использоваться для републикации на других ресурсах с обязательным упоминанием сайта и ссылкой на страницу публикации.

Давно хотел написать статью на тему поиска наставника или ментора в бизнесе.

Недавно коллега из ArtJoker запостил запрос с активным обсуждением. «Спрос есть”,- подумал я.

Мини книга «Тайм-менеджмент и личная эффективность”

Как успеть всё или хотя бы многое? Как ежедневно продвигаться к своей цели? Обзор инструментов планирования и тайм-менеджмента от Павла Обода.

Опишу свой личный опыт, который, конечно же, основан на «плечах великих” – опыте других людей.

Пожалуй, найти правильного наставника еще сложнее, чем себе половинку. И там и там не принято этот процесс систематизировать и планировать. В обоих случаях выбор определит дальнейшую жизнь.

С другой стороны, если вы будете знать, кого и зачем ищете, то, наверняка, вскоре вам выпадет благоприятная возможность. Так как вы искомое у вас будет постоянно на радаре.

Зачем нужны наставники

Само собой прохождение пути с проводником будет намного легче, а зачастую и интересней. Более того, по собственному опыту альпинизма знаю, что при средней и ниже подготовке восходить стоит только с опытным инструктором.

Проблема всех собственников и директоров, что над ними обычно нет никого, кто мог бы их направить и поддержать дельным советом. Отчасти помогают сообщества и коллеги. Но, увы, при этом не хватает системности, которую может дать опытный ментор.

Далее, регулярное общение с Личностью с большой буквы воодушевляет на новые успехи и значительно расширяет картину жизни.

Принято считать, что доход человека равен среднему арифметическому дохода его окружения. Даже, если не мерять все деньгами, понятное дело, что продуктивное общение с человеком, который достиг результатов в своем деле в десятки раз больше нас – серьезная заявка на пересмотр многих вещей и подходов.

Практически всегда, наставники – это еще и доступ к новым связям. Мои старшие товарищи с удовольствием делились со мной своими контактами и помогали по вопросам в различных сферах.

И самое важное, на мой взгляд, – это совет и поддержка по сложившимся ситуациям.

Мы привыкли действовать, исходя из своих привычек и мнение человека «с горы” весомо расширяет диапазон решений.

Кто мои наставники и как я их нашел

В разных книгах по эффективности я читал о необходимости проводников по жизни. Целенаправленно я искал их далеко не всегда.
К моему удивлению, успешные, сильные люди с удовольствием бескорыстно помогают начинающим. Часто в ущерб своим делам. Это определенно стоит учитывать, когда вы будете в режиме поиска.

Каневец Георгий Евдокимович – доктор технических наук, профессор

академик 4-х украинских и 9-ти иностранных академий наук (Россия, Англия, США), доктор технических наук, профессор. Президент-основатель Академии наук технологической кибернетики Украины, президент-основатель Международной академии наук, технологий и инжиниринга.

С ГЕК-ом, так он себя называет, мы познакомились на его лекциях по стратегическому управлению в Харьковском политехе. С тех пор уже более 10 лет общение с ним доставляет мне огромное удовольствие и отношения с ним я очень ценю.

А началось с того, что я подходил к Георгию Евдокимовичу на парах и беседовал на политические и общественные темы. Потом преподаватель стал приглашать к себе домой на чай и мы продолжали беседы там.

ГЕК учит своим примером никогда не унывать, всегда безудержно работать и принуждать себя ежедневно к труду.

Опыт его работы и личная история жизни воодушевляют.

С Абдурахманом Шайхаловым я познакомился где-то в 2008 году в Харьковском Клубе Предпринимателей. Тогда я только делал первые шаги в своем деле.

Абдурахман – опытный предприниматель и переговорщик, последнее время сконцентрировался на недвижимости, как в Харькове, так и за рубежом, в частности в Черногории.

К нему я начал обращаться просто за советом по переговорам, ситуацией с заказчиком.

Было безумно приятно, когда уже состоявшийся предприниматель не жалел времени и по косточками разбирал мой кейс с клиентом.

Сейчас Абдурахман помогает мне делать первые шаги в недвижимости и даже в финансовых инструментах.

Шатилло Вячеслав Викторович – также опытный предприниматель, основатель бизнес-школы «Абис”. Сейчас преимущественно консультирует крупные харьковские ритейл-компании.

Мне порекомендовал пойти на занятия в школу менеджеров мой товарищ Стас. Он говорил, что для него знакомство с этим человеком – самое значимое событие в его жизни за последние три года. Через время нечто подобное уже говорил и я сам.

Вячеслав Викторович привил мне культуру финансового да и обычного планирования. Жена иногда даже шутит, когда я слишком что-то планирую, что «тебя Шатилло укусил”.

Шатилло также заражает и удивляет своим оптимизмом, работоспособностью, умением сосредоточенно вникать в детали.

Алексей Скрыпник – основатель IT компании Eleks, с центром разработки во Львове, общественный деятель и депутат Верховной Рады прошлого созыва.

С Алексеем я познакомился на нашей же конференции Outsource People еще в Харькове в 2013 году. С тех пор Алексеей выступает практически на всех наших конференциях в Киеве и даже в Минске с первоклассными и живыми докладами. Отдельных слов стоят закрытые встречи, на которых он рассказывает живые, яркие истории и, главное, поучительные истории из своего богатого опыта.

Я обратился к основателю Eleks с просьбой посоветовать, как развивать свою IT компанию, и Алексей, к моему удивлению, таки согласился помочь. Раз в один-два месяца мы встречаемся и Алексей советует по текущим ситуациям и подсказывает шаги по дальнейшему развитию.

Александр Орлов – опытный менеджер и интернет-предприниматель, управляющий партнер Школы менеджеров Стратоплан.

До (и после) того, как попросил Александру помогать с проектом Bright Outsource, я с интересом следил за его проектом Стратоплан. Продолжаю следить и сейчас. С самого начала и до сих пор данный проект для меня пример для подражения.

Уже смутно помню, как именно мы познакомились, но долгое время мы приглашали друг друга на онлайн и живые мероприятия и организовывали совместные проекты.

На Минской конференции весной 2016 года я попросил Сашу консультироватя меня время от времени по развитию образовательного бизнеса, что Александр с самоотдачей и делает.

Личный опыт наставничества

Я сам уже достаточно давно стараюсь помогать знакомым и не только в своем окружении. Иногда это выглядит, как просто советы за чашкой чая, а иногда также занимаюсь профессиональным коучингом и наставничеством.

Из достижений – помощь в развитии начинающих IT компаний и консультации по бизнес и HR конференциям.

Этот опыт позволяет мне лучше понимать моих наставников.

Как же найти наставника и уговорить помогать

Личность, с которой вы хотите больше общаться, должна быть вам симпатична. Будет замечательно, если вы разделяете с ней одни ценнности, если у вас обнаружатся общие интересы.

Возникает вопрос: зачем успешные и очень занятые люди будут тратить на вас время?

Загадка, как мне кажется, раскрывается в следующей истории.

Однажды в Киеве мы сидели с Алексеем Скрыпником в кафе и к нам зашел его знакомый. Знакомый Алексея спросил, чем он это тут занимается. Алексей ответил «отдаю долг”.

Понятное дело, что долг был не мой личный. А кто-то когда-то точно также помогал ему советом и поддержкой. Часто такими людьми движет желание отдавать и помогать. Надеюсь, это в природе каждого человека. Даже если запрятано где-то глубоко.

Чтобы найти наставника нужно двигаться в нескольких направлениях.

  1. Необходимо расширять свои связи. Это можно делать на мероприятиях вроде митапов, конференциях, а также через свои личные социальные сети. В этом случае спрашивайте у ваших текущих знакомых, кто бы мог посоветовать по нужным вопросам.
    Наверняка в вашем окружении уже есть такой человек. И вы просто ждали выхода этой статьи, которая бы вас побудила.
  2. Далее можно начать с небольшого. Задайте вопрос по почте или в FB. Завяжите общение и начинайте строить отношения. Практически всегда можно найти точки пересечения, общие черты характеров.
  3. После того, как у вас контакт состоялся, можете попросить о регулярном общении. Например, раз в неделю или раз в месяц.

Возможно, вам понадобиться проявить сообразительность. Несколько лет назад я очень хотел встретиться с солисткой одной харьковской группы.

Я написал ей личное сообщение о том, что привез ей подарок из Китая и хотел бы встретиться, передать. Понятно, что ей сложно было не пройти мне на встречу, чтобы просто не обидеть человека, который так далеко вез ей презент.

До и во время общения будет здорово, если вы будете поддерживать контакты и наблюдать за их жизнью. FB можно настроить так, чтобы их посты отображались в вашей ленте первыми. И вы всегда будете в курсе происходящего с ними, отзываясь комментами и помогая советами – будете на радарах ваших наставников.

Как наладить работу

Может возникнуть вопрос, как же выглядит работа с наставником. Нужно быть реалистом – не стоит ждать, что наставник куда-то будет вас тянуть. Хотя и такой вариант возможен, если его заранее оговорить. На мой взгляд, задача ментора – используя свой опыт, свои знания, направлять, подсказывать, разруливать текущие ситуации, рекомендовать, что почитать и куда отправиться поучиться.

Наиболее результативны – личные встречи. Вы должны приходить с вопросами и предложениями. Ведь правильно поставленный вопрос – это уже половина решения.

Более плодотворным будет ваше общение, если у вас будет готовое решение, которое требует, как бы экспертизы. Решение наставника может в корне отличаться от вашего. Но для наставника важно, что вы не тупо сидите, ждете готового решения вопроса, а работаете, вкладываетесь. Что его усилия научить вас – дают результат!

В промежутке между встречами обязательно записывайте все идеи и вопросы, которые вы хотели бы обсудить. Готовьтесь к общению.

Если вы договорились про системную работу – стоит составлять план с приоритетами на период до следующей встречи. Даже если у вашего ментора нет времени на это, план можно составить для себя, например, в такой форме:

В столбике K указан коэффициент приоритета, в столбиках «Выполнение” – соответственно процент выполнения.

Итоги

Общение с наставниками для меня, пожалуй, самое лучшее времяпровождение в жизни, как с друзьями и семьей

Наставники – это те люди, наличие которых в моей жизни побуждает меня стремиться к новым вершинам и помогать другим.

Не зря говорят, что сильные люди – это не те, которые могут опустить других, а те, которые,наоборот, могут поднимать до своего уровня.

Развивайтесь, не стесняйтесь просить совета и будьте сильными!

И приглашаем в наш клуб «Growth Factory Academy” где мы помогаем компаниям размером от 5 до 200 развивать свои бизнесы даже в это не простое время с помощью:

  • регулярных занятий и мастерклассов (8 в месяц)
  • доступ к закрытой библиотеке конференций Outsource People и тренингов за 8 лет
  • закрытое сообщество из 250+ директоров
Аватар
Павел Обод Партнер и основатель «Growth Factory”

Соц. сети:

Можно ли подвизаться без духовного руководства? Вопрос праздный, ибо ответ на него очевиден: нельзя. Без наставника в такой сложной области, как духовная, никак не обойтись. Но как найти духовного руководителя? Надо ли активно и целенаправленно искать, ездить по обителям, ходить от одного батюшки к другому?.. Как понять, что вот этот батюшка – твой духовник? И каким должно быть его руководство? Разъяснения дают пастыри Русской Церкви.

Тайна Божиего попечения

Игумен Лука (Степанов)Игумен Лука (Степанов)

Игумен Лука (Степанов):

– Как найти духовника? Не искал, не знаю. Мне, 22-летнему, духовник был дарован Богом в момент моего крещения. Потому его роль в своей жизни я осознаю как промыслительную данность, необходимую для моего спасения. Если даже земные браки «свершаются на Небесах», то обретение духовника тем более обнаруживается из тайны Божиего попечения о верующей во Христа душе.

У нас есть пример Христа, есть Евангелие, есть Предание Церкви

Иеромонах Иларион (Резниченко):

Иеромонах Иларион (Резниченко)Иеромонах Иларион (Резниченко)

– Тут нет одного ответа, это глубоко индивидуально. Как найти духовника? Не знаю, его может Бог послать неожиданно, а бывает, что его можно всю жизнь искать и не найти или найти. У всех по-разному, но что важно для всех христиан: никто не отменял Евангелия, Предание Церкви, выраженное в ее непростой истории, традиции, духовной литературе, богослужении. Разве это второстепенные вещи? Духовник – это не панацея и не решение всех проблем. Наверное, 95% христиан не имеют духовников (не просто исповедующих батюшек, а именно духовников). И им закрыто Царство Небесное? А Христос? Не Он ли его дарует? Поэтому если духовник ищется, чтобы стать живым Христом на земле, заслонить Его, – в нем нет никакого смысла, а только вред.

Бог пошлет тебе духовного руководителя – только не пропусти

Протоиерей Сергий Правдолюбов:

– Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти. Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: «Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно. Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем. Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах». Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его.

Протоиерей Сергий ПравдолюбовПротоиерей Сергий Правдолюбов

А без духовного руководства вообще спасаться нельзя. Без духовного руководства это гибельно и смертельно. Нельзя ни в чем никогда на себя полагаться. Я всегда для современных людей привожу такое сравнение: космические корабли и космические станции летают непременно при помощи и под внимательным контролем станции наземного управления, потому что в космосе, как известно всем, космонавты даже юмор воспринимают не так, как на Земле. И они могут не понять и не увидеть того, что с их космическим кораблем делается. Им осторожно-осторожно так с Земли говорят: «Мы должны включить такие-то двигатели, чтобы выровнять вашу орбиту, приподнять ее чуть-чуть, чтобы она больше не снижалась». Это значит, что через 10 минут на полторы, 25 или 30 секунд включатся двигатели, и вы не дергайтесь, не пугайтесь этого. Чтобы они осознали это и действительно не испугались.

Нечто похожее требуется любому человеку. У нас сознание, не твердо отражающее действительность. Оно постоянно меняется. У меня есть даже такой термин: «плавающее сознание». Нет постоянного и твердого соответствия нашего сознания действительности. И вот тут необходим духовник. Он должен сказать: «Стоп-стоп-стоп! Почему? А это куда? А это что такое?» Он должен помогать – и помогать доброжелательно, с любовью.

Никто не застрахован от ошибок и промахов. И даже самые великие подвижники обязательно идут к духовнику и исповедуются.

Духовник необходим, чтобы в нужный момент сказать нам: «Стоп! Ты куда?»

На меня очень сильное впечатление произвело, как Святейший Патриарх Пимен, у которого я был иподиаконом, однажды во время службы, прямо перед Причастием, вдруг подозвал отца Алексия Демина, 90-летнего клирика Патриаршего Богоявленского собора, и сказал: «Я должен исповедоваться». Он отошел к жертвеннику и исповедовался. И простой батюшка сельский, обычный, взял крест напрестольный, прочитал разрешительную молитву и благословил голову Святейшего Патриарха. Потому что патриарх, как хороший опытный монах, знает, как страшно небольшое отклонение в сторону, и если сейчас не затормозить – даже в исповеди простому священнику, последствия могут быть ужасающими и страшными.

Вот почему необходимо всегда исповедоваться, во всех случаях, даже вот как Святейший Патриарх Пимен на ходу исповедовался, чтобы быть твердым умом и твердо стоящим на земле без всяких отвлечений и всяких уходов в сторону в созидании своего спасения.

Послушание – это принцип богоподобия

Протоиерей Максим КозловПротоиерей Максим Козлов

Протоиерей Максим Козлов:

– Важность духовного руководства исходит из простого, но совершенно базового христианского принципа – принципа послушания. Сын был послушлив Отцу даже до смерти, и смерти крестной. Принцип послушания – это не дисциплина в церкви, для того чтобы епископам и священникам проще было управлять паствой, а это принцип богоподобия, который может и должен быть нами реализован в нашей жизни. Безусловно, это возможно в семье у детей по отношению к родителям, у младших по отношению к старшим, у супругов по отношению друг к другу в той или иной мере. Но естественнее всего это может быть реализовано через духовное руководство в Церкви: на приходе, в монастыре.

Меры и пределы здесь могут быть очень различными, но самое главное, на мой взгляд, чтобы тот, кого вы ищете в качестве духовного руководителя, был хорошим человеком. Все остальное может быть очень по-разному, это все остальное – трудно измеряемые вещи: молитвенность, многолетний опыт и еще что. Просто по-настоящему хорошим человеком. Не значит – без ошибок, без греховных отступлений, без каких-то несовершенств, но в главном, в основном, в том, что душа чувствует, – хорошим человеком. Хорошего человека можно слушаться.

Если нет традиции преемства духовничества, мы имеем дело с новоделом

Чтобы не обмануться в духовнике, надо четко знать, что у него тоже есть духовник

Протоиерей Олег Стеняев:

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет – спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства.

Протоиерей Олег СтеняевПротоиерей Олег Стеняев

Но для того, чтобы не обмануться в духовнике, надо четко убедиться, что у него тоже есть духовник, а у того духовника – тоже духовник. Потому что если нет этой традиции преемства духовничества, то мы имеем дело с новоделом. А новодел – всегда плохо, это всегда имитация чего-то. Поэтому очень важно, чтобы сохранялось преемство духовного руководства от одного духовника к другому. Этим, кстати, была сильна Оптина пустынь, которая через Паисия Величковского возродила афонскую традицию преемства от одного старца к другому. К сожалению, сейчас очень многим этого недостает и старцами становятся какие-то младостарцы, которые сами не находились под духовным управлением, и, общаясь с такими людьми, мы рискуем выдать за что-то действительно ценное и значимое то, что на самом деле является дешевым новоделом и не более того.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности

Священник Валерий ДуханинСвященник Валерий Духанин

Священник Валерий Духанин:

– Тот, кто вовремя нашел духовника, – счастливый человек. Мне в этом отношении очень не повезло. Прежде чем обрести здравое духовное руководство, я прошел через ложное наставничество и понес огромное душевное повреждение. Поэтому мне есть с чем сравнивать.

Руководство у духовника – бесценный дар, который, может быть, даже не сразу осознается. Разве мы сразу ценим то, что у нас есть родители? Понимаешь ценность этого только потом. Так и в отношении духовника.

Без духовника в духовной жизни не будет основательности. Можно ли самому научиться водить автомобиль, выучить иностранный язык без учителя или пройти без проводника через незнакомую местность? Если и бывает такое, то лишь в исключительных случаях. Для всех же общим правилом является необходимость руководства. В самых тяжелых ситуациях моей жизни не раз спасала от бед именно откровенность перед духовником и его молитва и внимание. Поэтому сейчас я знаю точно: хочешь спасти свою душу, имей духовника.

Для человека вообще важно, чтобы кто-то услышал его в бедах и горестях, смог дать нужный ему совет. И, собственно, кто мог бы стать здесь еще более надежной опорой, как не священнослужитель, которому Бог вверил Свою благодать для укрепления верующих? Духовничество очень нужно. Иначе христиане вместо священника будут спешить к психологу и говорить, что у него они получили пользы больше, нежели у батюшки.

Конечно, для прощения греха неважно, кто тебя исповедует. Само Таинство исповеди с чистым раскаянием испепеляет грехи, потому что перед Святым Духом наши грехи словно солома перед огнем. Раскаянный, исповеданный грех исчезает. Но если посредством греховной жизни и погружения в заблуждения с душой произошли внутренние сломы, то раны остаются еще долго, они напоминают о себе. Вот почему так бывает нужен духовник, тот, кто знает все твои душевные особенности, все жизненные преткновения, ошибки, слабости и повреждения, полученные и совершенные твоей душой. Духовник – это тот, кто находит ключик к проблемам твоей души и помогает тебе выйти из них, обратившись к Богу. Духовник помогает обрести тот твой личный путь, на котором душа раскроется перед Господом и примет Его благодать.

Как же найти духовника? Во-первых, надо очень просить об этом Господа. Во-вторых, постарайтесь заметить, перед кем из батюшек ваша душа в особенности раскрывается, чьи наставления особенно разрешают возникшие у вас проблемы.

Духовник, прежде всего, обнаруживает внутреннее неустройство духовного чада

Зачастую мы идем к духовникам с каким-то вопросом, надеясь найти ответ. При этом наивно думаем, что, получив разрешение вопроса, тут же облегчим себе жизнь. Однако опытные духовники видят, что каждый из нас страдает не от нерешенного вопроса, а от целого комплекса духовных проблем, о которых мы, может быть, даже и не задумываемся. Поэтому подлинное духовничество заключается не только в разрешении сиюминутных вопросов, а прежде всего во вскрытии в духовном чаде его основных внутренних неустройств, в решении проблем, мешающих чаду, по сути, быть с Богом.

Зачастую нам нравятся те духовники, которые позволяют нам делать то, чего мы сами хотим. Услышать горькую правду о своем образе жизни больно, менять себя страшно, и потому мы часто ищем, чтобы духовник подстраивался под нас, смягчал требования духовной жизни и помогал, так сказать, заключать компромисс нашей совести с нашей расхлябанностью. Вот это очень неправильно. Важно найти духовника, который бы помогал потихоньку менять себя, освобождаться от ветхости, который подбирал бы то духовное лечение, которое окажется наиболее эффективным против наших главных страстей.

Духовник видит нас со стороны

Священник Александр СатомскийСвященник Александр Сатомский

Священник Александр Сатомский:

– Духовное руководство крайне необходимо для христианина. В любом деле, начинаемом с нуля, человеку нужен помощник, наставник. Нельзя добиться результатов в иностранном, занимаясь по самоучителю. Невозможно получить результата в спортзале, не обращаясь к тренеру. Так же и в духовной жизни: нужен кто-то, кто видит вас со стороны, а также (дай Бог) обладает определенными навыками в духовной жизни, которым может не от книжек, а от опыта научить.

Духовник – это тот человек, у которого прихожанин регулярно исповедуется и с которым советуется по разного рода вопросам внутренней жизни. Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины – каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник. Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди. Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад

Диакон Владимир ВасиликДиакон Владимир Василик

Диакон Владимир Василик:

– Для начала надо самому пройти хорошую школу духовного руководства. Это как в армии, так и в Церкви. Править и повелевать может только тот, кто прошел школу повиновения, смирения, управляемости. Тот, кто знает, каково быть подчиненным.

Не быть духовным руководителем, а самого себя подготовить к окормлению духовником.

Кто знает, каково быть подчиненным, тот относится милосердно и с состраданием к подчиняемым, к пасомым. Когда в архиереи выскакивает человек, не прошедший подлинной духовной школы – ни серьезной приходской, ни монашеской, а потершийся некоторое время вокруг архиерея в иподиаконах и по сути дела не знающий жизни паствы, то ничего доброго из этого выйти не может. Разве что по великой милости и благодати Божией. Это что касается пастырства вообще и церковного управления.

Что же касается духовного руководства, именно спасения душ, то это наука, и сам человек на себя это брать не должен.

Нам деваться некуда, поскольку исповедь перед Причастием у нас обязательна. Поэтому ставят исповедовать и молодых неопытных священников. В Греции отношение к исповеди совершенно другое: неопытных на исповедь не ставят. Другое дело, что там далеко не все, увы, исповедаются. Молодым священникам в Греции запрещается исповедовать. Отправляют на исповедь к опытным серьезным духовникам. У нас это нереально, неосуществимо. И молодые священники, на мой взгляд, должны быть очень осторожны. В ряде случаев, если они сталкиваются с той проблемой, которая для них явно не разрешима, явно выше их духовного опыта, они должны знать, к кому отправить исповедующегося, если он проявляет к этому достаточную волю. Здесь нужно четкое понимание своей компетенции. Это, во-первых.

Во-вторых, не следует искать духовного руководства, испытывать стремление стать духовным руководителем.

Как же найти себе духовного руководителя? В Писании сказано: «С преподобным преподобен будеши… и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17: 26–27). Надо искать таких людей, которые и преподобны, и избранны, и молитвенны. Не обязательно, чтобы это были люди славные, известные и информационно освещенные. Главное, чтобы это были люди благодатные, вокруг которых царит любовь и мир и жизнь чад которых устрояется ко спасению.

Каковы черты подлинных пастырей? – Отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть

Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых. Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде. Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: «Думай сам». Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами. Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин). Я вспоминаю общение с ним: он деликатно советовал. Я получал «по полной программе», если его не слушался, и уже после это понимал, но он и тогда принимал меня со всей любовью, несмотря на мое упрямство, ослушание, глупость, неразумие, гордыню. Это тоже удивительная черта настоящего духовника – такое терпение и любовь.

Страшные беды возникают от властолюбия и от взыскания духовной власти, от духовной тирании. Я знал один случай просто трагический, связанный с весьма известным духовником – не буду называть его имени. Его чадо, будущий священник, пришел к нему на прием со своей невестой, которую он любил. На приеме у этого духовника сидела на диване одна девица. Этот будущий батюшка спрашивает старца: «Батюшка, благословите меня на брак с такой-то». – «Нет, она не твоя, а вот твоя, тебя ждет, – и указывает на совершенно незнакомую девицу, на диване сидящую. – Вот на ней ты и повенчаешься. Ясно?» Тот по послушанию духовнику, разорвав общение с невестой, с которой все было договорено, женился на той, которую посоветовал старец. Что произошло? Его жена полюбила его всей душой, а он ее видеть не мог. Когда она приезжала к нему на место служения, он буквально через несколько часов отправлялся с ней на вокзал, покупал ей обратный билет и провожал до следующей станции, чтобы она по дороге не вздумала выпрыгнуть и вернуться к нему.

Столько трагедий возникало от властолюбивого и неразумного руководства духовников!.. Настоящий духовник не должен властолюбиво попирать свое чадо. Где надо, он, конечно, должен и вмешиваться, и свидетельствовать о неправде его жизни, и наставлять его крепко. Но там, где нет вещей зазорных и греховных, там, где чадо должно и может действовать само, там настоящий духовник должен давать этому «зеленый свет».

Надо четко разделять проблемы духовной жизни и те, что связаны с нашими социальными и семейными обязанностями

Как найти настоящего духовника? Об этом надо молиться. Надо вести регулярную церковную жизнь и просить Господа. Тут даже не обязательно, чтобы духовник был славным, великим, духовным. Достаточно, чтобы он был просто добрый батюшка, добросовестно относящийся к своим духовным обязанностям, внимательный и молитвенный. Если человек ему доверяет и молится Богу, чтобы Бог через него открыл Свою волю, то он все получит по своему прошению, получит все, что надо ему для спасения.

Другое дело, что надо четко разделять вещи, относящиеся к нашей духовной жизни, к нашему спасению – а с другой стороны, к нашим социальным и семейным обязанностям. У моей покойной бабушки был такой случай. На исповеди священник ее спросил: «Вы где работаете?» А она работала на Балтийском оборонном заводе, о месте своей работы говорить не имела права. И она нашла в себе мужество и разум духовный сказать: «Батюшка, простите, это к исповеди не относится». Нужно рассуждение и трезвение и для самого духовника, и для его чада.