Как научить ребенка самоконтролю?

С точки зрения биологии, каждый живой организм способен реагировать на раздражители. Для человеческого организма такой реакцией будут эмоции. Ежедневно мы все испытываем самую разную гамму эмоций, некоторые из них мы выражаем словами или действиями, а некоторые сдерживаем, потому что так предписывают традиции нашего общества. Детский психолог Павел Тарунтаев делится рекомендациями, как научить ребёнка владеть собой и разумно проявлять свои чувства.

Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов
Павел Тарунтаев, детский психолог сети частных детских садов «Интересный детский сад»

Как развивать самоконтроль

К 5−6 годам у ребёнка уже начинают формироваться зачатки способности к самоконтролю, а это основа умения управлять собой и своими эмоциями. Развивать его относительно просто: для этого есть игры. Можно использовать настольные игры с правилами. Если ребёнок им не подчиняется, то не сможет выиграть или даже будет исключён из игры.

Прекрасно подойдут и сюжетно-ролевые игры. Когда ребёнок делает то, что предписано игрой, например, изображает часового, который не должен двигаться, он испытывает двойственные чувства. С одной стороны, ему хочется веселиться, а надо стоять молча; с другой, он справляется со своей ролью, а это приносит чувство глубокого удовлетворения. Так, играя, ребёнок учится самоконтролю.

Есть и специальные игры, формирующие произвольность у детей, например «Светофор»: у ведущего есть три цветные таблички. Когда он показывает зелёную, можно прыгать и кричать, жёлтую — нужно превратиться в мышку, красную — замереть. Если бы у современных детей было больше сюжетно-ролевых игр, у них было бы меньше проблем с самоконтролем.

Как научить ребёнка владеть собой

Не всегда бурное изъявление чувств ребёнком — это проблема, требующая срочного решения, всё зависит от темперамента. Некоторые дети эмоциональны от природы, и поделать с этим что-то сложно, да и не всегда нужно: такова их нервная система, и это не патология. Вопрос в том, чтобы помочь им лучше управлять собой и избежать серьёзных последствий. Поводом для тревоги служат длительные или слишком яркие негативные состояния (истерики, страхи, резкие перепады настроения) в любом возрасте.

Эмоции нужно принимать…

Относитесь с пониманием к чувствам ребёнка и не обесценивайте их. Пусть он не слышит от вас таких фраз: «Нечего тут бояться», «Мальчики не плачут», «Это ерунда, успокойся». Этими высказываниями мы как будто отнимаем у ребёнка право испытывать эмоции. А если их подавлять, то эмоции становятся неуправляемыми, вызывают стыд и приводят к лишней нагрузке на нервную систему.

Очень важно говорить ребёнку, что он имеет право испытывать самые разные эмоции. Ни в коем случае нельзя называть какие-то чувства неприемлемыми: «Нельзя злиться», «Разве можно так переживать?» Неприемлемой скорее может быть демонстрация каких-то чувств в определённых обстоятельствах. Например, когда мама не купила игрушку, которую хотел ребёнок, он может на неё разозлиться — для него это естественно. А вот ударить её за это он не имеет никакого права.

… различать и выражать словесно…

Помогайте ребёнку выражать свои чувства, причём вербально. Анализируйте их вместе: «Ты злишься, тебе обидно, потому что…» Важно, чтобы малыш осознавал, что с ним происходит, почему он испытывает какие-либо эмоции. Когда чувство как-то характеризуется вслух, оно уже отчасти контролируется. Если не уделять этому внимания, ребёнок будет чувствовать себя словно в бушующем море, не зная, куда ему двигаться и что делать.

Давайте детям возможность выплёскивать эмоции, радоваться и грустить без родительских замечаний. Можно даже оборудовать какой-то уголок, где ребёнок сможет выражать свою злость или бурную радость, прыгать и бегать, рвать бумагу и так далее. На мой взгляд, проще и действеннее всего дать детям какую-то физическую активность, поиграть с ними на улице, чтобы буря эмоций, которую они переживают, прошла безболезненно и для них, и для окружающих.

Для многих детей отдушиной и возможностью притупить агрессию становятся компьютерные игры-стрелялки. Я бы не советовал использовать их как способ выплеснуть эмоции, если речь идёт о детях 5−6 лет (и даже 14): они пока не способны до конца понять разницу между игрой и реальностью, и агрессия не прорабатывается, а усиливается.

… анализировать

Ребёнок опечален? Не говорите ему: «Не грусти», ведь ему уже грустно. Лучше всего отвлечь его, поиграть с ним и обязательно проговорить, что чувство, которое он переживает, пройдёт со временем. С одной стороны, мы показываем ребёнку, что эмоции мы не только испытываем: о них можно и нужно говорить. С другой стороны, мы даём ему важный совет: нужно уметь переключаться, а не зацикливаться и терзать себя. А ещё — принимать активные шаги для изменения ситуации.

Как ребёнок может помочь себе сам

Лет с 5−6 можно обучать ребёнка определённым способам релаксации, которые позволят ему держать себя в руках в моменты сильных переживаний и не поддаваться эмоциям. Это может быть и дыхательная гимнастика, и самомассаж, и даже игра воображения. Например, если ребёнок очень волнуется перед публичным выступлением, он может вообразить себя королём, а зрителей — подданными, и это поможет ему немного успокоиться.

Каждое эмоциональное состояние нужно признать, осознать его причины и дальше пробовать справиться с ним и сделать из этого какие-то выводы.

Как культура влияет на способы выражения эмоций

Нужно ли по-разному подходить к сдерживанию положительных и отрицательных эмоций? Это скорее культурный вопрос, и в нашем обществе большее внимание уделяется именно негативным проявлениям. В своей практике я не встречал детей, родители которых обозначали бы проблему так: «Он слишком бурно радуется».

Но иногда это может стать проблемой. Например, если школьник чему-то сильно обрадовался прямо на уроке, вряд ли он сможет прыгать и танцевать в классе — так не принято. Тут ему на помощь придут способы самоуспокоения, о которых я уже упоминал: посчитать про себя до десяти, задержать дыхание. В некоторых случаях важно уметь контейнировать эмоцию, то есть выплёскивать её не сразу, а потом, когда пройдёт время, и найти способ её выразить.

От мальчиков требуется больше контролировать себя и меньше выражать чувства, причём любые. Таковы культурные традиции, и сделать с этим что-то довольно трудно. Если пятиклассник заплачет при сверстниках, это, скорее всего, будет воспринято как слабость, повод для шуток и существенно понизит его статус. Но подавлять сильную печаль и гнев тоже нельзя: это приводит к эмоциональным проблемам и более серьёзным последствиям вплоть до нарушений психики. Мальчик должен знать: он имеет право испытывать любые чувства и возможность их выражать — где-то в безопасном месте, например, дома, рядом с доброжелательными родителями, которые всегда его выслушают.

Чуткое отношение к собственным эмоциям и умение ими управлять — очень важные качества, которые не возникают сами по себе. Помогите ребёнку прислушиваться к себе и владеть своими эмоциями.

Искусство самообладания

На пути к желаемым целям часто находится немало жизненных препятствий, которым легко удается вывести вас из себя. Будучи спокойным минуту назад, вы тут же теряете терпение, мысленно превращаясь в разъяренного зверя. Несмотря на то, что многие факторы заставляют вас реагировать чересчур эмоционально и даже слишком агрессивно, существует множество ситуаций, когда необходимо уметь себя контролировать и руководствоваться холодным расчетом. Чтобы достойно выглядеть в таких провокационных ситуациях, нужно владеть искусством самообладания.

Самообладание – это способность человека сохранять внутреннее спокойствие, контролировать свои реакции, не предавать свои внутренние ценности в сложных эмоциональных и критических ситуациях. Потерять самообладание – значит поддаться эмоциям, обнажить «оголенный нерв» и продемонстрировать свое внутреннее «я» не самым должным образом.

Самообладание является внутренним умением человека быть спокойным вне зависимости от внешних обстоятельств. Иными словами, это умение сохранять трезвый рассудок и не поддаваться эмоциям в стрессовых ситуациях. Самообладание – одно из важнейших инструментов для достижения успеха и личностного развития. Но, к сожалению, даже признавая ценность владения искусством самообладания, многие люди делают очень мало для его развития, а некоторые и вовсе не считают нужным его развивать.

Развитое самообладание наделяет силой твердо следовать своим решениям. Развив в себе это качество, вы не только будете контролировать свои эмоции, но и контролировать эмоции близких вам людей, внушать им уверенность. Сможете легко планировать свои действия в сложной ситуации, знать, какие шаги и слова будут следующими. Люди очень ценят подобное качество.

Важной составной частью самообладания является выдержка. Выдержка в частности и самообладание в целом – это одни из важнейших столбов лидерства. Для подлинного лидера важно не только сдерживать внешние эмоциональные порывы, но и сохранять «холодный ум» в любой ситуации, не реагировать на провокации и всегда находить внутри себя точку покоя, даже находясь в сердцевине бушующего урагана событий.

Недостаточно развитая способность владеть своими эмоциями, желаниями и реакциями часто приводит к неудачам в работе и личной жизни, перееданию и другим вредным привычкам, проблемам со здоровьем, к конфликтам с окружающими вас людьми. Главное, что вы должны для себя уяснить, – это то, что терпеть унижения и издевательства вам не надо, просто надо искать другие, более конструктивные выходы из ситуации, ведь нервный срыв является худшим способом вести диалог и решать проблемы. Раздражение не позволяет вам следить даже за ходом беседы. С такими людьми очень сложно вести дела.

Намерено вывести из себя можно и самого уравновешенного человека, умело воздействуя на его «болевые точки». Такие «болевые точки» называются ­триггерами – это любые внешние события, фразы, поступки окружающих, которые вызывают у вас определенную реакцию и становятся «спусковым механизмом» для ваших эмоций.

Для чего необходимо самообладание?

Самообладание помогает:

  • вовремя заметить проявления саморазрушительного, зависимого или навязчивого поведения;
  • обрести уверенность в себе;
  • развить высокую самооценку и внутреннюю силу;
  • преодолеть сомнения;
  • сдерживать свои порывы;
  • держать чересчур эмоциональные реакции в норме;
  • преодолеть чувство беспомощности;
  • обрести контроль над собственной жизнью, поведением и реакциями;
  • бороться с проявлениями страха в экстренных ситуациях;
  • развить терпение;
  • достичь счастья и удовлетворенности;

Самообладание развивает:

  • эмоциональную и умственную независимость от окружающих людей и обстоятельств;
  • хорошие взаимоотношения с другими людьми;
  • ответственность;
  • баланс и гармонию в жизни человека.

Препятствия для развития самообладания:

  • недостаток знаний и понимания того, чем на самом деле является самообладание;
  • сильные и неконтролируемые эмоциональные реакции;
  • быстрота и непосредственность этих реакций на раздражители окружающего мира;
  • необдуманные действия;
  • слабое желание измениться и стать лучше;
  • недостаточно развитая сила воли;
  • недостаток веры в себя и свои способности;
  • субъективный взгляд на развитие самообладания.

Как развить самообладание?

Некоторые люди объясняют свои агрессивные реакции и несдержанность холерическим темпераментом, при этом они ничего не делают, чтобы как-то измениться, опускают руки, продолжая эмоционально «убивать» себя дальше. Но есть и другие варианты развития событий:

Определите те жизненные области, где вам не хватает самообладания. Например, это могут быть покупки, переедание, трудоголизм, навязчивость и др.

Определите те эмоции, по отношению к которым требуется применение самообладания. Возможно, это гнев, сожаление, обида, негодование или страх.

Выявите мысли и убеждения, которые толкают к неконтролируемому поведению. В те минуты, когда потребность в самоконтроле наиболее высока, повторяйте про себя следующие фразы:

  • Я полностью контролирую свою жизнь;
  • У меня есть сила воли, чтобы выбирать для себя эмоции и мысли;
  • Самообладание приносит мне внутреннюю силу;
  • Я полностью контролирую свои эмоции и поведение;
  • День за днем моя способность к самообладанию возрастает.

Осознайте и распознавайте свои триггеры. Это поможет сохранить лицо в непростой ситуации и с достоинством выдержать провокацию, не разрушив при этом отношений. Вы можете определить список людей или вещей, которые чаще всего выводят вас из себя. Это и есть ваши потенциальные триггеры, поэтому, взаимодействуя с ними, нужно быть особенно осторожным и внимательным. В скором времени вы избавитесь от раздражения по этим поводам.

Чувствуйте момент, когда на вас негативно воздействуют. Вы можете отследить изменения в вашем теле: учащенный пульс, покраснение кожи, напряжение. Все это предшествует резкой смене настроения.

Ищите конструктивные способы выражения внутренних переживаний. Найдите реализацию своего потаенного гнева. Это поможет поставить ребром вопросы, на которые в обычном состоянии сложно найти ответы. Иными словами, уводите энергию конфликта в сторону его разрешения, а не конфронтации с человеком, который его принес.

Игнорируйте внешние раздражители. Поймите, что на внешние раздражители действительно можно не реагировать, как на телефонный звонок.

«Обнуляйте» раздражители. Если произошло неприятное для вас событие, не игнорируйте его, а работайте с ним. Не решайте важные вопросы, когда вы злы. Подумайте над тем, как избавиться от раздражения, и только после этого идите дальше.

Оттяните время реакции. Этот способ достаточно популярный и заключается в том, что между фиксированием раздражителя и реакцией на него нужно сделать паузу. Не реагируйте сразу. Особенно это важно во время конфликта. Сосчитайте до десяти или сделайте пару глубоких вдохов и выдохов.

Переключайте свое внимание. Попробуйте моментально переключать свое внимание с области раздражения на что-то другое.

Выйдите. В конфликтных ситуациях мы часто пренебрегаем самым разумным способом предотвратить сиюминутную реакцию – просто покинуть это место. Когда нервы на пределе, когда вам сложно понять, что выводит вас из себя, нужно срочно найти время на размышление. Вам станет лучше, как только вы соберетесь с мыслями и овладеете эмоциями.

Посмотрите на ситуацию шире. Попробуйте увидеть картину происходящего целиком. Например, постарайтесь без раздражения подумать о вашем раздражителе. Подумайте о его месте в вашей жизни, представьте его жизнь. Может, есть какое-нибудь объяснение подобному поведению? Проявите к раздражителю доброе отношение. Это вовсе не признак слабости. Наоборот, это качество сильного человека, которое поможет сберечь время и нервы на бессмысленные приступы вспыльчивости.

Дышите. Отличный способ успокоиться – сфокусироваться на дыхании. Размеренное дыхание поможет сохранить самообладание и восстановить потерянное эмоциональное равновесие. Кроме того, это отсрочка, которая дает вам время ответить, а не просто отреагировать.

Полюбите людей. Многие раздражители возникают из-за того, что вас злят и раздражают люди. Можно провести всю свою жизнь в попытке их перевоспитать, а можно находить в каждом человеке что-то хорошее. Посмотрите на человека, который вас всегда раздражает и задайте простой вопрос «Почему?». Получив ответ, задайте тот же вопрос еще четыре раза. Удивительно, но скорее всего в итоге вы выясните, что причина вашего раздражения на этого человека – в вас. И ее легко устранить, если постоянно напоминать себе тот самый последний ответ. Докопайтесь до истинной, а не поверх­ностной причины раздражения.

Анализируйте произошедшее вне зависимости от исхода. Неважно, какой была ваша реакция в этот раз. Найдите в себе силы мысленно вернуться к случившемуся и проанализировать свои действия: что было сделано правильно, а что стоит исправить в будущем.

Уменьшите уровень стресса. Хронический стресс является главным врагом самообладания. Почему среди людей, которые живут в экономически развитых странах, столько обжор, алкоголиков и игроманов? Причиной всему – хронический стресс, накапливающийся в течение жизни. Трудности на работе и в личной жизни, тревожные новости по телевидению, неопределенность будущего – все это способствует развитию их зависимостей, и человек довольно быстро может разучиться контролировать свои эмоции и желания.

Выберите для себя идеал. Оказываясь в сложных обстоятельствах и теряя веру в собственные силы, бывает очень сложно продолжать преследовать когда-то поставленные цели. Поэтому для человека очень важно иметь идеал или авторитет, вдохновляющий на достижение поставленных целей. В наше время роль «идолов» часто исполняют певцы или актеры, голливудские звезды. Однако часто их биографии не только не придают веры в человеческие возможности, но и являются отрицательным примером того, какой может быть человеческая жизнь. Поэтому к выбору примера для подражания нужно подойти тщательно. Мир предоставляет огромное количество образцов самообладания и выдержки в поведении человека. Например, идеалом, который позволяет черпать уверенность в возможностях человеческого духа, могут стать друзья или родственники, герои фильмов, книг или политические деятели.

Визуализируйте собственное поведение в рамках самообладания. Необходимо рассмотреть жизненную ситуацию, в которой вам не хватает дисциплины и самообладания, и представить, что вы реагируете спокойно.

Релаксируйте. Учитесь расслабляться. Если для вас на первых порах сложно ни о чем не думать и сидеть с закрытыми глазами, включите любимую музыку и полежите. Десяти минут в день хватит, чтобы привести эмоции в норму. Так же очень полезными могут оказаться восточные практики, такие как йога или медитация.

Используйте активный отдых. Например, плавайте, бегайте, катайтесь на велосипеде.

Занимайтесь саморазвитием. Если вы не умеете контролировать свои чувства и не следите за эмоциями, займитесь саморазвитием. Саморазвитие – это душевное равновесие, и именно в этом состоянии можно добиться больших успехов во всех начинаниях.

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

психолог

Самообладание и как его развить

Каждый человек, который понимает, что может развить в себе любую способность, имеет собственный список будущих качеств. Если в вашем списке нет самообладания, возможно данная статья поможет вам не только осознать важность этой способности, но и поможет в ее развитии.

Хотя самообладание всегда считалось истинно мужским качеством, полезно его развивать и женщинам. Женщина, потерявшая самообладание, вызывает сострадание и даже любовь, мужчина же теряет всякое уважение. Иногда потеря самообладания является манипуляцией, это уж смотря, какие глубинные мотивы. И тем не менее женщинам стоит развивать в себе это качество хотя бы потому, что частая потеря самообладания чревата огромными проблемами со здоровьем. Можно все объяснить холерическим темпераментом и продолжать убивать себя, но есть варианты получше.

Нервный срыв — это бомба замедленного действия, поэтому давайте разберемся чего это будет вам стоить. Стоит оговориться, что хотя потеря самообладания вовсе не означает нервный срыв, частая потеря себя расшатывает психику настолько, что с каждым новым разом вы становитесь ближе именно к нервному срыву, а потом будете его испытывать каждый раз. По поводу и без повода.

Самообладание и его потеря

Самообладание — это способность человека сохранять внутреннее спокойствие, не предавать свои внутренние ценности в самых сложных эмоциональных и критических ситуациях. Потерять самообладание — значит поддаться эмоциям, обнажить оголенный нерв и предать свое внутреннее «я». Если ставить вопрос о том, зачем сохранять самообладание, ответом будет перечисление негативных моментов, которые следуют за его потерей:

  • Чувство вины или стыда
  • Потеря мужественности, если вы мужчина
  • Нервный срыв, истерика
  • Чем ниже уровень раздражающего фактора, тем сильнее неудомение людей, ставших свидетелями нервного срыва
  • Потеря самообладания может выражаться в полнейшем ступоре. Человек внешне выглядит спокойным. Это самый опасный вид нервного срыва
  • Разрыв отношений с человеком, поврежденная вещь, сжигание всех мостов на работе и общественной жизни, моральное падение в лице свидетелей срыва
  • При частом повторении возможен инфаркт, либо расшатывание нервной системы

Потеря самообладания, как правило, не происходит за короткое время. Это долгий процесс накопления действий раздражающих факторов. Человек, культивирующий в себе самообладание, обладает способностью растворять в себе первые признаки первого раздражителя. Для того, чтобы научиться растворять в себе раздражитель, необходимо для начала его распознать. Беда многих людей в том, что у них в процессе дня копится много отрицательных ситуаций, которые они уже даже не замечают — они автоматом зачисляются на ваш отрицательный эмоциональный счет.

Потерявшие самообладание описывают это чувство в виде красной пелены перед глазами. Происходит полная потеря контроля над всем телом, сознание как бы наблюдает за телом со стороны. В человеке чувство вины и стыда смешивается с недоумением, он не понимает, что произошло. Осознание приходит позже.

Есть ли минусы в развитом самообладании? Безусловно, если вы так и не поняли, что это такое и считаете, что нельзя же долго терпеть что-либо. Самообладание — это постоянное обнуление раздражителей с тем, чтобы они не накопились. Никто не советует вам терпеть унижения и издевательства, просто нервный срыв — худший способ вести диалог и решать проблемы. Да и просто раздражение в любом диалоге не позволяет вам следить даже за ходом беседы. Потеряв самообладание, вы даже можете выиграть битву, но не войну. С вами больше никто дел иметь не будет.

Плюсы развития самообладания

Развив в себе самообладание, вы не только будете контролировать свои эмоции, но и контролировать эмоции близких вам людей, внушать им уверенность и не давать потерять лицо. Люди очень ценят подобное качество.

Несмотря на то, что все мы любим быть эмоциональными, существует огромное количество ситуаций, где необходимо руководствоваться холодным расчетом и иметь твердую руку. Эмоциям должно быть свое время. То, что люди больше обращают внимание на сверхэмоциональных людей, не значит, что они их ценят.

Вы получаете власть над другими людьми. В любой сложной эмоциональной ситуации, когда многие подвержены панике, люди инстинктивно смотрят вокруг и отмечают самого спокойного человека. Эволюция говорит им — иди за ним, он знает, что делать. Даже когда человек просто растерян, он отметит ваше спокойствие и послушает вас.

Человек, развивший в себе самообладание, способен планировать свои действия в сложной ситуации. В то время, когда другие теряют лица, этот человек отдает отчет каждому действию и знает, какие шаги и слова будут следующими. Он остается собой в любой ситуации.

Как развить свое самообладание

1

Медитация

Всегда и везде эта медитация. Но что сделать, если она и правда универсальна, когда речь идет о любых эмоциях. Она позволит вам распознавать, понимать и ощущать свои эмоции. Вы наконец сможете удивиться: «О, я испытываю благодарность. Какое приятное чувство, никогда не обращал внимание». С отрицательными эмоциями намного сложнее, но, уделив 20 минут в день, вы впоследствии экономите огромное количество денег и времени. В конце-концов, вы просто удивитесь тому, что способны испытать несколько десятков эмоций за одну минуту и как это вредит ясному разуму.

2

Релаксация

Если для вас на первых порах сложно ни о чем не думать и сидеть с закрытыми глазами, просто ляжьте, включите любимую музыку и полежите. Двух раз по 10 минут в день хватит для приведения эмоций в норму.

3

Полюбите людей

Больше половины раздражителей возникают от того, что вас злят и раздражают люди. Можно провести всю свою жизнь в попытке их перевоспитать, а можно находить в каждом человеке лучшее и интересоваться им искренне. Посмотрите на человека, который вас всегда раздражает и задайте простой вопрос «Почему?». Получив ответ, задайте тот же вопрос еще четыре раза. Удивительно, но скорее всего в итоге вы выясните, что причина вашего раздражения на этого человека в вас самих, в чем-то, что легко устранить, если постоянно напоминать себе тот самый последний ответ. Вас раздражает не ваш непутевый родственник, а то, что вы не можете помочь ему стать на ноги. Родственником вашим он все равно будет и любите вы его искренне, дело в том, что вы не знаете, как ему помочь. Возможно, вы даже никогда не задумывались об этом, он вас просто раздражал тем, что не сумел устроиться в жизни. Докопайтесь до истинной, а не поверхностной причины раздражения.

4

Игнорируйте внешние раздражители

Телефонный звонок вас раздражает не потому что отвлекает от работы, а потому что вам надо ответить. Вы на автомате поднимаете трубку, просто потому что вам кто-то позвонил. Во многих случаях этот звонок не изменит вашу жизнь. Если раздражает, не берите трубку, перезвоните человеку, когда поймете, что вам это нужно.

Так же стоит поступать и со многими другими раздражителями, если наконец подумать о том, что на них можно не реагировать или минимизировать их воздействие. Наушники помогут сосредоточиться на чтении (музыка без слов), чтение раздражающих новостей перестает вас удивительным образом раздражать, когда вы перестаете их читать.

5

Обнуление раздражителя

Как уже было сказано, главная причина потери самообладания в том, что раздражители копятся и существует определенный порог, преступив который вы получаете нервный срыв. Поэтому если с самого утра произошло неприятное для вашей нервной системы событие, не игнорируйте его (оно уже проникло внутрь), а работайте с ним. Не решайте важные вопросы, когда вы чем-то разозлены. Подумайте над тем, чтобы избавиться от раздражения и только после этого идите дальше.

6

Оттяните время реакции

При возникновении раздражителя, не реагируйте на автомате. Особенно это важно во время конфликта. Сосчитайте до десяти или сделайте пару глубоких вдохов и выдохов. Мгновенно реагируют на раздражители только низшие микроорганизмы.

Всегда помните о том, что потеря самообладания — однозначное зло. Если вы занимаетесь саморазвитием, все это не имеет смысла, если вы не умеете контролировать свои чувства и не следите за эмоциями. Саморазвитие — это прежде всего душевное равновесие, и именно в этом состоянии можно добиться больших успехов во всех начинаниях.

Современные родители постоянно сталкиваются с тем, что дети не в состоянии управлять своим поведением или сдерживать эмоции. Подтверждают это и официальные данные. Национальный институт психического здоровья (США) провел обширное исследование, в ходе которого выяснилось, что до 18 лет каждый второй ребенок приобретает аффективное расстройство, нарушение поведения либо наркотическую зависимость. И дело здесь не в новых способах диагностики, а в том, что современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. У наших детей значительно снижена способность к самоконтролю. В чем причина кризиса самоконтроля? Исследователи называют три фактора:

1. Дети растут в мире гаджетов и высоких технологий.

2. Они ориентированы не на вклад в общее дело, а на академические успехи и умения.

3. У них почти нет возможности играть самостоятельно и проводить время на улице.

«Главный вызов эпохи таков: мы должны научить детей самоконтролю», — говорит Кэтрин Льюис. Но как это сделать?

Верните им обязанности

Для современных родителей из среднего класса дети — уже не помощники, без которых не обойтись в доме, на ферме или в семейном бизнесе, а скорее прекрасные талантливые цветы, за которыми нужно постоянно ухаживать. Однако исповедуя такой подход, мы помимо своей воли даем детям понять, что их ценность зависит от достижений во всех областях. А ведь добиться выдающихся достижений очень нелегко! Если в стране 15 тысяч юных футболистов, как можно стать лучшим из всех?

«Наши дети — безработные, — говорит Льюис. — Их время заполнено уроками, музыкой, спортом, внеклассными занятиями, но никаких обязанностей перед семьей и обществом у них нет. Мы прекрасно обойдемся без их помощи — сами присмотрим за малышом, сделаем уборку, поставим обед на стол».

Взрослые полагают, что действуют во благо ребенку. На практике же отсутствие простых домашних обязанностей не дает ребенку возможности овладеть целым рядом навыков и научиться быть полезным. Представьте себе, как растеряется и падет духом взрослый, если потеряет работу, — так стоит ли удивляться высокому уровню тревожности и депрессии у детей, лишенных настоящих обязанностей?

Да и родители забывают, что совместное выполнение домашней работы, будь то уборка, стирка, приготовление еды, ремонт велосипеда или работа в саду, позволило бы им лучше узнать ребенка и пообщаться с ним. Все это подрывает мотивированность ребенка и мешает ему чувствовать себя благополучным.